Что такое нагорная проповедь 4 класс орксэ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ Одинцовская СОШ №17 с углубленным изучением отдельных предметов

учитель начальных классов

Задачи урока.

Развивающая: развить понимание того, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло.

Воспитывающая: наглядно на конкретных примерах показать, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека.

Виды деятельности.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия.

Иисус Христос, учение Христа, Нагорная проповедь, духовные сокровища.

Словарик к уроку

Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник.

Средства наглядности.

hello_html_mfdd3cba.jpg

Основные вопросы урока

Чему учил Иисус Христос?

Что такое проповедь?

Как христиане должны относиться к своим врагам?

Какое сокровище невозможно украсть?

Тебя обидели, ударили, обозвали – такое встречается часто. Слёзы застилают глаза, сердце рвётся от обиды. Как поступить? Дать сдачи, отомстить, дождавшись удобного случая.

2.Чтение статьи учебника

Перед чтением статьи учебника, учащиеся выполняют следующее задание: предположи, чему учил Христос?

Чтение статьи учебника.

Перечитывание статьи с целью найти тезис, главное утверждение каждой части статьи (о мести, о богатстве, Нагорная проповедь).

В чём обвинили Христа люди?

Почему Христос не стал уклоняться суда тех, кто объявил Его преступником и требовал казни?

Какую любовь можно назвать христианской? Как на этот вопрос помогает ответить отрывок из Нового Завета, Первого послания к коринфянам апостола Павла: Если я любви не имею, то я – медь звенящая. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте любви.

4. Подведение итогов урока

Беседа по вопросам учебника. Дополнительные вопросы.

Подумай и ответь: месть за причиненное зло умножает количество добра или зла в мире? Почему есть такие люди, которые стремятся отомстить?

Перечитай ещё раз то место статьи учебника, где говорится о Нагорной проповеди? В чём её смысл? Что человек должен делать, чтобы следовать Нагорной проповеди?

Какое богатство – истинное и вечное? Как ты думаешь, почему люди стремятся иметь богатство сиюминутное, которое легко утратить, и с трудом понимают, как важно стремиться иметь вечное богатство?

Творческие задания для учеников

Разделите слова на 2 группы

Вежливость, ум, компьютер, сдержанность, серебро, воля, верность, золото, щедрость, печенье, смелость, воля, экономность, красивая одежда, мудрость, надежда, терпение, знания, вера, вежливость, уют, доброта, богатство, сочувствие, трудолюбие, состояние, дружелюбность, заботливость, комфорт, пальто, магнитофон.

Заполни пропуск подходящим по смыслу выражением

Нагорном обращении, Нагорной молитве, Нагорной проповеди

В __________________________даны человеку правила, по которым надо жить.

Заполни пропуск подходящим по смыслу выражением

десять заповедей, заповеди блаженства, государственные законы

В Нагорной проповеди людям даны ___________________________________.

Вопросы и задания (закрепление темы).

Почему Нагорная проповедь так называлась?

Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое истинное богатство стоит собирать?

Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясни свой ответ.

Познакомить учащихся с некоторыми положениями из "Нагорной проповеди", донести до детей ее нравственные аспекты.

ВложениеРазмер
urok_po_osnovam_pravoslavnoy_kultury_orkse_nagornaya_propoved.docx 27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по основам православной культуры (ОРКСЭ)

  • Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя.
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Оценивать правильность выполнения действия.
  • Уметь делать правильный выбор в пользу добра.
  • Создать положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

- Как понимаете это слово?

(учение, наставление, призыв изменить жизнь к лучшему)

- В своей земной жизни Иисус Христос учил людей, как они должны жить, относиться к Богу, к другим людям, чтобы стать счастливыми.

- Суть своего учения, т. е. самое главное он высказал Нагорной проповеди.

- Её называют нагорной потому, что Иисус произнёс её с небольшой горы для своих учеников (апостолов) и людей, которые пришли из разных мест, чтобы послушать Спасителя.

Тема урока: Нагорная проповедь (на доске и в тетрадях).

- Начал Иисус свою проповедь с заповедей блаженств, о которых мы говорили на прошлом уроке. Давайте вспомним их.

-Какие заповеди вы запомнили? (ответы детей)

Подготовленные ученики ещё раз читают заповеди блаженств.

- Что же ещё сказал Иисус в своей проповеди?

-Как понимаете эти слова?

Работа с учебником.

Работа в тетради . Задание 1 стр. 31.

- Как понимаете эти слова?

(Останови зло на себе, не передавай другому. Это значит не отвечать злом на зло, не мстить).

Работа с учебником.

- Почему нельзя отвечать злом на зло?

- А надо ли бороться со злом?

(По другому: добром, любовью, умением договориться, понять другого).

- Как Иисус ответил на то, что его ударили по щеке?

(Он не подставил другую щёку, не смирился со злом, но инее ответил злом на зло. Он нашёл такие слова, задал такой вопрос своему мучителю (откровенный и правдивый), что пристыженный служитель не поднял больше на Спасителя руки).

Работа в тетради . Задание 2 стр. 31.

- Прочитаем это правило на доске (на слайде), в тетради на стр. 31.

(самое главное правило)

-Как понимаете его?

Работа с учебником.

  • Не забирать, а …
  • Не кричать, а …
  • Не ломать, а …
  • Не прятать, а …
  • Не оскорблять и не унижать, а …

Продолжите ряд сами…

- Как поняли эту притчу?

(Мы можем рассчитывать на милость других, на милость Бога, если сами научимся прощать и быть милосердными).

Работа в тетради . Задание 3 стр. 32.

В Нагорной проповеди Иисус Христос высказал суть Своего учения. Суть этого учения составляют следующие положения.

Нужно быть кроткими, незлобными, спокойными и полными христианской любви.

4.Блажени алчущии и жаждущии правды, Яко тии насытятся.

5.Блажени милостивии, Яко тии помиловани будут.

Нужно быть милосердным (милостивым), то есть сочувствовать людям в горе (разделять их горе) и в беде и помогать им

6.Блажени чистии сердцем, Яко тии Бога узрят.

Нужно иметь чистое сердце. Не иметь нехороших и нечистых мыслей, желаний и чувств..

7. Блажени миротворцы, Яко тии сынове Божии нарекутся

.Нужно быть миротворцами, то есть жить со всеми в мире и согласии и создавать мир, тишину и спокойствие и мирить тех которые ссорятся.

8.Блажени изгнани правды ради, Яко тех есть царствие небесное.

Очень часто нехорошие и плохие люди, враги правды и добра, завистники, злобные и всякие другие грешники, не любят людей живущих по Закону Божию (по правде).

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. радуйтеся и веселитеся,

Яко мзда ваша многа на небесах.

Нужно не унывать и помнить что Господь все видит и знает и за правду наградит.

если люди страдают за Иисуса Христа то Господь Бог все это видит и знает и за правду наградит.

О Промысле Божьем. (Мф 6:25-34; Лк 12:22-31). Иисус Христос учил, что Господь Бог промышляет (заботиться) о всем и о всех.

Не осуждайте других. (Мф 7:1-5; Лк 6:37). Иисус Христос учил не осуждать и не критиковать других, а больше смотреть на свои недостатки.

Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: «Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким судом будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего.

Св. апостол и евангелист Лука приводит слова Иисуса Христа так:

О прощении ближнего. (Мф 6:14-15; Мк 11:25-26). Иисус Христос учил прощать и не быть злопамятным.

О любви к ближнему. (Мф5:43-48; Лк 6:27-30). Больше всего Иисус Христос учил любить всех и вся. Весь Закон Божий можно назвать законом любви.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

Золотое правило. (Мф 7:12; Лк 6:31). Знаменитое Золотое правило, вкратце выражает суть христианского учения. Это правило значит, что не нужно делать другим, то что мы не хотим чтобы они тебе делали нам.

Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа – в русском переводе – так:

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ним ибо в этом закон и пророки.

Св. апостол и евангелист Лука приводит слова Иисуса Христа так:

О силе молитвы. (Мф 7:7-11; Мк 11:24; Лк 11:9-; Ин14:13-14).

Иисус Христос учил, если мы будем искренно и с усердием молиться Господу Богу и просить Его помощи, то Он всегда услышит и сделает то, что нужно для нашей истинной пользы.

Милостыню надо творить тайно. (Мф 6:1-4). Иисус Христос учил, что нужно помогать людям, делать добрые дела и творить милостыню в тайне и не напоказ и не хвастаться перед другими. Господь Бог все видит и вознаградит нас.

Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

О необходимости добрых дел и жизни по Закону Божию. (Мф 7:21; Лк 6:46). Иисус Христос учил, что кроме молитвы нужно еще делать добрые дела и вообще жить по Закону Божию, то есть исполнять Его волю.

Cв. апостол и евангелист Лука приводит слова Иисуса Христа так:

Нужно собирать сокровища для Царства небесного. (Мф 6:19-21). Иисус Христос учил что чтобы бы мы не делали, чем бы мы не занимались самое главное это молиться, делать добрые дела, исправлять свои ошибки, стараться быть лучше и вообще жить по Закону Божию. Таким образом мы будем собирать сокровища для Царства небесного.

Cв. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут;

Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут;

Будьте совершены. (Мф 5:48). Только Господь Бог безгрешен, а все другие грешные. Господь Иисус Христос призывает нас к святости, так как только в святости есть истинное счастье человека. Он нас учит не только жить по заповедям Закона Божия но и всегда стараться быть лучше, бороться со своими слабостями, постепенно исправлять свои греховные привычки и постепенно совершенствоваться.

Cв. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так:

Отче наш, Иже еси на небесех!

да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое:

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь:

и остави нам долги нашя,

якоже и мы оставляем должником нашым:

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукавого.

Яко Твое есть Царство и сила и слава,

Отца и Сына и Святаго Духа,

ныне и присно и во веки веков.

Берегитесь ложных учителей. (Мф 7:15-20; Лк 6:43-44). Иисус Христос предупреждал чтобы люди береглись ложных учителей и привратно истолковывали Его Закон. И сказал, что их можно узнать по их делам и плодам. У плохих людей, результат их дел, их плод плохой.

Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные:По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?

Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

О благоразумном домостроителе. (Мф 7:24-27; Лк6:47-49). В конце Нагорной проповеди (Мф 5:1-7:29) Иисус Христос произнес притчу, которая является как бы заключением этой проповеди.

Один благоразумный человек построил дом на камне, а безрассудный построил дом на песке. В хорошую погоду оба дома стояли устойчиво. Но, когда пришла буря и подул сильный ветер, то дом который был построен на песке упал. Другой же дом, который стоял на камне, на твердом основании, выдержал и бурю, и ветер и не упал.

Эта притча говорит, что нужно строить свою жизнь на твердом основании Закона Божия и тогда, что бы ни случилось, мы выдержим.

Таким образом, следуя и живя по указанному нам Господом Иисусом Христом пути, мы будем достойны Царства Небесного, Спасения и Вечной жизни.


Господь часто и подолгу учил людей. Когда слава о Нем распространилась по всей Палестине и люди из Галилеи, Десятиградия, Переи, Иудеи и Иерусалима стекались послушать его, Господь однажды взошел на гору. Народ окружил Его, а у ног Его сели ученики. И Господь Иисус Христос начал учить их.

Блаженства евангельские

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Господь называет Своих учеников солью земли: Вы — соль земли. Соль предохраняет пищу от порчи, она придает пище вкус. Так ученики Христовы должны своей жизнью предохранять мир от нравственного разложения, своим присутствием они должны придавать существованию мира смысл и значение.

Господь называет Своих учеников светом мира: Вы — свет мира. Зажженный светильник не прячут под сосуд, а ставят повыше, чтобы светил всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Но Господь называет Светом мира и Себя (см.: Ин 8, 12). Кто следует за Ним, получает от Него этот свет жизни, которым христианин может просвещать и других. Свет этот — добрые дела и любовь.

Ветхий закон и закон любви

Господь продолжал учить:

Исполнить здесь значит не только выполнить, но и восполнить. Не отменяя духовного воспитательного смысла нравственных постановлений закона, Господь дает им новое, более высокое понимание.

В Ветхом Завете существовал закон о возмездии. Он ограничивал человеческую мстительность: если человеку был нанесен определенный урон, то в ответ человек мог нанести обидчику не больший вред, а только равный. Но Господь говорил:


Как творить милостыню, молитву и пост

«Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Когда творишь милостыню, не труби перед собою. Если тебя будут прославлять люди, то ты уже получил награду свою. Твори милостыню тайно, и Бог, видящий тайное, воздаст тебе явно (выделено нами. — Авт.).

И, когда молишься, не веди себя лицемерно, молясь напоказ. Ты, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

О богатстве и земных попечениях

Сокровище, которое человек собирает себе на небесах, — это добрые дела. Все, что человек тратит на служение Богу и ближнему — силы, деньги, время, — преобразуется в богатство для небесной сокровищницы. Скопленное и сохраненное в этой жизни для себя в будущей жизни уже не пригодится.

Отношения с ближними

Об отношении с людьми Господь учил: «Не судите, да не судимы будете. Так же, как вы судите других, так будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам. И что ты смотришь на соринку в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Как ты можешь говорить твоему брату: “Дай я выну соринку из твоего глаза”, когда в твоем глазу бревно? Ты вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.

О слушании и исполнении слов Христа

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоим ли именем бесов изгоняли, и не Твоим ли именем многие творили чудеса?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”.

Когда Господь окончил эти наставления, народ дивился учению Его, потому что Он учил их как имеющий власть над законом, а не как обычные учителя закона.

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 12 Апреля 2015 г. 08:20 + в цитатник С ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ.



На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1889 Позднее повторение одноименной картины Холст, масло. 91 x 137 см Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки



На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888 Холст, масло. 79 x 158 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 16.



Среди учителей. 1896 Холст, масло. 150 x 272 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 18.



Вошли на Голгофу Поленов В.Д.

Читайте также: