Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения кратко
Обновлено: 06.07.2024
Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература.
Создатели житийного жанра ориентировались на Священное Писание, образы которого, и прежде всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам – канону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих святых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность – вот что стремились показать в житии. Повествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конкретного человека во всех ее деталях и подробностях, а некое обобщенное воплощение святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали представлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытового, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литература стремилась к поучительному воздействию на читателя.
Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование; далее следовала основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах; завершалось житие похвалой святому.
Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?
Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах; завершалось житие похвалой святому.
Найдите в тексте портретную характеристику Александра Невского. Какой прием использует автор жития, давая характеристику герою? С какими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи выбраны автором для сравнения?
Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочисленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших человеческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, обладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соломон — царь Израильско-иудейского государства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попросил не богатства и славы, а мудрости. Богу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением понимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством. Соломон прославился справедливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) — римский полководец, подавлявший восстание в Иудее, император, известный воинскими победами.
Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчеркивает его особенность, исключительность, идеальность.
Какие эпизоды жития вызывают эмоциональный подъем у читателя? Почему? Какие художественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?
Эпизод о явлении святых Бориса и Глеба, без сомнения, оказывает сильное воздействие на читателя так же, как и описание посмертного чуда. Автор жития реализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной веры и вызвать чувство восторга, эмоциональный подъем.
В видении накануне сражения с римлянами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплывшие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, боровшегося за киевский престол, а после смерти — канонизированы и признаны святыми. Видение может быть истолковано как Божие благословение князя на святое дело — защиту отечества.
Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читателей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.
Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, немцы безбожные, воины, храбрые, сильные, стойкие, сеча великая.
Назовите отличительные особенности жанра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?
Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает “жизнь”) назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели житийного
жанра ориентировались на Священное Писание, образы которого, и прежде всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными.
Автор жития создавал образ святого по определенным правилам – канону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих святых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность – вот что стремились показать в житии. Повествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конкретного человека во всех ее деталях и подробностях, а некое обобщенное воплощение святости. Из жизни святого
Рассказ о его жизни освобождался от всего бытового, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литература стремилась к поучительному воздействию на читателя.
Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?
Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование; далее следовала основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах; завершалось житие похвалой святому.
Найдите в тексте портретную характеристику Александра Невского. Какой прием использует автор жития, давая характеристику герою? С какими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете?
Почему эти персонажи выбраны автором для сравнения?
Автор так описывает князя: “И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую”.
Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочисленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета – правителями, являвшимися воплощением лучших человеческих качеств – красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф – любимый сын Иакова и Рахили, Самсон – богатырь, обладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах.
Соломон – царь Израильско-иудейского государства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попросил не богатства и славы, а мудрости. Богу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением понимать язык птиц и зверей, а сверх того – богатством. Соломон прославился справедливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) – римский полководец, подавлявший восстание в Иудее, император, известный воинскими победами.
Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчеркивает его особенность, исключительность, идеальность.
Какие эпизоды жития вызывают эмоциональный подъем у читателя? Почему? Какие художественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?
Эпизод о явлении святых Бориса и Глеба, без сомнения, оказывает сильное воздействие на читателя так же, как и описание посмертного чуда. Автор жития реализует свою цель – донести до читателя или слушателя символы православной веры и вызвать чувство восторга, эмоциональный подъем.
В видении накануне сражения с римлянами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплывшие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, боровшегося за киевский престол, а после смерти – канонизированы и признаны святыми.
Видение может быть истолковано как Божие благословение князя на святое дело – защиту отечества.
В житии описано посмертное чудо: когда было положено тело Александра Невского в гробницу, “Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную”. Александр же поднял руку и принял грамоту из рук митрополита, которого охватило смятение. Так прославил Бог угодника своего.
Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читателей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.
Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, немцы безбожные, воины, храбрые, сильные, стойкие, сеча великая.
Читайте также: