Почему процесс связанный с нидерландами называется уже не реформацией а революцией 7 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

В первой половине XVI века в Нидерландах, являвшихся с 1512 года частью Священной Римской империи, а с 1549 года – наследственным владением дома Габсбургов, начали распространяться протестантские учения. Это обстоятельство, а также социально-экономическая политика Испании, привели к возникновению антииспанского движения в стране, в ответ на которое Испания ввела войска в Нидерланды. В стране началась партизанская война. В 1579 г. страна раскололась на лояльные испанскому королю южные провинции и мятежные северные провинции, которые вскоре объявили себя независимой республикой. До 1648 года Республика Соединенных Провинций, оставаясь де-юре испанской территорий, де-факто была независима. Боевые действия между Голландией и контролируемыми Испанией южными провинциями велись (с перерывом на 12 лет с 1609 по 1621 гг.) до подписания в 1648 году Мюнстерского договора между Испанией и Нидерландами. Этот договор являлся частью европейского Вестфальского мира, завершавшего Тридцатилетнюю войну 1618–1648 гг. Голландская республика была признана в качестве независимого государства и сохранила контроль над территориями, завоёванными на поздних этапах войны.

Власть над Семнадцатью провинциями получил Филипп ΙΙ (1555 год), ставший в 1556 испанским королем. Ряд событий, произошедших после этого, дал толчок освободительному движению в Нидерландах.

Юдовская7 параграф 15

Генеральные штаты – высший орган сословного представительства в Нидерландах в XIV-XIX веках; парламент современного нидерландского государства.

Штатгальтер – королевский наместник в Нидерландах, управляющий определённой территорией.

Б) Характеризующие жизнь в Нидерландах и их освободительную войну против испанского владычества:

Утрехтская Уния — название союза объединённых нидерландских провинций в революционном движении против Испании.

Сепаратизм — процесс отделения части территории, чтобы создать новое государство.

Гёзы – участники антииспанской революции в Нидерландах, который боролись против испанского правления, католической церкви и чиновников-некальвинистов.

Кровавый совет – судебный орган, созданный по приказу испанского короля Филиппа II для разбирательства дел мятежников в Нидерландах.

Жемчужина представляет собой нечто небольшое и ценное. Именно такой частью империи Габсбургов в первой половине XVI века были Нидерланды. Они находились на перекрестке торговых путей, как речных, так и морских, между Англией, Скандинавией, Ганзой и Францией.

В Нидерландах активно развивались ремёсла, мануфактуры, особенно судостроение и обработка металла и тканей.

В итоге экономически развитые Нидерланды приносили в казну Испании огромный доход , продуктивность территории была выше, чем в самой Испании, где и народ был более ленивый и основные силы и средства уходили на строительство флота и создание военных экспедиций для войны с ацтеками, инками и другими.

Вся суть в том, что Голландия находится ниже уровня моря, таким образом, если бы не дамбы , то скорее всего её бы всю затопило водой. Это и стало причиной такой своеобразной поговорки.

Сами голландцы вынуждены были постоянно бороться с морской стихией. Они постоянно строили и укрепляли дамбы для того, чтоб защитить себя от наводнений. Самое крупное наводнение здесь произошло в 1287 году. Тогда из-за морской стихии погибло около 50 тыс. людей.

4. Объясните, почему Нидерланды начали освободительную войну.

Во-первых, Нидерланды были недовольны постоянными войнами , которые вели испанские короли. Ведь они требовали больших денег, которые выкачивали с помощью налогов и сборов с жителей Нидерландов. А помимо этого, короли ещё и запрещали голландцам торговать с некоторыми странами, например, с Англией.

Во-вторых, в Голландии действовала жестокая инквизиция , которая мешала распространению Лютеранства и уничтожала протестантов. Так, 16 февраля 1568 года произошёл уникальный случай в истории, когда Филипп II объявил всех жителей Нидерландов (около 3 миллионов человек) неисправимыми еретиками и приговорил их всех к смертной казни.

Основными причинами начала Нидерландской революции являются:

1) Войны испанских королей, для проведения которых собирали и повышали налоги в Голландии. Сюда же прибавляется запрет на торговлю и высокие пошлины.

2) Жестокость инквизиции, гонения протестантского движения.

3) Унизительное отношение Испанцев к Нидерландам, которые считались обычной колонией, при этом к высшему обществу Голландии относились с пренебрежением.

4) Раздражение местных жителей политической зависимостью от Испании, желание увеличить роль местного парламента.

6. Расскажите об итогах испано-нидерландской войны. Какое значение для Республики Соединённых провинций имела её победа над Испанией?

Революция в Нидерландах закончилась подписанием мирного соглашения между Испанией и Нидерландами. Оно стало частью Вестфальского мира, который закончил Тридцатилетнюю войну. Благодаря победе в Голландии началось бурное развитие промышленности и торговли. Так, флот новой Республики превзошёл даже мощнейший флот Англии. И в 17 веке Республика стала одной из самых экономически развитых стран в Европе.

Однако, война сильно сказалась на территориальном устройстве страны, разделив Голландию на 2 отдельных страны : протестантскую Республику Соединённых провинций и южные Нидерланды (сегодня это Бельгия).

1. Чем вы можете объяснить причины распространения кальвинизма в Нидерландах?

Причинами распространения Кальвинизма в Нидерландах 16 века послужили внутренняя обстановка страны, сложившаяся под влиянием реформ, проведенных испанским королём Филиппом II, направленных на создание невыгодных разорительных условий для нидерландских производителей и торговцев, ведущих к обнищанию нидерландского народа, недовольству и взрывоопасной ситуации.

Филиппа II поддерживала Римская католическая церковь, потому она стала ненавистной народу . В противовес католицизму, кальвинизм стал благодатной новой религией для жителей Голландии, призванный защитить их интересы.

2. Проанализируйте противоречия между Нидерландами и Испанией. Разделитесь на три группы и соберите информацию, которая свидетельствует о наличии одного из видов противоречий — экономических, религиозных или политических. Обсудите, какие из этих противоречий были наиболее острыми.

Экономические противоречия между Нидерландами и Испанией:

Политика испанских королей разоряла Голландию из-за больших налогов и пошлин, а также запретов на торговлю со многими странами. От этого страдали как обычные люди, так и купечество с предпринимательством.

Религиозные противоречия между Нидерландами и Испанией:

Это ключевое противоречие между Нидерландами и Испанией, поскольку Испания была исключительно католической, а Нидерланды уже были протестантскими. В частности, особенное распространение получил кальвинизм. Соответственно, протестантизм воспринимался испанскими католиками как ересь, с которой нужно бороться. А средством борьбы с еретиками у испанцев обычно была инквизиция.

Политические противоречия между Нидерландами и Испанией:

3. Определите причины победы Нидерландов в войне.

Причины победы Нидерландов в войне:

1) В войне участвовало всё население Нидерландов, так как ущемлялись права каждого слоя, к тому же – война носила освободительный характер.

2) В это время Испания была ослаблена из-за войны с Англией. А Голландии, наоборот, помогали другие протестантские страны – Англия и Германия.

3) Разрозненные провинции Нидерландов смогли объединиться и создать военный союз.

4) Благодаря развитой судоходной промышленности, флот Голландии стал мощнее Испанского (который ещё и потерял элитный флот при разгроме Непобедимой армады).

4. Дайте общую оценку освободительной войне в Нидерландах во второй половине XVI — начале XVII в. Какие особенности этой войны, по вашему мнению, позволяют считать её революцией?

Освободительная война в Нидерландах является уникальным примером того, как колония может добиться независимости и обогнать в развитии своих колонизаторов. Это уникальный случай успешной революции, которая не обратила молодое государство в кризис, а наоборот, послужила толчком для его более быстрого развития.

Смена формы правления (Голландия стала республикой) – главная особенность, которая дает нам право считать эту войну революцией.

Территориальный аспект – Голландия перестала быть административной частью одного большого государства, а получила суверенитет на свои территории – это тоже основание для того, чтобы считать войну революцией.

Протестантизм выжал католическую церковь с территории Голландии – это тоже духовная, религиозная революция.


Реформация в истории Европы XVI века стала одним из ключевых событий ознаменовавших переход от Средних Веков к Новому Времени. Ее последствиями можно считать развитие капитализма, общественно-политической мысли и религиозные войны. Этот процесс охватил государства Центральной, Северной и Западной Европы. Южная Европа осталась католической, а большая часть Восточной и Балканы – православными.

Начало процесса в Германии

Причинами Реформации стало развитие городов, кризис католической церкви на территории Священной Римской империи, развитие гуманизма и связанное с ним обмирщение сознания. Новому сословию – буржуазии, католичество не подходило в качестве идеологии.

Реформация в Европе

Рис. 1. Реформация в Европе.

Начало этого процесса следует отсчитывать с 31 октября 1517 года, когда в городе Виттенберге Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций Римским Папой Львом X.

Следствием этого стал его диспут со сторонниками католичества и последующая анафема, однако, богослов спрятался в одном из замков и смог даже перевести Библию на немецкий язык, а потом жениться, завести шесть детей и написать ряд сочинений на религиозную тематику.

Одним из первых перешедших в Реформацию правителей стал великий магистр Тевтонского ордена. В 1525 году он стал светским правителем – герцогом Пруссии. За ним последовали правители Гессена, Саксонии, Брауншвейга, а также ряд городов –

Любек, Бремен, Гамбург, Ганновер и Магдебург.


Рис. 2. Реформация XVI век Европа.

Реформация в других странах

В странах Северной Европы процесс Реформации был не таким трудным, как в Германии. Лютеранская церковь была признана государственной при короле Кристиане III в 1536 году. Норвегия в те годы являлась частью датского королевства, она также перешла в лютеранство в 1537 году. Швеция и Финляндия представляли собой единое королевство, процесс Реформации там прошел с 1525 по 1541 год.

В Прибалтику Реформация проникла рано, в 1524 верующие разгромили католические церкви в Риге и Таллине. К 1554 году там окончательно утвердился протестантизм, но Литва впоследствии стала снова в основном католической.

Для процесса Англии, Нидерландов и Швейцарии общим является то, что основной для нее послужили идеи не Мартина Лютера, а богослова Жана Кальвина. Во Франции Реформация привела к религиозным войнам 1560-1590-ых.

Мартин Лютер

Рис. 3. Мартин Лютер.

Что мы узнали?

Кратко Реформацию в Европе проходят подростки в школьной программе 7 класса. В нем дано краткое описание процессов XVI-первой половины XVII века и характеристика основных лидеров Реформации – Лютера и Кальвина. Процесс реформирования западного христианства привел к появлению в Европе двух лагерей – католиков и протестантов.

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Урок 13. Всеобщая история 7 класс ФГОС



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Основные идеи кальвинизма

Вы уже знаете, что в XVI веке из Германии начали распространяться идеи Реформации, то есть преобразования церкви. Одним из первых реформаторов стал Мартин Лютер. Последователи его учения называли себя протестантами. Протестантизм быстро нашел поддержку в разных странах Европы.

На этом уроке вам предстоит познакомиться с еще одним реформатором – Жаном Кальвином и его вариантом изменений в церкви и обществе. Также вы узнаете о Контрреформации и ее главном орудии борьбы – ордене Иезуитов. По окончании урока подведем итоги Реформации в Европе. Но обо всем по порядку.

Родился 10 июля 1509 года во Франции, в городе Нуайо́н. Образование получил в Парижском университете. Кальвин готовился стать юристом. Однако один из преподавателей предложил ему заняться теоло́гией, и она навсегда увлекла будущего реформатора.


Каковы были идеи Жана Кальвина, из-за которых он то подвергался гонениям, то вызывал всеобщий почет и уважение:

· реформатор был уверен, что все люди грешны;

· души людей предназначены либо к спасению, либо к погибели, и только Бог может покарать или помиловать;

· задачей человека было полное повиновение судьбе;

· Кальвин призывал людей не отчаиваться и ждать божественного знака, который подскажет, что душа будет спасена. Этим знаком должен был стать успех в делах.

Новая религия получила широкую поддержку городского населения. Ведь они были заинтересованы в постоянном накоплении капитала, а Кальвин на первое место ставил бережливость, неприхотливость в быту, скупость, которая могла помочь сохранить средства. А самым важным для человека он считал постоянный труд, называя лень самым главным из пороков. Таким образом, труд превратился в форму самовыражения человека.

Важным отличием от католической веры стало то, что, согласно Кальвину, не все души будут спасены, это придет только к избранным.

Женеву с появлением Жана Кальвина ждали большие перемены. Это зеленый город, расположенный в Альпах. Раньше здесь была очень бурная жизнь. В силу своего расположения на перекрестках европейских торговых путей Женева процветала. Люди постоянно были заняты трудом, среди женевских ремесленников было очень большое количество богатых людей. По характеру горожане были открытыми, гостеприимными, веселыми и остроумными, любящими удовольствия. Частыми в городе были шумные праздники, сопровождавшиеся театральными представлениями. Но существовала и оборотная сторона такой жизни. В Женеве было очень много любителей азартных игр. Это являлось настоящим наказанием, так как иногда целые семьи разорялись из-за пагубного пристрастия.

И вот в этом городе появился Жан Кальвин, который был готов изменить Женеву и ее жителей к лучшему.

Для управления были избраны церковные чины, в обязанности которых входило чтение проповедей, преподавание в школе, нравственный надзор, благотворительность. Изобретением Кальвина стала

Консистория – это суд, который сочетал в себе функции церковного и гражданского суда.

Существовала система штрафов и наказаний. Так, например, если человек был замечен за азартными играми, его привязывали к позорному столбу и вешали на шею игральные карты. Очень строго следили за внешним обликом граждан. Под запретом были предметы роскоши, украшения, красивая одежда. Оговаривался фасон одежды, ткань из которой она шилась. Тюремному заключению могла быть подвергнута женщина, которая приходила в церковь с завитыми волосами. Эта же участь постигала и ее парикмахера. Дома постоянно обыскивались. Наказанию подлежали те, у кого в домах находили предметы, связанные с католической верой, – чётки, крестики, иконы. Ночные сторожа следили, чтобы после 9 часов вечера никто не выходил из дома. Люди уже должны были ложиться спать, чтобы с утра приняться за работу. В городе был введен запрет на танцы, театральные представления, громкий смех. За сквернословие следовало наказание. Так, был отправлен в тюрьму извозчик, который обругал свою лошадь. Кальвин выступал против всяких излишеств. Это касалось и еды. Три кожевенника сидели три дня в заключении за то, что за завтраком съели 36 пирожков.


Постепенно в городе стали появляться недовольные. Однако после судебного дела над Миге́лем Серве́том, который был давним противником Кальвина и выступил против его учения, за что был приговорен в 1553 году к сожжению, люди не рисковали публично выражать недовольство.

Кальвин всю оставшуюся жизнь прожил в Женеве. Он создал образ идеального Града Божьего с идеальными гражданами. Заслуга его была велика. Современного человека можно считать творением Кальвина. Ведь именно он сделал труд занятием, которое вызывает почтение, тем самым еще более развив капиталистические отношения. В это время происходило разложение традиционного общества, в котором богатство презиралось. Кальвин боролся с непомерной роскошью и бессмысленным существованием. В дальнейшем они стали одной из причин революций.

Кальвинистская церковь отличалась и от католической, и от лютеранской. Община сама выбирала своих предводителей — пропове́дников и пресви́теров. Так теперь называли старейшин. Вы можете также встретить другое название кальвинистской церкви – пресвитериа́нская.

Службу вели па́сторы. Отменены были все церковные праздники, кроме Пасхи. Из церкви были вынесены все внешние атрибуты веры, ничто не должно было отвлекать от молитвы.

Последователей Кальвина в Европе было достаточно много. Во Франции их называли гугено́тами, в Англии – пурита́нами.


В Европе с каждым годом увеличивалось количество протестантов.


Это не могло не вызвать волнение в католической церкви. Изначально католическое духовенство не чувствовало опасности и ограничивалось лишь порицанием новых учений. Однако с течением времени в Риме осознали, что новые религиозные течения могут нанести серьезный удар. Началась

Контрреформация – борьба католической церкви с протестантизмом.

Главным орудием католической церкви в борьбе с Реформацией стал орден иезуи́тов, основанный в 1540 году. Главой ордена стал Игна́тий Лойо́ла, дворянин из Испании.


Целью ордена стало подавление Реформации и защита католической церкви. Добивались они этого через обучение людей католичеству, развитие наук и образования, миссионерство.

Иезуиты отличались от обычных монахов. Им было разрешено носить светскую одежду, а не рясы. Церковь освобождала их от многих религиозных запретов.

Одним из главных средств борьбы стало создание иезуитских школ, в которых преподавание велось на лучшем уровне, чем в других школах. Здесь работали хорошие преподаватели, использовались новейшие методики. Иезуитские школы можно было назвать школами образцового порядка. В учениках воспитывали безусловное подчинение. Здесь было очень развито шпионство. Иезуиты поощряли доносы.

Иезуитов можно было встретить везде: и в университетах, где они вступали в научные споры, и среди горожан, которые присутствовали на богослужении, проводившемся на родном им языке, и во дворцах правителей, где они находились, чтобы вовремя дать нужный совет.

С помощью монахов ордена католическая церковь постепенно возвращала себе влияние во многих сферах жизни.

Все это время не утихали споры между сторонниками реформ католической церкви, которые хотели приблизить церковь к верующим и частично ограничить власть пап. Эти идеи поддерживал и Карл V. Им противостояло католическое духовенство во главе с папой римским, которое не считало реформы необходимыми.

Эти разногласия должен был разрешить Триде́нтский собо́р, который проходил в итальянском городе Тре́нто и длился с перерывами в течение 18 лет, с 1545 по 1563 годы.


За это время многое изменилось. Если изначально на собор планировали пригласить протестантов, то после подписания А́угсбургского мира и признания в Германии равенства прав католиков и протестантов об этом не могло быть и речи. Папа Римский как мог укреплял свои позиции.

В результате на соборе были приняты следующие решения:

· признано верховенство пап над соборами;

· за церковью сохранилось право толкования Священного писания;

· все предписания папы были обязательными к исполнению;

· католические догматы оставались неприкосновенными и не подвергались обсуждению;

· была увеличена власть епископов;

Сторонники реформ добились только запрета на продажу индульгенций и открытия семинарий для обучения католических священников.

Таким образом, итогами Реформации в Европе стали:

· изменение отношения людей к труду. Теперь любой труд был в почете и в нем рассматривался некий религиозный смысл. Это привело к тому, что в протестантских странах капиталистические отношения развивались быстрее;

· в странах Европы происходило укрепление национальных церквей, которые теперь подчинялись не папе римскому, а правителю государства;

· это привело к укреплению светской власти;

· важным итогом стало увеличение количества школ. Образование становилось все более доступным;

· самым неприятным итогом стал религиозный раскол Европы. Это привело к тому, что в скором времени начали вспыхивать религиозные войны, самой крупной из которых стала Тридцатилетняя война.

Способы борьбы с реформацией история 7 класс кратко

Ключевые слова конспекта: Реформация, Контрреформация, Лютер, 95 тезисов, Мюнцер, крестьянская война, секуляризация, кружки гуманистов, протестанты, кальвинизм, Шмалькальденские войны, Тридентский собор.

Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 веке в большинстве Европейских стран. Она положила начало новым религиозным течениям и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал её задачи в соответствии со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Реформации: то узкое, ограниченное религиозными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Основные причины Реформации были связаны с кризисом католической церкви и обострением комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя.


К началу XVI века в Центральной и Западной Европе возросли материальные и политические претензии католической церкви. В средние века она — идеологическая опора феодального строя и претендент на политическую гегемонию. Это вызывало недовольство феодалов, горожан (зарождающейся буржуазии).

В 15 — 16 века королевская власть в странах, вставших на путь государственной централизации, давала отпор притязаниям церкви. Но в раздробленной Германии папство не идёт на уступки. В Германии Реформация началась раньше, объединив широкие слои населения. Реформация в Германии – знамя широкой антифеодальной борьбы (как и в Нидерландах). Требования церковной реформы были в каждой программе политических реформ. Общественному подъёму способствовало гуманистическое движение. Буржуазные отношения создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандировали научные мировоззрения, борьбу со схоластикой, о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии.


Радикальное направление реформации – Т. Мюнцер: единственный источник веры – это Библия, Бог есть везде. Он сторонник социального переворота (крестьянство + городская беднота), а священное писание лишь указывает необходимые действия: власть нужно отдать народу, уничтожить дворянские замки и монастыри. Реформация – это путь к революционному переустройству общества. На основе идей и деятельности реформаторов разгорелась крестьянская война. Подавление войны привело к усилению власти. Во многих городах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованные в секуляризации (изъятии чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

По итогам двух Шмалькальденских войн признавалось равноправие католиков и протестантов. Местные князья получили право определять религию своего княжества. В результате в Германии в XVI в. сложились 2 группы княжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов) и протестантская (остальные княжества).

Возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина. Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.


Всюду проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом Реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества.


Контрреформация — реакция церкви на новые явления в социально-политической, религиозной и культурной жизни общества. Папство вынуждено было создать новые инструменты — новые религиозные ордена, инквизицию, книжную цензуру. Оплот Контрреформации – Испания, Германия, Австрия – где были сильны позиции католицизма. Тридентский собор сохранил устои католической церкви; отверг попытки изменения догматов; протестантов — анафеме, папство укрепило все звенья церковной организации.

Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем :

  • национального освобождения (Нидерландское восстание 1560-1570-х);
  • борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.);
  • соперничество за европейскую гегемонию — Тридцатилетняя война (войны между Францией и Габсбургами XVI-XVII вв.).

Читайте также: