Что такое олонхо кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Олонхо — это корпус древних эпических сказаний якутского фольклора и одновременно традиция его воспроизведения. Признан памятником нематериального наследия ЮНЕСКО.

Старинный эпос

По форме исполнения якутский эпос делится на декламационную и песенную части. Первую, от лица сказителя, декламируют нараспев, почти речитативом, при этом то замедляя, то ускоряя темп. Вторую, от лица персонажей, — поют.

По содержанию сказания олонхо делятся на три группы. Первые повествуют о сотворении земли или Среднего мира обитателями Верхнего мира — добрыми божествами-айыы. Вторые рассказывают о том, как изгнанники из Верхнего мира во главе с Эр-Соготохом (Одиноким) дали начало якутскому народу. Третья — как богатыри Среднего мира и главный из них, Нюргун Боотур, враждовали со злыми демонами-абаасы из Нижнего мира. Те изо всех сил пытались истребить людей или хотя бы испортить им жизнь. В сказаниях отразилась память о далеком прошлом — например, о южной степной прародине якутов, где они жили до переселения на берега Лены и Витима, в холодную тайгу:

Там высокое солнце горит светло,
Никогда не падает снег,
Никогда не бывает зимы.
Лето благодатное там
Вечное изливает тепло
.

При этом герои олонхо — не реальные исторические деятели, а древние боги и герои, наделенные волшебными способностями и даже видом не похожие на обычных людей.

Мир Олонхо

Сойдя в Нижний мир, могучий Нюргун Боотур побеждает в поединке сильнейшего из воинов — страшного огненного змея Уота Усутаакы. После этого он освобождает томящихся в плену под землей богатырей и похищенную абаасы деву-солнце Туйаарымы-куо. В последней из девяти песен сказания Нюргун Боотур побеждает в бою деву-богатыршу Кыыс Нюргун и берет ее в жены, а их свадебный пир превращается в любимый якутами до сих пор летний праздник Ысыах.

Как во всех эпических преданиях мира, герои олонхо сильны, добры, благородны. Напротив, антигерои-абаасы — воплощение всех пороков: злобы, похоти, жадности, мстительности. В одних сказаниях они и внешне уродливы, одноруки, одноглазы, черны как черти. В других — вполне человекоподобны, да и не так уж злы. Иногда богатыри Среднего мира даже дружат с ними и женятся на их сестрах или дочерях. Почему-то все женщины абаасы стремятся выйти за богатырей айыы, чем последние и пользуются, заставляя обманутых ведьм помогать им, а потом без жалости бросая. Эти и другие поступки героев олонхо далеко не идеальны, но следует помнить, что мораль их — мораль родового общества, где доброта и честность применимы к соплеменникам, но никак не к врагам, которых и людьми-то не считают. Некоторые ученые думают, что олонхо изображают борьбу предков якутов с другими племенами, выведенными в облике злых духов. Однако сюжеты сказаний находят столько параллелей в фольклоре других народов, что их правильнее считать отголосками не подлинной истории, а свойственных всему человечеству мифологических первообразов-архетипов.

Якутский эпос сегодня

В Якутии — Республике Саха — сказания олонхосутов даже входят в школьную программу. Наиболее талантливых детей обучают искусству импровизации олонхо. В 2010 году при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова был создан Научно-исследовательский институт Олонхо (НИИ Олонхо).

Героический эпос олонхо был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005 г. Как известно, олонхо – вершина якутского фольклора. Оно уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа. Олонхо является великолепным памятником самобытного якутского поэтического искусства, имеющимнепреходящую художественную, идейную и познавательную ценность. Нашему народу дана возможность сохранения распространения эпоса олонхо в современных условиях. Сейчас, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы ищем пути возрождения национального самопознания подрастающего поколения и обращали свои взоры на духовное и этнокультурное начало, на вековой опыт нации.

В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олонхо как сокровищницы вековой мудрости народа. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит духовной культуре народа, которая в силу своих особенностей способна влиять на духовное развитие личности, формировать мировоззрение и воспитывать гуманистические идеалы. Поэтому, желательно с дошкольного возраста нужно начинать знакомство детей с олонхо. Это обогащает детей духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. Рассматриваемый нами в данной работе вопрос восприятия олонхо детьми дошкольного возраста является, на наш взгляд, интересным и актуальным.

Олонхо активно развивает у детей : грамотную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, прививает любовь к родному краю, народу и т. д. Учит детей отличать добро от зла, тем самым помогает противостоять всему плохому, прививает такие важные качества, как гуманность, справедливость, храбрость, милосердие, любовь к природе.

В дошкольном детстве происходит освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных учреждениях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка. Педагогика олонхо включает основные факторы народного воспитания, выделенные доктором педагогических наук, профессором Г. Н. Волковым: природу (среда, игру, действие (труд, общение (во всех видах деятельности, традицию, быт, искусство народа. Дошкольный возраст благоприятен для начала обучения языку, культуре, различным знаниям. В это время ребенок более восприимчив к овладению ими.

Приобщение к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий.

Мы разработали календарно-тематический план и систему занятий. Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи или проводить в свободное от занятий время.

№ лэ крэ Ис хоооно, сыала-соруга Туттуллар тэрилэ

1 Бэлэмнэнии лэ Ийэ олохоут Решетников Петр Егорович - К Бтр туунан билииннэрии Кинигэтин крдр. Решетников П. Е. мэтириэтэ

3 Олохо дойдутун сирэ-уота, дьонноро, ктр-срэрэ Айыы дьоно сайдан олороллоругар айыла оруолун билииннэрии, айылаа сыыаннара. Орто дойду сирин-уотун, ктрн-срэрин олохо тылынан билииннэрии Литература: Е. П. Чехордуна “Мин дойдум – олохо ойуулаах тылдьыта”

4 Томороон Тойон, Хокууда Хотун Олохо ыалын билииннэрии. Аар Тойон аа, ааны ытыктаан ааттааын Айыы аймаын, томороон Тойон, Хокууда Хотун ойуулара

5 Айыы кыыа – Сандаара Куо Кн-кбэй ийэ – ийэни таптаан, кндргэтэн, ытыктаан ааттааын Кыыс оо ойуутун, тааын-сабын, симэин-киэргэлин ойуутун крдр

6 Аллараа дойду бухатыыра Суордайа Хара Айыы кыыын уобараын билииннэрии. йтн ааарга рэтии. Кыыс оо тааын-сабын, симэин салгыы билииннэрии. Абааы бухатыырын тылын-н билииннэрии Суордайа Хара ойуутун крдр

7 Кстээх-уохтаах Кн Кндд бухатыыр Бухатыырдар охсуууларын олохоттон ааыы, кэпсээин. Олохо бухатыырын тааын-сабын, тэрилин билииннэрии, чиэтии Олохо бухатыырын тааын-сабын, тэрилин ойуутун крдр, быаарыы

8 Бухатыыр ата Бухатыыр атын н-дьнн ойуулаан кэпсээин, тэрилин крдр, рэтии Бухатыыр атын ойуута. Ат тэрилин ойуутун крдр

13 Остуол оонньуулара Хабылык, хаамыска, крчэх

Олонхо является мудростью народа саха, поэтому требует внимательного изучения материала. В современных условиях олонхосутов почти не осталось, и сами педагоги не знаем олонхо. Поэтому в первую очередь была поставлена задача - изучить и собирать литературу, материалы про олонхо.

После изучения распределили материал олонхо по образовательным областям:

- взаимодействие с родителями

Задачи изучения олонхо :

- выявить интерес к олонхо;

- создать микроклимат и условие для восприятия олонхо;

- обеспечить правильное усвоение текста.

Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас. Сначала олонхо рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется.

Ознакомление с эпосом олонхо в детском саду тесно связано с изодеятельностью. Прочитав отрывок из олонхо, рассматриваем картинки, рассуждаем, по содержанию дети рисуют эскиз. Передача образов олонхо в рисунке несет познавательную, воспитательную, эстетическую функции. Дети достигают определенного уровня знаний об олонхо, о главных героях, с помощью изобразительных средств создают образ в рисунке. И все это способствует разностороннему развитию детей.

Также для изучения олонхо огромное значение имеет музыка. Народные песни якутов о природе, о жизни навевают на детей чувство родины. В старину каждый якут становится певцом, если сядет на быка или лошадь как гласит народная мудрость. К приходу олонхосутов в гости готовятся заранее. В этот вечер быстро управляются с домашними делами, сытно ужинают и всю ночь слушают олонхо. В песне они слышат образы человека айыы, адьарай, их сражения, родную природу, трех миров, перевоплощения и т. д. На этом этапе запланировали слушание отрывки из олонхо в исполнении Г. Г. Колесова и других певцов. Образ героев через музыку, пение "дьээ-буо" должен передать детям прекрасную музыку стихосложения. Пение "дьээ-буо" в олонхо занимает огромное значение. Каждый образ имеет свои своеобразные мелодии, темы.

Наши воспитанники ежегодно успешно выступают на городских и республиканских фестивалях песенного и фольклорного творчества.

В этом мы думаем помогло и раннее обучение и пение якутских народных песен

(тойук, олонхо, также игра на народных музыкальных инструментах – хомусе и кпср (руководитель Докторова А. Н.).

У каждого народа есть различные игры и игрушки, которые отличаются по виду и свойством материала, вырезанные из тальника, дерева, бересты и конского волоса. В детстве наши предки играли этими игрушками и развивались в соответствии с природой. Все игры детей отражают заботу о домашних животных, об охоте, подготавливая к экстремальным условиям, к труду.

В современных условиях воспитания детей, когда выбор игр и игрушек очень велик, детские и классические игры и сегодня актуальны, поэтому, все игры, основанные на олонхо, придуманы именно опираясь на них. Это игры-путешествия, домино, лото, дидактические настольные игры, кукольные и т. д. Цель игр развитие словарного запаса, воображения, чувства сопережения у детей, внимания, ловкости и силы.

В своей группе дети вместе со своими родителями изготовили якутские куклы по мотивам эпоса олонхо. Дети с удовольствием играют в эти куклы, они являются украшением нашего уголка сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, игра помогает детям показать и воспроизвести смысл олонхо, развивает умственные способности. Усвоив и переиграв, дети начинают самостоятельно строить пересказ.

Все работы по внедрению эпоса-олонхо, как воспитательный метод, без помощи и без сотрудничества с семьей не имеет полноценного значения.

Поэтому организовали мероприятия с целью ознакомления с эпосом олонхо :

- подвижные якутские игры

- шитье и изготовление кукол-персонажей

- вечер олонхо

- спектакль с силами воспитанников

- изготовление дидактических игр.

Как известно, дети очень любят играть в подвижные игры. В своей работе мы включаем и народные подвижные игры, и настольные игры народа саха. Каждый четверг в нашей группе – день якутского языка. Все воспитанники и воспитатели одеваемся в якутские национальные костюмы, поем якутские песни, читаем стихи на родном языке, играем в подвижные и настольные игры. Дети приносят с любовью приготовленные якутские национальные блюда – оладьи, лепешки, пирожки и другие блюда.

Итак, олонхо через игры, изобразительную, музыкальную деятельность детей может глубоко проникнуть в душу ребенка и иметь значительное влияние на воспитание.

Подводя итог, своим суждениям и опираясь на опыты педагогов, можем сделать выводы, что последовательная работа по изучению олонхо героического эпоса народа саха должна развиваться, совершенствоваться.

Мы это судим и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в конкурсах.

Список использованной литературы:

1. Елисеева, М. М. ///Приобщение детей дошкольного возраста к олонхо как компонент содержания поликультурного образования/М. М. Елисеева.

3. Григорьева А. А., Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М. : Академия, 2003. - 106 с.

4. Степанова О. Н., Филиппова. П. И. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в поликультурной образовательной среде дошкольного учреждения / Степанова О. Н., Филиппова П. И. ; Ин – т повышения квалификации работников образования имени С. Н. Донского – 2. – Якутск: изд – во ИПКРО имени С. Н. Донского – 2, 2006. – 68 с

5. Чомчуук саас: ФГНУ “Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)” №3 (23)2011. Ред. колл: Григорьева А. А., Николаева А. В., Ефимова Д. Г., Аммосова В. В., Иванова А. В.

Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре

Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре В приобщении детей дошкольного возраста к книжной культуре особое место занимает детская библиотека. Современные детские библиотеки располагают.

Воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Приобщение детей к художественной литературе детей дошкольного возраста Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературе в совместной работе с родителями Ушницкая Мария Гаврильевна.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре марийского края ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ Романова Людмила Юрьевна воспитатель первой квалификационной категории.

Знакомство детей среднего дошкольного возраста с играми, обычаями, этикетом мордовского народа Одной из важных задач современного общества является воспитание растущего человека, как развитой личности. Важнейшим элементом воспитательного.

воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю.

ВложениеРазмер
oznakomlenie_s_eposom_olonho_v_sovremennyh_usloviyah_cherez_igry.docx 42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с эпосом олонхо в современных условиях через игры

Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения материала. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:

- развитие речи;
- изобразительная деятельность;
- музыкальное воспитание;
- игровая деятельность;

- нравственное воспитание;
- трудовая деятельность;
- работа с родителями;

Все виды деятельности могут быть взаимосвязаны друг с другом.

Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (“алгыс”) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений в группе. Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их очень интересуют отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор. Дети усвоив свои отрывки, перехоят к интонации речи, речитативу чтения. Своеобразное интонирование, передача образа мимикой требует большой работы.

Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо.. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать отрывки других детей, таким образом, развивают свою память. Объем запоминания строк олонхо повышается. К концу года все дети усваивают весь сюжет олонхо.

Олонхо и изодеятельность.

Ознакомление с эпосом - олонхо в детском саду тесно связано с изодеятельностью. Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников . Она тесно связана с ознакомлением детей с окружающим , развитием речи, фольклором.

Древние якуты представляли устройство Вселенной по-другому. По их понятиям, существовало три мира – Верхний, Средний и Нижний.

Верхний мир, небо, разделен на несколько ярусов, по количеству доходящих до девяти. На этих разных ярусах живут якутские божества, внешне похожие на людей, но отличающиеся особым могуществом, мудростью и красотой.

Под средним миром расположены подземные страны Нижнего мира. Это страшный, губительный мир, в нем царит вечный мрак, светит ущербные солнце и луна. Живут в нем племена абаасы, страшные чудовища, причиняющие людям зло и вечно враждующие с н ими.

Действие олонхо обычно разыгрывается в этих трех мирах.

Распределяются отрывки из олонхо, описывающие природу, место проживания главных героев, образы человека “айыы”, “Аал-Луук мас” - священное дерево, живую природу, образы трех миров, птицы и утки населяющие средний мир. Через слова олонхо ознакомить детей с водоплавающими птицами, рассматривая картинки , рассуждаем об отличии птиц, по внешнему виду, чем питаются, откуда прилетели и по ее содержанию дети рисуют Образы героев олонхо добрые и злые мы можем обозначить красками, цветом. Часто дети добрые образы, красавиц айыы аймахтара, изображают теплыми светлыми красками, а девушку адьарай темными, холодными. Рассматривая иллюстрации, внимание обращаем на цвет произведения, монументальность богатырей и их коней. Раскрываю значение “Аал-Луук” мас – священное дерево, где живет Аан Алахчын хотун у которой богатыри просят помощи, силы, совета

Знакомство детей с олонхо показала , что знания детей о духовоной культуре Якутии повысились, дети имеют представления о трех мирах, дают характеристику положительным и отрицательным героям, умеют передать свои впечатления от олонхо через рисование и лепку.

Знакомя детей с олонхо раскрывем картину окружающего мира предков : природу, одежду, жилье, быт, утварь и посуду предков, нравы, обычаи и характер в различных ситуациях. Детям преподносится богатство и образность родного языка. Работая над рисунком , ребенок учится трудиться, уважать труд других людей, учится усидчивости, аккуратности.

Олонхо и музыкальное воспитание.

Как изодеятельность, музыка имеет огромное значение для ознакомления с эпосом, олонхо. Народные песни якутов о родной природе, о жизни, о красивой девушке, о храбром молодце навевают на детей чувство родины. В старину каждый якут становится певцом, если сядет на быка или лошадь как гласит народная мудрость. К приходу олонхосута в гости готовятся заранее, в этот вечер быстро управляются с домашними делами, сытно ужинают и всю ночь слушают на олонхо. Их мечты летят за образами, создающими сюжет олонхо, наслаждаясь красотою стихосложения восклицают “Но!”. В песне “дьээ-буо” они слышат образы человека айыы, адьарай, их сражения, родную природу, трех миров, перевоплощения ит.д. На занятиях дети слушают отрывки из олонхо в исполнении Г.Г. Колесова и других певцов. Образ героев через музыку, пение “дьээ-буо” передает детям прекрасную музыку стихосложения. Обучение пению “дьээ-буо” основывается на правильном дыхании, четком звукопроизношении гласных, согласных звуков, дифтонгов, которые существуют в якутской речи: ыа, уе,уо, иэ. Работа на формирование “Кылы'ах” проводится 1 раз в неделю.

1 – работа на самомассаж лица, шеи, груди, языка, губ.
2 – работа на дыхание глубокий вдох задержка дыхания и выдох через рот.
3 – работа на дыхание со звукопроизношением: а-а-а, ы-ы-ы, и-и-и, у-у-у, - - .
4 – после слоги: аа-аа, аа-'а, аа'ы, ооу ит.д
5 – звуки: дьээ-дь, -дь, после дьээ-дьээ-дьээ дьээ-'э, дьээ-'э, буо, буо, буо.
6 – слова распределяем на слоги: дьээ-'ээ, буо-'оо, дьээ-'ээ буо, буо, буо.

Конец слова поющий растягивает и делает ударение

Работа над “кылыьахом” с детьми - очень кропотливая работа. Это работа опирается на методиках народных певцов и работников культуры Г.Г. Федоровой. Все упражнения проходят в игровой форме. Например:

1. Просыпание и зевание –аа, аа, аа;
2. “Позови друга” - ау, ау, ау.
3. “Смешинки” - 'и 'и, 'и 'и, 'и 'и…
4. Разные эмоциональные состояния (радость, гнев, плач ит.д.)
5. “Крики” - оо-'оо! Ээ-'ээ. (эхо).

Пение “дьээ-буо” в олонхо занимает огромное значение. Каждый образ имеет свои своеобразные мелодии, темп. Например: пение мальчика Сорук Боллура, который быстрее всех доводит просьбы людям айыы айма5а, поется в быстром темпе.

О'у-маата 2 !
О'у-маата 2 !

И тут же быстро исчезает. Песня туйаарыма Куо звучит очень грустно, немного протяжно ит.д. дети улавливают разницу звучания песен олонхо и стремятся передать состояние героев.

Игры основанные на эпосе-олонхо.

У каждого народа есть различные игры и игрушки, которые отличаются по виду и свойством материала. У нашего якутского народа имеются игрушки, вырезанные из тальника, дерева, бересты и конского волоса. У девочек были куклы, но без лица. В детстве наши предки играли этими игрушками, развивались в соответствии с природой.

В.Л. Серошевский в книге “Якуты” пишет : “Игрушек у якутских детей чрезвычайно мало… Характерно, что у якутских детей я видел иногда изображения птиц, рыб, гусей, уток, разных зверей вроде зайца, но изображения лошадей я встречал как редкие исключения, равно как изображения медведя, волка и прочее, никогда не видел такжедетей, играющих изображением орла. Девочки играют куклами, более взрослые мальчики стреляют из луков или строят из палочек юрты и урасы…”. особенно летом дети играли в разные игры, мальчики играли в игру “Сонордьут” угадывая след, таким образом готовили себя к охоте, а стрельба из лука меткости. Все игры детей отражают заботу о домашних животных, об охоте подготавливая к экстремальным условиям, к труду. Богатыри олонхо тоже с детства играли в разные игры, но в основном стреляли из лука, о чем могут рассказать их имена, например: “Сильный стрелок Эрчимэн”, Меткий стрелок Дьирибинэ и т.д.

В современных условиях воспитания детей, когда выбор игр и иргушек очень велик, детские классические игры и сегодня актуальны, поэтому, все игры основанные на эпосе- сделаны именно опираясь на них. Это игры – путешествия, домино, лото, дидактические настольные игры, и тд.

Одна отличительная сторона наших занятий – это использование элементов народной культуры, традиций якутов в выполнении упражнений

Главной целью традиционного воспитания детей у якутов являлось последовательное включение детей в реальную жизнь семьи, взрослых, при этом главными элементами были:

- забота о физическом воспитании . В процессе занятий физическими упражнениями решаются как общие задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания, так и специфические задачи, направленные на формирование культуры физического здоровья, культуры движений.

В современном обществе перед общеобразовательными учреждениями стоит задача разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения с учетом этнокультурного характера среды. Успешная социализация в такого рода среды включает знания основ культуры своего народа, иначе говоря – этнокультурную осведомленность и уважение к различным ее проявлениям.

Олонхо в дошкольных учреждениях можно и нужно показывать как спектакль. Это очень хорошая методика приобщения детей к искусству перевоплощения. Олонхо считают театром одного человека, где исполнитель всех ролей олонхосут. По сценарию олонхо “Эрчимэн Бэргэн” С. Васильева, где герой в детстве идет играть и исчезает. Долго старики ищут сына, но не находят, однажды услышали стук копыт, вышли из юрты и видят богатыря. В нем они узнают своего сына. На радостях они созывают на ысыах всех, где сын говорит о том, что, однажды играя, он зашел во внутрь священного дерева испить желтой влаги и его отпарвляют в горы, где кузнецы его закаляют, дают одежду из серебра, коня отправляют домой. Он соорудил себе “урасу” и спит…

Трудовое воспитание и олонхо.

Отражение сюжета и темы олонхо развивает у детей традиционное использование материала, расширяет кругозор, чувство бережливости к природе. Через олонхо дети узнают об охоте, лесных зверях и покровителя всех зверей и птиц баай Байанай. У Байанайя просят хорошей охоты и богатыри, например Ньургун Боотур:

Уо-уо
Уруй-айхал!
Пущи темный дух
Со щедрой рукой, с гривой густой,
Со счастливой судьбой
Несметно богатый
Дед Байанай,
Обернись ко мне, улыбнись…
Из урочищ глухих.
Гони ко мне
Охотничью мне удачу пошли!

Таким образом, отрывки из олонхо воспитывают в мальчиках чувство бережного отношения к природе, прежде чем идти на охоту совершают алгыс и благодарны природе. Прежде чем что-либо брать у природы нужно совершать обряд, который обязателен для якутов.

Нравственное воспитание и олонхо.

Все дети хотят быть похожими в чем-то на героев олонхо. Например:

“…Ты, избранный среди нас
Могучий брат-исполин,
Владеющий вороным конем,
Стоя рожденным
На грани небес,
Стремительный Ньургун Боотур!
Наше заклятье, наш завет
Запомни прежде всего:
Защити людей уранхай саха
Добросердечных, с открытым лицом.
А ты не имеющий равных себе,
Никогда не обижай,
Никогда им горя не причиняй!
Если ты людям зло принесешь,
Далеко отзовется оно,
На потомство твое
Подорим падет,
Укором правнуков будет твоих,
Бедой обернется им.
Брата младшего и сестру
Блюди, сбереги воспитай!
Предназначено им судьбой
Эту землю обжить, заселить”.

Этот отрывок из олонхо говорит о нравственном воспитании у народа саха: не бахваляйся силою, защити обиженных, не обижай никого, брата и сестру береги. Этот положительный образ богатыря влияет на детей, как он себя закаляет, как охотится, как защищая сражается с адьарай айма а, как строит себе жилище и продолжает жизнь. Образ Туйаарыма Куо воспитывает такие нравственные качества у девочек: красота, скормность, отношение к своим родителям, другим людям. Помогает советом, чистоплотная, любящая, готовая к жертвам ради жизни на земле, не теряет надежды на освобождение от злого адьарая Уот Уьутаакы. Отрицательные образы в олонхо: Уот Уьутаакы, Кыыс Кыскыйдаан, их внешний вид:

“…Его единственный глаз
Землисто-мутно глядел…
Разинув широкий рот
Высунул он раздвоенный свой
Зелено-синий язык
Как змею в семь сажен длиной…”.
“Прыгая на разветвленной ноге,
Пронзительно закричав,
Хвост дымовой,
Падал вихровой,
Плечи-ножницы,
Пальцы-клещи,
Черный огнепышущий нос,
Чертова дочь
Кыыскыйдаан Куо…”

Один внешний вид, их характер, готовность силой вырывать хорошее, прекрасное из айыы, рвать, разрушать жизнь людей все это, в детях воспитывает отрицательное отношение к таким проявлениям.

Таким образом, олонхо имеет огромную воспитательную силу.

Все работы по внедрению эпоса-олонхо, как воспитательный метод, без помощи и без сотрудничества с семьей не имеет полноценного значения.

Для семьи, родителям, проводятся консультации, недели олонхо с целью повышения знаний об эпосе. При опросе родителей незначительная часть семей имеет, понятие об олонхо, а теперь большинство родителей с интересом относятся к проводимым мероприятиям.

Неделя олонхо проводится в год один раз, где педагоги и родители принимают участие.

- подвижные якутские игры-олонхо;
- спектакль силами педагогов;
- шитье и изготовление кукол-персонажей;
- ледовые фигуры во дворе;
- вечер олонхо;

С Комитетом родителей следующем году планируем слепить ледовых фигур, из персонажа олонхо таким образом наши родители доставляют радость своим детям.

Тема олонхо очень кропотливая работа, требующая внимательного отношения, помощи, со стороны родителей и педагога.

В старину, когда слышали олонхо в исполнении одного человека, дети, не дослушав, спали и, что интересно, такие дети быстрее впитывают сюжет и слова олонхо. Вырастая, они становились носителями эпоса. В современных семьях таких вечеров вокруг очага нет, но в будущем и это войдет в нашу жизнь.

Эпос-олонхо через классические игры, игры-путешествия, через изобразительную, музыкальную трудовую деятельность детей, может глубоко проникнуть в кут (душу) ребенка и иметь значительное влияние на воспитание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение олонхо в образовательные программы, создание системы обучения детей сказительскому искусству - одна из основных задач республиканской целевой программы по сохранению, изучению и распро.

Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров.

Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров.


Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха.


Приобщение детей к эпосу Олонхо

Совместная работа ДОУ с музеями как средство прибщения старших дошкольников с народным эпосом Олонхо.

Цель: Узнать о значении "Олонхо" в нашем обществеЗадачи: Ознакомить с древним Якутским Эпосом "Олонхо";Ознакомить с миропониманием Якутского Народа;Рассмотреть персонажи Якутс.


Статья "Духовно – нравственное воспитание детей посредством якутского героического эпоса – Олонхо"

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного воспитания детей посредством якутского героического эпоса - Олонхо.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гуляева Светлана Николаевна Учитель начальных классов Куокуйской средней об.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Гуляева Светлана Николаевна Учитель начальных классов Куокуйской средней об.

Гуляева Светлана Николаевна

Учитель начальных классов
Куокуйской средней общеобразовательной школы Кобяйского улуса РС(Я)
Образование: Благовещенское
педагогическое училище № 1, 1978 год,
Якутский государственный университет,
ПиМНО, 1990 год.
Специальность: учитель начальных классов
Педстаж: 31 лет
Категория: высшая

Внеклассное занятие « Путешествие в страну.

АктуальностьСегодня дети мало читают, у них другие игры, увлечения . Но ду.

Актуальность
Сегодня дети мало читают, у них другие игры, увлечения .
Но души их открыты для добра. Современные школьники
умны,искренни, восприимчивы к хорошему.
Моим ученикам нравятся занятия, посвященные устному
народному творчеству. Сегодня- героический эпос олонхо,состоящий из множества сказаний о подвигах древних богатырей, жанр в системе духовности народа, не только национальное достояние якутского народа, но один из уникальных шедевров мира. Это неиссякаемый родник народной мудрости. Учитывая, что мы живём в многонациональной стране, и культура каждого народа России несёт в себе педагогич-е возможности и нравственно-этич-е богатство, систематическое обращение к культуре всех народов во благо детей, научит их ценить и уважать традицию, культуру всех соотечественников. В олонхо народ саха воспеват свой идеал даёт чёткое объяснение путей к идеалу. Это: трудолюбие, солидарность, творческая вовлечённость и профессионализм,миролюбие, справедливость и чистота духа, открытость природе и развитие способностей, устойчивая позиция в жизни. Я вижу, как детям радостно и интересно участвовать на занятиях.
Они легко воспринимают далекое, но родное, которое как будто оживает в укромных уголках их души.
С удовольствием играют в народные игры, разыгрывают сценки. Дети легко и плавно произносят непривычные их
уху слова, выражения, загадки, пословицы, скороговорки, интересно рассуждают, делают догадки о
происхождении слов, их смысловом значении. Таким образом ценностное содержание олонхо внесёт лепту в развитии личности современного ребёека, а также обогатит содержание, технологию образовательного процесса.

Цели и задачи: — познакомить детей с древним якутски.

— познакомить детей с древним якутским
эпосом олонхо
— увлечь ребят напевностью и
красотой якутского фольклора;
— расширить словарный запас
учеников;
- Учить детей выражать свои мысли полными предложениями
— воспитывать интерес и любовь к произведениям народного творчества

Вступительное слово учителяРебята, какие вы знаете якутские сказки, загадки.

Вступительное слово учителя
Ребята, какие вы знаете якутские сказки, загадки, пословицы? А ещё якутские дети любили слушать олонхо.
Кто знает, что такое олонхо?
Кто желает вместе со мной в путешествие в страну Олонхо?

Вступительное слово ученикаОлонхо бытовало в народе во множестве вариантов.

Словарная работаОлонхо,олонхосут(сказитель),абаасы(злойдух),Нюргун(славный),Б.

Словарная работа
Олонхо,олонхосут(сказитель),абаасы(злойдух),Нюргун(славный),Боотур(богатырь),сандалы (былыргы остуол), комулуок (былыргы очох), куйах(кыргычыыга кэтэр тэрил),батыйа(улаханбычаххамаарынныыр),ох(саа ытар тэрилэ, стрела)

.Ньургун Боотур – стремительный. Олонхо.Ньургун Боотур- Здоровый, к.


.
Ньургун Боотур – стремительный.
Олонхо.
Ньургун Боотур- Здоровый,
крепкий, могущественный
мужчина,с сильной
волей,разумом
(интеллектом).
Защищает народ от абасы.
Олонхо-героический эпос древних якутов.
Оно вмещает целый мир. Сказочный, чудесный, но такой близкий и понятный всем, от мала до велика. Памятник и сокровищница духовной культуры народа.

Исполнители олонхо Сказитель(Олонхосут)мог петь олонхо от одних до д.

Сказитель(Олонхосут)мог петь олонхо от одних до десяти суток с перерывами лишь на еду и сон.
Живые носители Олонхо:
-Томская Дарья Андреевна (1913 г. рождения),Эгинский наслег,Верхоянский улус;
-Решетников Пётр Егорович (1929г. рождения),с.Черкех, Таттинский улус.

Согласно якутской мифологии вселенная делится на три мира: верхний средний н.

Согласно якутской мифологии вселенная делится на три мира:
верхний средний нижний
Верхний средний нижний

 Ньургун Боотур сражается с хитростью, коварством, со злыми чудовищами.

Ньургун Боотур сражается с хитростью, коварством, со злыми чудовищами.

Лошадь Ньургун Боотура-сильный, преданный другу, умный и могущественный з.


Лошадь Ньургун Боотура-сильный,
преданный другу,
умный и могущественный защитник.

Сегодня Олонхо лучшее произведение якутского фольклора, историческое жив.

Итог: Что нового узнали? Было ли вам интересно? Кто уже читал или слышал об о.

Что нового узнали?
Было ли вам интересно?
Кто уже читал или слышал об олонхо?
Кто вам понравился из героев и почему?

ЗакреплениеЧто такое олонхо? Кто исполняет олонхо? Чему учат олонхо? Как вы.

Закрепление
Что такое олонхо?
Кто исполняет олонхо?
Чему учат олонхо?
Как вы думаете, персонажи олонхо схожи с персонажами современных мультфильмов?
Где жили Нюргун и Айтал-Куо?
Почему родители отправили их в Серединную Землю?
Как представляли якуты мир?

Закрепление(продолжение)По слайдам Ребята, всем спасибо. Вы все очень хорошо.

Закрепление(продолжение)
По слайдам
Ребята, всем спасибо. Вы все очень хорошо участвовали, надеюсь вы очень многое узнали.

1. Антонова, Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики / Р.Я. Антонова. – Якутск: Ситим, 1995. – С. 19.

2. Елисеева М.М. Приобщение детей дошкольного возраста к олонхо как компонент содержания поликультурного образования / М.М. Елисеева. – Якутск, 2005.

4. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. – М., 1986.

В своей работе мы хотим показать, как через восприятие народного эпоса закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через якутский фольклор, а значит и через олонхо, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что олонхо – это педагогический опыт и творческий гений народа.

В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины.

Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды [1].

Олонхо пробуждает сразу три центра в мозгу ребенка. Природный интеллект (ийэ ой), как генератор, языковой (ийэ тыл), как транслятор и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. Мозг работает в полном режиме, в режиме природы-творца. Наши дети не только исполняют олонхо, ставят театрализованные представления по его мотивам, но и прекрасно рисуют, иллюстрируют сюжеты олонхо[2].

При проведении данного исследования в старшей группе мы опиралась на выделенную Владимиром Яковлевичом Проппом структуру олонхо, которая включает семь действующих лиц, выполняющих основные сказочные функции: антагонист, даритель, помощник, царевна, отправитель, герой, ложный герой [3].

Гипотеза исследования заключалась в том, что соответствие эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста объективному характеру нравственной поляризации персонажей народного эпоса зависит от ее композиции (в частности, от характера развязки, включающей в себя ликвидацию начальной беды, возвращение героя, преследование его антагонистом и спасение героя от преследования антагонистом, а также реакций героя на действия испытателей).

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлена следующая задача: изучить характер поляризации эмоционального восприятия к персонажам олонхо у детей старшего дошкольного возраста после прослушивания ими традиционной и искаженной версий олонхо.

Мы подготовили два варианта этого олонхо: традиционный – для проведения в контрольной группе и экспериментальный (с изменением композиции) – для проведения в экспериментальной группе.

На первом этапе изучалось эмоциональное восприятие детей старшего дошкольного возраста к персонажам народного эпоса до непосредственного предъявления одного из подготовленных вариантов. Для этого использовался Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный A.M. Эткиндом [4].

Картину поляризации эмоционального восприятия дошкольников к персонажам олонхо в контрольной и экспериментальной группах до экспериментальной ситуации можно представить в виде усредненных и упорядоченных по возрастанию ранговых мест персонажей в шкале, где первый ранг соответствует максимально положительному эмоциональному восприятию, а восьмой – максимально отрицательному.

На контрольном этапе исследования при проведении диагностики выявлено следущее: старшие дошкольники как контрольной, так и экспериментальной групп имеют сходные тенденции в эмоциональном восприятии к образам персонажей олонхо. При этом наиболее эмоционально принимаемыми являются образы персонажей Нюргун Боотур, Туйаарыма Куо. Они встречаются не только в устном народном творчестве якутов, но и в иллюстрациях художников, скульптурах мастеров, в положительных ролях героев или искомых персонажей и, следовательно, хорошо знакомы дошкольникам и имеют по отношению к себе достаточно определенное и устойчивое положительное эмоциональное отношение.

Последнее место отводится образу Уот Усутаакы, предстающей в олонхо, как правило, в роли антагониста / вредителя.

К образам персонажей Сорук Боллур, Аал Луук Мас старшие дошкольники не демонстрируют столь выраженного положительного или отрицательного эмоционального отношения.

Композиция олонхо является условием, определяющим возможность ее использования в формировании полярного эмоционального отношения старших дошкольников к этическим эталонам, необходимого для присвоения ребенком нравственных норм, которые содержит в себе олонхо.

В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применялись разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по олонхо, продуктивные методы – рисование, лепка и конструирование на темы олонхо, прослушивании грамзаписей олонхосута, что позволяло детям угадывать олонхо, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулировало способность самостоятельно творить художественный образ. До начала занятий никто из детей не мог проявить свободное творчество в передаче точных эмоциональных характеристик персонажей, поэтому именно процесс обучения проходил наиболее трудно. По мере накопления практического эмоционального опыта более трети детей (32%) достигли высокого уровня развития эмоциональной сферы, эстетических эмоциональных проявлений, что оказалось возможно только при деятельном практическом участии, при так называемом эмоциональном тренинге, подчиненном смыслу олонхо (смысл постоянен, а эмоции ситуативны).

br.tiff

1. Закрепить знания детей о персонажах древнего якутского эпоса – олонхо;

2. Донести до сознания дошкольников основной смысл, идею олонхо;

3. Воспитывать интерес и уважение к произведениям устного народного творчества.

Словарная работа: олонхо, олонхосут, Аал Луук Мас, илгэ, абаасы, имена героев олонхо…

1. Организационный момент.

2. Беседа воспитателя с показом слайдов презентации.

Олонхо возникло в глубокой древности. Народ в нем вложил свои вековые идеи и мечты о лучшей справедливой жизни. Исполняет олонхо сказитель-олонхосут. Они пользовались большим успехом, уважением у народа за свой талант (слайд 1).

В олонхо воспеваются подвиги богатырей Айыы айма5а. Айыы айма5а- это люди, живущие в Среднем мире, т.е. на Земле (Слайд 4).

В олонхо есть три мира: Верхний, Средний и Нижний. Все действия олонхо происходят во всех этих трех мирах. А эти три мира связывает Священное дерево Аал Луук Мас. Он растет посреди Вселенной, его могучие ветви проросли в небеса, а корни проникли глубоко под землю. С его ветвей капает животворная влага изобилия – илгэ, которая придает отведавшим людям новые силы и бодрость духа (Слайд №5).

3. Проверка знаний детей о персонажах олонхо:

– Как зовут главного героя? (Нюргун Боотур)

– Он какой? (добрый, защищает и спасает людей, попавших в беду)

– Какими орудиями пользуются богатыри айыы? ( лук, стрелы, батас-пальма, пика)

В олонхо как воспевают девушек, женщин? ( очень красивые, они добрые, хорошие хозяйки, матери и жены)

– Туйаарыму Куо отличают красота, скромность, отношение к своим родителям, другим людям. Помогает советом, чистоплотная, любящая, готовая к жертвам ради жизни на земле, не теряет надежды на освобождение от злого адьарая Уот Усутаакы.

– Как называется священное дерево, которое связывает три мира в олонхо? (Аал Луук мас)

– А как рисует олонхосут абаасы? (злые и безобразные чудовища-одноглазые, одноухие, одноногие циклопы).

«Прыгая на разветвленной ноге,

Черный огнепышущий нос,

– Что делают жители нижнего мира? (богатыри абааhы нападают на людей, грабят и разрушают их страну, похищают женщин).

– Как отмечается окончательная победа богатыря айыы? (всенародным праздником ысыах).

4. Показ иллюстраций художников:

5. Рисование персонажей олонхо:

– Образы героев олонхо добрые и злые мы можем обозначить красками, цветом. Добрые образы, красавиц айыы айма5а, изображаем какимим красками? ( теплыми светлыми красками)

– А для девушки Кыыс Кыскыйдаан какие цвета подойдут? (темные, холодные)

Развивающая цель: развитие словарного запаса, воображения, чувства сопереживания у детей.

Развитие игры: перед путешествием демонстрируется слайд о богатыре Айыы Дьура5астай

1. Ответы на вопросы по содержанию слайда, по ходу игры дети отправляются на помощь богатырю.

2. Завязывание салама

3. Поляна Загадок.

4. Благословение Аан Алахчын Хотун

На пути останавливаются около дерева Аал-Луук Мас, просят силы, терпения, волшебного снадобья. Аал Луук мас раскрывается, выходит Аан Алахчын Хотун говорит благословение –алгыс, дает мэнэ уу-живую воду.

5. Вопрос бай5ал Уот Кудулу

6. Вопрос Ледяной горы

На берегу их встречает высокая Ледяная гора. На вопрос как вскарабкаться на гору, после рассуждений превращаются в горностаев и делают имитирующие движения зверька.

7. Задание Сыралыма Куо.

На горе стоит балаган и в ней девушка – Сыралыма Куо, плачет. Двери нет, как проникнуть во внутрь? Дети предлагают свои варианты, превращаются в ос и залетают во внутрь, девушку превращают в золотое колечко и обратно выходим тем же путем.

8. Поляна Олонхо

Выходя из трубы превращаются все в журавлей и стерхов и летают под музыку домой на поляну олонхо. Дети все садятся на поляну, идет релаксация.

Все очень довольны выполнением задания, потому что помогли герою олонхо.

В результате анализа литературных источников и анализа результатов формирующего эксперимента подтвердилось наше представление о том, что гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического. Это позволило нам подтвердить правильность характеристик трех уровней эмоционального развития по основным признакам.

Читайте также: