Что такое педагогическая находка в доу

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Меньшикова Татьяна Викторовна

Организация: МКДОУ Детский сад 11 село Спицевка

Населенный пункт: Ставропольский край Грачевский район село Спицевка

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен выбрать ту, которая бы радовала его и приносила удовольствие. Выбор профессии – очень важный шаг в жизни каждого человека.

Моя профессия - воспитатель детского сада. Эта профессия заставляет меня забыть все проблемы, ощущать себя всегда здоровой, энергичной и всегда находиться в мире сказочного детства.

Воспитатель — это самая увлекательная, интересная, занимательная и ответственная профессия. Воспитатель - это творец, которому присущи интуиция, вдохновение, находчивость и свобода мысли. Воспитатель всегда отдаёт всю свою душу и любовь.

Я Воспитатель. Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания. Все свои знания, умения и навыки, весь свой талант я отдаю своим воспитанникам, и вместе с ними частичка меня остается в каждом малыше.

Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха.

В своей работе приоритет отдаю игровым формам, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. В процессе обучения использую следующие методы и приемы:

- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

- проблемные и игровые обучающие ситуации; - проблемно-поисковый метод; - развивающие игры и;

- связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице.

Практика работы с дошкольниками показывает, что дети очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте ребёнок с жадностью исследует окружающий мир. Исследовательская деятельность детей в настоящее время выступает одной из наиболее эффективных форм по изучению малой родины, природно-климатических зон, экологических проблем в конкретной местности и других сфер. Исследовательская деятельность способствуют расширению кругозора ребенка, а также повышению его интеллекта, поскольку получение более глубоких знаний может вызывать интерес и желание решать проблемы, исследованием которых занимается ребенок. Характерной особенностью данного возрастного периода выступают познавательные интересы, которые проявляются во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, кто живет и что как растет. Детям все любопытно, их волнует тысяча вопросов.

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении нескольких лет. В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания.

Я разработала педагогические мероприятия с использованием экспериментальной деятельности для старших дошкольников. Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов. Одним из требований к содержанию разрабатываемых мною конспектов образовательной деятельности является их ориентация на интересы и потребности дошкольников, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, мотивации деятельности, а также активная деятельность детей.

В процессе экспериментирования я применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны.

Я проводила с детьми опытно-экспериментальные исследования с применением следующих методик:

Применение данных методик положительно сказалось на развитии познавательного интереса детей к экспериментальной деятельности.

Проана лизировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как опытно-экспериментальная деятельность, достаточно сильно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Я убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить свою любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному.

Подводя итог в своей работе, могу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания и направляя детей в активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность – вырастить из ребенка достойного члена общества.

Я считаю, доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю. Без этих качеств работать с детьми невозможно, т.к. маленькие дети нуждаются в заботе, ласке, любви. Дети младшего возраста очень ранимы. Еще В.Г.Белинский предупреждал, что детская душа – инструмент тонкий, нежный и обращаться с ним нужно бережно, чтобы не испортить, не сломать его. И я всегда ласкаю их: поглажу по головке, слегка обниму и скажу ласковые слова. Доброта педагога, я считаю, заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребенку осваивать мир, а семье – гармонично воспитывать его.

А сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить, рисовать, вязать, заниматься огородничеством и садоводством, в определенной степени владеть столярным, малярным, актерским, режиссерским, архитектурным и электроделом, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона, разбираться о событиях, происходящих в социальной, политической и культурной жизни нашей страны и во всем мире, знать в должном объеме медицину, гигиену, дошкольную, русскую, советскую и зарубежную литературу, иметь твердые представления о морали и нравственности. Да можно ли предсказать все, что встретится педагогу на его пути!

Я знаю одно: чем больше дошкольный работник знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми. Я, например, могу сделать любую куклу для игры или кукольного спектакля, любую декорацию, сошью любой костюм для выступления, подготовлю любое пособие к занятию. Очень люблю с детьми копаться в земле, ремонтировать инвентарь, игрушки, книги. Доставляет мне удовольствие рисовать вместе с ребятами забавные рисунки.

Люблю гулять с детьми на свежем воздухе и наслаждаться красотой природы.

Я очень много читаю в свободное время, так как моя работа требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к воспитательно– образовательному процессу, постоянного творчества.

Я стараюсь, чтобы жизнь в детском саду была праздником. Поэтому разумно чередую труд, обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Помимо программных мероприятий, я провожу ряд маленьких праздников, интересных развлечений. С детьми традиционно отмечаем прилет птиц, даже ходим со своей композицией в школу, навещаем бывших выпускников.

Мне кажется, человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, тогда и он, и они будут счастливы. По-моему, любовь – это умение и желание жалеть, сопереживать, болеть, когда больно другому, уважать, помочь и т.д.

Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Но наряду с этим лучшим качеством педагога я считаю исполнительность и заинтересованность в деле.

Я считаю, творчество в работе воспитателю крайне необходимо, но это не значит, что он может не считаться с требованиями программы. Программные задачи должны выполняться. Однако рекомендуемая методика требует иногда корректировки, поскольку каждая группа, каждый ребенок индивидуальны. Недаром К.Д.Ушинский назвал педагогу не наукой, а искусством, которое всегда без штата.

Образование с каждым годом меняется, появляются новые технологии и методы преподавания. Педагог должен успевать все попробовать в своей работе и найти самое лучшее в своей работе. Я широко использую в работе с детьми инновационные и развивающие технологии, стараюсь успешно интегрировать разные образовательные области в воспитательно– образовательный процесс. Также много внимания уделяю приобщению детей к чувашской культуре, исследовательской работе. А в работе с детьми использую такие технологии:

Педагогическая технология «Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Под ред. Р.Б.Кузьминой – Чебоксары: изд-во Л.А.Наумова, 2006.

А также использую в работе учебно-методические пособия:

И. В. Махалова, Е.И. Николаева. Воспитание здорового ребенка на традициях народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.

Помогают мне в работе с детьми такие программы:

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.

Физминутки, потешки также учим на родном языке. Советую родителям с детьми разговаривать на чувашском языке.

Я думаю, постоянно расти, работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство обязан каждый педагог – и начинающий, и опытный.

Только труд, настойчивость, терпение и поиск помогут нам обрести счастье.

ВложениеРазмер
statya.docx 20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность – вырастить из ребенка достойного члена общества.

Я считаю, доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю. Без этих качеств работать с детьми невозможно, т.к. маленькие дети нуждаются в заботе, ласке, любви. Дети младшего возраста очень ранимы. Еще В.Г.Белинский предупреждал, что детская душа – инструмент тонкий, нежный и обращаться с ним нужно бережно, чтобы не испортить, не сломать его. И я всегда ласкаю их: поглажу по головке, слегка обниму и скажу ласковые слова. Доброта педагога, я считаю, заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребенку осваивать мир, а семье – гармонично воспитывать его.

А сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить, рисовать, вязать, заниматься огородничеством и садоводством, в определенной степени владеть столярным, малярным, актерским, режиссерским, архитектурным и электроделом, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона, разбираться о событиях, происходящих в социальной, политической и культурной жизни нашей страны и во всем мире, знать в должном объеме медицину, гигиену, дошкольную, русскую, советскую и зарубежную литературу, иметь твердые представления о морали и нравственности. Да можно ли предсказать все, что встретится педагогу на его пути!

Я знаю одно: чем больше дошкольный работник знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми. Я, например, могу сделать любую куклу для игры или кукольного спектакля, любую декорацию, сошью любой костюм для выступления, подготовлю любое пособие к занятию. Очень люблю с детьми копаться в земле, ремонтировать инвентарь, игрушки, книги. Доставляет мне удовольствие рисовать вместе с ребятами забавные рисунки.

Люблю гулять с детьми на свежем воздухе и наслаждаться красотой природы.

Я очень много читаю в свободное время, так как моя работа требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к воспитательно– образовательному процессу, постоянного творчества.

Я стараюсь, чтобы жизнь в детском саду была праздником. Поэтому разумно чередую труд, обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Помимо программных мероприятий, я провожу ряд маленьких праздников, интересных развлечений. С детьми традиционно отмечаем прилет птиц, даже ходим со своей композицией в школу, навещаем бывших выпускников.

Мне кажется, человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, тогда и он, и они будут счастливы. По-моему, любовь – это умение и желание жалеть, сопереживать, болеть, когда больно другому, уважать, помочь и т.д.

Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Но наряду с этим лучшим качеством педагога я считаю исполнительность и заинтересованность в деле.

Я считаю, творчество в работе воспитателю крайне необходимо, но это не значит, что он может не считаться с требованиями программы. Программные задачи должны выполняться. Однако рекомендуемая методика требует иногда корректировки, поскольку каждая группа, каждый ребенок индивидуальны. Недаром К.Д.Ушинский назвал педагогу не наукой, а искусством, которое всегда без штата.

Образование с каждым годом меняется, появляются новые технологии и методы преподавания. Педагог должен успевать все попробовать в своей работе и найти самое лучшее в своей работе. Я широко использую в работе с детьми инновационные и развивающие технологии, стараюсь успешно интегрировать разные образовательные области в воспитательно– образовательный процесс. Также много внимания уделяю приобщению детей к чувашской культуре, исследовательской работе. А в работе с детьми использую такие технологии:

Педагогическая технология «Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Под ред. Р.Б.Кузьминой – Чебоксары: изд-во Л.А.Наумова, 2006.

А также использую в работе учебно-методические пособия:

И. В. Махалова, Е.И. Николаева. Воспитание здорового ребенка на традициях народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.

Помогают мне в работе с детьми такие программы:

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.

Физминутки, потешки также учим на родном языке. Советую родителям с детьми разговаривать на чувашском языке.

Я думаю, постоянно расти, работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство обязан каждый педагог – и начинающий, и опытный.

Только труд, настойчивость, терпение и поиск помогут нам обрести счастье.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Моя педагогическая находка

«Метод экспериментирования,

Автор: Бабичева Татьяна Васильевна

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку захотелось ещё

Василий Александрович Сухомлинский

Моя профессия - воспитатель детского сада. Эта профессия заставляет меня забыть все проблемы, ощущать себя всегда здоровой, энергичной и всегда находиться в мире сказочного детства.

Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания.

Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду и опытно-экспериментальная деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Учитывая практическую значимость для всестороннего развития ребёнка, нами были выделены цель и следующие задачи, призванные восполнить данный пробел в образовательной деятельности дошкольников.

Цель опытно-экспериментальной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели мною были определены задачи :

1. Создать условия для экспериментальной деятельности;

2. Способствовать развитию психических процессов

3. Развивать умение детей следовать определённой структуре проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы, выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, выводы, фиксация результатов.

4. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

6. Развивать социально - личностные качества: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль.

В своей работе по опытно-экспериментальной деятельности я выдвинула три основных направления:


В группе для опытно-экспериментальной деятельности был создан центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.



Организация работы с детьми в данном направлении реализую в следующих трёх блоках педагогического процесса:


При проведении ОД у детей вызываю интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности привлекаю детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее представления.

При проведении экспериментальной деятельности использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

· Наглядные (наблюдения, иллюстрации);

· Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);

· Практические методы (игры-опыты, игры –эксперименты, дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры).

· Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

· Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования возможно применение компьютерных мультимедийных средств обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем другие способы, например, формирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах. Оформляем огороды на окне, коллекции семян, дневники наблюдения.

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.



В процессе экспериментирования я применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны.

Я проводила с детьми опытно-экспериментальные исследования с применением следующих методик (Приложение 1):

Применение данных методик положительно сказалось на развитии познавательного интереса детей к экспериментальной деятельности.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как опытно-экспериментальная деятельность, достаточно сильно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Я убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить свою любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному.

Подводя итог в своей работе, могу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания и направляя детей в активную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. – 128 с.

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Цель — исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Содержание ситуации. На картинках изображены дети, занимаю­щиеся разными видами деятельности:

4 — детское экспериментирование;

5 — труд в природе;

6 — конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

Вес три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе.

Связь дошкольного развития и формирования логических приёмов умственных действий – одна их основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли особое внимание такие педагоги, как Михайлова З.А., Венгер Л.А., Е.А. Носова и Р.Л. Непомнящая. В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а так же умение понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В процессе организации деятельности, направленной на реализацию задач математического развития, мною была изучена методическая литература таких авторов как, Л.А.Венгер, Е.С. Евдокимовой, З.А. Михайловой, Б.И. Никитина, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Н.В Волчковой., Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л., Б.Б. Филькинштейн и др.

Для организации образовательного процесса, отобрала формы, методы и приемы, используемые при работе с детьми, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: наглядный, практический, проблемно-поисковый, словесный, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование технических средств, музыкального образа.

Формы и методы организации работы с детьми:

совместная игра воспитателя с ребенком;

самостоятельная деятельность детей;

математические праздники и развлечения;

отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, чтение математических сказок.

На основании выше сказанного мною была разработана система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей.

Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, стараюсь давать четкие указания, объяснения. Направляю игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряю их успехи, создаю условия для проявления самостоятельности.

Палочки Кюизенера использую как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными палочками, создают различные конструкции. При обследовании палочек, установлении их свойств, подвожу детей к тому, что с помощью палочек можно считать, измерять, выполнять вычисления и разнообразные практические действия. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогает детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Например:

Во время игры с кубиками дети анализировали, рассматривали, сравнивали, манипулировали кубиками. Задачи даю ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомила его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.

Строя модель, осуществляя практические действия, ребенок учится все делать сам.

Например в играх:

Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.



В нашем детском саду существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных кружках по интересам в Центре социально-игровой поддержки, открытом на базе нашего ДОУ как структурное подразделение.




Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Читайте также: