Что такое овраг кратко 4 класс окружающий мир рабочая тетрадь плешаков

Обновлено: 05.07.2024

1) По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы опиши основные формы земной поверхности в вашем крае. Не забудь, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы — разной высоты.

В нашем крае можно встретить почти все формы земной поверхности.

Большая часть края лежит в пределах Восточноевропейской равнины. Это холмистая равнина, на которой можно найти множество невысоких, очень пологих холмов, заросших различной растительностью.

На востоке попадаются возвышенности, переходящие в небольшие горы.

А на юге встречаются участки степи, совершенно плоской равнины, лишённой холмов.

Так же в области можно встретить овраги и балки.

2) Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нём. Много ли в вашей местности оврагов? Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.

В нашей местности есть несколько довольно крупных оврагов. Это углубления в земле с крутыми, осыпающимися склонами. По дну оврага протекает ручей, который впадает в речку.

Есть у нас и балка — старый овраг, склоны которого стали более пологими, перестали осыпаться и заросли кустарником и травой.

3) Подумай, где легче строить города, сёла, прокладывать дороги, обрабатывать землю — на равнине или в горах. Как люди используют поверхность в вашем крае?

Города легче строить на равнинах, потому что там не нужно выравнивать местность. В горах города строить сложнее. Точно так же обстоит дело с сёлами и дорогами. Дорогу легче проложить по ровной поверхности, чем строить мосты и туннели в горной местности.

В моём крае значительная часть поверхности покрыта лесами, а зоны степи и лесостепи люди используют преимущественно под сельскохозяйственные поля и пастбища.

В крае много городов, посёлков, дорог, которые в основном расположены на равнинной части. Для их строительства люди вырубали леса.

Обсудим!

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности вашего края вы знаете? Можно ли возместить урон, нанесённый природе в этих случаях? Как это сделать?

Я видела старый заброшенный карьер, в котором раньше добывали гравий. Его стали использовать под мусорную свалку. Это было совершенно безответственное отношение к поверхности края. Но сейчас этот карьер стараются засыпать, скопившиеся отходы вывезли, везде стоят знаки, запрещающие свалку мусора. Я надеюсь, что со временем на месте этого карьера появится новая роща.

Проверь себя

1. Расскажи о поверхности своего края.

У нас есть равнины, плоские и холмистые, имеются болота, реки, небольшие озёра. Есть у нас невысокие горы и множество холмов. Есть овраги и балки. На месте добычи гравия существуют старые карьеры.

2. Как используют поверхность в вашем крае?

Она используется под сельскохозяйственные поля, пастбища, леса, для строительства городов, посёлков, дорог.

Это значит следить за тем, чтобы деятельность человека не наносила ущерба поверхности края, не портила и не уродовала её красоту. Следить за тем, чтобы не появлялись новые овраги.

4. Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?

Школьники тоже могут помочь охране поверхности своего края. Например, они могут встретить во время прогулки или экскурсии рытвину, заброшенный карьер, незаконную свалку, и сообщить об этом учителю или в общество охраны природы.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: овраг, балка.

  • Овраг — углубление в поверхности земли с крутыми, осыпающимися склонами.
  • Балка — старый, заросший растительностью овраг с пологими склонами.

2. Нарисуй, как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь её участка (холма, оврага, горного хребта).

Так выглядит поверхность моего края

3. Если в вашей местности есть овраг, расспроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, чтобы остановить его рост. Подумай, чем ты можешь помочь взрослым.

Недалеко от нашего города есть крупный Овраг, который растёт там уже много десятилетий. Он угрожает затронуть фермерские поля, и местные жители стремятся остановить рост оврага. Они высаживают по его краям кусты и деревья, засыпают овраг.

На следующем уроке

Вспомни, какие моря, озёра, реки есть в России. Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?

Берега России омываются водами двенадцати морей. Кроме того, в нашей стране множество крупных рек — Волга, Лена, Енисей, Обь и другие. Есть у нас и большие озёра: Байкал, Ладожское, Онежское. Частично находится у нас и самое крупное озеро планеты — Каспийское море.

1. Запиши основные сведения о поверхности своего края.

Ответ


Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

2. С помощью учебника напиши определения.

Овраг – это ___________________________________ .

Балка – это ___________________________________ .

Ответ


Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

3. Серёжа и Надя предлагают вам расшифровать условные знаки по теме урока. Объясните их смысл (устно). Отметьте в квадратиках знаком "–" то, что плохо, а знаком "+" отметьте то, что хорошо.

Если у вас есть идеи, как вы можете помочь охране поверхности своего края, обсудите их и сделайте это.


Москва расположена на Восточно-Европейской холмистой равнине. Еще на территории Москвы и Московской области расположено много рек, озер и ручьев.

С помощью учебника напиши определения.

Овраг – это углубление на равнине с крутыми, осыпающимися склонами, без растительности.
Балка – это углубления с пологими,поросшими растениями склонами.

окружающий мир 4 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков страница 59. Номер 3

1) Увеличение карьеров в ширину – это хорошо.
2) Брошенный карьер – это плохо.
3) Засыпание законченных карьеров – это хорошо.
4) Распашка поперек склонов – это хорошо.
5) Укреплять склоны оврагов деревьями – это хорошо.
6) Распашка вдоль склонов – это плохо.

Овраг - это крутые, осыпающиеся склоны.
Балка - это углубления с пологими, заросшими растениями склонами.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Рельеф – строение земной поверхности, совокупность неровностей суши. Равнина – ровная, без высоких холмов земная поверхность. Гора - значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Холм – это округлая возвышенность с пологими склонами, небольшая горка

Ключевые слова:

Рельеф, равнина, гора, холм, овраг, балка, террикон.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 24.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Сегодня на уроке мы с вами будем внимательными и узнаем много новой информации.

1. Наша страна занимает большую территорию на земном шаре. Внимательно рассмотрим физическую карту России. На территории России есть горы и равнины. Среди равнин

встречаются, низменности, возвышенности, или холмы, и плоскогорья. Все это можно определить по карте , по условным обозначениям, по цвету. Равнины – зеленым, плоскогорья – светло – коричневым. Горы – коричневым, чем выше, тем темнее цвет. На этих картинках холмистая равнина - это рельеф местности. Рельеф – форма, очертания твердой земной поверхности. Есть сходство и различие у этих географических объектов. У холмов и гор есть подошва, склон, вершина. Подошва – место, где холм и гора начинают приподниматься над уровнем земли. Гора и холм еще различаются высотой. Точнее, высота низменностей до 200 м, возвышенностей – 200 – 500м, высота гор – выше 800 м.

На равнинах встречаются овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов почти не бывает растений. Образование оврага начинается с маленькой рытвины, с борозды на поверхности почвы. Дождевая вода смывает овраг, он постепенно увеличивается и губит большие участки плодородной почвы. Через много лет склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками и деревьями.

Овраг перестает увеличиваться и он превращается в балку. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями, склонами. Есть еще одна причина образования оврага. Это неправильная распашка земель. Неправильно поступает тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона, по этим бороздам после первого же дождя потекут потоки воды – вот и начало оврага. Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона. В этом случае борозды будут задерживать воду и вода не размоет почву. Вспашку земли можно проводить только поперек склонов. Как остановить образование оврага? Небольшие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву, сажают деревья и кустарники.

2. На территории нашего края строятся города, села, деревни; обрабатываются земли, прокладываются дороги. Добывая для строительства песок, глину, уголь, известняк, полезные ископаемые появляются карьеры. Карьера – это огромная рана на поверхности земли. Люди должны были засыпать его и посадить деревья или превратить карьер в пруд для разведения рыбы. В другом месте строители возводили новые дома. После строительства остались битые кирпичи, осколки стекла, плиты и возле строек возникают свалки. Строители сваливают туда остатки строительных материалов. Свалка - еще одна рана на поверхности земли. В некоторых районах нашей страны, там, где из недр земли добывают много полезных ископаемых, выросли горы, которых не должно быть. Это горы – терриконы. Появились они не сами собой, их насыпали люди. Перерабатывая полезные ископаемые, все отходы сваливали в кучи. Кучи росли и получилось так, люди живя на равнине, оказались в горах. К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот – обезображивают ее. К тому же они наносят вред окружающей среде. Подумайте, каким образом? Ведь под ними оказались огромные площади плодородной земли. Бывает, что терриконы загораются, распространяя вокруг едкий дым, тучи пыли, которые загрязняют воздух. Загрязненная вода, которая стекает с них, после дождей отравляет почву и водоемы. Как вы думаете, можно бороться с этим? Где то их выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Так - же люди научились извлекать из пустой породы терриконов ценные вещества. Такие места на Земле – это боль планеты, это ее раны. Нужно очень постараться, чтобы их не осталось в будущем на поверхности нашей земли.

3. Мы ответили на наши вопросы и выяснили, какой бывает поверхность в нашем крае и надо ли ее охранять? Во время экскурсий вы, наверное, обращали внимание на красоту окружающей местности и чувствуете радость и гордость за родную землю. Как она прекрасна!

- Я уверена, что когда вы вырастите, вы постараетесь сделать все, чтоб наш родной край стал краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

А вы знаете, какая поверхность в вашем крае? Как её охраняют? Ответы на эти вопросы вы найдёте в краеведческой литературе.

Разбор типового тренировочного задания:

  1. Текст вопроса: Напечатайте полные предложения.

На территории России есть горы и __________.

Среди равнин встречаются ____________, возвышенности, ________ и плоскогорья.

Правильный вариант ответа:

На территории России есть горы и равнины.

Среди равнин встречаются низменности, возвышенности, холмы и плоскогорья

Читайте также: