Что такое роман пеплум в литературе кратко

Обновлено: 14.05.2024

На написание этой статьи меня вдохновил материал "коллеги" по дзену, в котором автор пробежался по верхам и на поставленный вопрос толком не ответил. Решил сделать "наш ответ Чемберлену". Надеюсь, Вам будет интересно прочесть, как развивался жанр и почему он всё-таки не востребован у продюсеров. Я проанализирую только развитие голливудского пеплума.

Итак, приступим. Пеплумы- это масштабные исторические полотна с большим хронометражом, действие которых разворачивается в античности. Зачастую авторы используют библейские сюжеты с элементами фэнтези. Важно отметить, что фильмы, снятые по мифам, - это не пеплумы, а фэнтези с элементами боевика и историческим сеттингом.

Жанр зародился в Италии, где в 1914 году вышел фильм " Кабирия ". Находку европейцев быстренько заимствовали в США, где Д.У. Гриффит снял в стилистике пеплума одну из новелл " Нетерпимость ".

В интернете бытует заблуждение, что пеплум вошёл в моду только в 50-х годах, но, на самом деле, первая волна его популярности нахлынула ещё в немом кино. В 1923 году Сесиль Б. Де Милль снял для студии "Парамаунт" " 10 заповедей ", а в 1927 году поставил " Царь царей ". На "MGM" же в эти годы выпустили кассовый хит " Бен-Гур ". Тогда пеплум зарекомендовал себя, как перспективный жанр из-за:

  • масштабности повествования
  • эффектности
  • зрелости обсуждаемых тем, что било прямиком в платежеспособную аудиторию (30-50 лет, средний класс). Напомню, что в те времена походы в кино были не для всех слоёв населения.
  • и самое главное - универсальности античных сюжетов, которые продавались в "плавильном котле" США, стране мигрантов. Библия, её герои и идеи человеческой свободы скрепляли интернациональный состав Америки.

Однако обнаружился и большой минус. Производство требовало огромных затрат (декорации, костюмы, массовка) , поэтому средства нашли только богатейшая студия (MGM) и режиссёр с непререкаемым авторитетом (ДеМилль). Кстати, основатели "Метро-Годвин-Майер" - выходцы из еврейских семей, поэтому для них библейские темы особенно важны. ДеМилль - тоже не случайная фигура. Сесиль Б. ДеМилль - почитаемый всеми старейшина, первый режиссёр снявший фильм в голливудской местности. Он придерживался консервативных христианских ценностей, для него пеплум - это эффективный способ транслировать библейские идеи в массы. К режиссёру и христианству мы вернёмся чуть позже.

* использование античных или библейских сюжетов;

* больша́я продолжительность фильма (зачастую более двух часов);

Связанные понятия

Новый Голливуд (англ. New Hollywood) — период в истории Голливуда, который продолжался с момента отмены в 1967 г. кодекса Хейса, на котором строилась классическая студийная система, приблизительно до 1980 года.

Гангстерский фильм (англ. Gangster film или Mob film, от англ. mob — банда, шайка) — поджанр боевика, криминального фильма, рассказывающий об организованной преступности. В большинстве классических примеров этого направления действие происходит в США в 1920-е — 1950-е годы — период расцвета гангстерских группировок. В отличие от так называемых полицейских фильмов, в гангстерской драме главными персонажами выступают не служители правопорядка, а преступники и лидеры криминальных сообществ, что часто.

Упоминания в литературе

Один только беглый обзор продукции любого года на выбор демонстрирует предсказуемый провинциально-вторичный набор тем, направлений, жанров. И то что испанцы обозначают их на свой лад – фильмы об изгнанниках, фильмы для туристов, кино с фламенко, сарсуэлы, комедии а-ля Ланда (по имени актёра Альфредо Ланда, часто выступавшего в ролях неказистых и немолодых неудачников, одержимых проблемами со слабым полом), пеплумы и спагетти-вестерн (до сих пор!), – сути не меняет. Вот несколько характерных примеров картин 2012 года.

Связанные понятия (продолжение)

Sexploitation (сексплотэйшн/сексплуатация) — кинематографический жанр категории эксплуатационное кино. В фильмах данного жанра эксплуатируются и освещаются разнообразные аспекты человеческой сексуальности.

Неонуа́р (neo-noir) — обозначение нуаровой волны, которая прокатилась по американским киноэкранам в первой половине 1970-х годов на фоне уотергейтских разоблачений и неудач американцев во Вьетнаме. Иногда термин распространяют и на цветные фильмы с элементами нуара, которые снимались в более поздний период.

Французская новая волна (фр. Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Одним из его главных отличий от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося и уже исчерпавшего себя стиля съёмки и от предсказуемости повествования. Представителями новой волны стали, прежде всего, молодые режиссёры, ранее имевшие опыт работы кинокритиками или журналистами. Они были против далёких от реальности коммерческих фильмов и нередко прибегали в кинематографе.

Теория авторского кино (фр. Cinéma d'auteur, англ. Auteur theory) — влиятельное учение, зародившееся во Франции в 1950-х годах.

Независимое кино в США имеет давнюю историю. Такое кино в значительной или полной мере снимается вне системы основных киностудий и распространяется независимыми компаниями. Также, независимые фильмы могут производить и/или распространять дочерние структуры крупных киностудий.

Немой кинематограф, Немое кино — разновидность кинематографа, не имеющая звукового сопровождения. С момента изобретения кинотехнологии и вплоть до появления звукового кино немые фильмы были единственной разновидностью кинофильмов. Вместо синхронной фонограммы в качестве звукового сопровождения немых кинокартин использовалась живая музыка в исполнении оркестра или одиночного тапёра.

Фильм плаща и шпаги (фр. film de cape et d'épée) — жанр историко-приключенческого кино с динамичным развитием действия и фехтовальными поединками. Действие — Европа и её колонии c конца XVI до начала XIX века. Многие фильмы плаща и шпаги представляют собой экранизации романов Дюма. Специфический поджанр составляет кино о пиратах.

Независимое кино — профессиональные художественные фильмы, которые производятся в значительной или полной мере вне системы основных киностудий. Помимо того, что такое кино в основном снимается и распространяется независимыми компаниями, независимые фильмы также могут производить и/или распространять дочерние структуры крупных киностудий. Независимые фильмы отличаются по своему содержанию, стилю и приемам, которые выбирают кинематографисты для художественной реализации.

Три́ллер (от англ. thrill — трепет, волнение) — жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха. Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров. В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов, приключенческие фильмы, а также боевики .

По меньшей мере с 1920-х годов киноиндустрия США не только является крупнейшей в мире по цифрам выпускаемых фильмов и кассовых сборов, но и оказывает определяющее влияние на содержание и технологии мирового кинематографа, на экономические и культурные аспекты кинопроцесса.

Жанры игрового кино — группы произведений игрового кино, выделяемые на основе сходных черт их внутреннего строения.

Роковая женщина (фр. la femme fatale) — распространённый в литературе и кино образ сексапильной женщины, которая манипулирует мужчинами посредством флирта. Она всегда не та, за кого выдаёт себя вначале. Герою трудно противостоять чарам роковой женщины, которая влечёт его помимо воли; зачастую это влечение приводит к гибели героя.

Фильм-биография — кинематографический жанр (или отдельное художественное произведение), повествующий о судьбе знаменитой, известной личности на протяжении всей жизни или в наиболее важные драматические её моменты. В отличие от картин, основанных на подлинных событиях, или исторических фильмов, целью фильма-биографии является не хроникальное освещение случившихся фактов и событий, а влияние конкретной персоны на их исход.

Экспрессионизм — господствующее художественное направление в немецком кинематографе 1920-25 гг. Основные представители — Ф. В. Мурнау, Ф. Ланг, Р. Вине, П. Вегенер, П. Лени.

Киносериа́л (англ. Movie serial, англ. Film serial) — многосерийное кинопроизведение, предназначенное для демонстрации в кинотеатрах (в отличие от телесериалов, предназначенных для демонстрации по телевидению).

Фильм-катастро́фа или фильм катастроф (англ. disaster film) — фильм, герои которого попали в катастрофу и пытаются спастись. Специфическая разновидность триллера и драмы. Речь может идти как о природном бедствии (смерч, землетрясение, извержение вулкана и т. п.), так и о техногенной катастрофе (например, крушение самолёта).

Трагикомедия (греч.) — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В широком смысле — любой сюжет литературы, сценического и изобразительного искусства, сочетающий комическое и трагическое (минорное).

Детекти́вный фильм — жанр кинематографа, произведения которого содержат демонстрацию преступных деяний и их расследования. Возник практически одновременно с появлением кинематографа. Главными героями детективных фильмов оказываются нарушители закона и их жертвы, заключённые, сыщики, работники полиции, адвокаты. Детективные фильмы эксплуатируют желание зрителя заглянуть в преступный мир и одновременно избежать фатальных последствий, которые связаны с этим опытом в реальной жизни. Данная двойственность.

Приключе́нческий фильм (также Авантюрный фильм)— остросюжетный вид игрового фильма, соответствующий приключенческому роману в литературе. В отличие от боевика, в приключенческих фильмах акцент смещён с грубого насилия на смекалку персонажей, умение перехитрить, обмануть злодея. В приключенческих фильмах героям предстоит оригинально выпутаться из сложных ситуаций. Счастливый конец также очень вероятен.

Новое мексиканское кино (исп. Nuevo Cine Mexicano), также Новая волна (исп. buena onda, хорошая волна) — термин, обозначающий появление в мексиканском кинематографе фильмов высокого художественного достоинства, популярных как в Мексике, так и по всему миру. Во многом совпала с приходом частного капитала в киноиндустрию и общим подъёмом латиноамериканского кино. Приходится на второю половину 1990-х и продолжается по сей день.

Вое́нный фильм или бата́льный фильм — исторический художественный фильм, реконструирующий события реально происходившей войны или сражения, амуницию, оружие, приёмы и организацию боя. В центре художественной композиции батального фильма обычно находится сцена главного сражения, съёмки которого сочетают широкие панорамные планы с крупными планами героев фильма.

Поэтический реализм (фр. Réalisme poétique, англ. Poetic realism) — художественное направление в европейском, в основном во французском кинематографе. Наибольшей выразительной силы и востребованности достиг во второй половине 1930-х годов — первой половине 1940-х годов. В основу направления положено поэтически возвышенное отображение жизни и быта средних и низших классов общества описываемого периода. Главными выразителями идей поэтического реализма принято считать поэта и драматурга Жака Превера.

Кинокоме́дия — комедия на киноэкране. К этому жанру киноискусства относятся фильмы, которые ставят целью рассмешить зрителя, вызвать улыбку, улучшить настроение. Наряду с драмой, фильмами ужасов и научной фантастикой, комедия — один из основных жанров кинофильмов. Различают несколько видов, или жанров, кинокомедии.

Мондо — составная часть названия ряда документальных фильмов, как правило, касающихся сенсационных тем и явлений. Часто напоминают собой псевдо-документальные фильмы. Также это стиль документального кино, задаваемый образчиками жанра.

Алексей Иванов. Тобол. Много званых. Спорная книга

Алексей Иванов. Тобол. Много званых
М.: АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2016

“Тобол” — роман нового типа, совмещающий в себе три жанра: политический детектив в декорациях XVIII века, исторический роман и мистику. В романе много сюжетных линий, но в голове они помещаются легко и не путаются. Оторваться довольно трудно. Мы смотрим на мир не глазами Алексея Иванова (хотя и понимаем, что автор нас обманывает, и с нами все равно говорит он), мы видим мир то глазами православного героя, то шведского протестанта, то мусульманина из Бухары, то старообрядца или язычника-остяка.

“Сердце Пармы” подхватывает, несет, кружит читателя, как беспокойная река Чусовая с ее отмелями, стремнинами и скалами-бойцами. “Тобол” катит свои волны величественно и неторопливо. Роман изобилует отступлениями, развернутыми экскурсами в историю Сибири, подробными описаниями городов и селений — кажется, будь у него такая возможность, автор снабдил бы книгу бессчетными архитектурными планами и многостраничными строительными сметами. Здание романа сбито по-сибирски крепко, обстоятельно, с многократным запасом прочности.

К сожалению, пока у Иванова — рыхлое “собранье пестрых глав”, очень плохо стыкующихся друг с другом. Остается надежда, что во втором томе он все-таки сумеет объяснить, зачем ему обязательно были нужны и пленный швед Страленберг, и владыка Филофей, и обер-комендант Бибиков, и бухарец Касим, и остяцкий князек Пантила, и одноглазый раскольник Авдоний, и сын албазинца Кузьма Чонг, и Володька Легостаев с Етигеровой улицы.

У “Тобола” множество отсылок к известным и неизвестным текстам. Пролог, в котором Петр ругает Меньшикова, отсылает к “Петру I” Алексея Толстого, а момент, в котором император предчувствует свою смерть, — к “Восковой персоне” Юрия Тынянова. Иванов будто бы просит помощи у классиков, прежде чем начать основное повествование. А в первой главе он просит помощи у самого себя, только молодого — он показывает героев, идущих в Сибирь по Чусовой, — реке, которой Иванов посвятил свои ранние романы “Сердце Пармы” и “Золото бунта”.

Стиль и настроение книги проникнуты безумной жестокостью, дикостью и русофобией. Речь идёт о времени правления Петра I. Конечно, тогда хватало негатива. Но было ведь и немало возвышенного, благородного, были великие дела и завоевания. Для Иванова ничего этого не существует. Историю страны он видит исключительно в мрачном свете. Это всё равно как если бы Тарковский в «Андрее Руб­лёве” не снял ни летуна, ни скомороха, ни дубовой ветки, дрожащей под ледяным дождём, а главное — не показал бы своего героя как художника и обошёлся без дивных красок его иконописи, которые прорезаются в концовке фильма.

Понятие пеплум нам известно как жанр исторического кино.Но в наши дни известны литературные произведения на историческую тему , которые сами авторы определяют как роман-пеплум. Что это? Попытка привлечь внимание или, действительно, новый жанр романа? В чем же отличие данного жанра от всем известного исторического?

Это довольно частое явление, когда при продвижении какой-то книги, рекламщики и авторы проводит аналогии с кино, чтобы читатель имел представление, о чём книга и кому её стоит прочитать.

Уходят. уходят корифеи((. Елена Образцова и почти сразу за ней - Римма Маркова(. Она такая всегда строгая, бескомпромиссная, со своими твердыми убеждениями, с огромным талантом. А еще с чувством юмора. Красивая женщина, никогда не позволявшая себе жаловаться на судьбу публично. Вот такой я ее запомню.


Но вот сегодня, шестнадцатого января 2015-го года, пришло печальное известие о кончине этой великой актрисы. Ей было 89 лет. И совсем немножко не дожила Римма Васильевна до своего девяностолетия (она родилась третьего марта 1925-го года) Она до последнего участвовала в телевизионных программах, даже в рекламе снималась. Диагноз пока не озвучивается, появится позднее. Что такого "хирургического" с нею могло случиться?

Римма Марковна сыграла более пятидесяти ролей, ей присвоено звание Народной артистки России.

Ну конечно,это патология в широком ее смысле.Человек не хочет жить своей жизнью и живет в мире иллюзий жизнью другого человека,т.е своего кумира.

Человек рожден на этот свет,чтобы познать все аспекты жизни,и в том числе быть матерью для женщины и женой,и это на самом деле ее главное предназначение в этой жизни.

А женщина будет одержима кумиром,это психологическая нестабильность,которая только приносит дисбаланс в ее жизнь.А вот у кумира с этим то все в порядке,он живет и наслаждается любовью поклонниц,коих сотни,а также и своей личной жизнью,в отличии от них.

И на самом деле это грех,ставить для себя кумира.

Бузова не перестаёт радовать почитателей своего певческого таланта очередными песенками. Вот и в этот раз она анонсировала совершенно новую композицию под названием "Одна ночь". Композиция выдержана в такой же тональности и стилистике как и все предыдущие песни Ольги Бузовой.

Часть текста можно посмотреть вот на этом ресурсе или же прямо здесь на "Большом вопросе".


После релиза песни двадцатого января 2018 года на этом ресурсе появится и полный текст композиции.

Небольшой отрывок песни можно послушать и скачать уже сейчас на этом сайте. После выхода песни (20.01.2018) здесь же появится и полная версия сингла, которую можно будет и послушать и скачать.


Когда я занималась в художественной школе, нам преподаватели рассказывали, как во многих музеях очищают старые картины. Это делается самой обычной человеческой слюной. Она хорошо очищает и не наносит вред картинам, написанным маслом.

Чистящие средства, даже обычное детское мыло, - это невозвратный способ чистки. Так полотно можно только убить. Вода и спирт тоже не подойдут.

Может быть, Ваша картина не такая и грязная, просто льняное масло, которым раньше пользовались как связующим компонентом в составе красок, окислилось, потемнело-пожелтело и теперь придаёт картине грязноватый оттенок. Если это не так, попробуйте почистить картину хлебом. Это для неё безопасно. Хлеб нужен белый, плохо пропечённый. Берёте кусок мякиша и плавными круговыми движениями трёте. А потом мягкой зубной щёткой или кисточкой удаляете крошки. И всё. Хлеб впитает грязь.

Если Вы уверены, что картина ценная, лучше найти специалиста-реставратора и доверить чистку полотна ему.

Читайте также: