Что такое понятие как оно образуется кратко

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Понятие Как образуются понятия Определение понятия ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ." — Транскрипт:

1 Понятие Как образуются понятия Определение понятия ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

2 Ключевые слова Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Определение понятия

3 Понятие– это форма мышления, которая отражает совокупность существенных признаков объекта или нескольких объектов. Понятие – это форма мышления, которая отражает совокупность существенных признаков объекта или нескольких объектов. Компьютер Мороз Учебник Тетрадь Звуковая информация Двоичное кодирование Персональный компьютер Понятиями мы пользуемся, когда думаем Понятие !!

4 Понятия выражаются словами Синонимы Омонимы Одно понятие – различные слова Различные понятия – одинаковые слова Словами мы пользуемся, когда говорим

5 Синонимы Множество Масса Уйма Бездна Тьма Пропасть Малость Мелочь Небольшое число Горсть Немножко Щепотка

6 Омонимы Лист Ручка Ключ

7 Как образуются понятия АнализАнализ СинтезСинтез СравнениеСравнение АбстрагированиеАбстрагирование ОбобщениеОбобщение

8 Анализ - мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта. Анализ

9 Синтез - мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа. Синтез

10 Сравнение - мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам. Сравнение

11 Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных. Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных. Абстагирование

12 Обобщение - мысленное объединение однородных объектов. Обобщение Совокупность объектов, выделенных по какому-либо признаку, называют классом.

13 Определение понятия - это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связанном предложении. Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе – достаточны для установления данного понятия. Определение понятия

14 Определение может быть построено через ближайший род и видовое отличие Определение понятия Видовое понятие родовое понятие видовое отличие + = Определяемое понятие Определяющее понятие

15 Самое главное В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов. Анализ, синтез, сравнение. Абстрагирование и обобщение являются основными логическими приёмами формирования понятий. Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связанном предложении.

16 1.Что такое понятие? 2.Приведите примеры слов-омонимов, выражающих различные понятия. 3.Приведите примеры слов-синонимов, выражающих одно понятие. 4.Что является основными логическими приемами формирования понятия? 5.Вспомните, в каких ситуациях вы сталкивались с анализом на уроках русского языка, математики. Давайте обсудим ??

17 Сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке? Давайте обсудим ?? Решение задачи Решение задачи

18 12 маленьких треугольников Подсчитаем самые маленькие треугольники: Решение задачи

21 А теперь не забудем про самые большие: Решение задачи 2 больших треугольника

23 Принцип Дирихле. Если в n клетках сидит n+1 или больше кроликов, то найдётся клетка, в которой сидят по крайней мере два кролика. Давайте обсудим ?? 1.Шесть школьников съели семь конфет. Докажите, что один из них съел не менее двух конфет. 2.В классе 15 учеников. Найдется ли месяц, в котором отмечают свои дни рождения не меньше, чем два ученика этого класса? 3.В магазин привезли 25 ящиков с яблоками трех сортов, причем в каждом ящике лежат яблоки какого-то одного сорта. Можно ли найти 9 ящиков с яблоками одного сорта?

Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятие есть результат применения категории к восприятию. Отсюда понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия [1] .

В русских философских словарях XVIII века (см. Антиох Кантемир и Григорий Теплов) термин понятие сближался с идеей.

Содержание

Классификация понятий

Понятия можно разделить на абстрактные и конкретные, и, в каждом из них, на эмпирические и теоретические.

Понятие называется эмпирическим, если оно выработано на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса наличествующих (доступных для изучения) объектов или явлений, и теоретическим, если оно выработано на основе опосредованного анализа некоторого класса явлений (или объектов) при помощи ранее выработанных понятий, концепций и формализмов.

Понятие называется конкретным, если оно относится к определённому объекту окружающего мира, и абстрактным, если оно относится к свойствам широкого класса объектов.

Название любого материального предмета одновременно является конкретным эмпирическим понятием. К конкретным теоретическим понятиям следует отнести, в частности, государственные законы.

(пример взят из [6] — по замыслу автора в последнем случае речь может идти, по существу, о беззакониях).

В более специфических случаях понятие считается конкретным (хотя может оставаться вполне теоретическим), например: "Электрон — стабильная элементарная частица с зарядом −1.6021892(46)×10 −19 Кл, массой 9.109554(906)×10 −31 кг и спином 1/2. ".

Понятия в широком смысле и научные понятия

Происхождение понятий

Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия — сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. Понятие — это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории.

В понятии выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, то есть конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в понятии относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.

См. также

Понятие в истории философии

Определение понятия у Канта

Определение понятия у Гегеля

Понятие в формальной логике

Понятие в теории решения задач

Можно дать менее строгое, но более лаконичное описание таким образом:

  1. Понятия образуются на основании свойств.
  2. Существует два основных класса свойств — внутренние и внешние. Внешние свойства выявляются непосредственно, их существование постулируется, вопрос об их происхождении не ставится. Внутренние свойства являются ненаблюдаемой непосредственно логической функцией внешних свойств.
  3. При решении задач используются преимущественно внутренние свойства. Использование это состоит в том, что в зависимости от значения свойства выбирается та или иная операция, ведущая к решению задачи.
  4. Понятие в традиционном его понимании — это особый вид внутренних свойств, получаемых в результате логической конъюнкции (логическое И) внешних свойств.
  5. Любое внутреннее свойство можно представить в виде дизъюнкции (логическое ИЛИ) понятий.

В такой трактовке закон обратного отношения действительно оказывается тривиальным следствием определения и одного из законов поглощения A&B->A. Стоит заметить, что закон обратного отношения не имеет места для произвольного свойства.

Понятие в психологии

Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий, в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий; возрастное развитие понятий и т. п.

Методы исследования понятий

В психологии разработано множество методов исследования понятий, таких как ассоциативный эксперимент, метод классификации, метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал, метод формирования искусственных понятий.

В некоторых случаях, как, например, в методе семантического радикала, используются также физиологические измерения.

Возрастное развитие понятий

Психологические исследования позволили установить, что понятия не являются неизменными по своей природе сущностями, не зависящими от возраста оперирующего ими субъекта. Овладение понятиями происходит постепенно, и понятия, которыми пользуется ребёнок, отличаются от понятий взрослого человека. Были выявлены различные типы понятий, соответствующие различным возрастным стадиям.

Предпонятия

Ж. Пиаже обнаружил, что на дооперациональной стадии когнитивного развития (2—7 лет) понятия ребёнка представляют собой ещё не истинные понятия, но предпонятия. Предпонятия образны и конкретны, не относятся ни к индивидуальным объектам, ни к классам вещей и связываются друг с другом посредством трансдуктивного рассуждения, представляющего собой переход от частного к частному.

Исследование Выготского — Сахарова

Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров в своём классическом исследовании [12] , пользуясь собственной методикой, представляющей собой модификацию методики Н. Аха, установили типы (они же — возрастные стадии развития) понятий.

Житейские и научные понятия

При использовании житейских понятий ребёнок долгое время (до 11-12 лет) осознаёт только предмет, на который они указывают, но не сами понятия, не их значение. Лишь постепенно ребёнок овладевает значением понятий. Согласно взглядам Выготского, развитие спонтанных и научных понятий идёт в противоположных направлениях: спонтанных — к постепенному осознанию их значения, научных — в обратном направлении.

Приходящее с возрастом осознание значений связано с рождающейся систематичностью понятий, то есть с установлением логических отношений между ними. А поскольку научные понятия, которые ребёнок усваивает в процессе обучения, принципиально отличаются от житейских понятий именно тем, что по самой своей природе они должны быть организованы в систему, то — полагает Выготский — их значения и осознаются первыми. Осознанность же значений научных понятий постепенно распространяется и на житейские.


Как образуются понятия. В данном уроке описывается, что такое понятие, какие бывают признаки объекта и чем они отличаются, чем отличается понятие от имени объекта, с помощью каких процессов образуется понятие и многое другое.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Понятие как форма мышления. Как образуются понятия"

· процессы, образующие понятие.

Как мы уже знаем, нас окружает большое количество объектов. Каждый из объектов можно описать с помощью их признаков. Признаки объекта делятся на существенные и несущественные. Несущественные признаки могут изменяться, при чем речь будет идти о том же объекте, что и до этого. А если изменить существенные признаки, то речь будет идти уже о совершенно другом объекте.


Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества объектов.

Понятие можно выразить одним или несколькими словами. Для этого используются различные слова. Среди которых могут быть слова-синонимы или слова-омонимы.

Имена объектов человек использует при общении, а понятия – при размышлениях. Поэтому говорят, что понятие – это форма мышления.

Понятие образуется при помощи следующих процессов: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Эти процессы являются основными логическими приёмами формирования понятий. Разберёмся более подробно.


Итак, анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

Например, ромашка состоит из стебля, листков, сердцевины и лепестков. Таким образом мы провели с вами своеобразный анализ. Но необходимо запомнить, что сам анализ (разделение) происходит в мозгу человека и не виден для окружающих. А если из этих частей собрать цветок, то мы проведём синтез. Таким образом, синтез – это мысленное соединение в единые целые части объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

Итак, следующий процесс – сравнение. Сравнение – это мысленное установление сходства или различия двух объектов по существенным или несущественным признакам.

Давайте мысленно сравним два цветка и ответим на вопрос: чем ромашка отличается от тюльпана? Посмотри на примере, верно ли вы ответили для себя на этот вопрос. Рассмотрим внимательно оба цветка. Итак, они отличаются формой листков, сердцевины и лепестков. Стебли у них относительно схожи. Таким образом мы произвели сравнение двух объектов.


Абстрагирование – это мысленное отделение необходимых в определённой ситуации признаков объекта от ненужных. Но чаще всего выделяются существенные признаки.

Решим задачу, чёрный автомобиль марки Фольксваген проехал 180 км за 3 часа. С какой скоростью он ехал?

Для решения данной математической задачи нам необходимо абстрагировать, то есть выделить существенные признаки процесса, который описан в задаче, а именно движения. К ним будут относится расстояние 180 километров и время 3 часа. Для того, чтобы определить скорость, нам необходимо расстояние разделить на время. Получим: 180 : 3 = 60 км\ч.

К несущественным признакам в данной ситуации относятся цвет и марка автомобиля, так как они не повлияют на решение задачи.


По итогам урока можно вывести своеобразную формула для формирования понятия.

• Признаки объекта делятся на существенные и несущественные.

• Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества объектов.

• Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

• Синтез – это мысленное соединение в единые целые части объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

• Сравнение – это мысленное установление сходства или различия двух объектов по существенным или несущественным признакам.

• Абстрагирование – это мысленное отделение необходимых в определённой ситуации признаков объекта от ненужных.

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. 6 класса. Босова Л.Л. Оглавление

Ключевые слова:

  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • абстрагирование
  • обобщение
  • определение понятия

Нас окружает множество объектов. Каждый из объектов можно описать с помощью признаков. Признаки объекта могут быть существенными и несущественными. Чтобы понять различие между ними, рассмотрим следующий пример.

Предположим, что наша задача — найти любую берёзу среди других деревьев. В этой ситуации высота, возраст и место расположения берёзы не будут теми признаками, по которым мы отличаем берёзу, например, от дуба. Здесь существенными признаками будут цвет и форма ствола, цвет и форма листьев.

В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов.

Понятие в языке выражается одним или несколькими словами. Существуют слова-омонимы, имеющие различные значения, выражающие разные понятия, но одинаково звучащие (рис. 22).


Словами (именами объектов) мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем. Поэтому говорят, что понятие — это форма мышления.

Как образуются понятия. Понятие как форма мышления

Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.

Анализ — мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

Синтез — мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.


Сравнение — мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.

Обобщение — мысленное объединение однородных объектов.

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными логическими приёмами формирования понятий.

Для выделения отдельных признаков требуется произвести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих классу однородных объектов.

Определение понятия. Понятие как форма мышления

Определение понятия — это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении.

Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе — достаточны для установления данного понятия. Это означает, что в определении должно раскрываться основное содержание понятия, в нём не должно быть лишних слов, но не должно быть и недосказанностей.

Очень часто определение строится через ближайший род и видовое отличие:


Самое главное

В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов.

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными логическими приемами формирования понятий.

Определение понятия — это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении. Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе — достаточны для установления данного понятия.

Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств и отношений предметов; мысль, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам [1] . В уточнённой формулировке: понятие есть мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет из универсума и собирает (обобщает) предметы, обладающие этим признаком [2] . Например, приведем пример общеизвестного понятия: за то что кто-то спасает твою еду в размере n штук, полагается оплата n/3 штуки с округлением в большую сторону.

Понятие в его отвлечённости противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия [3] .

Читайте также: