Специфика деятельности педагога как организатора педагогического процесса в доу коджаспирова

Обновлено: 02.07.2024

Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект - носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая: общекультурные и предметно-профессиональные знания) плоскости.

Как индивидуальный субъект, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

П.Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные свойства, факторы, наметил их иерархию. Свойства педагога подразделяются на:

1)Личностные - нравственно-волевые качества;

2)Специальные, которые подразделяются на:

- объективные - научная подготовка учителя;

- субъективные - это личный учительский талант.

Еще одним субъектным свойством педагогической деятельности является сопротивление синдрому эмоционального сгорания или психофизиологического истощения. Н.А. Аминов приводит признаки этого синдрома:

1) истощение, усталость;

2) психосоматические осложнения;

4) негативные установки по отношению к клиентам;

5) негативные установки по отношению к своей работе;

6) пренебрежение исполнением своих обязанностей;

7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

8) уменьшение аппетита или переедание;

9) негативная самооценка;

10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);

11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

12) чувство вины.

Индивидуально-психологические особенности субъекта педагогической деятельности внутренне связаны со способностями человека, которые формируются по специфическим психологическим закономерностям, а не заложены в свойствах нервной системы, при этом, процессы обучения будут протекать иначе у лиц с высокой и низкой динамичностью нервных процессов, а музыкальный слух будет иначе формироваться у лиц с нервной системой высокой и низкой чувствительности.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Профессия воспитателя - особая по своей сущности и значимости. Особенность его труда состоит прежде всего в том, что объектом является ребенок - самый уникальный продукт природы, а также его физическое, психическое, духовное развитие. Вот почему профессию воспитателя справедливо считают наиболее важной в современном мире.

Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ связана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, музыкальной и различными видами творческой деятельности.

Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через определенные функции.

Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педагога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотношений воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением детей и установлением уровня их развития, воспитанности.

Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная уровня его физического и психического развития, нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.

Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятельности выражается в умении воспитателя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты.

Конструктивно-проектировочная функция деятельности, органически связанная с ориентационно-прогностической, выражается в умении педагога не только планировать учебную и воспитательную работу, но и творчески подходить к ее организации.

Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением воспитанников в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Данная функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе общения с детьми; организацию различных видов деятельности воспитанников; организацию собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с детьми.

Информационно-объяснительная функция педагогической деятельности выражается в том, что в педагогическом процессе ДОУ воспитатель для ребенка всегда является источником информации.

Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности осуществляется успешно, если воспитатель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению определенных исследовательских навыков. Гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать.

Особо следует выделить функцию материнскую, обеспечивающую положительное эмоциональное состояние ребенка, его комфортность, защищенность, так необходимые для психического развития ребенка.

Педагог должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Можно выделить доминантные качества личности воспитателя детского сада, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности: любовь к детям и желание работать с ними; гуманность - стремление и умение оказывать своевременную помощь и поддержку ребенку в его личностном развитии; толерантность - терпимость в работе с детьми; эмпатия (вчувствование) - умение понимать состояние ребенка, поставить себя на его место; педагогический оптимизм - вера в ребенка и его дальнейшее развитие; педагогический такт - соблюдения общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей; справедливость - способность действовать беспристрастно; честность и искренность в работе с детьми, добросовестность в своей профессиональной деятельности; уравновешенность - способность контролировать свои поступки и действия в любых педагогических ситуациях; способность не теряться в любых экстремальны ситуациях - умение оперативно принимать педагогические решения действовать в соответствии с ними; обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса; чувство юмора - умение не терять его в различны жизненных ситуациях; мудрость - наличие жизненного опыта; социальная активность - готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогическо деятельности.

Определен и круг должностных обязанностей воспитателя:

• планирует, организует жизнедеятельность детей и осуществляет и воспитание;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

• проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально психологической реабилитации детей, социальной трудовой адаптации;

• использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;

• на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендации психолога планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);

• совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Деятельность педагога:

• организует выполнение детьми режима дня, организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая их в различны виды творческой деятельности согласно интересам и потребности каждого ребенка;

• организует с учетом возраста детей работу по самообслуживании: участие в общественно полезном труде;

• проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения вредных привычек у детей;

• взаимодействует с родителями детей или лицами, их заменяющими информирует родителей о развитии и воспитании ребенка в ДОУ;

• координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя в рамках единого образовательного процесса;

• организует и проводит культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения;

• планирует педагогический процесс в своей возрастной группе.

Педагог должен знать:

• Конституцию Российской Федерации; законы РФ, решения Правительства Российской Федерации по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

• педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы.

На современном этапе вся система образования, педагогический процесс, его субъекты приобретают новые качественные характеристики в горизонте XXI века, когда образование только черты непрерывности, но и образование через всю жизнь. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Соответственно, образование рассматривается в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный результат. Образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными планами и программами воспитания и обучения, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие.

Таким образом, в педагогике педагогический процесс рассматривается как целостный процесс осуществления воспитания (в его широком смысле) путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). При этом в качества ядра педагогического процесса ученые выделяют формирующегося человека. Акцент делается на переходе объективного, социального в субъективное, индивидуально-личностное достояние человека, при полноправном участии ребенка. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Похожая статья: Педагогический процесс под управлением компьютерной программы Педагогический процесс – это процесс трудовой, он, как и в любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие. Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объект деятельности педагога – развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обуславливается вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов. Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, – особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны, к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить детей, способы сотрудничества с ними, и методика педагогического влияния. Это духовные средства труда. Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих дать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса – время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

В рамках исследования, изучая педагогический процесс с точки зрения системного подхода, приходится согласиться с мнением В.Д. Симоненко, который утверждает, что педагогический процесс порождается взаимодействием компонентов педагогической системы, которая создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса . При этом в состав системы, где протекает педагогический процесс, входят субъекты и объекты воспитания (в широком смысле), разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. Состав процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.


Полный текст материала Статья "Специфика педагогического процесса на современном этапе в ДОУ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие воспитателей и педагогов, направленное на решение воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Сущность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – это специально организованное в рамках определенного дошкольного образовательного учреждения и развивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленных воспитательно-образовательных целей.

Сущность педагогического процесса в ДОУ заключается в том, что он нацелен на развитие целостной природы ребенка дошкольного возраста, его своеобразия и уникальности.

Формы организации педагогического процесса в ДОУ: воспитание, обучение, развитие, образование.

Педагогический процесс ДОУ, как система, характеризуется целостностью, структурностью, множественностью и открытостью.

Одной из основных единиц, составляющих педагогический процесс, является компетентность.

Компетентность – это способность решать разнообразные профессиональные задачи.

Педагогический процесс в ДОУ включает в себя следующие группы компетентностей, которыми должен обладать воспитатель:

  • социальная – представляет собой умение устанавливать контакт с различными группами социума;
  • поликультурная – способность взаимодействовать с иными культурами и этносами;
  • информационная – умение самостоятельно осваивать новые способы поиска и получения необходимой информации;
  • предметно-деятельностная – умение решать разнообразные задачи, включенные в рамках отдельных учебных предметов.

Базовые компетентности – способность педагога, решать типовые задачи для конкретной профессиональной деятельности:

  • умение понимать и принимать ребенка таким, какой он есть;
  • самостоятельно проектировать и реализовывать педагогический процесс;
  • устанавливать взаимосвязь со всеми субъектами педагогического процесса;
  • организация среды, позволяющей эффективно решать воспитательно-образовательные задачи;
  • систематическое самосовершенствование, самообразование, повышение профессиональной компетенции и педагогической культуры.

Специальные компетентности – это способность педагога решать конкретные профессиональные задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристики педагогического процесса в ДОУ

Ведущими характеристиками педагогического процесса в ДОУ являются следующие его свойства:

Целенаправленность педагогического процесса – процесс. направленный на достижение конкретных педагогических целей. При этом в каждом отдельном случае своя определенная цель.

Характер педагогической цели зависит от современных тенденций развития педагогической теории и практики дошкольного образования, а также от тенденций развития психологии и педагогики дошкольного возраста. Кроме того, большое значение имеет особая уникальность ДОУ, как пространства, в рамках которого ребенок не просто воспитывается и обучается, но и получает первый опыт взаимодействия со сверстниками, приобщения к человеческой культуре и отношениям.

Целостность педагогического процесса – это внутреннее единство и отсутствие противоречия между всеми его компонентами, характеризующее высший уровень его организации.

В настоящее время именно целостность является одной из проблем педагогического процесса, так как в отличие от системы школьного образования, в ДОУ нет строго установленных границ форм организации обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. В связи с чем, в рамках ДОУ целостность педагогического процесса понимается как целостность ряда процессов, таких как индивидуализация и социализация ребенка, развитие и сохранение его природы.

Основные компоненты целостности педагогического процесса ДОУ:

обеспечение единства и целостности сопровождения воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, опора на совокупность знаний о его психике, физиологии, соматики и т.д.;
  • обеспечение целостности образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  • согласованная деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
  • обеспечение целостности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста;
  • обеспечение целостности взаимодействия ребенка с миром взрослых;
  • организация целостного образовательного пространства, обеспечивающего детям дошкольного возраста возможность выбора деятельность и реализации собственных интересов и склонностей.

Наличие связей между всеми участниками педагогического процесса – это связи, основанные на взаимодействии воспитателя и воспитанников, в форме непосредственного или опосредованного, внутреннего или внешнего отношения.

Взаимодействие между воспитателем и воспитанниками в рамках педагогического процесса, может быть организовано в виде:

Читайте также: