Что можно сделать в школе на перемене

Обновлено: 05.07.2024

Чем занять детей на перемене в школе? Рассказываем про спокойные и активные школьные игры и развлечения для детей в младших и средних классах.

Похожие статьи

Чем занять детей на перемене в школе?

Есть два варианта — в зависимости от того, на какой возраст и темперамент вы рассчитываете:

  1. Спокойные игры. Подойдут для девочек и школьников со спокойным темпераментом. Они развивают концентрацию и творческое начало у детей.
  2. Активные игры. Нужны в первую очередь младшим школьникам: многие из них гиперактивны, тяжело адаптируются к школе после детского сада и нуждаются в том, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию.

Спокойные и подвижные школьные игры на переменах можно чередовать и даже сочетать друг с другом — чтобы продуктивно занять детей разных возрастов, увлечений и потребностей.

Совет: чтобы детям было интереснее, попробуйте построить игры на перемене вокруг любимых мультфильмов, фильмов или сериалов. Мы также рекомендуем выделить специальное помещение для игр и прочих активностей, где дети смогут бегать, лазать и прыгать без риска покалечиться или разбить стекло.

Спокойные игры: развиваем творчество и внимание

Рисование и лепка

Если погода позволяет, можно рисовать мелками на улице или лепить снеговиков. Если же на улицу выходить не хочется, не менее интересно рисовать карандашами или мелками на бумаге или лепить из пластилина.

Выберите тему, это может быть что угодно: любимые персонажи мультфильмов, время года и ближайшие праздники, путешествия, семья и досуг. Если потребуется — пусть дети продолжат работу на следующих переменах, пока не закончат. В финале соберите или сфотографируйте работы и устройте выставку в классе или холле.

Для кого: дети любого возраста.

Игра в шашки или шахматы

Лучше проводить в специально оборудованном классе или игровой комнате, где дети смогут сосредоточиться. Поможет развить логику, концентрацию и соревновательный дух, а также — выявить тех, у кого есть особые способности к математике.

Для кого: ученики средней школы.

Эта игра знакома многим: каждый по цепочке загадывает водящему слово, которое он должен показать остальным только с помощью пантомимы и подручных средств. Первому, кто угадает слово, водящий загадывает следующее. Развивает воображение и другие творческие способности, помогает привлечь внимание гиперактивных детей, которым сложно сконцентрироваться.

Для кого: для детей любого возраста.

Активные игры: выпускаем пар

Квест

Идеальный способ увлечь даже самых неусидчивых. В качестве темы можно выбрать поиск пиратских сокровищ, секретного оружия или волшебной суперсилы. Спрячьте в разных местах (в классах, коридоре, столовой) листочки с загадками, ответ на которые приводит к следующему этапу. Лучше, если играть будут несколько команд. В финале победители получают приз, который найдут с помощью подсказок: например, сладости, значки, игрушки, яркие браслеты или сок. Квесты хорошо развивают логику, соревновательный и командный дух. И, к тому же, этот вид игр очень популярен у детей, вам будет легко их увлечь.

Для кого: ученики средней школы.

Смена номеров

Игроки встают в круг, близко друг к другу и получают номера (по порядку). В центре стоит ведущий, который называет по два номера, чьи обладатели должны быстро поменяться местами. Пока они меняются, ведущий старается занять одно из освободившихся мест в круге. Если удалось — водит тот игрок, чье место занято. Игра развивает концентрацию и навыки устного счета, что особенно полезно для младших школьников. Вместе с тем, здесь важны скорость и реакция, что подходит детям постарше.

Для кого: для младших и средних школьников.

Поймай, если сможешь

Игроки становятся в круг и берутся за руки. В центре — двое: один с завязанными глазами, а другой — со звонком в руках (можно использовать телефон с рингтоном, пищалку или любую игрушку со звуком). Игрок со звонком перемещается по кругу, издавая звук и вовремя приглушая его, а первый игрок ловит, ориентируясь на звонок. Эта игра увлекает не только участников, но и зрителей, а еще — развивает ловкость и реакцию. Круг нужен для подстраховки: так ребенок с завязанными глазами избежит травм.

Для кого: для младших и средних школьников.

Игра на внимание


При подборке способов я опиралась на следующее:



2. Игры на дыхание



3. Игры-конструкторы




Первый вариант — конструктор из цветных ватных палочек. Нужно заранее раскрасить кончики ватных палочек и распечатать схемы сборки. Задача — как можно быстрее собрать фигуры из ватных палочек по схеме, правильно соединив по цветам все кончики. Второй вариант — человечки из трубочек и крышек. Заранее соберите пластиковые крышки от бутылок и нарежьте разноцветные трубочки, распечатайте схемы человечков в соответствии с цветами трубочек. Задача — собрать правильного цветного человечка в нужной позе, кто быстрее и без ошибок справится, тот и победит. Третий вариант — знаменитый конструктор из зубочисток и пластилиновых шариков. Приготовьте много зубочисток (вместо них можно использовать деревянные палочки для шашлыков или нарезанные трубочки), скатайте много небольших пластилиновых шариков — конструктор готов! Теперь дети могут собирать объёмные фигуры любых форм и размеров, связывая зубочистки (рёбра) пластилиновыми шариками.

4. Добрая почта, чат-доска и инстаграм-лента


На уроке нельзя общаться и разговаривать. А когда же детям это делать? Разумеется, на перемене. В одной из прошлых статей я рассказывала о трёх нестандартных способах подружить детей в классе. Представьте, все эти способы идеально подходят для перемены в кабинете! Дети могут писать друг другу письма, рисовать фломастерами и карандашами на чат-доске, рассматривать фотовыставку и обсуждать события из жизни друг друга, а не сидеть в телефонах в вотсапе или онлайн-играх.


3 нестандартных способа подружить детей в классе. Пригодится в начале сентября и не только

5. Рисование по клеточкам, раскраски-антистресс, лабиринты




Конечно, эти способы далеко не всех расслабят на перемене, но вполне возможно, помогут кому-то из детей. Рисование по клеточкам (раскраски и симметрия), знаменитые и популярные у взрослых раскраски-антистресс, а также любимое занятие детей — поиск выхода из лабиринта — отличный вариант отдохнуть на перемене, не выходя из кабинета. Скачивайте, печатайте, дайте детям карандаши и фломастеры и вперёд!

6. Детские журналы


7. Эксперименты с работой полушарий и со зрением



8. Физкультминутка для глаз с лазерной указкой


9. Мини-дискотека


10. Игрушки-антистресс


11. Игры на тетрадном листе


12. Три минуты релакса


Есть второй вариант — выключите свет и на 2-3 минуты (не дольше!) включите детям красивое видео со съёмками природы: с красивой музыкой, но без слов. Это прекрасный способ расслабиться, прийти в себя и настроиться на предстоящий урок.

Желаю успехов.





Выпускник Высшей школы экономики, журналист. Сейчас изучает политологию в Центрально-Европейском университете


Блоги

Смысловое чтение: что это такое и зачем оно нужно детям


Блоги


Партнёрский материал

Сколько рёбер у слона? Какого размера хвост у панды? Тест: что вы знаете о животных


Дошкольники

Кто решает, сколько воспитателей должно быть в детском саду?

Во-первых, кто это лишил ваших детей двигательной активности на переменах? Дайте этому человеку в глаз. У нас в школе дети бегают, как хотят: кому тесно в коридорах, бегают на переменах по двору.


Возможно, не во всех школах так жестко соблюдаются правила, но во многих школах Москвы, даже в большинстве школ Москвы, это происходит именно в таком режиме. По нормам СанПина (это четко прописано в соответствующих документах) как минимум в Москве до Нового года выход на перемену, чтобы побегать, и встречи нескольких классов параллели запрещены. Во двор учителя детей выпустить на перемене не могут, так как до конца учебного дня отвечают за их жизнь и здоровье.

Ваши идеи про подвижные игры замечательные, я их полностью поддерживаю, конечно, это гораздо лучше для детей. Но, во-первых, перемены короткие (максимум 20 минут), во-вторых, как один учитель начальных классов будет раздвигать все стулья и парты и в конце перемены возвращать все на место, в-третьих, далеко не во всех школах кабинеты просторные и большие, а детей ведь много, поэтому подобные игры в ограниченном пространстве весьма травмоопасны.

Варианты, которые я предложила в этой статье, разумеется, полностью не удовлетворяют двигательную активность детей, но все же дают детям возможность отдохнуть и являются безопасными и удобными в организации за столь короткое время перемены.

Спасибо за комментарий.



Подписываюсь под каждым Вашим словом. НО речь идет о той ситуации, в который сейчас находятся школьники, когда выходить на перемену, к сожалению, нельзя. ПОЭТОМУ:

1. Ситуация, что дети не могут выйти на перемену побегать, не зависит от учителей, учителя не могут не выполнять указание СанПина, даже если с точки зрения здравого смысла отсутствие движения опаснее ковида (с чем я абсолютно согласна).

2. В статье нет ни одной идеи, где бы дети что-то делали под диктатом учителя. У детей остается право выбора, кто не захочет присоединиться, тот будет заниматься тем, чем захочет, никто никого заставлять делать что-либо на перемене насильно не станет. Учитель на перемене — не диктатор, а помощник в организации досуга.

3. Про отдых для зрения и мозга согласна. Но в сложившейся ситуации, когда выйти из кабинета на перемену нельзя, приоритеты меняются, поэтому здесь все варианты хороши, лишь бы дети переключились и отвлеклись от сильной интеллектуальной нагрузки, пусть даже с небольшим напряжением для мозга и глаз. Именно из этого я исходила при подборке идей для статьи (что можно делать в сложившихся условиях).

4. Если учитель правильно организует детей, свободный выбор парнера более чем возможен. Как уже
говорилось, все идеи только по желанию детей без принуждения и общения никто никого не лишает, более того, например, Добрая почта, чат-доска и инстаграм-лента как раз направлены на общение и свободный выбор партнера.

Хочу поделиться наблюдениями, которые я делаю во время перемен в школе. Это может быть полезным родителям, которые вообще редко задумываются о том, что происходит с их детьми в школе. Ну ведь под присмотром же, о чём беспокоиться?

Да, под присмотром, за жизнь и безопасность школа отвечает.

Теперь непосредственно к наблюдениям. Если вы оденете на себя шапку-невидимку и пройдетесь по классам и школьным коридорам во время перемен вы увидите следующее: большинство детей сидят или стоят глядя в свои телефоны, некоторые в планшеты. Даже собираясь в компании одноклассников или друзей они сидят каждый уткнувшись в телефон.

Еще вы можете увидеть группу детей орущих и хаотично носящихся между сидящими в телефонах. И этих ничем остановить не возможно. Даже громогласным криком учителя физкультуры это действо приостанавливается не надолго.

Следующая картинка – уединившиеся по 2-3 человека, мирно разговаривающие дети. Это самая редкая картинка, но самая приятная.

У моей дочки в этом году пришёл новый учитель. Это уже 3-ий учитель за 2 года. И вот она, наконец, начала упорядочивать детей на переменах: достали с полок настольные игры, которые мы еще в 1 классе закупили с родителями, предлагает им совместные игры.. но это до карантина и было не так много времени, и дети только начали втягиваться.. эх, с сентября заново их учить.

Поинтересуйтесь – чем ваши дети занимаются на переменах? Ведь сидеть в телефоне - это не отдых. У взрослого-то человека мозг плавится после долгого смотрения в маленький экран, а у ребенка? А знаете, как тяжело их растормаживать в начале урока, после того, как они просидели в телефоне даже 10 минут! А 20 минут?

А главное – все попытки учителей втянуть их в какую-то деятельность подвижно-развлекательную, практически сводится к нулю. Это еще в начальной школе дети поддаются на такую организацию, а вот класса после 6, в ответ только протест.

Пишите в комментариях, чем бы вы предложили заняться детям на переменах, совместно составим список).

Так как перемены короткие, то лучше заняться подготовкой к уроку.
А если лень или ещё что, то можно просто сходить на улицу проветриться. В школе слишком шумно на переменах, а на улице благодать. Сходите до ближайшего магазина просто так, вокруг школы побегайте)
А если на улицу не хочется.. ну.. порисуйте что-нибудь, оригами поделайте, сходите в библиотеку журнальчики полистайте, порешайте кроссворды, судоку (можно на телефон скачать). Разберитесь с своей душой, что ей там угодно в данный момент)

Читайте также: