Что такое синодик кратко

Обновлено: 04.07.2024

Роль синодиков в Русской Православной Церкви значительна. Веками в народном обиходе синодики были незаменимыми книгами. Для Церкви они были важным средством объединения живых и почивших членов каждой церковной общины.

В раннехристианские времена поминальные записки назывались диптихами и состояли из двух сложенных дощечек, на которых с внутренней стороны писали имена для поминовения. Дощечки чаще всего были папирусные, деревянные или пергаментные, но встречались и сделанные из камня или из слоновой кости, реже – серебряные или золотые. Имена вносились по мере вступления людей в Церковь и по случаю доброй кончины христиан. С распространением христианства чести быть записанными в диптихах кроме членов своей общины стали удостаиваться совершившие великие дела, в то время как быть вычеркнутым из поминовения почиталось за несчастье. Во все диптихи стали постепенно вводить имена святых мучеников, святителей и императоров с обозначением дней их кончины, что придавало диптихам характер святцев или календарей.

synodik-xvi-v
Синодик XVI век

Когда христианство в Византии облеклось в полноту церковных обрядов, диптихи получили дальнейшее развитие. Большинство диптихов стали составляться в монастырях и дополняться нравоучительными иллюстрированными проповедями. Книги, объединившие в себе помянники умерших, назидательные поучения и справочно-календарные сведения получили название синодиков.

Развернутое историческое содержание синодиков оказало большое влияние на становление монастырских богослужений. Если первые диптихи содержали перечень почивших членов христианской общины, который зачитывался перед совершением Святой Трапезы, то литургическое священнодейство в монастырях заканчивалось общим поминовением и всех усопших настоятелей и братии, и царей и князей, и патриархов и митрополитов.

Синодики были заведены не только при монастырях, но и при приходских, и домовых церквах. Они были неотъемлемой принадлежностью богослужений в каждом храме и поэтому обязательно находились в церкви, а в свободное от службы время были доступны любому прихожанину. Хотя бы несколько раз в год прихожанин обращался к синодику за помощью в поминовениях родных. Синодики постоянно пополнялись справочной и пояснительной информацией. Проповеди благочестивого образа жизни, иллюстрированные сказания, календарные сведения о поминовениях христиан превратили синодик в любимую книгу русского народа.

Почти все синодики XVII века содержат главу:

Царь и Великий Князь Иоанн IV Грозный установил общее поминовение совершать до скончания мира. Со временем, роль синодиков существенно изменилась. Первоначальные русские синодики были составной частью чина Торжества Православия, совершавшегося в главных соборах страны. Помянники Вселенского родословия перечисляли византийских императоров и восточных патриархов постепенно переходя к российским князьям и митро­политам. Тем указывалось, что дело Православной Церкви законно переместилось в Россию. Затем синодики стали полнее отражать историю становления Российской державы, поминая умерших и погибших защитников Отечества.

synodik-xvii-v
Синодик XVII век

Оказание милостыни нищим и юродивым полезно умершим, поскольку молитва блаженных о скончавшихся особо действенна. Вдобавок за усопших могут совершаться пост, милостыня, поклоны, странствования и подобное.

Поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, так же как отмечается ежегодно и день рождения и день именин, с надеждою, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его. (Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно-служителей. ч. 2, с. 1366-1367)

При совершении панихиды или литии (прошения) в память усопшего ставится на особом столе кутья, по другому именуемая коливо. Так называются сваренные зерна пшеницы, риса или других злаков с сахаром или медом, отчего кутья всегда имеет сладкий и прятный вкус. Значение кутьи, употребляемой и при погребении, и при поминовении умершего, следующее: семена заключают в себе жизнь и, будучи посажены в землю, производят новое растение, соответствующее семени. Как в разложении семени заключается процесс прозябания его, так точно и в разложении тела заключается процесс прозябания ради будущей жизни. Семена, приправляемые сахаром или медом означают веру и надежду живых, что усопшая в благочестии душа наследует сладкую, радостную загробную жизнь. Сахар, мед, употребляемые в кутью, вообще означают, что для православных и благочестивых по всеобщем воскресении наступит сладкая и приятная жизнь. Таким образом, кутья есть видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и их блаженной вечной жизни чрез Господа Иисуса Христа, даровавшего Своим верным рабам воскресение и жизнь. (Булгаков, ч.2, с. 1372-1373)

sinodik vkladchikov troice-sergievoy lavrj
Синодик вкладчиков Троице-Сергиевой лавры

Интересно отметить, что синодик Троицкой Колесниковской пустыни, составленный согласно авторитетному мнению Н.В. Покровского в 1640-1645 годах, повторяет на своем титульном листе упомянутое благословение патриарха Иова, данное в начале века другому синодику.

Не самостоятельный характер этих произведений не снижал их назидательной и исторической ценности. Это были книги о русском народе и для русского народа, вечная память живым об их усопших дальних и ближних родичах.

В 1920-е годы много синодиков монастырей, особенно московских, были безжалостно уничтожены.

Синодики в пору своего расцвета играли литургическую, поучительную, местно-родословную и поминальную роль, содержали большой объем справочной информации. Сейчас очень важно всемерно помогать полноценному духовному возрождению России, а для этого следует заново составить монастырские синодики там, где они оказались утрачены, с использованием лучших текстов старых синодиков и разнообразных исторических материалов с именами императоров и царей Российских, митрополитов и епископов, настоятелей, братии и благотворителей российских монастырей.

По книге: Русский синодик. Помянник Московского Сретенского монастыря. М., 1995 г.

Об обычае поминовения усопших

Из предисловия синодика Двинского Михаило-Архангельского монастыря 1690-х годов

Яко во всяком царстве земных доброустроенном гражданстве не точию законами писанными житилие правими бывают, но и доброхвалними обычаи, или преданьми древними, аще в писаниих и не обретаются, подобне и духовнаго царствия, еже есть святая соборная и апостольская Церковь, граждане не точию писаными законами правими бывают, но купно и предании полезными.…

Мы же, православныя Церкви чада, от святых отец приемше то узаконение, еже о преставленных в надежди жизни вечныя молитвы ко Господу возсылати, и пособие душам их милостынею, жертвы безкровныя приношением, и инех добродеяний творение яти потщимся, о оном во предисловии синоднчном свидетелства Ветхаго и Новаго Завета, такожде от писаний богомудрых отец многим трудом собранная, и в общую пользу всем православным пространно показанная читати, яко полезно есть душам преставленных помяновение о них пособие молитвою, милостынею, бескровную жертвою и инеми благотворенми творимое от живущих. Ктомужде читающе познаем, яко то дело поминовение усопших не новое, но древнее, яко и в Ветхом Законе бывшее, и в новой благодати от святых апостол переданное и от святых отец и от всея Церкви храненное и доныне неизменяемое.

Наставление из предисловия синодика

Двинского Михаило-Архангельского монастыря 1719 г.

Тщися и ты мертвых души поминати,

Прилежно и Бога о них умоляти,

Постом, молитвою и щедроданием

Милостыни, святых жертв приношением,

Да теми от мытарств их свободиши,

Скоро и к Богу в небо водвориши.

Аще сотвориши о умерших тако,

И Господь тебе за то воздаст всяко

Зде здравством телесе и многолетием,

По смерти радости приобретением,

Точию потщися мертвых поминати,

Писанных имен в книзе сей читати.

Правило святых отцов седьмого Собора

Из предисловия синодика

Московского Златоустовского монастыря 1600-х годов

Сий синодик чтется по вся дни, поминают усопших души. Аще кто за души усопших приношение приемлет, а сеноднка сего не прочитает, ни душ усопших не помнает, ни понихинды на литургии не творит за них такови убо сами пред Богом не помиловани будут и гнев Божий на ся воздвигнут. Аще кто поминает души усопших от Бога велику мзду восприимет и вечных благ наслаждение. Аминь.

Из предисловия синодика

Троицкой Колесниковской пустыни 1600-х годов

Умысли отшедшим ползу, и воздадим прнсносущное поможение и молитвы, и милостынею, и память твориши святителю над святыми страшными Тайны за еже в вере усопших. Таково сия узаконншася Божия Церкви и от святых Апостол и богоносных Отец предашеся по умершим памяти творити неотложно. Мы же, братие, последуем преданию святых Апостол и богоносных Отец наших и положим попечение о друзех своих, и воспомянем о умерших памятию вечную и вопием о них ко Господу:

Молитва о душах грешных

Владыко человеколюбче, Христе Боже наш, пощади души грешныя, избави их, Господи от муки вечныя, и упокой их, Господи, в лоне Авраамове и причти их, Господи, ко избранным Твоим в вечных обителех, и нас грешных, милосердный Спасе, помяни Господи, егда прииндеши во Царствие Свое, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.

Словарь книжников и книжности Древней Руси .

Полезное

Смотреть что такое "Синодик" в других словарях:

Синодик — Ипатьевского монастыря. Конец XVII начало XVIII веков. Кожа, бумага, тушь, перо, рукопись, полуустав. Экспонат историко археоло … Википедия

СИНОДИК — (греч.). 1) чин православия, читаемый в первое воскресение великого поста и заключавший провозглашение анафемы еретикам и вечной памяти ревнителям православия. 2) поминальная или памятная книжка, в которую вписываются имена близких людей для… … Словарь иностранных слов русского языка

синодик — книжка с записями имен умерших для поминания их во время богослужения (Ушаков) См … Словарь синонимов

СИНОДИК — СИНОДИК, синодика, муж. (греч. synodikos) (церк.). Книжка с записями имен умерших для поминания их во время богослужения. Синодик царя Ивана Грозного. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

синодик — и устарелое синодик … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

СИНОДИК — СИНОДИК, а, муж. В церковном обиходе: книга записи имён умерших для поминовения во время богослужения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Синодик — (греч. συνοδικόν) так назывался в греч. и русской церкви чин православия , читавшийся, как и в настоящее время, в первое воскресенье Великого поста и заключавший в себе провозглашение анафемы еретикам и вечной памяти ревнителям православия.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

синодик — поминальная книга , др. русск. синодикъ, сенаникъ, сенадиктъ (Срезн. III, 333 и сл.). Из греч. συνοδικόν; см. Фасмер, Гр. сл. эт. 179 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Синодик — м. Книга с записями имен умерших для поминания их во время богослужения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

sinodik - Синодик

Сино­дик в Неделю Пра­во­сла­вия в Визан­тии

Исто­ри­че­ски Сино­дик в Неделю Пра­во­сла­вия возник как тор­же­ствен­ное литур­ги­че­ское про­воз­гла­ше­ние док­трины ико­но­по­чи­та­ния, утвер­жден­ной на соборе 843 года. Авто­ром первой редак­ции стал Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Мефо­дий (843–847), кото­рый про­чи­тал текст на про­по­веди в первую неделю Вели­кого Поста 843 или 844 года.

Струк­тура текста сохра­ня­лась посто­ян­ной на всем пути его раз­ви­тия. Он вклю­чал в себя: ввод­ную часть; про­воз­гла­ше­ние вечной памяти испо­ве­ду­ю­щим опре­де­лён­ные веро­учи­тель­ные поло­же­ния; поимен­ное про­воз­гла­ше­ние вечной памяти их защит­ни­кам; ана­фемы на ере­ти­че­ские учения; поимен­ные ана­фемы ере­ти­кам, их выска­зы­вав­шим; диптихи усоп­ших импе­ра­то­ров и пат­ри­ар­хов.

Празд­но­ва­ние с чте­нием закре­пи­лось и впо­след­ствии при­об­рело все­объ­ем­лю­щей харак­тер победы над всеми ере­сями, вытес­нив чтение собор­ных опре­де­ле­ний-сино­ди­ков из литур­ги­че­ского вос­по­ми­на­ния других визан­тий­ских собо­ров1. Импе­ра­торы дина­стии Ком­ни­нов, извест­ные своей актив­ной цер­ков­ной-поли­ти­че­ской пози­цией, стали фик­си­ро­вать в Сино­дике все дог­ма­ти­че­ские споры своего вре­мени, рас­ши­ряя его веро­учи­тель­ные раз­делы.

Помимо ико­но­бор­че­ской про­бле­ма­тики в текст Сино­дика вошли:

Хотя при первых встав­ках редак­тура текста Сино­дика была ситу­а­тив­ным и смелым реше­нием, впо­след­ствии эта про­це­дура при­об­рела авто­ма­ти­че­ский, регу­ляр­ный харак­тер.

Помимо инфор­ма­тив­ного и молит­вен­ного, текст Сино­дика имеет и нор­ма­тив­ный харак­тер. В цер­ков­ном праве есть пре­це­денты исполь­зо­ва­ния этого текста как мате­ри­ала для обви­не­ния в ереси людей, не соглас­ных с изло­жен­ным в нём уче­нием4.

Все­лен­ский сино­дик на Руси

Чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия был вос­при­нят в рус­ское бого­слу­же­ние одно­вре­менно с при­ня­тием Устава сту­дий­ского типа преп. Фео­до­сием Печер­ским в XI веке. по всей види­мо­сти, сна­чала он читался в церк­вях на гре­че­ском языке, а к нему добав­ля­лись отдель­ные ана­фе­мат­ство­ва­ния и воз­гла­ше­ния вечной памяти. Сла­вян­ский Сино­дик, в науч­ных иссле­до­ва­ниях назы­ва­е­мый Тро­иц­кой книгой, был офи­ци­ально введён в упо­треб­ле­ние свт. Саввой Серб­ским в 1221 году. Позд­нее был сделан и рус­ский пере­вод.

Согласно иссле­до­ва­нию В.В. Дер­га­чёва, текст стал раз­ви­ваться парал­лельно своему гре­че­скому про­то­типу. Попе­ре­менно со встав­кой в него новых статей, воз­ник­ших в связи с визан­тий­скими цер­ков­ными спо­рами, рус­ский текст попол­нялся ста­тьями, посвя­щен­ными дис­кус­сиям, шедшим на рус­ской почве. Так, были добав­лены ана­фемы бос­ний­ским ере­ти­кам, чер­не­цам Зосиме и Кор­ни­лию и другим. Также рас­ши­рялся отдел, посвя­щен­ный поми­но­ве­нию свя­щен­но­на­ча­лия и членов семей пра­вя­щих родов. К XVIII веку Сино­дик достиг зна­чи­тель­ных раз­ме­ров, а его версии в разных епар­хиях страны суще­ственно раз­ли­ча­лись.

По ука­за­нию импе­ра­трицы Ека­те­рины II Чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия и Сино­дик были пере­смот­рены и при­ве­дены к еди­ному образцу, в кото­ром были исклю­чены рус­ские вклю­че­ния в дог­ма­ти­че­ские раз­делы и обшир­ные поми­наль­ные списки. Редак­туру про­из­вёл архи­епи­скоп Санкт-Петер­бург­ский Гав­риил (Кре­ме­нец­кий). Обнов­лен­ные чины вошли в печат­ную Триодь 1767 года как обя­за­тель­ные для совер­ше­ния во всей Рус­ской Церкви при архи­ерей­ском слу­же­нии, чем и закон­чи­лась лите­ра­тур­ная исто­рия рус­ского Все­лен­ского Сино­дика6. Тем не менее, посте­пен­ное сокра­ще­ние Сино­дика в части ана­фе­мат­ству­е­мых лиц про­дол­жа­лось и далее. В 1869 году из текста были убраны послед­ние имена госу­дар­ствен­ных пре­ступ­ни­ков, содер­жав­шихся в нём: Гришки Отре­пьева и Ивана Мазепы. В совет­ское время чин совер­шался с опу­ще­нием ана­фе­мат­ство­ва­ний, но в совре­мен­ном архи­ерей­ском бого­слу­же­нии этот раздел вос­ста­нов­лен.

Списки имён живых и усоп­ших пра­во­слав­ных хри­стиан для молит­вен­ного их вос­по­ми­на­ния также назы­ва­ются сино­ди­ками или помян­ни­ками. Помян­ники могут исполь­зо­ваться как в част­ном, так и в обще­ствен­ном цер­ков­ном бого­слу­же­нии. В храмах и мона­сты­рях такие списки назы­вают сино­ди­ками.

Хра­мо­вые и мона­стыр­ские сино­дики упо­треб­ля­ются за бого­слу­же­нием в раз­лич­ные моменты. Подроб­ный разбор всех видов обще­цер­ков­ной молитвы за усоп­ших, в том числе и с исполь­зо­ва­нием сино­ди­ков см. в труде свя­щен­но­исп. Афа­на­сия (Саха­рова)7. Клю­че­выми момен­тами такого поми­но­ве­ния явля­ются: вос­по­ми­на­ние на про­ско­ми­дии перед Боже­ствен­ной Литур­гией, во время роди­тель­ских суббот и на бого­слу­же­ниях, спе­ци­ально посвя­щен­ных молит­вам за усоп­ших. Вклю­че­ние в цер­ков­ные помян­ники мир­ских лиц обычно свя­зано с пожерт­во­ва­нием храму или оби­тели.

Домаш­нее чтение помян­ни­ков хри­сти­а­нами не регла­мен­ти­ро­вано, может соеди­няться с чте­нием утрен­него или вечер­него пра­вила или Псал­тири.

В сино­ди­ках XVII века нраво- и веро­учи­тель­ная части памят­ника начи­нают пре­ва­ли­ро­вать над соб­ственно помян­ни­ком. Эта редак­ция свя­зана с именем пат­ри­арха Иова (1589–1605), хотя его личное уча­стие в созда­нии такого рода тек­стов оста­ется хорошо обос­но­ван­ной гипо­те­зой9.

Послед­ний этап раз­ви­тия памят­ника отно­сится к XVII–XVIII векам. Появ­ля­ются лице­вые сино­дики, иллю­стри­ро­ван­ные в разных худо­же­ствен­ных стилях, писа­ные как при­двор­ными худож­ни­ками, так и сель­скими масте­рами-само­уч­ками. Посте­пенно изоб­ра­же­ния ста­но­вятся основ­ным содер­жа­нием памят­ника, а сопро­вож­да­ю­щие тексты умень­ша­ются в раз­мере и утра­чи­вают своё зна­че­ние.

При­ме­ча­ния:

Синодик (греч. συνοδικόν) — так назывался в греч. и русской церкви "чин православия", читавшийся, как и в настоящее время, в первое воскресенье Великого поста и заключавший в себе провозглашение "анафемы" еретикам и "вечной памяти" ревнителям православия. Возникший на основании протоколов Седьмого вселенского собора и прочитанный впервые в Константинополе в 842 г., первоначальный чин православия до нас не дошел. Следовавшая за тем дополненная редакция чина православия слагалась постепенно со второй половины XI в. до XIV в. под влиянием культурно-религиозных движений, происходивших в это время в Византии. Греческий С. является поэтому ценным материалом не только для церковной, но и для культурной истории Византии. Вносимые в С. статьи вырезывались на камне и хранились в церкви св. Софии. В составе С. ясно распознаются четыре наслоения, отмечающие четыре эпохи в византийской истории. Основная часть, IX в., выражает торжество иконопочитания. Второе наслоение относится ко времени Алексея Комнена и является результатом всего научного и общественного развития XI в.: тогда ставился вопрос о сравнительном авторитете эллинской, т. е. языческой, мудрости и христианских церковных учителей; умы были заняты теорией мироздания, переселением душ, учением о двух естествах во Христе (философская система еретика И. Итала и др.). Третье наслоение относится ко времени царя Мануила: внесенные в С. постановления соборов 1157 и 1166 гг. являются новым торжеством православного большинства над меньшинством, стремившимся отстоять принцип свободного исследования в приложении к вероучению. Последнее наслоение С. относится к XIV в. и есть результат борьбы православного солунского митрополита Григория Паламы против еретиков Варлаама и Акиндина: в лице Паламы победа оказалась на стороне национальной и православной парии против латинствующей и западной. Сохранившиеся наиболее старинные рукописи греческого С.: венский список (XII в.), мадридский (XI в., сохранился в копии XVI в.), эскуриальский (XII в.), коаленевой библиотеки в Париже (XII в., изд. Монфоконом в 1715 г.). В России С., заимствованный с давних пор из греческого "чина православия", с течением времени пополнялся и изменялся согласно греческому тексту и на основании самостоятельных данных русской жизни. Русский текст "чина православия" имеется в двух редакциях. Первая редакция возникла не позднее начала XV в. или даже еще раньше; она передает текст дополненной греческой редакции и отличается буквальностью перевода, что затрудняет его понимание; представителем этой редакции является московская синодальная рукопись № 667 (XV в.). В этой редакции русских элементов в три раза больше, чем греческих, взятых из оригинала. В рукописном виде была распространена в XV, XVI и XVII в. Вторая русская редакция представляет самостоятельный перевод с греческой распространенной редакции и впервые помещена в Постной Триоди 1627 г., изданной в Киеве Памвою Берындой; затем эта редакция перепечатывалась в юго- и западнорусских изданиях Триоди XVII в. и, с некоторыми изменениями, в Москве в 1656 г.; этот московский текст, не перепечатывавшийся, был распространен в XVII и XVIII в. в рукописном виде. С половины XVIII в. и по настоящее время в русской церкви существует новая редакция "чина православия", возникшая путем сокращения второй редакции и образовавшаяся исключительно на русской почве, без справки с греческим оригиналом. В XVII в. в Киевской и Черниговской епархиях существовал совершенно особый "чин православия", также не опиравшийся на греческие тексты. В современной русской церкви "чин православия" почти утратил уже название С. Слово С. с давних пор имело также значение "помянника", т. е. книги, в которой записывались имена умерших для поминания их в церкви за упокой; помянник являлся как бы добавлением к той части "чина православия", которая была посвящена провозглашению "вечной памяти"; он присоединялся к "чину православия" и помещался с ним в одной книге. Помянники велись в отдельных семьях, как крестьянских, так и высших сословий, составлялись в монастырях и церквах, в княжеских домах и в царской семье. Эти С., довольно многочисленные, представляют большой исторический интерес: в них встречаются имена князей, о которых не сохранилось известий ни в каких других памятниках, хронологически вспоминаются нашествия неприятелей, походы против врагов, междоусобные войны и т. д. (ср. Р. Зотов, "О черниговских князьях по Любецкому С.", СПб., 1882). Рядом с частными поминаниями в С. часто находятся поминания общие, составленные в форме молитвенного обращения, для употребления в церковной службе. Таких форм общих поминаний в С. четыре: поминание, составленное при митроп. Макарии в 1548 г., поминание, составленное при патриархе Иове в 1597 г., и два общих поминания XVII в. Наконец, в XVII и XVIII вв. под названием Синодик разумелась книга, в которой, кроме поминаний, заключались еще разнообразные "предисловия" к ним в виде рассуждений, рассказов и т. п., с соответствующими иллюстрациями. Основными темами этих "предисловий" были необходимость поминовения усопших, польза покаяния и тщета всего земного. Такого рода С. являлись на Руси в полном смысле народной книгой и распространялись в огромном количестве списков. "Предисловия" к ним рано стали получать преобладающий интерес и вытеснять собой поминания, которые выделялись в особые поминальные книжки. С целью доказать пользу поминовения умерших, авторы С. прибегали к историческим доказательствам, "свидетельству от божественных писаний и душеполезных книг"; между прочим, здесь приведено апокрифическое изложение действий VII Вселенского собора касательно поминовения душ. За исторической частью в С. следует нравственно-назидательная, поучительная и повествовательная. Составители С. умели действовать на душу подбором таких фактов из житий святых и из благочестивых сказаний, которые ясно показывали силу и действительность молитв за умерших. Здесь же излагаются представления о состоянии души в первые 40 дней после смерти человека. Весьма богат в С. отдел повестей и сказаний, которые хотя и имели целью подтверждение мысли о необходимости поминовения усопших, но отличаются большим разнообразием содержания и часто не имеют отношения к непосредственной цели, а представляют вообще душеспасительное чтение. Наиболее часто повторяющиеся повести и сказания: о св. Макарии Александрийском, о царе Феофиле, из жития первомученицы Феклы, прение живота и смерти, вопросы кн. Антиоха и ответы св. Афанасия Александрийского, отрывки из Златого бисера; повести общего характера — о богатых и немилостивых умерших, о лихоимце, о клеветнике, о пьянице, о погребаемых в церквах, о явлении пр. Богородицы и др. Помещались также повести местного происхождения, рассказы о случаях, имевших место в определенной стране, повествования определенных лиц. Общий характер С. — покаянно-аскетический, и это связывает его с другими памятниками русской литературы XVII в. Большинство экземпляров С. снабжено миниатюрами, иллюстрирующими текст повестей; источником для этих рисунков, вероятно, служили так наз. "листы", т. е. бывшие в Москве в большом распространении рисунки, делавшиеся по образцу иностранных гравюр и снабжавшиеся текстом. В содержании литературного С. переводные статьи значительно преобладают над русскими, причем послания большею частью не принадлежат органически к основному составу С. Все вообще литературные источники С. могут быть разделены на два отдела: одни существовали до XVI в. и вели свое начало из византийской литературы, другие появились лишь в XVI и XVII в. и обнаруживают новые литературные вкусы, пришедшие с Запада. Главнейшие источники С.: Пролог, собеседования Григория папы римского, Великое Зерцало, скитский и другие патерики, жития святых и т. п. Печатный С. появился в самом начале XVIII в. и представляет сокращение рукописного: рисунки в нем играют первостепенную роль. С течением времени многие статьи из С. сделались достоянием лубочной литературы в отдельном виде. Ср. К. Никольский, "Анафематствование, совершаемое в первую неделю Великого поста" (СПб., 1879); M. Горчаков, "Отчет о 23 присуждении наград гр. Уварова"; Ф. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности" (СПб., 1892); его же, "С. в неделю православия. Сводный текст с приложениями" (Од., 1893); E. Штухов, "Очерки из литературной истории С." (СПб., 1895); статья А. Соболевского в "Жур. Мин. народ. просв." (1895, № 7); А. Пыпин, "Сведения по литературе старообрядческих С." (в "Сборнике отд. рус. яз. и словесности Академии наук", т. 21, СПб., 1881). И. Голышев издал "Альбом рисунков русских С. 1651, 1679, 1686 гг." (Голышевка, близ Мстеры, 1886).

Смотреть что такое СИНОДИК в других словарях:

СИНОДИК

(греч. συνοδικόν) — так назывался в греч. и русской церкви "чин православия", читавшийся, как и в настоящее время, в первое воскресенье Великого поста . смотреть

СИНОДИК

СИНОДИК, -а, м. В церковном обиходе:книга записи имен умерших дляпоминовения во время богослужения.

СИНОДИК

синодик м. Книга с записями имен умерших для поминания их во время богослужения.

СИНОДИК

синодик книжка с записями имен умерших для поминания их во время богослужения (Ушаков) См. список. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. синодик книжка, поминание, список Словарь русских синонимов. синодик сущ., кол-во синонимов: 3 • книжка (16) • поминание (9) • список (31) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: книжка, поминание, список. смотреть

СИНОДИК

Синодик – название трех различных памятников письменности: 1) так назывался вселенский синодик, являющийся частью Чина православия, читавшегося в перво. смотреть

СИНОДИК

СИНОДИК(греч.). 1) чин православия, читаемый в первое воскресение великого поста и заключавший провозглашение анафемы еретикам и вечной памяти ревнител. смотреть

СИНОДИК

1) Орфографическая запись слова: синодик2) Ударение в слове: син`одик3) Деление слова на слоги (перенос слова): синодик4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

СИНОДИК

СИНО́ДИК, а, ч.1. Особлива церковна служба у Візантії.2. Список померлих для поминання їх під час церковної відправи; поминальна книга;// Список перелі. смотреть

СИНОДИК

корень - СИНОД; суффикс - ИК; нулевое окончание;Основа слова: СИНОДИКВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - СИНОД; ∧ - ИК; ⏰Слово Синод. смотреть

СИНОДИК

назв. особой церк. службы, составл. в Византии в память победы православ. церкви над иконоборч. ересью в 843. Во время службы провозглаш. вечн. смотреть

СИНОДИК

-а, м. В церковном обиходе: памятная книжка, в которую вносятся имена умерших для поминовения их во время богослужения.[От греч. συνοσκον — сопутствую. смотреть

СИНОДИК

-а, ч. 1) Особлива церковна служба у Візантії. 2) У Росії та Україні – список померлих для поминання їх під час церковної відправи; поминальна книга. . смотреть

СИНОДИК

СИНОДИК

-а, ч. 1》 Особлива церковна служба у Візантії.2》 У Росії та Україні – список померлих для поминання їх під час церковної відправи; поминальна книга.|. смотреть

СИНОДИК

записная книжка, в которую записывают имена усопших и живых родных и близких для молитвенного поминовения.Синонимы: книжка, поминание, список

СИНОДИК

Кси Кос Кон Ндс Код Кино Искони Иск Исид Нии Никс Нок Нос Носик Ион Оксид Оникс Инок Инко Инк Син Синдик Синод Сок Икс Икос Док Дно Днк Диско Дион Дин Диксон Дико Сон Диоксин Дионис Диск Дон Дск Идо Скин Скид Инд Сион Синодик. смотреть

СИНОДИК

Ударение в слове: син`одикУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: син`одик

СИНОДИК

синодик сино́дик"поминальная книга", др.-русск. синодикъ, сенаникъ, сенадиктъ (Срезн. III, 333 и сл.). Из греч. συνοδικόν; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 179. смотреть

СИНОДИК

(от греч. собрание) особая памятная книжка, куда вписываются имена живых и мертвых, поминаемые священником во время богослужения на литургиях и вселенских панихидах. смотреть

СИНОДИК

- книжка с именами живых и умерших для поминовения.Синонимы: книжка, поминание, список

СИНОДИК

СИНОДИК синодика, м. (греч. synodikos) (церк.). Книжка с записями имен умерших для поминания их во время богослужения. Синодик царя Ивана Грозного.

СИНОДИК

сино́дикСинонимы: книжка, поминание, список

СИНОДИК

сино'дик, сино'дики, сино'дика, сино'диков, сино'дику, сино'дикам, сино'дик, сино'дики, сино'диком, сино'диками, сино'дике, сино'диках

Читайте также: