Что такое полюдье кратко

Обновлено: 05.07.2024

(стар.) — временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со своей дружиной, но и со всей своей семьей; в 1154 г. во время П. у Юрия Долгорукого на одном стану родился сын Всеволод. В XIII в. П. уже не встречается; его заменяют "кормы".

полюдье ср. Сбор дани с княжеских подвластных земель (на Руси IX-XIII вв.).

полюдье объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол-во синонимов: 2 • дань (12) • объезд (8) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дань, объезд

ПОЛЮДЬЕ, ежегодный объезд подвластного населения ("людей") др.-рус. князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в 10-13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10-11 вв.), византийских (Константин Багрянородный; 10 в.) и в древнерусских (в летописях и грамотах 12 в.) источниках. По словам Константина Багрянородного, объезд людей производился в ноябре - апреле. По-видимому, князья во время П. останавливались в погостах - адм.-хоз. центрах земель, где они кормились, а также производили суд над подданными.

Полюдье (стар.) — временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со своей дружиной, но и со всей своей семьей; в 1154 г. во время П. у Юрия Долгорукого на одном стану родился сын Всеволод. В XIII в. П. уже не встречается; его заменяют "кормы".

("хождение по людям") - объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже - сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно осенью или зимой, по окончании сбора урожая. При этом размер дани, видимо, не был определен, что вело к злоупотреблениям. После убийства во время П. кн. Игоря (945) на терр., прочно вошедших в состав Древнерус. гос-ва, П. было отменено. По документам 12 в. в Новгородской и Смоленской землях П. - фиксированная ден. повинность, сбор к-рой производили князья, а иногда он передавался феодалам. В Вел. княжестве Литовском в 15-16 вв. П. наз. подношения населения наместнику при объезде им волости.

Лит.: Юшков С. В., Общественно-политич. строй и право Киевского гос-ва, М., 1949; Любавский М. К., Областное деление и местное управление Литовско-Рус. гос-ва, "ЧОИДР", 1892, кн. 3-4.


Полюдьем в Древней Руси называли способ сбора дани с покоренных племен княжеской администрацией. Постоянной администрации и органов по сбору налогов в древности не существовало, поэтому князь с дружиной лично объезжал свои владения.

Процесс полюдья

Как явление оно существовало с IX до XII веков. Князь собирал дружину осенью, то есть после сбора урожая крестьянами-общинниками (смердами) и объезжал свои владения. Как правило, полюдье продолжалось с ноября до апреля.

Полюдье

Рис. 1. Полюдье.

В источниках того времени упоминается, что князь выезжал из Киева и объезжал по часовой стрелке такие племена – древлян, дреговичей, кривичей, северян и, возможно, радимичей. Сбор дани завершался в апреле и князь часто уходил с дружиной в какой-нибудь военный поход, например, на Византию.

Первым источником, в котором упоминается полюдью, является трактат “Об управлении” империей под авторством византийского императора Константина Багрянородного. Он был составлен около 950 года.

Полюдье на Руси

Рис. 2. Полюдье на Руси.

Особенности сбора дани

Численность отряда князя, который шел на полюдье, определялся в 100-200 человек. Пока хозяин собирал дань, он жил в гостях у племенного вождя и тот обязан был его содержать.

В 945 году князь Игорь был убит во время полюдья. После похода на Византию он пошел собирать дань с древлян. Ему показалось, что собрал мало и при второй попытке ее взять, он был убит. После этого, его жена – Ольга, отомстила древлянам за убийство мужа и установила порядок сбора дани. Ее стали свозить на погосты, а размер дани стал называться “урок”. Позже дань стали собирать княжеские наместники.

Одно из последних упоминаний полюдья в летописях относится к 1190 году. Его провел князь Всеволод Большое Гнездо. Скорость сбора дани составила 7-8 километров в день.


Рис. 3. Полюдье князя.

Что мы узнали?

Необходимо знать, что такое полюдье для понимания экономики Древней Руси. До появления постоянной княжеской администрации так был организован сбор дани.

ПОЛЮДЬЕ - у восточных сла­вян, а за­тем в Древнерусском го­су­дар­ст­ве объ­езд князь­я­ми под­чи­нён­ной тер­ри­то­рии со взи­ма­ни­ем различных по­бо­ров с на­се­ле­ния; в XII - начале XVI веков оп­ре­де­лён­ный на­лог с на­се­ле­ния в русских зем­лях и кня­же­ст­вах, Русском государстве.

Близ­кие ана­ло­гии полюдья об­на­ру­жи­ва­ют­ся в со­сед­них ре­гио­нах: например, поль­ский стан (stan) и скандинавская вейц­ла (veizla). Рас­про­стра­не­ны так­же пред­став­ле­ния о полюдье как о все­мир­но-ис­то­рическом яв­ле­нии (Ю.М. Ко­би­ща­нов и другие).

Исторические ис­точники:

Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный. Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей: Текст, пе­ре­вод, ком­мен­та­рий. 2-е изд. М., 1991;

Пол­ное со­б­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. М., 1997. Т. 1;

Древ­няя Русь в све­те за­ру­беж­ных ис­точ­ни­ков: Хре­сто­ма­тия. М., 2009. Т. 3: Вос­точ­ные ис­точ­ни­ки.

Полюдье в Древней Руси — это интереснейшее историческое явление. О нем кратко и поговорим: разберем массу интересностей, которые помогут Вам запомнить как это явление, так и связанные с ним понятия. Кстати, если готовитесь писать сочинения по истории, то рекомендую взять его на заметку.

Полюдье в Древней Руси это.

Есть такой метод работы с историей, который я постоянно использую в своей работе. Он позволяет запоминать больше событий, понятий терминов. Чем больше вы погружаетесь в историю, изучая те или иные интересные нюансы, тем прочнее встают в жесткую логическую связь исторические понятия и термины. Итак, приступим!

Об эволюции полюдья

Полюдье — это система сбора дани в Киевской Руси, при которой князь объезжал подвластные земли. Таково краткое “учебниковое” определение. На самом деле все было несколько сложнее.

Важно понимать, что полюдье — эволюционировало и представляло собой целый социальный институт.

Первые свидетельства о нем историки находят в трудах арабского историка Ибн Руста, в сочинении императора Византии Константина Багрянородного “Об управлении империей” и в трудах еще одного арабского источника Гардизи.

Изначально полюдье — это был объезд князем территории, которую он защищал. Объезд начинался с ноября и завершался к апрелю. За это время население добровольно содержало его и его дружину, а также добровольно подносило разные дары. Ибн Русте говорит о халатах, которые местные подносили князю. Конечно же никаких халатов у славян не было, просто этим словом у арабов обозначается не только одежда, но и подарки.

Кроме того, такой известный историк как И.Я. Фроянов считал, что такой объезд князем имел ритуальное значение. Современные исследователи либо не критикуют это построение, либо уточняют, что вероятно, полюдье имело характер легитимизации княжеской власти. Ведь если население добровольно отдает дары и содержит князя, то понятно, что оно признает его власть над собой.

Кроме того, современные исследователи считают, что князь во время полюдья вершил суд на своих землях: ведь никакой государственной централизованной систему судопроизводства на Руси не существовало из-за небольшого прибавочного продукта, малочисленности населения и обширных территориях.

Повод так считать дает летописное сказание о Ростовском восстании 1071 года, которое содержится в Повести Временных Лет, которое было, по всей видимости, записано со слов непосредственного участника событий наместника князя Яна Вышатича. Когда он находился в полюдье, в Ростовской земле возникло восстание: местные волхвы науськали местных убить зажиточных и свободных женщин и разграбить их имущество.

Ростовское восстание волхвов в 1071 году

Ян Вышатич предложил восставшим выдать волхвов, но те отказались и были разбиты. Ввиду немногочисленности отряда Ян вошел в Ростов и озвучил горожанам простой выбор: либо они ищут и выдают участников восстания, либо они платят дикую виру за каждую убитую женщину (по 20 гривен), а также Ян находится целый год в этой земле в полюдье, в течение которого горожане обязаны содержать его самого и его людей.

Эти меры привели бы к разорению города, а отказ, вероятно, войну с Киевом. Поэтому горожане выдали зачинщиков. Таким образом очевидно что во второй половине 11 века во время полюдья князь или княжеский представитель мог вершить правосудие и иные сыскные мероприятия. Вероятно, эти же права имел князь и в более раннее время.

В дальнейшем, к 12 веку полюдье, во-первых, стало отстраняться от личности князя, и уже означало не все подряд (дары, дань, кормление и пр.), а какой-то строго оговоренный и понятный налог.

Таким образом за 200 лет полюдье эволюционировало от добровольных даров и объезда князем своей территории — к конкретному прямому налогу.

Важно конечно понимать, что полюдье — это не сборник законов древнерусского государства, и не денежный оброк. Не стоит так вольно распоряжаться историческими понятиями.

Читайте также: