Что такое шарманка в музыке определение кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

(от начальной строки нем. песенки "Scharmante Katharine" - "Прелестная Катерина", исполнявшейся в России на первых рус. Ш.; укр. - катерника, польск. katarynka, нем. Drehorgel или Walzenorgel) - механич. дух. инструмент. Род небольшого переносного органа без клавиатуры. Состоит из ящика, в к-ром размещены в один или неск. рядов звучащие трубки, воздушного меха и деревянного или металлич. валика со шпильками. Валик приводится в движение вращением рукоятки, находящейся снаружи; при его вращении шпильки, зацепляя спец. механизм, открывают доступ воздуха к звучащим трубам; одноврем. приводятся в действие меха, к-рые накачивают воздух. На валике можно было "записать" только одну пьесу, поэтому у каждой Ш. обычно имелось неск. сменных валиков.В результате изобретения Ж. Вокансоном спирального расположения шпилек стало возможным фиксировать более крупные пьесы. Фиксации поддавались лишь звуковысотность и ритм, др. качества звучания не передавались, что сообщало нежному и мягкому звуку Ш. специфич. монотонность, "застылость". Ш. появилась во Франции в кон. 17 в. - первоначально как инструмент для обучения певчих птиц (называлась serinette - "чижовка" или merlies - "дроздовка"), затем распространилась в Германии. Ш. стала инструментом бродячих музыкантов, сменив лиру (её нем. нар. назв. - Leierkasten - лира в виде ящика). Ок. 1700 франц. мастер Дж. Барбери усовершенствовал Ш.; его именем (с искажением) она стала называться во Франции - "орган Барбари" (Orgue de Barbarie). В Россию Ш. проникла в нач. 19 в. В кон. 19 в. валики со шпильками стали заменять перфорированными картонными или металлич. кругами, на к-рых можно было записывать популярные песни, танцы, отрывки из опер (такие инструменты назывались аристонами). В 20 в. Ш. была вытеснена более совершенными средствами механич. и электронного воспроизведения звучания муз. произв. - граммофонами, электрофонами, магнитофонами.

Литература : Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, 1930; Buchner A., Musikinstrumente im Wandel der Zeiten, Prag, 1956; Zeraschi H., Drehorgeln, Lpz., (1976).

Л. M. Бутир.

Смотреть что такое ШАРМАНКА в других словарях:

ШАРМАНКА

небольшой ручной орган без клавиш, приводимый в действие рукояткой. В настоящее время его заменили в домашнем обиходе аристоны.

ШАРМАНКА

ШАРМАНКА

ШАРМАНКА, -и, ж. 1. Переносной механический орган без клавишногомеханизма в виде надеваемого на плечо ящика на лямке. Играть на шарманке(вращая рукоятку). Ш. бродячего музыканта. Петь под шарманку. 2. перен. Онудном, надоевшем разговоре, повторении одного и того же (прост, неодобр.).Опять завела свою вечную. смотреть

ШАРМАНКА

шарманка ж. 1) Небольшой переносный механический органчик - без клавишного механизма и приводимый в действие вращением ручки - в виде ящика с лямкой, надеваемой на плечо. 2) перен. разг. Нудный, монотонный разговор, многократно повторяемая просьба.

ШАРМАНКА

шарманка ж.street-organ, barrel-organ играть на шарманку — grind* a street-organ / barrel-organ

ШАРМАНКА

шарманка ручной орган, магнитофон, телевизор, бур, дрель, коловорот, разговор Словарь русских синонимов. шарманка ручной орган (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. шарманка сущ., кол-во синонимов: 10 • бур (21) • дрель (5) • инструмент (541) • катеринка (3) • коловорот (12) • магнитофон (16) • разговор (53) • ручной орган (1) • телевизор (42) • шарманочка (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: бур, дрель, инструмент, катеринка, коловорот, магнитофон, разговор, ручной орган, телевизор. смотреть

ШАРМАНКА

Шарманка — небольшой ручной орган без клавиш, приводимый в действие рукояткой. В настоящее время его заменили в домашнем обиходе аристоны.

ШАРМАНКА

I. ШАРМАНКА и, ж. charmant-,te. По одной из версий происходит от названия песни, игравшейся на этом инструменте. Ср. "Кукла выпускная или "шармант Кате. смотреть

ШАРМАНКА

ШАРМАНКАнебольшой переносный орган, музык. духовой инструмент; звуки извлекаются подвертыванием ручки.Полный словарь иностранных слов, вошедших в употр. смотреть

ШАРМАНКА

ШАРМАНКА

БАЗІ́КА зневажл. (той, хто схильний до довгих, беззмістовних розмов), БАЗІ́КАЛО зневажл., БРЯ́ЗКАЛО зневажл., ПАТЯ́КАЛО зневажл., ТАЛАЛА́Й зневажл., ТО. смотреть

ШАРМАНКА, механический музыкальный инструмент, в котором вращающийся металлический валик с выступающими из него, как и в музыкальной шкатулке, шипами (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда поступает воздух из воздушной камеры.

В Голландии 15 в. подобные инструменты представляли собой сложную стационарную конструкцию, действующую с помощью гидравлики, гирь или заводного механизма. В 18–19 вв. разнообразные шарманки часто использовались в английских церквах, где играли гимны и псалмы.
Появилась шарманка в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17 века, была распространена в России с начала 19 века.

История шарманки причудлива и занятна. Как считают европейские мастера, началась она еще веков семь назад.

Разнообразны музыкальные ящички, дошедшие до наших дней из семнадцатого столетия, — шкатулки из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями. Шкатулка открывалась — и крошечная колибри, в сверкающем оперении, с дрожащим хвостиком и вертящейся головкой, щебетала песенку. Внутри шкатулки валики, зубцы, штифты в определенном порядке цеплялись друг за друга и воспроизводили незатейливое щебетание.

Лет пятьдесят назад вместо валиков стали использовать перфорированные ленты, на которые подается воздух. Каждому звуку соответствует определенное отверстие, пробитое в ленте. С появлением метода Хофбауэра лента смысл потеряла.

Не стоит думать, что мастера-исполнители, как и создатели шарманок, обязательно люди старшего поколения. Несколько лет назад на фестивале шарманок в городе Туне (Швейцария) собралось около двухсот мастеров-исполнителей. И среди них особое внимание заслужил Хольгер Буш из Гейдельберга, семнадцатилетний школьник. Свою шарманку он сам и изготовил. А началось это, когда двенадцатилетний Хольгер увидел в музее, как устроена шарманка. О том, чтобы купить старинный инструмент, и речи быть не могло, да и вновь выпускаемые, вроде тех, что делают органные фирмы, были не по карману.

Хольгер принялся мастерить первую трубу. .Пришлось советоваться с умудренными опытом мастерами органных дел, переписываться со знатоками из Шварцвальда, где этим промыслом занимаются издавна. Усердие даром не прошло: наконец первая шарманка собственного изготовления издала первый звук.

В подвальчик-мастерскую к Хольгеру теперь стекаются инструменты-инвалиды. Так у него появился орган, в котором обнаружились детали возрастом более ста лет. Хольгер собирается почистить, перебрать орган, восстановить штифты и вернуть голос старинному инструменту.

И в каникулы он дома не усидел — собрался объехать на велосипеде городки, где есть церковные органы. Ведь он имеет дело с их братьями меньшими — шарманками, что стали главным делом для Хольгера Буша, парня из Гейдельберга.

Строение механизма

Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками.

Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

Как работает шарманка?

Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками. Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века.

Изначально шарманку пытались использовать для обучения певчих птиц, но вскоре нашли ей применение в церкви — аккомпанирование пению псалмов. И только к концу XVII века этот инструмент вышел на улицы: его стали использовать бродячие музыканты. Благодаря съемным звуковым валикам шарманка могла проигрывать любое количество мелодий. Правда, сами валики были далеко не дешевыми. В таком качестве она прослужила до конца 1930-х годов.

Первая шарманка

Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века. Изначально шарманку пытались использовать для обучения певчих птиц, но вскоре нашли ей применение в церкви — аккомпанирование пению псалмов.

И только к концу XVII века этот инструмент вышел на улицы: его стали использовать бродячие музыканты. Благодаря съемным звуковым валикам шарманка могла проигрывать любое количество мелодий. Правда, сами валики были далеко не дешевыми. В таком качестве она прослужила до конца 1930-х годов.

Шарманщики и шарманки

Шарманщик в Нью-Йорке, 1887 год


Шарманщик в Нью-Йорке, 1887 год

Московский шарманщик

Фотографии современного московского нео-шарманщика

Нео-шарманщик поднимает настроение в офисе! =)


Нео-шарманщик поднимает настроение в офисе! =)

Музыкальные инструменты и игрушки: Шарманка

Программное содержание. Учить детей определять характер музыки (весёлый, шутливый, озорной), различать её изобразительность (подражание звукам шарманки).

П е д а г о г. Дети, вы уже немного знакомы с творчеством Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Вспомните, какое произведение Д. Шостаковича вы слушали (исполняет фрагмент).

П е д а г о г. Какой характер этого марша? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Шутливый, весёлый, озорной.

П е д а г о г. Почему вы так определили характер этой музыки?

Д е т и. Марш звучит отрывисто, высоко, тихо, с акцентами, как будто шагают игрушечные солдатики.

Д е т и. Это музыкальный инструмент.

Д е т и. Весёлую, шутливую, задорную, забавную.

П е д а г о г. Правильно, музыка беззаботная, игривая, танцевальная. Она напоминает развесёлую, озорную частушку. Как в этой пьесе Д. Шостакович изобразил шарманку? В ней что-нибудь повторяется? (Исполняет отдельно аккомпанемент.)

Д е т и. Да, повторяются одни и те же звуки.

П е д а г о г. Аккомпанемент в пьесе звучит без изменений от начала до конца (исполняет фрагмент аккомпанемента). Так передается однообразие, механичность звучания этого инструмента. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).

2-е занятие

Программное содержание. Различать форму музыкального произведения, характер отдельных частей, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ (динамику, регистр, акценты, артикуляцию), характер танцевальности (чёткая, отрывистая полька).

П е д а г о г. Дети, сейчас я сыграю вам отрывок из пьесы, которую вы уже слушали. Вспомните её название и автора (исполняет фрагмент).

П е д а г о г. Какая музыка по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Весёлая, шутливая, игривая, озорная, танцевальная.

П е д а г о г. А какой танец играет шарманка?

П е д а г о г. Правильно. Почему вы определили, что это полька?

Д е т и. Музыка быстрая, отрывистая, подрыгивающая, весёлая.

Д е т и. Тихо, отрывисто, легко.

П е д а г о г. Правильно, мелодия звучит легко, вкрадчиво, но прерывается озорными, задиристыми акцентами (исполняет фрагмент). Отметьте их хлопками (исполняет повторно, дети выполняют задание). Мелодия и дальше изменяется, а аккомпанемент всё время повторяется (исполняет пьесу до конца). Первые два раза мелодия звучала по-разному – сначала достаточно громко, бодро, задорно, а потом тихо, робко, но всё равно с шутливыми, острыми акцентами. Как мелодия звучит дальше? (Исполняет вторую половину пьесы, начиная с 19-го такта.)

Д е т и. Сначала плавно, высоко, тихо, певуче, потом громко, весело, звонко.

П е д а г о г. В начале и конце мелодия звучит ярко (исполняет первое и последнее проведение темы), а в середине два раза тихо, но по-разному. Послушайте, какой характер темы во второй и третий раз (исполняет эти вариации).

Д е т и. Второй раз - отрывистый, лёгкий, задорный, а третий - плавный, нежный.

П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно. Несмотря на то, что последний раз мелодия звучала плавно, нежно, она всё равно не потеряла шутливого, задорного, озорного оттенка. Каждый раз начинается ласково, а заканчивается коротким, отрывистым звуком (исполняет 19-26-й такты). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).

3-е занятие

Программное содержание. Закреплять умение детей различать вступление и заключение, части пьесы в связи со сменой характера музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания частей пьесы. Играть на этих инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.

П е д а г о г. Дети, попробуйте узнать, что я вам играю (исполняет заключение).

П е д а г о г. Скажите, есть ли в пьесе вступление и заключение (исполняет её целиком).

П е д а г о г. Как звучит вступление? (Исполняет его.)

Д е т и. Слышны повторяющиеся звуки шарманки.

П е д а г о г. А заключение? (Исполняет его.)

Д е т и. Сначала плавно, тихо, а потом громко, весело.

П е д а г о г. И в конце пьесы музыка звучит шутливо, забавно. Начинается ласково, лукаво и вдруг прерывается громким аккордом, заканчивающим пьесу. Заключение похоже на плавное проведение мелодии, звучащей в высоком регистре (исполняет фрагмент). Мы говорили, что мелодия повторяется в пьесе по-разному. Она варьируется. Как она звучит в первый и последний раз? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Звонко, задорно, с ударениями.

П е д а г о г. Мы с вами отмечали акценты хлопками, а сегодня используем для этого бубен. Он подчеркнёт ударения и придаст звучанию звонкость. Давайте отметим акценты в музыке сначала хлопками, а потом ударами по бубнам (исполняет первую часть, дети выполняют задание). А теперь сравните эту часть пьесы с последней (четвёртой). В ней так же много акцентов, как в первой, или нет? (Исполняет фрагменты.)

П е д а г о г. Сколько акцентов в этой мелодии? (Исполняет четвёртую часть.)

П е д а г о г. Давайте отметим их хлопками (исполняет вариацию, дети выполняют задание). А теперь будем ударять по бубну во время акцентов (два раза); это придаст музыке звонкость, яркость. Давайте эту часть исполним вместе (играет её вместе с детьми). А теперь подумаем, какие инструменты можно использовать во втором и третьем проведении мелодии (исполняет их). Как звучит музыка?

Д е т и. Тихо, нежно. Во второй части отрывисто, а в третьей плавно.

П е д а г о г. Музыка во второй части звучит тихо, прозрачно, легко. Можно использовать нежные колокольчики, а акценты по-прежнему будут подчёркивать бубны. Отметьте хлопками акценты в этой части пьесы (исполняет второе проведение темы, дети выполняют задание). Теперь давайте сыграем эту часть и на колокольчиках, и на бубнах (исполняет её повторно вместе с детьми). А в плавной части, когда музыка звучит очень высоко, какой инструмент можно использовать? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Треугольник.

П е д а г о г. Правильно. В этой части нет акцентов, а треугольник подчеркнет высокое, звонкое звучание музыки. Давайте исполним пьесу целиком (делит детей на группы, раздаёт музыкальные инструменты, исполняет пьесу вместе с ними).

4-е занятие

Программное содержание. Закреплять умение детей оркестровать музыку. Различать эмоционально-образное содержание пьес с одинаковым названием.

Д е т и. Треугольник, а в конце бубен.

П е д а г о г. Правильно. Когда мелодия звучит нежно, плавно, будет играть треугольник. А на заключительный аккорд - весело, задорно все инструменты (исполняет заключение вместе с детьми). А теперь исполним всю пьесу (играют её). Какая у нас получилась задорная, озорная музыка, как весело наигрывает шарманка!

Д е т и. Музыка грустная, печальная.

П е д а г о г. Правильно, эта шарманка играет жалобную, певучую, грустную мелодию в отличие от знакомой нам пьесы. А как в новом произведении передается монотонное звучание шарманки? Есть ли повторяющиеся звуки, которые напоминают её игру? (Исполняет вторую часть.)

Д е т и. Есть. Звуки повторяются.

П е д а г о г. Пьеса состоит из двух частей. Я вам сыграла вторую часть. В ней особенно слышны повторяющиеся звуки шарманки. Музыка звучит заунывно, жалобно. Несмотря на то что в обеих пьесах передано подражание звукам старинного музыкального инструмента - шарманки, какие различные чувства, настроения выражены в них! Послушайте обе пьесы ещё раз (исполняет их).

5-е занятие

Программное содержание. Передавать характер музыки в движении, определять различный характер танцевальности контрастных пьес (полька, вальс).

П е д а г о г. Дети, послушайте две знакомые вам пьесы и назовите их (исполняет произведения).

Д е т и. Она звучит как песня - плавно, напевно.

П е д а г о г. Правильно, в музыке П. Чайковского чувствуется песенность мелодии, плавность, неторопливость. А есть ли в этой музыке черты танца? (Исполняет начало пьесы.)

Д е т и. Это вальс.

П е д а г о г. Правильно, шарманка в пьесе П. Чайковского наигрывает монотонный, жалобный вальс. А в пьесе Д. Шостаковича, какой танец играет шарманка? (Исполняет фрагмент.)

П е д а г о г. В пьесе Д. Шостаковича звучит озорная частушка, которую можно исполнить вместе с танцем - лёгкой, задорной полькой. Давайте попробуем передать в движении различный характер этих пьес, используя элементы танцев – польки и вальса (вызывает детей группами, исполняет пьесы, обсуждает удачно найденные движения).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Шарманщик поет. Детский альбом, mp3;
Шостакович. Шарманка (три варианта исполнения: фортепиано, симф. оркестр, песня), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.


Шарманка в культуре

Ссылки

  • Исторические музыкальные инструменты
  • Орган

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Шарманка (музыкальный инструмент)" в других словарях:

ШАРМАНКА — (вероятно, от начальной строки немецкой песенки Scharmante Katharine Прелестная Катарина ), механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17… … Современная энциклопедия

ШАРМАНКА — (от начальной строки немецкой песенки Scharmante Katharine. Прелестная Катарина. ) механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась в Европе как инструмент у бродячих музыкантов в кон. 17 в.,… … Большой Энциклопедический словарь

Шарманка — (вероятно, от начальной строки немецкой песенки “Scharmante Katharine” “Прелестная Катарина”), механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

шарманка — и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Старинный небольшой переносный механический орган с ограниченным набором простых мелодий, без клавишного механизма (в виде надеваемого на плечо ящика на лямке), приводимый в действие вращением ручки. Ш. играет.… … Энциклопедический словарь

шарманка — и, ж. Механический духовой инструмент бродячих музыкантов, приводимый в действие вращением ручки. Петь под шарманку. В стук выколачиваемых ковров иногда вмешивалась шарманка, коричневая на бедных тележковых колесах, с круглым рисунком на стенке,… … Популярный словарь русского языка

шарманка — нигде в мире этот механический музыкальный инструмент, ящик с вращающейся ручкой, так не называется, хотя иностранное происхождение слова, появившегося в России в XVIII веке, очевидно сразу. По французски charmant прекрасно, прекрасный. Что ж в… … Занимательный этимологический словарь

ШАРМАНКА — механический музыкальный инструмент, в котором вращающийся металлический валик с выступающими из него, как и в музыкальной шкатулке, шипами (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда поступает воздух из воздушной камеры. В… … Энциклопедия Кольера

шарманка — Этот старинный музыкальный инструмент обязан своим названием немецкой песенке, мотив которой он и наигрывал чаще всего: Scharmante Katherine – Прекрасная Катерина . Русский язык взял для названия этого инструмента первое слово песенки и добавил к … Этимологический словарь русского языка Крылова


Завести (или крутить и т. п. ) шарманку ( прост.) — о надоевшем, многократно повторяемом (или возобновляемом) разговоре.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ШАРМА'НКА, и, ж. Небольшой переносный механический органчик в виде ящика с лямкой, надеваемой на плечо. — Да зачем мне шарманка? Ведь я не немец, чтоб тащася с ней по дорогам, выпрашивать деньги. Гоголь. Он вертит шарманку, на окна глядит; шарманка тоскует, шарманка визжит. Фофанов. || перен. Нудный или монотонный разговор, просьба (простореч. фам.). Ишь, стервец, завел шарманку, что ты, Петька, баба, что ль? Блок. [По названию нем. песенки Scharmante Katharine, к-рая первоначально исполнялась на таком органчике.]

шарма́нка

1. старинный небольшой переносный механический органчик — без клавишного механизма и приводимый в действие вращением ручки — в виде ящика с лямкой, надеваемой на плечо ◆ Играть на шарманке. Петь под шарманку.

2. перен. разг. нудный, монотонный разговор, многократно повторяемая просьба, мысль и т. п.

3. ж.-д. жарг. сундучок или чемоданчик с инвентарём и личными вещами, носимый работником локомотивной бригады ◆ Пошли на паровоз, да шарманку свою не забудь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: водорослевый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Читайте также: