Что такое набросок в изобразительном искусстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Посмотрим, так ли это на практике:

Непонимание самых простых, употребляемых в повседневной речи, терминов живописи, на основе столь древнего их понимания, сознательно навязанное широкой публике уважаемыми искусствоведами, которые, как это вполне очевидно, именно что ПРОФЕССИОНАЛЬНО ничего не понимают в искусстве, способно поставить обыкновенного человека в тупик. Поэтому в этой статье хотелось бы рассмотреть основные общеупотребительные термины в живописи применительно уже к современной нам ситуации.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА

Картон, загрунтованный, чтобы краски не впитывались в него, белым составом, так называемым грунтом, состоящим из мела и клея, или цветным грунтом, если это требуется художнику, то есть специальный художественный картон, удивительно удобен для работы, особенно на пленэре. Картон - компактный, достаточно плотный материал, который не пружинит под нажимом кисти, в отличие от холста. Холст под влиянием изменения температуры и влажности в помещении то провисает, то натягивается, краски с него со временем поэтому осыпаются, а с картона - нет. Живопись на картоне долговечна настолько, насколько долговечен сам картон, а по долговечности картон холст даже превосходит.

То же самое можно сказать и об оргалите, хотя он значительно более тяжёлый, чем картон. Советские художники оргалит часто сами грунтовали, а то и просто, для того чтобы удобнее было писать и кисть не пружинила, специально наклеивали грунтованный холст на оргалит. Вот Вам яркий пример, натюрморт с сиренью вполне картинного размера:

Набросок (от французского croque; немецкого - Entwurf; английского - sketch)
Набросок - это быстрый рисунок в общих чертах; разновидность графики (преимущественно), но бывает и в живописи, в скульптуре. Это изображение малого формата, легко и быстро нарисованное.

Основная задача наброска - передать первое впечатление от увиденного в жизни или зафиксировать первоначальный замысел. В зависимости от ситуации, наброски рисуются с натуры, по памяти или по воображению. В применении к композиционному наброску, отражающему идею будущей картины, чаще применяют термин эскиз .

Набросок характеризуется лаконичностью исполнения, некоей схематичностью и монохромностью изображения. Обобщающие приёмы рисования, применяемые в искусстве наброска, вытекают из временных ограничений работы над рисунком, обычно не зависящих от художника.

Набросок редко существует как самостоятельное произведение, не считая учебного скетчинга или дневника путешественника. Обычно это один из этапов в ходе работы художника над картиной или скульптурой. Поэтому в наброске выполняется одна конкретная задача: передать движение, эффект освещения, пропорции модели, пространство, характерные детали и другое. В связи с этим, для рисования набросков выбирают простые, удобные и технически подходящие для каждого конкретного случая графические художественные материалы: карандаш, тушь, уголь, сангина, маркер и прочие.

Особую выразительность и художественно-эстетическую ценность имеют мастерские наброски знаменитых художников, владеющих характерными приёмами графических материалов и выразительными возможностями изобразительных средств.
В обучении художников наброски - это неотъемлемая часть творческого процесса. Польза набросков заключена в том, что быстрое вдумчивое рисование развивает наблюдательность, улучшает глазомер (обостряет чувство пропорций, соразмерности частей). Постоянное упражнение в искусстве наброска делает рисунки более выразительными, точными, помогает изобразить самое главное сразу, просто и лаконично.
Выделяют традиционные способы рисования набросков.

Виды набросков:


1) наброски с натуры (наблюдение и изучение модели);

2) наброски по памяти (например, с постоянно движущейся модели: спорт, танец и т.д.);

3) комбинированный метод рисования набросков - сначала с натуры, потом по памяти (если модель изменила положение или начала двигаться);
4) наброски по представлению - от себя, без натуры (рисование из головы); особенно важен такой тип рисования для создания композиции картины, рисунка или скульптуры;
5) наброски по воображению (опора на собственное восприятие реальности и ранее полученных представлений об изображаемом);

6) комбинированный метод - рисование с натуры, по представлению и по памяти одновременно

В изобразительном искусстве ценится умение рисовать по воображению без потери реалистической трактовки. Это достигается многократными упражнениями и тщательно спланированной системой обучения рисованию

Использовалась литература:

1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;

2. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.

3. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.

4. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949-1992.

5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. Санкт-Петербургского гос. университета, 2002.

Набросок — разновидность рисунка, быстрая, лаконичная зарисовка небольшого размера. В нем художник старается запечатлеть на бумаге суть идеи без тщательной проработки деталей. Набросок обычно представляет собой изображение предмета в упрощенном виде с помощью подручного набора художественных материалов.

Наброски гуся с разных ракурсов

Назначение набросков

Набросок — важный инструмент в работе профессионального художника и обязательная составляющая обучения начинающего рисовальщика.

Наброски рук

Набросок для уже состоявшегося мастера служит отличным средством создания основы будущего произведения. С его помощью художник может решать разнообразные творческие задачи:

  • зафиксировать свое восприятие предмета наблюдения;
  • выразить собственные эмоции от увиденного;
  • поэкспериментировать с композицией;
  • запечатлеть на бумаге отдельные элементы будущей картины.

Начинающему живописцу также стоит постоянно делать наброски для развития основных практических навыков:

  • наблюдательности;
  • глазомера;
  • зрительной памяти;
  • объектно-пространственного мышления;
  • мастерства владения карандашом и другими инструментами.

Многие сохранившиеся наброски великих мастеров живописи прошлых эпох в наше время признаны бесценными шедеврами изобразительного искусства. Они становятся объектами подробного изучения для профессионалов и яркими образцами творчества для начинающих художников. Такие рисунки занимают почетное место в экспозициях музеев и частных коллекциях.

Виды набросков

Набросок линией

В изобразительном искусстве существует огромное разнообразие видов набросков. Всевозможные рисунки классифицируют по следующим параметрам:

  • По типу предмета изображения (с натуры, по памяти, по воображению, комбинированные).
  • По способу выполнения (с использованием линий, штрихов, тональных пятен).
  • По типу художественных материалов (карандашом, пером, тушью, углем, красками, фломастером) и бумаги (белая или цветная, гладкая или шероховатая, плотная или мягкая).

Набросок Михаила Врубеля к автопортрету

Наброски разных вариаций используют в своей работе не только художники, но и представители многих других творческих профессий (скульпторы, архитекторы, дизайнеры, модельеры). Этот вид рисунка всегда будет востребован в среде творческих людей.

На сайте Very Important Lot можно принять участие в аукционах предметов изобразительного искусства и антиквариата. Посетители портала также имеют возможность купить напрямую работы современных художников.

произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло исполненное художником. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры либо по памяти или воображению. Набросок задуманной мастером композиции по характеру приближается к эскизу.

Смотреть что такое "Набросок" в других словарях:

набросок — См. эскиз. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. набросок очерк, эскиз, чертеж, график, диаграмма; брульон, кроки, черновик, скетч, крок, зарисовка, грифонаж, этюд, рисунок … Словарь синонимов

НАБРОСОК — НАБРОСОК, наброска, муж. 1. Что нибудь в общих чертах намеченное, первоначальный проект чего нибудь. Набросок поэмы. Набросок речи. 2. Неотделанный рисунок, предварительно намечающий важнейшие черты того, что должно быть нарисовано. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

НАБРОСОК — НАБРОСОК, ска, муж. Рисунок или изложение, сделанные предварительно, в общих чертах. Карандашный н. Н. выступления, плана. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Набросок — в пластических искусствах, произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником. Главное назначение Н. быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника … Большая советская энциклопедия

Набросок — м. 1. процесс действия по гл. набрасывать III 2. Результат такого действия; рисунок, намечающий лишь важнейшие черты того, что должно быть изображено. 3. перен. То, что не закончено, а лишь намечено в общих чертах (о произведении литературы,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

набросок — набр осок, ска … Русский орфографический словарь

набросок — (2 м), Р. набро/ска; мн. набро/ски, Р. набро/сков … Орфографический словарь русского языка

набросок — Syn: эскиз, чертеж, график, диаграмма … Тезаурус русской деловой лексики

набросок — ска; м. Рисунок, чертёж и т.п., намечающий лишь общие черты того, что должно быть изображено (без окончательной отделки). Карандашный н. Портретный н. Н. пейзажа. Н. детской головки. // То, что составлено, намечено, написано лишь предварительно,… … Энциклопедический словарь

Читайте также: