Что такое риторика история 6 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

греч. rhetorike) – наука об ораторском искусстве (о художественной прозе вообще). Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и новое время, в ХIХ в. влилась в теорию литературы.

наука об ораторском искусстве и шире — о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время. В XIX в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики.

Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Так называемые софисты обучали приемам полемики, спора с целью победы в споре любой ценой. При этом они стремились именно одержать победу в споре, а не ycтано-

Полное библиографическое описание работ, на которые мы даем ссылки в ходе изложения, приводится в конце нашей книги.

вить истину. Это приводило к сознательному использованию ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений. Знаменитым софистом был Горгий (5–4 в. до н.э.). Сократ, его ученик Платон, а также Аристотель выступали против софистов, обвиняя их в отсутствии заботы об истине, нравственности.

Сократ не оставил письменных трудов, и его идеи мы знаем только по работам Платона. Платон развивал дальше метод своего учителя. Он доказывал, что искусство убеждения должно строиться на принципах диалектики и психологии: надо доказывать истину с учетом психологических особенностей тех людей, которым ты эту истину пытаешься доказать.

Платон является основателем сократического или диалектического метода полемики – когда в диалоге сталкиваются противоположные мнения.

Под нетехническими способами убеждения Аристотель понимал фактически аргументы – свидетельства, письменные договоры, клятвы и даже показания, полученные под пыткой. Нетехнические способы – это рассуждения, заключения, логические выводы. Практически технические способы убеждения – это факты, а нетехнические – их преподнесение. Данное разграничение является для риторики весьма важным и плодотворным.

Концепция Аристотеля придала законченную форму античной риторике.

Свой немалый вклад в развитие риторики внесли ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Цицерон, Квинтиллиан и др. В Риме пышным цветом расцвело искусство публичного красноречия, и римские авторы обобщили ораторскую практику, сформулировав законы и правила ораторского искусства.

На исходе античности риторика превращается в норма

тивную дисциплину, риторике начинают повсеместно обучать. Обобщенно характеризуя античную риторику, можно таким образом представить ее структуру:

I. Источники красноречия:

II. Роды красноречия (судейское, учительское и др.).

III. Задачи оратора и, соответственно, элементы речи:

1. Нахождение (выбор, систематизация материала, выделение доказательств, аргументов).

2. Расположение (композиция выступления).

3. Элокуция (то есть словесное выражение, собственно красноречие).

Это была главная часть античной риторики. Выделялись критерии красноречия: правильность, ясность, упорядоченность, уместность, красота, украшенность; средствами удовлетворения этих критериев были отбор слов, сочетание слов и фигуры речи.




IV. Запоминание (учение о профессиональной ораторской памяти).

V. Произнесение (интонация, мимика, жесты и др.).

Можно заметить двойственность риторики, которая изначально сопутствует ее развитию: риторика – и искусство спора, убеждения отдельного человека (диалог, спор, межличностное общение) и одновременно искусство убеждать людей, выступая перед ними публично, то есть искусство спорить и убеждать аудиторию.

которыми должен был каждый человек, претендовавший на звание образованного.

Но уже в XVIII веке риторика начинает восприниматься как схоластическая, ненужная наука, и к середине XIX века она фактически перестает существовать.

Каковы же причины этого?

Риторика как ораторское искусство испытала давление возникающего романтизма, который выступил против риторических схем, против логики, на которой была основана средневековая риторика. Логика начинает в эту пору восприниматься как схоластика, риторические приемы – как способ обмана слушателей, манипулирования ими. Те же причины обусловили и негативное отношение к риторике как искусству спорить.

Риторика до XVIII века была элитарной наукой, а демократизация культурной жизни общества никак не способствовала сохранению элитарных наук. Появляется идея равенства людей, что требует обращения равного к равному, а не высшего к низшему (оратора к толпе).

Однако в начале XX века происходит возрождение риторики. Причин тому можно увидеть несколько.

Причины культурно-исторического характера: развитие свободы, демократии, появление идеи свободы личности, равенства людей потребовали науку, которая показала бы, как убеждать равному равного. Стало необходимым убеждать широкий круг лиц, неравных друг другу по уровню образования, культуры и т. д., но требующих равного отношения. Нужны были новые подходы, приемы.

ференцированного подхода – словом, личностью. При этом личностью, как выяснилось, является каждыйчеловек, а не только представители элиты, просвещенная часть общества, представители господствующих классов.

Кроме того, XX век – век персонификации личности, то есть век роста индивидуальной неповторимости личности, увеличения непохожести каждого отдельного человека на других (термин Б. Д. Парыгина, с. 97–98). Увеличение непохожести людей друг на друга ведет к затруднениям в общении между ними, что и обусловливает потребность в науке об общении, в обучении общению. Подробнее о персонификации личности и ее последствиях для общения см.: Стернин И. А. Общение в современном обществе, с. 13–18.

Есть и чисто коммуникативные причины возникновения риторики в XX веке, то есть причины, связанные с развитием самого человеческого общения. Для нашего времени характерно резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга – не только в суде и на дворянских собраниях. Расширяется само значение устной речи, она начинает выполнять все более разнообразные функции, играет все более существенную роль в обществе, что приводит к необходимости искать особые приемы в общении, уделять больше внимания разговорной речи.

Все сказанное и обусловило возрождение риторики как науки и практики убеждающего речевого воздействия. Риторика возрождается именно как наука о речевом воздействии – как публичном, так и межличностном. Великий практик и основоположник практического обучения речевому воздействию американец Дейл Карнеги открыл свою первую школу, где он обучал общению, в 1912 г.

Особенностями современной риторики, риторики конца XХ века, можно считать следующие моменты:

1) риторика существует как наука о речевом бездействии;

2) она выступает и как теоретическая, и как практическая наука;

3) она разделяется на две основные ветви: публичное речевое воздействие (ораторское искусство, мастерство публичного выступления) и межличностное речевое воздействие (искусство убеждать в диалоге, искусство добиваться коммуникативной цели в непосредственном межличностном общении;

4) риторика продолжает практические традиции классической риторики, но на новой основе: убеждение осуществляется преимущественно не логическими способами, а эмоционально-психологическими, с учетом особенностей собеседника и аудитории; при этом ставится задача не столько сформировать знание, сколько сформировать мнение.

Практическая риторика имеет следующую структуру:

1. Оратор и текст.

(Подготовка к выступлению, конспекты, сбор материала, план и т. д.).

2. Поведение оратора в аудитории.

(Выработка уверенности, личность оратора первое впечатление, реакция оратора на помехи, движение оратора в аудитории и др.).

3. Техника аргументации.

(Вступление, захват внимания, поддержание внимания, стратегии выступления, приемы аргументации, язык выступления, донесение главной мысли, регламент, завершение выступления, ответы на вопросы, особенности разных типов выступлений и др.).

4. Оратор и аудитория.

(Учет особенностей и интересов аудитории, эффективность публичного выступления).

Лекция 1

Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Так называемые софисты обучали приемам полемики, спора с целью победы в споре любой ценой. При этом они стремились именно одержать победу в споре, а не ycтано-

Полное библиографическое описание работ, на которые мы даем ссылки в ходе изложения, приводится в конце нашей книги.

вить истину. Это приводило к сознательному использованию ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений. Знаменитым софистом был Горгий (5–4 в. до н.э.). Сократ, его ученик Платон, а также Аристотель выступали против софистов, обвиняя их в отсутствии заботы об истине, нравственности.

Сократ не оставил письменных трудов, и его идеи мы знаем только по работам Платона. Платон развивал дальше метод своего учителя. Он доказывал, что искусство убеждения должно строиться на принципах диалектики и психологии: надо доказывать истину с учетом психологических особенностей тех людей, которым ты эту истину пытаешься доказать.

Платон является основателем сократического или диалектического метода полемики – когда в диалоге сталкиваются противоположные мнения.

Под нетехническими способами убеждения Аристотель понимал фактически аргументы – свидетельства, письменные договоры, клятвы и даже показания, полученные под пыткой. Нетехнические способы – это рассуждения, заключения, логические выводы. Практически технические способы убеждения – это факты, а нетехнические – их преподнесение. Данное разграничение является для риторики весьма важным и плодотворным.

Концепция Аристотеля придала законченную форму античной риторике.

Свой немалый вклад в развитие риторики внесли ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Цицерон, Квинтиллиан и др. В Риме пышным цветом расцвело искусство публичного красноречия, и римские авторы обобщили ораторскую практику, сформулировав законы и правила ораторского искусства.

На исходе античности риторика превращается в норма

тивную дисциплину, риторике начинают повсеместно обучать. Обобщенно характеризуя античную риторику, можно таким образом представить ее структуру:

I. Источники красноречия:

II. Роды красноречия (судейское, учительское и др.).

III. Задачи оратора и, соответственно, элементы речи:

1. Нахождение (выбор, систематизация материала, выделение доказательств, аргументов).

2. Расположение (композиция выступления).

3. Элокуция (то есть словесное выражение, собственно красноречие).

Это была главная часть античной риторики. Выделялись критерии красноречия: правильность, ясность, упорядоченность, уместность, красота, украшенность; средствами удовлетворения этих критериев были отбор слов, сочетание слов и фигуры речи.

IV. Запоминание (учение о профессиональной ораторской памяти).

V. Произнесение (интонация, мимика, жесты и др.).

Можно заметить двойственность риторики, которая изначально сопутствует ее развитию: риторика – и искусство спора, убеждения отдельного человека (диалог, спор, межличностное общение) и одновременно искусство убеждать людей, выступая перед ними публично, то есть искусство спорить и убеждать аудиторию.

которыми должен был каждый человек, претендовавший на звание образованного.

Но уже в XVIII веке риторика начинает восприниматься как схоластическая, ненужная наука, и к середине XIX века она фактически перестает существовать.

Каковы же причины этого?

Риторика как ораторское искусство испытала давление возникающего романтизма, который выступил против риторических схем, против логики, на которой была основана средневековая риторика. Логика начинает в эту пору восприниматься как схоластика, риторические приемы – как способ обмана слушателей, манипулирования ими. Те же причины обусловили и негативное отношение к риторике как искусству спорить.

Риторика до XVIII века была элитарной наукой, а демократизация культурной жизни общества никак не способствовала сохранению элитарных наук. Появляется идея равенства людей, что требует обращения равного к равному, а не высшего к низшему (оратора к толпе).

Однако в начале XX века происходит возрождение риторики. Причин тому можно увидеть несколько.

Причины культурно-исторического характера: развитие свободы, демократии, появление идеи свободы личности, равенства людей потребовали науку, которая показала бы, как убеждать равному равного. Стало необходимым убеждать широкий круг лиц, неравных друг другу по уровню образования, культуры и т. д., но требующих равного отношения. Нужны были новые подходы, приемы.

ференцированного подхода – словом, личностью. При этом личностью, как выяснилось, является каждыйчеловек, а не только представители элиты, просвещенная часть общества, представители господствующих классов.

Кроме того, XX век – век персонификации личности, то есть век роста индивидуальной неповторимости личности, увеличения непохожести каждого отдельного человека на других (термин Б. Д. Парыгина, с. 97–98). Увеличение непохожести людей друг на друга ведет к затруднениям в общении между ними, что и обусловливает потребность в науке об общении, в обучении общению. Подробнее о персонификации личности и ее последствиях для общения см.: Стернин И. А. Общение в современном обществе, с. 13–18.

Есть и чисто коммуникативные причины возникновения риторики в XX веке, то есть причины, связанные с развитием самого человеческого общения. Для нашего времени характерно резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга – не только в суде и на дворянских собраниях. Расширяется само значение устной речи, она начинает выполнять все более разнообразные функции, играет все более существенную роль в обществе, что приводит к необходимости искать особые приемы в общении, уделять больше внимания разговорной речи.

Все сказанное и обусловило возрождение риторики как науки и практики убеждающего речевого воздействия. Риторика возрождается именно как наука о речевом воздействии – как публичном, так и межличностном. Великий практик и основоположник практического обучения речевому воздействию американец Дейл Карнеги открыл свою первую школу, где он обучал общению, в 1912 г.

Особенностями современной риторики, риторики конца XХ века, можно считать следующие моменты:

1) риторика существует как наука о речевом бездействии;

2) она выступает и как теоретическая, и как практическая наука;

3) она разделяется на две основные ветви: публичное речевое воздействие (ораторское искусство, мастерство публичного выступления) и межличностное речевое воздействие (искусство убеждать в диалоге, искусство добиваться коммуникативной цели в непосредственном межличностном общении;

4) риторика продолжает практические традиции классической риторики, но на новой основе: убеждение осуществляется преимущественно не логическими способами, а эмоционально-психологическими, с учетом особенностей собеседника и аудитории; при этом ставится задача не столько сформировать знание, сколько сформировать мнение.

Практическая риторика имеет следующую структуру:

1. Оратор и текст.

(Подготовка к выступлению, конспекты, сбор материала, план и т. д.).

2. Поведение оратора в аудитории.

(Выработка уверенности, личность оратора первое впечатление, реакция оратора на помехи, движение оратора в аудитории и др.).

3. Техника аргументации.

(Вступление, захват внимания, поддержание внимания, стратегии выступления, приемы аргументации, язык выступления, донесение главной мысли, регламент, завершение выступления, ответы на вопросы, особенности разных типов выступлений и др.).

4. Оратор и аудитория.

(Учет особенностей и интересов аудитории, эффективность публичного выступления).

Краткая история риторики

В статье представлена краткая история риторики, а также причина возникновения и распространения риторики по всему миру.

Почему одни публичные выступления услышаны и тут же забыты, а фразы других ораторов становятся крылатыми и навсегда остаются в культуре и истории нации, например, как в США:

„Не спрашивайте, что Ваша страна может сделать для Вас, спрашивайте, что Вы можете сделать для своей страны.“

Джон Кеннеди

Что такое риторика

Каким образом слова могут оказывать столь мощное воздействие на людей? Как мы можем использовать этот фактор и сделать свой текст и речь убедительнее?

В современном мире сложилось неоднозначное отношение к риторике: кто-то считает это уделом политиков и журналистов, а другие пропагандируют искусство убеждения и зарабатывают на этом деньги — создают курсы, вебинары, открывают школы ораторского мастерства.

Риторика — далеко не бессмыслица. Знание основ риторики помогает не только писать/говорить убедительно и красноречиво, но и правильно интерпретировать полученную информацию.

Более того, искусство аргументации не ограничено законом, и в этом есть элемент опасности. Слова побуждают к реальным действиям и определяют наши решения: начиная от того, что покупать, и, заканчивая тем, участвовать ли в войне.

Краткая история развития риторики

Не совсем корректно рассматривать риторику только в контексте политической сферы и журналистики. Искусство аргументации активно применялось и продолжает применяться в речи: в общении, в спорах, в убеждении и наставлении людей.

Особенно актуальным ораторское искусство стало в период становления и процветания демократии в Древней Греции и Древнем Риме, когда решения больше не принимались беспрекословно одним лидером. Теперь ораторам приходилось убеждать огромное количество людей, чтобы они поддержали идею и проголосовали за нее.

Изучение и распространение риторики коснулось не только Западной Европы.

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э.. Выдающийся представитель данного ораторского искусства — Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника.

Многие культуры активно осваивали и развивали навыки публичного выступления, красноречия и убеждения, особенно эта тенденция прослеживается в исламском мире в средние века (1 300 г.).

Затем во времена Ренессанса и Реформации риторика пережила свое возрождение. В 17-18 века в Англии были изданы десятки книг по риторике (авторы: Томас Гоббс, Фрэнсис Бэкон, Джон Мильтон и др.).

Риторика занимала основную часть в образовании таких государственных деятелей и лидеров, как Фредерик Дуглас и Авраам Линкольн:

Фредерик Дуглас — один из известнейших борцов за права чернокожего населения Америки, руководитель негритянского освободительного движения.

Авраа́м Ли́нкольн — американский государственный и политический деятель, 16-й президент США и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа.

Риторика — это не только про убеждение, это про искусство эффективной коммуникации и правильное выражение своих мыслей.

Примеры известных речей, в которых используются риторические приемы:

P. S.: Сохраняйте ссылку на статью и делитесь с друзьями, если информация была Вам полезна! Хорошего дня!

Last updated on 20.03.2021

Post navigation

Previous Post

Целевая аудитория: что это, как определить и провести анализ, категории ЦА

Зарождение риторского искусства

Современное ораторское искусство сохранило в себе черты, определившего его в древности. Эти корни нужно искать в античности, где взяла своё начало риторическая наука. Искусство красноречия зародилось в Греции в V-IV веке до н. э., на месте современной Сицилии. Этот период пришёлся на расцвет Афинской демократии. Важную роль в жизнедеятельности государства стали играть Народное собрание и суд, Совет пятисот: вершатся суды, публично решаются вопросы политики. Свободному гражданину нужно красноречие, чтобы вести дела, строить карьеру, отстаивать права.

Риторика в древней Греции как наука возникла примерно в 460 году до н. э., её формирование в это время связано с софистами:

Зарождение риторики

Идеология софистов имела ряд особенностей:

Не все современники софистов разделяли это учение, считая приёмы последних интеллектуальным мошенничеством. Однако софисты помогли риторике войти в число обязательных наук для обучения граждан.

Сократ и Платон — открыватели новых путей ораторского искусства

Сократ много сделал для развития диалоговой формы беседы, его учение всё время ориентировалось на правильное построение речи:

  • вступление;
  • изложение материала;
  • доказательства сказанного;
  • выводы по теме (правдоподобные).

Сократ задавался философскими проблемами о смысле существования людей. Он считал: диалог ведут не для забавы и праздных дел, а чтобы найти истину. Риторика Сократа может рассматриваться с позиции нравственности.

Платон (427 год до н. э.) делал упор на эмоциональное убеждение выступающего, считая, что красноречие должно затрагивать самые потаённые струнки души слушателя. Он говорил, что у каждого оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, не нужно опираться на чужие мысли и опыт.

Аристотель и его значение в становлении риторики как науки

Древняя риторика

  • 1 – рассказывает, какое место занимает риторика в системе античных наук, какими родами речей она представлена;
  • 2 – описывает способы убеждения слушателей;
  • 3 – изучает проблематику стиля и построения речи.

Аристотель сумел завершить превращение ораторского искусства в науку. Его учение выделяет цепочку, которая впоследствии получила развитие в работах других исследователей:

  • 1 – отправитель речи;
  • 2 – речь;
  • 3 – получатель речи.

Аристотель полагал, что убедительность ритора напрямую зависит от его нравственности. Но качество речи и настрой публики тоже имеют значение. В своих трудах философ анализирует типы слушателей, говоря, что оратор должен опираться на их индивидуальные особенности. Например, при создании будущей речи учитывать возраст потенциальной аудитории. Аристотель выступал против манипуляций людьми, целью оратора, напротив, должно стать побуждение слушателей к мысли.

Конечная цель разговора – это обретённая истина, считал Аристотель. Но ни в коем случае не добиваться победы разными способами, гораздо лучше объединить усилия, чтобы достичь согласия. Аристотель стал той фигурой, чья деятельность оказала влияние на дальнейшее формирование искусства ораторов. Именно античная риторика вырабатывает основные принципы науки.

Риторика Древнего Рима

Время эллинизма стало следующим этапом в развитии риторики. Греция потеряла независимость, и доминирующее положение занял Рим. Однако римляне быстро усвоили достижения греков в области культуры.

Красноречие римлян достигло расцвета в I веке н. э., это время, когда выросла роль судов и Народного собрания. Главной персоной в риторике этой эпохи становится Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Это был искусный оратор, который считал красноречие главным орудием в руках государства. Только так можно воздействовать на массы людей. Учение Цицерона изложено в написанных им книгах:

Марк Туллий считал: политический деятель или общественник обязан быть искусным оратором. А чтобы им стать, следует много читать и учиться, обладать задатками актёра и иметь хорошую память. Ритор продолжал разработку греческого классического идеала, как нужно строить речь:

  • В первую очередь оратору следует найти что сказать.
  • Второе – разложить материал в строгом порядке.
  • Облечь в словесную форму.
  • Обязательно запомнить материал.
  • Произнести речь.

По мере того как возрастало могущество Рима, менялась и суть риторики. Она воспринималась не как умение хорошего убеждения, а как наука красиво излагать мысли. Такой подход был близок ещё одному римскому ритору – Марку Фабию Квинтилиану (36–100 гг. н. э.). Он создал первую государственную школу риторики и написал ряд трактатов по этой науке. Его творчество стало завершающим периодом римского риторического искусства.

Риторика древнего мира играла важную роль в жизни римского общества. Она была средством публичного общения, её преподавали в школах детям как обязательную дисциплину. Но последующий кризис империи Рима отразился на красноречии – оно становилось формальным и несодержательным.

Развитие риторики в Средние века и эпоху Возрождения

Риторика эпохи Возраждения

В конце V века Рим пал, установился феодальный строй, и риторика стала меняться. На первые позиции выходит красноречие церковное. Оно носит черты поучительного характера. Риторическая наука в Средние века имеет ряд характеристик:

  • потребность в искусстве оратора снижается;
  • риторика нужна не всем, в ней нуждаются священнослужители и учёные;
  • утрата многих традиций античной риторики, хотя используются некоторые наработки (в частности, латынь);
  • служит в качестве украшения выступлений политиков и речей проповедников.

В Средние века риторика приобретает способность влиять на психическое сознание человека. Если проповедник владел таким качеством – его риторское мастерство было на высоте. На ниве проповеднического красноречия взросли известные всему миру ораторы богословы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.

В XI–XII веках появляются средневековые университеты, и формируется университетское искусство красноречия. Но оно всё ещё сильно зависит от церкви.

Новый подъём интереса к риторике отмечается в эпоху Возрождения, в это время происходят значительные культурные перемены. Возникла заинтересованность в античности, христианство перестаёт быть ведущей идеологией. С развитием экономики возрождается торговое красноречие, набирает популярность парламентское и судебное ораторство.

Риторика ренессанса характеризуется отходом от латыни старых учебников, всё чаще звучат идеи искать новые возможности в родном национально языке. Искусство ораторов сближается с художественной литературой. Это период возникновения первых книг по риторике, возможность читать на национальных языках. Среди них:

Эпоха Ренессанса дала толчок к появлению новых отраслей в красноречии, такие как риторика беседы в светском обществе или риторика портрета. Примером для подражания становится искусный оратор, писатель и философ античности Цицерон. Лучшие умы этого времени считают, что учение языку является непременным условием для равностороннего развития и роста личности.

История риторики в русской культуре

Русская риторика

  • Красноречие политическое – нужно было проявлять на народных собраниях, вече или сходках старейшин.
  • Чтобы вдохновить войска перед битвами использовалось военное красноречие.
  • Дипломатическое – договоры между воинствующими сторонами.
  • На пирах и тризнах родилось торжественное направление в искусстве ораторов.

Несоизмеримый вклад в формирование и становление русской риторики внёс М. Ломоносов. Учёный написал два учебника, где описал историю риторики и проанализировал античное ораторское искусство. В риторике Ломоносова изложены требования и правила, которыми должен руководствоваться оратор. Работу высоко оценили современники в XVIII веке, её стали много читать, позднее она стала основой для написания новых учебников.

Риторика в России в дальнейшем формировалась благодаря выдающимся учёным и педагогам, общественным деятелям, среди которых:

Первая половина XIX века — расцвет русской риторики. Создаётся множество трудов по науке, особенно большой вклад внесли труды известных учёных А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И.Галича, К.П.Зеленского.

Развитие русской риторики в XX веке

Выступление

В XX веке теорию словесности заменяет стилистика – наука о видах и стилях языка. Лучшими работами в этой области филологии признаны труды С.П. Обнорской, Л.П. Якубинского, П.А. Ларина, В.В. Виноградова.

Работы В.В. Виноградова внесли несоизмеримый вклад в развитие русской филологической науки. Учёный-ритор занимался углубленным изучением отраслей науки о языке. Многие дисциплины своим появлением обязаны трудам Виноградова. Благодаря ему родилась фразеология, история русского литературного языка, наука о языке художественных произведений.

Одними из значимых книг Виноградова стали:

Виноградова называют классиком лингвистики, он исследовал и проанализировал сотни лексических и фразеологических единиц. Учёный изучал историю слов и выражений, по результатам исследований писал статьи и очерки. В честь академика Виноградова названа крупнейшая научная школа современной русистики, в которую вошли выдающиеся русские и зарубежные филологи.

Интерес к ораторскому искусству стал проявляться в 70 гг. XX века, поскольку росли запросы лекционной пропаганды. В начале 90 гг. в связи с демократизацией общества и появлением свободы слова риторика как наука вновь возродилась. Сегодня её изучают в университетах, она включена в программы гуманитарных классов школ и гимназий.

Читайте также: