Что такое мюридизм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Командующий отдельным кавказским корпусом в 1826 -1831 годах фельдмаршал Паскевич ставил себе задачу лишить горцев взаимной помощи. В этом случае можно было бы овладеть, по мысли Паскевича, основными пунктами в горах, не дать тем самым горцам маневрировать в предгорьях и лишить их пропитания, получаемое с равнин.

Паскевич не хотел покорять горцев черепашьим шагом, как это делал Ермолов. Он надеялся сделать это стремительным натиском. Желание одним ударом навсегда покончить с проблемами Кавказа привели к тому, что еще несколько десятилетий длилась кровопролитная война, стоившая России огромных материальных затрат.

Генерал Вельяминов предлагал решить кавказскую проблему за шесть лет, но по мнению Николая I она стоила чересчур дорого. Суть проекта Вельяминова заключалась в том, чтобы создать многочисленные казачьи станицы на всех пастбищах, лишив тем самым корма для основного средства передвижения горцев - лошадей, на которых они совершали свои набеги. Не будет лошадей и горцы будут вынуждены смириться.

Паскевич же обещал императору решить вопрос чуть ли не в одну компанию. Но перед началом покорения горцев, Паскевич планировал сломать сопротивление джарских лезгин, чтобы на границах Кахетии стало спокойно, затем основательно подчинить Осетию и Абхазию, и только потом думать о Чечне и закубанских землях.

В феврале 1830 года Паскевич быстро покоряет джаро-белоканских лезгин. В Дагестане Паскевич надеялся на преданность шамхала Тарковского, а в Нагорном Дагестане ханы к этому времени присягнули на верность русскому царю. Поэтому Дагестану в своих планах Паскевич уделял мало внимания, но, как оказалось, именно там расстроились все великолепные планы фельдмаршала Паскевича. Именно Дагестан грозил потрясти основы русского владычества на Кавказе. Искрой, которая привела к взрыву на Кавказе стало новое религиозное учение - мюридизм.

До появления этого учения, духовенство не пользовалось влиянием среди народа, который подчинялся или владетелям, или высшему сословию, или народному собранию. Теперь же народ сознательно подчинился поборникам мюридизма. Все вокруг стали сочувствовать мюридам, появление которых поднимало моментально на борьбу с неверными даже мирное население.

Спокойный ранее Дагестан взволновался, за ним и равнинные племена, затем волнения перекинулись и в Чечню. Государь требовал окончить покорение горцев уже летом, а Паскевич уже видел, что вряд ли управится и осенью, так как необходимых войск для этого еще не было. Он ожидал их прихода из Турции. Паскевич, к тому же, уже начал понимать, что за десятилетия наших взаимоотношений с горцами имеется немало случаев, которые заставляют их думать не в нашу пользу.

Возникший в Дагестане мюридизм, поднимал горцев на газават или религиозную войну, с борьбой более кровавой и до полного изнурения. На Востоке мюридизм известен с тех пор, как появился коран. Появился коран, появились и толкователи наилучшего "пути к богу" (тариката). Со временем духовные учителя начали использовать своих учеников (мюридов) для достижения своих политических целей.

Мюридизм предписывал человеку два правила: ежеминутное приготовление к вечности и непрерывная война против неверных, предоставляя на выбор - смерть, или соблюдение этих правил во всей их фанатичной жестокости. Шариат был установлен в его первобытном виде. Поборники мюридизма шли к его установлению кратчайшим путем, утверждая религиозное равенство среди всех слоев населения топором.

С 20-х годов мюридизм начал уничтожать всякую власть, созданную ранее народной жизнью, распространяя господство шариата. Мюридизм истреблял местных правителей и высшие сословия, искоренял стародавние народные обычаи, разделявшие племена,заменяя их повсюду властью духовенства и шариата. Основать управление покорным народом на основе шариата оказалось легко и кавказскому начальству, которое активно к этому прибегало на свою голову, только укрепляя этим мюридизм.

Мюридизм проповедовал, что истинный магометанин не может быть под властью неверного, потому что он преграждает путь к престолу Аллаха. Мюридизм уничтожал в человеке идею о личной ответственности. Население гор постепенно перерождалось духовно. Правда, большая часть горцев выносила из проповедей новых учителей только ощущение надвигающейся борьбы с русскими.

В горах целые тысячелетия, отвергавших всякое гражданское устройство, мюридизм создал управление, общественную казну, провиантские магазины и крепости. Вместо разрозненных сообществ в горах появилась одна сплошная масса, оказывавшая сопротивление. К концу 1829 года Дагестан был уже объят религиозным энтузиазмом.

В январе 1830 года предводитель дагестанцев Кази-мулла призвал весь приморский Дагестан на священную войну против русских. Этот человек умел увлечь массы своим страстным убеждением. 4 февраля три тысячи всадников двинулись в Аварию. По дороге силы Кази-муллы выросли от 8 до 12 тысяч.

Однако аварская столица Хунзах выстояла штурм войск противника и отряд Кази-муллы вынужден был отступить. Император Николай I в знак благодарности за верность, оказанной Хунзахцами, пожаловал всему аварскому народу белое Георгиевское знамя. Первый взрыв мюридизма был остановлен под Хунзахом.

В феврале 1830 года русские войска начали подходить к Паскевичу из Турции. Горы были еще завалены снегом и поэтому фельдмаршал торопился поскорее покончить с джарцами, чтобы лезгины не успели оказать им помощь. Джарцы могли противопоставить Паскевичу до 10 тысяч вооруженных людей.

Закавказские лезгины не были единодушны в своей решимости дать отпор русским и Джары остались одни. 26 февраля старшины джарцев явились к Паскевичу; они поднесли ему хлеб-соль и положили к его ногам оружие. Так пала самостоятельность джарского союза, который был присоединен к Российской империи как Джаро-Белоканская область.

В 30-х годах круг, охваченный мюридизмом расширялся медленно, но постоянно, вытесняя русских шаг за шагом с Восточного Кавказа. В 1831-1832 годах мюридизм в приморском Дагестане был подавлен. Тогда это религиозное учение скрылось в горах и начальство потеряло его из виду. Мюридизм постепенно утверждался в горах под руководством Гамзат-бека, который заменил умершего Кази-муллу.

В 1834 году новый предводитель мюридизма предпринял попытку овладеть Аварией, которая не удалась Кази-мулле. В это время вся Авария, не исключая Хунзаха уже признавала святость нового учения. Однако вскоре и сам Гамзат-бек был убит в мечети. После него знамя окрепшего мюридизма подхватил новый предводитель, Шамиль.

С 1832 по 1839 год Кавказский корпус действовал исключительно против западных гор, со стороны Кубани и Черного моря. Горцы восточного Кавказа сливались в это время в одно политическое целое , они не были теперь разъединены. Покориться же отдельно, ни одно горское племя уже не могло, если бы и хотело, потому что общая сила мюридизма наказало бы это племя. Для того, чтобы покорить какую-то часть гор, русским необходимы были дороги к селениям и постоянные там войска. Побеждать нужно было не только людей, но и саму природу, которая ограждала горцев. Без покорения гор победить мюридизм было нельзя.

Ермоловскими методами бороться с горцами было теперь бессмысленно. Благодаря мюридизму, горцы потеряли совсем уважение к нашей силе. Во второй половине 30-х годов русское начальство, по-прежнему, еще пыталось решить вопрос мюридизма наскоком, направляя удары непосредственно на Шамиля, надеясь тем самым уничтожить мюридизм и вытравить его власть над горцами.

Однако, русские войска везде наталкивались на организованное сопротивление. Мюридизм в это время уже не был религиозной партией, он был уже государством. Поэтому все наскоки заканчивались сожжением нескольких мазанок, стоившие жизней нескольких сот, а иногда и тысяч русских солдат. Для горцев это была почти безвредная война.

Пытаясь покорить горцев, русские теряли своих солдат без малейшего результата. Тогда кавказское начальство осознало всю пагубность своей прежней военной тактики. Произошел перелом в кавказской войне. Наступление стало происходить только в одном углу военного театра: в чеченской плоскости. Там начальство в первый раз добилось положительного результата, вырубив в лесах просеки, и уже появлялась какая-то перспектива. В других местах - в Дагестане, на лезгинской линии двигались без определенной цели и ощупью.

В 40-х годах 19 века русские на время отказались от тотального покорения гор. Воинские экспедиции проводились осторожно, недалеко от своих военных укреплений, не подвергая войска каким-либо большим случайностям. В 1843 году горцы сами уже ринулись в наступление на русские войска и отняли Аварию и Койсубу, а затем разлились по всему Дагестану, захватывая крепости и уничтожая наши отряды.

Весной 1844 года пришлось ввести на Кавказ еще воинское подразделение в 40 тысяч штыков. Кавказский корпус начал все теснее сплачивался вокруг гор, не пытаясь внедряться вглубь неприятельской земли. Горцы увидели вокруг себя железный обруч, положивший конец распространению мюридизма.

Увлечение мюридизмом стало немного оседать. Возникла новая аристократия, вместо вырезанных в тридцатых годах. Шамиль занял положение азиатского султана, собираясь сделать наследственной свою власть. Народ постепенно начал уставать от деспотического управления. Материальная сила горцев значительно окрепла - появились крепости, литейные заводы. Фанатизм постепенно исчезал, заменяясь общественным и военным устройством. Горцы, запертые в горах, уже не надеялись, что могут выдавить русских с Кавказа собственными силами.

К началу 50-х годов 19 века борьба на Кавказской линии привела к тому, что империя вынуждена была приковать к восточной группе гор огромную армию, которая была начисто выключена их общих военных сил России.

Когда возникла Крымская война, то участь русского владычества на Кавказе несколько раз висела на волоске, поскольку русские на Кавказе были вынуждены воевать на два фронта, встречая неприятеля и с севера и с юга. Как говориться, слава Богу, что предводители мюридизма не предприняли в это время ничего решительного, и то только, благодаря тому, что наши оборонительные укрепления были для них очень серьезны.

С Турцией мы воевали с гораздо меньшими силами, чем были вынуждены воевать с мюридизмом. Во время Крымской войны Россия удержалась на Кавказе, хотя бы и потому, что Франция, располагавшая главными сухопутными силами в этой войне, была равнодушна в азиатскому вопросу и не имела никакого интереса выдавливать Россию с Кавказа. Об этом мечтала Англия, но к тому времени, когда она накопила необходимое число войск, наступил мир после окончания Крымской войны и англичане опоздали.

К Кавказу с 1854 по 1856 года были прикованы 270 тыс. русского войска. Из них только 70 тыс. занимались обороной от внешних врагов, остальные 200 тыс. были бесплодным посвящением мюридизму. Это были те лучшие войска, которых России не доставало в Крымской войне. И причиной тому был мюридизм на Кавказе.

Если бы русская сила не охватила мюридизм к середине 50-х годов железным поясом, то он мог бы разлиться по мусульманской Азии неудержимым потоком и тогда он неудержимо стал стремиться бы к возрождению халифата.

Источники: 1. Потто В. А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Место издания: СПб. Год издания: 1889. 2. Фадеев Р. А. Шестьдесят лет Кавказской войны. Место издания: Тифлис. Год издания: 1860.

Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.

Лит.: Потто В. А., Кавказская война. т. 5, в. 1, Тифлис, 1889, с. 15-60; Бушуев С. К., О Кавказском мюридизме, "Вопросы истории", 1956, № 12; Ф а-д е е в А. В., Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, "История СССР", 1960, № 5; X а ш а-е в X. M., Обществ, строй Дагестана в XIX в, M, 1961; Смирнов H. А, Мюридизм на Кавказе, M., 1963; История Дагестана, т. 2, M., 1967. H. А. Смирнов.

Смотреть что такое МЮРИДИЗМ в других словарях:

МЮРИДИЗМ

("послушничество"). — У нас дают это название только тому суфийскому (см.) движению, которое в 20 — 50-х годах нынешнего века охватило значительную час. смотреть

МЮРИДИЗМ

(от Мюрид) условный термин, появившийся в русской литературе во 2-й половине 19 в., для названия национально-освободительного движения горцев Се. смотреть

МЮРИДИЗМ

мюридизм м. Мистическое направление в исламе, возникшее среди горцев Северного Кавказа в XIX в. и сочетавшее в себе суфизм и учение о джихаде.

МЮРИДИЗМ

Мюридизм ("послушничество"). — У нас дают это название только тому суфийскому (см.) движению, которое в 20 — 50-х годах нынешнего века охватило значительную часть Кавказа и обострило войну против русских. На самом деле М. есть не что иное, как обыкновенный суфийский (см.) тарикат (см.). Для человека, по учению суфиев, возможно достигнуть нескольких степеней, или стадий, совершенства. Первая — "шериат" ("закон"), т. е. благочестивая жизнь, неукоснительно строгое соблюдение всех заповедей и предписаний мусульманского закона (Корана). Это, так сказать, мирское совершенство; но выше мусульм. благочестия стоит мистицизм, позволяющий нам познать истину, приближающий нас к Богу и всемирной душе и в конце концов позволяющий слиться с Богом воедино. О человеке, который решил непременно стремиться к единению с Божеством, суфии говорят, что он избрал себе "тарикат" (буквально "путь", т. е. путь мистицизма, путь истины) — и это вторая степень человеческого совершенства. Последователь тариката должен отрешиться от стяжания (т. е. стать дервишем, факиром), должен подвергать свою плоть изнурению, должен избавляться от страстей, от воли, от своего "я", вообще от своей личности. Для этого он поступает в послушники ("мориды", или "мюриды") к какому-нибудь святому суфийскому "старцу" (шейху, пиру, имаму), избирая его своим "руководителем" ("му(ю)ршидом"), подчиняется слепо и беспрекословно всем его повелениям, не смея даже рассуждать, добро или зло мюршид приказывает совершить; при этом мелочи коранских предписаний постепенно отходят на второй план. Если строгие аскетические подвиги, отрешение от индивидуальности, углубление в себя и напряженное размышление доведут М. когда-либо до мистического экстаза ("халь"), то это значит, что он достиг уже третьей степени совершенства: "знания" ("ме‘рифет"). Но это не предел совершенства: человек может все больше и больше отделяться от земного, может все больше и больше входить в единение с Богом, и тогда он достигает, наконец, "истины" ("хакыкет"):, в этой стадии он находится в непосредственном общении с Богом и пребывает собственно уже не на земле, а посередине между бытием и небытием. До такого высокого совершенства достигают лишь очень немногие, и они могут быть муршидами, имамами; мало кто достигает даже ме‘рифета (такие бывают у муршида его "наибами", наместниками); простые мюриды идут тарикатом, а народные массы не восходят далее шариата. Пользуясь беспрекословным повиновением своих М., суфийские шейхи часто являлись в истории мусульманских народов очень могущественной силой и даже основывали царства (см. А. Крымский, "Очерк развития суфизма", гл. I, М., 1896; отт. из "Вост. Древностей"). В 1823 г. бухарец Хасс-Мохаммед принес персидское суфийское учение на Кавказ, в дер. Яраглар, кюринского ханства (в прибрежном Дагестане) и обратил в суфизм Муллу-Мохаммеда. Тот, по совещании с другими духовными, пришел к заключению, что только в суфийском тарикате лежит залог возрождения и оживления падающего ислама: благодаря тарикату, ислам возродится и нравственно, и политически, а тогда кавказцы свергнут с себя иноверное, русское иго. Воодушевляемые последней идеей (которая на первых порах скрывалась от русских властей), горцы массами стали усваивать новое учение; Мулла-Мохаммед был признан за мюршида. Между прочими пришел в Яраглар и последовал тарикату талантливый Газы (или Кази; см. соотв. статью). Мулла, мусульманский ученый богослов (он же — Газы-Мухаммед; род. в 1795 г. в Гимрах, во внутреннем Дагестане, и был там муллой). Он стал ходить по горным аулам Дагестана с проповедью тариката и за свою святую жизнь, доведшую его до "ме‘рифета", приобрел много мюридов. К концу 1829 г. он распространил новое учение в значительной части Чечни и Дагестана, и мюридов в полном его распоряжении было до 15000. Мечтая об основании всемусульм. халифата, он провозгласил себя имамом, т. е., так сказать, "папой-императором", и (1829) объявил против русских и их союзников священную войну, "газават". В 1830 г. дела Газы-Муллы стояли посредственно, но в 1831 г. он имел несомненный успех над русскими войсками, и это обстоятельство сильно подняло дух горцев. В 1832 г. (17 октября) бар. Розен, после упорного штурма, взял Гимры; Газы-Мулла, с 15 избранными (в числе которых был Шамиль), заперся в башне, потом попытался прорваться и в схватке был убит (см. Кавказские войны). Новый имам Гамзат-бек (1832—34) был человек неэнергичный и неспособный; его имамство ознаменовалось только истреблением тех влиятельных горцев, которые не сочувствовали М., и в том числе — истреблением древнего владетельного дома ханов аварских (см. соотв. статью). Когда аварцы составили заговор против Гамзата и убили его (1834), имамство захватил Шамиль (см.), поднявший Кавказ, мюридство на неслыханную до тех пор на Кавказе степень могущества; дальнейшая история движения вся связана с его именем. См. Неверовский, "Краткий взгляд на Дагестан в топог и историч. отношении" (СПб., 1847), Ханыков, "О мюридах и мюридизме" ("Кавказ", 1847, № 15); Казем-Бек, статьи в "Рус. Слове" (1859 и 1860); Романовский, "Кавказ и кавк. война" (СПб., 1860); шейх-Джемаледдин, " Учение о тарикате", перев. в "Сбор. свед. о кавк. горцах" (вып. II, 1869); Мугеддин-Магомед-Ханов, "Истинные и ложные последователи тариката", перев. с предисл. А. Омарова в "Сбор. свед. о кавк. горцах" (вып. IV, 1870). А. Крымский.

МЮРИДИЗМ

МЮРИДИЗМ(тат. с греч. окончанием) магометанская секта начала XIX в., видевшая спасение души в истреблении неверных.Словарь иностранных слов, вошедших в. смотреть

Ислам считается одной из самых обширных мировых религий, живущих и процветающих в современном мире. Ислам в России появился очень давно, еще в 7-м веке, когда русские впервые захватили город, в котором проповедовали данную религию. Сейчас ислам имеет множество ответвлений, некоторые из которых настолько превозносят свою веру, что готовы покончить с жизнью, лишь бы угодить Аллаху.

Суфизм

Одно из направлений – суфизм. Однако оно является полностью противоположным тем, что проповедуют полное единство ислама и Аллаха.

мюридизм это

Оно пропагандирует аскетизм и высшие духовные ценности взамен земных, материальных. Именно поэтому суфизм часто путают с буддизмом, так как идея двух этих религиозных направления схожа. Самое интересное у суфистов – это то, что никогда на свете не было такого человека или события, которое бы стало родоначальником этого движения. Поговаривают, что возникло направление само собой, с появлением человека на этом свете. С рождения в каждом из нас есть священный свет, являющийся неким началом Бога в человеке. Суфисты были всегда, всегда существовали такие люди, которые проповедовали власть высшего человеческого света и высочайшего разума.

Причем исповедовать суфизм может любой человек, вы можете быть обычным рабочим с минимальной зарплатой и квартирой в хрущевке, но верить в то, что свет всегда побеждает и обязательно делает человека лучше. Как только появился ислам в России, так пришел и суфизм. Однако со временем он потерял свое историческое обличие и стал просто учением, пропагандирующим мудрость. Суфиям совершенно все равно, кем были сказаны те или иные заповеди, для них не существует ни Моисея, ни Христа, ни Магомеда. Главное – это то, что было передано Богом людям, остальное уже теряет свое значение.

Суфийский тарикат

Многие из подобных вероучений, как и суфизм, пропагандируют некоторые способы очищения или достижения особой связи с Богом. Так вот суфийский тарикат – это особый метод воссоединения человека и божества, в которого он верит.

ислам в России

Тарикаты подразумевают не только духовное очищение, но и отречение от земных благ, аскетизм. Каждое из сообществ пользуется собственным путем воссоединения с Богом. Также тарикаты делятся по степени одухотворенности человека.

Мюридизм

основные догматы мюридизма

Однако человек не сразу приходит к такому пути, как мюридизм, лишь по истечении некоторого времени про него можно будет сказать, что он избрал себе тарикат, дословно "выбрал путь". Другими словами, мюридизм – это учение по избранию правильного пути, способствующего как духовному, так и физическому развитию. Ведь все согласятся: если в душе все будет хорошо, то и в теле также проблем не будет.

История появления мюридизма

Мюридизм, в отличие от суфизма, появился в исламе не сразу, религия претерпела множество изменений, или, как принято это называть, загрязнений. Быть может, загрязнением можно назвать и данное вероучение, ведь оно не является обязательным, а лишь дополняет те или иные каноны основной религии.

Одно можно сказать точно: зародился российский мюридизм на Кавказе, когда в 17-м веке один из мусульман принес туда заповеди суфизма. Магомед Ярагский посоветовался с другими служителями мусульманских мечетей и пришел к выводу, что в суфийских заповедях лежит истина и лишь она спасет человека и его душу. Но не только спасением людей значим был мюридизм для мусульман, Магомед видел в нем спасение для умирающего в то время ислама.

А мюридизм – это часть суфистского учения, без которого оно не имеет никакого значения. Старцы были уверены, что из-за прессинга всего русского, из-за православной религии и роста сил Руси Кавказ начал постепенно увядать вместе с исламом.

мюридизм на кавказе

В 1829 году учение распространилось по территории всего Кавказа и получило огромную популярность среди таких же желающих возродить мусульманские верования.

Заповеди мюридизма

Как в любом другом вероучении, существуют основные догматы мюридизма, которые должны неукоснительно выполняться теми, кто верит. Мюридизм даже можно назвать самостоятельной религией, так как человек должен поклоняться последователям и наставникам, участвовать в очищении ислама от неверных, стараться распространять мусульманскую религию по территории всей страны и делать все для организации послушного общества. В общем, мюридисты – достаточно патриотичный народ в том плане, что они верят в единство своей веры и правильность своих методов естественного отбора.

Мюридизм в наши дни

Центром данного вероучения является малоизвестный город Туба, который является местом захоронения религиозного наставника всех суфиев и мюридов Амаду Бамба. Это единственный известный современности религиозный деятель, являющийся некоторым авторитетом для всех приверженцев ислама, но умер он в 1965 году.

суфийский тарикат

Этот человек 12 лет своей жизни провел в ссылке, потому что французские власти, увидев влияние на народ его мюридистических догматов, побоялась его большего распространения. На данный момент суфии не нашли нового избранного на такую должность. Но эта вера растет и набирает обороты, уже сейчас насчитывается около миллиона последователей Амаду, и их число ежедневно увеличивается.

одно из религиозных направлений в исламе. Последователи мюридизма – мюриды проповедуют крайний аскетизм, строжайшее соблюдение религиозных норм, газават против неверных.

условный термин для названия национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа против царизма во время Кавказской войны 1817—1864 гг. Сочетал суфизм с активным участием в джихаде. Термин возрождается в связи с Чеченской войной 1994—1996 гг.

от арабского "мюрид" -ученик, послушник), течение в исламе, разновидность суфизма, последователи полностью подчинялись своим наставникам (муршидам) на пути постижения Бога. Возник во 2-й половине 14 в. в Бухаре. В конце 18 в. М. распространился на территории Азербайджана, затем в Дагестане и Чечне, став идеологией антиколониального движения горцев под руководством шейха Майсура. С началом в 1817 Кавказской войны главным содержанием М. стала идея "священной войны за веру" (газават). С завершением войны в 1864 М. утратил политическую окраску. Попытки возродить М. предпринимались в 1917-18 имамом Н. Гоцинским и др.

религ.-мистич. течение в исламе, последователи к-рого, известные под именем мюридов, дервишей, суфиев, разделяются на ряд корпораций, братств, общин (см. Дервишские ордена). По учениям и уставам этих корпораций, сложившимся в осн. в 11-14 вв., существует неск. стадий или ступеней постижения мюридами бога, "растворения" в нем, связанных с выполнением требований шариата. М. требует от своих приверженцев безусловного подчинения их духовным наставникам - мюршидам (шейхам, пирам, ишанам, уставам), отказа от проявлений собственной воли, презрения к мирскому, самоуничижения, а также участия в общих радениях.

Первыми историографами М. были местные клерикальные деятели: Джемалэддин Кумухский, Мугеддин Магометханов и др., соч. к-рых имели преим. апологетич. характер. Рус. ученые А. К. Казем-бек, Н. В. Ханыков и В. В. Бартольд исследовали историч. корни М. Сов. историки сначала несколько преувеличивали значение М. как фактора, объединявшего горцев Кавказа. М. Н. Покровский считал власть мюридистских имамов "чисто демократической". Позднее стал подчеркиваться реакц. характер идеологии М., причем реакционным объявлялось и все движение горцев. В результате проведенной в 1956 дискуссии было признано неправомерным отождествлять социальные мотивы движения и его религ. оболочку, отмечена прогрессивность антиколониальной борьбы кавк. горцев, наряду с реакц. сущностью идеологии М.

Лит.: Джемалэддин Казикумухский, Адабуль-Марзия, в кн.: Сб. сведений о кавказ. горцах, в. 2, Тифлис, 1869; Мугеддин Магомедханов, Истинные и ложные последователи тариката, там же, в. 4, Тифлис, 1870; Казем-бек М. A., Муридизм и Шамиль, "Рус. слово", 1859, кн. 12; Хашаев X. М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963; Фадеев А. В., Россия и Кавказ в первой трети XIX в.,(М., 1960); его же, Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, "ИСССР", 1960, No 5; Климович Л. И., Ислам, M., 1965. См. также лит. к ст. Дервишские ордена, Ислам, Суфизм.

Читайте также: