Что такое родительский лекторий в школе

Обновлено: 05.07.2024

На главную Работа с родителями Программы для родителей Программа "Родительский лекторий"

Пояснительная записка
Воспитательный процесс в семье имеет свои особенности: он включен в целостную жизнедеятельность семьи, в домашний труд, обслуживание, самообслуживание, работу на садово-дачном участке и т.д. и т.п. Более того, воспитательные возможности семьи зависят от всего ее психологического, нравственно-духовного климата, от устойчивости и стабильности супружеских взаимоотношений, от родственных взаимоотношений с прародителями (дедушками и бабушками и т.д.).
При этом воспитательная ситуация в семьях может быть совершенно различна ввиду демографической структуры семей: полная семья с одним ребенком, полная семья с двумя детьми, полная семья с тремя и более детьми, полная семья с бабушками (дедушками) или без них.

Таким образом, учебный план сориентирован на следующую схему:

Образовательные компоненты

Возрастная физиология и гигиена

Физиология младшего школьника
Физиология подросткового возраста
Физиология старшеклассника
Основы возрастной гигиены и санитарии
Валеология младшего школьника
Валеология подростка
Валеология в старших классах

Возрастная и социальная психология

Возрастная психология младших школьников
Возрастная психология подростка
Возрастная психология юношества
Психопедагогика
Психология саморазвития
Коррекционная психология (психолого-педагогические особенности учащихся классов КРО)
Психология одаренных детей (психолого-педагогические особенности творчески одаренных детей)
Социальная психология
Социология личности

Педагогика и социология воспитания

Социология
Социальная педагогика
Теоретические основы воспитательного процесса в семье и школе.
Различные виды и формы воспитания: этическое, экологическое, гражданское, трудовое, физическое воспитание детей младшего школьного возраста, подростков, юношества

Культура и искусство

Эстетика
Культурология
Искусствоведение

Содержание учебных курсов определяется администрацией школы совместно с родительским активом и может меняться в зависимости от корректировки целей и потребностей родителей и образовательного учреждения. Непосредственными целями его деятельности являются следующие:
– вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;
– дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками, умениями по организации семейного воспитательного процесса;
– помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;
– научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения;
– выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем;
– сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.
Задача лектория для родителей как формы повышения их педагогической квалификации – дать возможность всем, кто заинтересован в повышении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, повысить свою информированность в социально-правовых, экономических, медицинских и других вопросах жизнедеятельности семьи и её взаимодействии со школой.

Примерный учебный план (занятия проводятся с сентября по май)


№ п/п


Содержание
(виды работы)


Ответственный


Лекции

Практикумы (семинары, круглые столы, тренинги)

I раздел. I четверть. Физиология и гигиена

Основы физиологии и гигиены младшего школьного возраста

Основы физиологии и гигиены подросткового возраста

Основы физиологии и гигиены старшеклассника

Валеология младшего школьника, подростка и старшеклассника

Основы возрастной физиологии, гигиены и санитарии

1 час (практикум - зачет)

II раздел, II четверть (ноябрь - декабрь). Психология (детская и возрастная)

Психологические условия общего развития ребенка дошкольного, младшего школьного возраста, подростка, и старшеклассника

Психология взаимоотношений в семье

Используются элементы имитационной и ролевой игр

Психолого-педагогические особенности учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (проблемы родителей и учителей)

Используются элементы имитационной и ролевой игр

Творческая одаренность: социальный смысл и психолого-педагогические проблемы (развитие, диагностика, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей)

Используются элементы имитационной и ролевой игр

Проблемы психологической подготовки учителя и родителя и пути совершенствования деятельности школьной психологической службы

Психологи психологической службы школы, родительский актив слушателей лектория

III раздел. III четверть (январь - март). Педагогика

Педагогика как наука

Заместитель директора по воспитательной работе, председатель м/о классных руководителей, классный руководитель или воспитатель

Педагогическое проектирование и диагностика в семье и школе

Заместитель директора по воспитательной работе, председатель м/о классных руководителей, классный руководитель или воспитатель

Педагогические процессы в семье и школе

Заместитель директора по воспитательной работе, председатель м/о классных руководителей, классный руководитель или воспитатель

Педагогическое мастерство родителей и учителей при воспитании детей в семье и школе

Заместитель директора по воспитательной работе, председатель м/о классных руководителей, классный руководитель или воспитатель

Используются элементы имитационной и ролевой игр

Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы. Детско-родительские отношения в семье. Формирование и развитие взаимоотношений в семье: дедушка – бабушка – мать – отец – ребенок. Гуманизм детско-родительских отношений в семье, ответственность и долг

Заместитель директора по социальной защите, заместитель директора по воспитательной работе

Используются элементы имитационной и ролевой игр

Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания

Заместители директора по воспитательной и социальной работе, председатель м/о классных руководителей

1 час (семинар-зачет)

IV раздел. IV четверть (апрель-май) Культура, искусство, досуг

Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании

Учитель литературы, председатель м/о литературы и русского языка

Книга в семье. Что и как читают наши дети?

Учитель литературы, председатель м/о литературы и русского языка

Театр, СМИ и современные дети. Диагностика уровня развития эстетического отношения детей различного возраста к действительности и характеристика эстетико-образовательного развития младших школьников, подростков, старшеклассников средствами зрелищных искусств и СМИ

Учитель литературы, председатель м/о литературы и русского языка

Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся

Заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по социальной работе, председатель м/о классных руководителей

Раздел V. IV четверть. Подводя итоги…

Семья и школа вчера, сегодня, завтра. Три лика школы: дети – родители – учителя

Родительский актив из состава слушателей лектория, директор школы или его заместитель по воспитательной работе, или заместитель по социальной работе

Советы родителям (родительская копилка педагогического опыта)

Родительский актив из состава слушателей лектория

Торжественное вручение Диплома слушателей родительского лектория

Доминирующие формы, методы, системы обучения
Индивидуальные и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних
Зачетная система
Лекции, беседы, ролевые и имитационные игры, практикумы, дискуссии

Учебно-методическое обеспечение учебного плана родительского лектория
(список литературы должен быть представлен каждому из слушателей)

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1964, гл.3.
2. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л., Наука, 1975.
3. Личко А.Е. Подростковая психиатрия, 2-е изд. – М., 1985.
4. Общая сексопатология. Руководство для врачей (Под ред. Г.С. Васильченко). – М., 1977.
5. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Педагогика, 1987.

Мониторинг образования родителей
Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, анкеты, контрольные работы, написание рефератов. Заключительные собеседования, рефераты слушателей родительского лектория.
Мониторинговые показатели позволяют проследить эффективность процесса обучения и учения родителей, определить дальнейшее направление родительского образования.

Управление реализацией программы
Реализация программы родительского лектория зависит от умелого управления администрации и от усилий специалистов, задействованных в данной форме работы с родителями, их заинтересованности в своей работе, а также в заинтересованности родителей в тематике и проблематике родительского лектория. В её реализации участвуют администраторы, учителя, библиотекарь, специалисты консалтинговых служб школы. Для оптимальной работы родительского лектория необходимо тщательно продумать механизм взаимодействия всех звеньев, долю участия каждого педагога-лектора, формы и виды их работы с родителями.

I раздел. Основы возрастной физиологии и гигиены
Тема 1: Основы физиологии и гигиены младшего школьного возраста
Физиологические показатели развития младшего школьника. Режим дня. Особенности питания. Переходный период привыкания к школьной среде: от дошкольного возраста игры – к школьному возрасту систематического обучения.
Положительные и отрицательные привычки младших школьников: как родителям закрепить одни и бороться с другими привычками.
Тема 2: Основы физиологии и гигиены подросткового возраста
Физиологические показатели развития подростков. Особенности физиологического развития мальчиков и девочек-подростков. Режим дня. Особенности питания. Признаки эмоциональной неустойчивости. Как избежать физической и умственной перегрузки подростков? О вреде чрезмерной опеки подростков со стороны родителей. Воспитание и развитие без насилия. Подростки и проблема наркотиков. Семья и профилактика зависимости от психоактивных веществ в подростковом возрасте.
Тема 3: Основы физиологии и гигиены старшеклассника
Физиологические показатели развития старшеклассников. Особенности физиологического развития юношей и девушек. Режим дня. Особенности питания.
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов (половое созревание и юношеская сексуальность, ухаживание и любовь, подготовка к браку и половое просвещение). Вредные привычки юношеского возраста. Семья и профилактика зависимости от алкоголя и психоактивных веществ в юношеском возрасте.
Тема 4: Валеология младшего школьника, подростка и старшеклассника
Валеологические знания о младшем школьнике, подростке и старшекласснике.
Тема 5: Основы возрастной физиологии, гигиены и санитарии
Зачетная работа по данной теме.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация психолого-педагогического лектория

Процесс воспитания в семье имеет свои особенности: он включен во всю жизнедеятельность семьи: домашний труд, совместный досуг и т.д. и т.п. Более того, воспитательные возможности семьи зависят от всего ее психологического, нравственно-духовного климата, от устойчивости и стабильности супружеских взаимоотношений, от родственных взаимоотношений с прародителями (дедушками и бабушками и т.д.).

При этом воспитательная ситуация в семьях может быть совершенно различна по причине демографической структуры семей: полная семья с одним ребенком, полная семья с двумя детьми, полная семья с тремя и более детьми, полная семья с бабушками (дедушками) или без них, не полная семья и пр.

Особые воспитательные проблемы возникают в так называемых неполных семьях: семьи матерей-одиночек, разведенных и вдовых. Все это – тот самый фон, социальные условия, в которых происходит воспитательный процесс в семье. Немаловажную роль в воспитании ребенка на определённых возрастных этапах развития его личности играет процесс взаимодействия семьи и школы. Все эти проблемы находят свое отражение в программе родительского лектория как одной из форм родительского всеобуча в средней общеобразовательной школе.

Родительский лекторий в школе должен быть организован как единичная (разовая) методическая форма, позволяющая проводить образование родителей по различным вопросам воспитания.

Формы родительского всеобуча:

- тематические лекции для родителей на классных родительских собраниях, на собраниях по параллелям

- индивидуальные встречи администрации школы, классных руководителей, школьных психологов, социологов, специалистов-медиков с родителями, посвященные выработке и корректировке совместной программы воспитания ребенка, оказания ему помощи в построении собственной образовательной траектории.

Первая ступень – родители обучающихся 1 – 4-х классов.

На данном этапе ставятся задачи формирования прочных базовых знаний и умений у родителей младших школьников о своеобразии младшего школьного возраста, создание условий для интенсивного общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией, физиологией детей 7 – 10 лет: психическое и физическое здоровье ребёнка, адаптация его к школьной среде, формирование навыков учебной деятельности.

Вторая ступень – родители обучающихся 5 – 9-х классов.

Особенностью этой ступени является освоение специфики возраста подростка (11 – 15 лет), проблем формирования и развития самосознания обучающихся этого возрастного периода, их взаимоотношений в группе и коллективе взрослых людей, а также сверстников. На этой ступени родители также узнают, как определять склонности и способности своих детей для их дальнейшей специализации, для продолжения образования с учетом их возможностей и склонностей.

Третья ступень – родители обучающихся 10 – 11-х классов.

Этот этап отличается большей ориентацией родителей на будущую профессию своего ребенка, на его дальнейшее образование, самореализацию и социализацию детей, их подготовку к браку и семье. Данные проблемы решаются через призму возрастных особенностей старшего школьного возраста (15 – 17 лет).

– вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;

– дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками, умениями по организации семейного воспитательного процесса;

– помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;

– научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения;

– выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем;

– сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.

Дать возможность всем, кто заинтересован в повышении эффективности и качества семейного воспитания, повысить свою информированность в социально-правовых, экономических, медицинских и других вопросах жизнедеятельности семьи и её взаимодействии со школой.

Тематика родительского лектория сориентирована на усиление психолого-педагогической подготовки родителей к осуществлению правильного воспитания детей в семье и за ее пределами и может меняться в зависимости от корректировки целей и потребностей родителей и образовательного учреждения.

о родительском лектории

в государственном учреждении образования

1. Общие положения

1.1. Родительский лекторий является одной из форм работы с родителями (законными представителями) учащихся.

1.2. Работа родительского лектория строится в соответствии с требованиями локальных актов учреждения и с данным положением.

1.3. Положение определяет цели и задачи родительского лектория.

2. Цели и задачи лектория

Повышение педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей) учащихся.

Выработать единые подходы в воспитании детей.

Объединить усилия семьи и других социальных институтов в деле воспитания подрастающего поколения.

Создавать широкое социальное взаимодействие для решения проблем семьи и учреждения образования.

3. Организация и проведение родительского лектория

3.1. Тематика родительского лектория определяется педагогическими работниками с учетом проблем воспитания детей в данном учреждении образования и согласовывается с заместителем директора по воспитательной работе.

3.2. В подготовке и проведении родительского лектория участвуют специалисты социально-педагогической и психологической службы, педагогические работники. Выполняющие функции классного руководителя, другие педагогические работники, а также приглашенные специалисты.

3.3. Организаторы предварительно обговаривают со специалистами круг проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников лектория.

3.4. Лекторий проводится в разных формах с целью активизации участников в обсуждении тех или иных вопросов:

- организационно-деятельностной или психологической игры;

- тренингов и других форм работы.

3.5. Информирование родителей (законных представителей) о проведении лектория происходит в устной форме, в письменной, размещением информации на сайте учреждения образования и информационном стенде.

4. Регулярность проведения лектория.

4.1. Лекторий может организовываться на уровне параллелей, школы и для отдельных групп родителей.

4.2. Лекторий проводится не менее одного раз в четверть.

5. тематика лекториев определяется в соответствии с направлениями воспитательной работы, включая в себя проблемы семейного воспитания, формирования здорового образа жизни, правовой культуры, вопросов самоопределения учащихся и др.

По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. Школьное обучение – это приведение человека к общественной норме, где учитель транслирует требования общества. В семье же всё связано на эмоциональных связях и привязанностях. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

Итак, всё, что для этого нужно, - услышав задание, озвучить первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

- Если семья - это цвет, то она .
- Если семья - это постройка, то она .
- Если семья - это музыка, то она .
- Если семья - это геометрическая фигура, то она это .
- Если семья - это название фильма, то она .
- Если семья - это настроение, то она .
- Если семья – это фрукт, то это…
- Если семья – это известный литературный персонаж, то это….
- Если семья – это животное, то это….

А.И. Герцен говорил так: “…Семья начинается с детей. Новый элемент вступает в жизнь, какое-то таинственное лицо стучится в неё – гость, который есть и которого нет, но который уже необходим, которого страстно ждут. Кто он? Никто не знает, но кто бы он ни был, он – счастливый незнакомец, с какой любовью его встречают у порога жизни”.

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне. Семейная атмосфера – это когда каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание и развитие детей. Ведь для ребёнка семья - это среда, в которой происходит его физическое, психическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей.

Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит.

Родительская любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Внутренний контакт, атмосфера взаимопонимания в семье не исключает, конечно, и необходимую требовательность к детям. Но всегда ребёнок должен чувствовать мотивированность поступка старших, понять, что доброта или строгость вызваны его собственным поведением. Родители же выбирая тон общения с ребёнком должны неизменно выдвигать на первое место особенности его возрастного развития, а не собственное раздражение и усталость. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

В родительском доме нужны кропотливый творческий подход к ребёнку, тогда ваши усилия не пройдут даром - добрый посев даст хорошие всходы.

Детство – чудесная пора, когда человек познаёт мир, открывает что-то новое, созидает, фантазирует, играет. А какое счастье делать это вместе с мамой и папой!

Дружба родителей и детей — это особые отноше­ния, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним.

Стремление родителей поддерживать общение-диалог с детьми, предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, способствует созданию демократического стиля взаимоотношений в семье. Такой стиль, признающий ребенка полноправным членом семейного коллектива, ценность его внутреннего мира, воспитывает у него чувство собственного достоинства, помогает правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может понять, как это будет переживать другой.

Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно или отрицательно. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе.

- Мама! – кричит с порога сын-второклассник. – Ты знаешь, что мы сегодня в школе учили?

- Куда ты в грязных ботинках идёшь в комнату? – одёргивает мать. Мальчик снял обувь и пытается опять рассказать о том, что поразило его в школе. Но мать не слушает.

- Быстрей садись, ешь, а то мне посуду нужно помыть, - говорит она сыну. - Рассказывать будешь потом!

Но мальчику уже не хочется рассказывать.

Равнодушие самого близкого человека погасило хороший порыв. Если же ребёнок чувствует, что родители неравнодушны к его заботам, что для него важны его школьные дела, его маленькие открытия, он и сам внимательнее к ним относится. Кроме того интерес к тому, что он узнал в школе, не только сохраняется, но и закрепляется, он становится требовательнее к себе. Ошибаются те, кто думает, что ребёнок не способен думать о других: ему приятна радость, доставленная им любимому человеку – отцу, матери.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелатель­ное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности — злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Сравнение неудач ребенка с успехами других детей может вызвать реакцию, обратную желаемой: вместо того чтобы побудить к достижению таких же успехов, поселит в нем неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков.

Нередко случается, что взрослые даже вежливости пытаются учить детей грубостью. В общении с детьми преобладают приказной тон, замечания, порицания, отрицательные характеристики и т.п.

Гораздо реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме, и крайне редко используются шутка, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки в смешном свете. Безусловно, бывают ситуации, когда необходимо категорически, резко, немедленно пресечь непозволительное поведение ребенка: повысить голос, потребовать, приказать. Но это не должно входить в систему. Некоторые из нас очень строги, некоторые очень добры. И бывает, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают индивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того или иного поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, что приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.

Мама и папа для ребенка – пример и образец для подражания. Даже самые маленькие детки запоминают действия, выражения эмоций своих родителей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос спокойным, уравновешенным человеком с устойчивой психикой и правильными социальными ориентирами, научитесь держать себя в руках и контролируйте свой гнев. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей, влияние отца и матери на детей основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают.

Ситуация: играя с мячом во дворе, Юра нечаянно попал в лампочку, висевшую над дверью сарая. Лампочка разбилась, отец выходит из дома с грозно нахмуренными бровями.

- Это ты разбил лампочку? – сурово спрашивает он.

- Не-нет …. Это не я, - лепечет Юра, растерявшийся от отцовского вопроса, хотя минуту назад не думал и лгать.

- Как не ты? Я же видел в окно. Ты ещё лжёшь? Мать! … - кричит отец, повернувшись к дому. -Сынок-то наш! Мало того, что озорник, непослушник, он ещё и лгун, оказывается.

Вопрос к родителям: КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ НА ЕГО МЕСТЕ?

Во-первых, каким ярким огнём вспыхнули бы в душе ребёнка любовь благодарность и уважение к отцу – его отец самый лучший, самый справедливый человек на свете! Он понял, что мальчик не хотел разбить лампочку. Во-вторых, это был предметный урок того, что в исправлении своей ошибки участвует сам ребёнок.

Настоящая помощь родителей заключается в том, чтобы ребёнок понимал, что учение – это труд, что упорство, настойчивость преодолевают трудности и несут радости, прежде всего радость познания.

Многие родители понимают, насколько важно вызвать у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают детям о школе, об учителях, о дружбе ребят и, самое главное, о знаниях, которые даёт школа. Всё это вызывает у ребёнка желание учиться, создаёт положительное отношение к школе. И лишь опираясь на это желание можно учить ребёнка учиться – учить, а не заставлять.

Ваши дети проводят половину дня в школе. Школа стала их вторым домом. И важную роль в развитии детей начинают занимать педагоги, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.

Школа – образовательный институт, одной из главных функций которого является обучение (дать знания о мире, научить применять их на практике, чтобы ребёнок после окончания школы был социально адаптирован, т.е. смог найти своё место в жизни, проявить свои способности и возможности). Может ли школа одна без участия родителей выполнять эту функцию?

Семья – ячейка школьного коллектива. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности, её социализации.

В беседе с учителями, были выявлены те функции семьи (родителей), которые они считают необходимыми для успешного учения ребёнка:

  1. контролировать выполнение домашних заданий;
  2. помогать ребёнку в учёбе.

Почему именно эти функции родителей так важны в обучении?

Представим ситуацию. Ребёнок получил новые знания на уроке, пришёл домой, правило не повторил, домашнее задание сделал как попало или вообще не сделал. Приходит на урок – знания дома не закреплены, новая информация не усваивается. Накапливаются пробелы в знаниях, снижается успеваемость, пропадает интерес к учению. И всё потому, что нет контроля со стороны родителей.

Формы контроля бывают разные:

  1. Гипер-контроль (у таких учащихся отсутствует самостоятельность, поэтому возникают проблемы на контрольных и самостоятельных работах, малейшая ошибка выбивает из колеи).
  2. Внешний контроль (он ограничивается вопросом: сделал д/з? или просто просмотром д/з)

Помощь родителей в обучении

У нас разные способности и возможности.

Приведём такой пример. Урок физкультуры. Дети прыгают в длину. Необходимо научить их прыгать на 1 метр. Учитель показывает, как нужно сгруппироваться, какие упражнения для разминки выполнить, как прыгать. Один прыгнул сразу на 1 метр, другой – на только на 50 см. Учитель снова объясняет всю технику прыжка, второй ребёнок снова прыгает только на 50 см.

Вопрос к родителям: Может ли учитель за 45 минут научить второго прыгать на 2 метра? Почему?

Вопрос к родителям: А что нужно, чтобы этот ребёнок научился всё-таки дальше прыгать?

Конечно, дополнительно много заниматься с учителем в школе, дома с родителями. И это касается не только физкультуры, но и других учебных предметов.

Этот пример показывает, как порой необходима ваша помощь в обучении, если у ребёнка возникают проблемы.

Учителя являются специалистами в области образования. Педагогическими и психологическими знаниями необходимыми для процесса обучения и воспитания детей педагоги делятся с родителями на собраниях – старайтесь регулярно посещать собрания.

Очень большую роль в сотрудничестве учителей с родителями играют индивидуальные беседы. Если ваши дети эмоционально чувствительные, ранимые, болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать, поговорите с учителем об индивидуальных особенностях вашего ребенка, чтобы педагог мог учесть их в своей работе и оказал помощь ребёнку в налаживании отношений с одноклассниками.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе.

Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

Родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, как правило, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок:

  • всегда помнить, что и родитель, и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка;
  • не доверять информационным источникам со стороны - добивайтесь непосредственной встречи;
  • не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет;
  • воспринимайте критику позитивно, делайте выводы;
  • если вы считаете, что вы правы, скажите об этом друг другу – и попробуйте найти истину;
  • помните, что вы занимаетесь воспитанием самого ценного в жизни – ребенка.

Уважайте в ребёнке человека, пусть пока ещё маленького, с малым жизненным опытом и знаниями.

  • Если вы хвалите ребенка - он учится быть благородным.
  • Если ребенок растет с чувством безопасности - он учится верить в людей.
  • Если вы поддерживаете его - он учится ценить себя.
  • Если его окружает понимание и дружелюбие - он научится находить любовь в этом мире.
  • Если вы постоянно критикуете и третируете его - он учится ненавидеть.
  • Если вас сын или дочь растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
  • Если вы смеетесь над своим ребенком - он становится замкнутым.
  • Если маленького человека окружает вражда - он учится быть агрессивным.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Вопрос к родителям: почему именно в этих словах скрыт секрет согласия и мира?

Читайте также: