Что такое ответ в музыке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.

Что такое ритм в музыке?

Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.

Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.

Почему ритм является основой музыки?

Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.

Как отмеряется музыкальное время?

Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.

Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.

Сильные и слабые удары пульса

Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.

Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удары пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д.

Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.

такты и тактовые черты

Что такое музыкальный метр?

ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.

ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.

Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.

Числовое выражение метра

Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).

Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.

музыкальный размер в начале нотного стана

Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.

определение понятий ритм, пульс, метр и размер

Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.

Специально для учеников мной созданы своды терминов по предметам "Слушание музыки" и "Музыкальная литература" ("Вводный курс" и "Зарубежная музыкальная литература"). Термины я раздаю каждому ученику. Это позволяет не тратить время урока на записывание, освождает его для прослушивания музыкальных произведений и их анализ, помогает при подготовке учеников к занятиям. Особенно актуально это для занятий в первых классах школы, так как ребята еще плохо и медленно пишут, очень часто теряют свои записи. Благодаря тому, что все правила пронумерованы, а в четвертом классе еще и разделены по темам, появляется возможность родителям контролировать подготовку своих детей к уроку.

ВложениеРазмер
terminy_po_slush_muz_i_muz_lit_4-5_kl.docx 43.73 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Слушание музыки. 1-3 классы.

В помощь ученикам памятка

Взволнованная приветливая мечтательная мощная

Возбужденная изящная задумчивая победная

грозная сказочная сдержанная торжественная

воинственная фантастическая суровая бодрая

резкая зловещая строгая поэтическая

мужественная простодушная игривая радостная

решительная задушевная задорная

певучая напевная выразительная озорная

лирическая порхающая жалобная искренняя

причудливая широкая гибкая вдохновенная

четкий упругий пунктирный пульсирующий

настойчивый танцевальный синкопированный равномерный

мягкие ласковые умоляющие вкрадчивые

стонущие разговорные настойчивые речевые

призывные злобные повелительные удивленные

вопросительные радостные тоскливые успокаивающие

adagio largo andante lento

moderato andantino allegretto

allegro presto vivo vivace

монодическая полифоническая гомофонно-гармоническая аккордовая

плотная прозрачная легкая воздушная тяжелая

высокий средний нижний

forte piano mf mp ff pp

Термины по музыкальной литературе

4 класс. Первый год обучения

  1. Диапазон – расстояние от самого низкого до самого высокого звука голоса или инструмента.
  2. Динамика – (от греч. – сила) – громкость звучания.
  3. Мелодия (от греч. – напев) – музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
  4. Кантилена – широкая, распевная мелодия (как вокальная, так и инструментальная).
  5. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Доля – единица метра, пульс музыки. Размер – числовое выражение метра.
  6. Лад – согласованность звуков, различных по высоте, вокруг устойчивого звука – тоники.
  7. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию.
  8. Регистр – объединение звуков по высоте (высота звучания). Есть высокий, средний, нижний регистры.
  9. Речитатив – (от итал. –читать вслух, декламировать) – особый вид вокальной музыки, когда в мелодии воспроизводятся интонации и ритм разговорной речи.
  10. Ритм – чередование долгих и коротких звуков.
  11. Тембр (от фр. – окраска) –окраска звучания голоса или инструмента. Тембры певческих голосов: женские –сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские –тенор, баритон, бас; детские – альт, дискант.
  12. Темп – скорость звучания музыкального произведения. Различаются медленные (анданте, адажио, ленто, лярго), умеренные (модерато, андантино, аллегретто) и быстрые (аллегро, виво, престо, виваче) темпы.
  13. Фактура – музыкальная ткань, способ изложения музыкального материала. Различаются: монодическая (одноголосие), полифоническая (многоголосие, в котором все голоса самостоятельны), гомофонно-гармоническая (мелодия с сопровождением) и аккордовая (многоголосие, при котором все голоса движутся в едином ритме. Мелодия, как правило, находится в верхнем голосе) фактуры.
  14. Кульминация – точка наивысшего расцвета музыкальной темы.
  1. Форма – строение музыкального произведения.
  2. Период – самая простая музыкальная форма. Законченное построение, в котором выражена одна музыкальная мысль. Состоит из двух повторных предложений.
  3. Мотив – самый маленький элемент музыкальной речи. В нем одна сильная доля.
  4. Фраза – часть предложения, иногда состоит из нескольких мотивов.
  5. Предложение – часть периода, состоит из двух или трех фраз.
  6. Двухчастная простая форма – состоит из двух периодов. (АА 1 ВВ 1 илиАА 1 ВА 1 или АВА 1 В 1 )
  7. Трехчастная простая форма – состоит из трех периодов. (АА 1 ВВ 1 АА 1 –повторная, АА 1 ВВ 1 СС 1 – неповторная)
  8. Куплетная форма – музыкальная форма, состоящая из нескольких куплетов. Куплет состоит из запева и припева. Может иметь вступление и проигрыши между куплетами. Чаще всего встречается в песнях.
  9. Вариации – музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких ее измененных повторений. ( А, А 1, А 2, А 3 ,А 4 )
  10. Рондо (от фр. – круг) – музыкальная форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами . Рефрен – одна и та же повторяющаяся тема, имеющая быстрый темп и танцевальный характер . Эпизоды – построения, в которых звучат другие темы, расположенные между повторениями рефрена. (АВАСА или АВАВ 1 А)
  11. Сюита (с фр. –ряд, вереница) – цикл разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием.

1. Оркестр – большой коллектив музыкантов.

2. Оркестр симфонический – состоит из четырех основных групп инструментов: струнно-смычковые ( скрипка, альт, виолончель, контрабас), деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот), медные духовые ( труба, тромбон, валторна, туба), ударные (малый и большой барабаны, тарелки, литавры, колокольчики, треугольник, гонг, симфонические колокола, ксилофон и др.) дополнительная группа – фортепиано, арфа, челеста, орган.

3.Оркестр народных инструментов – состоит из трех групп: струнная (домры, балалайки), духовая ( свирели, рожки, жалейки, волынки), ударная ( трещотки, коробочка, дрова, кокошник, ложки, барабаны и др.)

1. Жанр – вид, род музыки, разновидность музыкальных произведений.

3 . Марш – с французского – ходьба. Это музыка, звучащая в темпе шага. Особенности маршей –двухдольный метр, мажорный лад (кроме траурных маршей),темп шага. Различаются: походные, детские, праздничные, триумфальные, спортивные, сказочные, траурные и др.

4. Песня – самый простой жанр вокальной музыки. Имеет запоминающуюся мелодию и несложный аккомпанемент.

5. Танец – вид музыкального и хореографического искусства, в котором содержание и чувства выражаются через движение под музыку.

5. Музыкальный образ – условный персонаж музыкального произведения.

6.Опера (от лат. – труд, произведение) – музыкально-театральный жанр, в котором содержание воплощается средствами сценического и вокального искусства.

7. Прелюдия (от лат. – перед) – вступление к какому-либо музыкальному произведению или самостоятельная пьеса в свободной форме.

8.Сюита (с фр. – ряд, вереница) – цикл разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием.

9. Балет – с итальянского - танцую. Современный балет – это вид музыкально-сценического искусства, в основе которого танец и пантомима. В балетном искусстве объединяются и другие виды искусств: музыка, живопись, архитектура, сценическое искусство.

10. Пантомима – язык выразительных жестов и мимики.

11. Дивертисмент – ряд танцев, не связанных между собой общим сюжетом.

13.Хореограф – сочиняет танцы.

15.Сольные танцы к лассического балета делятся на два вида:

- классический. Может быть сольным и ансамблевым. Центральный номер балета – Pas-de-deux. Состоит из адажио (дуэт), вариаций (сольные номера героя и героини) и быстрой коды.

- характерный танец – (национальный, комический, сказочный)

Программная музыка – произведение с заданной программой (сюжетом). Вся вокальная музыка является программной, а также произведения, имеющие названия, эпиграфы, заголовки частей.

Примеры программных произведений:

Зарубежная музыкальная литература.

Г.п. – основная тон-ть

Св.п. – переход из Т в Д или параллельную тон-ть

П.п. тон-ть Д или параллельная

Развитие тем (мотивное, секвенционное, тональное, полифоническое, тембровое)

Каждое искусство имеет свой собственный язык и способы обращения к общественности. Например, в живописи это краски, мазки художника и готовый рисунок. Поэты во время сочинения стихотворений говорят с людьми на языке слов, создавая рифмы. В театре актёры передают свои эмоции и чувства зрителю. Средства музыкальной выразительности - это фактура, метр, темп, мелодия, размер и т. д.

  • Регистр, ритм и мелодия
  • Размер, темп и лад
  • Тембр и динамика
  • Метр и гармония
  • Фактура в музыке
  • Штрихи и форма

Основные средства музыкальной выразительности

Регистр, ритм и мелодия

Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.

Бывают такие виды регистра:

  • Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
  • Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
  • Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.

 Значимость роли регистра

Ритм - это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.

Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.

Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.

Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.

Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.

Средства выразительности Содержание Свойства и разновидности
Мелодия Одноголосно выраженная мысль
Лад Взаимосвязь звуков между собой Мажор, минор
Регистр Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей Ровный, пунктирный
Звуковедение Штрих Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно
Тембр Окраска звука Звонкий, глухой, мягкий, резкий
Темп Скорость музыки Медленный, умеренный, быстрый, динамический
Динамика Изменение громкости
Форма Построение музыкального произведения Рондо, вариации, сонатная форма
Аккомпанемент Сопровождение Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь

Мелодия - это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.

Размер, темп и лад

Основные определения и средства музыкальной выразительности

Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.

Темп - это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.

Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.

Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.

Лад в музыке

Лад - это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.

Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.

Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная - печальная и грустная.

Тембр и динамика

Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.

Женские и мужские голоса бывают:

Хор - это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.

В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:

  • Ударные.
  • Медные духовые.
  • Струнные.
  • Деревянные духовые.

Гармонии в создании и исполнении произведения

Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.

Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.

Метр и гармония

Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.

Гармония - последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.

По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:

  1. Секундовый.
  2. Терцовой.
  3. Квартовой.
  4. Квинтовой.

Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.

Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.

Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.

Фактура в музыке

Редства выразительности в музыке

Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.

Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.

Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка - это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.

В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.

Полифония - это сочетание нескольких голосов. Она подразделяется на имитационную и контрастную. Имитационная повторяет в другом тоне прозвучавшую мелодию. Контрастной полифонию можно назвать, когда одновременно звучат мелодии нескольких типов.

Имитационная также подразделяется на несколько типов:

  1. Канон. Включает в себя несколько голосов, которые играют одну мелодию, но вступают на первый план по очереди.
  2. Инвенция. Инструментальное произведение, состоящее из двух или трёх голосов. Обычно оно имеет небольшой объём и написано по технике имитации.
  3. Фуга. Это многоголосная полифония. Вся мелодия повторяется одновременно во всех голосах. Считается наиболее сложным типом имитационной полифонии.

Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.

Штрихи и форма

Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:

Штрихи и форма как средства музыкальной выразительности

  1. Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
  2. Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
  3. Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.

Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.

Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они - на фразы.

Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.

При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.

Читайте также: