Что такое мышление кратко 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность

В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.

Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д.

ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ

Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.

  • Формулировка вопроса
  • Ответ на поставленный вопрос получение нового знания
  • Решение определённых задач для его ответа

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Главными отличительными чертами мышления являются:

  • опора на чувственное восприятие в соединении с ранее известными теоретическими данными;
  • личностный характер — включение эмоционально-волевых сторон личности;
  • обобщение познания — человек связывает воедино различные свойства изучаемых объектов;
  • опосредованность — косвенное получение знаний (человек сравнивает некоторые известные свойства и приходит к выводу о неизвестном);
  • социальная природа — использование отдельным индивидом информации, добытой человечеством ранее;
  • словесное обозначение — язык позволяет выражать мысли человека, обобщать словами различные понятия.

ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ

Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.

  • Понятие — отражение общих закономерных связей в определении. Способ выражения: слова и словосочетания. (Личность, искусство, мораль).
  • Суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи. Способ выражения: повествовательное предложение. (Луна — естественный спутник Земли).
  • Умозаключение — выведение нового суждения на основе других. Способ выражения: рассуждение. (Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен).

В мышлении выделяются три группы.

Группы мышления Особенности Воплощение
Практическое мышление. Конкретно-действенное Решение конкретно поставленных задач. Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование)
Художественное мышление. Конкретно-образное Использование отвлечённых мыслей и обобщения. Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка)
Абстрактное мышление. Словесно-логическое Поиск закономерностей природы и общества. Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система).

МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ

В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:

  • индукция — от частного к общему;
  • дедукция — от общего к частному;
  • анализ — разложение целого на составные части;
  • синтез — сбор составных частей в общую картину;
  • сравнение — сопоставление различных предметов и явлений.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.

Выделяют три вида мышления:

  • Образное. Практическое решение наглядной и конкретно поставленной задачи (первобытные люди)
  • Теоретическое. Абстрактное решение теоретической задачи (современные люди)
  • Знаковое. Символическое выражение результатов деятельности (наука)

Я тут специально протестировала друзей (я с тех пор как блог завела постоянно их тестирую, пока терпят) и получила следующие результаты. Только один человек из десяти более менее внятно ответил на этот вопрос. И то, потому, что учился в педагогическом ВУЗе и писал диплом по смежной тематике.

Поэтому есть предложение, прежде чем говорить про развитие мышления в младшем школьном возрасте, разобраться с тем, что же это такое. Чтобы знать, что развивать.

Что это такое?

очкарик-думает

Начнем с определения, их много, я выбрала самое простое.

Мышление — это познавательная деятельность человека. А мысль – это результат данной деятельности.

Мышление это то, что отличает человека от животных. Это такая же психическая функция, как и память, внимание, воображение.

Мышление настолько сложное понятие, что даже имеет свою структуру. У него есть несколько форм и видов. Человек мыслит разными способами и с помощью выполнения мозгом различных мыслительных операций. Понятно? Не знаю как вам, а мне не очень. Нужно разбираться. Для наглядности привожу схему.

схема-структура-мышления

Откуда оно берется?

Когда малышок рождается, мышлением он не обладает. Но он обладает врожденной способностью к нему. И эта способность постепенно развивается.

маленький-ребенок-в-пледе

Волшебные превращения

Мышление в своем развитии проходит определенные стадии. У меня это вызывает определенные ассоциации. Например, с компьютерной игрой. До тех пор пока не пройдешь первый уровень, не поднимешься на второй, пока не одолеешь второй, то третий тебе не светит.

Превращения бабочки

Есть более красивая ассоциация, с бабочкой. Она ведь тоже была когда-то гусеницей, потом превратилась в куколку, и только потом расправила свои крылышки.

Так и мышление у детей постепенно переходит из одного своего вида в другой.

Виды мышления у детей

схема-виды-мышления

Итак, если сказать кратко, не углубляясь в дебри психологии, то различают следующие его виды:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Рассмотрим на примерах, чтобы было понятнее.

Наглядно-действенное

маленький-ребенок-играет-в-пирамидку

Когда малышу около года, он уже проявляет мышление. Даже если он еще не говорит. Он мыслит действуя. Например, достает игрушку из коробки, нанизывает колечки на пирамидку, забирается на стул, стучит молоточком по металлофону. Он думает, когда выполняет эти действия.

Наглядно-образное

мальчик-играет-в-конструктор

Когда кроха подрастает, овладевает речью, то происходит сдвиг мышления в сторону наглядно-образного. При занятиях с детьми (рисование, конструирование, игры) перед ними ставятся новые задачи, и для их решения детишкам приходится что-то представлять. То есть вызвать нужные образы.

Наглядно-образное мышление – это фундамент, необходимый для построения логического, словесного мышления.

Словесно-логическое

Что же происходит дальше? А дальше действия и образы уступают свое место понятиям, выраженным в слове. Для решения какой-либо задачи уже не требуется какая-либо наглядная опора. Мышление выходит на новый уровень и становится словесно-логическим.

корзина-яблок

Например, для того, чтобы решить задачу про то, как садовод собирал яблоки, школьнику не нужно видеть или трогать фрукты и беседовать с садоводом. Действия не требуются. Наглядно-действенное мышление не задействовано. Зато вызвать образ яблок и даже самого садовода вполне возможно.

А вот как быть, например, с решениями задач на скорость? Попробуйте вызвать в голове образ скорости. Не получается. В лучшем случае, получится образ автомобиля, который быстро мчится по дороге. Но это не образ скорости, это образ автомобиля.

автомобиль-едет-быстро

Что происходит в начальной школе?

Когда детишки отправляются учиться в школу, их образное мышление достигает довольно высокого уровня развития. Но ему все еще есть, куда расти. Так что в школе о нем не забывают и широко используют в обучении принцип наглядности.

учитель-объясняет-урок

При решении задач школьники как бы представляют себе ситуацию и действуют в этой ситуации.

Вообще психологи выделают две стадии развития мышления:

  1. 1 – 2 классы. Дети пока мыслят как дошкольники. Усвоение материала на уроках происходит в наглядно-действенном и наглядно-образном плане.
  2. 3 – 4 классы. К третьему классу начинается формирование словесно-логического мышления.

И одна из основных задач начального обучения – развитие у детей именно логического мышления. Нужно научить ребенка мыслить логически и обходиться без наглядной, то есть видимой глазами, опоры.

Развитие логического мышления

Как же его развивают? С помощью выполнения специальных упражнений, заданий, а также с помощью игр, например, шахмат или шашек.

мальчики-играют-в-шахматы

И начальная школа самое подходящее время для его развития. В отличие, например, от памяти, которая лучше поддается развитию в дошкольном периоде или от восприятия, которое имеет огромное значение в самом раннем детстве. Однако, благодаря развитию мышления, и память и восприятие, и все остальные психические функции становятся более зрелыми.

Детей учат находить связи между различными предметами или явлениями, сравнивать, анализировать, делать выводы. Школьники учатся отделять важное от незначительного, создавать свои умозаключения, искать подтверждения своим предположениям или опровергать их. А не этим ли мы, дорогие друзья, занимаемся каждый день своей взрослой жизни?

лесенка-успеха

Так что логика необходима не только для успешной учебы в школе. Она необходима для успешной жизни в этом непростом мире.

Она влияет на развитие положительных черт характера, работоспособности, самоконтроля, умения самостоятельно устанавливать истину и планировать свои действия. Находить выход в непростых, нестандартных ситуациях.

И как же это здорово, если сын или дочка попадают в класс к учителю, который точно знает, как помочь своим ученикам развить мышление. Но даже в этом случае, наша с вами помощь, друзья, лишней не будет. К счастью, литературы по данной теме хоть отбавляй.

Давайте будем заниматься со своими маленькими школьниками дополнительно, будем развиваться. Не забывайте самое подходящее время для этого — прямо сейчас!

Особенности мышления младших школьников

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями. Для лучшего понимания детей того или иного возраста важно знать, какой тип мышления преобладает в конкретный отрезок времени. Наиболее ответственным периодом является младший школьный возраст, когда дети кардинально меняют свой уклад жизни и начинают активную познавательную деятельность. Чтобы родители и учителя могли правильно выстраивать модель работы со школьниками, важно знать особенности их мышления в этом возрасте.


Особенности

При поступлении в школу дети имеют разную базовую подготовку: одни учились в садике, другие сидели дома, с кем-то занимались родители или репетиторы, а кто-то совсем не хотел учиться. Чтобы класс развивался более-менее равномерно и ровно, учитель должен максимально уровнять знания всех детей. Сделать это очень непросто, потому как у всех детей разное развитие мышления, свои возрастные особенности и разный базовый уровень знаний. В первую очередь учитель должен понять, кто как мыслит и думает, а потом выбирать стиль подачи нового материала.

В начальной школе объем знаний не очень большой, но для ребенка это колоссальная нагрузка, так как меняется его тип мышления, появляется большой массив новой информации. В школьном возрасте происходят новые процессы, к которым нужно подготовить ребенка, помочь ему правильно подобрать ключи к обучению.

Помимо физического развития, идет активное психологическое развитие, ребенок лучше осознает себя в обществе, учится взаимодействовать с большим количеством новых для себя детей и ориентироваться в разных жизненных ситуациях.


Мышление младших школьников имеет свои особенности:

  • с появлением новых задач мыслительная деятельность характеризуется стремительным развитием;
  • интеллектуальные возможности становятся более масштабными. Ребенок учится воспринимать информацию, обрабатывать ее, структурировать для дальнейшего использования;
  • наглядно-образное и наглядно-действенное мышление приобретают важное значение и активно развиваются у младшего школьника;
  • словесно-логическое мышление начинает занимать значительную часть умственной деятельности ребенка;
  • развитие всех трех форм мышления (понятия, суждения, умозаключения) происходит постепенно;
  • наработка базы основных понятий и терминов в процессе учебной деятельности;
  • формируется критическое мышление, необходимость в проверке своих суждений;
  • возникает разделение абстрактного и реального, выдуманного и истинного, ребенок начинает осознавать что реально, а что нет.


Если в раннем детстве для малыша главным критерием обучения и познания мира является восприятие (тактильное, вкусовое, звуковое и зрительное), то в дошкольном периоде главенствующим процессом становиться память. Благодаря хорошей способности запоминать, дети в садике хорошо учат стихи, песни, буквы, цифры и активно познают окружающий мир. В школьные годы идет активное развитие мышления. Благодаря определенной базе знаний и условиям для освоения новой информации, ребенок не только запоминает, но и учится анализировать то, что узнал.

Благодаря развитию мышления, у ребенка начинается перестройка памяти и восприятия, что позволяет ему усваивать больше данных, разбираться в их сути и учиться делать умозаключения.


Типы мышления

В процессе своего развития ребенок по-разному осознает все то, что его окружает и что с ним происходит. К 6-7 годам уровень психологического и умственного развития находится на таком уровне, что ему можно давать большие объемы новых знаний и умений, что успешно реализует школа. Чтобы учитель без труда справлялся со всеми учениками, он должен хорошо понимать особенности их мышления. Такие знания помогут и родителям, если у ребенка будут возникать проблемы с обучением.

В школьном возрасте главным психологическим процессом становиться мышление. В дошкольном периоде преобладает наглядно-образный тип, а в школьном идет переход к словесно-логическому и понятийному мышлению. Этот процесс занимает достаточно долгое время и формируется постепенно.


В первом классе дети еще оперируют понятиями и образами, которые знают на протяжении своей жизни, но постепенно они учатся мыслить, думать, делать выводы, прогнозировать, используя при этом подходящие термины.

Наглядно-образное мышление сохраняется на протяжении всей начальной школы, но постепенно от знакомых образов и ощущений ребенок переходит к более взрослому осознанию тех же явлений.

Дети в 6-7 лет не могут еще учитывать все характеристики предмета или явления, они ориентируются на доминантную черту, упуская остальные. Это принцип централизации, который не позволяет учитывать мнения других. Ребенок видит только свою точку зрения и считает ее правильной. Постепенно эта черта уходит, уступая место новому типу мышления.



Благодаря растущему словарному запасу возникает возможность не только правильно думать, но и грамотно говорить, выражая свою точку зрения, доказывая ее, размышляя над ней.


В психологии выделяют три типа мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие

Понятие – это способность воспринимать наиболее важные черты какого-либо предмета или явления, видеть в нем главное, существенное. Понятий может быть много, они бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими. В процессе развития ребенок учится выделять разные понятия в вещах, которые его окружают, тем самым лучше познавая окружающий мир. Усвоить понятия помогают родители, другие дети и жизненные ситуации.

Понятие имеет обобщенный, абстрактный вид, оно не конкретно.


Суждение

Суждение – это словесное выражение понятий. В процессе суждения ребенок отрицает или утверждает какие-либо связи явлений действительности, анализирует их свойства и признаки. Суждения могут быть верными, ложными, общими, частными, единичными. Благодаря пониманию того, что является правильным, а что нет, кто может иметь какие-то признаки, а кто нет, по выделению конкретной особенности у кого-то по отношению к другим, ребенок учится различать все то, что его окружает, анализировать и выводить собственные суждения;


Умозаключение

Умозаключение – процесс выведения нового суждения на основе уже имеющихся ранее суждениях о понятных и знакомых вещах. Бывает умозаключение индивидуальное, дедуктивное и по аналогии. При индивидуальном ребенок воспринимает единичные факты о чем-то и приводит их к общему выводу. Дедуктивное умозаключение предполагает работу с готовым фактом и расчленение его на вспомогательные мелкие элементы. Проводить умозаключение по аналогии можно в том случае, если есть совпадение каких-либо параметров в сходном явлении, остальные факторы при этом не учитываются.

Критическое мышление в этом возрасте еще развито слабо, но постепенно начинают формироваться его зачатки. Чтобы процесс обучения шел в нужном темпе и ребенок хорошо развивался, важно использовать подходящие методы обучения. Развивать ребенка в этом возрасте лучше всего при помощи игр.


Виды игровой деятельности

Чтобы одинаково хорошо развивать творческое и пространственное мышление, необходимо использовать игры. Не стоит забывать и про упражнения, направленные на развитие музыкального, абстрактного мышления, логики, воображения, понятийного мышления. Если для дошкольника игры носят развлекательно-учебный характер, то в школе необходимо давать интересные задачи и задания, которые сделают уроки живыми, поддержат интерес к учебе и позволят быстрее и легче усвоить знания.

Цели деятельности учителя: стимулирование мыслительных процессов; развитие логического мышления; овладение основными логическими приемами: сравнением, обобщением, способностью выделять существенное; развитие языковой культуры.

ВложениеРазмер
Классный час "Мышление", 1 класс 89.27 КБ
Презентация , 1 класс 766.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 29.04.2019 Учитель: Варрава Елена Васильевна

Школа: № 95 Методист: Посадских Л.С.

Класс: 1-2 Состав группы: Оцарева Ана,

Урок: 5 Казакова Ирина,

Цели деятельности учителя: стимулирование мыслительных процессов; развитие логического мышления; овладение основными логическими приемами: сравнением, обобщением, способностью выделять существенное; развитие языковой культуры.

Предметные: знать , что такое мышление, его процессы; уметь обосновывать, отстаивать свои взгляды и убеждения; понимать или выражать предлагаемую информацию.

Личностные: правильно формулировать речевое высказывание; ориентироваться в исходящей от учителя информации.

Оборудование: учебная презентация, раздаточный материал.

Я тут специально протестировала друзей и получила следующие результаты. Только один человек из десяти более менее внятно ответил на этот вопрос. И то, потому, что учился в педагогическом ВУЗе и писал диплом по смежной тематике.

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какова тема занятия?

Тема: Развитие мышления у маленьких школьников

1. Узнать, что такое мышление

2. Узнать, как развивать мышление

3. Узнать, какие бывают виды мышления

Поэтому есть предложение, прежде чем говорить про развитие мышления, разобраться с тем, что же это такое. Чтобы знать, что развивать.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Ребята, как вы думаете, а что такое мышление?

Мышление — это познавательная деятельность человека. А мысль – это результат данной деятельности.

Мышление это то, что отличает человека от животных. Это такая же психическая функция, как и память, внимание, воображение.

Давайте проведём разминку нашего мышления.

Разминка. “Мозговая гимнастика”

Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Инструкция: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

Откуда оно берется?

Когда малышок рождается, мышлением он не обладает. Но он обладает врожденной способностью к нему. И эта способность постепенно развивается.

Ребята посмотрите, Незнайка написал нам послание из тех букв, которые он знает. Давайте попробуем прочитать то, что он нам хотел сказать.

– Как называется то, что вы видите?

– Что такое ребусы?

Ребята по цепочке разгадывают ребусы.

– Ласточка, сорока, стриж, аист ( картинки на слайде)– как это можно назвать одним словом?

– Значит, Незнайка хотел нам сказать, что он знает этих птиц.

– А знаете ли этих птиц вы?

А сейчас мы вам расскажем виды мышления и во время рассказа мы будем применять это на практике в виде игр.

Итак, различают следующие виды мышления:

  1. наглядно-действенное
    Когда малышу около года, он уже проявляет мышление. Даже если он еще не говорит. Он мыслит действуя. Например, достает игрушку из коробки, нанизывает колечки на пирамидку, забирается на стул, стучит молоточком по металлофону. Он думает, когда выполняет эти действия.
    А сейчас мы с вами поиграем в игру

Спичечные головоломки
Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Я буду вызывать к доске , но тех кто угадает загадки.

1.В школьной сумке я сижу, как ты учишься, скажу.

2. Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.

3.Мы ходим ночь, ходим днем, но никуда мы не уйдем, мы бьем исправно каждый час а вы , друзья, не бейте нас.

2. наглядно-образное;
Когда кроха подрастает, овладевает речью, то перед ним ставятся новые задачи, и для их решения детишкам приходится что-то представлять. То есть вызвать нужные образы.
Как вы думаете что такое наглядно-образное мышление?

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину, и обнаруживать ложь.

  • некоторые фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке квадраты;
  • все фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет многоугольников;
  • на карточке нет ни одного прямоугольника.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Каждой команде нужно будет составить рассказ по заданным картинкам. Картинки будут одинаковые, но последовательность будет разной. Первый ряд, для вас первый набор картинок, второй … (и т.д.)Молодцы! Какое же у нас с вами разнообразное мышление. А почему? Потому что у каждого свое индивидуальное мышление.

Развитие логического мышления

Как вы думаете что такое творческое мышление?

(Материал: опросные листы, простой карандаш.

Опросные листы - половина листа А 4, в центре - изображение фигуры (изготавливается студентами самостоятельно))

https://refdb.ru/images/820/1638937/m46e406ff.jpg

Ребята, возьмите листочки на партах. Эти фигурки вам нужно дорисовать. Посмотрите на них внимательно, подумайте, какую картинку вы сможете из них сделать и дорисуйте так, как не смог бы никто. Постарайтесь, чтобы ваши рисунки были необычными.

Ребята, начальная школа – это самое подходящее время для развития мышления. Какую тему мы проходили на прошлом занятии? А ведь именно благодаря мышлению у нас развиваются память, восприятие и другие психические процессы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Развитие логического мышления в 1 классе.

С чего начать? Изначально необходимо формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. Например, в первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения.

Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, нужно приступить к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.

Предлагаем сравнить три предмета: линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Потом предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все их свойства.

Для разнообразия используем и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет.

Берём такие задания:

Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

Найди результат, пользуясь решенным примером:

Сравни числа, записанные в первой и второй строчках. Сумма чисел в первой строчке рана 27. Как быстро можно найти сумму чисел записанных во второй строчке?

12 13 14 15 16 17

Учащиеся отвечают, что во втором столбике каждое из данных чисел на 10 больше соответствующего однозначного числа первого столбика. Таких чисел 6, значит сумма будет больше на 10х6. она равна 27+60=87.

Продолжи данный ряд чисел.

Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определенных терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материла, но и умственному развитию.

Для формирования логической грамотности у младших школьников в 1 и во 2 классах, обучение проводила по следующей тематике:

Читайте также: