Что такое сенсомоторика в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.

Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсомоторное развитие – это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Одним из важнейших направлений умственного развития дошкольников и залогом успешной подготовки ребенка к школьному обучению является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Однако, процесс развития речи дошкольника весьма сложен, неоднозначен и зависит от многих факторов. В числе таковых выделяется уровень развития сенсомоторных навыков у ребенка-дошкольника.

Почему же так важно развивать сенсорику и мелкую моторику еще в дошкольном возрасте?

Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общений первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков, слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени развития движений пальцев. Опытным путем доказано, что наиболее высокие результаты в работе над развитием речи достигаются именно у тех детей, мелкая моторика которых достаточно хорошо развита и соответствует возрастной норме.

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры на развитие сенсомоторных навыков. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы эти игры были лишены монотонности, а наоборот, стали увлекательным занятием для малышей. Мы предлагаем вниманию читателей несколько наиболее интересных игр, направленных на развитие сенсорики и мелкой моторики у дошкольников разного возраста. При освоении образовательных областей игры можно организовать в различных видах деятельности.

Рекомендуемые игры для детей 2–3 лет.

Для игры понадобится пленка-самоклейка различных цветов. Можно сделать заготовки в виде геометрических фигур, облаков и др. Для основания – плотная полиэтиленовая пленка. Игру можно проводить в свободной деятельности детей с задачей: “приклей – отклей”, а можно организовать в ходе продуктивной деятельности (аппликация) при освоении образовательной области “Художественное творчество”.

Для игры готовим непрозрачные емкости одного размера и цвета с плотными крышками. Это могут быть бутылочки или коробочки. В емкости насыпаем различный “материал”: крупа, горох, монетки, стружка, металлические шарики или гвоздики. Воспитатель выбирает любую шумелку, встряхивает ее. Задача для ребенка – найти такую же шумелку, как у воспитателя.

Разноцветные стаканчики (мыльницы, тарелки).

Пластиковые разноцветные стаканчики можно широко использовать в разных видах деятельности. Например, сжать стаканчик и послушать, как он хрустит, или построить пирамидку. Незаменимы они и при развитии пространственного мышления при освоении предлогов. Задания могут быть такими:
– построим мостик через речку,
– загоним машину в гараж,
– построим домики для зверюшек.

Рекомендуемые игры для детей 5–7 лет.

1. Помоги Золушке разложить семена (“Чтение художественной литературы”).

Материал: горох, бобы или фасоль.

Ход игры: смешать все семена, предложить ребенку разложить семена по отдельным ячейкам (можно использовать пластиковые контейнеры для яиц).

3. Фрукты на веревочке (Коммуникация”).

Материал: яблоки, груши, бананы, ножницы, веревка

Ход игры: на веревке привязаны фрукты. Ребенку завязывают глаза. Он должен подойти к веревке, срезать фрукт ножницами, угадать его на ощупь и описать.

4. Картина (техника – ниткопись) (“Художественное творчество”).

Материал: заготовка из цветного картона с контуром рисунка, цветные шерстяные нитки из распущенных клочков (волнообразные или “кудрявые”), клей, кисточка, салфетка.

Ход игры: ребенок выбирает нитки нужных цветов для своего рисунка, наносит клей с помощью кисточки на картон по контуру рисунка и аккуратно кладет нитки, не натягивая их. Промокает салфеткой весь рисунок. Получается “живая”, теплая картинка.

1. Почему маленькие дети все время тянут предметы в рот? Оказывается, рецепторы кожи располагаются на всем теле человека, но больше всего их на языке, губах и кончиках пальцев. Таким образом, дети познают предметы, пытаясь понять, с чем имеют дело.

2. Могут ли обычные люди чувствовать и распознавать миллионы запахов, или это доступно только дегустаторам? На самом деле, даже не обученные искусству распознавать запахи люди способны различать огромное количество запахов. Обоняние может спасти человеку жизнь. Например, запах дыма служит сигналом о пожаре.

3. Существует четыре вида вкусовых рецепторов, и каждый из них определяет различный вкус. Рецепторы на передней части языка помогают почувствовать сладкий вкус продуктов. По бокам – кислый. На задней части языка рецепторы распознают горький вкус. А в центре – фиксируют соленый вкус. Мир стал бы беднее, если все продукты вдруг обрели одинаковый вкус.

4. Ребенок начинает ощущать запахи уже в утробе матери. Память на запахи – наиболее древний вид памяти.

5. Распознавание запахов – своеобразная аэробика для ума. Мозг тренируется: образуются новые нейронные связи, тем самым улучшается качество восприятия мира.

6. Если у ребенка насморк, он не может чувствовать запахи и аппетит снижается. Ребенок ощущает вкус пищи лишь на 20%.

7. Формирование умений узнавать и называть цвета активно происходит от 2 до 7 лет.

8. До 90 процентов информации поступает к человеку путем зрительного восприятия. Далее в убывающем порядке следуют слух, различные виды осязания (тактильная, болевая, температурная и мышечная чувствительность), обоняние и вкус.

ВложениеРазмер
sensomotornoe_razvitie_doshkolnika.docx 21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсомоторное развитие дошкольника

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия, предполагающее формирование представлений о внешних свойствах предметов и моторной сферы. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия, являясь результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника

Дошкольный возраст – сенситивный период для развития способностей. Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Каждый родитель хочет, чтобы собственный ребенок был лучше него – красивее, талантливее, умнее, успешнее. Природа подарила эту возможность, которую только нужно раскрыть. До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

Развиваем слуховое восприятие

Развитие слухового восприятия у ребенка обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка. Какие упражнения можно использовать для развития слуховых ощущений?

1. Создай звук. Объясняя ребенку, что звук извлекается разными способами, можно предложить ему поцокать языком, похлопать руками, потопать ногами. Подобные упражнения позволяют сравнивать звуки, развивать творческие способности.

2. Звукоподражание. Загляни в домик с закрытыми ставнями, в окнах которого нарисованы звери или птицы. Как могут поздороваться эти животные?

К нам залетели две птички. (Педагог стучит молоточком по металлофону.) Угадай, какая птичка поет – большая или маленькая.

3. Угадай звук. Назови звуки, которые ты слышишь в окружающем мире. Кто их издает? Прислушайся, что звучит на улице, в соседней комнате, этажом выше, справа… и т. д.

4. Сравни звуки по длительности и громкости. Детям раздаются дорожки разной длины. Взрослый с помощью дудочки издает звуки разной длины. Задача детей – найти дорожку, соответствующую продолжительности звука.

Детям предлагается прослушать звуки, разные по громкости. Задача –прыгать, бегать, если звук громкий; ходить на носочках – если тихий.

Можно использовать самодельные музыкальные инструменты из подручного материала, например из стаканчиков, металлических крышек, связки пуговиц, ключей и т. п.

Игрушки* шли по лесу и неожиданно упали в глубокую яму, из которой было трудно выбраться. Их спасло то, что у них были с собой свистульки и колокольчики. На звук колокольчиков прибежали пастухи, которые подумали, что это заблудились их овцы, и игрушки были спасены.

Колдунья заколдовала детей, и они оказались в башне. К счастью, звук свирели, которая оказалась у мальчика, помог им: эта мелодия понравилась принцессе, и она приказала узнать, откуда доносятся эти звуки. Так дети спаслись.

Озвучивание сказки. Во время чтения подражать звукам: лаять, кукарекать, изображать стук копыт и рычание дракона.

Игры и упражнения для развития моторики способствуют обогащению тактильной чувствительности, готовят руку дошкольника к письму, развивают речь. Кроме того, их использование способствует знакомству ребенка с качествами и свойствами предметов, формированию навыка анализа, умению группировать предметы.

1. Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок. Шнуровка. Нанизывание бусинок на нитку.

2. Игры с пуговицами. Задания:

  • найди одинаковые пуговицы;
  • найди самую большую и самую маленькую пуговицу;
  • положи отдельно пуговицы с ножками и пуговицы с дырочками (как вариант – отдельно с двумя и четырьмя дырочками);
  • выложи из пуговиц по контуру геометрические фигуры и узоры;
  • разложи пуговицы на группы по цвету и размеру.

3. Игры с крупой. Задания:

  • отыщи мелкие предметы в крупе (например, в пшенной отыскать фасоль или мелкие игрушки);
  • переложи крупу ложкой из одной миски в другую;
  • нарисуй крупой (например, рисование манкой на ярком подносе заданного образа).

4. Игры с пластилином. Виды:

  • катание колбасок и разрезание ножницами;
  • выкладывание рисунков из пластилина (например, железной дороги);
  • создание оттисков разными предметами (ключами, крышками разной формы и проч.);
  • вставка в размазанный пластилин различных предметов (бусинок, палочек, пуговиц), составление картин различной тематики.

Развиваем зрительное восприятие

Зрительное восприятие играет большую роль в психическом развитии ребенка, имеет не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т. д. Его формирование является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте. Рассмотрим примеры игр, способствующих развитию зрительного восприятия.

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите приведите четырнадцать коней,
Пойдите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли.
Не подняли, не подняли и сдвинуть не смогли.

Процесс игры можно сопроводить чтением потешки:

Солнечные зайчики, солнечные зайчики
Скачут по стене.
Поманю их пальчиком
Пусть бегут ко мне.

Кроме перечисленных, для развития зрительного восприятия можно использовать игры с теневым театром, жмурки, упражнения с различным оптическим оборудованием (лупой, биноклем, подзорной трубой). Также важно научить ребенка выполнять гимнастику для глаз.

Развиваем обонятельные и вкусовые ощущения

Запахи и вкус несут ребенку дополнительную информацию об окружающем мире. Характеризуя тот или иной аромат или вкус, мы развиваем его речь, обогащаем ее совершенно новыми понятиями и словами: приятный, сладкий, острый, соленый, неприятный и т. д. Все это развивает не только мышление, но и речь. Какие задания можно предложить:
1. Придумать меню для праздника, рецепт необычного блюда.
2. Придумать сказку про нелюбимые продукты.
3. С закрытыми глазами попробовать различные продукты и назвать их (то же самое с запахами).
4. Назвать хорошие и нехорошие запахи.
5. Создать сухие духи: собрать лепестки цветов и поместить в мешочек.
6. Придумать, чем пахнет пекарь, аптекарь (фармацевт)?
7. Создать автопортрет из картинок с изображением различных фруктов и ягод.
8. Заказать пиццу по телефону – подумать, с какими продуктами, какого размера.

Использование стихотворных форм для сенсомоторного развития

Использование стихотворных форм влияет на сенсомоторное развитие детей благодаря ритмичной слоговой структуре, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и успешное формирование навыка чтения. Кроме того, задания, которые сопровождают чтение стихотворения, развивают фантазию, интеллектуальное воображение, развивают моторные навыки, формируют чувство ритма, позволяют стандартные предметы, ситуации сделать веселыми.

Несчастная кошка порезала лапу –
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге –
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит. (Д. Хармс)

Носами Дед Мороз жонглирует!
Ногами лошадь аплодирует. (С. Белорусец)

Я в движение мир этот не привожу.
Я в нем просто лежу, и сижу, и хожу… (Л. Миллер)

ребенку предлагается продолжить список действий, показывая каждое из названных.

Развитие моторики рук у дошкольников в ДОУ

Считается, что дети с момента появления на свет до школьного возраста уникальны и проходят один из наиболее значительных периодов психофизиологического формирования. Рождаясь, малыши уже имеют сформированные органы чувств, но они еще не могут активно функционировать. Научиться пользоваться своими ощущениями малышу помогает сенсомоторное развитие.

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Сенсомоторное развитие — это особая познавательная деятельность, которая имеет определенные цели, средства, задачи и способы осуществления. Если не обеспечить детям дошкольного возраста достаточное сенсомоторное воспитание, то впоследствии это приведет к возникновению трудностей в процессе начального обучения.


Сенсомоторика в детском возрасте

Сенсомоторика подразумевает формирование у ребенка восприятия и представления о внешних свойствах предметов, является фундаментом общего умственного развития. Ранний и дошкольный возраст у детей считается наиболее благоприятным периодом для улучшения деятельности органов чувств.

Как показывает практика, ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Золотой порой сенсомоторного развития признается раннее детство, так как в этот период происходит ознакомление со свойствами предметов.

Обратите внимание! На раннем этапе воспитания у ребенка формируется широкая ориентировка в предметном окружении. Он не только знакомится с формами, цветами и величиной предметов, но и совершенствует звуковой анализ речи, формирует музыкальный слух и развивает мышечные чувства.

Как только ребенок начинает ходить самостоятельно, он получает относительную независимость и стремиться к познанию всего окружающего с помощью рук. Именно в этот период начинается новый этап в развитии мозга и моторики, в процессе которого происходит ознакомление с окружающим предметным миром.

Обратите внимание! В период с 3 до 7 лет у детей прослеживается характерная взаимосвязь между развитием сенсорики и моторики. Это объясняется тем, что в этот период происходит созревание соответствующих зон мозга дошкольника, которые отвечают за выполнение важных психических функций.

К окончанию периода раннего возраста, если ребенку были созданы все необходимые условия, в старшей группе ДОУ развитие сенсомоторики происходит в ускоренном темпе.

Так как во время сенсомоторного развития детей младшего возраста нужно привлекать к деятельности и формировать действия и восприятие, то сенсомоторное развитие обязательно должно осуществляться под пристальным его контролем.

Систематическая работа по сенсомоторному восприятию детей способствует формированию навыков, которые подтверждают высокий уровень восприятия. Специалисты рекомендуют работать с детьми в рамках игровой, дидактической игры. От такого подхода дети получают удовольствие и знакомятся с новыми нормами и правилами.


Круг задач, которые решает сенсомоторное воспитание

Дошкольный период является важным этапом формирования навыков и усвоения знаний ребенка, как со стороны психологии, так и других особенностей. Об этом написано множество рефератов и статей. В процессе техника занятий основана на сенсомоторном развитии.

Круг задач сенсомоторного воспитания:

  1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  2. Развитие крупной моторики.
  3. Формирование у детей системы обследовательских действий.
  4. Формирование системы сенсорных эталонов.
  5. Совершенствование и развитие умений самостоятельно применять систему перцептивных действий.
  6. Развитие слухового и зрительного восприятия.

Обратите внимание! Исходя из перечисленных выше целей и задач, родители и воспитатели ДОУ должны стараться создать детям все необходимые условия для сенсомоторного развития.

Как развить сенсомоторику

От степени сенсомоторики практически полностью зависит готовность ребенка к обучению в школе. К концу дошкольного периода у нормально развивающихся детей должна быть полноценно основана система перцептивных действий и сенсорных эталонов.

Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению разнообразных трудностей во время начального обучения. Чтобы этого не произошло важно начать упражнения и занятия как можно раньше, лучшего сразу после рождения младенца.

Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста

Не все имеют представление о крупной моторике у детей что это, и есть движения крупных мышц тела. Ее формирование начинается гораздо раньше мелкой. Чтобы развить крупную моторику существует множество различных упражнений и игр.

Обратите внимание! Самым простым видом для развития крупной моторики является выполнение всевозможных упражнений во время зарядки. Разнообразные повороты, наклоны, приседание, прыжки и многое другое помогают ребенку научиться контролировать свое тело.

Научиться внимательности и координации движений можно с помощью игр со скакалкой, а также в процессе бросания и попадания в цель мячами. Укрепить мышечный аппарат можно благодаря танцам, езде на велосипеде, самокате, роликах и коньках.


Развитие мелкой моторики

Под мелкой моторикой рук у детей дошкольного возраста подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика способствует развитию речи, взаимодействует с воображением, мышлением, наблюдательностью, вниманием, координацией, а также двигательной и зрительной памятью.

Начинать развивать мелкую моторику рекомендуется с восьми месячного возраста. Объясняется это тем, что в этот период пальцы рук малыша уже поддаются активной тренировке. Можно приступить к формированию моторной функции и раньше, но все же возраст 8 месяцев, по мнению специалистов, самый оптимальный.

Обратите внимание! Выбор средств для развития детской мелкой моторики разнообразен. При этом, чем большее количество способов будет использоваться, тем больших результатов можно достичь.

Превосходное развивающее, тонизирующее и оздоравливающее действие оказывают игры с крупой, пуговицами, камешками и бусинками. К таким играм относятся упражнения с использованием щипцов, рисование из крупы и упражнения с использованием пинцета. Также нужно систематически давать ребенку обычную раскраску, в которой он сможет проявить свою фантазию. При этом ребенок должен играть и выполнять соответствующие задания только под пристальным контролем взрослого.

Способствуют развитию мелкой моторики также пальчиковые игры, которые представляют собой своеобразную инсценировку историй. Начинать занятия с ребенком можно с раннего возраста, до наступления одного года со временем систематически усложняя программу. Во время таких игр полностью задействованы не только руки, но и пальцы.

Прекрасно развивает мелкую моторику лепка из пластилина, глины или соленого теста. Кроме этого специалисты, имеющие огромный опыт работы с детьми утверждают, что такие занятия превосходно развивают детское воображение.

Важно! Увлекательными и занимательными считаются упражнения с применением дополнительных предметов.


Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст является самым продуктивным для развития способностей. Если в этот промежуток времени допускаются ошибки, то в последующей жизни это будет являться невосполнимой потерей.

Обратите внимание! Согласно консультациям специалистов, недостаточное сенсомоторное развитие в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным трудностям во время дальнейшего обучения.

В настоящее время не во всех детских садах применяются стандартные способы развития сенсомоторики. В отдельных случаях воспитатели даже прибегают к нетрадиционным методам. Современные детские сады оснащены специальной комнатой сенсорного развития, в которых установлено все необходимое оборудование.


Сенсомоторное развитие происходит в процессе специальных игр, которые рекомендуется заранее продумывать и готовиться к ним. В этом деле каждому воспитателю поможет специализированная литература, ознакомившись с которой можно составить конспект и тщательно подготовиться к занятию.

Previous
Next
Play
Pause

* Правила приема на обучение
* Р егламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Изменения в регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Правила приема на обучение в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"
* График работы по приему родителей для письменного подтверждения своего согласия с предоставленным местом в детском саду
* Информацию о зачисленных детях в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"

Азбука права

Азбука права

Безопасность

Безопасное лето

Консультационная помощь родителям

Коррекционно-развивающая деятельность. Инклюзия

Специальная оценка условий труда

Опросы граждан Тольятти

Вопросы

Независимая оценка качества образования

Интерактивные опросы

Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?

Оценка удовлетворенности граждан качеством образовательных услуг

Дайте оценку

Навигатор дополнительного образования

Навигатор дополнительного образования

стоп-коррупция

Противодействие коррупции

50 плюс

Сенсомоторное развитие дошкольников

Авторы:
заместитель заведующего по ВМР Куклова Н.Б., старший воспитатель Меркулова Н.Г.

Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность зрения и движения, движения и слуха. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Именно эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Итак, мы пришли к выводу, что сенсомоторика - это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Исходя из выше сказанного, в контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно - пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана сенсорными ощущениями.

Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого центра или уголка группового пространства необходимо формировать, развивать и совершенствовать:

  • зрительное восприятие;
  • тактильно - двигательное восприятие;
  • слуховое восприятие;
  • восприятие пространственно - временных отношений;
  • восприятие особых внешних и внутренних свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.

Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе, когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.

Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:

  1. в повседневных видах детской деятельности и в ходе выполнения режимных моментов;
  2. участия в художественных видах деятельности;
  3. в спортивных и подвижных играх, соревнованиях, музыкально – спортивных развлечениях, досугах детей;
  4. в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая, несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:

  1. рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;
  2. лепка из глины, пластилина, теста, игры с водой, песком;
  3. игры с мозаикой, конструктором, пазлами, разрезными картинками;
  4. застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний, шнурков;
  5. всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, бус на леску;
  6. вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга), макраме, конструирование из бумаги;
  7. сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), игры с массажными мячами, игровой самомассаж и т.д.

Сенсомоторное насыщение развивающей предметно – пространственной среды
в каждой группе направлено на:

  • стимуляцию сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
  • развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
  • создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • активизацию когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Сенсомоторное содержание, направленное на развитие восприятия должно включать в себя:

  • картинки – иллюзии;
  • светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие интересные световые эффекты;
  • переливающиеся капельки и т.д.
  • кассеты и диски со звуками, приспособления, издающие интересные звуки.
  • предметы для создания горячего и холодного (грелка, формочки для льда);
  • кусочки меха, ткани, бумаги и другого материала с разной фактурой;
  • выпуклые или разнофактурные буквы, цифры;
  • естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.);

К примеру, обычная логика может превратиться в сенсорную, в тот момент, когда мы обучаем ребенка самым простым логическим операциям. Или геометрия для малышей. Изучение геометрических фигур можно превратить в веселую игру. Через игровые упражнения можно научить ребенка находить одинаковые предметы, запоминать названия геометрических фигур, их цвет, тренировать мелкую моторику.

Сенсорное развитие может проходить и во время спортивных или подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше и легче, если у ребенка задействуется крупная и мелкая моторика. Например, спрячьте в пространстве спортивного или музыкального зала, групповой комнаты игрушку и пусть ребенок попробуйте ее отыскать, выполняя словесные инструкции: иди направо, возьми красный мяч и т.д.

В процессе конструктивной деятельности у детей так же формируются обобщенные представления. Создавая постройку, ребенок легко запоминает названия геометрических фигур. А эксперименты со строительным набором открывают свойства тех или иных деталей конструктора.

Только благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе, когда осуществляется качественное сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников, мы можем достичь определенных целевых ориентиров. То есть при переходе на школьную ступень обучения у воспитанников должны быть развиты:

  • зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, тактильные ощущения, перцептивные действия;
  • крупная и мелкая моторика, зрительно – моторная координация;
  • умение созерцать предметы окружающего мира и явления природы, классифицировать предметы по общим признакам, направляя свое внимание на более тонкое различение их качеств;
  • закреплены знания о хроматических и ахроматических цветах.

И только целенаправленное стимулирование детей к активному познанию и получению ими максимальной информации из окружающего мира позволит достичь этих образовательных результатов.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте

Читайте также: