Что такое растения кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Интегрированное занятие для детей младшего дошкольного возраста -экология и развитие речи по теме

Цель: - формировать представления о растениях, как виде природы

Образовательные:

- дать детям представление о растениях, как виде живой природы;

- совершенствовать знания о разновидностях растений (овощи, деревья,

кусты, цветы, трава);

- дать представления о признаках живой природы (растут, питаются,

- познакомить с некоторыми правилами заботливого отношения к растениям

- накопление словаря по теме растения

- упражнять в умении отвечать на вопросы

- проговаривать текст игр

-развивать понимание обращённой речи

Развивающие:

- развивать у детей самостоятельность, активность

- развивать умение устанавливать причинно - следственные связи

-развивать фонематический слух

-развивать зрительное и слуховое внимание

Дети садятся в волшебный поезд и с песенкой отправляются в лес:

Чух- чух – чух, стучат колеса,

Едем мы к своим друзьям,

Будем узнавать природу,

Эколята рады нам

Педагог : - Вот мы и приехали. Смотрите, ребята, Тихоня.

(Тихоня работает на грядках)

- Здравствуй, Тихоня, что ты делаешь?

Тихоня : - Ребята, здравствуйте, как хорошо, что вы приехали. Я устроил около полянки огород, посмотрите, что у меня выросло.

Дети называют овощи на грядках, предлагают помочь собрать их.

Тихоня благодарит детей за помощь и рассказывает, что овощи – это растения, они живые, потому что дышат, растут, питаются.

Давайте отнесем их нашим друзьям - Эколятам.

Дети здороваются с Умницей, Елочкой и Шалуном. Педагог обращает внимание детей на то, какой в лесу чистый воздух. Предлагает детям подышать им.

Дыхательная гимнастика.

Эколята рассказывают, что в лесу всегда чистый воздух, потому что здесь много растений.

Педагог: - А какие растения есть в лесу?

Эколята рассказывают, что растения в лесу – это деревья, кусты, цветы, трава (показывают модели).

Умница : - Ребята, найдите деревья на полянке (дети показывают)

Шалун : - А теперь покажите траву.

Елочка : - А кусты сможете показать?

Тихоня : - В лесу много цветов, найдите их.

Умница : Запомните, ребята, все эти растения - живые, потому, что они растут, питаются, дышат. Давайте сейчас поиграем:

Пальчиковая игра

«В лес пришли мы погулять

Растения будем называть:

Травка – есть, деревья- здесь,

Кустики пушистые,

И, конечно же, везде

Цветочки душистые.

Мы цветочки соберем

Педагог : - Эколята, вы говорите, что растения должны питаться, дышать, потому что они живые. А кто же их кормит?

Умница : - Это все делает природа. Когда вы подрастете, узнаете все подробнее. А сейчас запомните, чтобы растений было много, мы должны их беречь.


Дети прощаются с Эколятами, возвращаются в группу, делятся впечатлениями о путешествии.

Цель: Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

1. Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений : травы;

2. Расширить и уточнить знания о функциях частей растений (корень, стебель, лист, используя модели и исследовательскую деятельность;

3. Развивать диалогическую речь

4. Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы.

Методы и приемы:

Предварительная работа: наблюдения, чтение, отгадывание загадок о растениях

Словарная работа: стебель, пырей ползучий, корень, лист.

Ход ОД

Деятельность детей

I. Вводная часть

I. Организационный момент

-Ребята, сегодня я предлагаю вам быть исследователями. Согласны?

- А что мы с вами будем исследовать, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Вопросы для кроссворда:

1. В белом сарафане встала на поляне, Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

2. В майский день в тени лесной Он раскрыл цветочек свой, Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)

3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Куст, кустарник)

4. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава)

5. Зеленую подружку на

Новый год зимой Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.

Что ни ветка — то букет, и душистей веток нет. (Сирень)

7.) Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый. (Василек)

8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, а осенью — красными ягодами? (Рябина

II. Основная часть -Мы уже беседовали с вами о растениях.

-Мы установили, что огромное царство растений делится на три государства.

-Вспомните их названия. В нашем кроссворде есть представители всех трех государств. Ель, береза, ива, сосна — как сказать одним словом? Правильно, это деревья. Сирень, смородина, акация — что это такое? Назовите общее слово.

-А сегодня мы отправимся в третье государство царства растений, и мы будем исследователями государства трав.

Травы — первые растения, которые просыпаются весной.

-Мы с вами привыкли называть траву просто травой, а на самом деле видов трав также много, как и деревьев, кустарников.

-Давайте рассмотрим травы, которые растут у нас на участке

-Вот травянистое растение с узкими, острыми листьями, по которому мы ходим весной, летом и осенью чуть не каждый день.

-Его имя - пырей ползучий. А знаете, откуда такое название?

-Его корни словно расползаются под землей, бла-годаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории.

-Поэтому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту культурных растений, то на пастбище, на лугу он - желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних живот-ных.

-А вот всем вам хорошо известный клевер.

-Эта трава - ценный корм для домашних животных. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы.

-Он обладает интересным свойством, благодаря ко-торому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым.

Скоро вовсю зацветут одуванчики. И на нашем участке их много. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы. Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики.

А вот лист лопуха (репейника). Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопухов содержат много витамина С. Их используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов.

-Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.

-Еще одно травянистое растение, всем вам хорошо знакомое, - подорожник.

-Свое название эта трава получила от того, что растет она вдоль дорог. Знаете ли вы, как подорожник рас-пространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов-коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подо-рожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подо-рожника помогает при простуде и кашле.

Это поистине уникальная трава - крапива, в каких только сферах жизнедеятельности она не используется человеком. Так, в прошлом, из волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В настоящее время крапива применяется в медицине и кулинарии из нее изготавливают сотни вкуснейших блюд.

-А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и превратится в красивые, волшебные цветы.

Раз – два - три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись - низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).

-Мы рассмотрели различные травянистые растения, а сейчас я вам предлагаю сравнить строение разных видов трав.

-Из чего состоит травянистое растении? (рассматривание модели строения травы).

-Травянистое растение имеет корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами

-Для чего нужен стебель?

-Для чего нужны листья?

-Для чего нужен цветок?

-Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Можем ли сказать что все эти части растения важны ему?

Растения - это живая или неживая природа?

-Докажите, что это живая природа

- Что нужно растению для жизни?

- Что дает растениям Солнце?

- Зачем нужна растениям Вода?

- Откуда растения берут воду?

-А как вы думаете, для чего растениям ветер?

- Чтобы растения выросли им необходимо Солнце, вода, почва, ветер

-держит листья и цветок

-листьями растение дышит)

-В нём образуются семена и плоды

-дышат, растут, размножаются, питаются, умирают

-свет, тепло, вода, почва, ветер -свет и тепло

III. Заключительная часть III. Подведение итогов

На этом наше исследование трав подошло к концу.

-Понравилось вам исследовать травы?

-Что интересного узнали?

-Всем спасибо! Мне понравилось как вы сегодня активно работали.

Прикреплённые файлы:

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром. «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.


Главная


Мир вокруг нас


Детям о растениях


Знакомя детей с растениями, нам очень важно привить любовь малыша к природе, показать, как она мудра и прекрасна. В основе знаний маленького ребенка о растениях — его собственный опыт взаимодействия с ними, его собственные открытия в мире природы. Поэтому все рассказы о растениях построены как интересный диалог с ребенком, включающий занимательные задания — открытия.


Растения – это обширное царство живых организмов, которые встречаются на большей части суши планеты Земля, а также в водных средах обитания. Вы видите их повсюду. К ним относятся трава, деревья, цветы, кустарники, папоротники, мох и многие другие.

Существует около 320 000 видов растений, из которых подавляющее большинство, около 260–290 тысяч, дают семена. Зеленые растения обеспечивают значительную часть мирового кислорода и являются основой большинства экосистем Земли.

Что делает растение растением? Общие признаки


Вот несколько главных особенностей, которые делают живой организм растением:

  • Большинство растений получают свое питание посредством процесса, называемого фотосинтезом;
  • У растений есть кутикула (надкожица) – воскоподобный слой, который защищает их надземные части (стебли, листья, плоды) от высыхания;
  • У растений есть эукариотические клетки с жесткими клеточными стенками;
  • Растения размножаются спорами или половыми клетками;
  • Растут на протяжении всей своей жизни;
  • Как правило, ведут неподвижный (прикрепленный) образ жизни.

Растения являются продуцентами, производящими органические вещества с помощью углекислого газа и энергии солнечного света в процессе фотосинтеза.

Растительная клетка


Клетки растений имеют жесткие клеточные стенки состоящими из целлюлозы, хлоропласты (которые помогают в фотосинтезе), ядра и большие вакуоли, заполненные водой.

Одна из важнейших функций большинства растений – фотосинтез. Растения используют его для создания энергии непосредственно из солнечного света.

Виды растений

Есть много разных видов растений. Часто их подразделяют на две основные группы: сосудистые и несосудистые.

  • Сосудистые – имеют особые ткани (сосудисто-волокнистые пучки), которые помогают перемещать вещества, такие как вода, через тело растения. Большинство организмов, которые вы, вероятно, считаете растениями, например деревья, кустарники, травы и цветы, относятся к этой группе. Сосудистые растения также подразделяются на цветковые и нецветковые.
  • Несосудистые – это более мелкие растения, такие как мхи, которые используют диффузию и осмос для перемещения питательных веществ через тело растения.

Также растения принято подразделять на следующие группы:

  • Водоросли (зеленые водоросли, харофиты);
  • Мохообразные (печёночные мхи, антоцеротовые мхи, моховидные)
  • Сосудистые споровые (плауновидные, папоротниковидные);
  • Семенные растения (саговниковидные, гинкговидные, хвойные, гнетовидные, цветковые растения).

Основная структура растений


Лист – это орган растения, который специализируется на фотосинтезе. Листья улавливают энергию солнечного света, а также захватывают углекислый газ из атмосферы. Многие листья имеют плоскую форму, чтобы улавливать как можно больше солнечного света. Однако листья бывают разных форм, в том числе длинные тонкие иглы, которые можно найти на хвойных растениях.

Стебель – это основная часть, поддерживающая листья, цветы и плоды. У стеблей есть сосудистые ткани, которые перемещают питательные вещества и воду через растение, помогая ему расти. Растения часто хранят питательные вещества в стеблях.

Корень – осевой, как правило, подземный часть растений. Корни помогают удерживать растение и собирают воду или минеральные вещества из почвы. Некоторые растения хранят пищу в своих корнях. Есть два основных типа корней – это волокнистые корни и стержневые корни. Главный корень, как правило, имеет один большой стержень, который растет очень глубоко, в то время как волокнистые корни имеют много ответвлений, растущих в разных направлениях.

Читайте также: