Что такое плавание определение для детей кратко

Обновлено: 04.07.2024

“Он не умеет ни читать, ни плавать”, — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.

1. Оздоровительное значение плавания

Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.

Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.

Как уже говорилось, плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.

Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.

Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.

Плавание — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и объём грудной клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.

Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид физических упражнений тренирует правильный вид дыхания. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая короткого глубокого вздоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объём сердца. Это, в первую очередь, можно заметить по изменению частоты пульса. У людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм работы сердца. Гипертоников среди пловцов в 2 раза меньше, чем среди представителей других видов спорта.

Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови — увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.

Плавание повышает интенсивность обмена веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал тепла.

Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.

Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.

К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей — девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, — а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер, которая пришла плавать, чтобы восстановиться после перенесённого полиомиелита, а стала победительницей трёх Олимпиад. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная её плохой осанкой. Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что в принципе хорошим пловцом может стать каждый.

1.1 Прикладное значение плавания

Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. Большей частью это дети школьного возраста. К сожалению, как показывает статистика, например, 60% учеников 4-5-х классов московских школ не умеют держаться на поверхности воды. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные плаванию. А каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшийся на берегу любого, даже самого, казалось бы, безобидного водоёма и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности. Умеющий плавать человек, оказавшись в воде, никогда не рискует жизнью. Он знает, что, либо доплывёт до берега или какого-то плавсредства, либо сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Несчастные случаи на воде происходят также в результате не знания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь придти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

Вода – целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для неумеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная от дошколят. Однако технику спортивных способов плавания быстрее осваивают дети младшего и среднего школьного возраста.

2. Плавание – раздел базовой части программы физического воспитания.

Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного, однако быстрее осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школьного возраста. Быстрота обучения объясняется высокими темпами прироста всех физических качеств в этом возрасте, высокой двигательной активностью, большой восприимчивостью к новым движениям, интересом к занятиям физическими упражнениями, в частности, плаванием. Учиться плаванию никогда не поздно. Если научить ребёнка плавать в дошкольном или младшем школьном возрасте не удалось, это нужно сделать при первой же возможности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Согласно “Комплексной программе физического воспитания”, начинать освоение плавания рекомендуется с 4-го класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, желательно приступить к обучению плаванию с 1-го класса (или с 0-го класса). В школах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы.

За время обучения в начальной школе дети должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, проплывать, соблюдая правильную координацию движений рук и ног, дистанцию 50 м, играть в подвижные игры, прыгать в воду.

Учитывая большие индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности в занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал более старших классов за счёт освоения других способов плавания, увеличения дистанции, использования игр на воде и других упражнений.

Если занятия проводятся регулярно в течение года, то даже, несмотря на различный исходный уровень и темпы освоения, учащиеся к окончанию начальной школы могут проплывать за занятие дистанцию 300-400 м, освоить технику 4-х спортивных способов плавания, стартов, уметь играть в подвижные игры на воде и участвовать в соревнованиях (уже начиная с 1-2 класса – 25 м кролем на спине).

В средней и старшей школе обязательно есть учащиеся, которые в силу ряда причин (освобождение по состоянию здоровья, приход из других школ и т.п.) не освоили или только приступили к занятиям плаванием, необходимо использовать программный материал начальной школы. С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал.

В средней школе продолжается закрепление и совершенствование техники спортивного плавания, стартов, ныряния в длину и глубину. Изучается техника прикладных способов плавания, поворотов, эстафетное плавание. Учащиеся знакомятся с правилами проведения соревнований и основными приёмами техники водных видов спорта (водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду).

В старших классах проходит совершенствование техники изученного материала, углубляется изучение технических и тактических приёмов водного поло, синхронного плавания. Изучение техники прикладного плавания включает такие умения и навыки, как ныряние в глубину и длину, поиск под водой, освобождение от “захватов” тонущего и транспортировка уставшего или “пострадавшего” к борту. Учащиеся участвуют в организации и проведении соревнований по плаванию младших классов.

На всех этапах обучения в школе учащиеся изучают теоретические основы. В начальной школе учащиеся изучают название плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения; влияние плавания на состояние здоровья; правила гигиены и техники безопасности; поведение в экстремальной ситуации. В средней школе – название упражнения и основных признаков техники, влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей, правила соревнований и определение победителя, участвуют в организации и проведении соревнований. В старших классах – биомеханические особенности техники плавания, правила плавания в открытом водоеме, доврачебную помощь пострадавшему. Учатся выполнять обязанности судьи. Постигают основы методики и организации занятий с младшими школьниками, формируется умение осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками.

3. Индивидуальный поход к обучению плаванию учащихся разного уровня подготовленности

Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда будет определено, насколько занимающийся владеет навыком плавания. Подготовленность определяется непосредственно в воде.

В группу наименее подготовленных, включаются те дети, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погружаться с головой под воду, открывать под водой глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору.

Во вторую группу можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться с головой под воду, не боятся открывать в воде глаза и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытку к передвижению.

Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстоянии 10 – 15м.

В четвертую группу включаются учащиеся, которые проплывают неспортивными способами расстояние больше 25м.

В пятую – умеющие плавать спортивными способами.

Комплектование групп по полу необязательно. Замечено, что занятия проходят более успешно, если в одной группе занимаются девочки и мальчики, девушки и юноши. А вот подбор занимающихся в группы по возрасту (если есть такая необходимость) существенно влияет на качество обучения. Примерно одинаково осваивают движения в воде дети 6 –7 лет, 8 – 10 лет, 16 лет и старше. С детьми младше 6 лет лучше проводить индивидуальные занятия.

Чаще всего у учителя нет возможности комплектовать отдельные группы и ему приходится на одном занятии заниматься с детьми разного уровня подготовленности. Это требует от преподавателя хорошей подготовки к организации и проведению урока.

4. Основные правила проведения занятий

  • Не заставлять детей насильно входить в воду, погружаться под воду с головой, запугивать: “наглотаешься воды, и утонешь”.
  • Все объяснения методического и организационного характера проводит с занимающимися только на суше, когда вся группа находится в воде. Применяются краткие команды, методические указания, оценки, которые должны быть предельно лаконичны, чтобы не снижать плотность и эмоциональность занятия и чтобы дети не мерзли.
  • Особое внимание следует уделить проведению первых уроков, подбору упражнений, доступных для освоения, поскольку успехи на первых занятиях имеют большое психологическое воздействие на новичка, укрепляют уверенность в своих силах и доверии к преподавателю
  • Каждый даже незначительный успех в обучении, должен быть отмечен, вся .группа или отдельные занимающиеся должны получить одобрение и поддержку.
  • Если новички не могут выполнить задание, учитель обязан проявить максимум выдержки, терпения и предложить другое посильное задание, чаще всего причиной подобных неудач являются непродуманные действия учителя.
  • При объяснении нового упражнения необходимо остановиться на следующих основных элементах: исходное положение, форма и характер движения, наиболее трудно выполняемые части.
  • Объясняя и показывая упражнение, подчеркивать, что надо делать для того, чтобы его правильно выполнить, не акцентируя внимание детей на ошибках и недостатках.
  • Шире использовать показ упражнений самими детьми, поскольку это убеждает в посильности задания, стимулирует соревнование и активность класса.
  • Чаще и больше показывать занимающимся конечную цель обучения – технику плавания кролем на груди и на спине, брассом, дельфином в исполнении лучших пловцов.
  • Каждое занятие начинать с выполнения серии хорошо знакомых упражнений, что позволяет освоиться с местом плавания, привыкнуть к температуре воды, ощутить уверенность в своих силах.
  • Для увеличения динамичности и плотности урока необходимо чередовать упражнения, выполняемые на месте с упражнениями в движении, упражнения по задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание коротких отрезков и серий отрезков с плаванием максимально возможных для детей данной подготовленности дистанций.
  • После освоения скольжений и первых гребковых движений надо как можно больше плавать, постепенно увеличивая преодолеваемые расстояния.
  • Поощрять попытки самостоятельного плавания любым спортивным или прикладным способом или их сочетанием.
  • При изучении новых упражнений уделять особое внимание методическим указаниям по предупреждению типичных ошибок.
  • Исправлять ошибки, не делая одновременно много замечаний – это снижает интерес к занятиям и уверенность в своих силах.
  • В каждом уроке надо изучать не более одного - двух упражнений

5. Заключение

Человек – единственное живое существо, которое от рождения не умеет плавать. В настоящее время на Земле ежегодно тонет немало людей. Среди гибнущих 20% детей. Одной из главных причин трагедий на воде является неумение людей плавать.


Плавание — метод передвижения человека и животных в воде, который не подразумевает контакт с дном. Плавание является способом передвижения, развлечением и отдыхом, а также видом спорта.

Содержание

История

Спортивное плавание

Спортивное плавание — вид спорта, в котором целью является как можно быстрее покрыть определённое расстояние, не нарушая при этом техники используемого способа плавания. Спортивное плавание начало набирать популярность ещё в XIX веке. В настоящее время спортивное плавание является олимпийским видом спорта.

Спортивное плавание включает 36 видов заплывов — 18 мужских и 18 женских, однако МОК признает только 34 — 17 мужских и 17 женских. Плавание — вид спорта для летней олимпиады, где спортсмены и спортсменки конкурируют в 13 признанных видов заплывов. Олимпийские соревнования проводятся в 50-метровом бассейне. Спортивное плавание регламентируется международной ассоциацией — FINA (Fédération Internationale de Natation), Международная Федерация Плавания.

Есть два типа заплывов: комплекс и плавание вольным стилем. В комплексе: 1) плавание на спине, 2) брасс, 3) баттерфляй, и 4) плавание вольным стилем.

Есть несколько видов судейства:

  • Стартер посылает пловцов от тумб и может объявить фальстарт, если пловец начнет раньше, чем стартер даст команду;
  • финальный судья определяют достижение конца дистанции и удостоверяются что все в соответствии с правилами (две руки одновременно для брасса и баттерфляя, на спине для плавания на спине, и т. д.)
  • судья поворотов проверяет, что повороты пловцов в пределах правил;
  • судья ударов проверяют удары пловцов;
  • хронометрист замеряет время заплыва;
  • рефери берет полную ответственность за управление гонкой и принимает окончательные решения

Если пловец нарушает какое-либо правило, то говорят, что он дисквалифицирован, и заплыв не засчитывают.

Возрастные группы в плавании организованы пятилетнем приращением. Травмы плеча больше всего распространены из-за повторяющихся движений плавания вольным стилем, баттерфляя, и кроля на спине. Травмы колена часто происходят от брасса из-за неестественного пинка(толчка).

Способы спортивного плавания (стили плавания)



Кроль

Стиль плавания на груди (животом вниз), при котором руки совершают гребки попеременно, а ноги совершают попеременное непрерывное поднятие/опускание, по принципу работы ножниц, оставаясь при этом под развёрнутым углом к туловищу. Самый быстрый стиль плавания. Из-за этого, в принципе, и называется вольным стилем: если стиль плавания не определён, все выбирают кроль как самый быстрый стиль плавания.

Баттерфляй

Стиль плавания на животе, при котором левая и правая части тела должны совершать симметричные и одновременные движения. Руки совершают одновременный мощный гребок определённой траектории, который заметно приподнимает корпус пловца над водой, а ноги совершают одновременное волнообразное движение. Самый тяжёлый и энергозатратный стиль плавания. Нетренированному пловцу обычно бывает трудно даже просто совершать движения, не нарушающие правила стиля. Этот стиль считается вторым по скорости после кроля.

Брасс

Стиль плавания на животе, в котором руки подаются одновременно вперёд от груди. Ноги совершают одновременный толчок, во время которого они сгибаются в коленях, производится толчок и в конце выпрямляются. Самый медленный способ плавания (так как возвратные движения руками выполняются преимущественно под водой, а движения ногами выполняется с прерыванием), при этом одновременно являющийся самым сложным с технической точки зрения. Брасс имеет большое прикладное значение: возможность проплыть наибольшее расстояние с наименьшими энергозатратами, бесшумное плавание, плавание под водой.

Кроль на спине

На соревнованиях в бассейне эти способы спортивного плавания отличаются друг от друга также правилами старта и техникой поворота при достижении стенки ванны.

Плавание в ластах

Для дыхания спортсмен должен использовать трубку. Дистанции 50, 100, 200, 400, 800, 1500 м и эстафеты 4*100, 4*200 м.


Для дыхания используется баллон со сжатым воздухом, который спортсмен держит руками перед собой. Дистанции 100, 400, 800 м.

Дыхание осуществляется через трубку. Стиль плавания — кроль. Дистанции 50, 100, 200 метров.

Вся дистанция в 50 метров проходится под водой без дыхания.

Соревнования проводятся на открытой воде, дыхание через трубку. Допускается использование гидрокостюма. Дистанции 6, 12—20 км и эстафета 4*3 км.

Художественное плавание

Объединяет прыжки в воду и синхронное плавание (прежнее название — морской балет).

Спорт в воде

Дополнительные стили плавания

    — способ преодоления дистанции поочерёдно: баттерфляй, на спине, брасс, кроль. Дистанции 100, 200, 400 м (100 м только в 25 метровом бассейне). [1]
  • Плавание на спине брассом — стиль плавания на спине, в котором поочередно совершаются гребки руками как в стиле баттерфляй и ногами как в брассе. Обычно используется не на соревнованиях, а в конце тренировок, для восстановления дыхания плавца.
    — плавание в открытых неподогреваемых водоёмах с холодной (от 4 до 16 градусов) и ледяной (4 градуса и ниже) водой. Экстремальный вид плавания, олимпийским видом спорта не является.

Экипировка и тренировочный инвентарь


Открытый плавательный бассейн



Очки для плавания


Доска для плавания

Обучение плаванию

Дети часто берут уроки плавания для отработки техники и безопасности. Как правило, дети не могут плавать самостоятельно до 4 лет.

В Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии, учебная программа пятого класса обязует, что все дети должны научиться плавать, а также как действовать при чрезвычайных ситуациях в непосредственной близости от воды. Хотя около 95 % шведских школьников умеют плавать, утопление остается третьей наиболее распространенной причиной смерти среди детей.

Во многих местах уроки плавания обеспечиваются местными плавательными бассейнами, находящихся в ведении местных органов власти или частных компаний. Многие школы включает уроки плавания в свои учебные программы физического воспитания, при условии, что или в школах имеются собственные бассейны, или есть ближайшие государственные бассейны.

Риски в плавании

Плавание является оздоровительной деятельностью и обладает низким риском причинения вреда по сравнению со многими другими видами спорта. Тем не менее, существуют некоторые риски для здоровья связанные с плаванием, в том числе следующие:


  • Повреждения винтом являются одной из основных причин несчастных случаев.
  • Столкновения с другими пловцами, стенами бассейна, катера или скалами.
  • Дайвинг в подводных объектах, в частности затонувших судах.
  • Наступание на острые предметы, такие как осколки стекла.
  • Водной флоры и фауны
    • Укусы медузы, и некоторых кораллов.
    • Уколы морского ежа, мидий zebra, stingrays.
    • Укусы акул и других рыб и змей, и зажатия омаров или крабов.
    • Удары электрическим током электрическими угрями.

    Многие организации публикуют принципы обеспечения безопасности пловцов, чтобы помочь избежать этих опасностей.

    Дополнительные сведения о плавании

    Плавание это биологическое продвигающее в жидкой среде движение. Плавание развилось неоднократно в диапазоне организмов, начиная от членистоногих до рыбы и моллюсков.


    Люди не плавают инстинктивно, но, тем не менее, чтобы передвигаться в воде, используют более широкий диапазон движений, чем другие неводные животные. Напротив, многие обезьяны могут естественно плавать и некоторые, такие как обезьяна носач, Crab-eating Macaque, и Макак-резус плавают регулярно.

    Некоторые породы собак плавают. Umbra, собака (чёрный лабрадор) поставившая мировой рекорд, проплыла 4 мили (6.4 км) за 73 минуты. Хотя большинство кошек ненавидит воду, взрослые кошки — хорошие пловцы. Кошка-рыболов — одна из разновидностей дикой кошки, которая адаптировалась к водному или полуводному образу жизни. Тигры и некоторые ягуары — единственные, способные войти в воду с готовностью, хотя наблюдалось, что другие тигры, включая львов, плавали. Некоторые виды домашних кошек, такие как Turkish Van, тоже плавают. В неопубликованном исследовании, выполненном в 2002 в университете Bern (Швейцария) Bender и Hirt показали, что Turkish Van меньше охотнее ступает в мелкую воду по сравнению с другой породой — "Русской голубой". Это поведение может быть частично объяснено характером Turkish Van, который более любопытен и инициативен чем другие породы кошек.

    Лошади, лоси, и Вапити — очень сильные пловцы, и могут совершать водные путешествия на большие расстояния. Слоны тоже способны плавать, даже в глубоких водах. Свидетели подтверждают, что верблюды, включая одногорбых и двугорбых верблюдов, могут плавать, несмотря на то, что в их естественных средах обитания мало глубоководных мест.

    Могут плавать и домашние, и дикие кролики. Домашних кроликов иногда дрессируют плавать для цирка. Очевидцы засняли когда дикий кролик подплыл и напал на лодку американского Президента Картера, когда тот плавал в естественной среде обитания кролика.

    Многие разновидности змей являются водными и проживают всю жизнь в воде, но все наземные змеи — также превосходные пловцы. Большие взрослые анаконды проводят большинство своего времени в воде, и имеют трудности, пребывая на земле. Многие жуки в состоянии плавать; некоторые разновидности Dytiscidae проводят большую часть времени в воде.

    Основное плавание - медуза

    Все медузы свободно плавают, хотя многие из них проводят большую часть своего времени плавая пассивно. Пассивное плавание родственно скольжению; организм плывет, используя потоки, где это возможно, и не использует какой-либо энергии в управление своим положением или движением. Активное плавание, напротив, включает в себя расход энергии при переходе с места на место.

    Плавание – это олимпийский водный вид спорта, который заключается в преодолении различных дистанций вплавь и за наименьшее время. Независимо от вида плавания, под водой пловцу разрешается проплыть не более 15 метров (на старте или после поворота).

    плавание

    • История возникновения и развития плавания
    • Стили плавания в бассейне
    • Бассейн
    • Экипировка
    • Судейство в плавании
    • Система соревнований
    • Структуры плавания

    История возникновения и развития плавания

    Повсеместные находки археологов говорят о том, что плавать люди научили очень давно. Скорее обучение плаванию было инициировано поиском пищи и военным делом.

    В конце 19 века наблюдается всплеск популярности водных видов спорта, предпосылкой для этого стало появление искусственных бассейнов.

    В 1908 году Международной федерацией плавания (ФИНА) были разработаны и зафиксированы основные дистанции для проведения соревнований, а также порядок проведения заплывов.

    Стили плавания в бассейне

    В спортивном плавании существуют 4 стиля:

    Кроль – самый быстрый вид плавания, который характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, ноги при этом попеременно поднимаются и опускаются.

    кроль

    Кроль на спине – стиль плавания, который визуально очень похож на обычный кроль. Спортсмен также совершает попеременные гребки руками с попеременным поднятием и опусканием ног, но плывет на спине и совершает пронос прямой рукой над водой.

    кроль на спине

    Брасс – вид плавания, в котором спортсмен лежит на груди, а руками и ногами выполняет симметричные движения в плоскости, которая параллельна водной поверхности.

    брасс

    Баттерфляй – один из наиболее технически сложных и утомительных видов плавания. При передвижении баттерфляем спортсмен совершает широкий и мощный гребок, приподнимающий тело пловца над водой, а ноги и таз совершают волнообразные движения. Считается вторым по скорости после кроля.

    баттерфляй

    В плавание существует вольный стиль, под ним принято понимать дисциплину, в которой спортсмену разрешается плыть любым способом. В настоящее время все спортсмены используют кроль, так как он является самым быстрым стилем.

    Бассейн

    Плавательный бассейн – прямоугольная ванна, предназначенная для занятий водными видами спорта. Для спортивного плавания размеры бассейна должны быть:

    • 50 метров в длину и 25 метров в ширину (для дорожек шириной 2,5 метра);
    • 50 метров в длину и 21 метров в ширину (для 10 дорожек шириной 2 метра);
    • 25 метров в длину и 16 метров в ширину (для 8 дорожек шириной 1,9 метра);
    • 25 метров в длину и 11 метров в ширину (для 6 дорожек шириной 1,75 метра);
    • 25 метров в длину и 8,5 метров в ширину (для 5 дорожек шириной 1,6 метра).

    бассейн

    Согласно правилам ФИНА, ванны должны быть 50 метров в длину и 25 метров в ширину. Бассейн должен быть разбит на 8 дорожек.

    Полосы дорожек отделяются друг от друга разделительными гирляндами из поплавков диаметром 5—15 см. Первые и последние 5 метров каждой из них состоят из поплавков красного цвета. Остальное пространство заполнено поплавками зелёного цвета для 1 и 8 дорожек, синего цвета для 2, 3, 6 и 7 дорожек и жёлтого цвета для 4 и 5 дорожек.

    Температура воды должна быть в пределах 25 – 29 градусов.

    Экипировка

    Экипировка для плавания призвана обеспечить максимальный комфорт, а также снизить сопротивление воды. К плавательной экипировке относятся:

    • Плавательная шапочка – головной убор для плавания в воде, защищает волосы пловца от хлорированной воды. Плавательные шапочки бывают: латексные, силиконовые, тканевые и комбинированные.
    • Плавки или спортивный купальник – трусы для плавания из специального материала (полиамид с добавлением лайкры или смесь полиэстера с ПБТ).
    • Очки для плавания – аксессуар для спортивного плавания, который призван обеспечить нормальное зрение под водой, а также защищают глаза от хлорных испарений.

    Судейство в плавании

    Главный судья – несет ответственность за проведение соревнований по плаванию, а также возглавляет судейскую коллегию.

    Стартер – вызывает спортсменов на старт, проверяет правильность занятых стартовых позиций и дает команду на старт.

    Хронометрист – замеряет время участника заплыва на определенной дорожке от старта до финиша.

    Судья на финише – определяет порядок прихода участников к финишу, при отсутствии автоматизированной системы определения победителей.

    Судья на повороте – определяет правильность выполнения поворотов на отведенной ему дорожке.

    Технический судья – следит за техникой выполнения соответствующего стиля плавания.

    судьи в плавании

    Система соревнований

    На современных официальных соревнованиях существуют утренняя и вечерняя программы. В утреннюю программу входят предварительные заплывы, по результатам которых определяются участники полуфиналов и финалов (вечерняя программа).

    На официальных соревнованиях кролем и мужчины, и женщины выступают на дистанциях 50, 100, 200, 400, 800 и 1500 метров, на спине на 100 и 200 метров. Брассом и баттерфляем плывут на дистанциях 100 и 200 метров.

    Структуры плавания

    Международная федерация плавания (фр. Federation Internationale de Natation, FINA) – структура, которая объединяет национальные плавательные федерации. Штаб квартира находится в Лозанне (Швейцария).

    Плавание. Информация для школьников

    Полезная информация для тех, кто хочет начать заниматься плаванием. Когда необходимо начинать заниматься плаванием? Стили плавания. О пользе плавания.

    Как самостоятельный вид спорта плавание появилось только в середине XIX в. До этого бассейны строили исключительно для обучения плаванию военных офицеров.

    Уже к концу XIX в. плавание становится весьма популярным видом спорта и входит в программу Олимпийских игр.

    Пловцы постоянно ищут новые виды и способы плавания, которые давали бы наилучшие результаты. Тренеры пытаются изобрести новые методы проведения тренировок, чтобы усовершенствовать технику плавания.

    В старину говорили, что вода лечит все болезни. Занятия плаванием укрепляют все мышцы, заставляют внутренние органы работать нормально. Преимущество этого вида спорта еще и в том, что им можно заниматься в любое время года: в холодное время — в бассейне, а летом — в подходящем водоеме.

    Начинать занятия плаванием лучше всего в самом юном возрасте, так как детям легче преодолевать сопротивление воды, а их суставы очень подвижны. Природа наделила детей всем, чтобы научиться прекрасно держаться на воде, но, для того чтобы настоящим пловцом-профессионалом, потребуются немалый труд и упорные тренировки.

    Старательный спортсмен за годы своих тренировок проплывает расстояние в тысячи километров. Спортсмен-пловец, как говорится, мастер во всех видах спорта, так как ему приходится заниматься и гимнастикой, и бегом, и баскетболом и футболом.

    Способы плавания

    Кроль — самый быстрый способ плавания, который выбирают практически все спортсмены - пловцы, когда они должны проплыть дистанцию вольным стилем.

    ➣ Каждый пловец выбирает определенный стиль плавания в качестве основного, потому что для него он является самым удобным и быстрым.

    Брасс — старинный способ плавания, который был известен еще в начале XIV в.

    Внешне он напоминает движение лягушки в воде и не позволяет развить такой скорости, как кроль, зато у спортсмена появляется возможность экономить свои силы. Брасс предпочитают пловцы на длинные дистанции.

    Экипировка пловца самая простая — плавки, резиновая шапочка и очки. Последние необходимы, чтобы предохранять глаза от воздействия хлорки, которая содержится в воде плавательного бассейна.

    Учиться плавать стоит только под присмотром и руководством тренера, делать это самостоятельно в реке или на море очень опасно, поэтому для начинающих пловцов лучше всего запастись специальным жилетом или обычным кругом.

    Плавание — прекрасный вид спорта для мужчины, тем более что начать заниматься не поздно в любом возрасте. Плавание закалит организм в целом, сделает тело крепким и красивым.

    Читайте также: