Что такое семинар в колледже кратко

Обновлено: 06.07.2024

Семинар выполняет следующие основные функции : познавательную, воспитательную и функцию контроля. Рассмотрим содержание каждой из них.

Познавательная функция позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение преподавателя со студентами, формирует самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала, закрепляет и расширяет знания обучающихся.

Воспитательная функция осуществляет связь теоретических знаний с практикой, формирует принципиальность и смелость в суждениях, самокритичность, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы со студентами. Атмосфера взаимодоверия и взаимопонимания, создаваемая преподавателем на семинаре, позволяет решать задачи нравственного, эстетического воспитания, причем достигается это не только личным влиянием преподавателя на аудиторию, но и организацией общественного мнения.

Функция контроля проявляется в контроле за содержанием, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке студентов, что позволяет преподавателю своевременно реагировать на негативные стороны процесса освоения учебной дисциплины.

В зависимости от задач и содержания выделяют следующие основные типы семинаров :

Традиционный (тематический) семинар . Он о риентирован на обсуждение группы проблем, которые изучались студентами самостоятельно или на теоретических занятиях ;

Проблемный семинар. Предназначен для углубленной проработки отдельных, наиболее важных тем учебной дисциплины;

Спецсеминар. Семинар исследовательского типа с независящей от лекции тематикой по отдельным частным проблемам для углубленного их изучения. Проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности.

Междисциплинарный семинар . Позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, к видению межпредметных связей.

Семинар, будучи активной формой обучения, имеет множество разнообразных видов. Вид семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемой литературы, уровнем подготовки студентов данной группы, их специальностью, необходимостью увязать преподавание учебной дисциплины с профилем учебного учреждения и другими факторами.

Педагогическая практика выделяет следующие виды семинаров :

- развернутая беседа (на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятии);

- устные доклады студентов с последующим обсуждением их;

- обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара, прочитанного всей группой;

- теоретическая конференция в группе или на потоке;

- комментированное чтение первоисточников;

- решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;

- работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами;

- семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя;

- семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам;

- контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам с последующим обсуждением;

Остановимся более подробно на подготовке к семинарскому занятию.

Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов. Подготовка к семинарам включает в себя целый комплекс мероприятий:

- подготовка преподавателем развернутого плана проведения семинара;

- проработка литературы и подбор наглядных пособий;

- проведение групповых и индивидуальных консультаций;

- работа с докладчиком (составление плана доклада, обсуждение основных положений содержания, контроль и оказание помощи).

Особое внимание следует уделять основным мероприятиям, связанным с подготовкой к семинару.

Планы семинаров служат основным методическим документом при самостоятельной работе студентов.

При составлении планов учитываются рассмотрение наиболее актуальных и трудных вопросов учебной программы, связь с практикой, с профилем учебного заведения и специализацией.

Вопросы семинарского плана должны отвечать следующим требованиям:

– охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах;

– учитывать научную и профессиональную направленность;

– формулировать вопросы в утвердительной форме (однако возможна и вопросительная форма);

– формулировка вопроса должна побуждать к работе с литературой.

Оптимальное количество вопросов в плане двухчасового семинарского занятия всего два-три. Включать в план более пяти вопросов нецелесообразно – это рассеивает внимание студентов, не дает возможности сосредоточиться на главном.

Методически серьезным является вопрос о характере и объеме рекомендуемой литературы . В перечень обязательной литературы включаются, прежде всего, нормативные документы (законы, указы, постановления и др.), затем руководящие документы, а также учебники и учебные пособия, монографии. Разумеется, все это должно рекомендоваться в разумных дозах, учитывая, что к одному семинару студент может готовиться в среднем всего 3–4 часа.

Дополнительная литература рассчитана на наиболее подготовленных студентов, интересующихся той или иной проблемой, а также на тех, кто хотел бы получить в ней разъяснения по отдельным вопросам первоисточников и прослушанных лекций. Поэтому объем ее может быть несколько большим.

Методические указания (как устные, так и в виде учебно-методических пособий) имеют своей целью помочь студентам в организации их самостоятельной работы над научной и учебной литературой при выяснении коренных вопросов данной темы. В методических пособиях полезно рассказать о составлении конспектов, об особенностях той или иной темы, о существующих спорных вопросах по ней, о том, как участвовать в работе семинара и т. д.

Перед проведением семинарского занятия преподаватель составляет развернутый план-проспект , который должен содержать следующие разделы:

  1. Изучение рекомендованной к семинару литературы, особенно новых документов.
  2. Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинарского занятия.
  3. План или тезисы вступительного слова:

– важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению;

– порядок работы семинара и т.д.

4. Дополнительные вопросы к плану семинара:

– дается перечень вопросов.

5. Организация работы слушателей на семинаре:

– кому предоставить слово в первую очередь;

– кого и когда вызвать для контроля.

6. Порядок использования ТСО, наглядных пособий, иллюстраций, художественной литературы.

7. Заключительное слово:

– оценка семинара в целом;

– разбор выступлений слушателей;

–освещение и обобщение наиболее важных теоретических вопросов;

Успех семинарского занятия во многом зависит от содержания, формы, и эмоциональности в постановке вопросов; от педагогического такта преподавателя, и его организаторского мастерства.

Рассмотрим более подробно методики проведения семинарского занятия.

Обычно семинарское занятие начинается вступительным словом преподавателя. Оно должно быть кратким, рассчитанным на 5-10 минут и не дублировать того, что было сказано в период подготовки занятия, на консультации. Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, четко показывает место и значение изучаемой темы. Обращает внимание участников семинара на основные положения, проблемные вопросы, активное участие в обсуждении которых должны принять все студенты. Нацеливает студентов на рассмотрение теоретических вопросов в тесной связи с жизнью, практикой и опытом. Указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности. Выясняет, все ли студенты готовы к занятию.

После вступительного слова преподавателя обычно следует доклад (реферат) одного из студентов. Доклад посвящается, как правило, одному из важнейших теоретических вопросов, центральной проблеме всего семинарского занятия. Продолжительность доклада: 15-20 минут. Следует предостеречь докладчика от стремления затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия.

Немаловажное значение имеет и форма выступления докладчика. Наиболее распространенная ошибка многих выступающих с докладом — это чтение по тексту. Оно снижает интерес слушателей, ослабляет контакт с докладчиком, а также не способствует выработке навыков публичных выступлений.

После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы относились непосредственно к теме доклада и семинара. Для сокращения времени можно подавать вопросы в письменном виде. Записки подаются преподавателю, который решает, какие из них дать для ответа докладчику, какие поставить на обсуждение группы, а на какие вопросы ответить самому.

Порядок обсуждения доклада может быть не всегда одинаковым. На одних семинарах доклад целесообразно подвергнуть специальному обстоятельному рассмотрению:

– вокруг доклада развертывается дискуссия;

– преподаватель добивается, чтобы содержание доклада, основная проблема семинара были всесторонне изучены и хорошо усвоены всеми.

На других семинарах обсуждение доклада может идти не отдельно, а вместе с остальными вопросами семинара.

Для того, чтобы правильно в методическом отношении подойти к организации обсуждения вопросов, надо хорошо знать студентов, степень их подготовки и особенности каждого.

Педагогически правильно дать первому слово не тому, кто поднял руку, а тому, кто слабее подготовлен и реже выступает.

На семинарах довольно широко практикуются добровольные выступления, но не следует исключать и выступления по вызову преподавателя. Это следует лучше всего делать тогда, когда нет желающих выступить или когда преподаватель решил проверить подготовку отдельных студентов, вовлечь их в обсуждение проблемы.

Выступления на семинаре не должны превышать 10-15 минут. Нужно учить студентов излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно.

Без особой необходимости не рекомендуется останавливать или поправлять выступающего. Методически более правильно, чтобы ошибки были вскрыты коллективно. Можно задать уточняющий, дополнительный, наводящий вопрос.

Практикуется организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам или в случае ошибки в выступлении, неточностей. Важно, чтобы дискуссия не сбивалась с главных вопросов на второстепенные.

В ходе семинара у студентов возникает много вопросов. Важно использовать их для развития активного обсуждения темы. Не всегда выгодно и методически правильно отвечать на возникающие вопросы в заключительном слове.

На семинаре преподаватель должен работать в первую очередь со всей группой, а не с отдельными слушателями, не злоупотреблять диалогом, соблюдать педагогический такт.

Завершает семинарское занятие заключительное слово преподавателя. Оно должно содержать:

– характеристику подготовленности группы к семинару и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки;

– анализ доклада и выступлений, дополнение и углубление содержания рассматриваемых вопросов;

– учет умения установить контакт с аудиторией, логичности мысли, убедительности и яркости речи;

– оценку самостоятельности разработки доклада.

При разборе выступлений надо:

– вначале сказать о степени их активности, отметить тех, кто выступал впервые (редко выступают), кто отмалчивался на предыдущих занятиях;

– указать, насколько остро умеют реагировать участники семинара на неточные или ошибочные выступления;

– правильно ли ставились вопросы докладчику;

– несколько глубоко изучен и обсужден материал темы семинара.

Преподаватель исправляет допущенные в ходе семинара и не замеченные студентами неточности и ошибки, обязательно дает правильное, научное толкование вопроса. Раскрывает содержание тех вопросов, которые ставились, но не получили должного освещения. Отвечает на вопросы, которые по его предложению задаются студентами перед заключительным словом.

При разборе выступления недопустимо распекание выступавших, унижение их достоинства.

Заключительное слово завершается выводами по теме семинара и методическими советами по дальнейшей самостоятельной работе.

Мною были изложены лишь некоторые методические приемы и средства подготовки и проведения семинарских занятий. Однако, хотелось бы ещё раз отметить, что от руководителя семинара требуются глубокие теоретические знания и их постоянное совершенствование, гибкость и оперативность мышления, общая культура, высокое педагогическое мастерство, определенные организаторские способности и волевые качества.


Что такое семинар в институте или техникуме

В учебных заведениях высшего или среднего профессионального образования семинар является самой распространенной формой проведения занятий.

Семинар – форма проведения занятий в учреждениях профессионального образования (вузы, колледжи). Предполагает интерактивное обсуждение темы в группах. Участвуют как студенты, так и преподаватель. На обсуждение выносятся вопросы из образовательных программ по какому-либо предмету, не связанные с лекционным курсом. Часто зачитываются и обсуждаются доклады.

Семинар

Цель семинарских занятий: научить студента самостоятельно искать ответы на вопросы, уметь выразить мнение и применять знания на практике.

Семинар в университете — что это

В университете проведение семинаров занимает около 50% всех занятий. Другая половина – лекции. Вопросы преподаватель обычно оглашает заранее, чтобы студенты успели подготовиться к обсуждению, выполнить задания. В некоторых вузах семинары также называют практическими занятиями, хотя изначально это были разные формы. К практическому студенты готовят устные и письменные домашние задания, а на семинаре только дискутируют.

Главную роль на занятии играет не преподаватель. Он всего лишь координирует беседу, задает дополнительные вопросы и слушает отвечающих. Между студентами происходит взаимодействие посредством полилога. Каждый высказывает свое мнение, но обязательно придерживается плана.

Что такое семинар в колледже

Семинары в колледже по форме проведения ничем не отличаются от университетских занятий. Также на обсуждение выносится 1 тема. Отличие может быть только одно: иногда в колледжах объединяют несколько групп, в то время как в университете на обсуждении присутствует только 1 группа.

Образовательные технологии при проведении семинаров

В основе новых образовательных технологий лежит принцип игры. Моделируются различные ситуации, вымышленные или вполне реальные, чтобы вместе с получением знаний студенты учились межличностному взаимодействию. На семинарах нередко проводят такие игры:

  • викторина (состязательная игра для проверки знаний);
  • деловые игры (имитация рабочего процесса);
  • ролевые игры (моделирование событий/ситуации, наделение студентов определенной ролью);
  • блиц-опрос (серия вопросов за короткий промежуток времени);
  • дидактические игры.

Сейчас в образовательный процесс активно внедряют тренинги. Эта форма обучения предполагает интенсивное усвоение знаний за короткий промежуток времени. Часто приглашаются специалисты из различных сфер, которые дают мастер-классы, передают полезные навыки и общаются со студентами. Если на лекциях молодые люди только усваивают знания, то семинары предназначены для практики.

Таким образом, обучающиеся не просто зачитывают доклады и другие научные работы. Они анализируют информацию, примеряют на себя роль работника той профессии, которую они выбрали.

Методические разработки семинарского занятия

К каждому семинарскому занятию преподаватель пишет план по определенной структуре. Какие компоненты должны быть:

  • номер занятия;
  • тема;
  • план из вопросов, вынесенных на рассмотрение;
  • список литературы;
  • дополнительные занятия.

Важнейшей задачей преподавателя является объективная оценка учащихся после занятия. Критерии оценки должны быть прописаны в плане. Чтобы выставить оценку, преподаватель должен выслушать каждого студента, проверить готовность заданий и задать вопросы по теме.

После обсуждения преподаватель подводит итог: либо задает главные вопросы, либо сам тезисно проговаривает то, что нужно запомнить в первую очередь. Затем отвечает на возражения студентов, ставит оценки и дает задание на следующую пару.

Как минимум, 1 контроль знаний преподаватель должен провести после курса семинаров. Часто проводят 2: в конце и в середине курса. Готовят контрольные вопросы.

Методические рекомендации к проведению семинаров являются опорой для подготовки планов. Преподаватель обязательно должен изучить требования и советы, чтобы занятия соответствовали программе обучения.

Для чего нужны семинары

Значение семинаров в системе обучения трудно переоценить. Их первостепенная задача: научить студента углубленно вникать в тему. После такой формы занятий учащийся умеет:

Виды и формы семинаров

В зависимости от сложности подготовки к семинару выделяют 3 категории:

  1. Просеминар. Проводится для студентов первых курсов. Цель: научить самостоятельно работать с источниками информации и готовиться к занятиям. Студенты готовят рефераты и доклады, а затем коллективно обсуждают на паре.
  2. Семинар. Полноценная подготовка по плану занятия. Студенты заранее готовят ответы на вопросы, отвечают на паре, вступают в диалог с одногруппниками.
  3. Спецсеминар. Обычно вводятся в программу старших курсов. Студенты изучают научные проблемы, выдвигают свои гипотезы и общаются с приглашенными гостями – экспертами в определенной сфере деятельности.

Занятие

Таким образом, выделяют 3 вида семинаров, но форм (типов) их реализации намного больше.

Развернутая беседа

Это самый распространенный формат для студентов. Преподаватель последовательно задает 5-6 вопросов, вовлекая учащихся в разговор. Они дают развернутые ответы, не ограничиваясь односложными фразами. Такая форма позволяет задействовать максимальное количество человек.

Доклады и рефераты

Подготовка докладов и рефератов актуальна на первом курсе. Студенты самостоятельно пишут проверочные материалы, а на паре тезисно зачитывают и принимают участие в обсуждении других работ.

Семинар-диспут

В рамках семинара-диспута участники обсуждения проявляют высокую умственную активность. Ответы на вопросы содержат не только личные убеждения, но и научную базу (исследования, мнения и публикации ученых). Умение полемизировать и убеждать являются ключевыми характеристиками участников диспута.

Конференция

По форме реализации конференция похожа на представление докладов и рефератов. В основе также лежит выступление докладчиков. Главное отличие в том, что на обсуждение вынесен узкий круг вопросов, изучение конкретных деталей темы. Часто завершает курс предмета.

Лекция

Другие формы семинара

К другим формам относятся:

  • дискуссия (обсуждаются вопросы, не имеющие однозначного ответа в современной науке);
  • круглый стол (обсуждение в свободной форме с приглашенным экспертом);
  • вопросно-ответный семинар (занятие для промежуточного контроля знаний студентов).

Подготовка к семинару

Семинар требует обязательной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов.

Подготовка преподавателя

Преподаватель не только слушает ответы студентов, но и задает направление беседы, критикует высказывания, поэтому должен быть подготовленным. В первую очередь, он составляет план занятий, систему оценок, подбирает литературу для рекомендаций студентам и готовит дополнительные вопросы. Главное, чтобы преподаватель отлично разбирался в теме.

Перед обсуждением педагог объясняет, в какой форме будет проходить занятие и какие дополнительные материалы нужно готовить.

Подготовка студентов

Успешная подготовка студентов к семинарам включает такие этапы:

  • чтение вопросов и методических рекомендаций;
  • поиск литературы по теме;
  • тезисное написание конспекта, содержащего ответы на главные вопросы;
  • написание вопросов к преподавателю, возникших в ходе работы над темой.

Для аргументации своего ответа нужно использовать научные пособия, учебники, опираться на исследования ученых. Если вы занимаетесь поиском информации в сети Интернет, то опираться нужно только на авторитетные издания или электронные версии научной литературы.

Оценки на семинаре

После семинара преподаватель выставляет оценки всем студентам, принимавшим участие в обсуждении. Оценивается не только доклад, реферат, но и активность учащегося в других формах работы. Например, задавал ли он вопросы одногруппникам или конспектировал важные уточнения.

Оценку можно получить за такую работу:

Оценка за семинар состоит из многих компонентов. Каждый преподаватель анализирует ответы студентов и присуждает заслуженный балл.

Отличие семинара от лекции

Как мы выяснили, семинар предполагает подготовку студента к вопросам. На лекции студенты редко отвечают на вопросы и делают задания, зато слушают изложение учебного материала преподавателем. Обычно на лекции выносятся самые сложные темы, которые требуют разъяснения или не имеют литературы. Также это может быть авторский курс лекций, разработанный преподавателем.

Что важнее для студента: лекция или семинар

Любое занятие и учебная дисциплина важна и необходима студенту для полного усвоения материала. На лекциях студент не получает оценки, зато перенимает знания от экспертов и педагогов. За пропуски лекций баллы не вычитают, зато могут не допустить к зачету или экзамену.

На семинарах учащиеся зарабатывают оценки, которые формируют итоговый балл. От этого зависит дальнейшее обучение и получение стипендий.

Если вы хотите стать востребованным специалистом, то не должны пропускать ни одно занятие.

Чем лекция и семинар похожи

Лекция и семинар похожи тем, что необходимы для изучения предмета и получения профессиональных навыков. Такое сочетание форм обучения позволяет работать и самостоятельно, и идти навстречу выбранной профессии под руководством преподавателя.

Обязательно ли ходить на семинары

Готовьтесь качественно к семинарам и получайте профессию своей мечты. Если у вас возникли проблемы с написанием учебных работ, обращайтесь к специалистам сервиса ФениксХелп.

Семинар в вузе: что это такое, как он проходит, виды и типы

Больше полезных советов, которые помогут адаптироваться к учёбе в вузе или колледже, можно найти в одном из наших телеграм-каналов. А в другом мы собрали скидки и выгодные предложения.

Что такое семинар в институте или техникуме

В школах ученики посещают обычные уроки, а знания проверяют на контрольных. В высшем или среднем профессиональном образовании есть разные формы занятий. Одна из них — семинар.

В советской высшей школе на семинарах проходило углублённое изучение отдельных предметов, а сейчас модными стали бизнес-семинары: на них эксперты делятся со слушателями интересными практическими идеями.

Семинар в университете — что это

Семинар в универе — это разновидность группового занятия, на котором происходит проверка знаний.

Такое занятие обычно проходит в интерактивном режиме: преподаватель и студенты ведут живой диалог, рассматривая различные вопросы, касающиеся одной темы.

Вопросы для семинара преподаватель выдаёт заранее (как правило, за несколько недель), чтобы студенты успели найти нужную информацию.

Что такое семинар в колледже

Семинар как вид учебного занятия в колледже также имеет интерактивную форму организации и посвящён одной из важных тем курса.

Из отличий: в техникуме он может проводиться для нескольких групп, в вузе чаще всего — для одной группы студентов.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Независимо от вида и типа, семинар требует хорошей подготовки

Виды и формы семинаров

Расскажем подробнее о типах семинаров и их содержании.

Виды семинаров в образовании

В отечественной системе образования выделяют 3 основных вида семинаров:

В подгруппы на спецсеминарах обычно объединяют студентов одного научного руководителя, темы спецсеминара пересекаются с темами их дипломных работ.

В условиях развития интернета и дистанционного обучения многие стали проводить вебинары (онлайн-семинары), на которых участники общаются с помощью видеосвязи.

Типы семинаров

Помимо видов учебных семинаров, выделяют и разные формы (типы) их проведения:

  • дискуссия — обсуждение проблемных вопросов;
  • чтение первоисточников с комментариями студента;
  • ситуационный анализ — разбор кейсов;
  • вопросно-ответный семинар (похож на коллоквиум);
  • круглый стол — обсуждение поставленных вопросов с приглашённым экспертом;
  • конференция (обычно завершает изучение дисциплины);
  • мастер-класс или тренинг — предполагает обучение новым навыкам.

Независимо от вида семинаров в вузе или колледже, к нему нужно хорошо подготовиться. Можно разделить вопросы между одногруппниками и надеяться, что они серьёзно отнесутся к своей работе. А можно обратиться в специальный студенческий сервис и заручиться помощью профессионалов.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Будут в институте в основном три типа занятий - лекции, семинары и лабы (лабораторные).

Лекция - это (обычно) большая аудитория, в которую набивается весь курс какого-либо факультета и ли даже факультетов и лектор всем читает лекцию. Читается, как правило, теоретический материлал, который подкрепляется демонстрациями и, иногда, примерами задач. Работа с отдельно взятым студентом, если и есть, ограничивается разве что перекличкой по списку или вопросами "вопросы есть?" Разумеется у лектора можно и уточнить что-то, но либо во время перерыва, либо это как правило привелегия первых рядов (а лучше нулевого ;) )

А вот семинары как правило проводятся в небольших аудиториях и с одной (реже двумя) группой. Там идёт краткий повтор теоретической части лекции, и практические выводы из неё. Решение задач, опрос студентов и тому подобное. Иногда семинар получается продолжением лекции.. но это не часто.
Семинар чем-то школьный урок напоминает. Бывает что надо готовиться к нему. Некоторые лекторы ухитряются и на лекциях студентов спрашивать, но это исключение.

Ну а в лабораториях студенты выполняют практические задания и сдают их.

Ну как? Нормально?

Семинар в универе например это обсуждение какой либо темы, ты должна подготовится, много выучить, а потом блистать своими знаниями!

семинар это когда после лекции проводится как бы разговор между преподом и учищимися- кто то задает вопросы,кто то не понял тему и просит обьяснить еще раз) вобщем на лекции ты записываешь,а на семинаре применяешь эти знания) вобщем это беседа между преподом и учащимися=)))

у нас преподаватель задавал вопрос по теме , ответил- семинар зачитан, не ответил на зачёте преп. отыграется

25-26 октября 2017г.

Семинар в Санкт-Петербурге.
Изменения в законодательстве о земле, градостроительстве и недвижимости.

25-26 октября 2017 г.

Семинар в Санкт-Петербурге.
Эффективная договорная, претензионная и исковая работа. Изменения ГК РФ в 2016-17 гг.

Семинар

Они охватывают различные сферы деятельности и преследуют определенные цели. Сегодня я постараюсь простыми словами объяснить, что такое семинар, для чего он нужен и каковы его основные разновидности.

Семинар — это.

В переводе с латинского языка слово seminarium переводится как рассадник. Античные философы утверждали, что истина рождается в спорах, а в начале прошлого века было доказано, что значимые достижения в науке невозможны без разногласий и споров.

Как форма обучения, семинары появились в Древней Греции, позже активно применяясь в Древнем Риме и основывались на дискуссии между учеником и преподавателем.

В наши дни семинар — это одна из форм проведения обучающих занятий, основными принципами которых являются обсуждение, споры, конструктивный диалог и взаимоуважение.

Дискуссии, обмен знаниями и опытом очень востребованы в процессе подготовки инженерных и научных кадров, помогают обрести профессию и наладить деловые отношения множеству специалистов.

В высших учебных заведениях семинары проводятся преподавателями с целью определить, насколько хорошо студенты усвоили курс лекций.

В отличие от лекций, к каждому семинару необходимо готовить доклад и быть вовлеченным в обсуждение, чтобы по итогам занятия получить хорошую оценку.

Зачем нужны семинары

Главная цель семинаров состоит в том, чтобы развить дискуссию на определенную тему и дать всем участникам высказать свое мнение по конкретному вопросу.

Совещание

Вот еще несколько причин, по которым проводятся подобные занятия:

  1. Получение знаний. Задача любого семинара направлена на получение знаний. Профильные занятия являются необходимой составляющей для профессионального роста в той или иной сфере деятельности.
  2. Обмен опытом. Присутствие на семинарах позволяет участникам обмениваться опытом и получить ответы на интересующие вопросы по теме от более опытных людей.
  3. Общение. Регулярное посещение семинаров позволяет найти друзей по интересам и обзавестись полезными знакомствами для потенциального сотрудничества в той или иной сфере.

Основные виды семинаров

В зависимости от преследуемой цели, выделяют множество разновидностей семинаров. Основными из них являются:

    Учебные. Проводятся преподавателями в высших учебных заведениях для закрепления лекционного материала и проверки знаний студентов. Каждый ученик готовит доклад на определенную тему и защищает его перед аудиторией.

Наивысшую оценку по итогам занятия получают студенты, которые активно участвуют в дискуссии, умело оперируют фактами и способны отстаивать собственную точку зрения.

Однако авторские семинары проводятся предпочтительно в больших городах, поэтому далеко не каждый может на них попасть.

Темы занятий могут быть самыми разнообразными, начиная здоровым питанием или активным образом жизни и заканчивая искусством селфи или рыбной ловлей. Главным недостатком обучающих семинаров является возможность попасть на непрофессионала.

Аудитория онлайн-занятия может включать людей из различных уголков планеты, а главным преимуществом такого способа обучения является возможность пообщаться с профессионалами в определенной области, не покидая пределов собственной квартиры.

Конструктивная дискуссия между сотрудниками, в ходе которой каждый выражает свое мнение, позволяет найти решение существующей проблемы.

Отличие семинара от лекции и тренинга

Не стоит путать семинары с лекциями и тренингами. От семинаров лекции отличаются тем, что на них лектор лишь излагает материал, в то время как аудитория внимательно его слушает и не задает вопросов. Аудитория получает лишь теоретические знания, не обмениваясь опытом друг с другом, как это часто бывает на семинарах.

И лекции, и семинары являются способом получения теоретических знаний. Тренинг (в переводе с английского training — тренировка) предназначен для приобретения или совершенствования определенного умения путем практики. Хороший тренинг включает в себя 10% теоретического материала, остальное — отработка и доведение до автоматизма полученных навыков.

Учитель

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Да уж, на семинаре не поспишь как на лекции, да и приходилось напрягать извилины в течение всей пары.

Семинар носит либо обучающую функцию, либо презентацию какого-либо материала. А уже в конце обычно можно задавать вопросы или делиться мнениями.

В принципе от обычной лекции отличий по сути то нет, просто название другое.

Читайте также: