Чем характеризуются внеурочные формы организации занятий кратко

Обновлено: 02.07.2024

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза-имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам ру-ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя-ются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17).

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно-сятся:

1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени-ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в из-бранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис-тами (организованно), так и самими занимающимися (самостоя-тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле-ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:


1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе-мые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правилр, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол-жительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содер-жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро-вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультур-но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под-готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова-ний, отборочные соревнования, первенств^, чемпионаты, конт-рольные прикидки или соревнования и др.).

Характеристика форм занятий физическими упражнениями

Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю-щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза-имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред-стоящей основной работе. I

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.




Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест-ное решение задач обучения технике движений, воспитания, физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.

Неурочные формы занятий

Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для малых форм занятий характерны:

1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро- ■ ванности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);

2) незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15— 20 мин);

3) отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.;

4) невысокий уровень функциональных нагрузок.

Следует отметить, что малые формы занятий играют дополни-тельную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;

2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.

Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза-имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам ру-ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя-ются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17).

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно-сятся:

1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени-ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в из-бранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис-тами (организованно), так и самими занимающимися (самостоя-тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле-ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:


1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе-мые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правилр, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол-жительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содер-жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро-вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультур-но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под-готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова-ний, отборочные соревнования, первенств^, чемпионаты, конт-рольные прикидки или соревнования и др.).

Характеристика форм занятий физическими упражнениями

Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю-щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза-имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред-стоящей основной работе. I

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест-ное решение задач обучения технике движений, воспитания, физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.

Неурочные формы занятий

Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для малых форм занятий характерны:

1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро- ■ ванности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);

2) незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15— 20 мин);

3) отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.;

4) невысокий уровень функциональных нагрузок.

Следует отметить, что малые формы занятий играют дополни-тельную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;

2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.

Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Характеристика внеурочных форм занятий……………2

Особенности отдельных (не урочных) форм занятий в физкультурной практике………………………………. 3

Утренняя гимнастическая зарядка…..…………….4

Физкультпаузы и физкультминуты……………….5

Микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера…………………………5

Крупные формы самостоятельных занятий тренировочного и физкультурно-реактивного характера……………………………………………….6

Самодеятельные тренировочные занятия………. 6

Физкультурно-реактивные формы занятий……….8

3.3Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании……………………………………9

4. Список используемой литературы…………………….12

Практическая реализация задач физического воспитания школьников осуществляется на специально организованных занятиях физической культуры. В ходе занятий и через занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания. Для советской школы характерно большое многообразие форм занятий. Некоторые методисты, объясняя это явление, исходят только из необходимости увеличить длительность времени выполнения упражнений и тем самым удовлетворить потребность учащихся в движениях. Между тем анализ форм занятий показывает, что изъятие хотя бы одной из форм приводит к нарушению педагогического процесса, снижает качество решения задач физического воспитания.

По мере развития массового физкультурного движения в различных сферах его возникают разнообразные формы занятий физическими упражнениями. И хотя основными остаются рассмотренные педагогически регламентированные формы, все шире распространяются подобные им и вместе с тем отличающиеся формы целесообразного построения физкультурных, в частности спортивных, занятий индивидуального и группового (коллективного) характера.

В теории и практике физического воспитания школьников все формы занятий принято разделять на две группы. Одна представляет собой преимущественно учебно-образовательный процесс, осуществляемый на уроках; другая – комплекс воспитательных воздействий вне уроков. Вторую форму занятий мы рассмотрим подробнее.

2.Характеристика внеурочных форм занятий.

Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др.

Характерной чертой внеурочных форм занятий является их добровольность. Даже при условии функционирования комплексной программы физического воспитания часть форм является необязательной для посещения школьниками. Поэтому организаторы этих занятий должны заботится о том, чтобы вызывать у учащихся интерес к ним. Это достигается их высокой эмоциональностью. Очень важно, чтобы на этих занятиях каждый ученик мог проявить себя независимо от уровня своей подготовленности. Во внеурочных занятиях закрепляются и совершенствуются усвоенные на уроках физические упражнения, приобретенные знания. Сделать физическое воспитание – создать наилучшие условия для воспитания привычки к систематическим занятиям и содействовать внедрению физической культуры в быт советских людей – главная функция внеурочных форм занятий.

Все формы объединяют общая цель и задачи. Каждая из них решает и специфические. Вот почему основная задач, выдвигаемая реформой общеобразовательной и профессиональной школы, состоит в необходимости организации ежедневных занятий физическими упражнениями для всех учащихся за счет строгого выполнения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, широкого вовлечения учащихся в занятия спортивных секций и кружков, внедрения дополнительных и факультативных занятий по физическому воспитанию, создав для этого необходимые условия.

3. Особенности отдельных (не урочных) форм занятия в физкультурной практике.

3.1. Малые формы

Типичными признаками, отличающими так называе­мые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие:

- относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся; типичны здесь, в частности, задачи по умерен­ной тонизации и ускорению вырабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности;

- сравнительно небольшая протяженность. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представля­ют собой кратковременные сеансы или серии физических упражне­ний, занимающие нередко всего лишь несколько минут;

- незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практи­чески не выражены;

- относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.

Методика построения малых форм занятий не может, разумеет­ся, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их воз­растных, индивидуальных и других особенностей, а также от внеш­них обстоятельств.

Для иллюстрации сказанного здесь приводятся примеры малых форм занятий.

3.1.1. Утренняя гигиеническая зарядка.

Одна из наибо­лее распространенных, популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности. Ее главное назначение — оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к пов­седневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической за­рядки составляет своего рода разминка. Параллельно в рамках этой формы за­нятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уров­ня развития отдельных двигательных качеств и общей тренирован­ности и некоторые другие.

3.1.2. Вводная гимнастика.

Это тоже своего рода разминка, которая, после­довательно активизируя функциональные системы организма, способствует эффективному выполнению последующих рабочих опера­ций, сокращает период врабатывания. Кроме общего эффекта раз­минки здесь имеет значение и специфическая психомоторная наст­ройка на основные рабочие действия, если трудовая деятельность характеризуется регулярным воспроизведением одного и того же состава движений (в рамках рабочего динамического стереотипа). Поэтому в зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется. Так, когда основные трудовые операции должны следовать в определен­ном двигательном темпе и ритме, как минимум в последнем из уп­ражнений вводного комплекса важно смоделировать соответствую­щие темпоритмовые соотношения, что достигается, как правило, не имитацией самих трудовых действий, а с помощью гимнасти­ческих движений.

3.1.3. Физкультпаузы и физкультммиуты.

Принципиально полезность этих и других форм производствен­ной физической культуры не вызывает сомнений.

3.1.4. Микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера.

Иллюстрирующим особенности малых форм занятий в условиях повседневной жизни, могут слу­жить микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера. Речь идет об относительно небольших по разовым затратам вре­мени, но, как правило, ежедневных порциях физических упражне­ний, в том числе и включающих некоторые бытовые двигательные действия. Путем соответствующего дозирования нагрузки им прида­ется тот или иной парциальный тренировочный эффект, возможный в условиях жестко ограниченного времени, которое удается выде­лить между основными и другими неотложными делами.

Естественно, что обеспечить развитие даже отдельных сторон тренированности микросеансами упражнений можно лишь в узких пределах, если, конечно, они не перерастают в развернутые формы занятий физическими упражнениями.

3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера.

При всей относительности различий между малыми и крупными формами построения занятий в физическом воспитании и самовоспи­тании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах. Условно крупными можно назвать те из форм занятий в самодеятельном физкультур­ном движении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этого свое самостоятельное значение.

3.2.1. Самодеятельные тренировочные занятия. Для многих, особенно для людей зрелого возраста, они уже стали основной формой личной органи­зации физического самовоспитания. Часто это не только спортивно-тренировочные занятия, а не имеющие непосредственно спортивной ориентации самостоятельные занятия по общей физической подготовке или избирательно-кондиционной тре­нировке.

Выбор предмета занятий в данном случае определяется, индивидуальными интересами, способностями и получен­ным ранее физическим образованием. Вместе с тем существенное влияние на их практическую ориентацию оказывают условия жиз­ни и другие обстоятельства. Долг специалистов в этом отношении — тактично формировать индивидуальные инте­ресы и установки в соответствии с принципами научной системы физического воспитания, быть распространителем проверенных, подлинных знаний и практических подходов в любой сфере физи­ческой культуры. Первостепенное значение имеет, серьез­ная постановка всеобщего физкультурного образования уже на начальных этапах обязательного курса физического воспитания. Только на его основе можно создать надежные гарантии против случайных увлечений в самостоятельной физкультурной деятельнос­ти, отнюдь не игнорируя индивидуальных склонностей и интере­сов.

В принципе и на рассматриваемые формы тренировочных за­нятий, хотя они организуются на самодеятельных началах, распро­страняются известные общие положения методики физического вос­питания. Иначе говоря, качество построения и вся эффективность таких занятий в наиболь­шей мере зависят от уровня физкультурной образованности зани­мающихся, что в условиях развертывания массового физкультурного движения остро выдвигает проблему всеобщего физкультурного образования.

Целесообразный объем затрат времени на самодеятельные тре­нировочные занятия в различные возрастные периоды и в разных конкретных условиях жизнедеятельности не остается, естественно, постоянным. Когда такие занятия становятся основным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной физической кондиции они должны быть не менее чем трех-четы-рехкратными еженедельно, примерно часовой продолжительности каждое. Это лишь минимум, необходимый для их непреходящей эффективности, для обеспечения общего уровня физической тренированности и предупреждения ее регресса. Вместе с тем тратить ежедневно помногу часов на физическую тре­нировку, для большинства отнюдь не лучший способ использования жизненного времени и энергии. Тут важно соблюдать меру.

3.2.2. Физкультурно-рекреативные формы занятий.

Такие формы двигательной активности, как по содержанию, так и в структурном отношении значительно менее жестко регла­ментированы, чем тренировочные и другие занятия, типичные для физического воспитания, что вытекает из их восстановительно-рекретивной (включающей моменты развлечения-отдыха) ориента­ции, предполагающей свободное самостоятельное варьирование поведения с установкой не на кем-то навязываемое дело, а на лично интересный содержательный отдых. Это, однако, не исключает необ­ходимости регулирования нагрузки, предупреждения травм и исклю­чения других нежелательных явлений, что обеспечивается на основе физкультурно-образовательных знаний, умений, на­выков.

3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании.

В ряду разнообразных форм организации занятий в многолет­нем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма. В качестве одного из частных методов или методических приемов активизации занятий элементы состязания включаются уже на ранних возрастных этапах физического воспитания. В особую целостную форму построения занятий они перерастают по мере приобщения к регулярной физкультурно-спортивной деятельности и формирования личностной установки на спортивные достижения.

Хорошо известный факт, что специфические соревнователь­ные требования и отношения имеют свойство в максимальной ме­ре выявлять физические и психические возможности индивида вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов орга­низма и тем по-особому действенно стимулировать их развитие, обусловил распространение вариантов соревновательных форм за­нятий не только в спортивной, но и в большинстве сфер физкуль­турной практики. Наиболее широко они представлены в собственно-спортивной деятельности, где у высококвалифициро­ванных спортсменов участие в соревнованиях, организуемых в официальном порядке, занимает 10—15 и более процентов, общего объема времени, затрачиваемого на спортивные занятия в течение года. По понятным причинам в общем, курсе физического воспи­тания и в самодеятельном массовом физкультурном движении спор­тивные состязания не практикуются столь широко, но и здесь соревновательные формы построения занятий имеют существенное значение.

В этой связи нужно различать собственно-спортивные сорев­нования в строгом смысле этого понятия и подобные им формы организации физкультурных занятий. Первые отличаются такими признаками как: непосредственно доминирующая ориентация пове­дения соревнующихся на победу или индивидуально высшее достижение. При ис­пользовании соревновательных форм занятий в различных сферах физкультурной практики эти признаки собственно-спортивных со­ревнований нередко частично отсутствуют либо выражены как бы в преобразованном виде.

Спортивные соревнования или подобные им физкультурные ак­ции модифицируются и приобретают различную конкретную на­правленность в зависимости от определяющего профиля системы занятий, в рамках которой они организуются. В рамках общего обязательного курса физического вос­питания в общеобразовательной школе и других учебных заведе­ниях применение соревновательных форм организации занятий подчинено, прежде всего, логике педагогического процесса, интересам улучшения его качества. Соревновательная и урочная формы занятия здесь в опреде­ленных случаях как бы сливаются. При этом соревнования имеют большей частью внутренний характер. Своеобразны соревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении, не имеющем чисто спортивной ориентации.

Итак, формы организации физического воспитания дополняют основную разнообразием средств и методов, увеличивая тем самым объем двигательной активности и создавая предпосылки воспитания.

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества.

ВложениеРазмер
vneurochnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx 26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и формы организации занятий внеурочной деятельности.

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества.

В ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по 5 направлениям развития личности детей

Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления в начальной школе является двигательной деятельностью с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества.

- Беседы и классные часы по охране здоровья.

- Веселые старты, которые проводятся 1-2 раза в год. В холодное и теплое время года.

-поездка в бассейн в г. Сызрань, Октябрьск.

- Экскурсии и походы на природу.

-Игры на свежем воздухе.

Суть работы учителя начальных классов заключается в том, чтобы воспитать и развивать в каждом ученике свободную, талантливую, физически здоровую личность.

  1. Ежегодно в школе проводим Предметные недели.
  2. Конкурс газет по предметам
  3. Конкурс красивого письма
  4. Викторины

Общекультурное направление внеурочной деятельности

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

В рамках этого направления необходимо сделать акцент на формировании правильного отношения к прекрасному, без которого невозможно представить себе гармоничную личность. Начать необходимо с формирования умения видеть красоту природы, родного края и страны Досуг для учащихся здесь может быть самым разнообразным: от праздника, посвященного книгам, азбуке и грамоте, до простой игры в слова.

- Прощание с начальной школой и тд

-Посетили краеведческий музей в Сырани,

-Посетили выставку картин самарского художника,

-Посетили выставку Православные святыни .частная коллекция в Сызрани.

-Приняли участие в районном конкурсе патриотической песни и стали дипломантами 1 степени.

Социальное направление внеурочной деятельности

Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Педагогическая деятельность должна быть направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.

-Акции Письмо водителю ,

- Чтоб не плакали родители, будьте внимательны, водители,

-сохрани жизнь- сбавь скорость.

Мини проекты: Береги электроэнергию,

-наш классный уголок,

-Мы за чистое село.

-Участвовали в окружном конкурсе социальных проектов Комнатные растения-наши друзья заняли 3 место.

-Встреча с профессией – соц. работника.

-Экскурсия на рабочее место соц работника.

-Познакомились с профессией МЧС

А это мы в гостях в районном МВД. Нас провели по кабинетам, познакомили, чем занимаются люди данных профессий. Узнали, чем занимается криминалист. Показали оружие, которое имеется в арсенале, примеряли бронежилет и др.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В рамках этого направления возможно проведение широкого спектра самых разных мероприятий: от уроков мужества до возложения цветов к памятникам Героев Великой Отечественной войны и встреч с ветеранами, от составления семейного древа до проведения праздника мам , от экскурсий в лес до проведения экологических викторин…Одним словом, результаты работы будут зависеть от личности педагога, ведущего данное направление, от того, насколько его фантазия и вовлеченность в процесс передадутся учащимся и членам их семей.

-Встречались с труженицей тыла Полтановой А.В. которая во время ВОВ работала учителем нач. классов в Кировской области. Взяли интервью, узнали, за что получены медали. В данный момент, жива. Ей 95 лет.

-Принимаем участие в районном, окружном , областном конкурсах рисунков и фотографий, поделок.

-Участвуем во многих конкурсах рисунков, поделок, фотографий на уровне района, округа, области. \

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Рабочая программа по организации занятий внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
"Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению"
Содержание и формы организации занятий внеурочной деятельности по предмету "Музыка"

Доклад по теме.Включает в себя формы работы во внеурочной деятельности по предмету "Музыка".


Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению».



В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе .

Физическое воспитание детей школьного возраста проводится в учебных заведениях различного типа (школа, гимназия, лицей), во внешкольных заведениях и в семье.

В настоящее время выделяют следующие формы занятий физи­ческими упражнениями: урочные и неурочные.


Урочные формы - это школьные уроки физической культуры и учебно-тренировочные занятия в секциях. Главными особенностями урочных форм являются:
• обязательность для всех школьников;
• систематичность и непрерывность проведения занятий;
• относительно однородный по возрасту и подготовленности со­став занимающихся;
• коллективная двигательная деятельность занимающихся;
• наличие квалифицированного руководства педагогом в течение точно установленного времени; • проведение в специально отведенном месте (спортивный зал, ста­дион, бассейн);
• возможность решения всего комплекса задач физического воспи­тания, что должно обеспечить требуемый уровень здоровья, фи­зического развития и образования.

Основной формой физического воспитания школьников являются уроки физической культуры. Они обеспечивают общую физическую подготовленность занимающихся. Школьники знакомятся с типичными видами физических упражнений, изучают основы техники различных видов спорта, достигают более высокого уровня развития физических качеств.

Уроки физической культуры проводятся не менее двух раз в неде­лю продолжительностью до 45 мин каждый, их содержание определя­ется программами. Они включены в школьное расписание, как и все другие учебные предметы.

Каждый урок имеет общепринятую структуру, в нем выделяют под­готовительную, основную и заключительную части. Подготовительная часть направлена на начальную организацию занимающихся, функцио­нальную и психологическую подготовку к предстоящей работе. В ос­новной части решаются задачи обучения технике различных двига­тельных действий, развития физических качеств, овладения основами знаний. Заключительная часть предназначена для постепенного сни­жения физической нагрузки на организм занимающихся и организован­ного завершения урока.

В зависимости от того, что взято за основу классификации, суще­ствуют различные виды занятий урочного типа. Так, по целевой на­правленности выделяют уроки общего физического воспитания и уро­ки специализированного физического воспитания; по дидактическим задачам — вводные, уроки изучения нового материала, уроки совер­шенствования изученного материала, контрольные, смешанные.

Читайте также: