Что такое самоуправление кратко

Обновлено: 06.05.2024

Мы не рождены с инструкциями, но если это было бы правдой, я уверен, что первая глава объяснила бы искусство самоуправления.

В этой статье предлагается общий обзор того, что такое самоуправление и его научные основы.

Эта статья содержит:

Объяснение самоуправления

Самолидирование - это практика понимания того, кто вы есть, определения желаемого опыта. Она охватывает определение что мы делаем, почему мы это делаем, и как мы это делаем.

Эта концепция была основана на (тогда еще новаторском) понимании того, что самостоятельное лидерство является предпосылкой эффективного и подлинного командного лидерства (Manz & Sims, 1991). Фактически, более автономные, самостоятельные работники более производительны, независимо от их рабочей роли (Birdi et al., 2008).

С момента первого упоминания, обсуждение и изучение концепции самоуправления оставались преимущественно в контексте организационного лидерства и управления. Совсем недавно Мариета Дю Плесси (2019) признала возможность дополнить концепцию выводами из исследований позитивной психологии, предложив следующее определение:

Позитивное самоуправление относится к способности определять и применять свои сильные стороны, чтобы инициировать, поддерживать самовлияние.

Дю Плесси подчеркивает важность основанного на ценностях самовнушения и постановки собственных целей на пути к самоуправлению.

При рассмотрении этого определения становится очевидным более широкое применение самоуправления. Фактически, концепция самоуправления опирается на несколько междисциплинарных теоретических моделей и структур, в том числе многие из области позитивной психологии.

8 основных компетенций и навыков

Учитывая широкое поле деятельности по самоуправлению и отсутствие на сегодняшний день всеобъемлющих и эмпирически проверенных моделей самоуправления, может быть более полезным сосредоточиться на различных связанных с ним компетенциях.

Вот несколько когнитивных и поведенческих стратегий, на которых основано эффективное самоуправление.

1. Самосознание и самопознание

Самосознание - это способность ясно воспринимать себя через внутренний анализ. Это акт практики внимательности, когда внимание направлено на себя.

Самосознание позволяет нам воспринимать нашу текущую внутреннюю реальность или состояние и, как таковое, является предпосылкой самоконтроля и саморегуляции (Carver & Scheier, 1981; Silvia & O'Brien, 2004).

Базовое самопознание жизненно важно для понимания своих потребностей, мотивов и побуждений. Как минимум, это включает следующие четыре элемента:

Черты характера

Наши черты личности предсказывают и объясняют наши мысли, чувства и поведение, в частности спонтанные действия. Интересно, что люди с более высоким показателем сознательности (одна из черт характера Большой пятерки) оказались более эффективными в плане самоуправления (Stewart, Carson, & Cardy, 1996).

Лица с более низким уровнем сознательности и стремлением улучшить свои навыки самоуправления могут приложить особые усилия для воспитания сознательности.

Личные сильные и слабые стороны

Это дает представление о том, к чему мы чувствуем тягу, как мы можем преодолевать проблемы и работать исключительно хорошо, что нас истощает и где мы склонны откладывать дела на потом.

Ценности

Наши ценности - это то, что для нас наиболее важно в жизни, и, сознательно или нет, мы принимаем решения на их основе. Они являются причиной того, почему мы делаем то, что делаем.

Таланты и интересы

Наши таланты и интересы позволяют понять, как мы можем использовать свои сильные стороны в работе, получать удовольствие от процесса и максимально увеличивать наши шансы на успех и служить цели, большей, чем мы сами.

2. Определение желаемого опыта

Возможно, все мы стремимся к счастью, и наши цели - средство для достижения этого. Однако исследования показывают, что наша способность предсказывать, что сделает нас счастливыми, хуже, чем мы думаем (Gilbert & Wilson, 2006). Поэтому важно понимать идеи, полученные в результате исследований счастья, а также то, как согласовать наши цели или желаемый опыт с нашими ценностями.

Таким образом, у нас будет больше мотивации для достижения наших целей, и, как только мы их достигнем, они станут средством достижения счастья, на которое мы изначально надеялись. Эта компетенция также включает в себя определение возможностей жить в соответствии со своими ценностями в различных сферах жизни.

3. Конструктивное мышление и принятие решений

Как люди, нам нравится думать о себе как о когнитивном и рациональном виде, который делает осознанный выбор на жизненном пути. К сожалению, многие процессы, происходящие в нашем сознании, далеко не рациональны (Kahneman, 2012).

К сожалению, мы в некоторой степени неврологически настроены на восприятие угроз и поэтому должны активно практиковать позитив, если мы хотим использовать весь свой потенциал для принятия рациональных решений (Fredrickson, 2001). Когда мы расслаблены и в положительном эмоциональном состоянии, мы можем мыслить творчески и новаторски (Fredrickson & Losada, 2005).

Наконец, это включает в себя формирование установки на рост - веры в нашу способность развиваться и изменять себя или самих себя (Dweck, 2016). Это подразумевает понимание того, что, хотя мы не можем контролировать весь свой опыт, мы можем контролировать то, как мы решаем на него реагировать.

Таким образом, понимание основ конструктивного мышления и процессов принятия решений, а также практика внимательности и позитивного мышления для их развития являются важными элементами самоуправления.

4. Планирование и постановка целей

Компетенции по планированию и постановке целей включают разбиение больших мечтаний на управляемые вехи, а затем оптимизацию каждой вехи в цель.

Процесс постановки целей включает в себя формулирование целей SMART, определение планов действий в чрезвычайных ситуациях, упреждающее принятие обязательств путем документирования всего этого, а также установление ответственности и использование положительного вознаграждения за достижение цели.

5. Оптимизация мотивации

Оптимизация мотивации включает в себя умение изменять свою цель, чтобы она стала более привлекательной. Это может быть достигнуто путем определения внутренне мотивирующего целевого поведения и согласования цели с ценностями и самооценкой (Ryan & Deci, 2000).

Оптимизация мотивации также означает понимание роли силы воли - ресурса ограниченного, но который можно развивать. Наконец, эта компетенция включает осознание того, что мы можем чувствовать себя не готовыми или неуверенными, пытаясь достичь новой цели. Вместо этого самоэффективность развивается путем небольших непрерывных шагов к цели (Bandura, 1977).

6. Использование экосистемы

Споры между природой и воспитанием вызывают постоянное любопытство по поводу того, какое влияние на наше поведение оказывает окружающая среда и наша генетика. Узнаем ли мы свое поведение в основном через жизненные обстоятельства, опыт и людей вокруг нас? Или это врожденное и в основном унаследованное?

В наши дни ученые сходятся во мнении, что ответ обычно не находится ни на одном из крайних пределов шкалы. Напротив, мы знаем, что обычно они оба взаимодействуют и вместе влияют на то, как мы действуем.

Использование экосистемы подразумевает проактивный поиск поддержки нашего целевого поведения в социальной, организационной, общественной, политической и физической среде, в которой мы живем. Это включает в себя мобилизацию социальной поддержки, определение нового целевого поведения с помощью небольших изменений в нашей физической среде и определение цели согласованные ресурсы в нашем сообществе.

7. Повышение производительности

Есть три метода, которые стоит изучить для повышения эффективности самоуправления:

  1. Планирование высокой эффективности подразумевает, что задайте себе ряд вопросов о том, как вы можете работать оптимально в течение заранее определенного периода, и проанализируйте свои амбиции в конце. По сути, это особая форма планирования, постановки целей и формирования намерений.
  2. Само-коучинг - это стратегия конструктивного мышления, включающая поиск решения путем мысленного перехода к системе коучинга, такой как модель РОСТА.
  3. Методы функциональной визуализации (также называемые тренировкой функциональных образов) включают детальную мысленную репетицию желаемого поведения цели, что, как было показано, значительно увеличивает вероятность достижения цели (Solbrig et al., 2018).

8. Принять неудачи и взращивать стойкость

Таль Бен-Шахар сказал:

Большинство людей на каком-то этапе потерпят неудачу на пути к своим целям. Часто, когда люди не придерживаются своих планов, они настолько разочаровываются в самих себе в таких ситуациях, что вообще не думают обо всей теме (когнитивный диссонанс в лучшем случае).

Они сдаются, потому что они не достигнут цели так быстро или в той степени, в которой они планировали, и поэтому считают, что меньшая победа не заслуживает. Оба фатальны для достижения нашей цели.

Важно скорректировать свои ожидания относительно того, что вы столкнетесь с какой-либо формой неудач на пути к цели. Другие важные качества, которые нужно развивать, - это сострадание к себе и стойкость.

Сострадание к себе - это отношение к себе с той же заботой, любовью и уважением, что и к близкому другу, испытывающему трудности. Исследования показывают, что вопреки распространенному мнению о том, что самосострадание приводит к самоуспокоенности, на самом деле оно повышает мотивацию (Neff, 2003).

Упорство - это сочетание страсти и упорства в достижении долгосрочных целей (Duckworth & Gross, 2014). Упорство - это то, что может надежнее, чем любая другая характеристика, отличить успешное от неудачного.

Вы можете развить его, приложив целенаправленные усилия для превращения своих талантов в навыки; И когда вы возьмете свое умение и приложите усилия к его совершенствованию, вы добьетесь успеха.

Пример из реальной жизни

Более того, на протяжении всего своего опыта он продемонстрировал множество важных навыков самоуправления. У него было глубокое понимание того, что он не может изменить то, что происходит с ним и его сокамерниками, но он может выбирать, как на это реагировать.

Он понимал важность ценностей в жизни, хорошо осознавал свои собственные и жил в соответствии с ними, и в этом он нашел смысл и цель. Он продемонстрировал конструктивные стратегии мышления и постоянно искал возможности внести свой вклад в благополучие своих сокамерников.

8 вдохновляющих цитат

Самолидерство… означает влияние на самих себя, создание самомотивации и самоуправления, которые необходимы нам для достижения того, чего мы хотим достичь.

Все люди являются самоуправляемыми; однако не все самоуправляющиеся лидеры способны эффективно руководить собой.

Быть лидером - значит быть начальником, капитаном, президентом или генеральным директором своей собственной жизни.

Первая заповедь лидерства: познай себя… Ни один инструмент не может помочь лидеру, которому не хватает самопознания.

Относительно новая концепция, самостоятельное лидерство, требует дополнительных исследований. В частности, имеющаяся в настоящее время база данных о самоуправлении значительно выиграет от междисциплинарного исследования, дополненного литературой по организационному лидерству с выводами из позитивной психологии.

Кроме того, компетенции самоуправления в настоящее время все чаще привлекают внимание профессионалов в области образования, которые подчеркивают важность адаптации школьных программ к быстро меняющейся рабочей среде в связи с достижениями в области технологий.

Здесь подчеркивается, что выпускники должны быть осведомленными, целеустремленными, гибкими и адаптируемыми к постоянно меняющейся рабочей среде (Freeman, 2020).

Обучение искусству самоуправления, которое теперь называют ключевым навыком 21 века, действительно станет частью фундаментального буклета с жизненными инструкциями, возможно, раньше, чем позже.

Самоуправление - вид социального управления, основанный на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, т.е. люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и совместно действуют с целью реализации принятых решений. В условиях самоуправления его участники признают над собой власть только собственного объединения. Термин "самоуправление" обычно используется применительно к нескольким уровням объединения людей: ко всему обществу - общественное самоуправление, к отдельным территориям - территориальное (региональное, местное) самоуправление, к управлению производством - производственное самоуправление. В той мере, в какой системы самоуправления решают дела государства, они приобретают политический характер и участвуют в осуществлении политической власти. Формы самоуправления: общественные организации, народный контроль, трудовые коллективы и др. См.: Местное самоуправление.

Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект . Т. Н. Радько . 2011 .

Смотреть что такое "Самоуправление" в других словарях:

самоуправление — самоуправление … Орфографический словарь-справочник

САМОУПРАВЛЕНИЕ — При исследовании генезиса и семантической эволюции нау чных, общественно политических и технических терминов необходимо сочетать историко морфологический анализ слов с культурно историческим изучением самих соответствующих предметов, явлений или… … История слов

Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают,[1] такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними целеполагание осуществляется самим объектом… … Википедия

Самоуправление — управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами либо через выборные органы, либо непосредственно. По английски: Self management Синонимы: Общественное самоуправление См. также:… … Финансовый словарь

самоуправление — автономия, республика; автокефалия, самостоятельность, суверенитет, гомруль, самоволие, суверенность, независимость. Ant. зависимость Словарь русских синонимов. самоуправление см. независимость Словарь синонимов русского я … Словарь синонимов

Самоуправление — (self government) Термин относится как к отдельному человеку, так и к группе лиц или к организации. Самостоятельная личность – это в сущности тот, кто в состоянии действовать по собственному усмотрению. Самостоятельная организация – та, которая в … Политология. Словарь.

САМОУПРАВЛЕНИЕ — САМОУПРАВЛЕНИЕ, самостоятельность какой либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно территориальной единицей местное самоуправление. Осуществляется через различные формы прямого… … Современная энциклопедия

САМОУПРАВЛЕНИЕ — самостоятельность какой либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно территориальных единиц местное самоуправление … Большой Энциклопедический словарь

САМОУПРАВЛЕНИЕ — САМОУПРАВЛЕНИЕ, самоуправления, ср. (Право). 1. Узаконенный порядок, по которому какие нибудь общественные учреждения осуществляют через свои выборные органы некоторые функции центральной власти. Местное самоуправление. Земское самоуправление… … Толковый словарь Ушакова

Самоуправление — институт государственного права. термин С.(Selbstverwaltung; по франц. нет соответственного слова) на континентеЕвропы довольно нового происхождения (в Германии с 1850 х гг., в Россиис 1860 х гг.) и представляет перевод англ. selfgovernment; как… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Самоуправление — САМОУПРАВЛЕНИЕ, самостоятельность какой–либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно–территориальной единицей местное самоуправление. Осуществляется через различные формы прямого… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Местное самоуправление

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

Человечки

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.

Власть


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Типы

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

Органы

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

    Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.

Выборы

Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек).

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению.

Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу.

Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением.

Праздник

Краткое резюме

Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.

Читайте наш блог, получайте новую информацию!

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Органы местного самоуправления имеют какой-то смысл только в условиях децентрализации власти. В противном случае этот правовой институт имеет скорей номинальное значение и символический характер.

Помогите меня Карпову Наталью Викторовну и моего сына выселяют из единственного жилья г.Бийск ул.Иркутская 90

самоуправл е ние, самоуправления, ср. (Право).

1. Узаконенный порядок, по которому какие-нибудь общественные учреждения осуществляют через свои выборные органы некоторые функции центральной власти. Местное самоуправление. Земское самоуправление (дорев.). Органы местного самоуправления.

2. Право какой-нибудь государственной единицы, области самостоятельно решать дела внутреннего управления и иметь свои правительственные органы, автономия (см. автономия в 1 знач.).

Политическая наука: Словарь-справочник

1) тип управления, при котором объект и субъект управления совпадает, т. е. люди сами управляют своими делами;

2) самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальных единиц - местное самоуправление.

Современный экономический словарь. 1999

способ, режим управления предприятием, при котором основные функции управления его деятельностью осуществляет само предприятие без внешнего вмешательства.

Словарь социолингвистических терминов

Словарь экономических терминов

способ, режим управления предприятия, при котором основные функции управления его деятельностью осуществляет само предприятие без внешнего вмешательства.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

субъект управляет собственными действиями, то есть субъект и объект объединяются в едином лице, то есть в этом случае имеет место частный случай управления, называемый самоуправлением.

см. также Автономия, Муниципальные предприятия

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: автономия (оф.), республика

Энциклопедический словарь

самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальных единиц - местное самоуправление.

Словарь Ожегова

САМОУПРАВЛЕНИЕ, я, ср.

1. То же, что автономия .

2. Внутреннее, своими собственными силами управление делами в какойн. организации, коллективе. Студенческое с.

| прил. самоуправленческий, ая, ое (ко 2 знач.).

Словарь Ефремовой

  1. ср.
    1. :
      1. Форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления.
      2. Выборный орган, осуществляющий такое управление.

      Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      — институт государственного права. Термин С. (Selbstverwaltung; по-франц. нет соответственного слова) на континенте Европы довольно нового происхождения (в Германии с 1850-х гг., в России с 1860-х гг.) и представляет перевод англ. selfgovernment; как указывает самое словообразование, он обозначает управление каким-либо кругом дел самими заинтересованными гражданами (непосредственно или через посредство избранных ими органов), без вмешательства посторонней власти. В широком смысле С. имеет место везде, где правительство избирается и вполне зависит от народа (т. е. преимущественно в республиках); в этом смысле Соедин. Штаты, Швейцария и даже Франция, а также отдельные штаты и кантоны суть самоуправляющиеся государства, а их парламенты органы С. В самой Англии парламент наравне с мировыми судьями и судом присяжных обыкновенно называется органом С. Самоуправлением пользуется также церковь (где она отделена от государства), а также всякая ассоциация или вообще общественная группа, раз ей предоставлено право в определенных законом или уставом пределах заведовать собственными делами, хотя бы и под надзором правительства. Но гораздо употребительнее термин С. в более тесном смысле, когда он является синонимом местного самоуправления и обозначает, что хозяйственными и иными делами какой-либо административной единицы (провинции, уезда, общины и т. д.) заведуют жители этой самой единицы, а не органы центральной власти; в этом только смысле С. и является самостоятельным институтом. С. существует, следовательно, там, где местные дела противополагаются общегосударственным (см. Централизация). С. предполагает не только разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, не только самостоятельность последних, но и взаимную их независимость; оно признает различие самых источников власти для тех и других: первые либо властвуют по собственному праву ("милостию Божьей"), либо получают власть от всего народа ("волею народа"); вторые получают ее от местного общества. Различие между государственным управлением и С. простирается на самый ее характер. Правительство есть носитель государственного суверенитета (см.) — власть же органов С. не суверенна; правительство является властью законодательной — органы самоуправления действуют в порядке и в пределах компетенции, указанных им верховной правительственной властью. Правительственная власть может законно сама себя реформировать, может даже (в теории) изменить самую свою сущность (заменить республиканскую форму монархической, неограниченную монархическую власть ограниченной и т. д.; о границах этого права см. Пересмотр конституции), тогда как органы С. создаются, нормируются и реформируются верховной властью. Таким образом, правительство есть власть верховная, органы С. — власть подзаконная. С принципиальной точки зрения это различие чрезвычайно важно, указывая на полную противоположность между двумя институтами. На практике, однако, в различные эпохи и даже ныне в различных государствах сфера компетенции С. так причудливо разграничивается со сферой компетенции государства, С. принимает столь различные формы, что противоположение это теряет отчасти свое значение. Между вполне независимым, суверенным государством и самоуправляющейся, зависящей от него единицей разница очевидна, но весьма трудно провести определенную границу между понятиями самоуправляющейся единицы и государства несуверенного. Последнее, даже входя в состав союзного государства (штат в Америке, кантон в Швейцарии, государство в Германии), сохраняет свое самостоятельное право властвования; управление его самостоятельно и бесконтрольно; власть принадлежит ему не только quo ad exercitium, но и quo ad ius. На практике, однако, государство несуверенное самостоятельно, даже в пределах своей компетенции, далеко не безусловно. Так, штаты Северной Америки, являясь несомненно государствами, а не самоуправляющимися провинциями, ограничены в праве реорганизации своего собственного государственного строя (они обязаны сохранять республиканскую форму) и своих гражданских законов (запрещение рабства). Кроме того, есть такие отрасли управления (напр. назначение офицеров, обучение милиции), которые ведаются властями штата под непосредственным наблюдением всего союза. Фактически влияние союза на дела штата еще гораздо шире. Еще менее абсолютна самостоятельность государств вассальных. Даже государства, признаваемые суверенными, ставятся иногда под бдительный контроль иностранных держав (финансовый контроль над Сербией, Грецией). Наконец, все слабые государства находятся под постоянным фактическим контролем великих держав, и каждая крупная перемена в первых должна быть признана последними: это, правда, положение не юридическое, но от того не менее действительное. С другой стороны, самостоятельность самоуправляющихся единиц может быть чрезвычайно широка. Графства и сельские округа Новой Англии заведуют своими внутренними делами на основании законов штата, но вполне самостоятельно; должностные лица не нуждаются в утверждении и не обязаны отчетом правительству штата; оно обыкновенно не гарантирует их долгов и имеет дело с ними только тогда, когда они желают либо разделиться на две части, либо слиться с соседними в одну самоуправляющуюся единицу; но в подобных случаях и конгресс Соед. Штатов вмешивается в дела отдельных штатов. Столь же, если не более самостоятельны такие самоуправляющиеся области, как Канада, Капландия и другие английские колонии, зависимость которых от Англии выражается только в дарованной им конституции и в надзоре представителя верховной власти в лице назначенного ею губернатора или генерал-губернатора: они имеют свой парламент, свое министерство, свои законы. Итак, с одной стороны несуверенные государства, а отчасти и суверенные, не могут быть признаны властвующими безусловно самостоятельно; с другой, самостоятельность при С. может быть весьма велика — следовательно, точной и определенной границы между этими двумя понятиями нет; разница между ними скорее количественная. Формы, которые принимает С., разнообразны до бесконечности; различен и объем территории самоуправляющихся единиц, и круг дел, переданных в их ведение, и отношение их к государству, и организация, и самый характер самоуправления. В последнем отношении можно указать на различие между аристократическим С. (Англия до последних реформ 1888 и 1894 г., Австрия, Пруссия), при котором заведование местными делами принадлежит привилегированным группам населения, и демократическим С. (Соединенные Штаты), при котором заведование местными делами принадлежит всему населению данной местности. С точки зрения территории различается, во-первых, С., допущенное на одинаковых началах на всем пространстве данного государства или на значительной его части (различные америк. штаты, Россия, Англия), от С. или автономии, признанной для какой-нибудь отдельной провинции на основе специального закона (Канада, Вост. Румелия в эпоху 1878—85 г.), и, во-вторых, С. в больших или меньших территориальных единицах. Так, напр., в штатах Новой Англии правом С. пользуются графства, на которые делятся штаты, и сельские округа, на которые делятся графства; в России — губернии, уезды, волости и сельские общества; в Англии — графства и приходы. Ирландия давно и упорно добивается областного для себя самоуправления, гомруля; в виде уступки Англия дала ей С. графств. Круг дел, переданных в ведение самоуправляющихся единиц, также весьма различен. В литературе государственного права были делаемы попытки теоретически отграничить эти дела от дел государственных, как дела общественные (Гирке, Шэффле, кн. Васильчиков), но такая классификация опровергается как самым фактом чрезвычайного разнообразия в определении границ компетенции органов С., так и тем, что народное просвещение и борьба с заразными болезнями, по большей части входящие в сферу деятельности С., суть несомненно задачи государственные, возложенные государством на органы С. Все различия в С. объясняются историческим его происхождением. В государствах новых, возникших в последнее время в нецивилизованных странах (западные штаты Сев. Америки, австралийские колонии), а также в государствах древних, но совершенно разорвавших со своим прошлым и переживших период строгой централизации (Франция, Россия), самоуправление дается отдельным местностям государством, обыкновенно — по общему плану и на общих основаниях, иногда неохотно, медленно, после упорной борьбы. В государствах, сложившихся из более мелких единиц и притом не разорвавших со своим прошлым (восточные штаты Америки, Швейцария, Норвегия), С. строилось снизу вверх. Наконец, есть государства, сохранившие старинные начала С., обыкновенно аристократического, но в последнее время уступившие новым требованиям жизни и внесшие сверху в старинное С. новые, демократические начала (Англия). На протяжении всей политической истории государств мы видим борьбу начала С. с стремлением к государственному всемогуществу. Местные задачи (дороги, водоснабжение и т. п.) с технической точки зрения в громадном большинстве случаев могут легче осуществляться местными деятелями, действующими по поручению и под бдительным контролем общества, чем лицами, назначенными и руководимыми из отдаленного (как территориально, так и по кругу интересов) государственного центра. В этом — теоретическое основание принципа С. С другой стороны, С. даже при узком круге компетенции легко может сделаться большой силой. Обыкновенно общественные группы, стремящиеся к развитию свободы, к прогрессу, к распространению образования, стоят за расширение С., партии консервативные, аристократические ведут борьбу против него; но бывает и наоборот, напр. во Франции, где демократия долго была враждебна С., опасаясь, что в некоторых местностях оно послужит опорой для старых партий. То же мы видим и в Австрии, где областное самоуправление по своей организации менее демократично, чем даже австрийский рейхсрат, и где поэтому консерваторы стоят за возможное расширение его функций, а демократические группы — за их сужение. Историческими условиями возникновения и развития С. и характером интересов, ведущих борьбу за него или против него, объясняются различия в отношении между С. и государственной властью. При всем их разнообразии эти отношения могут быть сведены к трем типам: английскому, французскому и прусскому. В Англии вся действительная власть в круге местных интересов принадлежит органам С.; правительство только наблюдает за ними (к этому же типу относится Америка). Во Франции власть принадлежит органам правительства; органы С. являются совещательными коллегиями. В Пруссии органы самоуправления и государства слиты в одну целостную организацию. В Англии до недавнего времени важнейшим органом местного С. были мировые судьи, которым принадлежала как юстиция, так и администрация. Они назначались короной, но из местных землевладельцев, и были совершенно независимы от центрального правительства, так что de fac t o являлись представителями местного общества (см.). В 1888 г. мировые судьи лишены административных функций, переданных советам графств, которые избираются удовлетворяющими условию весьма невысокого имущественного ценза жителями графства и являются главными органами местного С. В 1894 г. реформирован и приход (см.), являющийся более мелкой административной и самоуправляющейся единицей. В состав функций графства и прихода входит народное просвещение, призрение, санитарное дело, дорожное и т. п. Графство имеет право в известных пределах производить принудительную экспроприацию недвижимого имущества. Контроль со стороны правительства почти отсутствует. Подробности о местном С. Франции — см. Франция, Пруссии — см. Пруссия, России — см. Земские учреждения, Город, Волость, Сельское управление. Литература о С. весьма обширна. Кроме соответственных отделов в общих сочинениях по государствонному и административному праву (в особенности у Lor. Stein — "Verwaltungsichre", Laband — "Das Staatsrecht d. deutschen Reichs", т. I, Градовского — "Русское госуд. право", т. II, Коркунова — "Русское государ. право", т. II), см. кн. Васильчиков, "О самоуправлении" (3 изд., СПб. 1872); Blodig, "Die Selbstverwaltung als Rechtsbegriff" (Вена, 1894); L. Stein, "Die Selbstverwaltung u. ihr Rechtssystem" (1869); Gluth, "Die Lehre von der Selbstverwaltung" (1887); Градовский, "Системы местного управления на западе Европы и в России", в "Сборнике госуд. знаний" (т. V и VI); Свешников, "Основы и пределы С." (СПб., 1892); Альб. Шоу, "Городские управления в Зап. Европе" (М., 1899). По самоуправлению в Англии очень важны работы Гнейста: "История государственных учреждений Англии" (М., 1885), "Geschichte der englischen Communalverfassung" (Б., 1863), "Adel und Ritterschaft in England" (Б., 1853), "Das heutige englische Verfassungs und Verwaltungsrecht" (Б., 1857—63; нов. изд. 1876—83), "Verwaltung, Justiz. Rechtsweg, Staatsverwaltung u. Selbsverwaltung nach englischen und deutschen Verh ä ltnissen" (Берл., 1869). Эти сочинения Гнейста составили эпоху в изучении С. вообще; несмотря на крупные недостатки (отмеченные, между прочим, M. Ковалевским в кн. "Английская конституция и ее историк", М., 1880) они имеют до сих пор значение для истории английского С., но как характеристика его современного положения они совершенно устарели, равно как и все работы, вышедшие до 1888 г. См. Вотье, "Местное управление Англии" (СПб., 1896); Edw. Jenks, "An outline of english local government" (Л. 1894; очень ясная и довольно полная, несмотря на сжатость, картина англ. С.), Holdsworth, "The local government" (Л. 1888), Stephens, "Parochial selfgovernment in rural districts" (1893); Arminion, "L'administration locale d'Angleterre" (П., 1895); К. Гуго, "Новейшие течения в английском городском самоуправлении" (СПб., 1898; блестящая работа не об организации, а о деятельности органов С.). Для местного С. Америки, кроме известной книги Токвиля о демократии в Америке (отчасти устаревшей) и II т. "Американской республики" Брайса, существует довольно много специальных исследований: Alb. Shaw, "Local government in Illinois" (Балтимор, 1883); Bemis, "Loc. government in Michigan" (ib. 1883); Gould, "L. g. in Pennsylvania" (ibid.) и др. Для Германии: Stengel, "Die Organisation der preussischen Verwaltung" (Лпц. 1884); Bornhack, "Die Kreis- und Provinzialordnungen des preussischen Staates" (Брл. 1887); Brauchitsch, "Die neuen preussischen Verwaltungsgesetze" (Б. 1896). Литературу С. в России см. при словах Город, Земские финансы, Земские учреждения.

      Читайте также: