Что такое олонхо у якутов кратко презентация

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Содержание Понятие олонхо Структура Сюжеты Исполнение Знаменитые олонхосуты Герои эпоса – олонхо." — Транскрипт:

2 Содержание Понятие олонхо Структура Сюжеты Исполнение Знаменитые олонхосуты Герои эпоса – олонхо

5 Сюжеты Сюжеты. Действие в олонхо происходит в трёх мирах Верхнем (якут. Үөhээ Дойду), Среднем (якут. Орто Дойду) и Нижнем (якут. Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

7 Исполнение Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т.д. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил. В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.

8 Знаменитые олонхосуты Абрамов, Николай Алексеевич - Кынат (Мегино-Кангаласский улус, I Нахаринский наслег) Алексеев, Михаил Иннокентьевич - Туһалыыр Мэхээлэ (на якут. яз.)(Таттинский улус, Игидейский наслег) Белолюбскай, Николай - Микичээнэп (Айыы ойууна) (на якут. яз.) Борогонский (ныне Усть-Алданский) улус, I Соттинский наслег) Бурнашев, Иннокентий Иванович - То ҥ Суорун ( Мегино-Кангаласский улус, Тарагайский наслег) Бурцев, Константин Назарович - Оло ҥ хоһут Көстөкүүн (Борогонский (ныне Усть- Алданский)улус, Хоринский наслег) Говоров, Дмитрий Михайлович - Оло ҥ хоһут Миитэрэй (Борогонский (ныне Усть- Алданский) улус, II Ольтёхский наслег) Готовцев, Игнатий Степанович - Кынаачай (Борогонский (ныне Усть-Алданский) улус, Тюляхский наслег) Громов, Алексей Кириллович - Арылыас (Дюпсюнский улус, Тюляхский наслег) Данилов, Иван Иванович - Тойтуун Уйбаан (Борогонский (ныне Усть-Алданский) улус, II Ольтёхский наслег) Заболоцкай, Василий Петрович - Бачы Баһылай (на якут.яз) (Баягантайский улус, Баягантайский наслег) Зверев, Сергей Афанасьевич - Кыыл Уола (Сунтарский улус, Тюбяйский наслег) Кулаковскай, Алексей Елисеевич - Өксөкүлээх Өлөксөй (на якут. яз.) (Таттинский улус, Селляхский наслег ) Оготоев, Петр Васильевич (Дюпсюнский улус, I Легейский наслег) Ойунский, Платон Алексеевич (на якут. яз.) (Таттинский улус, Черкёхский наслег) Саввин, Степан - Куохайаан (на якут. яз.) (Таттинский улус, Черкёхский наслег) Ушницкай, Гаврил Николаевич - Баалдьаха Хабырыыһа (Дюпсюнский улус, Онерский наслег) Ядрихинский, Прокопий Прокопьевич – Бэдьээлэ (на якут. яз.) (Намский улус, Кебекенский наслег)

10 Дыырай Бэргэн (Бө ҕ ө) главный герой одноименного олонхо, отверженный потомок божеств айыы, поселенный в Среднем мире за поступок, совершенный им еще до рождения в утробе матери: когда беременная дочь Үрүн Айыы Тойона подносила ритуальный кубок (чороон) отцу, ребенок пинком расплескал кумыс, и в этот год погибло много детей, жеребят и телят. Разгневавный верховный небожитель решил еще неродившегося внука изгнать из Верхнего Мира. Мать Дыырай Бэргэна превратили в кобылу и спустили в Средний мир, и она у священного дерева Аал Кудук (Луук) Мас разрешилась недоношенным ребенком. Дыырай Бэргэн был воспитан духом-хозяйкой страны, наречен ею именем сын лошади Дыырай Бэргэн. По достижению зрелого возраста он спас от гибели богатыря айыы айма ҕ а соплеменника, побратался с ним. Спасенный богатырь оскорбил Дыырай Бэргэна и внезапно исчез. Дыырай Бэргэн, преследуя его, достиг родины побратима, родители которого за спасение сына подарили Дыырай Бэргэну щенка. Щенок потом превратился в прекрасную девушку, на которой Дыырай Бэргэн женился, и они стали родоначальниками ураанхай саха. По другой версии этого олонхо дочь божества-дарителя лошадей Күрүө Дьөсөгөя безбрачно зачатого ребенка родила, спустившись в Средний мир в образе кобылицы. Кулун Куллустуур главный герой одноименного олонхо, сын божества- дарителя лошадей Грозного Дьөсөгөя, богатырь со сложным бунтарским характером. Он поднимает протест за то, что его младенцем божества поселили в Среднем мире и против его воли решили женить на удаганке Күн Толомон Ньургустай, тем самым он идет против предначертаний судьбы, определяемой божествами. Удаган и богатырка Күн Толомон Ньургустай, предназначенная ему суженая, ведет упорную борьбу с Кулун Куллустуур за осуществление божественных предначертаний, и только силой своего волшебства укрощает строптивого жениха и избавляет его от нечистой силы, которую в него когда-то вселила богиня войны и раздоров Илбис Кыыһа. Очищенный от злых чар Кулун Куллустуур женится на Күн Толомон Ньургустай и становится родоначальником большого семейства людей ураанхай саха. Таким образом, побеждают традиционные законы, установленные божествами, бунтарь, решившийся идти против предопределений судьбы, подчиняется родовым этическим нормам.

11 Кыыс Бухатыыр главная героиня одноименного олонхо, дева-богатырка. В основе развития сюжета олонхо о деве- богатырке лежат две сюжетные линии: взаимоотношение между богатыркой и плененым ею богатырем-рабом, потеря и поиск героиней похищенного коня. В переплетении этих двух сюжетных линий создается эпический образ женщины, первой жительницьи Среднего мира, ставшей прародителъницей племени ураанхай саха. Кыыс Дэбилийэ главная героиня одноименного олонхо, женщина-богатырка защитница племени. Кыыс Дэбилийэ сосланная божествами на Средний мир, возглавляет борьбу богатырей айыы айма ҕ а против агрессивных действий женщины из Нижнего мира и её троих воспитанников, двое из которых были похищены в младенчестве из семей айыы и воспитаны в духе вражды к родному племени. Кыыс Дэбилийэ, усмирив двух из этих воспитанников выходцев из племени айыы, очищает их от чар и скверны, причиненньих им племенем абааһы, возвращает их в родную им айыы айма ҕ а и обустраивает мирную счастливую жизнь в Среднем мире.

13 Кыыс Кыскыйдаан сатирический персонаж олонхо, женщина из племени абааһы, сестра богатыря Нижнего мира. Ее безобразный облик дополняется непривычной для людей айыы одеждой из шкуры жертвенных животных. Самое главное желание Кыыс Кыскыйдаан выйти замуж за богатыря айыы айма ҕ а. С юмором обрисованы ее старания понравиться богатырю айыы, ее страстные песнопения, в которых выражается характер женщины легкого поведения. Сорук (Сарык) Боллур (Боллостой) персонаж многих олонхо, парень- порученец или парень- табунщик у родоначальников, находящийся в прислугах или домашнего раба. Портрет Сорука Боллура и его поведение рисуется в юмористически- комедийном тоне. Но несмотря на приниженное положение он верен своим хозяевам, считается членом их семьи, дает мудрые советы и даже помогает герою в его богатырском поединке. Иногда Сорук Боллуром называются небесные вестники божеств.

14 Туйаарыма Куо персонаж многих олонхо, женщина айыы айма ҕ а суженая невеста героя или сестра его. Туйаарыма эпический женский идеал, наделенная красотой, устойчивой нравственной чистотой, настоящая представительница слабого пола, находящаяся под защитой и покровительством всего рода (племени) и богатырей (ср. Айталыын Куо). Эр Со ҕ отох главный герой одноименного олонхо, богатырь-родоначальник племени (рода). Эр Со ҕ отох (дословно Муж Одиночка) первый единственный человек в эпической стране, поселенный в ней божествами во младенчестве, воспитывается духами - хозяевами страны. Достигнув зрелого возраста, Эр Со ҕ отох узнает, что он потомок божеств айыы и послан с Верхнего мира с предназначением быть родоначальником племени ураанхай саха. Эр Со ҕ отох совершает поход за суженой невестой, в богатырских состязаниях добивается права жениться на ней и становится прародителем рода саха ураанхай.

Цель : Узнать о значении Олонхо в нашем обществе Задачи: Ознакомиться с древним якутским эпосом Олонхо Ознакомиться с миропониманием якутского народа Рассмотреть персонажи якутской мифологии

Согласно Олонхо , вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в древности разгорелась длительная война между племенами Улуу тойона, Юрюнг айыы тойона и главы злых духов нижнего мира Арсан Дуолайя .

На следующих ярусах живут другие Айыы : создатель человеческой души, высший судья, всего двенадцать помощников-богов. В Олонхо эти божества всегда на стороне богатыря.

Во время молитвы отдаются почести сначала высшим богам, а затем земным добрым духам. Древние люди обращались ко всем земным духам через огонь, потому что Якутия - холодный регион, и они не смогли бы прожить без огня.

Средоточием Вселенной, по якутской мифологии является средний мир , т.е. земля, на которой обитали люди и духи. В Олонхо этот мир представляется широкой, вольготной и изобильной страной.

Наиболее почитаемой, добродетельной иччи считалась хозяйка земли – Аан Алахчын , охранявшая благополучие людей и их скота от всяких напастей. Хозяйка земли – персонифицированный образ родной земли, праматери всего живущего и растущего. Бай-Баянай Хозяйка земли (Аан Алахчын )

С охотой связаны духи - хозяева леса, покровители охотников. Главным среди них считался Бай-Баянай , лесной дух и покрови­тель охотничьего и рыбного промысла. Его изображают веселым стариком, обросшим рыжими или черными волосами, ездящим верхом на олене или бегающим по лесу. Лесной дух ( Бай-Баянай )

Рыболовство также имело своего покровителя, духа-хозяина водных глубин Кюех Боллох Тойоно . Он представляется добродушным стариком, одетым в рыбью чешую или сети, с волосами и бородой из водорослей. Существует поверье, что нельзя ронять в прорубь железные предметы, чтобы не поранить духа-хозяина воды. Кюех Боллох Тойоно .

По мифологическим представлениям древних якутов, своего духа-хозяина имел также огонь, играющий огромную роль в жизни северных людей. Хозяин огня считается покровителем семьи и верным защитником от всяких козней злых духов. Дух огня выступал как бы посредником между людьми и божествами. Дух огня (Уот Уххан )

Когда желали принести небольшую жертву другим айыы или иччи , то совершали это с помощью огня: вливали в огонь масло или другое и просили огонь донести жертву по назначению.

Зиму, самое тяжелое время для трудового народа олицетворяли в виде огромного белого быка с голубыми пятнами, с громадными рогами и морозным дыханием. Когда этот бык обходил просторы земли, все в природе застывало, люди и животные страдали от стужи. Бык ( Эһээ Дьыла )

К концу января зима достигала своей вершины. За день перед концом января прилетал могучий орел, сгребал снег со своего гнезда и издавал звонкий клекот. От орлиного клекота дух земли отступал, у него поочередно ломались рога, а затем к весне отваливалась голова. В ледоход туловище быка зимы плывет вниз по Лене в Ледовитый океан.

С давних времен почти у всех народов мира сохранилось понятие мирового дерева, как символ жизни, плодородия. Так и, у якутов сохранилось понятие мирового дерева Аар Кудук Мас , как дерева соединяющего три мира, дарящее жизнь, блага серединному миру и всему живому. Дерева жизни (Аар Кудук Мас )

Его корни уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира. Это дерево является олицетворением всех светлых начал Среднего мира, местом обитания духа-Хозяйки земли

По представлениям якутов под средним миром был расположен нижний мир . Это сумрачная страна с особым щербатым солнцем и луной, дающими тусклый свет. Нижний мир покрыт таким не просыхающим болотом, что даже насекомые увязают в нем. Здесь растут уродливые железные деревья.

Нижняя страна населена особыми племенами – абаасы, духи-пожиратели, действию которых и приписывали разные болезни. В Олонхо абаасы выступают как существа, подобные людям, с человеческими страстями и потребностями. Вид у них безобразный, как правило, они одноноги или одноруки. Они враждуют с людьми, причиняют им зло, похищают женщин и девушек, напрашиваются в женихи и зятья . Злые духи (абаасы)

Главой племени абаасы считается старик Арсан Дуолай .

В Олонхо по велению Юрюнг Айыы для защиты жителей среднего мира от нападений абаасы поселились на земле могущественные богатыри. Борьба земных богатырей с богатырями абаас составляет основу сюжета героического эпоса якутов.

Олонхо, как все устное народное творчество обладает огромными потенциальными возможностями в деле возрождения общей духовной культуры. В Олонхо ставятся и разрешаются важные жизненные и нравственные проблемы. Главный идейный стержень – победа добра над злом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение олонхо в образовательные программы, создание системы обучения детей сказительскому искусству - одна из основных задач республиканской целевой программы по сохранению, изучению и распро.

Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров.

Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров.


Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха.


Статья "Духовно – нравственное воспитание детей посредством якутского героического эпоса – Олонхо"

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного воспитания детей посредством якутского героического эпоса - Олонхо.



Якутский героический эпос Олонхо в образовательном пространстве детей

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным, устным творчеством олонхо имеет большое значение в поликультурном развитии и воспитании детей.Поиск педагогических идей, путем решени.

Якутский эпос - олонхо

№ слайда 1

Якутский эпос - олонхо

Олонхо - древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Наиболее яркой страницей

№ слайда 2

Олонхо - древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия – жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. Благодаря архаичности сюжета олонхо отражает древние космогонические, тотемические и культовые представления народа.

Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантасти

№ слайда 3

Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя).

Айыы — божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии, айыы — жители

№ слайда 5

Айыы — божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии, айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха. Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты.

Средний мир — страна человеческого племени айыы аймага. В Среднем мире живет так

№ слайда 7

Средний мир — страна человеческого племени айыы аймага. В Среднем мире живет также множество иччи и мелких духов. Средний ярус в олонхо рисуется в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине среднего яруса растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли – Аан Алахчын – хотун.

Н В Нижнем мире (Утугэт терде — преисподняя) живут абаасы. Их глава — Арсан Дуол

№ слайда 8

Н В Нижнем мире (Утугэт терде — преисподняя) живут абаасы. Их глава — Арсан Дуолай. Это во всех отношениях антипод Юрюнг Аар Тойона. ижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы.

Абасы (якут. Абааһы) — у якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров. Со

№ слайда 9

Абасы (якут. Абааһы) — у якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров. Согласно некоторым мифам абасы имеют облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Всё вредное и гадкое — растения и животные созданы абасами. Они искушают людей, подбивая их на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из абасов могут лишить людей рассудка. Они питаются душами людей и животных. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абасам животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой угрожают абасы.

Сюжеты Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой

№ слайда 11

Сюжеты Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой — это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция — борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи:Боги и Богини.

Основная тема Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы, утвержд

№ слайда 12

Основная тема Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями

Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли.

№ слайда 13

Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных дейст

№ слайда 14

Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы. В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.

Олонхосут В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтом

№ слайда 15

Олонхосут В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо.Олонхосут – человек с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч стихотворных строк, может несколько суток подряд рассказывать богатырский эпос. Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика, способность перевоплощения, владение традиционной манерой пения.


№ слайда 16

Исполнение Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов.

№ слайда 17

Исполнение Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением.Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру идеяниям традиционной мелодиейГлавный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы.

Вывод: Олонхо как жанр устного народного творчества восходит к дописьменной куль

№ слайда 18

Вывод: Олонхо как жанр устного народного творчества восходит к дописьменной культуре. Оно развивалось повсеместно, стихийно, аккумулируя и воспроизводя духовные ценности, базовые представления об окружающем мире, отражающем социальный опыт народа, тем самым выполняя одну из важных функций бытования нематериальной духовной культуры. В то время исполнитель и создатель олонхо выступал в одном лице, представляя собой одаренную, неординарную личность.

Вопросы: Все, что вы знаете про мифологическое устройство мира олонхо. Кто пел о

№ слайда 19

Вопросы: Все, что вы знаете про мифологическое устройство мира олонхо. Кто пел олонхо?

Источники: Литература: Нюргун Боотур Стремительный. Якутск, 1947; http://www.cul

№ слайда 20

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание


Слайд 2

Цель: Узнать о значении Олонхо в нашем обществе Задачи: Ознакомиться с древним якутским эпосом Олонхо Ознакомиться с миропониманием якутского народа Рассмотретьперсонажи якутской мифологии


Слайд 3


Слайд 4

Согласно Олонхо, вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в древности разгорелась длительная война между племенами Улуу тойона, Юрюнгайыы тойона и главы злых духов нижнего мира АрсанДуолайя.


Слайд 5


Слайд 6

На следующих ярусах живут другие Айыы: создатель человеческой души, высший судья, всего двенадцать помощников-богов. В Олонхо эти божества всегда на стороне богатыря.


Слайд 7

Во время молитвы отдаются почести сначала высшим богам, а затем земным добрым духам. Древние люди обращались ко всем земным духам через огонь, потому что Якутия - холодный регион, и они не смогли бы прожить без огня.


Слайд 8

Средоточием Вселенной, по якутской мифологии является средний мир, т.е. земля, на которой обитали люди и духи. ВОлонхо этот мир представляетсяширокой, вольготной и изобильной страной.


Слайд 9

Наиболее почитаемой, добродетельной иччи считалась хозяйка земли – Аан Алахчын, охранявшая благополучие людей и их скота от всяких напастей. Хозяйка земли – персонифицированный образ родной земли, праматери всего живущего и растущего. Бай-Баянай Хозяйка земли (Аан Алахчын)


Слайд 10

С охотой связаны духи - хозяева леса, покровители охотников. Главным среди них считался Бай-Баянай, лесной дух и покрови­тель охотничьего и рыбного промысла. Его изображают веселым стариком, обросшим рыжими или черными волосами, ездящим верхом на олене или бегающим по лесу. Лесной дух (Бай-Баянай)


Слайд 11


Слайд 12

Рыболовство также имело своего покровителя, духа-хозяина водных глубин КюехБоллохТойоно. Он представляется добродушным стариком, одетым в рыбью чешую или сети, с волосами и бородой из водорослей. Существует поверье, что нельзя ронять в прорубь железные предметы, чтобы не поранить духа-хозяина воды. КюехБоллохТойоно.


Слайд 13

По мифологическим представлениям древних якутов, своего духа-хозяина имел также огонь, играющий огромную роль в жизни северных людей. Хозяин огня считается покровителем семьи и верным защитником от всяких козней злых духов. Дух огня выступал как бы посредником между людьми и божествами. Дух огня (Уот Уххан)


Слайд 14

Когда желали принести небольшую жертву другим айыы или иччи, то совершали это с помощью огня: вливали в огонь масло или другое и просили огонь донести жертву по назначению.


Слайд 15

Зиму, самое тяжелое время для трудового народа олицетворяли в виде огромного белого быка с голубыми пятнами, с громадными рогами и морозным дыханием. Когда этот бык обходил просторы земли, все в природе застывало, люди и животные страдали от стужи. Бык (Эһээ Дьыла)


Слайд 16

К концу января зима достигала своей вершины. За день перед концом января прилетал могучий орел, сгребал снег со своего гнезда и издавал звонкий клекот. От орлиного клекота дух земли отступал, у него поочередно ломались рога, а затем к весне отваливалась голова. В ледоход туловище быка зимы плывет вниз по Лене в Ледовитый океан.


Слайд 17

С давних времен почти у всех народов мира сохранилось понятие мирового дерева, как символ жизни, плодородия. Так и, у якутов сохранилось понятие мирового дерева Аар КудукМас, как дерева соединяющего три мира, дарящее жизнь, блага серединному миру и всему живому. Дерева жизни (Аар КудукМас)


Слайд 18

Его корни уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира. Это дерево является олицетворением всех светлых начал Среднего мира, местом обитания духа-Хозяйки земли


Слайд 19

По представлениям якутов под средним миром был расположен нижний мир. Это сумрачная страна с особым щербатым солнцем и луной, дающими тусклый свет. Нижний мир покрыт таким не просыхающим болотом, что даже насекомые увязают в нем. Здесь растут уродливые железные деревья.


Слайд 20

Нижняя страна населена особыми племенами – абаасы, духи-пожиратели, действию которых и приписывали разные болезни. В Олонхо абаасы выступают как существа, подобные людям, с человеческими страстями и потребностями. Вид у них безобразный, как правило, они одноноги или одноруки. Они враждуют с людьми, причиняют им зло, похищают женщин и девушек, напрашиваются в женихи и зятья. Злые духи (абаасы)


Слайд 21

Главой племени абаасы считается старик АрсанДуолай.


Слайд 22

В Олонхо по велению ЮрюнгАйыы для защиты жителей среднего мира от нападений абаасы поселились на земле могущественные богатыри. Борьба земных богатырей с богатырями абаас составляет основу сюжета героического эпоса якутов.


Слайд 23

Олонхо, как все устное народное творчество обладает огромными потенциальными возможностямив деле возрождения общей духовной культуры. В Олонхо ставятся и разрешаются важные жизненные и нравственные проблемы. Главный идейный стержень – победа добра над злом.

Читайте также: