Что такое паломничество кратко

Обновлено: 03.07.2024

Стран­ни­че­ство про­изо­шло из подвига палом­ни­че­ства, из жела­ния посе­тить места, освя­щен­ные сто­пами Спа­си­теля, Божией Матери и святых, из жела­ния при­об­щиться свя­то­сти места. Это жела­ние освя­титься местом застав­ляло многих хри­стиан, осо­бенно чем-то греш­ных и жела­ю­щих иску­пить свой грех, пред­при­ни­мать дале­кие палом­ни­че­ства ко святым местам. Грех иску­пался в момент завер­ше­ния подвига. Подвиг, соб­ственно, заклю­чался в отказе от удобств, в том, что чело­век ски­ды­вал с себя вре­менно все земные путы богат­ства и при­об­щался к нищете. Чело­век ста­но­вился доб­ро­воль­ным нищим и сле­до­вал завету Христа: не сеял, не жал, все­цело вручая себя на волю Бога. Так он шел к тому месту, куда влекла его вера, и там, узрев свя­тыню, при­кос­нув­шись к ней, снова ста­но­вился преж­ним чело­ве­ком, лишь про­свет­лен­ным подви­гом, им совер­шен­ным1.

Уста­но­вив мир, Рим обес­пе­чил без­опас­ность, очи­стив землю от шаек раз­бой­ни­ков, а моря – от пира­тов. Сеть дорог, про­ло­жен­ных во все концы Импе­рии для пере­броски рим­ских леги­о­нов, слу­жила также для пере­дви­же­ния путе­ше­ствен­ни­ков, палом­ни­ков и тор­гов­цев. Для путе­ше­ствен­ни­ков суще­ство­вали дорож­ные карты с ука­за­нием рас­сто­я­ний и мест, где можно было сме­нить лоша­дей и найти при­ста­нище на ночь3. Глав­ные рим­ские пути сооб­ще­ния про­хо­дили через Сре­ди­зем­ное море. Его воды омы­вали все про­вин­ции от Востока до Запада, тем самым соеди­няя и сбли­жая их, облег­чая веде­ние тор­говли и уста­нов­ле­ние личных кон­так­тов. Судно, на кото­ром плыл апо­стол Павел, везло 276 пас­са­жи­ров. Исто­рик Иосиф Флавий отпра­вился в Рим на корабле с 600 пас­са­жи­рами на борту. Это была пест­рая пуб­лика: сирийцы и азиаты, егип­тяне и греки, арти­сты и фило­софы, ком­мер­санты и палом­ники, сол­даты, рабы и про­стые тури­сты. Тут сме­ша­лись все веро­ва­ния, слу­жи­тели всех куль­тов. Какая удача для хри­сти­а­нина, ищу­щего воз­мож­но­сти про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие! Именно так и посту­пал апо­стол Павел4. Ранние хри­сти­ане путе­ше­ство­вали необы­чайно много. Это было свя­зано с лич­ными или семей­ными делами, тор­гов­лей, госу­дар­ствен­ной или воен­ной служ­бой, бег­ством в иные края во время пре­сле­до­ва­ний и гоне­ний. Но гораздо в боль­шей сте­пени путе­ше­ствия первых хри­стиан были вызваны зада­чей бла­го­ве­стия Хри­стова учения. Несколько позд­нее, с рас­про­стра­не­нием хри­сти­ан­ства в Рим­ской импе­рии, веру­ю­щие, начи­ная со II века, отправ­ля­лись палом­ни­ками в Святую Землю. Другие путе­ше­ство­вали ради того, чтобы побольше узнать о церк­вах в обще­при­знан­ных цен­трах хри­сти­ан­ства: Риме, Коринфе, Алек­сан­дрии, Антио­хии. Путе­ше­ствие ста­но­ви­лось собы­тием и для тех, кто оста­вался дома: род­ствен­ники и друзья про­во­жали отъ­ез­жа­ю­щего до самого порта, оста­ва­ясь с ним до того момента, пока попут­ный ветер не пого­нит корабль в откры­тое море. Если отправ­ля­ю­щийся в путе­ше­ствие был хри­сти­а­ни­ном, его про­во­жала община: он служил послан­цем и живым свя­зу­ю­щим с дру­гими бра­тьями и дру­гими церк­вами.

Всту­пая на путь палом­ни­че­ства, дви­га­ясь к святой цели, отсто­я­щей от места его житель­ства на тысячи кило­мет­ров, чело­век обре­кал себя на долгие месяцы и годы жизни, полной лише­ний и опас­но­стей. Духов­ный путе­ше­ствен­ник при­сту­пал к своему наме­ре­нию как доб­ро­воль­ному несе­нию креста – цели­ком пола­га­ясь на волю Божью. Воз­можно, что ему пред­сто­яло уме­реть, не достиг­нув конеч­ной цели своего стран­ствия, без­вестно (не для Гос­пода, а для своих родных и близ­ких) сги­нуть на горной тропе или в мор­ской пучине, быть уби­тому раз­бой­ни­ками, скон­чаться от болезни. Уходя из преж­ней жизни, от семьи, род­ного места, страны – духов­ный стран­ник как бы умирал для родных и всту­пал на путь, ведо­мый одному Гос­поду. Палом­ни­че­ство в древ­ние вре­мена, без сомне­ния, было подви­гом веры – чело­век пус­кался в путь уже уве­ро­вав­шим, но ему сле­до­вало про­не­сти свою веру сквозь стран­ствие и очи­стить ее стра­да­нием и тер­пе­нием.

Мар­келла, кото­рой было адре­со­вано это письмо, – жен­щина тоже из очень знат­ной рим­ской семьи. На нее про­из­вели очень боль­шое впе­чат­ле­ние про­по­веди св. Афа­на­сия Вели­кого, и она была первой рим­лян­кой, давшей обет мона­ше­ства. После воз­вра­ще­ния блж. Иеро­нима с Востока ее дом стал местом собра­ния для изу­че­ния Св. Писа­ния, для молитвы и псал­мо­пе­ния. Но, несмотря на крас­но­ре­чи­вое письмо Павлы, Мар­келла оста­лась в Риме, где посвя­тила себя помощи бедным, и погибла там от ран, нане­сен­ных ей вои­нами Ала­риха во время взятия и паде­ния Рима20.

В Иеру­са­лим направ­ля­ется епи­скоп Иоанн в V веке, сму­щен­ный пыш­но­стью епи­скоп­ского сана и тос­ку­ю­щий по тихому сми­ре­нию пустыни, перед тем как он стал скром­ным послуш­ни­ком одного из виф­ле­ем­ских мона­сты­рей. Туда, обла­чен­ный в худые одежды, бежит из пыш­ного града вели­кий Арсе­ний, перед тем как уда­литься в пустыню и вку­сить подвига пол­ного без­мол­вия. Знают путь в Иеру­са­лим перед подви­гами и Фео­до­сий Вели­кий, и Анто­ний Вели­кий, и Епи­фа­ний, и Гри­го­рий Бого­слов, и Михаил Чер­но­ри­зец. Этот путь освя­щен чудо­твор­цем Нико­лаем, и Васи­лием Вели­ким, и Зла­то­устом в дни их иска­ний Бога, в дни их коле­ба­ний.

Стран­ствия палом­ни­ков были направ­лены также к раз­ре­ше­нию недо­уме­ний, к встрече с людьми, более опыт­ными, к иска­нию руко­во­ди­те­лей. Осо­бенно тянуло палом­ни­ков древ­но­сти в Египет, в Фива­иду. Туда шли не только молиться, но и учиться святой жизни. И вели­кие Афа­на­сий и Зла­то­уст учи­лись у столп­ни­ков истин­ному хри­сти­ан­ству. Со всей хри­сти­ан­ской все­лен­ной при­ез­жали палом­ники, чтобы лице­зреть вели­ких подвиж­ни­ков того вре­мени. Рядом с местом подвига неко­то­рых святых, напри­мер, св. Симеона Столп­ника, обра­зо­вы­ва­лись целые посе­ле­ния с гости­ни­цами, лав­ками, тор­гов­цами и, конечно, сте­ка­ю­щи­мися ото­всюду веру­ю­щими, ищу­щими исце­ле­ния от болез­ней и скор­бей. «Дивные кар­тины жизни святых отшель­ни­ков оста­вили нам эти палом­ники. Доста­точно вспом­нить Руфина, Иоанна, пре­по­доб­ного Паф­ну­тия, кото­рые рас­крыли нам тайны уеди­нен­ных молитв святых мужей пустыни. Лица этих мужей свер­кают, как солнца, от взора их исхо­дят лучи… Неко­то­рые из пустын­но­жи­те­лей, под­ви­зав­ши­еся в оази­сах Сахары, имели особые вино­град­ники для палом­ни­ков, как, напри­мер, пре­по­доб­ный Коприй, подвиг кото­рого заклю­чался в под­держке уста­лых пут­ни­ков вино­гра­дом. Сами вели­кие старцы иногда ходили друг к другу за сове­том, и пути эти бывали по нескольку лет. Так, житие Мефо­дия Фри­гий­ского пере­дает, что он и Сера­пион шли вместе к вели­кому старцу, и шли года четыре.

Осо­бен­но­сти пра­во­слав­ного палом­ни­че­ства

Виды палом­ни­че­ства можно клас­си­фи­ци­ро­вать как 1) одно­днев­ные; 2) ближ­ние и 3) даль­ние30.

Одно­днев­ное палом­ни­че­ство может быть к какому-либо ближ­нему объ­екту – нахо­дя­ще­муся неда­леко мона­стырю, храму, свя­тому источ­нику и т.п. С такими хож­де­ни­ями свя­зана устой­чи­вая тра­ди­ция, быту­ю­щая в данной мест­но­сти. Такое палом­ни­че­ство, как пра­вило, не зани­мает более одного дня.

Даль­ние бого­мо­лья совер­ша­ются к свя­ты­ням или подвиж­ни­кам, извест­ным по всей России и нахо­дя­щимся за пре­де­лами данной епар­хии. Направ­ля­ясь в наи­бо­лее извест­ные мона­стыри или за гра­ницу, рус­ские палом­ники захо­дили попутно в другие оби­тели, а подчас созна­тельно выби­рали не самый близ­кий марш­рут. Сего­дня, как и века назад, даль­ние бого­мо­лья совер­ша­ются в Святую Землю, на Афон, к мощам свя­ти­теля Нико­лая Угод­ника в г. Бари, в Троице-Сер­ги­еву лавру, в пещеры Киево-Печер­ской лавры, в Оптину пустынь, в Саров и многие иные святые места.

Бого­мо­лья раз­ли­ча­лись не только рас­сто­я­нием, но и при­чи­ной или целью. Чело­ве­ком, пус­кав­шимся в путь, дви­гало жела­ние раз­ре­шить какой-либо вопрос, каса­ю­щийся выбора даль­ней­шей жизни, полу­чить настав­ле­ние подвиж­ника, совет, вра­зум­ле­ние, укреп­ле­ние в вере. На палом­ни­че­ство его могло подвиг­нуть отпа­де­ние от Бога и Церкви кого-то из близ­ких и жела­ние вымо­лить ему веру. Тяжкие грехи и ошибки моло­до­сти также явля­лись при­чи­ной совер­ше­ния бого­мо­лья. Мы знаем мно­же­ство при­ме­ров, когда цель палом­ни­че­ства заклю­ча­лась в выма­ли­ва­нии здра­вия и исце­ле­ния для себя или своих родных. Бывали и так назы­ва­е­мые обет­ные (по обету) бого­мо­лья, когда чело­век в смер­тель­ной болезни или в край­ней опас­но­сти, напри­мер, на войне, давал Гос­поду обе­ща­ние, в случае, если ему будет суж­дено остаться в живых, совер­шить даль­нее палом­ни­че­ское стран­ствие.

В 1882 году в России было учре­ждено Импе­ра­тор­ское пра­во­слав­ное пале­стин­ское обще­ство для под­дер­жа­ния пра­во­сла­вия и для облег­че­ния пра­во­слав­ным палом­ни­кам путе­ше­ствия в Святую Землю. Для облег­че­ния путе­ше­ствия палом­ни­ков Обще­ство вхо­дило в согла­ше­ние с желез­ными доро­гами и паро­ход­ными кам­па­ни­ями, кото­рые зна­чи­тельно пони­жали плату за проезд мало­иму­щим стран­ни­кам.

Рус­ские подво­рья в Иеру­са­лиме в XIX веке слу­жили при­ютом для 2000 бого­моль­цев38. К 1911–1914 гг. их было до 10000 в год, а к 1914 г. – 10–12 тыс. Первая миро­вая война и после­до­вав­шая в 1917 г. в России рево­лю­ция надолго пре­рвали столь давно и прочно уко­ре­нив­шу­юся народ­ную тра­ди­цию покло­не­ния Гробу Гос­подню и другим пале­стин­ским свя­ты­ням39. Сейчас эта тра­ди­ция активно воз­рож­да­ется заново.

- Так-то так, – гово­рит тот инок, – да где же кре­по­сти сер­деч­ной набраться?

Духов­ное стран­ни­че­ство

С XVIII века появился на Руси особый подвиг – подвиг стран­ни­че­ства. С опре­де­лен­ного момента Рус­ская Цер­ковь обра­ща­ется к новому подвигу – к уходу из этого мира, к стран­ни­че­ству. Глав­ной чертой подвига стран­ни­че­ства явля­ется отме­та­ние опре­де­лен­ного места, отри­ца­ние до конца уюта. Взяв начало от подвига палом­ни­че­ства в святые места, подвиг стран­ни­че­ства про­воз­гла­сил свя­тость всего мира. Стран­ники не знают в пре­де­лах этой жизни цели своего стран­ствия. Так, если палом­ники в подвиге древ­него Изра­иля стре­мятся к земле обе­то­ван­ной, то стран­ники знают пути уче­ни­ков Гос­под­них, идущих за Ним по доро­гам Гали­леи.

Подвиг стран­ни­че­ства, воз­ник­ший в первые века, освя­щен­ный мужами Фива­иды, воз­ро­дился в России и, приняв несколько свое­об­раз­ные формы, внес свои дости­же­ния в сокро­вищ­ницу Церкви. С опре­де­лен­ного момента исто­рии Рус­ская Цер­ковь обра­ща­ется к стран­ни­че­ству. Мне кажется, этот момент насту­пает в начале XVIII века, то есть тогда, когда впер­вые раци­о­на­ли­сти­че­ская куль­тура стала вытес­нять внеш­ние и внут­рен­ние самые доро­гие свя­тыни Пра­во­сла­вия. Тогда стали гово­рить о бес­по­лез­но­сти мона­сты­рей, появи­лись указы Петра I о пре­вра­ще­нии мона­сты­рей в бога­дельни для увеч­ных воинов. Тогда нача­лись суро­вые пре­сле­до­ва­ния подвиж­ни­ков, ски­та­ю­щихся в лесах и вер­те­пах.

Вся исто­рия Церкви XVIII и XIX веков, почти все жития подвиж­ни­ков того вре­мени знают скорб­ные строки гоне­ний. Зна­ме­ни­тый стран­ник Дамиан кон­чает жизнь на каторге, обли­тый на морозе холод­ной водой за то, что он отка­зался дать све­де­ния о посто­ян­ном своем месте житель­ства, кото­рого стран­ник не имел. Стран­ница Вера Алек­се­евна изби­ва­ется за бес­пас­порт­ность в тюрьме. Пер­во­на­чаль­ник Саров­ский Иоанн уми­рает в тюрьме в Петер­бурге за то, что без раз­ре­ше­ния началь­ства стал стро­ить себе хибарку в лесу.

Целый ряд стран­ни­ков, не зна­ю­щих опре­де­лен­ных путей, идущих с дороги на дорогу, про­хо­дят в про­дол­же­ние послед­них двух сто­ле­тий по Руси. Вот коче­вав­ший всю жизнь по тайге Сибири старец Федор Кузь­мич. Вот стран­ник Даниил, высо­кий, строй­ный старик в хол­що­вой рубахе с грустно-стро­гим взором темных глаз, как изоб­ра­зил его Кипрен­ский. Здесь зна­ме­ни­тый Филип­пушка, соеди­нив­ший в себе два подвига – юрод­ства и стран­ни­че­ства, один из стран­ни­ков Зоси­мо­вой пустыни. Здесь сми­рен­ный стран­ник конца XVIII века Нико­лай Мат­ве­е­вич Рымин, доб­ро­вольно раз­дав­ший свое имение нищим, за что попал в дом ума­ли­шен­ных. Его изоб­ра­же­ние сохра­нило черты доб­ро­ду­шия и весе­ло­сти. Он пока­зан весе­лым, почти лысым, с длин­ным посо­хом, с кре­стом, одет в рваный зипун и старый жакет. Про­хо­дит и Ксения, стран­ница древ­няя, ста трех лет, ее тру­дами воз­двиг­нуто более сотни церк­вей. И весе­лая Даша-стран­ница, и суро­вый стран­ник Фома. Все они как бы хоро­нят вер­тепы и дебри, все они гово­рят о том., что уходит пустыня из родины нашей и что только дороги одни еще оста­лись сво­бод­ными от суеты тор­же­ству­ю­щего мира.

При­ме­ча­ния:

1 О стран­ни­ках рус­ской земли. В кн.: Записки свя­щен­ника Сергия Сидо­рова, с при­ло­же­нием его жиз­не­опи­са­ния, состав­лен­ного доче­рью, B.C. Боб­рин­ской. М., 1999. С. 98.

2 Аман А.-Г. Повсе­днев­ная жизнь первых хри­стиан, 95–197: Пер. с фр. М., 2003. С.46.

5 0 стран­ни­ках рус­ской земли. С. 98

6 Бака­лова Е. Релик­вии у исто­ков культа святых. В сб.: Восточ­но­хри­сти­ан­ские релик­вии. Редак­тор-соста­ви­тель А. М. Лидов. М.: Про­гресс-Тра­ди­ция, 2003. С. 29.

7 Беляев Л. А. Хри­сти­ан­ские древ­но­сти: Вве­де­ние в срав­ни­тель­ное изу­че­ние. М., 1998. С. 19–20.

8 Цит. по: К источ­нику воды живой. Письма палом­ницы IV века. В кн.: Подвиж­ники бла­го­че­стия Синай­ской горы. Письма палом­ницы IV века, М., 1994. С. 144.

9 Беляев Л. А. Указ. соч. С. 20.

10 Цит. по: Иорам Цафир. Loca Sancta и обре­те­ние релик­вий в Пале­стине IV-VII веков: их роль в сакраль­ной топо­гра­фии и цер­ков­ной архи­тек­туре Святой Земли. В сб.: Восточ­но­хри­сти­ан­ские релик­вии. Указ. соч. С. 63.

11 Беляев Л. А. Указ. соч. С. 31.

12 Аман А. ‑Г. Повсе­днев­ная жизнь первых хри­стиан. С. 44.

14 Св. Кли­мента, епи­скопа Рим­ского, к Корин­фя­нам Посла­ние I. В кн.: Писа­ния мужей апо­столь­ских. Рига, 1994. С. 118–119.

15 Аман А. ‑Г. Повсе­днев­ная жизнь первых хри­стиан. С. 52.

17 Учение две­на­дцати апо­сто­лов. В кн.: Писа­ния мужей апо­столь­ских. Рига, 1994. С. 34.

18 К источ­нику воды живой. Письма палом­ницы IV века. В кн.: Подвиж­ники бла­го­че­стия Синай­ской горы. Письма палом­ницы IV века. М., 1994. С. 133.

20 Там же. С. 156–160.

21 Записки свя­щен­ника Сергия Сидо­рова. Указ. соч. С. 98.

22 Житие пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской. В кн.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1999 год. Изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1998. С. 199–200.

23 Записки свя­щен­ника Сергия Сидо­рова. Указ. соч. С. 98–99.

24 См. подроб­нее: Св. Симеон, Христа ради юро­ди­вый. В кн.: Кова­лев­ский Иоанн, свящ. Христа ради юро­ди­вые. М., 1902. Репринт­ное вос­про­из­ве­де­ние. С. 120–125.

25 Житие пре­по­доб­ного Давида Гареджий­ского. Полные жиз­не­опи­са­ния святых Гру­зин­ской Церкви. Часть I. M., 1994. С. 138–139.

26 Записки свя­щен­ника Сергия Сидо­рова. Указ. соч. С. 99.

27 Там же. С. 100–101.

28 См. Фасмер М. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь рус­ского языка. В 4 т. Т. 3: Пер. с нем. М., 1987. С. 193.

29 Поплав­ская X. В. Народ­ная тра­ди­ция пра­во­слав­ного палом­ни­че­ства в России в XIX-XX веках. (По мате­ри­а­лам Рязан­ского края.) Авто­ре­фе­рат дис­сер­та­ции на соис­ка­ние ученой сте­пени кан­ди­дата исто­ри­че­ских наук. М., 2000. С. 4.

30 Здесь и ниже мы поль­зу­емся клас­си­фи­ка­цией, при­во­ди­мой X. В. Поплав­ской. Указ. соч. С, 14–15.

31 Поплав­ская X. В. Указ. соч. С. 14.

32 Житие Авра­амия Смо­лен­ского. В кн.: Памят­ники лите­ра­туры Древ­ней Руси: XIII век. М., 1981. С. 71.

33 Записки свя­щен­ника Сергия Сидо­рова. Указ. соч. С. 101.

34 Житие пре­по­доб­ного Анто­ния, осно­ва­теля святой Киево-Печер­ской лавры… В кн.: Жития и подвиги святых Киево-Печер­ской лавры. Минск, 2003. С. 5.

35 Записки свя­щен­ника Сергия Сидо­рова. Указ. соч. С. 102.

36 Беляев Л. А. Указ. соч. С. 55.

37 Слепая палом­ница. В сб.: Рай­ские цветы с Рус­ской Земли. Сер­гиев Посад, 1912. Репринт­ное изда­ние. С. 184–187.

38 Полный Пра­во­слав­ный Бого­слов­ский Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. Без даты. Изда­тель­ство П. П. Сой­кина. Репринт­ное изда­ние. М.,1992. В 2 т. Т. II. С.1746.

39 Поплав­ская X. В. Указ. соч. С. 19.

40 Кири­ченко 0. В. Почи­та­ние свя­тынь рус­скими дво­ря­нами (XVIII сто­ле­тие). В сб.: Пра­во­слав­ная вера и тра­ди­ции бла­го­че­стия у рус­ских в XVIII- XX веках. М., 2002. С. 39, 41, 48.

41 Щепан­ская Т. Б. Куль­тура дороги в рус­ской мифо-риту­аль­ной тра­ди­ции XIX-XX вв. М., 2003. С. 433.

42 Там же. С. 450–451.

44 Здесь и выше при­во­дятся мате­ри­алы из работы Т. Б. Щепан­ской. Указ. соч. С. 429, 430, 434–435.

46 Жиз­не­опи­са­ния оте­че­ствен­ных подвиж­ни­ков бла­го­че­стия. Август. Изда­ние Вве­ден­ской Опти­ной пустыни, 1994. С. 588.

47 Сестры. М., 2001. С. 157.

48 Старец-миря­нин XX века Федор Сте­па­но­вич Соко­лов. СПб., 2002. С. 68.

49 О стран­ни­ках рус­ской земли. В кн.: Записки свя­щен­ника Сергия Сидо­рова, с при­ло­же­нием его жиз­не­опи­са­ния, состав­лен­ного доче­рью, В. С. Боб­рин­ской. М., 1999.

50 Архи­манд­рит Киприан (Керн). Пре­ди­сло­вие к изда­нию 1948 года. В кн.: Откро­вен­ные рас­сказы стран­ника духов­ному своему отцу. Изда­ние Вве­ден­ской Опти­ной пустыни, 1991.


    к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы;
  • хождение верующих к святым местам на поклонение.

Обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных со Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей; помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники.

Богомольца, совершающего путешествие к святым местам, называют паломником.

В других религиях имеются аналогичные обычаи:

    — посещение мусульманами Мекки, Медины и совершение там предписанных ритуалов; — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета;
  • у ламаистов — посещение Лхасы (Тибет);
  • у индусов — посещение Праяга и Варанаси (Бенарес, Индия);
  • у буддистов и синтоистов — посещение Нары (Япония).

Содержание

История паломничества

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

У христиан паломничество началось с IV в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Каждый паломник получает много впечатлений от чудесных знамений и необычных совпадений, происшедших с ним во время паломничества.

Однако святитель Григорий Нисский осуждает чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения. Многими православными считается, что в любом храме можно причаститься Тела и Крови Христовых (самой Высшей святыни), а деньги, собранные для паломничества, лучше раздать нищим. Среди православных монахов приветствовалось затворничество (от соблазнов мира), а паломничество и крестные ходы допускались для укрепления (коллективной сплочённости) ещё неокрепших в вере членов Церкви.

В средние века наряду с Палестиной паломничество стало предприниматься: у православных — в Константинополь, на гору Афон (Греция); у католиков — в Рим и Лорето (Италия) по дороге франков, в Лурд (Франция).

Западная церковь различала:

  • великое паломничество (peregrinationes primariae) — путешествия к Святому Гробу в Палестину, в Рим (Limina apostolorum), Сантьяго-де-Компостелу (см. Путь Святого Иакова) и Лорето (см. Дом Богородицы);
  • малое паломничество (peregrinationes secundariae) — посещение местных отечественных святынь.



В конце ХV в. для совершения паломничества требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое давалось под условием платежа пошлины в пользу Папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии — и Марсель), где паломники запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломническую одежду — калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п.

Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог послать вместо себя слугу или наёмника. Образовались даже светские цехи профессиональных наёмных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. паломник мог быть направлен от целой общины за её счёт.

С 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Святую Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300—400 чел., входили лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х годов такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в Вене и Мюнхене.



Паломничества на Святую Землю из России

Годы [1] 1820 1840-е 1859 1866 1869 1870-е 1880 1889 1896
Человек 200 около 400 950 1098 2035 около 1500 2009 3817 4852

Современное паломничество в России

В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в святые места. Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру. Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс.

По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира.

За пределами России русские богомольцы помимо Палестины посещают греческий Афон, итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца, черногорскую столицу Цетинье, где находится десница Иоанна Крестителя и другие христианские святыни.

Значение паломничества

Религиозные мотивы часто являлись прикрытием торговых и захватнических целей. Например, паломничество сыграло значительную роль в подготовке крестовых походов. А среди паломников в Иерусалиме в средние века можно было встретить и дворян, искавших посвящения в рыцари у Гроба Господня; и политических и военных агентов королей; и авантюристов, искавших оккультических знаний на чудодейственном Востоке; и учёных исследователей [3] ; и, наконец, купцов, посещавших Палестину с торговыми целями.

Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

Поклониться святым местам

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Паломник или турист?


Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

пал о мничество, паломничества, ср. (книж.).

1. Хождение, странствование паломника (в 1 знач.).

2. перен. Путешествие куда-нибудь многочисленных толп почитателей, поклонников кого-чего-нибудь (срн. паломник в 3 знач.). К месту дуэли Лермонтова на Кавказе устраиваются целые паломничества.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от лат. palma пальма)

странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

Культурология. Словарь-справочник

Православный энциклопедический словарь

хождение верующих к святым местам на поклонение.

Энциклопедический словарь

(от лат. palma - пальма), странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

Словарь Ожегова

ПАЛОМНИЧЕСТВО, а, ср.

1. Путешествие паломника, паломников. П. в Мекку.

2. перен. Путешествие, хождение кудан. с целью ознакомления с какимин. достопримечательностями, а также к знаменитому лицу. П. к могиле поэта.

| прил. паломнический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. ср.
    1. Путешествие к святым местам для поклонения, получившее широкое распространение среди верующих в христианской, мусульманской и т.п. религиях.
    2. :
      1. перен. разг. Путешествие куда-л. многочисленных почитателей, поклонников кого-л., чего-л.
      2. Посещение кого-л., чего-л. большим числом почитателей, поклонников.

      Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      — верование, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, было свойственно уже народам классического миpa. Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы стекались к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. В христианском мире П. в страну, где совершались божественные деяния Спасителя, вошли в обыкновение в IV в., главным образом — под влиянием примера св. Елены, путешествие которой к св. местам привело к воздвижению Креста. Господня. Уже в IV в. мы встречаемся с путеводителями к Св. Земле (Бордосский путник 333 г., изд. во 2-м выпуске "Правосл. Палестинского Сборника") и описаниями П. (хождение безымянной паломницы конца IV в., изд. И. В. Помяловским в 20-м вып. "Правосл. Палестинского Сборника", СПб., 1880). В конце IV в. отцы церкви (Григорий Нисский) из соображений нравственного свойства ополчались против увлечения П., но вскоре оно признано было церковью делом богоугодным. Крестовые походы (см. Походы крестовые) по существу были грандиозным, массовым паломничеством. Западная церковь различала великое (peregrinationes primariae) и малое паломничество (peregrinationes secundariae). К первому, сверх паломничества к Святому Гробу, относили и путешествия в Рим (Limina apostolorum), Компостеллу (см.) и Лорето (см.), под вторым разумели посещение местных отечественных святынь. То или другое П. церковь стала налагать как епитимию, а с XIII в. и светские суды Зап. Европы стали приговаривать к П. убийц; впрочем, в XIV и XV вв, светские суды отказались от наложения большого П., ограничиваясь малым, но зато неоднократным. Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог себя заменить слугой или наемником. Образовались даже светские цехи профессиональных наемных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. и общины снаряжали на свой счет паломников. П. особенно усилилось в XIV в., когда выяснилось, что мусульманские власти относятся к христианским паломникам дружелюбно, взимая с них лишь известную подать, а оживленные сношения Венеции с Левантом доставляли возможность в 6—8 месяцев совершить П., которое до тех пор считалось предприятием весьма продолжительным и крайне опасным. Чтобы предпринять П., требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое в конце ХV в. давалось под условием платежа известной пошлины в пользу папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии — и Марсель), где паломники запасались путеводителем (известнейший из них — "Peregrinationes Terrae Sanctae", Венеция, 1491), отпускали бороду и облачались в паломническую одежду — калиги (см.), коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенную украшенную раковинами; клюка (см.), сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Св. Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по св. местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п. В Венеции существовал известный надзор за судохозяевами, занимавшимися перевозкой пилигримов; так, в XV в. существовало постановление, в силу которого судно, на котором перевозились паломники, не могло в то же время служить для торговых целей. Посещения святых мест западные паломники предпринимали с Сиона процессиями, во время которых пели духовные песни. Не одна только религиозная ревность, стремившаяся к поклонению местам, бывшим свидетелями Страстей Господних, привлекала паломников в Иерусалим. Были среди них и дворяне, искавшие посвящения в рыцари у Гроба Господня, и политические и военные агенты королей, скрывавшиеся под скромным плащом паломника, и авантюристы, искавшие оккультических знаний на чудодейственном Востоке, и ученые исследователи (Юстус Тенеллус и Вильгельм Постель, по поручению франц. короля Франциска I, собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки), и, наконец, купцы, посещавшие Палестину с торговыми целями. Среди последних с XVI в. было особенно много англичан и голландцев. Реформация нанесла решительный удар П. В католических странах и в настоящее время совершаются П., хотя и в несравненно меньших размерах, чем в России. В 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Св. Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300—400 чел., входят лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х годов такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в вене и Мюнхене.

      Читайте также: