Что такое олонхосут кратко

Обновлено: 07.07.2024

Олонхо — это корпус древних эпических сказаний якутского фольклора и одновременно традиция его воспроизведения. Признан памятником нематериального наследия ЮНЕСКО.

Старинный эпос

По форме исполнения якутский эпос делится на декламационную и песенную части. Первую, от лица сказителя, декламируют нараспев, почти речитативом, при этом то замедляя, то ускоряя темп. Вторую, от лица персонажей, — поют.

По содержанию сказания олонхо делятся на три группы. Первые повествуют о сотворении земли или Среднего мира обитателями Верхнего мира — добрыми божествами-айыы. Вторые рассказывают о том, как изгнанники из Верхнего мира во главе с Эр-Соготохом (Одиноким) дали начало якутскому народу. Третья — как богатыри Среднего мира и главный из них, Нюргун Боотур, враждовали со злыми демонами-абаасы из Нижнего мира. Те изо всех сил пытались истребить людей или хотя бы испортить им жизнь. В сказаниях отразилась память о далеком прошлом — например, о южной степной прародине якутов, где они жили до переселения на берега Лены и Витима, в холодную тайгу:

Там высокое солнце горит светло,
Никогда не падает снег,
Никогда не бывает зимы.
Лето благодатное там
Вечное изливает тепло
.

При этом герои олонхо — не реальные исторические деятели, а древние боги и герои, наделенные волшебными способностями и даже видом не похожие на обычных людей.

Мир Олонхо

Сойдя в Нижний мир, могучий Нюргун Боотур побеждает в поединке сильнейшего из воинов — страшного огненного змея Уота Усутаакы. После этого он освобождает томящихся в плену под землей богатырей и похищенную абаасы деву-солнце Туйаарымы-куо. В последней из девяти песен сказания Нюргун Боотур побеждает в бою деву-богатыршу Кыыс Нюргун и берет ее в жены, а их свадебный пир превращается в любимый якутами до сих пор летний праздник Ысыах.

Как во всех эпических преданиях мира, герои олонхо сильны, добры, благородны. Напротив, антигерои-абаасы — воплощение всех пороков: злобы, похоти, жадности, мстительности. В одних сказаниях они и внешне уродливы, одноруки, одноглазы, черны как черти. В других — вполне человекоподобны, да и не так уж злы. Иногда богатыри Среднего мира даже дружат с ними и женятся на их сестрах или дочерях. Почему-то все женщины абаасы стремятся выйти за богатырей айыы, чем последние и пользуются, заставляя обманутых ведьм помогать им, а потом без жалости бросая. Эти и другие поступки героев олонхо далеко не идеальны, но следует помнить, что мораль их — мораль родового общества, где доброта и честность применимы к соплеменникам, но никак не к врагам, которых и людьми-то не считают. Некоторые ученые думают, что олонхо изображают борьбу предков якутов с другими племенами, выведенными в облике злых духов. Однако сюжеты сказаний находят столько параллелей в фольклоре других народов, что их правильнее считать отголосками не подлинной истории, а свойственных всему человечеству мифологических первообразов-архетипов.

Якутский эпос сегодня

В Якутии — Республике Саха — сказания олонхосутов даже входят в школьную программу. Наиболее талантливых детей обучают искусству импровизации олонхо. В 2010 году при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова был создан Научно-исследовательский институт Олонхо (НИИ Олонхо).

Без сносок сложно определить, из какого источника взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью, проставив сноски на источники, подтверждающие информацию. Сведения без сносок могут быть удалены.

Содержание

Структура

Сюжеты

Космогония олонхо выстроена в соответствии с религией Айыы. Действие в олонхо происходит в трёх мирах — Верхнем (якут. Үөhээ Дойду ), Среднем (якут. Орто Дойду ) и Нижнем (якут. Аллараа Дойду ). В середине мироздания находится Аал Луук Мас — Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, приют тёмных враждебных сил, крона растет в Среднем мире, где живут люди, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

Исполнение

Исполнение олонхо основано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, так как развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т. д. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил.

В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар, и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.

Известные сказители Олонхо

  • Один из основоположников современной якутской литературы и поэзии — Ойунский, Платон Алексеевич — был страстным любителем и популяризатором олонхо. В юности он сам был известным олонхосутом. Именно он записал самый известный якутский олонхо — Ньургун Боотур Стремительный. , работавший уже в советское время, также был известным олонхосутом. По мотивам олонхо Нюргун Боотур Стремительный создал одноимённую драму.
  • Одним из последних представителей современных олонхосутов является Петр Егорович Решетников из Таттинского улуса.

Исследователи Олонхо

    — якутский советский писатель и общественный деятель. — якутский фольклорист, профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Республики Саха (Якутия). (1904—1979) — якутский писатель, литературовед, фольклорист, олонховед, кандидат филологических наук.

Олонхо в изобразительном искусстве

В произведениях современных молодых художников образы Олонхо сливаются с поэзией народного фольклора, со сказочными образами.

Безымянный-1.jpg

Родился в Нерюктяйском наслеге Кангаласского (ныне Мегино-Кангаласского) улуса Якутии.

Манчаары – национальный герой и первый известный поэт-импровизатор, олонхосут, произведения которого точно установлены.

Манчаары в 1830-1840-х гг. восстал против социальной несправедливости и гнета якутских баев-феодалов.

Образ Манчаары увековечен в дореволюционной русской (поэмы М.А. Александрова, Н.Ф. Борисовского, В.Г. Короленко), дореволюционной якутской и советской литературе (легенды А.Е. Кулаковского, драмы В.В. Никифорова, А.И. Софронова, новеллы Софр. П.Данилова).

Николай Алексеевич Абрамов-Кынат (1861-1941 гг.)

Сказитель олонхосут. Член Союза писателей СССР с 1939 года.

Родился в Мегино-Кангаласском улусе. Обладал удивительным даром импровизации, мастерски исполнял олонхо и воссоздавал их по своим оригинальным идейно-художественным замыслам. Постоянно занимал 1-е места на республиканских состязаниях народных сказителей, олонхосутов и певцов, неизменно демонстрируя свое исполнительское превосходство среди олонхосутов, выступавших на рубеже 30-х и 40-х годов.

Рисунок2.jpg

Сказитель-олонхосут. Член Союза писателей СССР с 1939 года.

Родился в Мегино-Кангаласском улусе Тон Суорун знал и исполнял 10 олонхо, около 20-ти народных сказок, 30 преданий.

Рисунок3.jpg

Рисунок4.jpg

Николай Иванович Степанов - Ноорой (1897 –1975 гг.)

Сказитель-олонхосут, член Союза писателей, автор книг. Участник Великой Отечественной войны.

Делегат Второго Всесоюзного съезда писателей СССР. Был награжден медалями, Почетными грамотами.

Рисунок5.jpg

Гаврил Гаврильевич Колесов (1932 – 1997 гг..)

Заслуженный артист ЯАССР (1962), РСФСР (1982), народный артист ЯАССР (1971). Лауреат Государственной премии РС(Я) им. П.А.Ойунского. Член СП СССР с 1982 г.

Родился в Мегино-Кангаласском улусе в с.Сымах.

8 марта 2007 г. Гаврилу Гаврильевичу Колесову исполнилось 75 лет со дня рождения.

Рисунок6.jpg

Петр Никифорович Дмитриев-Туутук (04.06.1938 с.)

Детский писатель, фольклорист, переводчик. Заслуженный работник культуры РС(Я). Заслуженный ветеран СО Российской Академии наук. Член Союза писателей России с 1992 г.

Родился в с. Петровка Харанского наслега Мегино-Кангаласского улуса. В 1964 г. окончил Якутский государственный университет, а затем в 1972 г. – аспирантуру при Якутском филиале СО АН ССР.

П.Н. Дмитриев – великолепный исполнитель народных песен и олонхо, свои научные доклады сопровождал песенным исполнением. П. Дмитриев - участник многих академических комплексных экспедиций по сбору и изучению образцов устного творчества народов Республики Саха, оказывает постоянную творческую помощь народным певцам и олонхосутам. Удостоен премии Общественного фонда им. П.А.Ойунского

Олонхо

Олонхо (якут. олоҥхо) – общее название многочисленных якутских героических сказаний, средний размер которых достигает 10-15 тысяч стихотворных строк, а наиболее крупных – до 20 тысяч, иногда - до 50 тысяч строк. Олонхо относится к наиболее древним эпическим памятникам тюрко-монгольских народов и ценится прежде всего как художественно неповторимое и органичное сочетание возвышенно-поэтической речи и выразительного разнохарактерного пения.

Олонхо — самый крупный эпический жанр якутского фольклора, генетически близкий к сказаниям тюрко-монгольских народов Сибири. Олонхо, бурятские улигеры, хакасские, шорские, алтайские и тувинские сказания исследователями обычно объединяются под общим названием архаический героический эпос. В сюжетике его произведений сохраняются сказочно-мифологические мотивы. По отношению к так называемому классическому эпосу, сформировавшемуся в период образования ранних государств ("Манас", "Алпамыш", "Кёр-оглы", "Давид Сасунский", русские былины) архаический эпос занимает особое место, представляя собой типологически наиболее древний пласт эпического творчества, сложившийся в условиях родоплеменных отношений.

По сюжетной теме олонхо можно разделить на три типовые группы:

1. олонхо с более ранними типами сюжетов о заселении Среднего мира потомками божеств айыы, от которых пошло племя ураанхай саха. Согласно одной линии развития темы верховное божество Урунг Айыы Тойон сам заселяет своих детей на Средний мир, дабы обустроить жизнь на земле; по другой линии, Средний мир заселяется отверженными провинившимися потомками божеств айыы (см.Дыырай Бэргэн).

2. олонхо о родоначальниках племени, предназначенных божествами быть прародителями ураанхай саха и совершающих героический поход за невестой – суженой, которую герой, часто именуемый Эр Соҕотох (Муж Одинокий), добывает победой над соперниками в богатырском состязании и единоборстве.

3. олонхо о защитниках племени айыы аймаҕа с главным героем Ньургун Боотур или Мүлдьү Бөҕө (рус. Мюльдю Бёгё).

Для стиля олонхо характерны героическая идеализация и гиперболизация облика и свершений героев, контрастное противопоставление светлых и темных сил с обильным применением сравнений, эпитетов и метафор.

В годы советской власти выдающиеся олонхосуты были приняты в Союз писателей СССР.

Литература:
Серошевский В.Л. Якуты. СПб., 1896;
Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 1969;
Васильев Г.М. Живой родник. Якутск, 1973;
Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974;
Илларионов В.В. Искусство олонхосутов. Якутск, 1982.

На обширных пространствах северо-востока России живет немногочисленный народ тюркского происхождения – якуты. По переписи 1970 г. их было всего 296 тыс. человек.

Сегодня среди якутов много ученых, инженеров, врачей, учителей, специалистов с высшим и средним образованием по самым различным отраслям знания и народного хозяйства.

Прошлое же якутов было совершенно другим: этот небольшой народ прошел очень сложный путь исторического развития.

Прежде всего, якуты в отдаленном прошлом не обитали в Якутии. С незапамятных времен небольшими группами прибывали они на нынешнюю свою территорию. Этот процесс, вероятно, усилился в XIII в. и закончился около XIV–XV вв. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов – курыканы упоминаются в орхонских надписях VI–VIII вв.

Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот. Их терзали межплеменные стычки, кровная месть.

Этот сложный исторический путь якутского народа отразил его богатейший фольклор. Изустно передаваясь из поколения в поколение, он заменял и литературу, и историю, и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта.

Здесь нет возможности хотя бы кратко остановиться и сколько-нибудь пространно рассказать о жанрах якутского фольклора. Упомянем только некоторые из них.

Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо.

Олонхо – общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10–15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Якутские олонхо – эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике.

В олонхо описывается изначальная жизнь человека с первого появления его на земле. Человек, появившись на земле, начинает организовывать жизнь на ней, преодолевая различные препятствия, встающие на его пути. Препятствия эти создателям олонхо представляются в виде чудовищ, заполонивших прекрасную страну. Они разрушают ее и уничтожают на ней все живое. Человек должен очистить страну от этих чудовищ и создать на ней изобильную, мирную и счастливую жизнь. Таковы высокие цели, стоящие перед первым человеком. Поэтому им должен быть необыкновенный, чудесный герой с предопределенной свыше судьбой, специально посланный:


Читайте также: