Чем мастер и маргарита не похожи на московских обывателей кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель урока : Выяснить с учащимися главную идею романа, на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать своё отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за всё добро и зло, совершённое на земле; умение определять свой собственный выбор в жизни.

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы встретились с миром душевной простоты, корысти, пошлости, равнодушия.

Но Булгаков идёт дальше, сюжет любви двух людей он окрашивает в философские тона.

Что же может противостоять стихии жизни?

На этот вопрос автор отвечает, развивая сюжетную линию Мастера и Маргариты, составляющую романтический пласт произведения, но сюжет этот основной, о чём свидетельствует название романа.

Читая главы о Мастере и Маргарите, вы заметили, что меняется интонация, стилевая окраска? В чём это изменение?

Ирония, в главах, посвященных Мастеру и Маргарите, отсутствует. Нет ни одного сатирического слова в их адрес. Они насыщены необыкновенным лиризмом.

Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей?

Биография Маргариты до встречи с Мастером.

Она появляется в романе в период тяжёлого душевного кризиса. Её, как и Понтия Пилата, замучила двойная жизнь. У неё мысль о самоубийстве. Её не радовало то, чему завидовали все женщины Москвы.

Биография Мастера до появления в его жизни Маргариты.

Почему Мастер выбирает для своего романа историческую тему?

Он ищет в прошлом аналог своей эпохи. Рассказывая о закате античной жизни, он рассчитывает обнаружить причины и указать на них людям XX века, он выступает против истины, которая одета в белоснежный плащ, но с кровавым подбоем.

Не деньги руководят Мастером, а постижение Великой Истины, Великой Правды.

Против чего направлен роман Мастера?

Против лести, лицемерия, беззакония.

Почему М.Булгаков называет его Мастером?

Найти в тексте эпизод, где М.Булгаков показывает появление Маргариты.

Любовь является к Мастеру как неожиданный дар судьбы, спасение от холодного одиночества. Теперь их двое, и ничто уже, кажется, не может быть страшно им, пока они вместе. Широко и свободно льется лирическая речь Булгакова.

Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней мало-помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюблённость, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духовная связь двух людей.

В чем особенность отношений Мастера и Маргариты?

Как описывает Булгаков отношения Мастера к Маргарите, и его роману?

Но роман, написанный Мастером, не принят, не напечатан. Как ведут себя Мастер и Маргарита в этой ситуации?

Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу своего романа. Но Мастер не герой, он – лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тотальной власти, от которой нельзя спастись, скрыться, он падает духом, отказывается от своего романа, сжигает его. К нему приходит тоска и страх. Но не страх Понтия Пилата, который пренебрег своей совестью, совершает подлость. Страх Мастера иной. Он не падет как человек, не поступится своей совестью. Он не хочет вспоминать о романе, чтобы не причинить себе боль и добровольно уходит в клинику для душевнобольных.

А Маргарита?

И начинается волшебный сон Маргариты – её мечта, желание, надежда пересоздается художником в фантастическую реальность.

Ради встречи с Мастером Маргарита готова стать ведьмой. Летя над ночной Москвой, Маргарита мстит врагам Мастера. На балу у Сатаны ей возвращают Мастера и его сожженную рукопись.

Многие упрекают её за сделку с дьяволом. Но верно ли это?

Почему Мастер помогает Сатане?

Она делит участь мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним.

Почему смерть Мастера и Маргариты показана дважды?

Чтобы читатель не сомневался в этом: дана фантастическая смерть и реальная.

Маргарита пьет отравленное вино вместе с Мастером. И когда Мастер скончался в клинике, в это время внезапно упала, схватившись за сердце, в своём особняке Маргарита Николаевна. Теперь они всегда будут вместе, и никто и ничто не разъединит их.

Судьба Мастера и Маргарита определена. Автор романа о Пилате заслужил не свет, уготованный лишь святым мученикам за веру, а покой, предназначенный истинному человеку.

Оставь, о дух мой, вскоре все земляные места!

Взойди, о дух мой, на горы, где правда живёт святая,

Где покой, тишина от вечных царствует лет,

Где блещет та страна, в кой неприступный свет.

Какова должна быть любовь женщины и мужчины?

Верной, сильной, чистой, но способной на самопожертвование.

Любовь, всепобеждающая, сильная и верная, управляет людьми, возносит душу к высотам истинной человечности.

Чем Мастер и Маргарита отличаются от московских обывателей?

Какие черты романтичес - ких героев выделяет в них автор, каковы приемы авторской типизации?


Если заглянуть в толковый словарь, то можно обнаружить краткое, но точное определение такого общественного понятия как обыватель.

Это тот, кто лишён общественного кругозора, живущий только мелочными, личностными интересами.

Одним из центральных персонажей романа является Маргарита, возлюбленная Мастера, которая, по словам самого автора, "всю жизнь ждала Мастера".

В каком - то смысле, если брать за основу общественную иерархию, Маргариту можно назвать обывателем.

Но в авторском замысле она таковой не являлась.

В отличие от подобных самодовольному Берлиозу, героиня, преодолевая собственные слабости, на протяжении всего романа стремится к добру и Любви.

И она находит её, заполняя собой душу Мастера.

А поскольку Любовь - это наивысшая добродетель с готовностью к самопожертвованию, то Маргарита в итоге совершает высшую жертву во имя спасения её, отдав свою душу дьяволу.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ни один обыватель не способен на такую глубину чувств, а самое главное - на жертву во имя Любви.

Анализ произведения

В романе представлены две сюжетные линии: история о Понтии Пилате, любовь Мастера и Маргариты. А также в нем показаны два города — Ершалаим и Москва.

Краткий пересказ

Два человека гуляли на Патриарших прудах и обсуждали существование Христа. Этими людьми были Берлиоз и Иван Бездомный. Они встретили мага, который путешествует вместе со своей свитой. К ней относятся:

  • кот Бегемот;
  • Гелла;
  • Коровьев;
  • Азазелло.

Маг, который путешествует вместе со своей свитой

Мага звали Воланд, как окажется в дальнейшем, это сам Сатана. Он подтвердил, что Христос когда-то существовал, заодно сообщил, что Берлиоз совсем скоро останется без головы, а Бездомный попадет в психлечебницу. Эти события произошли на самом деле.

Воланд заселился в квартире вместе с Лиходеевым. Он был директором театра. Маг заключил сделку с этим человеком, что он даст концерт в Варьете. Чтобы получить квартиру, Коровьев подкупает председателя жилищного кооператива, которого немного позже схватили власти за хранение валюты.

Маг дает представление в театре, при этом испытывает своих зрителей. Сначала он осыпал их деньгами, потом предложил женщинам сменить наряды на новые. После концерта купюры превратились в обычные бумажки, а одежда исчезла.

Продолжение фрагмента

В психлечебнице Бездомный знакомится с Мастером, который ушел с работы после выигрыша в лотерею, поселился в подвале и стал работать над своей книгой о Понтии Пилате и Иешуа. Позже писатель познакомился с Маргаритой и полюбил ее.

Мастер хотел напечатать свою рукопись

Мастер хотел напечатать свою рукопись. Он отнес ее в редакцию, но там отказались выпускать в свет это произведение из-за пропаганды христианства. Мастер был разочарован отказом и решил сжечь свое творение, но возлюбленная успела спасти книгу, вытащив ее из печи.

Позже Маргарита ушла домой, чтобы поговорить с мужем. Она забрала роман с собой. Через какое-то время Мастера забрали непонятные люди. Вернувшись домой, он обнаружил других жильцов, что привело к его помешательству. Герой оказался в психиатрическом отделении.

Бал закончился пожаром, маг стоял на крыше здания и смотрел на Москву. Он мысленно прощался с ней. Вдруг рядом с ним появился Левий Матвей, который сказал, что, по его мнению, пара заслужила покой, и предложил забрать их с собой. Мастер и Маргарита в это время были в квартире, а Азазелло наливал им вино. Оказалось, что оно было отравлено. Любовная пара упала, а в этот же момент на Арбате умирает женщина и безымянный больной в лечебнице. После этого пара унеслась вдаль вместе с Воландом и его свитой.

Описание столицы и ее горожан

В древнем Ершалаиме Иешуа представлял свои светлые мысли и идеи. В Москве же давал концерты Воланд в течение 30 лет. Маг считает, что за эти годы москвичи совсем не изменились, несмотря на то, что город был культурной столицей.

Город как место действия

Москва в романе

Москва в романе изображается в нескольких плоскостях. С одной стороны, это город, где происходят действия героев, а с другой — сатирическая столица, показанная наизнанку. Булгаков описывает прекрасные городские пейзажи. Этим он не только очерчивает декорации, но и подчеркивает настроение героев, атмосферу, в которой они находятся. Автор пытается передать читателю даже ощущения и запахи.

Роман начинается с мая 30-х годов. В это время стоит безумная жара. Встреча Мастера и Маргариты описывается мрачно, герои проходят мимо грязной стены через проулок. Вокруг них идут тысячи совершенно незнакомых и чужих людей. Так писатель хочет показать одиночество главных персонажей.

В литературном доме на самом деле нет литературы, а только формальности да бумаги с бланками.

Представители МАССОЛИТа и театра

Юмор писателя периодически переходит в сатиру. Иногда он насмехается над своими героями или сочувствует им. Образ Москвы в романе не скрывает недостатков. Так, Грибоедовский дом стал МАССОЛИТом, где определить наличие писательского таланта можно только по наличию удостоверения.

Представители МАССОЛИТа

Критики приземленные. Если дело доходит до беседы о литературном доме, то они вспоминают не творчество, а лишь гастрономические излишества и привилегии, которые дает им членский билет. Для Мастера мир критиков ужасен, особенно их отказ и насмешки. Он вложил всю душу в свою рукопись, а ее отвергли эти низменные люди.

Автор показывает людей искусства и культуры, например, представителей театра Лиходеева (пьяницы и обманщика), Варенуху (вампира), Римского. За свое непристойное поведение они будут наказаны. Это вызывает грусть у читателя, ведь в центре культурной столицы должны быть моральные и одухотворенные творческие личности, но на деле оказалась только шайка подлецов, обманщиков, трусов, которые заинтересованы лишь в своем насиженном месте и выгоде.

Образы москвичей

Московские жители соблазнились деньгами

Московские жители соблазнились деньгами и новой одеждой. Этого от них и ждал Воланд. Его не радовало такое положение дел. Он грустно смотрел на то, как сходит с ума публика театра, которая со стороны казалась довольно приличной. Люди дерутся за деньги, кидаются на невиданные платья. Они идут на поводу своих желаний. Может быть, люди понимают, что все это слишком нереально, но не могут устоять.

В произведении Булгакова переплетаются бытовые сцены с эпизодами Ершалаима и бала Воланда. Мистика сплетается с настоящими каждодневными событиями, а образы Сатаны и его свиты теряются на фоне обычного московского общества.

  • жадность и любовь к деньгам;
  • жажда легкой наживы;
  • неверность;
  • легкомыслие.

Вот на каких реалиях строится образ москвичей. Воланд считает, что проблема жителей столицы — квартирный вопрос, он-то и испортил людей. Это на самом деле так, эта проблема отодвинула все важные качества человека на задний план. Примером может стать дядя Берлиоза, который приехал в Москву не на похороны племянника, а для получения наследства в виде квартиры номер 50.

Маргарита с Мастером были непорочными людьми. Их смерть была во благо, так как эти персонажи не могли жить среди порочных личностей. Они покинули тела, но их души соединились в ином мире.

Маргарита с Мастером были непорочными людьми

Роман востребован и в наши дни. По данному произведению сняли фильм и сериал, в школе дети проходят его на уроках литературы, делают презентации. Это доказывает актуальность булгаковского романа, а также социальных проблем, раскрываемых в нем, в современном обществе.

Москва была в то время культурным центром, сердцем страны. Соответственно, и ее жители воплощали основные черты современников писателя, возможно именно потому Булгаков выбрал ее городом, где напишет свой великий роман мастер и куда совершит визит Воланд и его свита.

Москва как место действия

Изображение Москвы в романе происходит в двух плоскостях: Москва, как место действия, и Москва сатирическая, овеянная легким юмором, показана будто наизнанку. Изображая городские пейзажи, Михаил Булгаков берет лишь те краски и полутона, которые способны не просто очертить декорации, а и подчеркнуть настроение, атмосферу романа и его героев. Это и цвета, и ощущения, и даже запахи, как запах сирени, что перекочевывает из древнего Ершалаима в современную Москву.

Изображение представителей Массолита и варьете

Создавая декорации для своего романа, писатель не жалеет и красок юмора, иногда переходящего в сатиру, а иногда превращающегося в дружескую насмешку, сочувствие.

Мастер вспоминает этот мир критиков и литераторов с ужасом. Он, принесший им свой роман, в который вложил душу, в ответ получает низкопробную критику и насмешки, поле которой, ослабевший рассудком, сжигает свой роман.

Образы москвичей в романе

Господа вызываются в драку за падающие деньги, приличные благовоспитанные дамы бросаются надевать невиданные заморские платья, которые окажутся иллюзией. При чем. Где то на уровне подсознания люди осознают, что все это проделки умелого фокусника, но все равно идут на поводу своих желаний.

В заключение

В изображении города Михаил Булгаков использует и сатиру, и юмор, осуждение и теплые ноты.

Читайте также: