Что такое обращение трезвучий в музыке определение кратко

Обновлено: 06.07.2024

это аккорд
построенный от ноты в сторону
не к верхней .а к нижней октаве. .
те считаем тоны-полутоны не вправо
а влево
напр на пианино. аккордеон и тд. .

Трезву́чие — аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.

Обращением трезвучия называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия. Трезвучие может быть трёх видов, каждый из которого отличается от предыдущего тем, что нижний звук поднят на октаву выше. Проводимая операция также называется обращением [1]. Третье обращение приводит к возврату к начальной форме трезвучия — основному виду, расположенному на октаву выше:

трезвучие (основной вид) — с основным тоном в нижнем голосе.
секстаккорд (или первое обращение трезвучия) — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе. В классической гармонии секстаккорд обозначается цифрой 6[2].
квартсекстаккорд (или второе обращение трезвучия) — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 4 и 6 (или 6 и 4)[2]. В нём, как и в секстаккорде, крайние звуки образуют сексту, а признаком является положение чистой кварты в основании.

Проще говоря.
Если это обращение трёхзвучного аккорда, например Тонического трезвучия в До мажоре.
До, ми, соль - T53
То первое его обращение: Ми, соль, до - T63, мы как бы перекинули ноту До на актаву выше.
И второе: Соль, до, ми - T64, уже и ноту ми перекинули.
И это последнее обращение, то есть суть как бы аккорда не меняется, те же звуки, просто они теперь расположены по разному и между ними теперь не везде терция.

Если же брать четырёхзвучный аккорд, например D7, который строится на пятой ступени, то бишь звук соль в до мажоре.
D7 - соль, си, ре, фа - септ.
D65 - си, ре, фа, соль - квинт секст.
D43 - ре, фа, соль, си - терц кварт.
D2 - фа, соль, си, ре - секунд аккорд, так как образует секунду в начале. Секунда будет во всех обращениях, а так как D7 это не обращение, а изначальный аккорд, то секунды в нем нет, все звуки в нём разбросаны равномерно - на терцию.

Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть большой или малой, комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.

Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).

Мажорное трезвучие

интервальный состав мажорного трезвучия

В основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.

мажорное трезвучие от ноты до

мажорное трезвучие от ноты ре

УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

мажорные трезвучия от разных нот

Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.

песня про капитана - фрагмент

Минорное трезвучие

интервальный состав минорного тревзучия

В основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

минорное трезвучие от ноты до

малое трезвучие от ноты ре

УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

минорные трезвучия от разных нот

подмосковные вечера - нотный фрагмент песни

Увеличенное трезвучие

увеличенное трезвучие от ноты до

От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.

увеличенные трезвучия от разных нот

Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.

Уменьшённое трезвучие

уменьшенное трезвучие от звука до

Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.

уменьшенные трезвучия от разных нот

Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.

Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?

На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?

Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:

  1. Мажорное трезвучие звучит уверенно, светло, ярко.
  2. Минорное трезвучие тоже звучит устойчиво, но с оттенком мрака, оно более темное.
  3. Увеличенное трезвучие звучит неустойчиво и ярко, как сирена, очень привлекает внимание.
  4. Уменьшённое трезвучие тоже звучит неустойчиво, но оно как бы более сжатое, блёклое.

Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.

4 вида трезвучий от ноты ре

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые виды аккордов. Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

два обращения трезвучий

Все трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

обращение трезвучия до-ми-соль

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

обращение мажорного трезвучия от ми

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

обращение минорного трезвучия от ми

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

обращение увеличенного трезвучия от звука ми

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

обращение уменьшенного трезвучия, построенного от звука ми

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов

Давайте обобщим все данные, которые мы получили об интервальных составах аккордов, в таблице. Эту же таблицу вы можете скачать для распечатки ЗДЕСЬ и пользоваться ей в качестве шпаргалки на уроках сольфеджио или в домашней работе до тех пор, пока она прочно не запомнится вами.

ТРЕЗВУЧИЯ

КВАРТСЕКСТ-
АККОРДЫ

МАЖОРНЫЕ

МИНОРНЫЕ

УВЕЛИЧЕННЫЕ

УМЕНЬШЁННЫЕ

Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.

Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.

12 аккордов от звука ре

Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.

Дорогие друзья, на этом мы остановим наш большой урок. Если у вас появились вопросы по теме выпуска, пожалуйста, напишите их в комментариях к данной статье. Если что-то, вам кажется, разъяснено не очень понятно, также не стесняйтесь высказывать своё мнение на этот счёт. Мы постоянно трудимся над улучшением качества наших материалов.

В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.

На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!

Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)

Привет! Сегодня говорим об аккордах, а в частности о трезвучиях и их обращениях.

Итак, есть такое понятие в теории музыки, как созвучия, это одновременное сочетание двух и более звуков. Два звука образуют интервал, а вот аккорд - это созвучие, состоящее из трех и более звуков, которые расположены по терциям, но это не принципиально. Что значит расположены по терциям? Э.. ну, собственно, вот терция от этого звука,

а вот еще одна терция уже от этого звука.

Итак, продолжим. Аккорды начинаются от сочетания трех звуков, в подавляющем большинстве случаев эти звуки расположены по терциям, но терции бывают малые и большие , да существуют еще увеличенные и уменьшенные, но пока это не про нас. Ну и в общем, вы по идее должны спросить, а какие терции используются в аккордах. Все.

Но только в разном порядке и сочетании .

Проще всего это будет показать на трезвучиях. Это аккорды состоящие из 3-х звуков расположенных по терциям. Тут терции могут быть во всех возможных сочетаниях: большая+малая, малая+большая, большая+большая, малая+малая. Из этого следует, что существует всего 4 типа трезвучия , не считая обращений, не думайте пока о них. От порядка и сочетания терций зависит окраска аккорда, и то, как он называется. Строятся терции снизу вверх, как вы поняли.

И вот основные названия аккордов и их состав.

Мажорное или большое трезвучие.

Большое потому что термин мажорный произошел от итальянского maggiore, что в переводе больший, а относится это к нижней большой терции аккорда.

Трезву́чие — аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.

Содержание

Строение трезвучия

Составные звуки трезвучия называются основным (обозначается 1 ), терцовым (обозначается ³) и квинтовым (обозначается 5 ) тонами, в зависимости от того, какое место они занимают в основном положении (будучи расположенными по терциям).

  • Основным тоном (примой) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится внизу;
  • терцовым тоном (терцией) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится посередине;
  • квинтовым тоном (квинтой) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится вверху.

Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения (формы трезвучия).



Каждое трезвучие содержит в сжатом расположении две терции (нижнюю и верхнюю) и одну квинту в итоге. В зависимости от качества этих интервалов трезвучия делятся по своей структуре на четыре типа:

  • большое (мажорное) трезвучие (на рисунке 1) содержит в тесном расположении большую терцию снизу, малую терцию сверху и чистую квинту между крайними голосами;
  • малое (минорное) трезвучие (на рисунке 2) содержит в тесном расположении малую терцию снизу, большую терцию сверху и чистую квинту между крайними голосами;
  • увеличенное трезвучие (на рисунке 3) содержит в тесном расположении две больших терции и увеличенную квинту между крайними голосами;
  • уменьшённое трезвучие (на рисунке 4) содержит в тесном расположении две малых терции и уменьшённую квинту между крайними голосами.

Большое и малое трезвучия являются консонансами и в первую очередь могут применяться как устойчивые тонические аккорды. Увеличенные и уменьшённые трезвучия являются диссонансными.

Обращения трезвучия

Обращением трезвучия называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия. Трезвучие может быть трёх видов, каждый из которого отличается от предыдущего тем, что нижний звук поднят на октаву выше. Проводимая операция также называется обращением [1] . Третье обращение приводит к возврату к начальной форме трезвучия — основному виду, расположенному на октаву выше:

  • трезвучие (основной вид) — с основным тоном в нижнем голосе.
  • секстаккорд (или первое обращение трезвучия) — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе. В классической гармонии секстаккорд обозначается цифрой 6 [2] .
  • квартсекстаккорд (или второе обращение трезвучия) — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 4 и 6 (или 6 и 4) [2] . В нём, как и в секстаккорде, крайние звуки образуют сексту, а признаком является положение чистой кварты в основании.

Примечания

Библиография

  • Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд

Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Трезвучие" в других словарях:

трезвучие — трезвучие … Орфографический словарь-справочник

ТРЕЗВУЧИЕ — в музыке в общем смысле созвучие трех звуков; в специальном аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. Различают: мажорное трезвучие (большая терция + малая терция), минорное трезвучие (малая терция + большая терция); менее употребительно… … Большой Энциклопедический словарь

ТРЕЗВУЧИЕ — ТРЕЗВУЧИЕ, трезвучия, ср. (муз.). Аккорд, состоящий из основного тона, терции и квинты к нему. Мажорное трезвучие. Минорное трезвучие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

трезвучие — квартсекстаккорд, секстаккорд, медианта, аккорд Словарь русских синонимов. трезвучие сущ., кол во синонимов: 4 • аккорд (13) • … Словарь синонимов

ТРЕЗВУЧИЕ — (музыкальное), аккорд из трех звуков, которые могут быть расположены по терциям. Октавная перестановка басового тона вверх образует обращения трезвучия: секстаккорд и квартсекстаккорд (названы по интервалам, образуемым с нижним звуком) … Современная энциклопедия

трезвучие — я; ср. Муз. Аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Мажорное, минорное т. Тоническое т. * * * трезвучие (музыкальн.), в общем смысле созвучие трёх звуков; в специальном аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Различают мажорное … Энциклопедический словарь

Трезвучие — (музыкальное) Аккорд, звуки которого расположены или могут быть расположены по терциям. Термин объединяет четыре аккорда, отличающихся по конструкции и выразительным свойствам. Деление чистой квинты на две неравновеликие терции даёт два… … Большая советская энциклопедия

Трезвучие — см. Аккорд … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Трезвучие — (лат. trias, нем. Dreiklang, англ. triad, франц. triple accord). 1) Аккорд из трёх звуков, к рые могут быть расположены по терциям. Возможны 4 вида Т.: два консонантных мажорное (также большое, твёрдое , trias harmonica maior,… … Музыкальная энциклопедия

Трезвучие — ср. Основной тип аккорда, образующийся из трёх расположенных по терциям звуков. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Читайте также: