Анализ упражнений по русскому языку в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

В статье рассматриваются дидактические возможности упражнений учебников русского языка для начальной школы в работе по формированию орфографической зоркости и представлены результаты анализа учебников 8 учебно-методических комплексов. Отмечается, что анализируемые учебники русского языка могут быть условно разделены на три группы по уровню внимания к развитию орфографической зоркости. Упражнения учебников рассматриваются в соответствии с этим делением. Устанавливается соотношение упражнений на орфографическую зоркость и правописных упражнений в целом и отмечается, что их количество зависит от того, в какой степени авторы учебников оценивают важность данного умения. Определяются методы, лежащие в основе упражнений на орфографическую зоркость, и указывается, что основным методом обучения орфографической зоркости, на котором построены упражнения различных учебников, является нахождение орфограмм. Отмечается, что система правописных упражнений части учебников не может в полной мере обеспечивать первоначальный этап обучения орфографической зоркости. Обращается внимание, что успех в работе по формированию орфографической зоркости как первичного орфографического действия во многом зависит от готовности учителя оценить обучающие возможности системы упражнений учебника по каждому виду орфограмм, а также достроить или трансформировать предложенную систему в случае её дидактической неполноты.


1. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников // Начальная школа. 2001. № 5. С. 41-47.

2. Петухова Т.А., Сундарева Е.А. Состояние орфографической зоркости выпускников начальной школы // Научный поиск. 2018. № 4. С. 27-32.

4. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск: Пеленг, 1992. 60 с.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019. 160 с.

6. Бунеев Р.Н., Е.В., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2 класс: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. М.: Баласс, 2016. 176 с.

7. Бунеев Р.Н., Е.В., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч.1. М.: Баласс, 2016. 176 с.

8. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник. В. 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2017. 143 с.

9. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник. В. 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2019. 160 с.

10. 10. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 2 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 1. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019. 192 с.

11. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2020. 159 с.

12. Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И. Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. М.: Русское слово, 2019. 112 с.

13. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык: 2-ой класс: учебник: В 2 ч. Ч.1. М.: Дрофа, 2020. 144 с.

14. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч. Ч.1. М.: Академкнига, 2018. 160 с.

Система упражнений, основанная на комбинации перечисленных выше методов, реализуемая на уроках орфографии, позволяет учителю обеспечить необходимый уровень развития орфографической зоркости обучающихся. Но достаточно невысокий уровень сформированности данного умения у современных школьников, что подтверждается проведёнными исследованиями [2], убеждает в том, что проблема выбора наиболее эффективного пути обучения орфографической зоркости продолжает оставаться актуальной. Одним из факторов, затрудняющих процесс обучения нахождению орфограмм, является сложность для учителя в подборе необходимых упражнений и выстраивании их в систему.

Цель исследования – проанализировать упражнения на орфографическую зоркость, представленные в учебниках русского языка для начальной школы разных авторов, и выявить их дидактические возможности по формированию этого правописного умения.

Материал и методы исследования. Материалом для анализа послужили упражнения из учебников русского языка 8 авторских коллективов. Учебники, представляющие 6 УМК, включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализируемые учебники русского языка для начальной школы можно условно разделить на три группы по уровню внимания к упражнениям на обучение орфографической зоркости: 1) учебники, авторы которых рассматривают орфографическую зоркость как важнейший элемент орфографического действия, что находит своё отражение в значительном количестве упражнений на её формирование; 2) учебники, в которых упражнения на орфографическую зоркость дают возможность формировать данное умение; 3) учебники, в которых дидактические возможности упражнений не в полной мере позволяют без дополнительно подобранных заданий обеспечивать её развитие.

Из 7 упражнений на орфографическую зоркость в 6 упражнениях (86%) одно из заданий основано на методе нахождения орфограмм. В них используется недеформированный дидактический материал, то есть напечатанный без пропусков букв языковой материал. При этом дидактический материал, который включается в упражнения, может представлять собой как связный текст, так и отдельные слова, среди которых нужно найти слова с изучаемой орфограммой.

Таким образом, анализ упражнений на орфографическую зоркость, предложенных М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко, свидетельствует о том, что данное орфографическое умение воспринимается как базовое, без которого невозможно полноценное формирование орфографической грамотности и которое служит основой для других правописных умений.

В упражнениях, основанных на комбинации методов формирования разных правописных умений, например диктант с подготовкой, первое задание предполагает нахождение слов с изученными орфограммами, что свидетельствует об осознаваемой авторами учебника важности орфографической зоркости и понимании, что это умение является базовым по отношению к другим.

В 75% упражнений на орфографическую зоркость в учебниках русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого задания построены на методе нахождения орфограмм. При этом среди упражнений, предполагающих нахождение орфограмм, чуть больше половины упражнений рассчитано на нахождение не только изучаемой орфограммы, но и других. Языковым материалом в этих упражнениях является текст, в котором школьники находят слова с изученной или изученными орфограммами, а материал даётся без пропуска букв.

Кроме упражнений, опирающихся на метод нахождения орфограмм, авторы учебника предлагают упражнения, основанные на других методах развития орфографической зоркости: упражнение на подбор примеров на изученную орфограмму и упражнение, предполагающее письмо с пропусками.

Два упражнения на орфографическую зоркость, составленные авторами учебника, основаны на методе нахождения слов с изученной орфограммой на недеформированном дидактическом материале. Кроме этих упражнений, недеформированный дидактический материал используется и в других, но или он включает только слова с данной орфограммой, или в нём уже выделены слова, в которых есть изучаемая орфограмма, поэтому использовать их для обучения орфографической зоркости не представляется возможным.

Выводы. Проведённый анализ обучающих возможностей упражнений учебников русского языка для начальной школы по развитию орфографической зоркости даёт возможность сделать следующие выводы:

– в качестве основного метода обучения орфографической зоркости авторы учебников русского языка для начальной школы предлагают метод нахождения орфограмм в словах на языковом материале без пропуска букв;

– в части учебников задания на орфографическую зоркость даются как дополнительные, которые выполняются после основного задания (письмо по памяти, списывание), что позволяет использовать их лишь на этапе совершенствования данного умения.

Таким образом, успех в работе по формированию орфографической зоркости как первичного орфографического действия во многом зависит от готовности учителя оценить обучающие возможности системы упражнений учебника по каждому виду орфограмм, а также достроить или трансформировать предложенную систему в случае её дидактической неполноты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

( автор Т . Г . Рамзаева )

Учебник представляет собой важнейшее средство обучения и является для школьников основным источником систематизированных знаний . (19 стр . 301)

Учебники русского языка были проанализированы с целью выяснения возможности работы над пунктуационными знаками при выполнении упражнений учебников .

При этом учитывались такие моменты , как разнообразие пунктуационных знаков и различных синтаксических конструкций . Которые позволяют проводить учителю обширную пропедевтическую работу .

В процессе анализа были получены следующие результаты . В учебнике представлены различные упражнения , которые могут быть использованы при формировании пунктуационных умений учащихся .

Списывание текста , отдельных предложений без пропусков знаков препинания .

Списывание с пропуском знаков препинания . Впервые такой упражнение появляется в учебнике 2- го класса на странице 14 ( упр . 23). В учебниках для 2 и 3 классов есть благодатный материал для работы над пунктуацией . Например , предлагается расставить нужные знаки препинания на конце простых повествовательных предложений ( точку или восклицательных знак ). В 4- м классе – в уже выделенных предложениях нужно поставить запятые перед союзами а , но и между однородными членами предложения ( при перечислении ).

В последствии в диктантах встречаются следующие знаки препинания :

- запятая при перечислении ;

- двоеточия после обобщающего слова ;

Например ; Сошлись как - то вместе четыре волшебника живописца :6 Зима , Весна , Лето и Осень . Сошлись да и заспорили : кто из них лучше нарисует ?

- запятая ( при сравнении )

Например ; Тонким льдом покрылась река , притихла , уснула , как в сказке .

- тире в бессоюзном сложном предложении

Например ; Заденет корабль такую балку днищем – беда !

Во всех учебниках дано очень мало текстов для диктантов с вопросительными предложениями : в 3 – м классе ?338 ( стр 127), в 4- м классе - ?385, ( стр . 169).

Письмо по памяти .

Впервые дети сталкиваются с этим упражнением во 2- ом классе на стр . 29 (?47).

В текстах упражнения :

- точка с запятой в бессоюзном сложном предложении . 2 класс стр . 105;

Месяц над селом ;

Белый снег сверкает

- многоточие в конце предложения ;

- тире , выделяющее вводное предложение .

- знаки препинания при прямой речи .

В текстах данных для этого вида упражнения ( письмо по памяти ), не были обнаружены вопросительные предложения . Постановке знаков препинания в конце побудительного предложения уделяется достаточно внимания .

Таких упражнений в учебнике очень мало , они сводятся , в основном , к объяснению постановки знака .

Например : ?123, стр . 63 (2 класс ):

На наш взгляд объяснить постановку знака следует до записи предложения , тогда действие будет более осознанным .

Выразительное чтение связных текстов и отдельных предложений с учетом пунктуации .

Упражнений этого вида было обнаружено только два ( во 2- ом классе ) – со специальным указанием прочесть выразительно . (?123, стр . 63 и ?345, стр . 165).

Самостоятельное придумывание предложений , составление предложений .

Творческие работы ( изложение и сочинение ).

Однако , следует обратить внимание ( не упускать из вида ) на организацию выразительного чтения на уроках русского языка . При работе над остальными видами упражнений нельзя забывать о пунктуационном разборе текстов предложений , это позволит значительно повысить уровень пунктуационных знаний и умений , предусмотренных программой , и дограмматические умения учащегося .

Анализ лингвометодической и психологической литературы позволяет сделать вывод , что методическими условиями формирования пунктуационных умений у учащихся является :

2. Функция разделения ( отделения ) является основополагающей , поэтому изучение группы разделительных конечных знаков , осознание возможности и необходимости чтения письменной речи на части , - это первый , самый важный этап в обучении пунктуации , определяющий её дальнейшее освоение .

3. Осознанность выбора конечного разделительного знака определяется знанием 1) частной смысловой функцией знака ; 2) опознавательными признаками предложения , для оформления которого выбирается знак . Указанное составляет теоретическую основу пунктуационного умения использовать знаки завершения в письменной речи .

4. Одновременное развитие устной и письменной речи учащихся . Особенно большое внимание необходимо уделять интонационной культуре , от которой зависит формирование пунктуационных умений учащихся .

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова У. 1 с. 48, с. 66, у. 5, с. 143, у. 1(3) С. 19, у. 2

с. 26 у. 2, с. 27; с. 28, у. 1-3

с. 29. у. 5, с. 38, у. 1-2 с. 148, у. 3 (10) С. 5-6, у. 1,3

С. 51, у. 4 (3)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 10. у. 3 (1) С. 11,у. 1

с. 130, у. 2, с. 141, у. 1

с. 148, у. 1(5) с. 61, у. 2 (1)

Ч. 1. с. 30, у. 1, с. 31, у. 4, с. 58, у. 4, с. 102, у. 5 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением С. 117,у. 1, с. 131, у. 5 (2) С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у. 3, с. 38.1, с. 39 (5) С. 51, у. 4 (1) Ч. 1 с. 125 (1)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами С. 127,у. 5 (1) С. 29, у. 4, с. 40, у. 3, с. 38,у. 3 (3) 0 0

Упражнение на замену многозначных слов синонимами С. 128, у. 1 (1) С. 40, у. 4

с. 54, у. 1, с. 55,у. 4

с. 97, упр. 6 (4) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов 0 С. 68, 69, у. 1, с. 74, у. 4 (4) 0 Ч1,с. 15, у. 5 (1)

Упражнения на нахождение омонимов

С. 70-71, у. 4-6 (4) 0 0

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 76, у. 5 (1) 0 С. 5-6, у. 1,3 (2) Ч. 1 С. 78,у. 2 (1)

Упражнения на определение омографов

С. 69, у. 2 (4) С. 12, у. 1-2 (2) ч. 2 с. 96, у. 3 (1)

Упражнение на составление предложений с омонимами 0 С. 69, у. 1 (1) С. 56, у. 3 (1) 0

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 9 40 10 8 67

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова С. 26,у. 6, с. 27,у. 17, с. 79,у. 3; с. 56,у. 8 (4) С. 47,у. 58;

С. 48,у. 59,60 с. 49,у. 61; с. 120, у. 203 (5) С. 8,у. 5; с. 40-41,у. 65; с. 9,у. 10 (5) С. 46,у. 65; с. 58,у. 92; с. 78,з. 1; с. 128,у. 274 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 0 С. 49,у. 62; с. 50,у. 63; с. 51,у. 64,65 с. 72,у. 109; с. 42,у. 71; с. 72,у. 124; с. 89,у. 153 (8) С. 32,у. 51; с. 43,у. 70 (2) С. 36,у. 49; с. 46,у. 66-67; с. 71,у. 121; с. 132, у. 252 (5)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 0 с. 50,у. 63 (1) с. 9,у. 10 (1) 0

Упражнение на замену многозначных слов омонимами 0 с. 42,у. 71 (1) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов С. 127,у. 10 (1) С. 25,у. 41; с. 84,у. 147 (2) С. 45-46,у. 75-78; с. 49,у. 88 (5) С. 48,у. 73; с. 70,у. 118; с. 115,у. 244 (3)

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 8,у. 5 (1) С. 23,у. 37 (1) 0 С. 69,у. 143 (1)

Упражнения на определение омографов С. 42,у. 6-8, с. 43,у. 9 (4) 0 С. 55,у. 94 (1) 0

Упражнение на составление предложений с омонимами С. 127,у. 10 (1) 0 С. 55,у. 94 (1) С. 48, у. 71 (1) 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 13 20 18 29 80

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2, с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.

Проанализировав материал учебников двух программ, нами была составлена сопоставительная таблица 3.

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 16 18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2

Упражнение на замену многозначных слов синонимами 5 1

Упражнения на определение лексического значения омонимов 5 11

Упражнения на нахождение омонимов 4 5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 4 3

Упражнения на определение омографов 7 5

Упражнение на составление предложений с омонимами 2 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0

Слово 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Многозначное слово - 9 28 11 5 16 6 12 39 48

Омонимы - - 2 2 - 14 - 12 2 28

Итого - 9 30 13 5 30 6 24 41 76

Сравнительная таблица толковых словариков

Итак, анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Прощай, начальная школа! Видео

Прощай, начальная школа! Видео Отзвенели последние звонки и наступили долгожданные каникулы. Мои ученики успешно перешли в пятый класс и только я оставлена на повторный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательное: умение доказывать свое мнение на основе усвоенных знаний.

Прочитай, добавляя в каждое предложение подходящее слово. Запиши текст.

Тучки-закорючки

По небу бежали …тучки. Они …у леса. Полил …грибной дождь.

Дождик закончился. Облака …дальше. Это были уже …лошадки. Они …копытами. Гривы у лошадей белые и …. Под ногами лошадей …море. Гребни волн …, и лошади …по небу.

Слова для справок: прыгали, плыли. тёплый, плыли, белые, весёлые, присели, цокали, кудрявые, белое.

Стоял … сентябрьский день. Странный шум доносился из … ельника. Мы … раздвинули ёлочки. На земле сидел … ястреб. Своими когтистыми лапами он … к земле кусок пчелиных сот. Пчёлы атаковали …разбойника. Ястреб спокойно … мёдом. Вот он медленно … могучими крыльями и … в чащу. В когтях он … соты.

Слова для справок: лакомился, прижимал, крупный, тёплый, молодого, осторожно, пернатого, взмахнул, полетел, держал.

Луковица с радостью.

Папа привёз мне с юга … луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость.

Я удивилась. В такой …луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в…. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький …торчок. Мы поставили горшочек на окно.

И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут…. Но я стала называть его Гиней.

И я …его больше всех своих игрушек. Игрушки только …живые, а цветок – живой по-настоящему.

Слова для справок: полюбила, серой, подполье, большую, желтый, гиацинтом, понарошку.

Познавательное: анализ объектов с выделением их составных частей.

Познавательное: умение доказывать свое мнение на основе усвоенных знаний.

2. Раздели текст на предложения. Сколько предложений в тексте? Докажи. Как одно предложение нужно отделить от другого?

Наступила осень птицы улетели в тёплые края мальчик хотел разорить гнездо ласточки отец не разрешил сыну это делать весной вернулись птицы они поселились в своём гнезде там вывелись птенцы мальчик был рад.

Пригревает солнышко наступили теплые деньки сосульки плачут на крышах снег сделался грязным забулькали веселые ручьи у крыльца стоят лужи шумный воробей трещит весь день.

Утром Коля вышел из дома дул сильный ветер выла вьюга малыш боялся идти в школу один он заметил Сашу тот испугался пурги и стоял под липой мальчики взялись за руки и побежали в школу дети были рады.

Прочитай. Составь из данных слов предложения. Запиши. Докажи, что это текст.
Перепёлка.

ручная, нас, клетке, в, перепёлка, у, жила

брали, руки, на, мы, её,

улетает, ладони, на, сидит, не, и

выехала, дачу, летом, наша, на, семья

мы, перепёлке, саду, в, клетку, устроили

дыра, в, оказалась, клетке

убежала, и, перепёлка

её, вечер, искали, день, и, мы

луна, вот, взошла

кустах, и, перепёлку, мы, поймали

Птицы под снегом.

по, заяц, болоту, скакал

кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да

косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится

громким, из – под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться

заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся, в

стая, снегу, в, живёт, куропаток

вылетают, болоту, они, клюкву, по, днём, ходят, выкапывают

опять, в, поклюют, снег, и

заметит, снегом, кто, под, них

Прочитай. Запиши предложения, используя план. Докажи, что это текст. Озаглавь.

Он оделся в яркий наряд. Лес был сказочным.

Солнце светило ярко. Началась пора листопада. Небо было голубое.

От жёлтых листьев он казался золотым. Дети долго любовались красотой природы. Стоял ясный день. Подул лёгкий ветерок. Стая журавлей косяком тянулась к югу. Листья закружились в дружном хороводе. Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.

Дети пошли на экскурсию в лес.

1. Экскурсия в лес. (5 предложений)

2. Сказочный лес. (3 предложения)

3. Пора листопада. (4 предложения)

4. Вернулись домой. (1 предложение)

Регулятивное: умение проводить контроль по форме сличения.

3.. Спиши. Проверь запись по учебнику.

Здесь можно предлагать учащимся небольшие тексты для списывания из учебника с последующей самопроверкой или взаимопроверкой

Познавательное: умение делать выводы на основе наблюдений.

Познавательное: сравнение языкового материала

Замени в слове одну букву и напиши новые слова.

Назови буквы, которыми различаются слова в каждой паре.

Познавательное: совершенствование умения выделять понятие по его признакам. Анализ объектов с выделением их составных частей. Синтез целого из частей.

5. Прочитай. Спиши.

Обозначь красным цветом гласные звуки.

Сосчитай и сравни, сколько в каждом слове гласных звуков и сколько слогов.

Составь предложение с одним из слов (устно).

Познавательное: сравнение языкового материала

Познавательное: умение доказывать свое мнение на основе усвоенных знаний.

Произнеси звуки [и ], [ж ], [к].

Сравни, как они произносятся. Какой звук гласный, а какие звуки согласные? Докажи.

Напиши шесть слов, которые начинаются с согласного звука.

Познавательное: синтез –достраивание текста с восполнением недостающих компонентов.

Регулятивное: умение проводить контроль по форме сличения.

Познавательное: умение доказывать свое мнение на основе усвоенных знаний.

7. Прочитай.

Первыми в космосе побывали наши меньшие братья - собаки. Учёные послали их в разведку. В ракетах летали Лайка, Белянка и Пёстрая, Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка. Собака Отважная побывала в космосе пять раз.

Спиши. Проверь. Какие слова ты написал с заглавной буквы? Почему?

Познавательное: умение самостоятельно формулировать выводы.

Регулятивное: умение проводить контроль по форме сличения.

Прочитай текст.
Встреча.

Мальчик первый услышал фырканье зверя. Мы притихли. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и посмотрел на меня. Зверёк имел забавный вид. Потом он фыркнул и сделал шаг к нам.

Спиши предложения про барсука. Проверь.

Познавательное: сравнение языкового материала

Познавательное: умение делать выводы о функции предмета на основе наблюдений над его функционированием

9. Прочитай слова.

Определи количество букв и звуков в каждом слове.

Сравни, сколько в каждом слове букв и сколько звуков.

Зверь ( б. 5, зв. 4)

В каком слове звуков больше, чем букв? Почему?

В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?
В каких словах количество букв и звуков одинаковое?

Познавательное: умение делать выводы о функции предмета на основе наблюдений над его функционированием. Умение самостоятельно формулировать выводы.

Познавательное: классификация предметов по существенному признаку.

Произнеси слова по слогам.

Жук, трава, велосипед, аллея, слон, лось, кенгуру,сом,волк,деньки,линейка.

Какие слова нельзя поделить на слоги? Почему?

Спиши слова в таком порядке: из одного слога, из двух слогов, из трех слогов, из четырех слогов. В каждую группу допиши по три своих слова.

Познавательное: умение доказывать свое мнение на основе усвоенных знаний.

Познавательное: синтез–достраивание текста с восполнением недостающих компонентов.

Как узнать, сколько в слове слогов? Добавь слово. Напиши.

Надо узнать, сколько в этом слове …

Подумай, может ли слог быть из одного согласного звука.

А из одного гласного? Докажи.

Познавательное: классификация предметов по существенному признаку.

Познавательное: сравнение языкового материала; оценивание своей работы по данным критериям.

12. Спиши только те слова, которые можно переносить. Раздели их для переноса, обозначь ударение.

Дорога, диваны, учебник, окна, оса, терраса, ванна,учебник,соль,истина.

Докажи, что задание выполнено правильно. Допиши три своих примера.

Познавательное: умение доказывать свое мнение на основе усвоенных знаний.

Прочитай загадку. Объясни отгадку.

По л..сам, в ст..пи, в г..рах -
С грузом мчусь на всех п..рах.

Спиши загадку, вставляя пропущенные буквы. Докажи, что правильно написал слова.

Познавательное: совершенствование анализа.

Познавательное: умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности

2 класс Прочитай текст.

Чайка быстро летела над водой. Вдруг она бросилась в воду.

Птица схватила маленькую рыбку.

Докажи, что это текст. О чем сообщается в тексте? Сколько в нем предложений?

Спиши. Подчеркни в каждом предложении главные члены. Прочитай схему третьего предложения.

Анализ урока русского языка во 2 классе по теме

Цель посещения: применение игр и игровых упражнений на уроках русского языка для улучшения успеваемости.

Тема урока : Проверка парных согласных в корне слова

Цель: формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком, выделять орфограмму, определять её место в слове, подбирать проверочные слова, применять правило проверки орфограммы.

Задачи:
Познавательные:
• формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова;
• составить правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова и применять его на практике
Регулятивные:
• формирование умения определять и формулировать цель на уроке;
• формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
• формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы
Личностные:
• уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:
• воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;
• формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли.

Тип урока : закрепление знаний.

Формы организации познавательной деятельности : коллективная, индивидуальная и групповая.


Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

а) проблемный метод – создание проблемной ситуации (определение темы урока, нахождение и проверка орфограмм);

б) частично- поисковый (доказательство написания звонкого или глухого согласного);

в) творческий метод ( составление предложений);

г) инновационный метод (презентация).

Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались задания проблемного и развивающего характера: доказать, сопоставить, подобрать, прокомментировать.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.

Урок начинается с организационного момента и постановки учащимися учебной задачи. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап (основной) - обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученному.

Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Учащиеся находили орфограммы с парными согласными в конце слова, подбирали проверочные, разгадывали загадки, составляли предложения. Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, коллективная, самостоятельная, работа у доски.

В рамках здоровьесбережения на урока проводилась физкультминутка с музыкальным сопровождением:

На уроке каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль.

Знания учащихся были оценены объективно. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к позитивному настрою в работе, определяются личные цели, которые потом сопоставляются с конечными результатами, что способствует осознанной самооценке своей деятельности на уроке. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Применялись следующие виды воздействия:

- зрительные (компьютерная презентация).

Цель этапа подведения итогов урока - вызвать у учащихся чувство удовлетворения от сделанной работы, научить самоанализу и самооценке. Весь урок был направлен на активизацию познавательной деятельности детей, ученики переключались с одного вида деятельности на другой. Восприятие учебного материала шло через слуховые и зрительные органы чувств.

На протяжении всего урока учащиеся не просто упражнялись в правописании слов с парными согласными, но и наблюдали за использованием слов с данной орфограммой в различных речевых ситуациях: в разговоре, в тексте. Это способствовало установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, ради чего учение осуществляется (личностное УУД, смыслообразование).

ВЫВОДЫ: учитель владеет методикой проведения современного урока русского языка с использованием современных методов и технологий. Знает возрастные особенности детей, особенности их восприятия, внимания, памяти, что позволяет продуктивно организовать работу класса, эффективно использовать время урока.

В целом вся работа на уроке направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить, самостоятельно открывать знания. Думаю, что поставленные цели на данном уроке достигнуты, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения. Применение игровых заданий позволило поддерживать интерес в течение всего урока, формировать позитивную мотивацию к предмету и данному уроку.

Рекомендации: для улучшения успеваемости с учётом возраста детей применение игр и игровых упражнений на уроках русского языка рекомендовать на каждом уроке.

Читайте также: