Что такое ритм кратко 5 класс
Обновлено: 02.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Конспект урока
- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
И тихонечко садитесь.
- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
- Как вы понимаете его название?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Тайна первая: наша речь.
-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
-Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
-Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
-Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)
- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться еще в нескольких тайнах поэзии, что же такое ритм и рифма.
Тайна вторая: что такое ритм?
-Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
-В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
-Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.115.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
-Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.
-Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.
(Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.)
На дво-рах и до-мах
Снег ле-жит по-лот-ном
И от солн-ца блес-тит
Учитель: зарисуйте ритмический рисунок следующего стихотворения (самостоятельно).
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.
Тайна третья: что такое рифма?
Учитель: назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
- Что же такое рифма?
Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк.
(Цель: Учимся подбирать рифмы к словам).
От буквы А до буквы Я
Шеренга слов стоит.
Вся эта дружная семья
Знает даже лодырь и бездельник:
Бывает дом для человека,
Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК).
А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА).
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит (ТЕЛЕФОН).
- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
- А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?
1) Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
2) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
3) Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Последняя тайна – буриме.
- А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.
- Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
На доске на карточках записаны имена детей класса:
Дети подбирают к ним рифмы, пытаются сочинить двустишья).
Обращение учителя к детям:
- Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.
Домашнее задание (на индивидуальных карточках).
- Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.
- По желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.
РИТМ, -а, м. Чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. п. Ритм дыхания. Ритм сердца. □ Пела она с той особенной страстностью выражения и ритма, которая дается одним итальянцам. Тургенев, Накануне. [Верочка] закрыла глаза, ровно качая головой, очевидно, в ритм стихов, повторяемых ею про себя. М. Горький, Неприятность. || перен. Налаженный ход чего-л., размеренность в протекании чего-л. Жизнь текла размеренно и спокойно, в раз навсегда установленном ритме и порядке. Арамилев, Кровью сердца. До праздника остается еще несколько дней, но уже во всем чувствуется какое-то волнующее нарастание праздничного ритма. Катаев, Почти дневник. || Согласованность каких-л. художественных элементов в композиции чего-л. У каждого архитектурного стиля есть свой ритм, и ритм этот рождается эпохой, характер его определен культурой того народа, который ее создает. Мухина, Заметки художника. — Ну как вы можете судить о живописи? Что вы понимаете в светотени, в фактуре мазка, в ритме цветов. Гранин, Иду на грозу.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РИТМ, а, м.[греч. rhythmos]. Равномерное чередование каких-н. элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-н.). Р. танца. Р. движений. Р. русского стиха создается определенным чередованием ударных и неударных слогов. Р. работы. Законы ритма.
1. чередование каких-либо событий, происходящее с определённой последовательностью, частотой, скорость протекания, совершения чего-либо
2. муз. временна́я организация музыкальных звуков и их сочетаний
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: асимметричность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью;
2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Р. часто отождествляют с ритмичностью — более узким понятием по отношению к Р., т. е. с периодической повторяемостью, цикличностью движения, линий, цветовых сочетаний, предметов и изображений. Но ритмичность не всегда возможна, тогда как Р. возникает всякий раз при структурном объединении нашим сознанием ряда звуков (или звуковых акцентов) во времени или нескольких предметов (изображений) в пространстве.
Строгая ритмическая организация характерна для стихов. Однако не следует отождествлять Р. и метр (стихотворный размер), который задает лишь закономерность чередования ударных и безударных слогов, но не определяет их длительности. Что касается Р., то он может следовать размерности стиха (как, например, в детских считалках, некоторых частушках, прибаутках), но гораздо чаще формируется как бы параллельно, подчиняясь эмоционально-волевым движениям исполнения стихотворения. Точки пересечения метра и Р. возникают обычно там, где этого требуют законы языка. Коренное отличие Р. стиха от его размера в том, что размер зафиксирован в словах, составляющих стихотворение (в тексте), а Р. рождается при чтении стиха и обусловлен как стихотворным размером, так и индивидуальными особенностями читающего, а также ситуацией, в которой происходит превращение написанного текста в звучащий.
Замечено, что психофизиологические функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают высокую степень ритмичности. В то же время боль, страдание, страх — вообще отрицательные эмоции — вызывают нарушение ритмики организма. Имеется и обратная зависимость: ритмичность сама по себе дает известное удовлетворение, а ритмическая дезорганизация приводит к отрицательным эмоциям. Вероятно, именно эта психофизиологическая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного Р. устного высказывания.
Лит.: Леей В. Вопросы психологии музыки // Дирижерское исполнительство. — М., 1975; Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием // Хронобиология и хрономедицина. — М., 1989; ЛЭС. — М., 1990; Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. - Киев, 1981.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука . Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской . 1998 .
Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но и длительностью, то есть временной протяжённостью – долгие и короткие.
Что такое ритм.
Ритм – это чередование звуков и пауз (моменты тишины) разной продолжительности.
Может ли музыка существовать без ритма?
Не может. Музыка существует только во времени, точно так же, как и кино или театральная постановка. Если остановить время – остановится и музыка.
Как измерить музыкальное время?
Время в музыке - не такое как в физике, его нельзя измерить точными секундами или минутами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицу измерения музыкального времени так же называют словом – пульс.
Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары . Эти удары могут быть быстрыми или медленными, главное, что бы они были равномерными.
В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс, который музыканты чувствуют внутри себя.
Сильные и слабые удары пульса.
Удары пульса в музыке не равномерны по силе и не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это можно сравнить с ударением в словах. Так же, если ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, то получается поэзия.
В музыке пульсация имеет строгую закономерность чередования между сильными и слабыми ударами.
Такт в музыке –это расстояние (время) от одной сильной доли до следующей. В нотной записи так отделяется вертикальной тактовой чертой. Один такт содержит одну сильную долю и несколько слабых.
Что такое музыкальный метр?
Двудольный метр: 1-и, 2-и
Трёхдольный метр: 1-и, 2-и,3-и
Четырёхдольный метр: 1-и, 2-и, 3-и, 4-и
Числовое выражение метра.
Числовое выражение метра – это музыкальный размер, который измеряет музыкальные такты.
Музыкальный размер при помощи двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр, и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмой, половинный).
Размер пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа по типу математической дроби. Эти цифры сообщают нам о том, сколько четвертных нот помещается в одном такте этого музыкального произведения.
Читайте также:
- Рецепт затирки молочной как в детском саду
- Какую роль в освободительном движении сыграли его лидеры миранда боливар сан мартин кратко
- Чему подивились дети и какой приговор изрекли почему они решили что незнакомец не барин кратко
- Нужны ли обязательные предметы в школе
- К какому типу относится таблица табель успеваемости расположенная в конце вашего дневника кратко