О каких выступлениях кабардинских и балкарских крестьян вы знаете кратко

Обновлено: 05.07.2024

Оба были балкарцами, что указано выше. Потомки Нашхо позже окабардинились, что не делает самого Нашхо кабардинцем. Его потомки сами писали, что происходят от "горских таубиев".

САЛАМ АЛЕЙКУМ. ДОПУЩЕНЫ БОЛЬШИЕ ОШИБКИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ. КЪАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ ПРИНОСИЛИ ПРИСЯГУ НЕ СУЛТАНУ НЕ ИМПЕРАТОРУ. ПРИНОСИЛА МОЖЕТ БЫТЬ КУЧКА ЛЮДЕЙ КОТОРАЯ ПОСЛАЛА АМАНТИША ВСТРЕТИТЬ ПРОВОДИТЬ РУССКИХ В КАРАЧАЙ. ЭТО ИХ ДЕЛА А НЕ ВСЕГО НАРОДА. ЗА ЭТО ОНИ ЕЩЕ СТО ЛЕТ ОТ РОМАНОВЫХ ПОДАЧКИ ПОЛУЧАЛИ. ЕЩЕ АМАНТИШ БЫЛ ПОБИТ И С ПОЗОРОМ БЫЛ ИЗГНАН С ХУРЗУКА ЗА ТО ЧТО ПОКАЗЫВАЛ ГЕНИТАЛИИ ЖЕНЩИНАМ. МАГОМЕТ АМИН ТОЛЬКО ЕДИНОЖДЫ БЫЛ В АРХЫЗЕ. Я ПОНИМАЮ ЧТО НЕУДОБНО ГОВОРИТЬ ЧТО МЫ НЕ УЧАСТВОВАЛИ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ. У НАС У КАРАЧАЕВЦЕВ В ОТЛИЧИЕ ОТ МНОГИХ ДРУГИХ К ЭТОМУ МОМЕНТУ УЖЕ 400 ЛЕТ БЫЛА ГОСУДАРСТВО ЧТОБ ВЫ ЗНАЛИ. С НАМИ РУССКИЕ ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР А НЕ ПРИСЯГУ МЫ ПРИНЕСЛИ.ПРОШУ ВАС НЕ ПИСАТЬ ПРО НАС НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ ХОРОШО С ИСТОРИЕЙ. ОНА ОТЛИЧАЕТЬСЯ ОТ ВЕРСИИ РУССКИХ ИСТОРИКОВ И МЕСТНЫХ УПРВЛЕНЦЕВ ПОДРУЧНЫХ ТО ТУРКОВ ТО РУССКИХ. ПАРУ СЛОВ О ХАСАУКЕ. НЕ ТО ЧТО АДЫГОВ ИЛИ ЗАКУБАНЦЕВ ТАМ НЕ БЫЛО ВОЙНОВ ДАЖЕ ИЗ ДРУГИХ АУЛОВ .БЫЛ НЕБОЛЬШОЙ ПИКЕТ И9 20-25 ВОИНОВ ИЗ УЧКУЛАНА. ВОТ В ЧЕМ МЕРЗОСТЬ АМАНТИША И ТЕХ КТО ЕГО ПОСЛАЛ И ЖДАЛ РУССКИЕ ВОИСКА. МЕНЬШЕ ВСЕГО ОЖИДАЛИ ПО ЭТОЙ ТРОПЕ. ПОЕЗЖАИТЕ В ХУРЗУК ПОСМОТНИТЕ И ПОГОВОРИТЕ ЛЮДЬМИ. АЛЛАХ АМАНАТЫ БОЛУГЪУЗ

САМАЯ НИЗКОПРОБНАЯ ИНТРИГАНТСКАЯ СТАТЕЙКА. АВТОРЫ ДАЖЕ НЕ ПОНИМАЮТ О ЧЕМ РЕЧЬ И КОМ. КЪАРЧА ПРИНЯЛ ИСЛАМ В АЗИИ И ЕГО СПОДВИЖНИКИ ТОЖЕ.КАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ НАЗЫВАЛИСЬ КАРА ЧЕРКЕСАМИ И НИКОГДА НЕ БЫЛИ ХРИСТИАНАМИ. МЫ ПОКЛОНЯЛИСЬ ТЕЙРИ. ТОГДА ЭТО РЕЛИГИЯ В НАШЕМ РЕГИОНЕ БЫЛА НАМНОГО МОЩНЕЕ ХРИСТИАНСТВА. ПРЕКРАТИТЕ ВЫКАПЫВАТЬ НЕСУЩЕСТВОВАВЩИХ АВТОРОВ И ПИСАТЬ ОТ ИХ ИМЕНИ. НЕ НАДО ИГРАТЬ ИСТОРИЕЙ НАРОДА


Упорный характер носило и восстание крестьян Балкарского общества в июле 1913 г. Оно было вызвано захватом таубиями Жанхотовыми общественных земель и лесных участков: Карасуйского, Бабугентского, Ташлы-Талин- ского и др.

Причины восстания Эти пастбищные и лесные участки общей площадью в 42 тыс. дес. были переданы в 1865 г. балкарским обществам. Балкарские таубии постепенно прибирали их к своим рукам, а затем поспешно начали закреплять за собой ранее захваченные общественные леса и продавать их разным дельцам, которые организовывали промышленную их разработку.

С 1912 г., в связи со строительством железнодорожной ветки Котляревская — Нальчик и строительством лесопильных заводов в слободе Нальчик, в селениях Кашкатау, Жемтале и Аргудане, еще более возросло значение этих лесов. Таубии Жанхотовы и Женоковы решили окончательно захватить и продать их лесопромышленникам. Для этого Жанхотовы начали возводить заборы, рыть канавы, огораживающие поляну и лесные участки. Крестьяне увидели в этом прямое стремление Жанхотовых захватить Карасуйский лес с полянами. Действия Жанхотовых и других таубиев вызвали сильное возмущение балкарских крестьян.

Незаконно продав общественные леса, таубии поставили трудящиеся массы крестьян

Черекского ущелья в очень тяжелое положение. Крестьяне вынуждены были отныне покупать на топливо и другие нужды свой же лес, причем платить за него таубиям по самым высоким ценам.

В середине июля 1913 г. жанхотовские стражники в местности Карасу, возле хутора, задержали несколько арб с дровами. Под угрозой применения оружия крестьяне вынуждены были подчиниться стражникам, сбросить дрова и с пустыми арбами вернуться домой. Весть эта сразу же облетела все поселки Черекского ущелья. 17 июля крестьяне решили специально послать из разных поселков пять арб за дровами в Карасуйский лес. При этом аробщиков строго предупредили, чтобы в случае задержки не поддавались угрозам и не сбрасывали дрова, а ждали помощи.

Вечером 19 июля аробщики были вновь задержаны жанхотовскими стражниками в Карасу, возле хутора. На категорическое требование сбросить дрова и ехать домой крестьяне ответили отказом. Упорство аробщиков привело Жанхотовых в бешенство, и они вместе со стражниками, охраняющими Карасуйский лес, безжалостно избили ни в чем не повинных людей. Избитые аробщики в тяжелом состоянии были брошены в подвал одного из домов хутора, а волы заперты в сарай.

Восстание началось рано утром 22 июля 1913 г. Первой вышла колонна из поселков Верхний и Нижний Шканты численностью 250—300 человек, возглавляемая Шаваем Иттиевым. Следом вышли колонны из Турахабла (около 200 человек) и Верхнего и Нижнего Кунюма (около 250 человек). Затем выступили колонны и из остальных поселков. Восставшие были вооружены кольями, топорами, берданками, некоторые из них держали в руках красные флажки.

Первой подошла к покинутому хутору общая колонна из Верхнего и Нижнего Шканты. Повстанцы освободили из подвала голодных и измученных аробщиков и выпустили волов. Вооруженная группа колонны сразу же была направлена к скальной дороге Артуд-Дорбун (пещера Артуда) для охраны от внезапного нападения на повстанцев полицейских отрядов или войск, которые могли прибыть из Нальчика.

Остальные восставшие, не ожидая прихода следующих за ними колонн, за два часа разрушили двухэтажный дом, каменный забор вдоль дороги, отгораживающий жанхотовский хутор, засыпали канаву, прорытую для закрытия въезда в Карасуйскпй лес. Весь каменный материал был сброшен в русло р. Черека.

В Балкарское ущелье 25—26 июля прибыл кавалерийский карательный отряд из 500 всадников с артиллерией и пулеметами.


Уроки восстаний Решительное выступление народа против гауоиев и кулаков, против правительственной политики грабежа и угнетения заставило господствующие классы пойти на некоторые уступки трудящимся крестьянам. Этим актом оно пыталось ослабить нарастающую классовую борьбу в Кабарде и Балкарии.

Господствующие классы, припертые к стене народными волнениями и открытыми революционными выступлениями кабардинских и балкарских крестьян, были вынуждены маневрировать и разыгрывать перед народными массами роль защитника их интересов. Но, несмотря на эти заигрывания и маневры, революционное брожение на Тереке, вызванное все усиливающимся экономическим и политическим бесправием народных масс, а также новым революционным подъемом в стране, нарастало с каждым днем и угрожало слиться с выступлениями по всей Российской империи против прогнившего самодержавного строя, против власти помещиков и капиталистов.

Таким образом, Зольское и Черекское восстания кабардинских и балкарских крестьян были направлены против колониального гнета царизма, против все усиливающейся эксплуатации помещиков и деревенской буржуазии.

Зольское и Черекское выступления потерпели поражение потому, что восставшие не имели ясной политической цели, действовали слишком неорганизованно и недостаточно наступательно. В то время в Кабарде и Балкарии не было еще промышленного пролетариата и большевистской организации, которые могли бы возглавить революционную борьбу. Тормозящее воздействие на развитие классового самосознания крестьянских масс оказывали и многочисленные патриархально-феодальные пережитки. Вместе с тем эти аграрные выступления имели большое политическое значение. Они знаменовали собой новый подъем революционного движения и стали школой революционного воспитания трудящихся масс Кабарды и Балкарии.

В феодальной Кабарде и балкарских обществах население делилось на тех, кто занимался созданием материальных благ, и тех, кто обеспечивал безопасность (мирные условия жизни) и руководил общественно-политической жизнью страны и отдельных вотчин-общин (къуажэ). Первых называли мэкъумэшыщIэ – крестьяне, вторых – пщы-уоркъ, князья и дворяне.
Князья и дворяне составляли привилегированную часть общества. Им принадлежали все земли Кабарды на правах частного владения.

Содержание

Причины и характер социальных конфликтов в кабардинском и балкарском социумах.
Восстание крестьян под предводительством Машука.
Антикрепостническое выступление крестьян во главе с Дамалеем.
Особенности социальных конфликтов во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ века.

Работа содержит 1 файл

Социальные противоречия №3.doc

Однако в ходе переговоров владельцам удалось внести разлад в среду восставших крестьян, одни из которых настаивали на борьбу до полной победы, а другие - на примирении на обещанных условиях. Воспользовавшись разногласиями среди повстанцев, владельцам удалось схватить Дамалея и убить его, что позволило подавить и само восстание. В память об этом событии народ сложил песню, в которой запечатлел героический образ крестьянского вождя Дамалея. В этой песне рассказывается, что:

Людей собирает он с пастбищ и полей,

Ведет он в сраженья крестьянских людей.

Испуг и сумятица в княжеском стане,

Крестьяне приходят с великой войной.

Бегут от повстанцев князья и дворяне,

И прячутся, в трепете, в чаще лесной.

  1. Особенности социальных конфликтов во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ вв.

Во второй половине ХVIII века в Кабарде, несмотря на начавшуюся Русско-Кавказскую войну, социальные конфликты временами приобретали весьма острый характер.По количеству участников еще более масштабный характер имело события 1767 года. По сведениям из российских архивных документов в нем участвовало более 10 тыс. человек.

Восставшими крестьянами руководили Калабек Кепов, Муса Пшигатыжев и Марам Бечоев. Они связались с российскими властями, у которых попросили защиту. Кизлярский комендант решил использовать это восстание, чтобы помешать переселению владельцев с крестьянами, так как в интересах России было, чтобы кабардинцы оставались на прежних местах. Поэтому комендант пообещал повстанцам свое покровительство и посоветовал им не следовать за своими владельцами.

Видя, что на помощь восставшим крестьянам готовы прийти российские военные, князья отказались от применения силы и вступили с ними в переговоры. В них участвовало 26 наиболее влиятельных князей и дворян во главе с Касаем Атажукиным. В числе князей были Казий Кайсинов, Хамурза Росланбеков, Мисост Баматов, Джанхот Татарханов, Джанхот Сидаков и другие, а дворян представляли три человека из фамилии Куденетовых и три человека из Тамбиевых. В ответ на требования владельцев вернуться в свои дома и приступить к своим обязанностям, восставшие предъявили ряд встречных условий: чтобы владельцы брали с них умеренную подать; восстановили прежние порядки, согласно которым раньше крестьянин мог уходить к другому владельцу, пока хозяин не восстановит его нарушенные права; невмешательство владельцев во взаимоотношения чагар со своими крепостными, возвращение крепостным крестьянам права по своему усмотрению разводиться с женой и т. д. Последнее требование было направлено на предотвращение в будущем возможности феодалов вмешиваться во внутрисемейные отношения крестьян.

Подводя итоги событиям 1767 года в Кабарде следует отметить, что главной причиной восстания была не угроза переселения на Куму, а обострившиеся социальные противоречия между феодалами и крестьянами. Это, во-первых.

И в последующие годы ХVIII века имело место стремление крепостных крестьян к организованным выступлениям. Частыми были также их обращения к российским властям с просьбой разрешить переселиться близ военных крепостей и укреплений. Соответственно, такое стремление крестьян всячески поощрялось военными властями на Кавказе. Более того, они брали их под защиту и оказывали помощь в обустройстве на новом месте. Таким образом образовалась группа поселений, которая впоследствии получила название моздокских кабардинцев.

Социальные противоречия и конфликты в Кабарде и балкарских обществах оставались напряженными и после их инкорпорации в состав Российской империи в 1822 году. На этом этапе царское правительство стало однозначно поддерживать местную знать, особенно ее представителей, находившихся на российской службе.

Ярким примером такого отношения служит событие, связанное с волнением крепостных крестьян пристава Малой Кабарды Бековича-Черкасского. В 1837 году волнение 400 холопов, ушедших в горы в знак протеста против своего владельца, было подавлено силой российской армии, с применением артиллерии.

В 1838 году 10 дней продолжалось антифеодальное и антиколониальное выступление 5 тысячной массы крестьян, принудительно привлеченных на строительство Лескенского военного укрепления. Восставших возглавил крестьянин по фамилии Карданов. Повстанцев поддерживали широкие слои населения Кабарды.

Социальные конфликты в Кабарде и балкарских обществах особенно интенсивными становятся в 50 - начале 60-х годов ХIХ века. Крестьяне проявляли свой протест в различных формах, в том числе подавали жалобы российским властям на произвол владельцев, отказывались от выполнения повинностей, требовали полного освобождения от крепостной зависимости и т. д. Иногда протесты приобретали своеобразную форму. Так, в селении Бабукова зависимые крестьяне не пришли на похороны матери владельца села Асхада Бабукова. Ее похоронили жители из соседнего села.

Подводя итоги всему сказанному следует отметить, что в ХVIII - первой половине ХIХ века в Кабарде и балкарских обществах феодальные отношения достигли такого уровня развития, когда социальные противоречия между владельцами и крестьянами становятся одним из факторов общественно-политической жизни народа.

Традиционное социальное равновесие в обществе чаще всего нарушалось по вине феодалов, допускавших ущемления основополагающих правовых норм взаимоотношения с зависимыми сословиями. Совместные (коллективные) выступления крестьян против владельцев были протестной реакцией на усиление крепостнических отношений в феодальном обществе.

Социальные противоречия приобретали особую остроту в результате воздействия внешних сил: Крыма, Турции и России. Противоречия перерастали в масштабные конфликты в тех случаях, когда феодалы не справлялись со своими обязанностями по защите страны, и это напрямую затрагивало не только политические, но и социально-экономические интересы крестьянства.

Основными формами социального протеста со стороны крестьян были отказы от выполнения своих обязанностей перед феодалами, организованный уход от владельцев, обращение к российским властям с жалобой на произвол владельцев, массовое бегство на территорию, контролируемую российскими властями и принятия христианства. Но в отличие от России здесь не было погромов и поджогов помещичьих усадеб, физических расправ с владельцами и их родственниками. Видимо это объяснялось тем, что покушение на жизнь владельца, согласно обычного права, влекло за собой физическое истребление не только самого виновного, но и всех мужчин его рода, а женщин распродавали в рознь. В этом случае целиком исчезал весь род.

В условиях Русско-Кавказской войны царизм проводил политику социальной и политической дестабилизации в кабардинском обществе. Она была направлена на искусственное углубление кризиса феодализма, что в свою очередь должно было привести к ликвидации политического суверенитета Кабарды.

Крестьянство вместе со своими владельцами принимало участие в антиколониальной борьбе в тех случаях, когда царизм аннексировал их пахотные и покосные земли под строительство военных крепостей, укреплений и казачьих поселений.

Вопросы для закрепления лекционного материала

1.Какие формы ренты имели место в феодальном обществе?

2.Как распределялись фунциональные объязанности между различными социальными группами общества?

3.Вчем суть социального конфликта между феодалами и крестьянами?

4.Почему на данном этапе Россия была заинтересована в поддержании социальной напряженности в кабардинском обществе?

5.В каких формах крестьяне вели борьбу за социальную справедливость?

6.Как влияли внешние факторы на социальную обстановку в Кабарде?

7.Почему бегство крестьян стало причиной обострения кабардино – русских отношений?

8.Против кого и почему крестьяне выступили под предводительством Машука?

9.Что вы можете рассказать о восстании крестьян под предводительством Дамалея?

10.Что послужило поводом массового антифеодального выстпления крестьян в 1767году?

После первой русской революции 1905–1907 гг., несмотря на то что она потерпела поражение, царское правительство извлекло уроки. Одной из важнейших проблем российской действительности оставалась аграрная политика. Многомиллионная армия крестьянства испытывала сильный гнет со стороны помещиков и кулаков. Сельское хозяйство оставалось низкорентабельным, огромное количество крестьянства не имело ни земли, ни скота.

Необходимо было принять срочные меры по оздоровлению сельского хозяйства и развитию капиталистических отношений на селе. Для этого нужно было разрушить патриархально-крепостнические порядки, которые еще имели место в жизни села, несмотря на то что в 1861 г. Отменено крепостное право.

Новая аграрная реформа, которая была осуществлена в России, вошла в историю как Столыпинская аграрная политика. Она была закреплена указом от 9 ноября 1906 г. и законом от 14 июня 1910 г. Сущность этой политики заключалась в разрушении сельской общины, в развитии капиталистических отношений на селе и создании опоры царизма в лице сельской буржуазии – кулачества. По этой реформе каждый крестьянин получал право выйти из общины и закрепить свой надел в личной собственности. Крестьянам, выделившимся из общины, земля предоставлялась в одном месте (хутор или оброк). Это был значительный шаг вперед и эта реформа создавала возможности дальнейшего развития сельского хозяйства и капиталистических отношений.

В Столыпинской аграрной реформе особое место отводилось переселенческой политике крестьян российской глубинки в окраины Российской империи. Крестьяне центральных губерний переселялись в Сибирь, Среднюю Азию и на Кавказ. Проводя переселение в Среднюю Азию и на Кавказ, царизм рассчитывал также создать в лице переселенцев опору в колонизируемых национальных окраинах.

На территории Кабарды в этот период появилось немало русских переселенцев, преимущественно из южных губерний. Они образовали здесь отдельные поселки или же селились в качестве иногородних в ранее возникших казачьих станицах.

Как было отмечено выше, процесс заселения Северного Кавказа русскими и украинцами начался еще в XVI в. Особенно этот процесс усилился во второй половине XVIII в., когда началась Кавказская война. Таким образом, заселение территории Кабарды русским населением до Первой мировой войны протекал в основном в два этапа: на первом (вторая половина XVIII – первая половина ХIХ в.) ее территорию заселили казаки; на втором (конец ХIХ– начало ХХ в.) – крестьяне. И все существующие ныне русские и украинские станицы и большая часть сел и хуторов Кабардино-Балкарии были образованы до начала Первой мировой войны. Чтобы проследить динамику роста численности русскоязычного населения на территории Кабарды, можно привести некоторые данные. Например, в 1903 г. в Нальчикском округе (русские и украинские населенные пункты создавались только на исторической территории Кабарды) проживали 13 105 русских и украинцев; это в 1,4 раза было больше, чем их было в Кабарде в 1897 г. Все русские села и хутора, кроме поселка Баксан (русский Баксан), были этнически довольно однородными: там проживали почти исключительно русские и украинцы. В Баксане, кроме русских, проживали евреи, армяне и люди других национальностей. Большой этнической пестротой по-прежнему отличалась слобода Нальчик. Здесь русские и украинцы, т. е. русскоязычное население, составляли 62 % общего числа жителей, или 3327 человек. В 1914 г. в Большой Кабарде проживало русских 12 944 человека. В Нальчике в 1913 г. русских и украинцев было 4380 человек. После воссоединения Большой и Малой Кабарды к 1914 г. русскоязычное население на территории Нальчикского округа составляло около 19 тыс. человек.

Столыпинская аграрная политика прямо не распространялась на Кабарду и горские общества, так же как и на всю Терскую область. Но, несмотря на это, местными властями предпринимались шаги по вовлечению отдельных районов края в сферу действия Столыпинской аграрной реформы. Опираясь на аграрную политику царизма, кабардинские и балкарские феодалы, особенно крупные коннозаводчики и скотоводы, добивались изменения порядка пользования Нагорными (высокогорными альпийскими) и Зольскими пастбищами. Кулаки настаивали на распределении пастбищных угодий по числу рабочего скота, так как в этом случае они получили бы большие участки пастбищных и сенокосных угодий.

Зольские пастбища, составлявшие значительную часть пастбищного фонда Кабарды, были разделены на 329 участков по 40 десятин в каждом и сданы в долгосрочную аренду под хутора кабардинским кулакам и помещикам с правом возведения на этих участках хуторских построек. Но многие кабардинские помещики и кулаки не использовали эти земли для дальнейшего развития коневодства, а сдавали их в аренду мелкими участками на кабальных условиях и получали большие прибыли.

В результате этих мероприятий большая часть земельного фонда досталась помещикам и кулакам. Основная масса крестьян лишалась пастбищных угодий. В условиях ухудшения положения крестьянства участились их волнения. На сельских сходах выносились приговоры с протестом против раздачи пастбищных участков коннозаводчикам. Жители селений Сармаково, Урвань, Старый Черек, Баксаненок, Кенже и других требовали возвратить им отнятые земли. Крестьянские волнения набирали обороты, участились аграрные беспорядки. Серьезные волнения крестьян имели место и в балкарских обществах. Так, например, весной 1910 г. в Чегемском обществе произошло волнение крестьян, арендовавших в течение нескольких лет у кабардинского князя Наурузова земельные участки. Землевладелец, не предупредив своих крестьян, сдал свои участки новым

арендаторам, поставив чегемцев в трудное положение. В ответ на это чегемцы заняли земельные участки Наурузова и пригнали свой скот. Лишь прибывшая по просьбе Наурузова сотня Терской охраны и милиции силой оружия согнала их оттуда. Многие крестьяне были арестованы и подвергнуты наказаниям. Вновь в 1910 г. аналогичное выступление крестьян произошло, и оно было подавлено силой оружия, и 42 активных участника волнения были арестованы. В 1912 г. произошло крестьянское волнение и в Хуламском обществе.

Наивысшего подъема крестьянские волнения в Кабарде и горских обществах достигли в 1913 г. Именно в этом году произошли два крупных восстания кабардинских и балкарских крестьян. В мае 1913 г. общее недовольство кабардинских крестьян вылилось в вооруженное восстание, которое в короткий срок охватило много селений. В историю классовой борьбы крестьян Кабарды это восстание вошло как Зольское восстание.

Поводом к восстанию послужило то, что весной, когда крестьяне погнали свой скот на Зольские пастбища, они были встречены отрядом стражников. На пастбища допускались только княжеские и кулацкие стада, крестьянский же скот был задержан. В результате этого за несколько дней на узком прогоне скопились сотни тысяч голов крестьянских овец, коров, лошадей. От бескормицы и отсутствия водопоя начался падеж скота, в то время как по ту сторону реки Золки паслись табуны кабардинских коннозаводчиков.

Борьба за Зольские пастбища началась с выступления крестьян сел. Наурузово. Вскоре волнение охватило более 10 кабардинских селений. Коннозаводчики пытались уладить конфликт и предлагали вести переговоры с властями. Но крестьяне отклонили эти предложения и решили выступить на Золку организованно, совместно с крестьянами других селений. Более того, они дали клятву друг другу добиться своего. Клятва была дана у кургана, расположенного в окрестностях сел. Наурузово; впоследствии это место получило в народе название Курган клятвы.

31 мая на р. Малка, где собралось множество крестьян со своим скотом, прибыл начальник округа полковник Сосланбек Клишбиев с отрядом стражников. На его предложение вернуться в свои селения крестьяне и на этот раз ответили отказом. Более того, Сосланбеку Клишбиеву стали угрожать расправой, после чего он спасся бегством.

Волнения на Золке продолжались. Тогда Степанов пригрозил расправой и в подтверждение своей угрозы приказал дать несколько артиллерийских залпов. Только под угрозой артиллерийского расстрела восставшие 3 июня покинули Зольские пастбища и угнали свой скот домой. Восстание потерпело поражение. После этого начались аресты. Только в одном сел. Наурузово было арестовано 54 человека, а в сел. Ашабово – 23 человека. Безоружные и неорганизованные крестьяне были бессильны перед армией, вооруженной артиллерией.

Как самые активные участники и организаторы восстания были арестованы Пшемахо Ирижев, Бота Мазанов, Локман Шомахов, Тута Гукетлов, Асхад Шогенцуков и др. Все они были сосланы в Сибирь. По личному распоряжению Сосланбека Клишбиева за участие в Зольском восстании было арестовано и осуждено более 60 человек. Кроме того, по его приказанию за счет жителей сел.Ашабово были возмещены все расходы на содержание войск, вызванных для подавления восстания.

Крупное восстание балкарских крестьян Черекского ущелья произошло в том же 1913 г. Это восстание крестьян вошло в историю как Черекское восстание. Восстание крестьян Балкарского общества было вызвано захватом таубиями Жанхотовыми общественных земель и лесных участков: Карасуйского, Бабугентского, Ташлы-Талинского и др. общей площадью в 42 тыс. дес., которые принадлежали с 1865 г. балкарским обществам.

Жанхотовы и Женоковы постепенно начали захватывать общественные земли. Их действия вызвали сильное возмущение балкарских крестьян. Пока они добивались в различных инстанциях приостановки захвата их земель, Жанхотовы и Женоковы продали Карасуйский и Бабугентский лесные участки лесопромышленникам и купцам Бондаренко и Саферову и получили задатки. Крестьяне Черекского ущелья были лишены возможности пользоваться этими лесами.

Поводом к восстанию послужило то, что в середине июля 1913 г. жанхотовские стражники в Карасу, возле хутора, задержали нескольких крестьян с дровами. Под угрозой применения оружия крестьяне вынуждены были подчиниться стражникам, сдать заготовленные дрова и вернуться домой. Об этом стало известно по всему Черекскому ущелью.

После очередной поездки за дровами опять, 19 июля 1913 г., крестьян задержала стража Жанхотовых возле того же хутора в Карасу. Более того, крестьян избили и бросили в подвал одного из домов хутора. Об этой расправе стало известно во всех селениях Черекского ущелья, когда 20 июля одному из задержанных удалось сбежать и он рассказал обо всем своим односельчанам; крестьяне устроили сход 20–21 июля во всех двадцати населенных пунктах общества.

Восстание началось рано утром 22 июля 1913 г. Первыми выступили крестьяне поселков Верхний и Нижний Шканты в количестве 250–300 человек. Возглавил восставших Шавай Иттиев. После них выступили крестьяне из Тарахабла (около 200 человек) и Верхнего и Нижнего Кунюма (около 250 человек), затем и крестьяне остальных населенных пунктов.

Испугавшись восставших крестьян, Жанхотовы вывезли свое имущество с хутора и спрятали его в лесу, а сами еще 21 июля послали своего человека в Нальчик предупредить начальство о готовящемся выступлении крестьян.

Восставшие разрушили хутор, дом и строение Жанхотовых. После разгрома хутора восставшие крестьяне разъехались по своим селениям. А 24 июля с отрядом в сельское правление Балкарского общества прибыл начальник второго участка Бекмурза Карачаев. По его требованию был созван сход всего общества. На нем присутствовало около тысячи крестьян. Когда Карачаев потребовал выдать зачинщиков восстания, они ответили, что хутор разрушило все Балкарское общество.

Так потерпели поражение оба восстания кабардинских и балкарских крестьян, которые произошли в 1913 г. С разрывом меньше, чем в два месяца. Но эти восстания показали, что аграрная политика, проводимая царским правительством, не отвечала интересам трудового крестьянства. Эти волнения показали также отсутствие единого центра руководства классовой борьбой в Кабарде и горских (балкарских) обществах. Зольское и Черекское восстания потерпели поражение потому, что восставшие крестьяне не имели ясной политической цели, не было выработанной четкой программы борьбы за свои интересы.

Вопросы и задания

1. Как развивались капиталистические отношения в начале XX в. в Кабарде и горских (балкарских) обществах?

2. Как и почему изменялась структура сельскохозяйственных культур в крае?

3. В чем особенность классовой борьбы в начале ХХ в. в Кабарде и горских (балкарских) обществах?

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 1

Слайд 3

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 3

Командующим сформированной Кавказской конной бригады был назначен генерал-майор Г. И. Орбелиани. Бригада состояла из двух шестисотенных полков: Терско-Кубанского и Дагестанского.

Слайд 4

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 4

Слайд 5

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 5


22 мая 1904 г. 114 охотников-добровольцев из кабардинских селений и 14 из балкарских аулов в составе Кабардинской сотни Терско-Кубанского полка погрузились в эшелоны. Они отправились на театр военных действий в далекую Маньчжурию, которая находилась за 10 тыс. верст от Кавказа.

Слайд 6

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 6


22 июня всадники сотни пересекли российско-китайскую границу, 14 июля уже участвовали в боевых действиях

Слайд 7

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 7

Первые месяцы пребывания Кабардинской сотни на фронте отмечены тяжелыми сражениями. Всадники проявили муже­ство и доблесть, за что получили боевые награды

Слайд 8

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 8


Революционное движение не миновало и армию. Поражения на фронте, многочисленные жертвы и затянувшаяся война вы­звали волнения в армии.

Слайд 9

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 9

13 октября 1904 г. Терско-Кубанский полк получил приказ идти на передовую линию. Большая часть всадников из Чеченской и Кабардинской сотен отказалась выполнять его и двинулась к Мукдену. Но они были окружены казаками и разоружены. Военный суд в Мукдене в ноябре 1904 г. приговорил зачинщиков волнения - Залимгери Керефова из Кабардинской сотни и Ташу Тасмахилова из Чеченской сотни - К РАССТРЕЛУ, а 12 всадников - к каторжным работам. Смертная казнь Таше Тасмахилову была заменена каторжными работами на 10 лет.

Слайд 10

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 10


Командир Кабардинской сотни Бекович-Черкасский своими разумными действиями, убедительными доводами смягчил наказание многим участникам волнения.

Слайд 11

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 11


После окончания войны оба кавказских полка вернулись с Дальнего Востока на Кавказ. 48 всадников из Кабардинской сотни за период войны с Японией были удостоены знаков отличия Военного ордена - Георгиевских крестов 42 кабардинца и 6 балкарцев

Слайд 12

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 12

Политическая обстановка
Первая русская революция была подавлена. Революционное движение в России пошло на убыль. 3 июня 1907 г. царь Николай II распустил II Государственную думу и издал новый избирательный закон, который ограничивал права рабочих и крестьян и был рассчитан на то, чтобы обеспечить за помещиками и крупной русской буржуазией большинство мест в новой III Думе.

Слайд 13

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 13

Многие народы окраин России, в том числе горские народы Северного Кавказа, фактически не были представлены в Думе. Так, от населения Кавказа вместо 29 депутатов, избранных во II Государственную думу, теперь избиралось только 10 депутатов, от народов Терека, Кубани и Черноморья лишь 4 депутата.

Слайд 14

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 14


Первая русская революция ускорила осуществление аграрных преобразований в стране. Новая аграрная политика по имени председателя Совета Министров П. А. Столыпина стала называться столыпинской. Аграрные преобразования были закреплены указом от 9 ноября 1906 г. и законом от 14 июня

Слайд 15

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 15

1910 г. Каждый крестьянин получал право выйти из общины и закрепить свой надел в личную собственность. Сущность этой политики состояла в разрушении общины и утверждении капиталистических отношений в деревне.

Слайд 16

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 16

Закон о выходе крестьян из общины на территории проживания горских народов Северного Кавказа, в том числе в Кабарде и Балкарии, распространения не получил. Новые аграрные законы не распространялись также и на казачьи земли. В горских округах суть аграрной политики царского правительства заключалась в расхищении общинных пастбищ, часть из которых отобрали в казну, часть раздали сельской верхушке. Так было и в Кабарде, и в Балкарии.

Слайд 17

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 17

Слайд 18

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 18

Зольское восстание 1913 г
При поддержке окружной администрации лучшая часть Зольских пастбищ в 1912 г. была передана князьям, коннозаводчикам в долгосрочное арендное пользование. Захватив Зольские пастбища, коннозаводчики запретили крестьянам держать свой скот на Золке. Это вызвало возмущение крестьян Кабарды и Балкарии.

Слайд 19

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 19

Слайд 20

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 20

Общее выступление началось 31 мая. Администрация округа хотела предотвратить восстание крестьян и послала отряд солдат к сел. Наурузово (Исламей). Крестьяне, отказавшись подчиняться командиру отряда, двинулись на Золку. К наурузовцам присоединились крестьяне из окрестных сел: Ашабово (Малка), Тамбиево I (Дугулубгей), Тыжево (Кишпек) и др. Их число достигло 12 тыс. человек.

Слайд 21

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 21

К восставшим прибыл начальник округа подполковник С. Клишбиев. Его уговоры не имели воздействия на крестьян. 2 июня многотысячная масса крестьян прибыла на Золку, изгнала оттуда охранников и заняла пастбища своим скотом

Слайд 22

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 22


Волнения крестьян в Кабарде встревожили администрацию Терской области. Она снарядила военный отряд с артиллерий. Отряд прибыл к месту событий начальник штаба войск Терской области генерал Чернозубов.

Слайд 23

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 23

Слайд 24

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 24

Вопросы и задания: 1. Что вы знаете об участии ваших земляков в русско-японской войне? 2. Охарактеризуйте политическую обстановку после подавления первой русской революции. 3. Каковы причины Зольского восстания крестьян?

Слайд 25

Русско- Японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно – демократическими революциями, слайд 25

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: