Что такое отсчитывание в математике в доу

Обновлено: 08.07.2024

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Машина)

- Правильно ребятки и мы сегодня отправляемся в путешествие на машине. А вы все будете шоферами. Покажите мне, как за рулем нужно ездить?

- Замечательно, хорошие у нас шоферы. Ну, тогда, поехали!

- Ну, вот мы и прибыли. Ребята, пока мы ехали, на пути нам повстречался мишка. Это мишка– художник. Посмотрите, какую картину он нарисовал. Что у нас изображено на картине? (Животные, цветы, солнышко)

- Конечно, А теперь давайте посчитаем, сколько уток нам нарисовал мишка? (Три)

- У вас на столах лежат счетные палочки, каждый отсчитайте столько палочек, сколько нарисовано уток. А теперь, давайте посчитаем, сколько собачек нарисовано у нас на картине? (Одна)

- Отсчитайте цифру один. А теперь ребята, давайте посчитаем, сколько же у нас животных изображено на картине? (Четыре)

- Молодцы, отсчитайте цифру четыре. А теперь, кто самый внимательный, посчитайте, сколько дощечек прибито к забору на картине? (Восемь)

- Конечно, очень вы внимательные. Отсчитайте сейчас цифру восемь.

- Возьмите счетные палочки и постройте что – ни будь для мишки. (Дети самостоятельно строят из палочек фигуры, предметы)

- Какие у вас интересные фигуры получились.Эмиль, посчитай, из скольки палочек состоит твоя фигура?

-София, скажи, пожалуйста, а твоя фигура из скольки счетных палочек состоит?

- Хорошо, порадовали вы мишку!

- А теперь поедем дальше по лесной полянке.

- На пути у нас повстречалась, что это ребята? (Речка)

- Мы можем ее перешагнуть. (Нет)

- А как назовем эту речку? Какая она? (Широкая, глубокая, длинная)

- А как нам её перейти? (Нужно построить мост)

- Молодцы, тем более дощечки лежат рядом! Отсчитайте теперь девять дощечек и постройте из них мост.

- Какие прочные у вас мостики получились! Ребята, через речку мы с вами теперь смогли перейти. Посмотрите, кто это нас теперь ждет? (Ежик)

- Ребята скажите, а ежик где сидит? (На пеньке)

- А теперь? (За пеньком)

- А теперь? (Около пенька)

- А теперь? (Перед пеньком)

- Молодцы, не запутались! Но ежик нас с вами не отпустит, пока мы не отгадаем его хитрые загадки!

1. Три цветочка у Наташи.

И ещё два дал ей Саша.

Помоги нам сосчитать:

Три и два, конечно (Пять)

2. Восемь сосисок мама купила.

Киска одну через час утащила!

Сколько сосисок досталось нам? (Семь)

3. Пять лисят песок копают,

Два купаются в золе.

Сколько всех, скажите мне? (Семь)

4. Шесть веселых поросят у

корытца в ряд стоят!

Тут один улёгся спать – поросят осталось? (Пять)

- Молодцы ребята, и с этими загадками вы справились легко! Пора ребята нам отправляться и в наш детский сад! Завели все свои моторы на машине. Поехали!

- Ну вот, мы с вами и приехали! Ребята скажите, куда мы сегодня с вами отправлялись? (В путешествие)

- А кого мы с вами там повстречали? (мишку, речку, ежика)

- Хорошо, а что просил вас сделать мишка? (Посчитать сколько уток, собачек изображено на картине)

- А что мы еще потом делали со счетными палочками, когда считали всех животных на картине? (Отсчитывали)

- Правильно мы с вами учились отсчитывать! А еще, кому, что запомнилось в нашем путешествии?

- Я очень рада, что вам понравилось наше с вами математическое путешествие, спасибо вам ребята!

Предполагаемый результат : у детей сформируется умение отсчитывать предметы.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, конструирование.

Форма организации совместной деятельности: групповая, фронтальная.

Методы организации совместной деятельности: наглядный, игровой, практический.

Предварительная работа : решение с детьми математических задач, повторение счета в пределах 10.

Выносное: счетные палочки, дощечки, карточки с заданиями.

Ход ООД:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Отлично! Проходите на свои места.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Машина)

- Правильно, ребята! И мы сегодня отправляемся в путешествие на машине. А вы все будете шоферами. Покажите мне, как гудит машина? Как за рулем нужно ездить?

- Замечательно, хорошие у нас шоферы. Ну, тогда, поехали!

(дети выполняют имитационные движения, будто едут за рулем автомобиля)

- Ну, вот мы и прибыли. Ребята, пока мы ехали, на пути нам повстречалась белка. Это белка – художница. Посмотрите, какую картину она нарисовала. Что у нас изображено на картине? (Природа)

– Что нарисовано посредине? (Дерево.)

- Сколько деревьев нарисовала белочка? (1) Возьмите столько же счетных палочек. Покажите эту цифру.

– Что нарисовано справа от дерева? (Пруд с утками.)

– Сколько уток? (4.) Возьмите столько же счетных палочек. Покажите эту цифру.

– Что нарисовано слева? (Грибы.)

– Сколько? (2.) возьмите столько же счетных палочек. Покажите цифру 2.

– Чего, ребята, не хватает на картине? Что бы вы нарисовали (Ответы детей.)

– А когда ничего нет, пусто, каким числом мы обозначаем? (0.)Покажите 0.

–А теперь возьмите счетные палочки и постройте что-нибудь для белочки. (Дети самостоятельно строят из палочек фигуры, предметы.)

- Какие у вас интересные фигуры получились. Залина, посчитай, из какого количества палочек состоит твоя фигура?

- Руслан, скажи, пожалуйста, а твоя фигура из какого количества счетных палочек состоит?

Хорошо, порадовали вы белочку! Но она приготовила вам ещё одно задание. (работа с карточками)

– А теперь поедем дальше по лесной полянке. На пути у нас ручеек.

Какой ручеек? (Узкий, короткий.)

– Мы можем его перешагнуть. (Дети перешагивают и сразу оказываются у речки.)

– Дети, что это? (Речка.)

– Какая она? (Широкая, глубокая, длинная.)

– А как называется река, протекающая около нашего хутора?

– Как же нам её перейти? - Мы можем ее перешагнуть. (Нет) (Нужно построить мост.)

– Молодцы, тем более дощечки лежат рядом!

(Дети выстраивают мост через реку)

- Какой прочный у вас мостик получился! Ребята, через речку мы с вами теперь смогли перейти. Посмотрите, кто это нас теперь ждет? (Ежик)

- Ребята скажите, а ежик где сидит? (На пеньке)

- А теперь? (За пеньком)

- А теперь? (Около пенька)

- А теперь? (Перед пеньком)

- Молодцы, не запутались! Но ежик нас с вами не отпустит, пока мы не отгадаем его хитрые загадки!

1. Три цветочка у Наташи.

И ещё два дал ей Саша.

Помоги нам сосчитать:

Три и два, конечно (Пять)

2. Восемь сосисок мама купила.

Киска одну через час утащила!

Сколько сосисок досталось нам? (Семь)

3. Пять лисят песок копают,

Два купаются в золе.

Сколько всех, скажите мне? (Семь)

4. Шесть веселых поросят у

корытца в ряд стоят!

Тут один улёгся спать – поросят осталось? (Пять)

5. Я нашел в дупле у белки

Девять штук орешков мелких.

Вот еще один лежит

Мхом заботливо закрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитай – ка(10)

6. Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок – сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Как получилось число 10? (9+1=10; 5+5=10)

- Молодцы ребята, и с этими загадками вы справились легко!

Но нашему ежику нужна ваша помощь. Он так торопился к вам, что уронил карточки, и они перепутались. Соберите карточки и расположить все цифры от 1 до 10 вряд.

Пора ребята нам отправляться и в наш детский сад! Завели все свои моторы на машине. Поехали!

- Ну вот, мы с вами и приехали! Ребята скажите, как называлась тема нашего занятия? (Отсчитывание предметов в пределах 10) Куда мы сегодня с вами отправлялись? (В путешествие)

- А кого мы с вами там повстречали? (Белку, ежика)

- Хорошо, а что просила вас сделать белка? (Посчитать сколько уток, грибочков изображено на картине)

- А что мы еще потом делали со счетными палочками, когда считали предметы на картине? (Отсчитывали)

- Правильно мы с вами учились отсчитывать! А еще, кому, что запомнилось в нашем путешествии?

- Я очень рада, что вам понравилось наше с вами математическое путешествие, спасибо вам ребята!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРИЁМАМ ОТСЧЁТА ПРЕДМЕТОВ

Обучая детей количественному счёту, на начальных этапах, работая с раздаточным материалом, воспитателю необходимо помнить, что дети пока не умеют отсчитывать. Поскольку в жизни нам чаще приходится пользоваться отсчётом, то с этой новой деятельностью нужно познакомить детей сразу после того, как показали механизм счёта.

При счёте множество ограничивает ребёнка, а при отсчёте он учится сам создавать множества, содержащие определённое количество предметов, т.е. произвольно останавливать счёт.

После знакомства с техникой отсчёта предметов, он используется при знакомстве со всеми числами второго пятка: отсчитайте 5 треугольников, положите на верхнюю полоску; на нижнюю полоску положите столько же кругов, сколько треугольников, да ещё один; давайте посчитаем, сколько всего стало кругов… Далее идёт знакомство с образованием нового числа 6 в соответствии с методикой.

Для формирования умения отсчитывать предметы можно использовать следующие специальные упражнения в процессе ООД:

- отсчитать 6 треугольников и 7 кругов, разложить их по-разному;

- отсчитать столько чашек, чтобы хватило всем куклам;

- отсчитать на один круг больше, чем услышали звуков (старший возраст).

В дальнейшем после 6-7 специальных занятий, отсчёт используется при решении всех других задач: обобщение групп предметов по признаку числа, независимость числа от пространственно-качественных характеристик совокупности, счёт с участием различных анализаторов и др.

ОБОБЩЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ ПО ПРИЗНАКУ ЧИСЛА

Одновременно с обучением счёту и отсчёту необходимо показать, что, если группы содержат одинаковое количество предметов, то они обозначаются одним и тем же числом; а если содержат разное количество, то разными числами. Это позволит подвести детей к обобщенному, абстрактному пониманию числа как показателю равночисленности множеств. Используются следующие варианты упражнений:

1. Отсчитать группы предметов по названному числу, установить между ними равенство по количеству элементов на основе взаимно однозначного соответствия разными способами (наложение, приложение). Например: отсчитайте 6 зайчиков, столько же мишек, столько же уточек. Поровну ли их? Как проверить? Обобщить: зайчиков, мишек и уточек поровну, их по шесть.

2. Делаем специальное пособие: на листе бумаги располагаем относительно большое количество предметов, сгибаем по горизонтальным линиям. Показываем детям сначала только верхнюю полосу с треугольниками, просим сосчитать их или называем количество сами, если их больше, чем дети знают чисел.

Далее просим детей закрыть глаза, открываем следующую строчку фигур и просим быстро, не считая, сказать, сколько здесь кругов? Так же поступаем со всеми группами фигур (квадраты, крестики).Обязательно выясняем, как догадались о количестве фигур, если не считали (стоят друг под другом, их поровну, по 11).

3. Предлагаем рассмотреть набор предметных картинок: чем они похожи? чем отличаются? Просим подобрать, что к чему подходит.

4. В основе упражнения лежит умение классифицировать предметы в зависимости от выделенного признака. На доске разместить несколько геометрических фигур разной формы, цвета, размера (можно использовать блоки Дьенеша). Дать детям несколько секунд рассмотреть набор, затем попросить ответить на вопросы: на какие группы можно разделить фигуры? Назовите фигуры, которых по две? (два круга, две голубых фигуры, два маленьких треугольника, две маленьких красных фигуры, два больших треугольника и т.д.) По три? По четыре? Что обозначает число 5?3?1?

5. Устные задачи, в которых требуется определить количество элементов в группе, не считая их, при условии, что эта группа приведена во взаимно однозначное соответствие с другой группой:

· На день рождения Зайчику Мишка подарил 5 конфет, столько же пряников, столько же яблок. Сколько яблок и пряников принес Мишка?

· Рабочий приготовил для тигров 9 тумб, по одной на каждого тигра. Сколько тигров будет выступать?

· Для угощения зайчиков Маша приготовила 6 морковок. Сколько было зайчиков, если одна морковка оказалась лишней?

Т.обр., ребёнок должен понять, что группам, содержащим одинаковое количество элементов, соответствует одно число. Это оказывает влияние на развитие элементарных навыков обобщения.

Особое внимание при формировании у детей представлений об абстрактности натуральных чисел уделяется пониманию ими независимости числа от пространственно-качественных признаков совокупности предметов. Эта задача не является самостоятельной, а сопутствует решению других образовательных задач: обучение количественному счёту, обобщению групп предметов по признаку числа.

Для организованного обучения необходимо подобрать предметы, разные по форме, величине, цвету и по-разному их расположить в пространстве.

Дети должны понять, что число не зависит от размеров предметов, от формы их расположения и от расстояния между предметами. Ребёнок как большую оценивает ту группу, где предметы большего размера или где они занимают большую площадь. Специально проводятся 2-3 занятия в средней группе (подготовка еще в младшей), далее – закрепление в процессе обучения счёту.

Используются следующие приёмы работы: сначала установить равенство совокупностей по числу элементов с помощью счёта (поровну ли предметов? как проверить?- сосчитать); затем проверить практическим путем (наложение, приложение, использование эквивалентов, соединение линиями (графами)).

Дети не только убеждаются в равенстве готовых групп по количеству, но и сами располагают предметы по-разному и создают группы из предметов разного размера. Используется карточка, разделённая на три части. Детям предлагают отсчитать столько красных кругов, сколько белых в левой части, проверить наложением; затем отсчитать столько же синих кругов и расположить их в средней части на линии; далее отсчитать столько же зелёных и расположить их справа любым способом (произвольно). Убедиться, что всех кругов поровну, по пять.

Поскольку в детском саду дается в основном лишь один прием вычисления — присчитывание и отсчитывание по единице, то второе слагаемое или вычитаемое, выражаемое числом два или три и лишь в отдельных случаях числом четыре (5 + 4, 6 + 4, 9 — 4, 10 — 4), легко разбивается на единицы и легко присчи-тывается и отсчитывается.

Что же касается третьей части таблицы сложения, которую будут изучать в школе и в которой большее число прибавляется к меньшему, то ознакомление учащихся с приемом перестановки слагаемых позволит упростить решение и этих случаев: при перестановке слагаемых все они становятся теми случаями, которые входят во вторую или первую часть таблицы (2 + 6, 6 + + 2; 3 + 7, 7 + 3 и др.). Вот почему изучение первой и второй части таблицы имеет особое значение, и нет необходимости спешить в детском саду с переходом к изучению третьей части.

На какие же законы и свойства арифметических действий опираются вычислительные приемы?

Прием присчитывания опирается на сочетательное свойство сложения. Известно, что результат не меняется, будем ли мы прибавлять число сразу или разобьем его на меньшие числа и будем прибавлять по единице.

Например: 4 + 3 = 4+1 + 1 + 1=4 + 2+1 =7.

Однако прибавлять или отнимать по единице на первых этапах обучения проще, поскольку увеличение и уменьшение числа на единицу опирается на счет, на понимание детьми взаимно-обратных отношений между числами натурального ряда.

Выделение случаев сложения, когда вторым слагаемым являются числа один, два, три, которые прибавляют к числам первого десятка, не выходя за его пределы, обусловлено необходимостью обеспечить доступность и последовательность в обучении.

Следует отметить, что вычитание изучается параллельно сложению и вычитать надо те же числа один, два, три, пользуясь приемом отсчитывания по одному.

Планирование работы по изучению задач и арифметических действий.

Изучение особенностей усвоения детьми вычислительной деятельности позволяет планировать работу с детьми, дозируя программный материал.

– Сегодня мы с вами будем путешествовать, отправимся в сказку, а в какую вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится –
Выручит его сестрица.


Жили-были муж да жена. Были у них дочка Аленушка, да сынок маленький –Иванушка. Однажды родители собрались в город, а дочке наказали за братцем присматривать. Девочка посадила братца на травку, а сама побежала с подружками играть. Иванушка достал игрушки и стал строить пирамидку.

Минутка чистописания. Выделение и счет фигур по признакам. Пирамида

– Из каких геометрических фигур состоит пирамида?
– Давайте посчитаем, сколько всего фигур.
– Откройте тетради.


– Запишите цифрой число всех фигур: 9
* кругов (какой цифрой?) 2
* треугольников 4
* прямоугольников 3

Вдруг налетели гуси-лебеди.

– Давайте посчитаем их.


– Сколько гусей на небе? 9
– Какой цифрой обозначим? 9
Проверьте
– Кто заметил, как появлялись гуси на небе? (по одному..)
– Что происходило с числом? (числа увеличивались на 1)

Вывод: такой ряд чисел называется – натуральным. Натуральный ряд – бесконечен!

Учебная задача:
– Чему будем учиться?

Подхватили гуси-лебеди Иванушку и унесли. Аленушка прибежала, звала-звала, да не дозвалась его. Побежала искать братца.
Бежит и видит – стоит в поле печка.
– Скажи мне, печка, куда гуси-лебеди полетели?
– Ответь на мои вопросы – скажу.


УСТНО
*назовите число следующее за числом 6 (7)
* число предшествующее числу 6 (5)
* соседей числа 8 (7 и 9)
* увеличь 9 на 1 (10)

Побежала Аленушка дальше, встретилась ей яблонька.
– Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?


Выполни задание: с. 54 №110 в тетради и у доски

– Прочитайте задание.
– Что надо сделать? Где? (в тетради)

1) Нарисуй столько кругов, сколько бусинок слева (1)
– нарисуй, присчитывая, сколько закрыто 3
– сколько ещё справа? 4
– Сколько всего? 8
– Какой цифрой обозначим число бусинок? Запишите. 8
_________________________________________________________________
2) Нарисуй столько кругов, сколько бусинок слева (4)
– – нарисуй, присчитывая, сколько закрыто 2
– сколько ещё справа? 3
– Сколько всего? 9
– Какой цифрой обозначим число бусинок? Запишите. 9

Физминутка

Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихонько сесть.

Бежит девочка дальше, попалась ей на пути молочная река – кисельные берега.
– Не знаешь ли ты, реченька, куда гуси-лебеди полетели?
– Выполни мое задание – скажу.


ТПО с.19 №33 (1 ученик работает за доской) с последующей проверкой

Долго бежала Аленушка. Наконец, нашла избушку, где Баба-Яга жила. Увидела там Иванушку, подкралась тихонько, схватила братца и побежала.


А гуси всей стаей вслед кинулись: вот-вот догонят, куда деваться?
Бежит молочная река – кисельные берега.
– Речка, спрячь нас.
Выполни мое задание правильно – спрячу.

Учебник с 54, №112


– Что надо сделать?
– Сколько должно быть кругов?
– Как определили?
– Дорисуйте по одному – присчитывая…
– Сколько дорисовали?
– Какой цифрой обозначим?
Мини-итог: Какое задание выполняли?

Речка спрятала сестру с братцем. Гуси покружили-покружили и улетели. Алёнушка с Иванушкой побежали дальше.


Подбежали к яблоньке.
– Яблонька, яблонька, спрячь нас.
– Выполнишь мое задание правильно – спрячу.


Учебник с.55 №113

– Что надо сделать?
– Сколько кубиков всего?
– Отсчитываем по одному…
– Сколько кубиков в коробке?
– Какой цифрой запишем?
– Какую работу выполняли?

Бегут они дальше. Гуси вот-вот настигнут. Стоит печка.
– Печка-матушка, спрячь нас.
– Спрячу – если разложишь пирожки по порядку, посчитаешь от 1 до 9.


Итог: Что получилось? Кто запомнил?
– Где используем?
– Сейчас мы будем записывать в тетради натуральный ряд чисел.
– Запишите красиво.
– Оцените.
– Что записывали?

Спрятала печка, гуси-лебеди и улетели. Добрались Аленушка с братцем до дома. И решала Аленушка, что больше не будет братца одного оставлять. А тут и матушка с батюшкой вернулись.


Итог урока: Чему учились?

– Как называется такой ряд чисел?
– Как получаем последующее число?

Рефлексия

Читайте также: