Что такое профилактика в школе для родителей

Обновлено: 08.07.2024

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;

Семья, находящаяся в социально-опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних- система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении;

Опекаемый (в возрасте от 7до14 лет, подопечный (14-18 лет) — круглая сирота, либо оставшийся без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от его воспитания, в отношении которого официально установлена опека, попечительство.

Именно Вы в первую очередь закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки: выкурив сигарету на глазах у своего ребенка или выпив туже бутылку пива или иного горячительного напитка, разговаривая при этом используя нецензурные слова.

Именно Вы поднимаете руку на супругу, невольно формируя у подростка пренебрежительное отношение к женщине.

Именно Вы грубо разговариваете со стариками в семье, забывая о том, что рано или поздно сами будете стариками, и Ваши дети и внуки будут грубыми и неотзывчивыми, и это будет плодами Ваших рук.

Ребенок — это губка, которая в себя впитывает все моменты жизни своих родителей, будь они положительными, или отрицательными.

Всегда ли вы знаете, где находится ваш ребенок?

Контролируете ли вы время возвращения ребенка домой?

Создание эффективной системы воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних – задача чрезвычайно сложная. Но эффективность и результативность данного процесса возможна только при целенаправленном взаимодействии: ученик – родитель – школа. Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних предполагает целый комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетнего правонарушителя.

Факторы, имеющие воспитательное значение

Ребенок, в первую очередь, учится тому, что видит у себя дома: родители ему пример.

Принимайте активное участие в жизни семьи.

Старайтесь находить время, чтобы поговорить с ребенком.

Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все возникающие в его жизни сложности.

Помогайте развивать у ребенка умения и таланты.

Действуйте без нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

Имейте представление о различных этапах в жизни ребенка.

Уважайте право ребенка на собственное мнение.

Умейте сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

С уважением относитесь ко всем членам семьи.

Старайтесь меньше совершать ошибок.

Учитесь смотреть на жизнь глазами ребенка.

Доверяйте всем членам семьи. Боритесь не с ребенком, а с проблемой.

План работы совета по профилактике правонарушений среди учащихся школы № п/п Мероприятие Ответственные Встречи с работниками ОДН, медицинскими работниками. Беседы с обучающимися по профилактике правонарушений.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Основные нормативно-правовые документы

Работа осуществляется на основе:

Принципы деятельности профилактической работы

Профилактическая работа строится на таких принципах деятельности как:

  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • принцип позитивного восприятия и принятия личности;
  • принцип конфиденциальности.

Одной из основных задач является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. На первоначальном этапе работы проводится диагностика семьи:

  • по составу и структуре;
  • по материальной обеспеченности;
  • по жилищно-бытовым условиям;
  • определение воспитательной позиции семьи, характера взаимоотношений в семье;
  • определение положения ребёнка в коллективе сверстников, в сфере неформального общения;
  • выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребёнка и его положения в нём;
  • выявление отношения ребёнка к алкоголю, наркотическим веществам, табакокурению.

После сбора информация анализируется, систематизируется. Затем начинается поиск путей решения проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель, и определяются задачи работы.

Профилактическая работа - это процесс сложный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у учащихся. Так как путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.

Формы профилактической работы

В школе применяются следующие формы профилактической работы с обучающимися и их семьями по пропаганде здорового образа жизни:

  • профилактическая беседа с учениками и родителями;
  • посещение уроков с целью наблюдения;
  • вовлечение подростка в общественно-значимую деятельность (объединения дополнительного образования, кружки, секции);
  • привлечение педагога психолога (консультации, тренинги, индивидуальная и групповая коррекционная работа);
  • посещение семьи, т.к. выработать эффективную программу помощи семье возможно только при регулярном посещении и изучении семьи;
  • с целью оказания помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи и подростка организуется психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся по актуальным для школы темам:
    • социально-педагогическое консультирование;
    • классные часы, родительские собрания с привлечением работников школы (заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник);
    • сайт школы, на котором размещены рекомендации для родителей обучающихся;
    • информационный стенд, где содержится информация о различных службах, учреждениях, рекомендации родителям);

    Связь школы с другими учреждениями

    Для более эффективной работы необходимо создавать координационные связи между службами и учреждениями профилактики здорового образа жизни. Координатором является школа. Поэтому в школе осуществляется работа по привлечению специалистов учреждений системы профилактики. Специалисты различных учреждений выступают на классных часах, ими организуются круглые столы, предоставляют информационные листы. К профилактической работе привлекаются следующие учреждения:

    • отделение по делам несовершеннолетних;
    • комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
    • дом культуры им. С.М. Кирова (отдел по работе с молодёжью);
    • центр социальной помощи семье и детям г. Мурманска (в случае необходимости направляются родители и обучающиеся);
    • центр планирования семьи г. Мурманска;
    • центр по профилактики и борьбе со СПИДом г. Мурманска;
    • областной центр медицинской профилактики г. Мурманска;
    • Мурманский областной наркологический диспансер (по направлению КДН, где можно получить консультации);
    • комплексный центр социального обслуживания молодёжи (информационные листы) г. Мурманска.

    Для эффективной профилактической работы необходимо осуществлять тесное, постоянное взаимодействие с субъектами профилактики здорового образа жизни, т.к. только при совместной деятельности эта работа будет эффективной.

    Таким образом, мы вместо того, чтобы получить ребенка, который хочет делать уроки, хочет развиваться, получаем обиженного молодого, а потом и взрослого человека!

    Поэтому я позволю себя дать вам 5 рекомендаций, как вести себя на совете профилактики.

    Важно! Если у вас есть возможность не приводить с собой ребенка на совет профилактики, то не берите его с собой.

    Этим вы сэкономите нервы себе и вашему ребенку.

    Повторю еще раз, ребенок, который доведен до истерики, способен на любой поступок. На совершенно неадекватное, анти-социальное поведение. Подросток может просто сорваться. Как недавно было в Красноярском крае. Когда мальчик после совета профилактики, убил себя из папиного ружья.

    Итак, включаете диктофон, и небрежно держите телефон в руке.

    Это было вступление, дорогие родители.

    Первый совет. Сохраняйте спокойствие.

    Что бы они ни говорили, не перебивайте их, дайте им договорить до конца. Пусть они плюются ядом, исходят на рыдания, вытворяют что угодно. Дайте договорить до конца. Сохраняйте каменное лицо и спокойствие, не реагируйте никак.

    Настраивайте себя на то, что вам придется сейчас выдержать этот эмоциональный удар. И спокойно его примите, не реагируйте никак. Для того, чтобы легче сохранять спокойствие, представьте себе, что между вами и учителями, которые желают излить на вас свой праведный гнев за то, что вы неправильно (как им кажется) воспитываете ребенка, прозрачная стена.

    Еще раз. Представьте себе, что между вами стеклянная стена. И они там за этой стеной говорят приглушенными голосами. Это такой психологический прием, который позволяет отделиться от человека, провоцирующего вас на эмоции.

    Второй совет. Обязательно делайте пометки.

    Третий совет. Задавайте уточняющие вопросы.

    А вы продолжайте задавать уточняющие вопросы.

    Последний вопрос полезен, если ребенка упрекают в каком-то антисоциальном поведении.

    Если вы точно знаете, что ваш ребенок не торгует наркотиками, не обижает других детей, не устраивает в школе массовые драки, не замечен в воровстве или в каком-то конкретном уголовно-наказуемом деле, то тогда сохраняйте спокойствие.

    Всё, что говорят учителя, как говорится, делите на 28.

    Отнеситесь к совету профилактики спокойно, как к неприятной обязанности. Это просто квест, который нам нужно пройти.

    Четвертый совет. Всегда держите туза в рукаве.

    Ваш туз в рукаве это информация о том, что вы общались с психологом. Но не со школьным психологом, а с психологом, которому вы доверяете. И вы говорите, что у вашего ребенка дезадаптация.

    И она происходит вследствие того, что на ребенка в школе оказывается систематическое давление. Таким образом, вы подводите их к тому, что сейчас, по сути дела, они совершают преступление.

    Дезадаптация говорит о том, что ребенок не может воспринимать информацию, особенно новую информацию, обычным способом, каким ее воспринимают все люди. К нему нужен особый подход.

    С ним нужно создать доверительные отношения. Дополнительно нужно обратить внимание на ребенка.

    Пятый совет. Объективно оценивайте ситуацию и найдите компромисс.

    Отбросьте эмоции и сосредоточьтесь на вашей задаче. Значит, Вам нужно выйти на какой-то компромисс.

    Подумайте, предусмотрите заранее разные варианты выхода из ситуации. Посоветуйтесь с другими родителями. Возможно, выходом будет смена школы или работа с психологом.

    Случаи бывают разные. И просто так, с ходу, трудно давать советы. Но даже эти 5 рекомендаций помогут вам. Если вам срочно нужно идти на совет по профилактики, пожалуйста, используйте их. Они вам пригодятся на 100%.

    С уважением, Сергей Красовский. Подростковый психолог.

    PS Запишитесь на бесплатную он-лайн консультацию до 1 февраля 2021 года: 89608424008 Viber, WhatsApp.


    Учитывая особенности контингента обучающихся и родителей, одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы является правовое воспитание, профилактика асоциальных явлений и правонарушений, снижение уровня конфликтности в детской и подростковой среде. Решением этих вопросов занимались Совет профилактики правонарушений, педагог-психолог, социальный педагог, администрация школы, классные руководители, родительский актив, специалисты ОДД, инспектор ПДН, прокуратуры, ЦКДМиС, СГЦСССДМ, ФСКН.

    Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений строится в соответствии с нормативно-правовой базой по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

    С целью предупреждения правонарушений и преступлений среди учащихся проводится следующая профилактическая работа:


    Содержимое разработки

    Отчет о профилактической работе в 2016-2017 учебном году

    Учитывая особенности контингента обучающихся и родителей, одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы является правовое воспитание, профилактика асоциальных явлений и правонарушений, снижение уровня конфликтности в детской и подростковой среде. Решением этих вопросов занимались Совет профилактики правонарушений, педагог-психолог, социальный педагог, администрация школы, классные руководители, родительский актив, специалисты ОДД, инспектор ПДН, прокуратуры, ЦКДМиС, СГЦСССДМ, ФСКН.

    Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений строится в соответствии с нормативно-правовой базой по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

    С целью предупреждения правонарушений и преступлений среди учащихся проводится следующая профилактическая работа:

    В сентябре 2016 года администрацией приняты меры по разъяснению действующего законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов детей: проведены классные часы на правовую тематику, до сведения обучающихся доведены нормы действующего законодательства РФ о защите прав и законных интересов детей; в холле школы размещен информационный стенд по разъяснению норм действующего законодательства РФ, информация по профилактике правонарушений, телефоны горячей линии; в сентябре-октябре проведены родительские собрания, на которых родители ознакомлены с действующим законодательством РФ, а также с правами и обязанностями родителей (законных представителей).

    В октябре и апреле проведены месячники правовых знаний с приглашением специалистов СГЦСССДМ, прокуратуры, ОДД, ПДН.

    Для организации превентивной работы утвержден ряд документов:

    план совместных действий с ПДН по профилактике преступлений и правонарушений;

    план работы с кризисными семьями;

    план работы с детьми, состоящими на внутришкольном учете;

    план работы по предупреждению беспризорности и правонарушений;

    план мероприятий по правовому воспитанию;

    план работы по предупреждению насилия в семье;

    план мероприятий по антиникотиновой и антиалкогольной, просветительской и профилактической работы среди детей и подростков;

    график работы Совета профилактики.

    Составлен социальный паспорт школы, в котором отображено количество многодетных семей; малообеспеченных семей детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, детей-сирот и лишенных родительского попечения.

    В начале года была создана школьная психологическая служба, работа которой в 2016/2017 учебном году включала в себя следующие направления деятельности:

    Работа с учащимися по всем направлениям:

    -психодиагностическая работа;

    -работа по формированию здорового образа жизни, профилактики правонарушений, профилактики суицидального поведения;

    -психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

    Работа с педагогическим коллективом:

    -проведение индивидуальных и групповых консультаций;

    -просветительская работа (выступления на собраниях МО педагогов педагогов-психологов, педсоветах, семинарах).

    Работа с родителями:

    -обучение родителей психолого-педагогической грамотности на родительских собраниях;

    -индивидуальные и групповые консультации (по запросу и результатам диагностик);

    -работа по психологическому просвещению (выступления на родительских собраниях).

    Организационно-методическая работа:

    -планирование деятельности; анализ деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария;

    -участие в научно-практических конференциях и семинарах, мастер-классах;

    -посещение совещаний, методических объединений, выступление на методических объединениях;

    -знакомство с методической литературой, новыми интернет ресурсами в области психологии и педагогики;

    -подготовка бланков, наглядного, стимульного материала, создание картотеки тестов.

    В течение года было организовано обучение родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей основам педагогики и психологии в рамках родительских собраний, в которых принимали участие педагог-психолог и социальный педагог в соответствии с приказом.

    Профилактическая работа классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, администрации с учащимися, имеющими проблемы с поведением и обучением, дала положительные результаты. В течение года на внутришкольный контроль никто не был поставлен.

    На конец учебного года на внутришкольном учете "группа риска" состоят 2 человека.

    Составлены картотеки на учащихся "группы риска" и учащихся из семей ТЖО:

    акты обследования жилищно-бытовых условий (2 раза в год и в случае необходимости);

    на каждого учащегося заведена карточка, где фиксируется работа проведенная с учащимся (классным руководителем, психологом, администрацией);

    ведется контроль за занятостью учащихся, требующих усиленного педагогического внимания во внеурочное время;

    На внутришкольном учёте семей ТЖО состоят 3 человека.

    В течение года на учет в муниципальный банк данных семей, оказавшихся в социально опасном положении, поставлен 1 учащийся, в связи с чем была разработана Индивидуальная комплексная программа реабилитации.

    Работа социально-психологической службы школы была направлена на социальную адаптацию учащихся, работу с семьей и социально-психологическое сопровождение образовательного процесса. Работу по выявлению вышеуказанных групп детей и семей вели классные руководители совместно с социальным педагогом и психологом. Эта работа требует глубокого знания школьников, их семей и условий их жизни.

    В четвертый четверг месяца, проводятся заседания Совета профилактики с приглашением специалистов ПДН, ОДД, СГЦСССДМ. На заседаниях рассматриваются вопросы успеваемости, посещаемости, поведения и ответственности подростков за правонарушения, конфликтные ситуации, ведутся протоколы заседаний.

    Осуществляется контроль за посещаемостью учащимися, ведётся журнал учёта посещаемости, составляются акты на отсутствующих более 10 дней.

    В течение года проводились плановые обследования жилищных условий учащихся группы риска, лишенных родительского попечения и семей ТЖС и СОП .

    Профилактическая работа проводится на общешкольных и классных родительских собраниях.

    В начале учебных четвертей и перед выходом на каникулы со всеми учащимися школы проведены инструктажи по безопасности жизнедеятельности, одним из вопросов которых является правила поведения во время учебно-воспитательного процесса.

    На основании приказа от 04.04.2017г. №65 было разработано и утверждено Положение о порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, в котором установлены требования к организации учета посещаемости обучающимися учебных занятий, осуществлению мер по профилактике пропусков, препятствующих получению общего образования, и является обязательным для всех сотрудников, учащихся и родителей или лиц их заменяющих.

    В октябре и апреле проведены школьные Месячники правовых знаний, в рамках которых проведены следующие мероприятия:

    Выставки в школьной библиотеке на правовую тематику;

    Выборы президента ученического самоуправления;

    Активно в течение года работал волонтерский отряд городского Антинаркотического волонтерского движения.

    Сотрудниками ПДН, ОДД и СГЦСССДМ проведены предупредительные беседы с учащимися о предотвращении совершения преступлений и правонарушений, об ответственности несовершеннолетних согласно графику.

    Большое внимание в профилактической работе уделяется формированию стойкого неприятия учащимися деструктивных идеологий. С этой целью проведен ряд воспитательных мероприятий, урок толерантности, беседы об экстремизме в социальных сетях.

    Таким образом, в 2016/2017 учебном году в социально-психологической работе были поставлены и выполнены следующие задачи:

    1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни.

    2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.

    3. Формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.

    4. Профилактика правонарушений среди подростков.

    5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение учащихся и их родителей информацией по вопросам социальной защиты.

    Результатом совместной деятельности психолога, социального педагога, классных руководителей является профилактическая работа с учащимися, большое внимание в которой уделяется правовому воспитанию, особенно профилактике суицидов.

    По словам Оскара Уайльда, лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым. В этом состоит общая задача родителей и школы. Для ее реализации в школе существует система воспитательной работы, которая способствует успешному выполнению поставленной перед педагогическим коллективом задачей.


    -75%

    Читайте также: