Виды педагогических знаний кратко

Обновлено: 05.07.2024

Есть они и в педагогике. В основе их различения лежит выделение теоретического и эмпирического уровней научного познания.

На эмпирическом уровне формируется знание о фактах: для педагогики это - знание об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания; о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты; об успешной или неудачной работе учителей по новому учебнику и т.п.

Знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях. Это, например, знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, о классификации учебных предметов и т.п. Результаты теоретических исследований раскрывают, описывают и объясняют связь и взаимодействие различных факторов внутри педагогического процесса. Теоретическое знание неочевидно; часто оно бывает парадоксальным и поэтому принимается не сразу и не всеми. Как правило, оно требует глубокого обоснования и развернутой аргументации.

Особенности знания о деятельности

Однако для педагогики как одной из наук о деятельности только описать педагогическую действительность с ее связями и закономерностями недостаточно. Сама по себе педагогическая теория — не самоцель. В системе образования как социального института она выполняет вполне определенную роль — служит основой преобразования и совершенствования практической деятельности. Педагогика изучает образовательный процесс, как он протекает в жизни, и создает новые системы деятельности.

В знаниях, составляющих такую систему, воплощается особая форма отражения действительности - социальная норма. Социальные нормы не просто отражают сущее - то, что существует в педагогической действительности, но предписывают определенные действия как должное и составляют особый, третий вид знаний. Это знания нормативные — о должном, о том, что следует делать, в отличие от эмпирических и теоретических, отражающих сущее. К ним относятся общие и частные указания, предписания к деятельности: принципы, правила, рекомендации и т.д. Нормативные знания выступают также в виде методов практической деятельности (например, обучения и воспитания), стандартов, требований к программам и учебникам, к студенческим курсовым и дипломным работам.

Таким образом, общая картина всей совокупности научных знаний о деятельности, в частности педагогической, подразделяется на две группы.

К первой относятся знания, отражающие действительность в том виде, как она есть. Это знания о реально протекающем педагогическом процессе. Вторая группа — нормы, регулятивы деятельности. Это знания о том, как нужно ее планировать, осуществлять и совершенствовать в соответствии с целями и условиями, в которых этот процесс протекает.

С различением упомянутых групп знаний связаны особенности осуществления педагогической наукой ее функций, о которых шла речь выше. Эмпирические и теоретические знания педагогика получает, реализуя научно-теоретическую функцию, а нормативные — результат осуществления ею конструктивно-технической функции.

Педагогическая наука и практика как единая система

Необходимость системы и ее исходный пункт

Учитель, чтобы действовать успешно, руководствуется знанием о том, как нужно обучать и воспитывать (принципами, правилами, рекомендациями и т.п.). Чем полнее познаны закономерности педагогического процесса, тем успешнее осуществляется практическая работа. Для того чтобы полнее раскрыть эту связь, необходимо представить научную и практическую деятельность в единой системе.

Приступая к изображению такой системы, нужно иметь в виду, что ее началом, исходным пунктом может быть только сама педагогическая действительность как часть социальной реальности.

Первый шаг - описание

На основании сказанного можно утверждать, что первым шагом построения нашей системы будет описание педагогической действительности, включающее в себя результаты наблюдения и отображения (в том числе первичного обобщения) образовательной практики.

Такое описание называют эмпирическим, поскольку оно содержит знание фактов, доступных непосредственному наблюдению и измерению. Состав его многообразен. В него могут войти любые знания, отражающие какие-либо элементы педагогической действительности, например знания о психических процессах, протекающих в условиях педагогической деятельности, - об усвоении или запоминании учениками материала и т.п.


Что такое знания?

Когда человек попадает в критическое положение, он садится и обдумывает, как из него выбраться. Обдумывание — это процесс извлечения из собственного багажа знаний и опыта тех средств, которые помогут разрешить ситуацию. Чем больше человек учился, перенимал теоретический и практический жизненный опыт других людей, тем этот багаж богаче. Следовательно, и неблагоприятная ситуация быстрее и легче разрешится у того человека, который больше знает и умеет.

педагогика в системе научных знаний

  • осмысленное восприятие человеком действительности;
  • инструмент ее преобразования;
  • составная часть человеческого мировоззрения;
  • источник интересов;
  • необходимое условие развития талантов и способностей;
  • собственность индивидуума и достояние общества.

Знания приобретаются в процессе обучения, овладения и познания научного богатства человечества.

Знания в педагогике — это и цель, и средство педагогической деятельности.

Педагогика — это наука?

Доказательствами того, что педагогика — самостоятельная отрасль знания, обособленная наука, являются следующие факты:

  • Педагогика имеет собственную историю происхождения и развития.
  • Имеет проверенные практикой источники развития — многовековой опыт воспитания подрастающего поколения, научные исследования и труды, на основе которых сложились современные системы воспитания.
  • У нее есть собственный предмет — это воспитательная деятельность.
  • А также особая функция познания законов воспитания, обучения, образования человека и поиска путей их совершенствования в современных ей условиях.

Кроме того, педагогика как отрасль научных знаний имеет свои цели, задачи, формы, методы и приемы исследовательской и практической работы.

Источники и система педагогических наук

Решение специфических задач воспитания и образования заставляет педагогов обращаться к смежным наукам о человеке, чтобы получить ответы на некоторые вопросы. Поэтому педагогика в системе научных знаний занимает прочное место.

педагогика как область знания

Философия — основа педагогики, источник идей этой работы, почерпнутых из различных философских систем. Такие философские науки, как этика, эстетика, социология, науковедение и другие, предоставляют материал о новых социальных явлениях и процессах. С учетом этого изменяются и задачи, формы, методики воспитательной работы.

Анатомия, физиология и медицина предоставляют данные о человеческом организме. Изучение особенностей функционирования различных его отделов помогает в выборе правильных систем развития и обучения воспитанника с отклонениями в здоровье (коррекционная и реабилитационная педагогика).

Психология изучает закономерности развития внутреннего мира и поведения человека. Педагогика эффективно использует в своей практике результаты психологических исследований (возрастная педагогика — дошкольная, школьная, высшей школы). На стыке двух наук возникла психопедагогика и педагогическая психология.

Система педагогических наук обширна. На основе изучения особенностей контингента воспитуемых вырабатываются и отбираются специфические цели и задачи, формы и методы педагогического воздействия. Например:

  • кондуктивная педагогика занимается проблемами воспитания и обучения детей с церебральным параличом;
  • этнопедагогика использует вековой воспитательный опыт народов различных национальностей;
  • педагогика пенитенциарная изучает и использует возможности перевоспитания лиц, находящихся в заключении;
  • превентивная педагогика изучает причины и методы исправления девиантного и делинквентного (отклоняющегося) поведения;
  • семейная педагогика выявляет проблемы и недостатки семейного воспитания, занимается их профилактикой;
  • досуговая педагогика (педагогика свободного времени, клубная педагогика) решает проблемы организации полезного досуга для людей разных возрастных и социальных групп;
  • социальная педагогика изучает влияние среды обитания на человека и разрабатывает технологии использования ее возможностей для максимальной реализации личностных способностей.

Таким образом, знания в педагогике — это тесное взаимное переплетение с теорией и практикой самых разных наук.

Подробнее о социальной педагогике

Социальная педагогика изучает влияние среды обитания на человека и разрабатывает технологии использования ее возможностей для реализации личностных способностей. Социальная педагогика максимально приближена к каждому человеку как члену социума. Ее технологии социализации индивидуума строятся на таких знаниях, как выявление личных планов и мотивов, ресурсов для их реализации, стадии социализации, виды социализации человека (семейная, профессиональная, поло-ролевая и др.).

Социальная педагогика как социальное знание является частью гуманитарного знания, занимающегося проблемами гуманизации общества.

социальная педагогика как социальное знание

По большому счету, деятельность любого педагога включает в себя в большей или меньшей степени социальные знания.

Источники и виды педагогических знаний

Знания в педагогике — это совокупность систематизированных теоретических и практических данных о воспитании, развитии и обучении человека.

Источники педагогического знания:

педагогика самостоятельная отрасль знания

Формы педагогических знаний

Теоретическая форма включает в себя ряд понятий, которыми оперирует ученый, изучая педагогические явления на теоретическом уровне — принципы, закономерности, теории, понятия, технологии и др. В результате рождаются предположения, описания, гипотезы, требующие систематизации и своего подтверждения или опровержения практическим путем (например, экспериментально). То есть в процессе познания появляются новые знания.

знания в педагогике это

Практическая форма — это опытные или эмпирические знания, получаемые в результате непосредственной работы с объектами педагогической деятельности. Для их получения используется множество методов, отбираемых с учетом конкретных условий, целей и задач, особенностей объекта воспитания.

Функции педагогики как науки

Педагогика как область знаний выполняет две определенные функции.

Теоретическая функция: изучение существующего опыта, диагностика его эффективности, научное обоснование, моделирование.

педагогика самостоятельная отрасль знания

Технологическая функция связана с разработкой педагогических проектов в виде программ, методических рекомендаций, учебников и с их внедрением в практику. Оценка практических результатов влечет за собой их корректировку на теоретическом и практическом уровне.

Есть они и в педагогике. В основе их различения лежит выделение теоретического и эмпирического уровней научного познания.

На эмпирическом уровне формируется знание о фактах: для педагогики это - знание об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания; о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты; об успешной или неудачной работе учителей по новому учебнику и т.п.

Знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях. Это, например, знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, о классификации учебных предметов и т.п. Результаты теоретических исследований раскрывают, описывают и объясняют связь и взаимодействие различных факторов внутри педагогического процесса. Теоретическое знание неочевидно; часто оно бывает парадоксальным и поэтому принимается не сразу и не всеми. Как правило, оно требует глубокого обоснования и развернутой аргументации.

Особенности знания о деятельности

Однако для педагогики как одной из наук о деятельности только описать педагогическую действительность с ее связями и закономерностями недостаточно. Сама по себе педагогическая теория — не самоцель. В системе образования как социального института она выполняет вполне определенную роль — служит основой преобразования и совершенствования практической деятельности. Педагогика изучает образовательный процесс, как он протекает в жизни, и создает новые системы деятельности.

В знаниях, составляющих такую систему, воплощается особая форма отражения действительности - социальная норма. Социальные нормы не просто отражают сущее - то, что существует в педагогической действительности, но предписывают определенные действия как должное и составляют особый, третий вид знаний. Это знания нормативные — о должном, о том, что следует делать, в отличие от эмпирических и теоретических, отражающих сущее. К ним относятся общие и частные указания, предписания к деятельности: принципы, правила, рекомендации и т.д. Нормативные знания выступают также в виде методов практической деятельности (например, обучения и воспитания), стандартов, требований к программам и учебникам, к студенческим курсовым и дипломным работам.

Таким образом, общая картина всей совокупности научных знаний о деятельности, в частности педагогической, подразделяется на две группы.

К первой относятся знания, отражающие действительность в том виде, как она есть. Это знания о реально протекающем педагогическом процессе. Вторая группа — нормы, регулятивы деятельности. Это знания о том, как нужно ее планировать, осуществлять и совершенствовать в соответствии с целями и условиями, в которых этот процесс протекает.

С различением упомянутых групп знаний связаны особенности осуществления педагогической наукой ее функций, о которых шла речь выше. Эмпирические и теоретические знания педагогика получает, реализуя научно-теоретическую функцию, а нормативные — результат осуществления ею конструктивно-технической функции.

Педагогическая наука и практика как единая система

Необходимость системы и ее исходный пункт

Учитель, чтобы действовать успешно, руководствуется знанием о том, как нужно обучать и воспитывать (принципами, правилами, рекомендациями и т.п.). Чем полнее познаны закономерности педагогического процесса, тем успешнее осуществляется практическая работа. Для того чтобы полнее раскрыть эту связь, необходимо представить научную и практическую деятельность в единой системе.

Приступая к изображению такой системы, нужно иметь в виду, что ее началом, исходным пунктом может быть только сама педагогическая действительность как часть социальной реальности.

Первый шаг - описание

На основании сказанного можно утверждать, что первым шагом построения нашей системы будет описание педагогической действительности, включающее в себя результаты наблюдения и отображения (в том числе первичного обобщения) образовательной практики.

Такое описание называют эмпирическим, поскольку оно содержит знание фактов, доступных непосредственному наблюдению и измерению. Состав его многообразен. В него могут войти любые знания, отражающие какие-либо элементы педагогической действительности, например знания о психических процессах, протекающих в условиях педагогической деятельности, - об усвоении или запоминании учениками материала и т.п.

Следующий шаг - теория и с ней закономерности

Недостаточно просто описать то, что происходит в школах и других образовательных учреждениях. Необходимо найти глубинные основания педагогической деятельности, выявить сущность педагогической действительности, раскрыть действующие в ней закономерности. О закономерностях говорилось выше (см. 1.1). Здесь необходимо подчеркнуть объективный характер закономерностей, отражающих относительно постоянные свойства обучения и воспитания, учет которых прокладывает русло всей дальнейшей работы, служит для нее ориентиром, не дающим отклоняться в сторону от избранного курса.

Принципы

Так мы подошли к рубежу перехода от отображения сущего к разработке норм должного, то есть от научно-теоретической функции к конструктивно-технической. Этот переход осуществляется на высоком уровне теоретического обобщения и выступает как движение от закономерностей к нормативным обобщениям наиболее высокого ранга — к принципам педагогической деятельности.

Высказываются разные мнения о сущности и о самом наборе педагогических принципов. Поэтому придется на этом вопросе остановиться особо.

В логическом смысле принцип — это центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, к которой оно относится. Другой смысл - принцип действия, под которым подразумевается, например, этическая норма. Именно второй смысл подходит для педагогики, и вот почему. Эта наука изучает деятельность и должна, в конечном счете, давать нормативное знание, предписывать, как следует эту деятельность строить, осуществлять и совершенствовать.

Педагогические принципы — это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание, которое педагогика получает, когда она реализует свою конструктивно-техническую функцию.

В них содержатся указания относительно того, как нужно действовать, чтобы добиться желаемых результатов. Этим они отличаются от тех принципов, которые формулируются, например, физиками или психологами. Принцип наглядности как педагогический означает: следует применять в обучении средства наглядности.

Чтобы сформулировать принцип, нужно обладать многими знаниями. Теоретической основой для выработки норм деятельности служат закономерности, которые сами по себе никаких указаний не содержат. Связь между теми и другими устанавливается не путем логических операций, а в процессе научного обоснования практики. В закономерностях в неявном виде заложена ориентация (включающая и ограничения) на общее направление разработки принципов. Сами же принципы создаются с учетом условий и факторов, определяющих конкретные формы воспитания и обучения. Они объективно обусловлены состоянием образовательной сферы в данный период и возникающими в обществе требованиями к образованию. Например, возникшая в свое время потребность в воспитании самостоятельности нашла нормативное отражение в сформулированном М.Н. Скаткиным дидактическом принципе перехода от обучения к самообразованию, о котором мы уже упоминали.

В то же время, в отличие от закономерностей, принципы имеют субъективную сторону в том смысле, что осуществление принципа не обязательно для педагога. Он может, например, не реализовать принцип наглядности, сделать обучение чисто вербальным, как это было до Коменского. От этого процесс обучения не исчезнет, хотя, скорее всего, он станет менее эффективным.

В принципах содержится знание о том, что не существует без наших усилий. Например, единство обучения и воспитания не устанавливается само собой, автоматически. Положение о таком единстве формулируется как дидактический принцип (а не закономерность) именно потому, что нужна специальная целенаправленная работа педагогов-теоретиков, составителей учебных материалов, учителей, чтобы сделать обучение воспитывающим. Любое обучение приводит к формированию у школьников эмоционально-ценностных (нравственных, эстетических) отношений к людям, природе, собственной личности и деятельности, определенных черт характера. Но не всякая обученность влечет за собой воспитанность, поскольку не всегда эти отношения и черты характера оказываются такими, какими они с высокой степенью вероятности формируются в процессе целенаправленного, специально организуемого личностно ориентированного обучения.

Прямое приближение к практике в нормативной сфере педагогики начинается с принципов. Они лежат в одном ряду с закономерностями, но логически из них не выводятся.

При этом знание педагогических закономерностей отнюдь не является лишним. Какие другие знания ни включались бы в исследование, закономерность остается основой в переходе от отображения к конструированию. Закономерности и принципы служат главными ориентирами в этом переходе и являются структурными элементами системы связи педагогической науки и практики.

Конкретные принципы обучения и воспитания будут сформулированы в последующих разделах этой книги. Здесь мы приведем лишь некоторые, основные, принципы, относящиеся к образованию в целом.

Главный принцип образования — его гуманистическая ориентация.

Он предполагает направленность образовательного процесса на возможно полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу на приобщение к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой. При этом важной характеристикой образовательного процесса должны быть доброжелательное отношение друг к другу его участников, уважение к личности.

Существенной частью гуманизации образования является гуманитаризация.Это, во-первых, наращивание в содержании всех учебных предметов знаний о человеке, человечестве и человечности. Во-вторых, особое внимание к преподаванию гуманитарных учебных предметов (литературы, истории, языков, искусства), признание их приоритетной роли в образовании. В-третьих, в рамках реализации этого принципа возникает задача гуманизации преподавания негуманитарных предметов (физики, химии, математики, информатики и т.п.). Ее можно решить путем выделения в каждом предмете одних и тех же частей общечеловеческой культуры. Преподавание любого учебного предмета в соответствии с этим принципом будет направлено на формирование творческих способностей учащихся, их эмоциональной сферы и гуманистических отношений.

Принцип гуманизации образования является главным и системообразующим. В сущности, все разделы педагогики и все содержание этой книги раскрывают и конкретизируют способы его реализации в содержании образования и в образовательном процессе.

Без информатизации сферы образования отставание экономики страны будет закладываться еще в средней и высшей школе. Во всем мире в ответ на новые запросы в сфере информации становится необходимым насыщение образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией. В учреждения системы образования внедряются информационные средства, основанные на микропроцессорной технике, а также информационная продукция и педагогическая технология, базирующаяся на этих средствах. Получает все более широкое распространение многоцелевое использование компьютера в процессе обучения. Создание информационного пространства, выполняющего обучающие функции, преподавание основ информатики и вычислительной техники, подготовка юных программистов — вот некоторые формы осуществления принципа информатизации.

Однако при всей важности принципа информатизации он не должен входить в противоречие с главным направлением — гуманизацией образования, имеющим абсолютный приоритет.Информатизация не должна вести к сокращению возможностей простого человеческого общения за счет увеличения доли и роли обезличенной информации в школьной жизни детей. К чему может привести уход от живого общения в мир виртуальной реальности, говорит шестиклассник в бесхитростных стихах:

Наверно, каждый из ребят

Имеет милую игрушку.

. А я люблю уже давно

Играть с компьютером бесшумным,

И мне не нужно ничего,

А лишь общаться с другом умным.

Не променяю ни на что.

Она поможет в жизни трудной

Цель образования и представление о нем как процессе, в котором соединяются воспитание и обучение, обуславливают принцип целостности образовательного процесса.

В этом принципе находит выражение необходимость целенаправленных усилий, устремленных на объединение воспитания и обучения. Именно поэтому целостность не попала в число педагогических закономерностей.

Реализуя принцип целостности, мы ориентируем образовательный процесс на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.

Еще один важный принцип, одинаково относящийся и к обучению, и к воспитанию на всех этапах и во всех формах образования: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Теоретическое знание в педагогике – это уровень построения педагогической науки, базирующийся на совокупности обобщенных положений и понятий.

Теоретическое знание включает в себя разнообразные теоретические концепции и данные о воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения.

Педагогическая теория является фундаментом для практической педагогической деятельности. поэтому, теоретические положения должны быть аргументированными, подтвержденными научно, объективными и доступными для восприятия. Педагогические теории содержат закономерности реализации педагогического процесса и их детальное обоснование.

Теория педагогики является инструментом передачи педагогического опыта. При этом, передается не сам опыт, поскольку его невозможно полноценно и эффективно передать и реализовать на практике, а только научная мысль, которая выделяется из этого опыта, являясь компонентом теоретического осмысления, систематизации итогов практической учебно-воспитательной работы.

Педагогическая теория лежит в основе педагогической практики. При этом, она не может существовать без реализации своих теоретических положений в практической работе. В этом случае, теоретическое знание бессмысленно.

Педагогической практике необходимо теоретическое обоснование ее действия. Оно должно находится в соответствии с теоретическими предписаниями, характеризующими смысловое назначение, целеполагание и основные принципы педагогической деятельности.

Теоретическое знание в педагогической науке базируется на комплексе:

  • Суждений.
  • Умозаключений.
  • Аксиом.
  • Закономерностей.
  • Принципов.

Процессы обучения и воспитания строятся на основе конкретных педагогических принципов. Кроме того, в ходе исторического развития, сложились определенные закономерности этих процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогическая теория неразрывно связана с другими научными дисциплинами.

В основу теоретического знания педагогики положены философские учения о воспитании и развитии человека. Любой теории философии соответствует теоретическое знание педагогики. Исходные положения педагогики, объясняющие природу человека, взяты из философских учений, которые претерпевают изменение и развиваются по мере развития общества, что в итоге приводит к изменению концепций педагогики в области обучения и воспитания и практической организации деятельности образовательных систем.

В педагогике, ее теории активно используются положения и концепции психологической науки. В частности, процессы воспитания и обучения, их стадии основываются на сензитивных периодах развития психических процессов организма.

Эмпирическое знание

Эмпирическое знание педагогики содержит информацию о различных фактах педагогической науки:

  1. Продуктивности или нецелесообразности конкретных методов обучения и воспитания.
  2. Положительных и негативных факторах, воздействующих на педагогический процесс, педагогические направления деятельности.
  3. Итогах педагогической работы, применения конкретных систем, технологий, методик воспитания.
  4. Качестве педагогической деятельности в конкретных заведениях образования.
  5. Успешном или неудачном обучении по какой-то образовательной программе, методическому пособию, учебнику.
  6. Протекании психических процессов организма в ходе обучения и воспитания.

Рисунок 1. Теоретическое и эмпирическое познание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эмпирические знания отражают параметры функционирования, развития педагогической действительности.

Все эмпирические знания педагогической науки накапливаются в течение всего периода исторического развития научного педагогического знания. Их невозможно сопоставить, потому что они описываются не научным языком, точнее полунаучным, что приводит к невозможности их заложения в основы теоретической педагогики.

Исследования педагогической науки должны в своей основе содержать данные эмпирических исследований, которые отражают информацию о сущности, особенностях, закономерностях развития процессов и явлений в педагогике. Без этого, теоретическое знание теряет свою научную значимость, выступая только совокупностью рекомендаций теоретического характера или рецептов педагогической деятельности.

Нормативные знания

Нормативные знания педагогики – это знания о том, как необходимо действовать в конкретных педагогических ситуациях и направлениях деятельности.

Нормативные знания состоят из указаний, рекомендаций, инструкций педагогической деятельности. Также, к ним относятся и принципы организации педагогической деятельности, ее социальные нормы и юридические нормативы.

Нормативные знания ориентированы на регулирование педагогических процессов, их организацию и управление ими. Они позволяют планировать педагогическую работу, организацию процессов обучения и воспитания, вносить поправки в планы, исходя из меняющих условий социального развития и функционирования педагогической системы.

Формирование нормативных педагогических знаний является результатом выполнения педагогической наукой функции проектирования и технического исполнения педагогической деятельности.

Нормативные знания имеют социальную ориентацию. Они направлены на поддержание правопорядка в обществе, развитие культуры поведения в нем, создание благоприятной обстановки для полноценного личностного развития и безопасного существования всех его граждан.

Читайте также: