Что такое почвенное питание растений 6 класс биология кратко

Обновлено: 05.07.2024

У растений существует два вида питания — почвенное, или корневое, и воздушное. Оба они одинаково важны и дополняют друг друга. Воздушное питание, или фотосинтез, подробно описан в другой статье, а здесь мы разберем, как осуществляется почвенное питание растения.

Для жизни растениям необходимы, кроме света и воздуха, вода и минеральные соли. Составляющие их химические элементы — металлы и неметаллы — входят в состав тканей и органов растений, участвуют в синтезе ферментов, витаминов и большинства органических веществ внутри клетки, являются катализаторами различных химических реакций.

Особенно важны для растения макроэлементы — четыре металла — кальций, магний, калий и железо, — и три неметалла — азот, фосфор и сера. Недостаток этих химических элементов в почве сразу отражается на состоянии растения. Так, при дефиците азота, у растений мельчают и желтеют листья, растения плохо развиваются. Недостаток калия приводит к снижению урожайности и устойчивости к неблагоприятным факторам среды. Дефицит магния ухудшает процессы фотосинтеза в хлоропластах и т.д.

В меньших количествах, но также необходимы растению и микроэлементы — марганец, цинк, бор, кобальт, никель, хлор, кремний, молибден и др.

Минеральные вещества могут всасываться корнями только в виде водного раствора их солей. Вот почему вода является необходимым условием существования растений. Во-первых, она — растворитель, а во-вторых — транспортное средство для минералов.

Мембраны клеток всасывающей зоны корня, корневых волосков, являются полупроницаемыми, они свободно пропускают молекулы воды, но плохо проницаемы для солей, которые попадают внутрь клеток в основном с помощью активного транспорта, при помощи белков-переносчиков, встроенных в мембраны клеток. Соответственно, процесс этот требует много энергии, поэтому в клетках всасывающей зоны много митохондрий.

Вода же всасывается пассивно, при помощи физического явления — осмоса. Более концентрированный раствор солей внутри клетки притягивает молекулы воды, заставляя ее входить в клетку. Этот процесс одностороннего прохождения растворов через полупроницаемую мембрану и называется осмосом.

Конечно, клетки корня не могут растягиваться бесконечно, и поэтому они с силой выталкивают воду с растворенными минеральными веществами дальше, вглубь корня, где она попадает в сосуды и трахеиды — проводящие ткани растения. По ним растворы поднимаются по стеблю к другим частям растения. Давление, оказываемое на растворы при их транспорте наверх по сосудам, называется корневым давлением. Конечно, одного корневого давления недостаточно, чтобы поднять раствор, например, по стволу высокого дерева. Поэтому у корневого давления есть помощник — сосущая сила листьев, обусловленная испарением листьями воды.

По мере роста растений почва, на которой они растут, истощается. Особенно, если это культурные растения, и сбор урожая мешает естественному частичному возврату минеральных веществ в почву с листьями и плодами. Поэтому в сельском хозяйстве принято регулярно вносить удобрения и минеральные подкормки. Тут, однако, нужно помнить, что избыток макро и микроэлементов может повредить растению и даже сделать его ядовитым.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь .

Удобрения - вещества для питания растений и повышения плодородия почв.

Минеральные удобрения - это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.

Органические удобрения - удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)

Корневое давление - давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.

Почвенное питание - процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.

Корневые волоски - выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.

Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.

1. Растение становится бледно - зеленым.

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

5. Листья растения желтеют.

Правильный вариант ответа:

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.

Правильный ответ:

По способу питания все организмы делят на автотрофные и гетеротрофные (от греч. аутос — сам, гетерос — иной, другой, тпрофе — пища). Гетеротрофные организмы используют для питания готовые органические вещества. К этой группе относятся все животные и человек, грибы, большинство бактерий и некоторые растения (заразиха, Петров крест).

Автотрофные организмы образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии света. Растения справедливо называют уникальной фабрикой органических веществ. Ежегодно они создают сотни миллиардов тонн органических веществ, которыми питаются все другие организмы, в том числе и человек.

Большинству растений свойственно почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Водоросли, а также некоторые водные растения усваивают питательные вещества всей поверхностью тела. Растения осуществляют почвенное питание с помощью корней.

В корне от верхушки до основания выделяют четыре зоны: деления, растяжения (роста), поглощения (всасывания), проведения (рис. 38).

Строение корня

Рис. 38. Строение корня

В почвенном питании растений важную роль выполняет зона всасывания, в которой располагаются корневые волоски (см. рис. 38).

На 1мм 2 поверхности корня может располагаться от 200 до 400 корневых волосков. За счет огромного числа корневых волосков всасывающая поверхность корня возрастает примерно в 18 раз. На рисунке видно, что корневой волосок — одна сильно вытянутая клетка длиной 1—2 мм. Корневые волоски недолговечны и постоянно обновляются. Они покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы (рис. 39). Благодаря этому облегчается всасывание воды с растворенными веществами.

Срез корня в зоне всасывания

Рис. 39. Срез корня в зоне всасывания

Корневые волоски поглощают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, которые поступают в соседние клетки, а затем в сосуды корня. По сосудам под давлением водный раствор поднимается в другие органы растения. Это давление называют корневым давлением.

Ответьте на вопросы

  1. Чем отличается питание растений от питания животных?
  2. Какой участок корня осуществляет всасывание водного раствора из почвы?
  3. Что такое почвенное питание растений?

Новые понятия

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений.

Подумайте!

Как отразится на растении недостаток минеральных веществ в почве?

Моя лаборатория

Наблюдать корневое давление вы сможете, если у комнатного растения бальзамина срежете стебель на высоте 10 см и на пенек наденете короткую резиновую трубку, которая соединит пенек со стеклянной трубкой (рис. 40). Почву в горшке следует полить теплой водой, после чего вода начнет подниматься по трубке и вытекать из нее. Подумайте, что изменится, если почву полить холодной водой.

Схема опыта: поглощение воды корнем

Рис. 40. Схема опыта: поглощение воды корнем

Чтобы узнать, какие минеральные вещества растения поглощают из почвы, в одном сосуде готовят питательный раствор, содержащий в небольших количествах все необходимые растению минеральные соли. В другой сосуд наливают раствор, исключив из него калий, в третий — исключив азот, в четвертый — железо, в пятый — кальций, в шестой — фосфор. В сосуды помещают одинаковые растения и наблюдают за их развитием, отмечая, как изменится высота и окраска растений во всех сосудах.

Эти опыты позволили установить, что растения хорошо развиваются лишь в том случае, если в растворе содержатся в достаточном количестве все минеральные соли.

Другими опытами было доказано, что из химических элементов растению больше всего необходимы азот, калий и фосфор.

По окраске, форме, размерам растения можно определить, каких веществ ему не хватает. Так, при недостатке азота растение становится бледно-зеленым. При нехватке фосфора у картофеля желтеют и отмирают ткани по краям листьев. Признаком недостатка калия служит появление на листья бурых пятен.

Удобрения. За лето растения используют много минеральных веществ. Например, пшеница на площади 1 га поглощает из почвы более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. Поэтому следует систематически восполнять запасы минеральных веществ в почве, вносить их своевременно и строго по нормам.

Удобрения разделяют на минеральные и органические.

Удобрения

В последнее время при выращивании растений применяют микроудобрения. Они необходимы растениям в очень небольших количествах. При этом значение микроудобрений велико. Они повышают устойчивость растений к болезням, неблагоприятным условиям окружающей среды.

Восполняя недостаток тех или иных веществ в почве, нужно помнить, что вносить удобрения следует строго по норме, так как их излишек может повредить растениям, вызвать угнетение роста, развития, снизить урожай. Так, при избытке азота растения сильно вытягиваются в длину. В клубнях картофеля снижается содержание крахмала, в листьях капусты — сахара. Из-за этого картофель и капуста плохо хранятся, быстро гниют. Избыток азотных удобрений ведет к перенасыщению растений нитратами — вредными для здоровья веществами.

Минеральное питание растений фотосинтез (биология 6 класс)

Биология

Для здорового роста и развития растениям следует получать все необходимые для жизни компоненты. Питание для представителей флоры играет основную роль. Процесс обмена веществ у любого организма является главным признаком жизни. Суть питания состоит в том, что необходимые вещества поступают в органы и ткани. Изучается минеральное питание растений и фотосинтез по биологии в 6 классе, по подробным схемам и в форме рефератов.

Общие сведения

Растениям, как и любым другим живым существам, нужна энергия, которая находится в цепях особых химических соединений. Представители флоры все им необходимые элементы получают из земли и воздуха, что является их особенностью. Человеку требуются знания о том, чем удобрять почву, чтобы, к примеру, повысить урожай.

Существуют группы организмов, которые можно разделить по типу питания. Первые сами для себя создают органику. К таким относятся все растения и некоторые микроорганизмы. Для синтеза органических веществ автотрофы затрагивают несколько видов энергии:

 минеральное питание растений 6 класс

  • Водоросли и растения используют энергию солнца.
  • Бактерии относятся к хемотрофам, так как окисляют соединения минералов.
  • Другая часть бактерий, грибы и животные насыщаются готовой органикой разными способами. Их называют гетеротрофами.

В мире существует множество удивительных видов растений. Их способы насыщения могут меняться и зависеть от окружающих условий.

Почвенное питание растений

В конспектах по биологии за 6 класс минеральному питанию растений отводится много разделов.

Почвенное питание растений

Поэтому все знают, что урожайность зависит от количества влаги и от качества почвы. Для нормального развития растениям требуются минеральные соли, которые они втягивают с помощью корней.

Эти растворы с помощью проводящей ткани расплываются по стеблю и листьям.

Главными питательными элементами являются:

Все эти макроэлементы требуются представителям флоры в огромном количестве, и заменить какой-либо элемент не получится. Но и микроэлементы имеют значение для развития побегов и корневища.

В агрохимии ими питают почву как удобрениями:

 минеральное питание растений и значение воды

Азот тоже играет важную роль и способствует росту побегов. Главным признаком нехватки азота являются пожелтевшие и увядшие стебли и листья. Воздух обычно содержит в себе нужное количество элемента. Но атмосферный азот не может усваиваться растениями. В этом им помогают специальные бактерии, которые делают из важного элемента растворимые соли. Корни поглощают их вместе с водой из земли. А также руками человека азот может быть внесен в виде удобрений, которые используются в качестве добавки по весне, при формировании растения.

Сам эффект питания минералами зависит от влажности почвы. Ведь растения могут питаться только растворенными элементами. Именно поэтому при засухе флора не выживает. Но и избыток воды в почве приводит к гниению корней.

Воздух — важнейший компонент, находящийся в земле. Корням необходима для развития хорошая воздушная подушка, которая создается при помощи рыхления.

Помимо человека, в этом процессе могут помочь и земляные обитатели, к примеру, дождевые черви и многие насекомые. Они питают землю кислородом и глубже заносят полезные органические вещества.

Понятие фотосинтеза

Фотосинтез и дыхание — это противоположные друг другу процессы. Но они протекают одновременно и крайне необходимы растениям. Суть воздушного питания заключается в поступлении в листья углекислого газа и последующей реакции с другими веществами. В итоге получается глюкоза, она используется как источник энергии. Такой процесс называется фотосинтезом.

 питание растений

Почвенное и воздушное насыщение тесно связываются между собой. Минеральные растворы поступают из подземных частей в побеги и листья. И наоборот, органические вещества из листьев поступает в корень.

В процессе фотосинтеза, помимо глюкозы, образуется кислород, который необходим для жизнеспособности как животным, так и грибам с растениями. Фотосинтез занимает два этапа: световой и темновой. Хлорофилл — это зеленый пигмент, который поглощает солнечную энергию. Результатом получается фотолиз: вода распадается на водород и кислород под действием солнца. Затем запускается восстановительный процесс углекислого газа.

В ходе фотосинтеза происходит процесс питания в клетках, называемых хлоропластами. В них находится красящий пигмент, из-за чего они имеют зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл.

Требуется углекислый газ и вода, чтобы провести процесс фотосинтеза. Только при солнечных лучах возникает химическая реакция. Вода проникает через корни, а листья впитывают углекислый газ.

Насекомоядные представители

Это самый необычный способ питания у растений, которые относятся к хищным, или насекомоядным.

В окружающем мире их насчитывают более 650 тысяч разновидностей. У них специальные ловчие приспособления, которые им помогают в охоте на мелких насекомых. Такие растения также пользуются и автотрофным питанием, но зато при возможности поглощения живых организмов они намного меньше имеют зависимость от содержания азота в земле.

Большинством представителей хищников являются многолетние травы или мелкие кустарники. Росянка и пузырчатка являются самыми известными примерами. На австралийском континенте обитает самый огромный представитель хищного растения, который питается мелкими лягушками и ящерками, это библис.

Паразитические виды

У таких разновидностей нет нужны в минеральном питании. Они чаще всего неспособны осуществлять фотосинтез. Такие паразиты насыщаются соком других представителей флоры. Таким примером является заразиха, которая получает нужные ей питательные вещества из тыквы.

 минеральное питание растений

Повилика является распространенным паразитом. После прорастания семени ее корень засыхает, а стебель вьется вокруг хозяина и прикрепляется с помощью специальных присосок. Они высасывают для себя органические и минеральные вещества. Многие культуры гибнут из-за таких паразитических видов, которых насчитывается примерно 4 тысячи.

Существует семейство раффлизиевых, у которых цветок огромных размеров и может в диаметре достигать 1 метра. Оно само полностью сидит в другом растении, а снаружи можно заметить только цветки. Семейство санталовых также является примером паразитирующего вида. Встречаются они исключительно на тополе.

Существуют и полупаразиты, так как их питание через почву затруднено. Это объясняется тем, что у них не сильно развиваются органы, находящиеся под землей, а также тем, что мало волосков на корнях. Для нужного количества поглощения воды у таких представителей существуют специальные присоски на корнях.

Среди растений встречаются как автотрофные, так и гетеротрофные виды.

Одни питаются солнцем, минеральными веществами, другие — мелкими животными, переваривая их при помощи специальных желез. И еще одной группой являются паразиты, зависящие от хозяина.

Читайте также: