Что такое ритм кратко 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока

- Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

И тихонечко садитесь.

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.

(Читают название хором с экрана интерактивной доски).

- Как вы понимаете его название?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый

в воздухе кружится

И на землю тихо

-Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

-Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

-Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)

- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться еще в нескольких тайнах поэзии, что же такое ритм и рифма.

Тайна вторая: что такое ритм?

-Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.

-В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

-Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.115.

(Самостоятельное чтение статьи учебника).

-Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.

-Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.

(Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.)

На дво-рах и до-мах

Снег ле-жит по-лот-ном

И от солн-ца блес-тит

Учитель: зарисуйте ритмический рисунок следующего стихотворения (самостоятельно).

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.

Тайна третья: что такое рифма?

Учитель: назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

- Что же такое рифма?

Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк.

(Цель: Учимся подбирать рифмы к словам).

От буквы А до буквы Я

Шеренга слов стоит.

Вся эта дружная семья

Знает даже лодырь и бездельник:

Бывает дом для человека,

Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК).

А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА).

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит (ТЕЛЕФОН).

- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

- А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?

1) Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

2) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3) Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Последняя тайна – буриме.

- А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.

- Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

На доске на карточках записаны имена детей класса:

Дети подбирают к ним рифмы, пытаются сочинить двустишья).

Обращение учителя к детям:

- Мучительно рождаются стихи.

А могут озарить, как солнца свет.

Ты в памяти их бережно храни.

В душе от них неизгладимый след.

Домашнее задание (на индивидуальных карточках).

- Очень рада! Значит можно

Всем в поэтов поиграть.

И домашнее заданье

Вам в стихах хочу я дать.

- По желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.


РИТМ, -а, м. Чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. п. Ритм дыхания. Ритм сердца.Пела она с той особенной страстностью выражения и ритма, которая дается одним итальянцам. Тургенев, Накануне. [Верочка] закрыла глаза, ровно качая головой, очевидно, в ритм стихов, повторяемых ею про себя. М. Горький, Неприятность. || перен. Налаженный ход чего-л., размеренность в протекании чего-л. Жизнь текла размеренно и спокойно, в раз навсегда установленном ритме и порядке. Арамилев, Кровью сердца. До праздника остается еще несколько дней, но уже во всем чувствуется какое-то волнующее нарастание праздничного ритма. Катаев, Почти дневник. || Согласованность каких-л. художественных элементов в композиции чего-л. У каждого архитектурного стиля есть свой ритм, и ритм этот рождается эпохой, характер его определен культурой того народа, который ее создает. Мухина, Заметки художника. — Ну как вы можете судить о живописи? Что вы понимаете в светотени, в фактуре мазка, в ритме цветов. Гранин, Иду на грозу.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РИТМ, а, м.[греч. rhythmos]. Равномерное чередование каких-н. элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-н.). Р. танца. Р. движений. Р. русского стиха создается определенным чередованием ударных и неударных слогов. Р. работы. Законы ритма.

1. чередование каких-либо событий, происходящее с определённой последовательностью, частотой, скорость протекания, совершения чего-либо

2. муз. временна́я организация музыкальных звуков и их сочетаний

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: асимметричность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью;

2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Р. часто отождествляют с ритмичностью — более узким понятием по отношению к Р., т. е. с периодической повторяемостью, цикличностью движения, линий, цветовых сочетаний, предметов и изображений. Но ритмичность не всегда возможна, тогда как Р. возникает всякий раз при структурном объединении нашим сознанием ряда звуков (или звуковых акцентов) во времени или нескольких предметов (изображений) в пространстве.

Строгая ритмическая организация характерна для стихов. Однако не следует отождествлять Р. и метр (стихотворный размер), который задает лишь закономерность чередования ударных и безударных слогов, но не определяет их длительности. Что касается Р., то он может следовать размерности стиха (как, например, в детских считалках, некоторых частушках, прибаутках), но гораздо чаще формируется как бы параллельно, подчиняясь эмоционально-волевым движениям исполнения стихотворения. Точки пересечения метра и Р. возникают обычно там, где этого требуют законы языка. Коренное отличие Р. стиха от его размера в том, что размер зафиксирован в словах, составляющих стихотворение (в тексте), а Р. рождается при чтении стиха и обусловлен как стихотворным размером, так и индивидуальными особенностями читающего, а также ситуацией, в которой происходит превращение написанного текста в звучащий.

Замечено, что психофизиологические функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают высокую степень ритмичности. В то же время боль, страдание, страх — вообще отрицательные эмоции — вызывают нарушение ритмики организма. Имеется и обратная зависимость: ритмичность сама по себе дает известное удовлетворение, а ритмическая дезорганизация приводит к отрицательным эмоциям. Вероятно, именно эта психофизиологическая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного Р. устного высказывания.

Лит.: Леей В. Вопросы психологии музыки // Дирижерское исполнительство. — М., 1975; Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием // Хронобиология и хрономедицина. — М., 1989; ЛЭС. — М., 1990; Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. - Киев, 1981.

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука . Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской . 1998 .


Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но и длительностью, то есть временной протяжённостью – долгие и короткие.

Что такое ритм.

Ритм – это чередование звуков и пауз (моменты тишины) разной продолжительности.

Может ли музыка существовать без ритма?

Не может. Музыка существует только во времени, точно так же, как и кино или театральная постановка. Если остановить время – остановится и музыка.

Как измерить музыкальное время?

Время в музыке - не такое как в физике, его нельзя измерить точными секундами или минутами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицу измерения музыкального времени так же называют словом – пульс.

Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары . Эти удары могут быть быстрыми или медленными, главное, что бы они были равномерными.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс, который музыканты чувствуют внутри себя.

Сильные и слабые удары пульса.

Удары пульса в музыке не равномерны по силе и не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это можно сравнить с ударением в словах. Так же, если ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, то получается поэзия.

В музыке пульсация имеет строгую закономерность чередования между сильными и слабыми ударами.


Такт в музыке –это расстояние (время) от одной сильной доли до следующей. В нотной записи так отделяется вертикальной тактовой чертой. Один такт содержит одну сильную долю и несколько слабых.


Что такое музыкальный метр?

Двудольный метр: 1-и, 2-и

Трёхдольный метр: 1-и, 2-и,3-и

Четырёхдольный метр: 1-и, 2-и, 3-и, 4-и


Числовое выражение метра.

Числовое выражение метра – это музыкальный размер, который измеряет музыкальные такты.

Музыкальный размер при помощи двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр, и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмой, половинный).

Размер пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа по типу математической дроби. Эти цифры сообщают нам о том, сколько четвертных нот помещается в одном такте этого музыкального произведения.

Читайте также: