Что такое плод кратко 1 класс

Обновлено: 02.07.2024

Плод растений — разросшиеся и видоизменившиеся части цветка покрытосеменных растений, в которых формируется одно или несколько семян.

Основная функция плода — защита семени или семян от различных неблагоприятных внешних факторов. Кроме этого плод принимает участие в формировании и распространении семян. Развитие репродуктивности цветковых растений заканчивается с образованием плода.

Из чего образуется плод

Плод образуется из разных частей цветка в результате оплодотворения. Отдельные покрытосеменные образуют плод без оплодотворения: он называется партенокопическим и не имеет семени.

Партенокопические плоды — банан, мандарин, огурец, виноград.

Классификация плодов

Все плоды делятся по способу образования. Выделяют:

  • простые плоды;
  • сложные или сборные плоды;
  • дробные плоды;
  • членистые плоды.

Важно, из чего развивается плод.

Простые плоды формируются из одного пестика, который образован апокартным или ценокарпным гинецеем.

Простой плод у вишни, гороха, пшеницы, тюльпана, мака.

Сложный или сборный плод формируется из нескольких пестиков. В этом случае цветок отличается апокарпным многочленным гинецеем. Из каждого пестика формируется отдельный плод.

Сложные плоды — малина, ежевика.

Отдельные плоды образуют сборный плод. Сборные плоды еще называют многоорешками, многокостянками и многолистовками.

Дробные плоды образуются из многогнездой завязи ценокарпного гинецея: в этом случае каждое звено отвечает за формирование отдельного плода.

Схизокарпии — распадающиеся ценокарпии, отдельные доли которых называются мерикарпиями.

К примеру, плоды мальвовых распадаются на незамкнутые мерикарпии и называются калачиками. А вот плоды губоцветных и бурачниковых причисляются к ценобиям и характеризуются наличием четырех орешковидных долей.

Что касается членистого плода, то он представляет собой плод, который распадается на членики. При этом количество члеников не соответствует количеству гнезд.

Членистый плод у дикой редьки, сераделла, разноцветного вязеля.

Соплодие — плод, образованный из соцветия.

Особенности строения плодов

Все плоды имеют разные размеры, форму, окраску, способ раскрывания и консистенцию околоплодника — в соответствии с морфологическими признаками и функциями.

На строение плода влияет также количество пестиков и плодолистиков, а еще — число гнезд в завязи.

После процесса оплодотворения стенка завязи формирует околоплодник или перикарпий. По строению околоплодники могут различаться — отсюда и многообразие плодов. Основная функция околоплодника — накопление питательных веществ.

В перикарпии есть 3 слоя:

  1. Внешний. Его называют экзокарпий. Это производная эпидермиса. Он состоит из клеток, которые плотно сомкнуты и являются утолщенными. Экзокарпий бывает двух вариантов: тонкий и блестящий, а также толстый и железистый.
  2. Средний. Он получил название мезокарпий. Формируется средний слой из мезофилла плодолистика. Мезокарпий является съедобным: это мягкая сочная часть плода. Но у некоторых он бывает сухим и малоразвитым — стручок. Незрелые плоды зеленого цвета — все потому, что клетки мезокарпия фотосинтезируют.
  3. Внутренний. Это эндокарпий. Он образуется из внутренней эпидермы плодолистика. В зависимости от вида растения бывает однослойным и многослойным.

Косточковые образуют слой эндокарпия при помощи склерифицированной ткани. У цитрусовых эндокарпий — сочная основная часть плода.

У разных видов разное соотношение слоев околоплодника. Это напрямую связано со строением плода.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок: Познание мира

Учитель: Головачева В.С.

Тема : Плоды

Цель : Изучение роли плодов, их необходимость для человека.

Задачи : Познакомить с разнообразием плодов;

Формировать навыки исследовательской деятельности, функциональной грамотности учащихся;

Развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать и делать выводы;

Развивать память, мышление в процессе наблюдения; воспитывать самостоятельность, трудолюбие, любознательность.

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.

2. Актуализация опорных знаний.

Вспомним, что мы знаем о растениях. На какие три группы делятся все растения? К какой группе относится тополь?

Продолжите моё предложение: Сирень является растением группы…(кустарники).

Одуванчик, подорожник относятся к группе растений…(травы).

На прошлом уроке мы сделали вывод, что у всех групп растений органы растений одинаковые. Что мы называем подземной частью растений? (корень). Для чего растениям нужен корень? Какие органы растений являются надземной частью растения?

Зачем растениям нужны стебель и листья?

3. Постановка проблемы.

Ребята, посмотрите и назовите, что лежит у меня в корзине? (называют овощи и фрукты).

Как одним словом можно назвать то, что лежит у меня в корзине? Плоды.

4. Изучение нового материала.

Из чего образуются плоды? (из цветов).

Плод - это орган размножения растений, появляющийся из цветка и имеющий семена.

Практическая работа: на партах лежат дольки яблока, мандарина, миндаль. Что вы ощутили во рту, когда ели эти фрукты?

Вывод: плоды бывают сухие и сочные.

Что значит сочные плоды? Что мы узнали о сухих плодах?

- Раскололся тесный домик на две половинки,

И посыпались в ладони бусинки-дробинки (горох).

- Круглый и гладкий, большой, тяжёлый, сладкий.

Мякоть моя красная, снадобье прекрасное (арбуз).

- Красный нос в землю врос, а зелёных хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос (морковь).

- Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (малина).

- Летом в огороде свежие, зелёные.

А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (огурцы).

- Круглый, зрелый, загорелый попадался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток, хрустнул раз – треснул бок (орех).

Назовите среди них сухие и сочные плоды.

Винни-Пух и Пятачок собрались в гости к Кролику. Винни-Пух возьмёт с собой сочные плоды, а Пятачок – сухие. Помогите им собрать нужные плоды.

На партах лежат картинки с изображениями плодов. Пара объясняет: сухой это плод или сочный и прикрепляет на доске рядом с персонажем.

5. Работа по учебнику

Чтение статьи учителем или хорошо читающими детьми.

Что ещё узнали о плодах?

В каком виде употребляет человек плоды в пищу?

Полезны ли газированные напитки? Чем полезны соки?

Стихи о сок содержащих овощах и фруктах.

Я – морковка, рыжий хвостик,

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щёчки заалели.

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей.

Яблоко – чудесный фрукт.

Я расту и там и тут.

Полосатое, цветное, свежее и наливное.

Сок мой тоже всем полезен,

Помогает от болезней.

Соком спелым налилась

К ней с лукошком пробралась

Продолжая разговор, улыбнулся помидор:

Я, друзья, бываю разный,

Жёлтый, розовый и красный.

Я красивый, я опрятный

Любят все мой сок томатный.

Зёрна красные горят

Сок готовит нам гранат.

Сок гранатовый густой

В нём луч солнца золотой.

А что такое витамины?

Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах и фруктах. Они полезны для организма человека. От недостатка витаминов человек болеет.

Стихи про то, в каких продуктах какие витамины

7. Самостоятельная работа

Записать в таблице названия сухих и сочных плодов.

8. Рефлексия

О чём мы говорили на уроке? Что нового вы узнали? Что понравилось на уроке?

Задумайтесь, перед тем, как сорвать цветок у растения, о том, что вы лишаете его будущего плода, который может пригодиться человеку или животным и птицам.

Все ребята работали хорошо. Молодцы!

9. Домашнее задание

Нарисовать плод, который вас заинтересовал, наклеив рядом семена плода.

Краткое описание документа:

Урок по познанию мира "Плоды" начался с психологического настроя в стихотворной форме. При проверке домашнего задания учащиеся определили, что растения делятся на три группы, назвали какие общие части есть у растений и какую функцию они выполняют. Изучение нового материала началось с постановки проблемы. В ходе работы учащиеся пришли к выводу о том, что такое плод, как он появляется и его роль. В ходе практической работы детям были предложены плоды: мандарин, яблоко, груша, миндаль, фасоль, горох. Учащиеся сделали вывод, что плоды бывают сухие и сочные.В качестве закрепления материала проведена игра "Угадай, кто я?". На следующем этапе урока дети работали в парах. Задания парам: определить к какой группе относится плод, изображённый на картинке. Дети обосновывают свой ответ. Затем, вниманию учащихся был представлен ассортимент соков и напитков. Два ученика выбрали на свой вкус напитки и обосновали свой выбор. В итоге обсуждения сделан вывод, что газированные напитки вредны для здоровья, а соки полезны, так как в них содержатся витамины. Подготовленные учащиеся рассказали стихотворения о витаминах групп A,B,C. В качестве рефлексии учащимся было предложено изобразить своё настроение на стикерах-яблоках и прикрепить стикер на рисунок яблони. Яблоня в ответ "угостила" детей своими плодами.

Плод (лат. fructus ) — видоизменённый в процессе двойного оплодотворения цветок; орган размножения покрытосеменных растений, образующийся из одного цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян. Многие плоды — ценные продукты питания, сырьё для получения лекарственных, красящих веществ и т. п.

Науку, изучающую плоды, называют карпологией. Раздел карпологии, изучающий закономерности распространения плодов и семян, называют карпоэкологией (иногда карпоэкологию понимают в широком смысле — как синоним диаспорологии, науки, изучающей закономерности распространения диаспо́р).

В фармакогнозии плодами ( Fructus ) называют любые типы плодов, их части, а также соплодия [1] .

Содержание

Развитие плода

Как правило, плод развивается после оплодотворения, но у части покрытосеменных может образовываться и в результате апомиксиса, то есть развитие зародыша семени без оплодотворения (партенокарпические плоды).

Морфологической основой плода является гинецей, прежде всего завязь. Прочие части цветка — околоцветник, тычинки и чашечка — чаще быстро увядают, но нередко изменяются и вместе с гинецеем также принимают участие в формировании плода, становясь сочными или, напротив, деревянистыми или пленчатыми. Самые глубокие изменения происходят в завязи. Её стенки разрастаются за счёт усиленного деления клеток и увеличения их размеров. После опыления происходит существенное изменение направленности транспортных потоков и перераспределение питательных веществ в сторону развивающихся плодов. У травянистых растений (особенно у однолетних) практически все синтезируемые органические вещества используются развивающимися семенами и плодами, что ведёт к истощению других тканей растения. Многие растения плодоносят только раз за всю свою жизнь.

Созревание начинается с того, что плод прекращает рост, разлагаются хлорофилл и дубильные вещества, в вакуолях накапливаются пигменты, определяющие характерную для данного вида окраску плодов. У некоторых видов растений, например картофеля, плоды даже при созревании остаются зелёными. В стенках плода сосредотачиваются различные пластические и энергетические вещества: белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины и т. п. Зрелый плод характеризуется совокупностью только ему присущих особенностей. Плод несёт семя или семена, которых у ряда растений может быть до нескольких тысяч. Это важнейшая его часть, обеспечивающая воспроизведение данного вида в ряду поколений. Однако, по массе семена, как правило, относятся к меньшей части плода. В природе и особенно в культуре встречаются бессемяные плоды. В результате длительной селекции выведены бессемянные сорта винограда (Vitis), банана (Musa) и т. д.

Зрелые семена прикрепляются к околоплоднику в тех местах, где в завязи располагалась плацента, либо свободно лежат в полости плода, либо плотно окружены мясистой стенкой. Максимальное число семян в плоде равно числу семязачатков, но обычно меньше, так как не все семязачатки достигают зрелости.

Созревший плод переходит в последнюю стадию — отмирания, в ходе которой в плод обычно не поступают новые вещества, не делятся и не растут клетки, и постепенно ткани плода разрушаются и сгнивают. У большинства цветковых растений созревший плод опадает и отмирает уже на грунте.

Строение плода

В образовании плода принимают участие различные части цветка, но прежде всего завязь. Из стенки завязи формируется стенка плода — околоплодник или перикарпий. В перикарпии обычно различают три слоя: наружный — экзокарпий или эпикарпий, средний — мезокарпий и внутренний — эндокарпий. Семена формируются из семяпочек.

Все три слоя, обычно, хорошо различимы. Например, в плоде вишни тонкий кожистый наружный слой — экзокарпий, съедобная сочная мякоть плода — мезокарпий, твёрдая косточка из каменистой ткани, окружающая единственное семя — эндокарпий. Нередко эти слои околоплодника различаются слабо, даже при анатомическом исследовании, что связано с деформацией и сдавливанием клеток при созревании плода.

Классификация плодов

В большинстве классификаций плоды обычно разделяют на настоящие или истинные (формирующиеся из разросшейся завязи) и ложные (в их образовании принимают участие и другие органы). Настоящие плоды подразделяют на простые (сформированные из одного пестика) и сворные, сложные (возникшие из многочленного апокарпного гинецея). Пример сворных плодов: сложный орешек или многоорешек (шиповник), сложная семянка (клубника, земляника), сложная костянка (малина), фрага или земляничина (многоорешек на разросшемся при созревании мясистом цветоложе). Простые плоды делят по консистенции околоплодника на сухие и сочные.

Park Kenana - acorns.jpg

I. Сухие — с сухим околоплодником:

Samara maple.jpg

II. Сочные — с сочным околоплодником:

    (плод черники, смородины, томата); (плоды яблони, груши, рябина); (плоды арбуза, тыквы, кабачка); , или померанец (плод цитрусовых); (плод граната).
  • сочная костянка (вишня, слива, персики);
  • сухая костянка (грецкий орех).

Сложные плоды называют, исходя из названий простых плодов (многолистовка, многокостянка, многоорешек и т. д.).

Плод - генеративный орган покрытосеменных растений, включающий в себя семена и образующийся из одного цветка. Плод играет ключевую роль в размножении и распространении цветковых (покрытосеменных) растений.

Главная функция плода - формирование, защита и распространение содержащихся в нем семян. Плоды употребляют в пищу животные, и, что очень важно, семена устойчивы к действию соков в пищеварительном тракте за счет плотных покровов - семенной кожуры, так что семена выходят из ЖКТ неповрежденными.

Количество семян в плоде равно количеству семязачатков, образующихся в завязи. Из стенок завязи развивается околоплодник, защищающий семена от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Околоплодник также называется перикарпий от греч. karpós плод. Перикарпий состоит из трех слоев: наружного - экзокарпия (гр.exo снаружи, вне), среднего - мезокарпия (от греч. mesos средний, промежуточный), внутреннего - эндокарпия (греч. endo — внутри).

Строение плода

Деление плодов на группы
  • По количеству семян плоды подразделяются на:
    • Односемянные - имеют одно семя, развившееся из единственного семязачатка. У подсолнечника, пшеницы.
    • Многосемянные - содержат множество семян, каждое из которых сформировано одним семязачатком. У тыквы, помидора, гороха, смородины.
    • Сочные - околоплодник представлен сочной мякотью. Вишня, огурец, крыжовник, слива, яблоня.
    • Сухие - с кожистым или деревянистым околоплодником. Пшеница, подсолнечник, горох, капуста.
    • Вскрывающиеся - сухие многосемянные плоды. У них плоды раскрываются и семена выпадают. Такие плоды есть у гороха (раскрываются двумя створками), мака (раскрываются двумя дырочками).
    • Невскрывающиеся - почти все односемянные и сочные плоды. Орех, желудь, зерновка.
    Виды плодов

    Плоды подразделяются на основе типа гинецея. Гинецей (лат. gynaecēum, греч. — женская половина [в древнегреческом доме]) - совокупность плодолистиков цветка, образующих один или несколько пестиков цветка.

    Имеется и другое определение. Гинецей - совокупность пестиков цветка (частей цветка, образованных плодолистиками). На основе этого выделяют:

    Гинецей состоит из одного пестика, образованного одним плодолистиком.

      Однолистовка - сухой многосемянной плод, вскрывающийся по брюшному шву. Такие плоды имеются у растений рода сокирки (консолида), у цимицифуги, багрянника, живокости полевой.

    Однолистовка багрянника

    Однокостянка персика

    Боб гороха

    Из каждого отдельного пестика на цветке развивается свой свободный плод, эволюционно эти плоды наиболее древние. Возникают из цветов с верхней завязью.

      Многокостянка - многосемянной сборный плод, состоящий из двух или более сочных костянок на сухом цветоложе. Мезокарпий у каждого плода сочный, эндокарпий - сухой. Имеется у малины, ежевики.

    Многокостянка малины

    Многолистовка спиреи

    Многоорешек лютика

    Земляничина (фрага) - плод типа многоорешка, с особенностями: у земляники орешки расположены в мякоти сочного разросшегося цветоложа.

    Земляничина (фрага)

    Наиболее многочисленная группа плодов, развивающихся из цветков, как с верхней, так и с нижней завязью. Несмотря на то, что завязь в цветке одна, ее происхождение связано со сращением между собой двух и более плодолистиков.

      Ягода - многосемянный невскрывающийся плод с сочным мезокарпием, экзокарпий которого состоит из тонкой кожицы. Есть у помидора, смородины, винограда.

    Плод помидора

    Строение яблока

    Строение тыквины

    Коробочка дурмана

    Стручок плод

    У псевдомонокарпных плодов в гинецее изначально закладывается два и более плодолистиков, но развивается только один, остальные подвергаются редукции.

      Семянка - односемянный сухой невскрывающийся плод у растений с кожистым (большей частью) околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой. Характерен для представителей семейства сложноцветные: одуванчик, подсолнечник, череда, репейник.

    Семянка подсолнечника

    Зерновка пшеницы

    Зерновка пшеницы

    Соплодие

    Соплодием называют любую совокупность близкорасположенных или сросшихся плодов, развивающуюся из соцветия (нескольких цветков). Вы должны проводить четкую границу между соплодием и сборным плодом, который возникает из одного цветка. Примерами соплодия являются ананас (срастание плодов), у калины соплодие образуется из щитка (близкое расположение плодов).

    Соплодия растений

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Читайте также: