Сценарий родительского собрания в доу по теме развитие личностного потенциала индивидуальный проект

Обновлено: 06.07.2024

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие основ личности.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – его родители. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия (или недоверия) к миру и окружающим людям.

На определенном отрезке дороги дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. С этого момента идти по дороге детства становится и легче и труднее. Легче, если родители и педагоги детского сада объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь. Труднее станет потому, что именно в детском саду при решении воспитательно-образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием и поведением ребенка. И решение этих проблем невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьей.

Кроме того, как отмечается в Концепции дошкольного воспитания, одна из главных педагогических задач сегодня – становление базиса личной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни, ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, т.е. к тем, что заложены в представлениях об истине, о доброте, красоте.

Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. В приложении к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 раскрываются федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Документ подтверждает, что социализация является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных отношений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Решение этих образовательных задач осуществляется в ходе педагогического взаимодействия детей и взрослых, предусматривает воспитание моделей положительного поведения, хороших привычек, нравственных качеств личности, гуманных чувств и отношений к окружающим, включенных в межличностное взаимодействие, в основные виды деятельности дошкольников, в разнообразные формы работы с детьми.

Необходимость формирования ценностного стержня как морально-нравственной основы будущей личности не вызывает сомнения ни у педагогов детского сада, ни у большинства родителей. Поэтому очевидно, что значимым вопросом в области социализации дошкольников является взаимодействие детского сада и семьи.

В нашем детском саду создана и реализуется модель содружества детско-родительского и педагогического коллектива: активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, создание партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе организации коллективных мероприятий.


Цель :

Формировать условия эффективного взаимодействия с родителями, имеющими разные педагогические установки на сотрудничество с ДОУ.

Задачи

  • Сформировать у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ;
  • повышать педагогическую компетентность родителей по всем фундаментальным основам воспитания и развития основ личности;
  • формировать у детей и родителей понимание семейных ценностей и традиций, осознание того, какое это счастье – жить в семье;
  • гармонизировать детско-родительские взаимоотношения, оказывать помощь в организации совместной деятельности в ДОУ и семье;
  • проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавая условия для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей, чьи дети посещают детский сад;

Методологичесие составляющие взаимодействия с семьей:

Кадровые условия реализации модели взаимодействия с семьей

  • заведующий;
  • заместитель заведующего по УМР;
  • медицинский работник;
  • педагог- психолог;
  • учитель – логопед;
  • инструктор по физическому
  • специалист по изобразительной деятельности;
  • воспитатели;
  • младшие воспитатели.

На современном этапе в основу взаимодействия педагогов и семьи в нашем дошкольном образовательном учреждении заложены следующие принципы:

Доброжелательный стиль общения.

Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов нашего детского сада. Как показывает опыт, ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход.

Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то и применяют наши педагоги человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество.

Готовимся серьезно.

Динамичность.

Наш детский сад постоянно находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Кроме того, педагогический коллектив детского сада находится в постоянном поиске инновационных, современных, интересных форм взаимодействия с семьей.

Этапы взаимодействия с семьей

На базе ДОУ создана консультативная помощь семьям, имеющим детей дошкольного возраста, посещающим и не посещающим детский сад.

Основные задачи консультативного пункта:

Перед нами стоит задача как пассивного родителя превратить в активного соучастника. Для установления партнерских, доверительных взаимоотношений детского сада и семьи, мы придерживаемся специальной методики, которая тоже включает три этапа:

Первый

Актуализация потребностей родителей в образовании и социально-личностном развитии собственного ребенка.

Второй

Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении.

Третий

Партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений и приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на социально- личностное развитие ребенка.

Основные блоки в работе с родителями

Блоки

Основные задачи

Формы

Психолого-педагогическое

просвещение родителей

Повышение

психолого-педагогической

грамотности родителей

  • Групповые родительские собрания: в начале года

- в конце года - итоговое

  • Просмотр видео, презентация на мультимедиа деятельности детей в детском саду, прослушивание аудиозаписей
  • Письма памятки и рекомендации по воспитанию и обучению детей (Приложение 3)
  • Информационные стенды в холлах детского сада и в группе

Включение родителей

в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в организационно - педагогическую деятельность

- средняя группа – 6 спектаклей в год,

4 спектакля в год,

3 спектакля в год

  • Мастер- класс (привлечение родителей для рассказа о своей профессии)
  • Участие родителей в улучшении и создании развивающей среды (по теме образовательного комплекса)

Формы и условия организации мероприятий, праздников и спектаклей

Формы

Условия

Результат

Все мероприятия проходят в вечернее время.

Презентация ДОУ

  • Одна из новых форм работы с родителями, которая используется на первом собрании для родителей детей раннего дошкольного возраста. Она помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития, задачами социально-личностного развития ребенка, коллективом педагогов; позволяет в доступной, наглядной и увлекательной форме рассказать о дошкольном учреждении.
  • У родителей сформировано представление о деятельности детского сада.
  • Родители с доверием и большими надеждами относительно развития ребенка приводят его в детский сад.

Классическую форму общения педагога с родителями – родительское собрание обновляем не только содержательно, но и по форме проведения, используя рекомендации Н.М. Метеновой, Л.Е. Осиповой, Т.Н. Дороновой (в течение месяца идет предварительная подготовка: пишется сценарий, оформляются информационные стенды, фотовыставки, которые отражают деятельность детского сада, проводится анкетирование, обрабатываются результаты; выявляются семьи, которые могут поделиться опытом семейного воспитания на актуальную тему).


Программа разработана ГАОУ ВО МГПУ "Институт системных проектов.

Лаборатория развития личностного потенциала"

Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор жизненных целей и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Такой подход соответствует задачам в сфере образования, обозначенным в Указе Президента России № 204 от 7 мая 2018 года, а также федеральным государственным образовательным стандартам.

Программа предусматривает разработку, апробацию и распространение комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста и последующую интеграцию их в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году.

Благотворительный фонд Сбербанка "Вклад в будущее" обеспечил дошкольное учреждение учебно - методическим комплектом по развитию личностного потенциала у дошкольников 5 - 7 лет, который с 2020 - 2021 учебного года внедряется в работу.

Виртуальная выставка участников Программы (ссылка)

Педагогические проекты педагогов по разработке воспитательного занятия с акцентом на социально-эмоциональное развитие воспитанников":

Картотека игр на развитие эмоционального интеллекта для детей 5-7 лет (систематизировала воспитатель Володина С.Н.) (файл)

Учебно-методические материалы Программы, используемые в работе:

Навигатор по навыкам XXI века (ссылка)

Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала (ссылка)

Настольная игра "Палитра эмоций" (ссылка)

Занятия по социально-коммуникативному развитию:

Полюбившиеся воспитанникам занятия по СЭР способствуют обретению ребенком психологического здоровья и благополучия, развитию личностной зрелости и гибкости, гармонизации отношений с педагогами, родителями, друзьями в условиях непрерывных быстрых изменений вокруг. На занятия дети работают индивидуально (папка "Обо мне и для меня"), в подгруппах, а так же получают домашние задания, которые рекомендуется выполнять вместе с родителями.

Материалы опираются на семейные задания, предложенные в курсе, и соответствуют порядку и названиям тем в детской папке. Они призваны помочь родителям и другим значимым взрослым организовать такое взаимодействие с детьми дома, которое бы способствовало социально-эмоциональному развитию ребёнка, а также созданию и поддержанию доброжелательной атмосферы в семье.

Предлагаем вам посмотреть кулинарные шедевры!

Кулинарный вечер с родителями:

Повышаем уровень квалиф икации:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить родителей с проектной деятельностью, помочь родителям в организации совместной творческой деятельности в семье.

Развивать творческие способности детей и взрослых.

Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога.

Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности

4. Налаживание эмоционального контакта.

5. Использовать инновационные формы работы с родителями.

Ход собрания:

проектной деятельности в детском саду.

Вчера я провела небольшое анкетирование среди родителей. Получила такие результаты (презентация слайд 1)

Давайте же с вами разберемся, что же такое проектная деятельность в доу.

А надо ли вам разбираться? Может, вы и так всё знаете? Вот, например, простое упражнение. Попробуйте сделать хлопок одной рукой. Получается? (все пытаются использовать в качестве опоры разные предметы). Да, способов много, но настоящего хлопка без второй руки не получится. Попробуем ещё раз? (все хлопают, поворачиваясь к соседу, но по-прежнему только одной рукой). Получается хлопок? Какой вывод мы можем сделать?

Совершенно верно так же и здесь детский сад это одна рука, а родители семья это вторая рука, сам хлопок это и есть наш с вами труд, который направлен на развитие и обучение детей. И без взаимодействия обоих сторон особого результата не будет.

2. Проектная деятельность (презентация слайд 3).

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей очень высокая: каждый ответ педагога, да и любого взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают взрослые. Метод проектов как раз, направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

(презентация слайд 4)

В переводе с греческого – проект – это путь к исследованию

Проект – это совместная, со взрослыми, деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к детскому саду – это специально организованный воспитателем комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в дальнейшем позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Работа по проектной деятельности строится по формуле: проект = дети + семья + педагоги.

(презентация слайд 5,6)

Три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
1. Подражательско-исполнительский (3,5–5 лет)
2. Развивающий (5–6 лет)
3. Творческий (6-7 лет)

По количеству участников:

- индивидуальные

- групповые

По содержанию:

- монопроекты (одна образовательная область)

- интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности:

- краткосрочные (1-4 недели)

- среднесрочные (до 1 месяца)

- долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности:

- игровые

- информационные

- исследовательские

- творческие

(презентация слайд 7)

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

• исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

• ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

• информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

(презентация слайд 8)

Этапы проекта:

1 этап Выбор темы проекта.

2 этап Планирование

3 этап Реализация проекта

Организация деятельности детей в соответствии с темой проекта, у детей в ходе этой деятельности формируются специфические знания, умения, навыки.

4 этап Завершение проекта.

Представление, презентация детьми продукта своей деятельности.

Анкета для родителей

Знаете ли вы о проектной деятельности?

Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?

С какого возраста нужно организовывать работу в этом направлении?

Нужна ли вам информация по данной теме?

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

Окажете ли вы ему помощь?

Анкета для родителей

Знаете ли вы о проектной деятельности?

Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?

С какого возраста нужно организовывать работу в этом направлении?

Нужна ли вам информация по данной теме?

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

Окажете ли вы ему помощь?

Результаты анкетирования: Знаете ли вы о проектной деятельности? Из 10 опрошенных родителей, только один ответил, что не знает. Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой? Большинство ответило, что да. С какого возраста нужно организовывать работу в этом направлении? Мнения разделились: С 9 -ти С 4-х В старшем дошкольном возрасте Нужна ли вам информация по данной теме? Все ответили, что нужна информация. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами? Мнения разделились: Были ответы: по желанию, нет, не знаю, не очень…основная часть, что да. Окажете ли вы ему помощь? Все ответили, что да.

Знаете ли вы о проектной деятельности?

Из 10 опрошенных родителей, только один ответил, что не знает.

Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?

Большинство ответило, что да.

С какого возраста нужно организовывать работу в этом направлении?

  • С 9 -ти
  • С 4-х
  • В старшем дошкольном возрасте

Нужна ли вам информация по данной теме?

Все ответили, что нужна информация.

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

Были ответы: по желанию, нет, не знаю, не очень…основная часть, что да.

Окажете ли вы ему помощь?

Все ответили, что да.

Проектная деятельность в детском саду

Проектная деятельность в детском саду

реализует интересы и потребности ребёнка

формирует субъектную позицию у ребёнка

Проектная деятельность

способствует личностному развитию ребёнка

раскрывает его индивидуальность

Проект – это совместная со взрослыми деятельность детей , в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста : 1. Подражательско-исполнительский ( 3,5–5 лет) 2. Развивающий (5–6 лет) 3. Творческий (6-7 лет)

Три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста : 1. Подражательско-исполнительский ( 3,5–5 лет) 2. Развивающий (5–6 лет) 3. Творческий (6-7 лет)

Типология проектов в ДОУ По количеству: - индивидуальные - групповые По содержанию: - монопроекты (одна образовательная область) - интегративные (две и более образовательные области) По продолжительности: - краткосрочные (1-4 недели) - среднесрочные (до 1 месяца) - долгосрочные (полугодие, учебный год) По доминирующему виду проектной деятельности: - игровые - информационные - исследовательские - творческие

Типология проектов в ДОУ

- индивидуальные

- групповые

- монопроекты (одна образовательная область)

- интегративные (две и более образовательные области)

- краткосрочные (1-4 недели)

- среднесрочные (до 1 месяца)

- долгосрочные (полугодие, учебный год)

  • По доминирующему виду проектной деятельности:

- игровые

- информационные

- исследовательские

- творческие

Творческие (со 2-й мл.гр.) Игровые (со 2-й мл.гр.) Виды проектов Информационные (со ср.гр.) Исследовательские (ст.возраст)

Творческие

(со 2-й мл.гр.)

Игровые

(со 2-й мл.гр.)

Виды проектов

Информационные

(со ср.гр.)

Исследовательские

(ст.возраст)

Этапы проекта :

1 этап - Выбор темы проекта .

2 этап - Планирование

3 этап - Реализация проекта

Организация деятельности детей в соответствии с темой проекта , у детей в ходе этой деятельности формируются специфические знания, умения, навыки.

Вашему вниманию представляю выступление на тему

-Да, семья – это, прежде всего, любовь.

- Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

Недаром восточная мудрость гласит:

Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека..

Воспитание - это целенаправленное воздействие субъекта на объект.

Целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Благополучного воспитания можно достигнуть только при взаимодействии семьи и других социальных институтов (школ, детских садов и др.).

Нормативная база взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

Что вам не разрешают родители?

  • Играть в компьютерные игры.
  • Подходить к газовой плите.
  • Брать спички в руки.
  • Прыгать на кровати.
  • Много есть конфет.
  • Играть дома в футбол, что бы ничего не разбить.
  • Таскать кошку за хвост.
  • Смотреть телевизор.
  • Играть в компьютер.
  • Играть в зале.
  • Вытирать пыль.
  • Прыгать на диване.
  • Ходить самой в магазин.
  • Мыть за собой посуду.

Мы сами, бывало, противоречим сами себе, по- этому в воспитании надо основываться на единых требованиях.:

  • Будьте к своему ребенку в меру добры и требовательны, если хотите чего-то добиться.
  • Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуйте вникнуть в ситуацию.
  • Покажите ребенку хороший пример.

Давайте объединим наши усилия в предъявлении детям единых требований ведь наша общая цель: воспитывать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, бабушек и дедушек, сестренок и братишек, всех друзей и близких.

Родители имеют возможность поделиться своими секретами по воспитанию детей, традициями своей семьи, высказать свою активную жизненную позицию. Материалы в газету они можно присылать на ящик электронной почты детского сада или передают непосредственно ответственным за выпуск педагогам. Интересные и актуальные материалы газеты будет отбираться для текущего номера и размещены на сайте детского сада.

Наш сайт: _____________

Подведя итог нашему с вами общению, я уверена, что наши совместные усилия дадут хороший результат в воспитании детей.

Читайте также: