Что такое русский язык кратко для 1 класса

Обновлено: 05.07.2024

Буквы при написании

Безударные гласные

Если гласный в слове безударный, то на письме можно допустить ошибку. Для правильного написания гласный нужно проверить — подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы сомнительный гласный был под ударением.

Например, Л(е/и)са — это лес (деревья) или лис (животное)?

  • Предложение: Л(е/и)са в Подмосковье очень красивые. Проверочное слово – лес.
  • Предложение: Л(е/и)са погналась за зайцем. Проверочное слово – лис.

Перенос слов

  • Слова переносятся с одной строки на другую по слогам: ре-ка, бе-рё-за, за-да-ча. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку.
  • Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят: май-ский, трой-ка, коль-цо, маль-чик, объ-езд, подъ-ём.

Предложения

  • В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой.
  • На письме в конце предложения ставится точка.
  • Если задаётся вопрос, то ставится вопросительный знак.
  • Если предложение произносится с особым чувством, то ставится восклицательный знак.

Части речи

2. В русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы:

Форма слова и родственные слова

Большинство слов русского языка изменяются — принимают такую форму, которая необходима в предложении, в сочетании с другими словами. Например, слово стол (положить на стол, сидеть за столом) меняет свою первоначальную форму.

Но есть и такие слова, форма которых никогда не изменяется. Они пришли в русский язык из других языков: шимпанзе, кенгуру, пони, фламинго, колибри, какаду; кино, пальто, метро, эскимо.

Некоторые слова в русском языке являются родственными. В них есть общая главная часть с одинаковым значением: снегснегокат, садсадовый.

Большая буква в словах

Слова ученик, ученица, город, река, кот называют группы предметов: много учеников и учениц, много городов и рек, много котов.

С прописной (заглавной, большой) буквы пишутся:

  • Первое слово в предложении: Учимся писать без ошибок.
  • Первое слово каждой строки стихотворения.
  • Имена, отчества и фамилии (Дима, Света, Александр Сергеевич Пушкин).
  • Клички животных (Мурзик, Каштанка, Тишка, Шарик).
  • Названия стран (Россия, Белоруссия, Украина), городов (Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск), сёл и деревень (Михайловское, Саввино), улиц, проспектов, площадей (улица Тверская, улица Рябиновая, Невский проспект, Театральная площадь).
  • Названия рек (Амур, Волга, Дон, Нева), озёр (Байкал, Ладожское, Онежское).

Также в 1 классе проходят

  • Фонетический разбор слова. Подробное описание можно прочитать в статье «Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова«.
  • Словарные слова, написание которых проходят в первом классе. Их перечень в статье «Словарные слова за 1, 2, 3, 4 класс«.

Заключение

Слова, написанные с ошибками могут помешать понять их значения. Поэтому каждому первокласснику необходимо знать основные правила по русскому языку за 1 класс.

Дорогие ребята! Давайте поговорим о нашем родном русском языке.

Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке.

♦ В наказание за что Господь смешал языки? Что из этого вышло?

♦ Почему построенный потомками Ноя город назвали Вавилоном?

Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.

Родной язык

Язык наш прекрасный —

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

И рассказы, и сказки —

Наш великий язык!

♦ Как вы думаете, почему русский язык называют богатым?

Правильно! Потому что в нем очень много слов, позволяющих нам говорить и писать ясно, четко и красиво.

Представьте, что вы были на концерте и слушали певца, голос которого произвел на вас сильное впечатление. Вы можете назвать его голос красивым, прелестным, чарующим, чудесным, прекрасным, обворожительным. Все эти слова близки по смыслу, но между ними можно найти различия.

♦ Попробуйте подобрать близкое по смыслу выражение к слову огромный.

Есть слова и выражения, противоположные по смыслу, например: светлый — темный, день — ночь, подниматься — спускаться.

♦ Попробуйте подобрать подобные выражения к словам: горячий, быстро, молчать.

Русский язык богат словами, позволяющими выразить оттенки любого чувства. Например, о человеке, находящемся в грустном настроении, можно сказать: он грустит, невесел, печален, тоскует. А веселую песенку можно назвать задорной, радостной, зажигательной, бодрой.

♦ Попробуйте объяснить значение следующих выражений: чесать языком (болтать попусту); прикусить язык (замолчать); тянуть за язык (пытаться заставить человека о чем-то рассказать).

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки, потешки, загадки, считалки. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости.

Многие слова созданы самим народом, некоторые пришли к нам издалека, из других стран. Так, слово школа пришло к нам из Греции, портфель — из Франции, конфета — из Италии, а футбол — из Англии.

Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами, учитесь правильно ставить ударения в словах. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался поколениями наших предков, и каждое слово в нем — словно крупица чистого золота!

Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе. В нем есть такие строки:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.

Ответьте на вопросы

1. Почему русский язык называют богатым, точным, звучным?

2. Богат ли русский язык словами, позволяющими выразить оттенки чувств?

3. Как народные пословицы, поговорки, загадки, потешки обогащают русский язык?

Русский алфавит содержит 33 буквы. Две из них —ь и ъ -звуков не обозначают.

Остальные буквы обозначают один или два звука.

ПРАВИЛО 2 – ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ.

В русском языке 6 гласных звуков - [ А , О , У , ы , Э , И ]

Гласных букв 10 – А, Я , О,Ё , У,Ю, ы ,И, Э ,Е .

А, О, У, Ы ,Э - эти гласные обозначают твердость согласных звуков.

И , Е ,Ё ,Ю ,Я – обозначает мягкость согласных звуков.

Е , Ё ,Ю ,Я - обозначают два звука в начале слова, после гласных и после

разделительных Ь и Ъ .

Я - [ Й ' А ] , Ё [ Й ' О ] , Ю [ Й ' У ], Е [ Й ' Э ] – ЯБЛОКО, НОВЫЕ ,КОЛЬЕ.

Буквы Я ,Ё , Е , Ю – йотированные.

ПРАВИЛО 3 – СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ.

Парные звонкие -------- / Б, В, Г , Д, Ж, З

глухие ------- \ П, Ф, К, Т, Ш, С

Непарные звонкие ------- / Л , М , Н , Р ,Й

глухие ------ \ Х , Ц , Ч , Щ

Всегда твёрдые -------- Ж ,Ш ,Ц -- ЖУК - [ ЖУК ] , ШАР - [ ШАР ].

Всегда мягкие ---------Й , Ч , Щ – ЧАЙ -- [ Ч'АЙ ] , ЩУКА ---[ Щ'УКА ].

ПРАВИЛО 4 - СЛОГ.

Слог - это часть слова , на которое оно делится при произношении.В каждом слоге есть гласный.Сколько в слове гласных букв,столько и слогов.

Слог может состоять : из одной гласной буквы (Ю-ЛЯ); из одной согласной и гласной (МА - РИ -НА); из нескольких согласных и гласной (СТЕ — ПАН ).

ПРАВИЛО 5 - УДАРЕНИЕ.

В слове всегда один слог произносится с большей силой.Этот слог называется ударным.

Буква Ё всегда стоит под ударением .В словах с буквой Ё знак ударения не ставят (СОВЁНОК, ВЁСЛА , ЛИСЁНОК ).

В словах, состоящих из одного слога ,ударение не ставят(ЛОСЬ,СОН, КОТ).

ПРАВИЛО 6 - ПЕРЕНОС СЛОВ.

Слова переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.Слова ,состоящие из одного слога ,не переносят (ВДРУГ ,ЖИЗНЬ ,СОЛЬ).

Слог , состоящий из одной буквы, не переносят (ЮЛЯ, АСЯ).

Букву Й при переносе не отделяют от гласной (МАЙ -КА ,ЗАЙ -КА ).

ПРАВИЛО 7 - СОЧЕТАНИЯ ЖИ ,ШИ.

Сочетания ЖИ ,ШИ пишут с буквой И (ЛАНДЫШИ ,СНЕЖИНКА,)

ПРАВИЛО 8 - СОЧЕТАНИЯ ЧА ,ЩА.

Сочетания ЧА ,ЩА ПИШУТ с буквой А (РОЩА ,ЧАСЫ ).

ПРАВИЛО 9 - СОЧЕТАНИЯ ЧУ ,ЩУ.

Сочетания ЧУ ,ЩУ пишут с буквой У (ЧУДО, ЩУКА).

ПРАВИЛО 9 СОЧЕТАНИЯ ЧК ,ЧН ,ЧТ, НЧ , РЩ , ЩН, НЩ,

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ ,ЩН , НЩ ПИШУТ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА

(ВЕТОЧКА , ЗАГАДОЧНЫЙ, ЧТЕНИЕ, СТАКАНЧИК, СБОРЩИК, ШАРМАНЩИК, ХИЩНЫЙ ).

ПРАВИЛО 10 - Ь - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ.

Ь,обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными.

Он показывает мягкость предшествующего звука ( ПЕНЬ ,ПЕНЬКИ ).

ПРАВИЛО 11 - СЛОВА , ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Слова, обозначающие предметы ,отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

(МАМА, ЗАЯЦ, СТОЛ, КНИГА ).

ПРАВИЛО 12-- СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ.

Слова, обозначающие признаки предметов , отвечют на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? (СИЛЬНЫЙ, КРАСИВАЯ , ВЫСОКОЕ ).

ПРАВИЛО 13 - СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ.

Слова, обозначающие действия предметов ,отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ?

ЧТО СДЕЛАЕТ? ( ЧИТАЕТ ,СКАЖЕТ ).

ПРАВИЛО 14 - ПРЕДЛОГИ.

В русском языке есть предлоги К, ИЗ , О, ОБ ,ОТ, ПО, ПОД, В , НА , У , ЗА, С .

Предлоги пишут отдельно от других слов .Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

(Я ЖИВУ В ДОМЕ. Я ЖИВУ В БОЛЬШОМ ДОМЕ.

У МЕНЯ ЕСТЬ КОШКА. У ( КОГО?) МЕНЯ ЕСТЬ КОШКА.

ПРАВИЛО 15 - ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Предложение - это группа слов , связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.Первое слово в предложении пишут с большой буквы. (ИДЕТ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.)

ПРАВИЛО 16 - БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.

Имена собственные - это имена ,фамилии ,отчества людей ,клички животных,названия городов, рек,улиц.Имена собственные пишут с большой буквы (ИРИНА ,ПЕТРОВ,ИВАНОВИЧ, ЛАЙКА.МОСКВА .улица ЛЕСНАЯ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие.


Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации.


Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл.


Урок математики с использованием ИКТ в малокомплектном классе. 2 класс "Таблица умножение и деление на 4", 4 класс "Формула одновременного движения"
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска

Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование.


Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок обучения грамоте в 1 классе

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Меня зовут Ирина Владимировна.

- Мои ученики, такие же первоклассники, как и вы, прислали вам свои пожелания к уроку . (видеоролик)

- А я, в свою очередь, хочу сказать вам очень важные слова - каждый из вас уникален, неповторим и не заменим, как и все в этом мире!

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно,

На ладони появилось рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой,

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

- Это улыбчивое солнышко заглянуло и к нам на урок. Оно будет греть вас и дарить свою добрую улыбку.

2. Закрепление пройденного материала.

- Кто из вас любит читать? Кто читает каждый день? Всегда помните, что чтение – лучшее умение. Значит вы все хорошо знаете все буквы, раз умеете читать. А я сейчас это проверю.

3. Подведение к теме урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем настоящими исследователями. А вот, что будет предметом наших открытий, вы узнаете, послушав сказку о Весёлом Язычке.

«Жил-был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

- Попробуйте ответить на этот вопрос (Выслушать 2-3 учеников)

- Это подвижный мышечный орган речи во рту(никогда не устаёт), находится во рту; продукт питания; в колоколе металлический стержень; язык пламени (по удлинённой форме); пленный, захваченный для получения нужных сведений; язык – народ, нация.

- Какие ещё многозначные слова вы знаете? (касса, ключ, мышка)

- А сегодня мы будем говорить о языке, как средстве общения.

- Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка: На болоте две подружки, две зелёные лягушки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

4. Работа по учебнику.

- А на рисунках на доске сделает тоже самое (Диана). Проверка по слайду.

- А колоколу зачем язык? Предлагаю послушать этот замечательный звон. (аудиозапись)

- А книгам можно нарисовать язык?

- Нет, потому что книга без языка рассказывает.

- Мы с вами разговариваем на русском языке, а некоторые могут говорить ещё и на татарском. Какие ещё языки знаете?

- В Татарстане 2 государственных языка. Всего на земном шаре, по приблизительным подсчётам, существует свыше двух с половиной тысяч языков! На русском языке говорят больше 250 миллионов человек. Это язык А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого. У каждого народа свой язык.

- Для кого это ещё одно открытие? Похлопайте себе.

Б ) - Вы любите сказки? Послушайте отрывок из русской народной сказки (я читаю) и скажите мне её название.

- Вспомните действующих лиц в сказке (Кот, дрозд, лиса, петух) – слайд с героями

- Сейчас вы попробуете прочитать отрывок из сказки, как волжане.

- Хорошо прочитали, теперь, как москвичи.

Физминутка для глаз.

- Сейчас вы услышали разные варианты речи жителей разных областей. А где правильное чтение?

- Мы живём в средней полосе России и наша речь приближена к литературной. А где мы можем услышать правильную речь? ( у дикторов радио и телевидения).

- Литературный язык имеет правила, которые необходимо соблюдать каждому члену общества. Уточнить правильное произношение того или иного слова можно по орфоэпическому словарю (показать словарь).

5. Работа над развитием речи.

Гора пятёрка Елена

горе пятница Николай

горный пятно Юлия

пригорок пятачок Рая

Чтение столбиков. Какое слово может быть лишним?

Предполагаемые ответы детей:

3 ст – Николай , т.к. мужское имя, или Рая , т.к. неполное.

6. Нас ждёт ещё одно интересное открытие.

-Попробуйте догадайтесь, когда мы так говорим: - острый на язык (говорит бойко, колко); - язык до Киева доведёт (спрашиваем и узнаём); - держи язык за зубами (молчать); - как корова языком слизала (ничего не осталось); - найти общий язык (достичь взаимопонимания).

- Сейчас мы объясняли значения ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ( вывешивается табличка). ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – это устойчивые обороты. Слова нельзя переставлять местами. Употреблены они в переносном значении.

? 7. Беседа о правилах собеседника.

- Как вы хотели бы, чтоб с вами общались?

8. Итог урока.

- Какие открытия мы сегодня сделали?

- Что было особенно интересным?

- А сейчас гостям мы подарим красивый букет роз (каждый прикрепляет свою на доску)

Красная – у меня всё получилось, розовая – не всё удалось, жёлтая – мне было трудно.

Читайте также: