Технологическая карта по внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуальное направление

Обновлено: 06.07.2024

-показать, какими качествами должен обладать мастер того или иного дела, профессионал.

-принятие социальной роли обучающегося,

-положительное отношение к процессу учения, к

приобретению знаний и умений;

формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения; Регулятивные:

-формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;

-умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

-умение действовать согласно плану, инструкциям;

-умение оценивать результаты решения поставленной задачи;

Познавательные:

-умение определять понятие;

-умение находить нужную информацию в различных источниках,

-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями.

Коммуникативные:

- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

- умение вести диалог, участвовать в дискуссии,

аргументировать собственную точку зрения.

Основные понятия

Профессии, человеческие качества, мастер своего дела

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы: фронтальная,парная,

Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, математика.

Виды деятельности: самостоятельная работа с текстом, учебником;выполнение заданий в рабочей тетради;исследовательская деятельность индуктивного типа в малых группах;подготовка и представление выступления;решение познавательных задач, проблемных ситуаций.

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Содержание учебного материала. Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Самоопределение к деятельности.

Цель:включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Организует включение обучающихся в образовательную деятельность на личностно значимом уровне.

Определяет содержательные рамки урока.

Актуализирует требования к обучающимся со стороны внеурочной образовательной деятельности.

- Ребята, наш урок мне бы хотелось начать такими словами. Прочитайте их внимательно.

- А к вам относятся эти слова? (Ответы детей.

Да. Мы тоже работаем – учимся. Это тоже труд).

- Предположите, о чем мы будем говорить на

занятии? (дети высказывают свое мнение)

- Выдвигают предположения о теме урока.

- Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД:

- принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений.

Регулятивные УУД:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу.

- Многие из вас близки к разгадке, но более точно вы

сможете сказать, прослушав

(ЗВУКОЗАПИСЬ или читают сами?)

В мире много интересного. Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

- Предлагаю вам я тему

Так скорей, друзья, за дело.

Хоть немного знаем все мы:

Книги, чашки, стол и дом

Создал человек трудом.

Вот о тех, кто создает,

Строит, учит иль поет,

Мы сейчас поговорим,

Свой урок им посвятим.

Тема наша вам ясна?

О профессиях она.

- Чему будет посвящено наше занятие?

Коммуникативные УУД:

мнения по существу поставленного задания.

Актуализация знаний и фиксация затруднения

Деятельности.

Цель: активизация деятельности, мотивация.

Актуализирует знания о труде людей.

Мотивирует к пробному действию и

самостоятельному выполнению и обоснованию. Организует выполнение пробного действия фиксацию затруднения.

Организует фиксацию образовательной цели.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают сказку и задание учителя.

Высказывают предположения на поставленный вопрос.

Личностные УУД:

- формирование положительной мотивации Познавательные УУД:

- умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме находить ответы на вопросы, используя учебник, и жизненный опыт; у

В последующей работе, выявление места и причины

затруднения,

постановка цели .

- Кто знает, что такое профессия?

- Труд — это работа, занятие, дело. Все что требует усилий, стараний, заботы.

Жили-были в одном городе разные профессии. Жили дружно, вместе трудились, друг другу помогали, все у них ладилось. Так бы и было, если бы не спор. -Я, говорит одна профессия, очень важная. Без меня люди бы не были здоровыми.

-Я всех важнее,- говорит другая. Я воспитываю и учу детей.

А я охраняю жизнь и спокойствие людей. Значит я важнее.

Ну а я одеваю людей и делаю их еще красивее, – вмешалась четвертая.

- Постойте, я важнее всех! Без меня негде людям было бы жить.

- Грустно стало в городе, скучно, все перестали работать. Всему городу нужна помощь!

- Какие профессии спорили? (Врач, учитель, швея, милиционер, строитель).

- Ребята, сможете ли вы прийти на помощь и разрешить спор?

Определяют цель занятия.

Коммуникативные

-умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера.

-Что вы посоветуете этим профессиям? Они ведь поссорились. (Помириться, жить дружно,вместе трудиться).

-А зачем им трудиться? (Чтобы приносить пользу себе и другим: строить дома, растить хлеб, охранять людей, воспитывать детей, одевать людей, водить самолеты).

-Что за спор произошел между профессиями? (Кто важнее?)

-Расположите профессии по ступенькам. Какая самая важная? (работа в парах) (на каждой парте слова с названиями профессий)

- Мнения разошлись. И даже очень! (Каждая пара высказывает свое мнение).

-Где и почему возникли затруднения? (ответы детей: Кто прав? Как быть?)

-Что мы можем сделать для преодоления трудностей? (ответы детей: Искать выход, истину).

-Какую цель поставим перед собой на уроке? (Ответы детей: Доказать важность каждой профессии).

-Есть ли предположение (гипотеза), чем закончится спор у профессий и у ребят? (Ответы детей: – Профессии помирятся и будут жить дружно).

- По вашему мнению, какая тема сегодняшнего занятия? (ответы детей: Все профессии важны).

Открытие нового

Цель:построениенового знания

Организует работу над новой темой.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

- А давайте попытаемся доказать важность каждой из этих профессий. Поможем профессиям помириться.

- Перед вами выступят будущие специалисты разных профессий, расскажут вам о них, и, возможно, помогут разрешить спор. Ваша задача слушать и отмечать в таблице,насколько нужна людям каждая профессия (всегда нужна, почти не нужна, совсем не нужна).

Насколько нужна людям каждая профессия?

совсем не нужна

Рассказ подготовленных детей

Я хочу рассказать о профессии строителя. Мой дедушка – строитель. Эта древняя профессия. Она появилась много тысяч лет назад, когда люди выйдяиз пещер, стали возводить жилища. Тогда один человек занимался всеми работами от начала до конца. Любая стройка в наши дни - дело целого

коллектива, каждый имеет свою специальность и выполняет определенную работу. Без строителей не было бы школ, больниц, магазинов, театров и жилища. Мне дедушка рассказывал, что человек, работающий на стройке должен любить свою работу. Ведь без любви она будет сделана плохо. А как же будут люди жить в плохо построенном здании. Строитель должен знать все секреты строительного дела: как трубы лучше уложить, какие обои наклеить, как двери установить. Строитель должен быть терпеливым и выносливым, ведь приходится работать на открытом воздухе в мороз, холод, дождь и любую непогоду.

коллектива, каждый имеет свою специальность и выполняет определенную работу. Без строителей не было бы школ, больниц, магазинов, театров и жилища. Мне дедушка рассказывал, что человек, работающий на стройке должен любить свою работу. Ведь без любви она будет сделана плохо. А как же будут люди жить в плохо построенном здании. Строитель должен знать все секреты строительного дела: как трубы лучше уложить, какие обои наклеить, как двери установить. Строитель должен быть терпеливым и выносливым, ведь приходится работать на открытом воздухе в мороз, холод, дождь и любую непогоду.

2.А я хочу рассказать о профессии учителя. С ней я познакомилась, учась в школе. В нашей школе много учителей. Они преподают математику, литературу, музыку, рисование, физкультуру и другие предметы. Все они добрые, внимательные, стараются нам помочь. Учитель должен уметь многое: и решать задачи и красиво писать, рисовать, работать на компьютере. Всему этому учат в институте. Но это не главное, а главное это любить нас детей и понимать. Мне повезло. Я учусь в школе, где меня понимают и любят.

3.А я горжусь профессией своей мамы. Она у меня швея. К ней часто обращаются тагильские модницы. Ведь платья, костюмы, которые шьет моя мама,делают людей красивыми и модными. А это так приятно. Эта работа требует терпения, внимания и ответственности. Моя мама хорошо разбирается в моде, понимает, кому что идет, какая вещь сделает вас интереснее. Ведь моя мама училась этому много лет. А сейчас доставляет людям радость.

4.А мой папа полицейский. Эта профессия очень опасная и сложная. Надо быть смелым, сильным, терпеливым и верить людям. Мой папа такой. Когда он на работе мне немного грустно, но спокойно, так как я знаю, что он охраняет наш покой и следит за порядком в городе.

Ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания.

Делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Добываютновые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Познавательные УУД:

-умение находить нужную информацию в различных источниках,

имеющиеся данные, - соотносить их с

собственным опытом и знаниями.

Регулятивные УУД:

-умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные

-умение участвовать в

- умение строить монологические высказывания.

5.А я люблю читать энциклопедии. И вней я прочитал о профессии врача. Оказывается, врач может лечить людей и животных. В медицине много специальностей. Чтобы стать врачом, много лет надо учиться. Хороший врач – это человек наблюдательный, терпеливый, с хорошей памятью. Но самое важное качество – это понимать больных, умение жалеть их, быть ответственным и терпеливым.

-Спасибо нашим специалистам.

- А теперь, ребята, посмотрите в таблицы.

- Какие профессии оказались совсем не нужны?

-Сделайте вывод сами. (Все профессии нужны и важны).

- Мы смогли разрешить спор и помирить профессии. Теперь вновь вернется покой. Все будут трудиться и приносить пользу.

Какие профессии вы знаете?

Кем работают ваши родителей?

Почему они выбрали эту профессию?

- Какие качества помогли им определиться с выбором? (вам помогут слова –помощники):

доброта, честность, аккуратность, мудрость, смелость, трудолюбие, мужество, находчивость, внимательность, талантливость, отзывчивость.

- А кем хотите быть вы? Поиграем в профессии.

Мы в профессии играли- Вмиг мы летчиками стали! В самолете полетели

И шоферами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас- Быстро едет первый класс!

А теперь на стройке мы, кладем ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три – Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Выполняют упражнения, повторяя движения за учителем.

Регулятивные УУД:

осуществление пошагового контроля своих действий, умение

ориентироваться на показ движений

Первичное закрепление нового материала и самостоятельная работа

Организует, помогает, направляет, дает советы. Организует проверку умения работать с информацией.

Мы говорили о профессиях, что-то узнали нового, интересного и полезного.

Как называют человека, в совершенстве владеющего профессией?

Выберите запись на доске (мастер, мастеровой, мастерский)

-Послушайте стихотворение:

А может быть, нет –

Жил-был на свете

Самостоятельно предполагают какая информация нужна

для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые материал.

действий для ее решения.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества

Был он сапожником

А может быть, нет – Жил-был

Был он Художником

А может быть, нет?

-Как называли люди сапожника? Почему?

-Как называли художника? Почему?

-Что человеку надо делать, чтобы стать мастером своего дела? (постоянно учиться)

Сопоставляют и отбирают информацию. Представляют информацию.

Передают содержание в выборочном виде.

Прочитайте пословицы. Как их понимаете?

Мастерство везде в почете

Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.

-Сейчас вы попытаетесь сами выяснить важность каждой профессии. Задания по группам:

- первая группа поработает с учебником страница 3637. Внимательно рассмотрит фотографии мастеров своего дела. Назовет их профессии. Какие качества нужны для каждого из них? Информацию вы можете найти на карточках-помощницах.

- вторая группа попытается узнать, о каких профессиях идет речь в пословицах? Какие качества нужны для каждой из них? Карточки-помощницы

- Куй железо, пока горячо (кузнец)

- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (рыбак)

- Не игла шьет, а руки (швея)

- Не бравшись за топор, избы не срубишь (плотник)

- Корова черна, да молоко у нее бело (доярка)

- Лес рубят – щепки летят (лесоруб)

Цыплят по осени считают (птичница)

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родит (хлебороб)

Каждая команда готовит отчет о проделанной работе.

Какие качества нужны для нее.

Отчеты детей о проделанной работе

- Можем ли мы обойтись без этих профессий? (Все профессии важны).

Работают в группе осуществляя поиск

вопросов, используя тексты, рабочие листы,

Познавательные УУД: - умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;

- анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные.Регулятивные УУД:

-овладение способами переработки полученной информации,

- составление плана работы над выступлением в результате совместной работы.

Коммуникативные

-умение договариваться и приходить к общему решению.

Включение в систему знаний.

- Людям, каких профессий надо трудиться?

- Наверное, каждый из вас уже хочет кем-то стать в будущем. Название этой профессии вы и запишете в свои рабочие тетради.

- Кем ты хочешь стать в будущем? Почему?

- Что ты знаешь о своей будущей профессии?

- Какие знания тебе пригодятся в твоей будущей профессии?

- Какие качества тебе потребуются для того, чтобы быть успешным в будущей профессии?

- Есть ли у тебя эти качества?

- А как вы считаете, сколько существует на земле профессий? (Много)

- Я вам покажу букву, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву.

А – аптекарь, архитектор (проектирует дома), астроном (изучает звезды), археолог (занимается раскопками)

Б – бетонщик (кладет бетон), булочник, балерина, барабанщик, библиотекарь, бухгалтер.

В – врач, водитель, вахтер, ветеринар

Г – геолог (изучает земную поверхность), грузчик

Д – доктор, дантист (лечит зубы), директор, дирижер, доярка.

Е – егерь (следит за порядком в лесу)

Ж – жестянщик, журналист

З – землекоп, закройщик

И – историк, искусствовед

К – контролер, кондуктор, каменщик, кондитер

Л – летчик, лифтер

М – массажист, милиционер, моряк,

О – окулист, оператор (ответственный за телефонные звонки)

П – певица, повар, проводник, пилот, пастух, пожарные

С – сторож, столяр, секретарь

Т – телефонист, тракторист, телеведущий

У – учитель, уборщица

Х – хореограф, художник

Ш – шофер, шахтер

Э – электрик, экономист

- Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.

- А как вы думаете, почему в мире столько много профессий?

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: -умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;

- анализировать, обобщать, конкретизировать

- Какой вопрос мы ставили вначале урока? (кто важнее)

- Как вы думаете, мы смогли на него ответить?

(Все профессии важны)

- Наверное, каждый из вас уже хочет кем-то стать в будущем.

- Какая общая проблема у нас с вами не решена? (Почему вокруг нас так много разных профессий?)

- С каким вопросом мы отправимся к консультантам? (Почему вокруг нас так много разных профессий?)

- Для этого выберите в коробочке квадратик понравившегося цвета (красный или синий)

Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и

отвечают на вопросы

Регулятивные УУД:

-умение оценивать результаты своей деятельности – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Подведение итога Рефлексия.

Цель: осуществление рефлексии деятельности.

- После того, как ребята получили консультацию и поработали в мастерской, они вернулись в класс.

- Оцените результаты своей деятельности на уроке.

- Выберите для себя:

- Кто для себя сделал открытие? (Синий кружок)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? (Красный кружок)

- Кому на уроке было интересно? (Зеленый кружок) - - Кому урок подарил хорошее настроение? (Желтый кружок)

- Вот какая замечательная ромашка у нас с вами получилась!

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание. Слушают стихотворение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Класс / возраст детей: 3 класс/9-10 лет.

Направление внеурочной деятельности: интеллектуальное.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Цель: создание условий для развития у обучающихся познавательных способностей: пространственного воображения, логически – поискового мышления, внимания, восприятия, речевого развития, посредством выполнения игровых заданий и создания игровой карты.

-совершенствовать мыслительные операции;

-развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;

-формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

-развивать навыки контроля и самоконтроля, уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;

-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников

- совершенстовать речевые, письменные и коммуникативные способности.

Планируемые результаты:

Уровень результатов

Личностные результаты

Метапредметные результаты

(познавательныне, регулятивные, коммуникативные)

- у обучающихся сформирован алгоритм выполнения действий при решении логических и творческих задач.

- отражение полученных знаний и творческих умений при выполнении интеллектуальных заданий по теме занятия.

- учащиеся используют свои познавательные способности, знания, умения и навыки в в социальной среде, в самостоятельной организации досуговой деятельности.

1) развитие и реализация творческого потенциала детей;

2) формирование интереса к интеллектуальным занятиям, направленным на развитие познавательных способностей;

3) воспитание нравственных и духовно – нравственных качеств.

Познавательные:

1)перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты, явления;

2) ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Регулятивные:

1) самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;

2) уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

3) уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

4) под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

Коммуникативные:

1) донести свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

2) высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

3) слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения быть готовым изменить свою точку зрения;

4) уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы.

Ресурсы: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, листы для оформления карт– 3 шт, фломастеры, карточки с заданиями, счетные палочки.

Этапы занятия

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

I . Эмоционально-установочный

(эмоциональное включение)

1.приветствие обучающихся, проверка готовности к занятию.

2. Как вы уже заметили, сегодня у нас с вами 3 группы на занятии. Это означает,что мы с вами поиграем в интеллектуальную эстафету. Но это будет не простое соревнование, а волшебное. За каждое задание группа будет получать призовой балл, чем больше у вас баллов,тем дальше вы двигаетесь к заветному месту финиша. Все ответы сначала записываются на листе, а затем озвучиваются и выполняется проверка с волшебником. Насколько верно вы выполнили задание, столько и получаете волшебных монет.

Для начала, давайте выберем себе капитана, а затем придумаем название команды.

1.приветствие педагога, проверка готовности к уроку.

2.Слушают учителя, ведут учебный диалог, выполняют задания, придумывают названия командд.

II. Пропедевтический

(подготовительный)

1. Настало время узнать куда же все-таки мы отправимся с вами, для этого проведем небольшую мозговую разминку:

1) Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно нём
Самым разным жителям.
Не висит на нём замок.
Этот домик — .
(Теремок)

2) Просто по дороге шла
И копеечку нашла,
Самовар себе купила,
Чаем всех жуков поила.
Кто хозяйка-молодуха?
Это — …
(Муха-Цокотуха)

3) Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор.
(Айболит)

2. –Ну что,догадались, в какую волшебную страну мы с вами отправимся? (сказок)

(карта путешествия на экране)

1. Ведут учебный диалог, беседу, отгадывают загадки

III . Деятельностный

-А теперь команды для вас стартовое первое задание:

- Я думаю, что ты любишь сказки и знаешь их. Тогда для тебя не составит труда, подумав, ответить на следующие вопросы: 1. Кто подарил полено папе Карло?

2. Вспомните название итальянской сказки про мальчика-луковицу.

3. Какой город славится поющими животными?

4. Имя какой девочки говорит об её росте?

5. Какое растение помогло сказочной героине доказать, что она настоящая принцесса?

6. Как называется сказочная скатерть?

7. Назови отчество у Буратино.

9. Сколько туфелек потеряла Золушка?

10. Кто лучший в мире крокодил?

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.

Запомни изображения и нарисуй как можно точнее. Попытайся дорисовать эти фигуры до какого-либо целого изображения.

3. Изографы . Отгадай, какие слова спрятались на картинке.

4. Задание для спасателей команды (выполняют на доске)

Не отрывая карандаша от бумаги и дважды не проводя одну и ту же линию, попробуй нарисовать эти фигуры.

На столе лежат вырезанные из бумаги круг, квадрат, треугольник и пятиугольник. Раскрась каждую фигуру в свой цвет так, чтобы на первом рисунке сверху был треугольник, под ним - круг, под кругом квадрат, а в самом низу - пятиугольник. На втором рисунке - вверху пятиугольник, за ним треугольник, квадрат и круг.

Как ломаной линией, состоящей из четырёх звеньев, перечеркнуть, не отрывая карандаша от бумаги, 9 точек, расположенных на рисунке?

(выполняют на доске)

Какие слова зашифрованы в ребусах?

8. ЗАДАНИЯ С палочками.

1)Составь из палочек такую фигуру. Сколько в ней квадратов? Убери 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов. Нарисуй, что получилось.

2) Составь из палочек такую фигуру. Сколько в ней квадратов? А прямоугольников? Убери три палочки, чтобы осталось 4 квадрата и 2 прямоугольника. Нарисуй, что получилось.

3)Составь из спичек золотой ключик. Переложи 4 спички, чтобы получилось три квадрата. Нарисуй их.

1.выполняют задания на индивидуальных груповых листах, сверяют ответы с волшебником-сказочником (на экране)

IV . Эмоционально-рефлексивный

1.-от мы и добрались до волшебного ларца, а чтобы узнатть ,что в нем…даайте откроем вашими волшебными ключиками и узнаем, что же спрятано в нем.

Сказочник – волшебник, предлагает обмен ваших волшебных монет,которые вы заработали на занятии, обменять на золотые медали из сундука.

(поощрение детей сладкими медалями и бумажными грамотами выдающихся сказочников).

2. А теперь, давайте послушаем напутствие от сказочника:

«Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.

В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.

Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.

И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.

3. Любите сказки, читайте сказки, ведь они не только учат хорошему, но и помогают нам стать умнее!

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг. Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны, своей республики, готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Цели и задачи программы

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Формы организации занятий:

  • литературные игры,
  • конкурсы-кроссворды
  • библиотечные уроки
  • путешествия по страницам книг
  • проекты
  • уроки-спектакли.

Предполагаемый результат деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Содержание программы

1 класс (33 ч)

Тема 1: Здравствуй, книга (2 ч)

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

Тема 2: Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Тема 3: Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Тема 4: Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Тема 5: По страницам книг В. Сутеева(3 ч)

Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В.Сутеев — автор и художник-оформитель.

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Тема 6: Сказки народов мира (3 ч)

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Тема 7: Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Инсценирование отдельных историй.

Тема 8: Детские писатели (3 ч)

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Тема 9: Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Тема 10: Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.

Тема 11: Дети — герои книг (3 ч)

Парад героев сказок.

Тема 12: Книги о животных (4 ч)

Книги-сборники о животных.

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Ангел Твой

Могу предложить технологические карты по всем предметам за 1-4 классы УМК "Начальная школа 21 века", электронные варианты учебников и рабочих тетрадей, а также конспекты уроков за 2 класс по УМК "Планета Знаний". Пишите в лс.

Лилия Лемтюгова

Ангел, Добрый вечер, нужна технологическая карта мероприятия по общекультурному развитию для начальной школы. Сноха учится в колледже, чем можете помочь?

Дарья Ковалёва

Здравствуйте! У меня
есть полный комплект технологических карт уроков за 1 и 2 классы по программе "Школа России" (+ презентации к каждому уроку, раздаточный материал). Плюс по 1 классу есть видеоуроки по предметам, которые я покупала платно.
Пишите в личку.

Кучергина Наталья

Маргарита Владимировна

здравствуйте, у кого нибудь есть разработанная программа Творчество в работе: умение полюбить работую Пожалуйста скиньте

Кема Ожелдыкова

Darya Golubkova

Дарья Ковалёва

Дарья Ковалёва

Ангел Твой

Читайте также: