Что такое семья кратко 4 класс

Обновлено: 03.07.2024

Сегодня мы поговорим с вами о семье, сформулируем понятие, принципы, на которых держится хорошая семья. Послушаем рассказы по вашим семейным альбом.

- Что для вас семья?

а) Стихотворения рассказывают подготовленные дети:

В семейном кругу

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

4 ученик
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле

б) Семья это-это самое значимое в жизни человека, это единое целое, которое нельзя разбить.

-Если вам скажут, изобразите слово семья в виде какого-нибудь предмета, как бы вы изобразили?

-Большинство изображают дом из кирпичей. И мы с вами изобразим дом, который строится из кирпичиков семейной жизни – принципов.

- Я прочитаю вам статью, а вы скажите, какое качество помогло выжить людям данной семьи в трудный жизненный период?

Вопросы по тексту:

-Что вам запомнилось из него?

- Какими вы увидели людей из текста?

- Какие качества спасли этих людей? ( Взаимовыручка, Любовь, ответственность за каждого из члена семьи)

Продолжаем строить наш дом

Агния Барто
У Вовы двойка с минусом -
Неслыханное дело!

Он у доски не двинулся.
Не взял он в руки мела!
Стоял он будто каменный:
Он стоял как статуя.

— Ну как ты сдашь экзамены?
Волнуется вожатая. -

Твою семью, отца и мать,
На собранье упрекать
Директор будет лично!

У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,

Но твоей семьей пока
Директор недоволен:
Она растить ученика
Не помогает школе.

— Ну при чем моя семья? -
Он говорит вздыхая. -
Получаю двойки я -
И вдруг семья плохая!

Упреки он бы перенес,
Не показал бы виду,
Но о семье идет вопрос -
Семью не даст в обиду!

Печально Вова смотрит вдаль,
Лег на сердце камень:
Стало маму очень жаль…
Нет, он сдаст экзамен!

Вопросы к стихотворению:

-Что заставило мальчика сдать экзамен?

(ответственность за свою семью, не подвести её)

Иван был крепкий мужик. Корчевал лес, пахал пашню, ставил избу, растил детей. И дети – одни сыновья – были как на подбор. Сильные, трудолюбивые, добрые. Радовалось сердце Ивана, глядя на них, на старости лет. Т вот однажды почувствовал он, что приходит к нему смерть. И созвал он всех сыновей. Т явились они незамедлительно. И снова перед смертью радостно забилось его сердце, глядя на свое потомство, свою плоть, на дело трудов своих. Нет, не зря он пожил на свете, потоптал землюшку, плотью своей с женской соединялся. Но и тревожно одновременно. Как-то они станут жить без него? Все ли пойдет у них ладно и хорошо? А земля здесь суровая, погоды коварные, звери злые, тайга черная… Ах, не порушится ли все то, что с таким трудом он создавал. От одной этой мысли горько забилось сердце у старика в груди.
И попросил они тогда своего старшего сына, которого также звали Иван, принести пучок веток. И когда тот принес, подзывает старый Иван своего молодшенького, которого также звали Иван, точнее, Иванушкой, и говорит ему, хоть сил было мало, чувствовал, смерть с косой у него у изголовья стоит:
–Ломай, Иванушка, прутики.
Стал Иванушка ломать прутик за прутиком, так что еще минута – и вся принесенная гора прутиков в одни обломки превратилась бы.
–Стой, Иванушка. Свяжи теперь, Иванушка, из оставшихся прутьев веник.
Подивились сыновья, зачем старику перед смертью, на том свете может в баньку захотел сходить, но воля отца священна, и в тот же миг связал Иванушка веник.
–Ломай, Иванушка, веник, – сказал старик.
Взялся, Иванушка ломать, кряхтит, тужится, а силушки не хватает.
–Не могу, батя, – говорит Иванушка.
–А ну-ка, ломайте все по-молодшеству.
По одному от младшего к старшему принимались братья ломать веник, но никому он оказался не под силу, даже самому старшему сыну Ивану с плечами в косую сажень.
–Нет, батюшка, не можем мы поломать веник, – отвечали братья.
–Вот так-то, детушки. Поняли вы?
–Все поняли, батюшка. Пока мы вместе никто нас не сломит, ни зверь, ни тайга, ни лихой человек.
–Ну, тогда я спокойно могу умереть. Прощайте, мои детушки. А обиды, коли были, простите. Принимай меня, мати – сыра земля.
Сказал так старик Иван, и в тот же миг как скосила его коса смерти, отлетела его душа, а куда, где она место себе нашла – о том нам не ведом

Вопросы к притче:

- Что попросил сделать отец сыновей?

-Смогли ли они сломать веник? Почему?

-Какой семейный принцип можно вывести из этой сказки?

Строим дальше наш дом.

Над нашим домом появились облачка и принесли за собой пословице о семье, сейчас вы будете снимать их по одному, объяснять пословицы и говорить, какому принципу семейного счастья соответствует эта пословица:

В недружной семье добра не бывает. (Дружба)

Семья — опора счастья. ( без семьи человек одинок)

В хорошей семье хорошие дети растут. ( хорошее воспитание)

Семья сильна, когда над ней крыша одна. (Единство)

На что и клад, когда в семье лад.(согласие)

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. (трудолюбие)

В семье, где нет согласия, добра не бывает.(Доброта)

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Семья в куче, не страшна и туча.( единство, сплоченность)

Хоть тесно, да лучше вместе.

Д) дома вы должны были сделать семейный альбом, давайте мы посмотрим, что у вас получилось ( Дети рассказывают об истории своей семьи, используя фотографии)

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

Что такое семья? Можно найти различные определения этому, простому, на первый взгляд, слову, но каждый человек понимает его по-своему. И у меня есть своё представление о семье. Я считаю, что не каждую группу людей, проживающих вместе и связанных узами родства можно назвать семьёй. В моем представлении семья – это близкие не только по крови, но и по духу, любящие, уважающие друг друга, бескорыстно дарящие заботу, тепло и ласку своих сердец люди. На мой взгляд, члены семьи должны считать свои потребности чуть менее важными, всегда быть готовыми к компромиссу, потому что именно в семье человек должен находить поддержку и опору.

Оборудование: ребус, сердечки, бумага, цветные карандаши, шапка, шары.

Ход классного часа:

- У меня есть ребус, разгадав который вы узнаете тему нашего классного часа.

(семья)

- Сегодня мы будем говорить о самых близких людях – о семье, семейных ценностях, ведь класс – это тоже семья, и от того, как каждый из нас будет относиться к нашей школьной семье, зависит, будет ли хорошо всем нам, всему классу. Здравствуй, семья! Как греет душу это слово.

1 –й уч. У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

Что это? СЕМЬЯ!

Когда – то о нём не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам :

- Кто их воспитает, царица моя?

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

Кто платье сошьёт, постирает бельё.

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопросы, подруга моя?

И так на земле появилась СЕМЬЯ.

2 – уч. Семья – это святое слово,

И обижать его нельзя!

В нём наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

3 –й уч. Семья – это то, что мы делим на всех.

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

4 – й уч. Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

- Существует много пословиц и поговорок, посвящённых семье, семейному очагу, нашим родным. Давайте вместе с вами их вспомним.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- Дом вести – не бородой трясти.

- Без хозяина дом – сирота.

- Дом невелик, да лежать не велит.

- Когда семья вместе, так и душа на месте.

- На что клад, коли в семье лад.

- Семья в куче – не страшна и туча.

- В семье и каша гуще.

- В семье любовь да совет, так и нужды нет.

- Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

-В прилежном доме густо, а в ленивом пусто.

- А что такое дом? Зачем человеку нужен дом? (Ответы детей).

Каждому из нас необходимо такое место, где нам безопасно, где нам спокойно и хорошо. Где можно отдохнуть душой.

5 – й уч. Дом, как известно всем давно,

Это не стены и не окно.

Это не стулья со столом;

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь.

Яростным, добрым, нежным, злым.

Дом – это там, где вас поймут.

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом.

- Сегодня за нашими столами собрались самые дружные, самые активные, самые отважные семейные команды. Вам нужно придумать фамилию вашей семье и обосновать : почему.

(Каждая команда выбирает себе фамилию и записывает её на табличке).

- Я уверена, что каждая семья мечтает о том, чтобы у неё был отдельный дом или хорошая квартира. Но, к сожалению, это не всем доступно. И всё – таки давайте пофантазируем, помечтаем. Нарисуйте необыкновенный дом, в котором будет жить ваша дружная команда – семья. Все ваши идеи и мечты воплотите в этом проекте.

- Задание было серьёзное, сложное. Но наши семьи справились с ним успешно. Каждая семья получает сердечко.

(Рисунки прикрепляются на доску).

- У разных народов дома называются по – разному. В следующем конкурсе вам нужно отгадать, как называются дома у разных народов. За каждый правильный ответ семья получает сердечко.

1. Кочевой шалаш киргизского народа и некоторых народов Азии и Южной Сибири? (Юрта).

2. Кочевой, переносной шалаш, крытый шкурами, войлоком? (Чум).

3. Жилище кавказских горцев? (Сакля).

4. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой? (Шалаш).

5. Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей Северо – Восточной Сибири? (Яранга).

6. Крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия? (Землянка).

7. Отдельное жилое помещение в доме? (Квартира).

8. Изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича? (Мазанка).

9. Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне? (Хата).

10. Переносное жилище у цыган? (Кибитка).

- Каждый человек заботиться о чистоте и уюте в своём доме. Наверно и у каждого из вас есть свои домашние обязанности. Какие полезные дела вы выполняете дома? Повторяться нельзя. Кто не может назвать, кладёт в шапку фант.

( Для выкупа фанта:

- назвать маму пятью ласковыми именами;

- надуть к празднику шарик;

- проделать утреннюю гимнастику;

- вспомнить пять названий цветов;

- собрать в коробку карандаши;

- нарисовать водой на доске букет для мамы;

- бывает, что вся семья собралась вместе, например, за столом. Поставьте на макете часов время, во сколько это бывает;

- из пластилина слепить солнышко).

- Ну что ж, надо сказать, удивили и порадовали вы меня своей слаженностью. А сейчас у нас будет конкурсы, которые позволят проверить интеллектуальные возможности членов семей. (За каждый правильный ответ получают сердечко).

- Какие часы показывают верное время 2 раза в сутки. (Которые стоят).

- Где вода стоит столбом? (В стакане).

- Какой болезнью на суше никто никогда не болеет? (Морской).

- Когда руки бывают местоимениями? (Вы – мы – ты).

- Где на территории России можно в один день можно увидеть белого медведя и пингвина? (В зоопарке).

- Летело три страуса, одного из них подстрелил охотник, сколько страусов осталось? (Страусы не летают).

- Про какое животное древние люди говорили, что у него два хвоста? (Слон).

- Сколько букв в алфавите? (33).

- Сколько зубов у человека? (32).

- Художник, изображающий животных? (Анималист).

- Другое название календулы? (Ноготки).

- Как называется перерыв между действиями в спектакле? (Антракт).

- Вам нужно догадаться, о чём идёт речь. Если угадаете задание с первой подсказки, то получаете 5 баллов, со второй попытки – 4 балла, с третьей – 3 балла, с четвёртой – 2 балла.

1 семья : МЫЛО:

- есть в каждом доме;

- можно пускать пузыри;

- в баню берут с собой.

- это полезно и взрослым и детям;

- они небольшие, круглые или плоские;

- продаются в аптеках.

2 семья : ЗУБНАЯ ПАСТА:

- это может пениться;

- всегда в упаковке;

- в магазинах очень много;

- с этим не страшен кариес.

- лакомство для всех;

- бывает с начинкой;

- всегда на палочке;

- круглый, как шар.

- Посмотрим, как вы умеете договариваться.

Чья семья точнее угадает заложенную страницу в книге.

Кто быстрее перенесёт предметы. Выберите от каждой семьи по одному участнику.

- Выберите от каждой семьи по одному участнику : кто дольше простоит на носочке одной ноги.

- Выбрать от каждой семьи по одному участнику. Кто дальше кинет лист бумаги.

- Побеждает семья, игрок которой окажется самым маленьким по росту.

(За каждое правильно выполненное задание семья получает сердечко).

- свято храни честь своей семьи;

- люби свою семью и делай её лучше;

- будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

- подари родителям радость;

- умей найти и выполнить дело на пользу и радость своей семье;

- уважайте мнение всех членов семьи;

- старайтесь понять каждого и всегда прощайте;

- никогда не смейтесь над кем – либо.

- На память о нашем классном часе я дарю вам сердечки, которые вы унесёте с собой домой. Мне хотелось бы, чтобы вы прикрепили эти сердечки на видное место, как напоминание о важности семьи.

СЕМЬЮ

Всех благ вам в жизни и здоровья,

Богатства, доброго тепла,

Семья, согретая любовью

Всегда надёжна и крепка.

Желаю мира и добра.

Пусть будет светлою дорога.

Пусть будет дружною семья,

И счастья будет много – много!

• Практика (Вкладка к журналу Н/Ш 2009 г.)

• Практика (Вкладка к журналу Н/Ш 2011 г.)

• Сценарии школьных праздников 1 -4 кл. 2006г.

Комиссия! Как много в этом слове…

Комиссия! Как много в этом слове… Пожалуй самое горячее время для воспитателей дошкольных учреждений-это приемка к новому учебному году. Колоссальный груз ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: дать представление об отношении к семье традиционных религий России, показать значение семьи в жизни каждого человека.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно работать с текстом, со словарем,
  • делать выводы, обобщать информацию, работать группами,
  • развивать речь, память, внимание,
  • выполнять самопроверку, оценивать свою работу.

Воспитательные:

  • воспитывать милосердие, доброту, сочувствие к людям;
  • формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин) (На партах некоторых учащихся лежат карточки с буквой Я)

- Ребята, чтобы определить тему нашего урока, нужно собрать все карточки вместе и разгадать слово. Ученики собирают карточки, их 7.

- Какая буква на карточках? (Я)

- Сколько букв Я? (Семь)

Слайд 2 - Что получилось? (Семья)

Слайд 3 - Сегодня на уроке мы будем говорить о семье, узнаем, как она устроена, какие правила соблюдают члены семьи, как связаны семья и религия.

Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.

Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.

Они хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.

Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.
- Как называет автор семью? (Дар от Бога)

Узнаем, то же говорят об этом даре мировые религии?

3. Изучение и усвоение нового материала. (25 мин)

- В православии семья имеет большое значение. Семью нередко называют малой Церковью, потому что семья — это часть и образ Церкви Вселенской.

В семье, как в малой Церкви, люди также собрались, чтобы любить друг друга и спасаться. Мы знаем, что один в поле не воин. Дело спорится, когда его делают несколько дружных его участников. Христианину даны две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Для семейного человека эти заповеди в первую очередь нужно исполнять в семье. Молиться друг за друга, вместе проживать беды и радости друг друга – задача семьи.

Семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины.

- Давайте определим роль каждого члена семьи. (задание на доске)

Учащиеся устанавливают соответствие: муж, отец — это священник малой Церкви, жена, мать — его помощница, образ диакона, а их дети — паства, прихожане этой Церкви.

Слайд 5 - Найдите в учебнике историю о том, как Иисус был на свадьбе в городе Кане, прочитайте.

- Что сделал Иисус?

- Почему он так поступил?

Вывод: брак в христианстве считается одним из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга.

В последнее время в нашей стране появился праздник – День семьи, любви и верности. Когда его отмечают? С именем каких святых он связан? (Петр и Феврония)

Петр был младшим братом правителя Мурома князя Павла. Однажды заболел Петр и никто не мог его исцелить. Только бедная девушка-крестьянка Феврония смогла помочь Петру. Вскоре они поженились. Пётр стал князем, а Феврония княгиней. Не нравилось боярам, что правит ими крестьянка. Предложили бояре Февронии уйти из города. Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Скоро начались в Муроме несчастья и кровопролития. Попросили послы вернуться Петра и Февронию.

Прожили они долгую и счастливую жизнь. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака, их супружеский союз считается образцом христианского брака.

Аудиозапись песни о Петре и Февронии.(отрывок)

4. Физкультминутка. (5 мин.)

Дети по очереди тянут из коробки фанты и показывают пантомиму на записанное слово, остальные угадывают. (Фанты: мама, дети, отец, строгость, вера в Бога, доброта)

5. Изучение и усвоение нового материала. (продолжение)

- Давайте узнаем, как относятся к семье представители других религий.

Учитель по одному открывает слайды с цитатами из Ветхого Завета.

1. Раз соединил их Бог, они уже не двое, а одно целое.

В таком случае, никто не должен разъединять то, что соединил Бог.

Слайд 8 2. Если кто-либо разводится со своей женой и женится на другой женщине, он изменяет своей жене. И если жена разводится с мужем и выходит замуж за другого, она также прелюбодействует.

Слайд 9 3. Так же и вы, жёны, подчинитесь мужьям; и даже если некоторые из них не верят Слову, вы покорите их своим образом жизни, без слов, и они увидят ваше уважительное и безупречное поведение.

Ваша красота не должна заключаться во внешнем: красивых причёсках, золотых украшениях или изящной одежде –
Но пусть она будет во внутренних качествах вашего сердца, в непреходящем достоинстве кроткого и тихого духа. В глазах Бога это имеет огромную ценность.

Слайд 10 4. Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы.

Дети, слушайте своих родителей во всём, так как это угодно Богу.

Ученики зачитывают ответы и определяют отношение евреев к семье.

(Семья - ценность, её надо сохранять, не разводиться. Жене следует быть кроткой и тихой, Бог это ценит. Отношения в семье основаны на любви.)

Слайд 11 Просмотр видеосюжета о мусульманской семье. (4 мин)

- На чем строится семья мусульман? (Брак - это обязанность, дети – Божье благоволение. Любовь, уважение, вера в Аллаха – основа семьи)

– Как вы понимаете эти выражения? (Ответы детей).

- Как относятся к семье буддисты? Работа с учебником (стр. 75).

Слайд 12 Формулировка основной мысли. Семья в буддизме зависит от пути, который ты выбираешь: монаха или мирянина. Для мирянина семья – большая ценность. Брак заключается не только для счастья, но и в интересах буддийской общины.

6. Закрепление пройденного материала (5 мин.)

Слайд 13 Составление на доске кластера.

  • Слово
  • Его значение
  • Его изображение
  • Его ассоциации

Ассоциации запишем на буквах Я (использовались в орг. моменте) и прикрепим на доску.

7. Подведение итогов урока (2 мин)

- Что православные называют малой Церковью?

- Есть ли существенные отличия в представлениях о семье людей разных вероисповеданий?

- Что стоит в основе любой счастливой семьи?

8. Рефлексия (3 мин.)

- Что нового вы узнали о семье? Захотелось ли тебе что-либо изменить в себе, чтобы отношения в твоей семье стали ещё лучше?

9. Домашнее задание (1 мин.)


У каждого человека есть свое понимание, что такое семья. Осталось разобраться, что означает это явление с точки зрения обществознания. В этой статье мы собрали воедино все о семье — ее понятие, виды, основные функции с примерами и современные тенденции. Это поможет вам разобраться в теме и подготовиться к вопросам на экзаменах.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Что такое семья?

Семья — это малая социальная группа, ячейка общества, которая основана на браке и кровном родстве, а ее члены связаны общим бытом и ответственностью друг перед другом.

Есть и второе определение. Семья — это социальный институт, с помощью которого люди удовлетворяют важнейшие человеческие потребности.

В жизни каждой семьи есть несколько этапов. Разберем их в таблице.

Этапы жизни семьи

Важно помнить, что у каждой семьи свой путь, и не обязательно она будет проходить через все этапы. К примеру, бывают бездетные пары, которых не коснется 2, 3 и 4 ступени. О них мы поговорим чуть позже.

Какие функции выполняет семья?

Давайте разберемся, почему люди начали создавать семьи и какую пользу обществу приносят главные функции этого союза.

Человек формируется как личность

Репродуктивная (производственная) функция семьи

Родители воспроизводят население и удовлетворяют личное желание продолжить род

Хозяйственно-экономическая (бытовая) функция семьи

Члены семьи вместе ведут домашнее хозяйство, ухаживают за детьми и пожилыми родственниками, распределяют семейный бюджет

Функция первичного социального контроля (регулятивная)

Старшие члены семьи регулируют поведение младших с помощью социальных норм: норм морали, семейных традиций, этикета и проч.

Люди в семье получают одинаковый социальный статус в обществе по их национальности, религии и т. д.

Члены семьи защищают друг друга физически, морально и экономически

Человек перенимает нормы морали и нравственности от родителей

Досуговая функция семьи

Люди в семье проводят время вместе, могут иметь общие интересы

В браке люди удовлетворяют сексуальные потребности друг друга

Какими бывают семьи и отношения в них?

Как мы отмечали раньше, семьи бывают разные. Давайте разберемся в их видах и критериях, которые отличают эти малые социальные группы друг от друга.

Традиционная — решения принимает мужчина.

Эгалитарная — мужчина и женщина вместе принимают решения.

Распределение домашних обязанностей

Патриархальная — домашними обязанностями занимается женщина, но работает и ответственность за семью несет мужчина.

Матриархальная — домашними делами занимается мужчина, но работает и ответственность за семью несет женщина.

Эксплуататорская — работают оба супруга, но домашними делами занимается женщина.

Партнерская — домашние дела, работу и ответственность за семью супруги делят поровну.

Нуклеарная — состоит из супругов и их детей.

Расширенная — состоит из супругов, их детей и родственников, которые живут с ними.

Полигамная — у мужа есть несколько жен, либо у жены — несколько мужей.

Бездетная — у пары нет детей.

Малодетная — у супругов есть 1–2 ребенка.

Многодетная — у пары есть 3 и более детей.

Полная — у детей в семье есть оба родителя.

Неполная — у детей в семье есть только один родитель.

Авторитарная — родители — главный авторитет, дети обязаны выполнять их требования.

Либеральная — интересы одного члена семьи стоят выше интересов других людей и общества в целом.

Демократическая — дети и родители сотрудничают и договариваются.

Открытая — семья общается и проводит время с другими людьми, а не только между собой.

Закрытая — семья проводит досуг в своем внутреннем кругу.

Теперь давайте разберемся в отношениях семей разных типов. То, как люди будут ощущать себя в этом союзе, зависит от его психологического климата.

Психологический климат — это условия, которые возникают в семье и зависят от отношений между ее членами. Они влияют на психологическое самочувствие человека, а также сплачивает членов семьи, либо отталкивает их друг от друга.

Всего бывает 2 вида психологического климата — теплый и тяжелый. Разберем их все в таблице.

Виды психологического климата

Забота, внимание, сотрудничество

Семья наполнена любовью, ее члены доверяют, уважают и понимают друг друга

Безразличие, неуважение чужих границ, эгоизм

В семье напряженная атмосфера, частые конфликты, мало совместных положительных эмоций

Что такое семейный долг?

Семья — это не только опора, защита, но и ответственность людей друг перед другом. Для этого явления есть специальный термин — семейный долг. Разберемся в нем подробнее.

Семейный долг — это нравственные требования к людям внутри семьи и личные правила, которые ее члены договариваются соблюдать.

Виды семейного долга

Долг родителей перед обществом

Долг родителей перед детьми

Долг детей перед родителями

Заботиться о детях и создавать комфортные условия для их развития

Распределить между собой равные права и обязанности в воспитании детей, заботиться об их здоровье, психологическом развитии, защищать и материально обеспечивать до 18 лет

Во взрослом возрасте заботиться о родителях, их благополучии и семейном быте

Как развиваются современные семьи?

Со временем общество меняется, а вместе с ним — и представления людей о том, какой должна быть семья. В XXI веке наметились тенденции, которые меняют привычный взгляд на этот союз.

Положение женщин в семье меняется, т. к. растет их авторитет в обществе.

Традиционных или патриархальный семей становится все меньше.

На первый план выходят партнерские семьи, в которых супруги делят между собой обязанности, вместе принимают решения и поддерживают друг друга.

Разрушается многопоколенная (или расширенная) концепция семьи, когда все родственники живут под одной крышей.

Преобладают нуклеарные семьи, которые состоят из супругов и детей.

Растет количество разводов, неполных семей и повторных браков.

Проверь себя

Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал об основных функциях семьи и других ее характеристиках. В этом блоке мы собрали 5 заданий, которые помогут узнать это.

Задание 1

Рассмотрим вымышленную ситуацию.

Михаил и Оксана не женаты, но живут вместе уже 10 лет и в строгости воспитывают общего ребенка — 5-летнего Сашу. В одной квартире с ними живет Антонина Васильевна — мать Оксаны. Сама Оксана занимается воспитанием сына, хозяйничает по дому и вечером подрабатывает мастером ногтевого сервиса. Михаил же работает таксистом и не помогает Оксане с домашними делами, потому что это, по его мнению, не мужское дело. Он зарабатывает меньше гражданской супруги, но все равно принимает все решения и считает себя главой семьи.

Подумайте и отнесите эту семью к какому-либо типу по категориям, которые мы изучили в статье. Предположите: какой психологический климат может царить в этом союзе? Аргументируйте свое мнение.

Задание 2

Ниже мы перечислили 5 утверждений об основных функциях семьи в жизни общества и других ее характеристиках. Разделите их на верные и неверные.

Тот или иной психологический климат — это результат отношений между членами семьи.

По количеству детей семьи делятся на 2 группы.

Родители обязаны содержать своего ребенка материально до 16 лет, пока он не найдет работу.

При рождении ребенок перенимает социальный статус своих родителей.

Все семьи проходят одинаковый жизненный цикл.

Задание 3

Еще раз перечитайте раздел о функциях и чертах современных семей. Подумайте, какие из них вы считаете положительными, а какие — отрицательными? Аргументируйте ответ.

Задание 4

Подумайте, почему в наши дни устарела расширенная модель семьи, которая была повсеместной в обществе раньше? Расскажите о своем отношении к этой тенденции.

Задание 5

Семья — не только часть жизни каждого человека, но и тема ряда вопросов на экзаменах по обществознанию. Если вы хотите подтянуть знания по этому предмету и получить больше баллов, советуем заниматься с грамотным наставником. Мы создали курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию, которые помогут заполнить пробелы, стать увереннее в себе и подготовиться к экзамену без стресса. Попробовать обучение на платформе Skysmart можно на бесплатном вводном уроке.

Читайте также: