Что такое плод кратко 1 класс
Обновлено: 02.07.2024
Плод растений — разросшиеся и видоизменившиеся части цветка покрытосеменных растений, в которых формируется одно или несколько семян.
Основная функция плода — защита семени или семян от различных неблагоприятных внешних факторов. Кроме этого плод принимает участие в формировании и распространении семян. Развитие репродуктивности цветковых растений заканчивается с образованием плода.
Из чего образуется плод
Плод образуется из разных частей цветка в результате оплодотворения. Отдельные покрытосеменные образуют плод без оплодотворения: он называется партенокопическим и не имеет семени.
Партенокопические плоды — банан, мандарин, огурец, виноград.
Классификация плодов
Все плоды делятся по способу образования. Выделяют:
- простые плоды;
- сложные или сборные плоды;
- дробные плоды;
- членистые плоды.
Важно, из чего развивается плод.
Простые плоды формируются из одного пестика, который образован апокартным или ценокарпным гинецеем.
Простой плод у вишни, гороха, пшеницы, тюльпана, мака.
Сложный или сборный плод формируется из нескольких пестиков. В этом случае цветок отличается апокарпным многочленным гинецеем. Из каждого пестика формируется отдельный плод.
Сложные плоды — малина, ежевика.
Отдельные плоды образуют сборный плод. Сборные плоды еще называют многоорешками, многокостянками и многолистовками.
Дробные плоды образуются из многогнездой завязи ценокарпного гинецея: в этом случае каждое звено отвечает за формирование отдельного плода.
Схизокарпии — распадающиеся ценокарпии, отдельные доли которых называются мерикарпиями.
К примеру, плоды мальвовых распадаются на незамкнутые мерикарпии и называются калачиками. А вот плоды губоцветных и бурачниковых причисляются к ценобиям и характеризуются наличием четырех орешковидных долей.
Что касается членистого плода, то он представляет собой плод, который распадается на членики. При этом количество члеников не соответствует количеству гнезд.
Членистый плод у дикой редьки, сераделла, разноцветного вязеля.
Соплодие — плод, образованный из соцветия.
Особенности строения плодов
Все плоды имеют разные размеры, форму, окраску, способ раскрывания и консистенцию околоплодника — в соответствии с морфологическими признаками и функциями.
На строение плода влияет также количество пестиков и плодолистиков, а еще — число гнезд в завязи.
После процесса оплодотворения стенка завязи формирует околоплодник или перикарпий. По строению околоплодники могут различаться — отсюда и многообразие плодов. Основная функция околоплодника — накопление питательных веществ.
В перикарпии есть 3 слоя:
- Внешний. Его называют экзокарпий. Это производная эпидермиса. Он состоит из клеток, которые плотно сомкнуты и являются утолщенными. Экзокарпий бывает двух вариантов: тонкий и блестящий, а также толстый и железистый.
- Средний. Он получил название мезокарпий. Формируется средний слой из мезофилла плодолистика. Мезокарпий является съедобным: это мягкая сочная часть плода. Но у некоторых он бывает сухим и малоразвитым — стручок. Незрелые плоды зеленого цвета — все потому, что клетки мезокарпия фотосинтезируют.
- Внутренний. Это эндокарпий. Он образуется из внутренней эпидермы плодолистика. В зависимости от вида растения бывает однослойным и многослойным.
Косточковые образуют слой эндокарпия при помощи склерифицированной ткани. У цитрусовых эндокарпий — сочная основная часть плода.
У разных видов разное соотношение слоев околоплодника. Это напрямую связано со строением плода.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Урок: Познание мира
Учитель: Головачева В.С.
Тема : Плоды
Цель : Изучение роли плодов, их необходимость для человека.
Задачи : Познакомить с разнообразием плодов;
Формировать навыки исследовательской деятельности, функциональной грамотности учащихся;
Развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать и делать выводы;
Развивать память, мышление в процессе наблюдения; воспитывать самостоятельность, трудолюбие, любознательность.
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
2. Актуализация опорных знаний.
Вспомним, что мы знаем о растениях. На какие три группы делятся все растения? К какой группе относится тополь?
Продолжите моё предложение: Сирень является растением группы…(кустарники).
Одуванчик, подорожник относятся к группе растений…(травы).
На прошлом уроке мы сделали вывод, что у всех групп растений органы растений одинаковые. Что мы называем подземной частью растений? (корень). Для чего растениям нужен корень? Какие органы растений являются надземной частью растения?
Зачем растениям нужны стебель и листья?
3. Постановка проблемы.
Ребята, посмотрите и назовите, что лежит у меня в корзине? (называют овощи и фрукты).
Как одним словом можно назвать то, что лежит у меня в корзине? Плоды.
4. Изучение нового материала.
Из чего образуются плоды? (из цветов).
Плод - это орган размножения растений, появляющийся из цветка и имеющий семена.
Практическая работа: на партах лежат дольки яблока, мандарина, миндаль. Что вы ощутили во рту, когда ели эти фрукты?
Вывод: плоды бывают сухие и сочные.
Что значит сочные плоды? Что мы узнали о сухих плодах?
- Раскололся тесный домик на две половинки,
И посыпались в ладони бусинки-дробинки (горох).
- Круглый и гладкий, большой, тяжёлый, сладкий.
Мякоть моя красная, снадобье прекрасное (арбуз).
- Красный нос в землю врос, а зелёных хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос (морковь).
- Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (малина).
- Летом в огороде свежие, зелёные.
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (огурцы).
- Круглый, зрелый, загорелый попадался на зубок,
Расколоться всё не мог.
А попал под молоток, хрустнул раз – треснул бок (орех).
Назовите среди них сухие и сочные плоды.
Винни-Пух и Пятачок собрались в гости к Кролику. Винни-Пух возьмёт с собой сочные плоды, а Пятачок – сухие. Помогите им собрать нужные плоды.
На партах лежат картинки с изображениями плодов. Пара объясняет: сухой это плод или сочный и прикрепляет на доске рядом с персонажем.
5. Работа по учебнику
Чтение статьи учителем или хорошо читающими детьми.
Что ещё узнали о плодах?
В каком виде употребляет человек плоды в пищу?
Полезны ли газированные напитки? Чем полезны соки?
Стихи о сок содержащих овощах и фруктах.
Я – морковка, рыжий хвостик,
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щёчки заалели.
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей.
Яблоко – чудесный фрукт.
Я расту и там и тут.
Полосатое, цветное, свежее и наливное.
Сок мой тоже всем полезен,
Помогает от болезней.
Соком спелым налилась
К ней с лукошком пробралась
Продолжая разговор, улыбнулся помидор:
Я, друзья, бываю разный,
Жёлтый, розовый и красный.
Я красивый, я опрятный
Любят все мой сок томатный.
Зёрна красные горят
Сок готовит нам гранат.
Сок гранатовый густой
В нём луч солнца золотой.
А что такое витамины?
Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах и фруктах. Они полезны для организма человека. От недостатка витаминов человек болеет.
Стихи про то, в каких продуктах какие витамины
7. Самостоятельная работа
Записать в таблице названия сухих и сочных плодов.
8. Рефлексия
О чём мы говорили на уроке? Что нового вы узнали? Что понравилось на уроке?
Задумайтесь, перед тем, как сорвать цветок у растения, о том, что вы лишаете его будущего плода, который может пригодиться человеку или животным и птицам.
Все ребята работали хорошо. Молодцы!
9. Домашнее задание
Нарисовать плод, который вас заинтересовал, наклеив рядом семена плода.
Краткое описание документа:
Урок по познанию мира "Плоды" начался с психологического настроя в стихотворной форме. При проверке домашнего задания учащиеся определили, что растения делятся на три группы, назвали какие общие части есть у растений и какую функцию они выполняют. Изучение нового материала началось с постановки проблемы. В ходе работы учащиеся пришли к выводу о том, что такое плод, как он появляется и его роль. В ходе практической работы детям были предложены плоды: мандарин, яблоко, груша, миндаль, фасоль, горох. Учащиеся сделали вывод, что плоды бывают сухие и сочные.В качестве закрепления материала проведена игра "Угадай, кто я?". На следующем этапе урока дети работали в парах. Задания парам: определить к какой группе относится плод, изображённый на картинке. Дети обосновывают свой ответ. Затем, вниманию учащихся был представлен ассортимент соков и напитков. Два ученика выбрали на свой вкус напитки и обосновали свой выбор. В итоге обсуждения сделан вывод, что газированные напитки вредны для здоровья, а соки полезны, так как в них содержатся витамины. Подготовленные учащиеся рассказали стихотворения о витаминах групп A,B,C. В качестве рефлексии учащимся было предложено изобразить своё настроение на стикерах-яблоках и прикрепить стикер на рисунок яблони. Яблоня в ответ "угостила" детей своими плодами.
Плод (лат. fructus ) — видоизменённый в процессе двойного оплодотворения цветок; орган размножения покрытосеменных растений, образующийся из одного цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян. Многие плоды — ценные продукты питания, сырьё для получения лекарственных, красящих веществ и т. п.
Науку, изучающую плоды, называют карпологией. Раздел карпологии, изучающий закономерности распространения плодов и семян, называют карпоэкологией (иногда карпоэкологию понимают в широком смысле — как синоним диаспорологии, науки, изучающей закономерности распространения диаспо́р).
В фармакогнозии плодами ( Fructus ) называют любые типы плодов, их части, а также соплодия [1] .
Содержание
Развитие плода
Как правило, плод развивается после оплодотворения, но у части покрытосеменных может образовываться и в результате апомиксиса, то есть развитие зародыша семени без оплодотворения (партенокарпические плоды).
Морфологической основой плода является гинецей, прежде всего завязь. Прочие части цветка — околоцветник, тычинки и чашечка — чаще быстро увядают, но нередко изменяются и вместе с гинецеем также принимают участие в формировании плода, становясь сочными или, напротив, деревянистыми или пленчатыми. Самые глубокие изменения происходят в завязи. Её стенки разрастаются за счёт усиленного деления клеток и увеличения их размеров. После опыления происходит существенное изменение направленности транспортных потоков и перераспределение питательных веществ в сторону развивающихся плодов. У травянистых растений (особенно у однолетних) практически все синтезируемые органические вещества используются развивающимися семенами и плодами, что ведёт к истощению других тканей растения. Многие растения плодоносят только раз за всю свою жизнь.
Созревание начинается с того, что плод прекращает рост, разлагаются хлорофилл и дубильные вещества, в вакуолях накапливаются пигменты, определяющие характерную для данного вида окраску плодов. У некоторых видов растений, например картофеля, плоды даже при созревании остаются зелёными. В стенках плода сосредотачиваются различные пластические и энергетические вещества: белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины и т. п. Зрелый плод характеризуется совокупностью только ему присущих особенностей. Плод несёт семя или семена, которых у ряда растений может быть до нескольких тысяч. Это важнейшая его часть, обеспечивающая воспроизведение данного вида в ряду поколений. Однако, по массе семена, как правило, относятся к меньшей части плода. В природе и особенно в культуре встречаются бессемяные плоды. В результате длительной селекции выведены бессемянные сорта винограда (Vitis), банана (Musa) и т. д.
Зрелые семена прикрепляются к околоплоднику в тех местах, где в завязи располагалась плацента, либо свободно лежат в полости плода, либо плотно окружены мясистой стенкой. Максимальное число семян в плоде равно числу семязачатков, но обычно меньше, так как не все семязачатки достигают зрелости.
Созревший плод переходит в последнюю стадию — отмирания, в ходе которой в плод обычно не поступают новые вещества, не делятся и не растут клетки, и постепенно ткани плода разрушаются и сгнивают. У большинства цветковых растений созревший плод опадает и отмирает уже на грунте.
Строение плода
В образовании плода принимают участие различные части цветка, но прежде всего завязь. Из стенки завязи формируется стенка плода — околоплодник или перикарпий. В перикарпии обычно различают три слоя: наружный — экзокарпий или эпикарпий, средний — мезокарпий и внутренний — эндокарпий. Семена формируются из семяпочек.
Все три слоя, обычно, хорошо различимы. Например, в плоде вишни тонкий кожистый наружный слой — экзокарпий, съедобная сочная мякоть плода — мезокарпий, твёрдая косточка из каменистой ткани, окружающая единственное семя — эндокарпий. Нередко эти слои околоплодника различаются слабо, даже при анатомическом исследовании, что связано с деформацией и сдавливанием клеток при созревании плода.
Классификация плодов
В большинстве классификаций плоды обычно разделяют на настоящие или истинные (формирующиеся из разросшейся завязи) и ложные (в их образовании принимают участие и другие органы). Настоящие плоды подразделяют на простые (сформированные из одного пестика) и сворные, сложные (возникшие из многочленного апокарпного гинецея). Пример сворных плодов: сложный орешек или многоорешек (шиповник), сложная семянка (клубника, земляника), сложная костянка (малина), фрага или земляничина (многоорешек на разросшемся при созревании мясистом цветоложе). Простые плоды делят по консистенции околоплодника на сухие и сочные.
I. Сухие — с сухим околоплодником:
II. Сочные — с сочным околоплодником:
-
(плод черники, смородины, томата); (плоды яблони, груши, рябина); (плоды арбуза, тыквы, кабачка); , или померанец (плод цитрусовых); (плод граната).
- сочная костянка (вишня, слива, персики);
- сухая костянка (грецкий орех).
Сложные плоды называют, исходя из названий простых плодов (многолистовка, многокостянка, многоорешек и т. д.).
Плод - генеративный орган покрытосеменных растений, включающий в себя семена и образующийся из одного цветка. Плод играет ключевую роль в размножении и распространении цветковых (покрытосеменных) растений.
Главная функция плода - формирование, защита и распространение содержащихся в нем семян. Плоды употребляют в пищу животные, и, что очень важно, семена устойчивы к действию соков в пищеварительном тракте за счет плотных покровов - семенной кожуры, так что семена выходят из ЖКТ неповрежденными.
Количество семян в плоде равно количеству семязачатков, образующихся в завязи. Из стенок завязи развивается околоплодник, защищающий семена от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Околоплодник также называется перикарпий от греч. karpós плод. Перикарпий состоит из трех слоев: наружного - экзокарпия (гр.exo снаружи, вне), среднего - мезокарпия (от греч. mesos средний, промежуточный), внутреннего - эндокарпия (греч. endo — внутри).
Деление плодов на группы
- По количеству семян плоды подразделяются на:
- Односемянные - имеют одно семя, развившееся из единственного семязачатка. У подсолнечника, пшеницы.
- Многосемянные - содержат множество семян, каждое из которых сформировано одним семязачатком. У тыквы, помидора, гороха, смородины.
- Сочные - околоплодник представлен сочной мякотью. Вишня, огурец, крыжовник, слива, яблоня.
- Сухие - с кожистым или деревянистым околоплодником. Пшеница, подсолнечник, горох, капуста.
- Вскрывающиеся - сухие многосемянные плоды. У них плоды раскрываются и семена выпадают. Такие плоды есть у гороха (раскрываются двумя створками), мака (раскрываются двумя дырочками).
- Невскрывающиеся - почти все односемянные и сочные плоды. Орех, желудь, зерновка.
Виды плодов
Плоды подразделяются на основе типа гинецея. Гинецей (лат. gynaecēum, греч. — женская половина [в древнегреческом доме]) - совокупность плодолистиков цветка, образующих один или несколько пестиков цветка.
Имеется и другое определение. Гинецей - совокупность пестиков цветка (частей цветка, образованных плодолистиками). На основе этого выделяют:
Гинецей состоит из одного пестика, образованного одним плодолистиком.
-
Однолистовка - сухой многосемянной плод, вскрывающийся по брюшному шву. Такие плоды имеются у растений рода сокирки (консолида), у цимицифуги, багрянника, живокости полевой.
Из каждого отдельного пестика на цветке развивается свой свободный плод, эволюционно эти плоды наиболее древние. Возникают из цветов с верхней завязью.
-
Многокостянка - многосемянной сборный плод, состоящий из двух или более сочных костянок на сухом цветоложе. Мезокарпий у каждого плода сочный, эндокарпий - сухой. Имеется у малины, ежевики.
Земляничина (фрага) - плод типа многоорешка, с особенностями: у земляники орешки расположены в мякоти сочного разросшегося цветоложа.
Наиболее многочисленная группа плодов, развивающихся из цветков, как с верхней, так и с нижней завязью. Несмотря на то, что завязь в цветке одна, ее происхождение связано со сращением между собой двух и более плодолистиков.
-
Ягода - многосемянный невскрывающийся плод с сочным мезокарпием, экзокарпий которого состоит из тонкой кожицы. Есть у помидора, смородины, винограда.
У псевдомонокарпных плодов в гинецее изначально закладывается два и более плодолистиков, но развивается только один, остальные подвергаются редукции.
-
Семянка - односемянный сухой невскрывающийся плод у растений с кожистым (большей частью) околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой. Характерен для представителей семейства сложноцветные: одуванчик, подсолнечник, череда, репейник.
Соплодие
Соплодием называют любую совокупность близкорасположенных или сросшихся плодов, развивающуюся из соцветия (нескольких цветков). Вы должны проводить четкую границу между соплодием и сборным плодом, который возникает из одного цветка. Примерами соплодия являются ананас (срастание плодов), у калины соплодие образуется из щитка (близкое расположение плодов).
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Читайте также: