Что такое музыкальный синтаксис кратко

Обновлено: 02.07.2024

Учебное пособие.
Конспективный дополнительный материал к курсу теории музыки в МУ.
Тверь 2006.
Вариант текста исправленный и дополненный в 2013 году.

Музыкальная семантика (греч.– значение единиц языка) – способность элементов музыкальной речи быть носителями художественного смысла, быть образно-выразительным знаком.

Восходящая квинтовая интонация ( - семантика квинты мелодической) – стилистическая черта мелодики русской протяжной песни (А.Островский), - уносящийся в безбрежную даль одинокий голос души.

Размер шрифта и нотного текста в примерах ориентирован на страницу А-5 (страницу брошюрки).

80 стр. и обложка в отдельном файле.
Документ Word, архив ZIP
1,6 Мб

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

Музыкальный синтаксис – описание музыкальных структур и закономерностей их соединения.

Слово синтаксис произошло от древнегреческого σύν-ταξις (σύν – вместе, ταξις – построение, порядок, звание). Когда мы пытаемся сконструировать мелодию из элементов, то на первый план действительно выступает проблема, как объединить элементы в целое, а не разваливающееся по форме произведение. Но, когда мы сталкиваемся с новым произведением в виде нот (хороший музыкант очень облегчает восприятие слушателя), то очень важно понять (именно понять, а не просто разделить) из каких элементов музыка состоит.

  • паузах, когда звучание реально прерывается;
  • в несколько меньшей степени, на больших длительностях, когда возникает психологическое ощущение, что самый важный звук уже прозвучал.

Членение музыки в этих случаях столь очевидно, что задачей музыканта, как правило, является не подчеркивание членения музыки, а, напротив, поиск исполнительских средств объединения этих построений. Именно поиск других средств, а не сокращение времени паузы или звука. Ведь синтаксис – слуга двух господ: музыкального содержания и коммуникации между слушателем и музыкантом. Не всегда легко угодить обоим: глубокое проникновение в идею автора делает музыку понятной не для всех, а легкость восприятия может привести к упрощению смысла.

Несколько менее очевидны, но все еще дающие информацию для ощущения местонахождения цезуры:

  • точный повтор какого-либо элемента (который музыкант чаще все-таки делает чуть-чуть неточным);
  • видоизмененный повтор (который хорошо воспринимается уже сам по себе).

Достаточно сложно воспринимается цезура между:

  • контрастными элементами (единство противоположностей может потребовать дополнительного исполнительского показа цезуры).

В учебниках по теории музыки и музыкальной форме можно найти множество определений составляющих музыкальный синтаксис элементов, но все эти определения описывают формальные структуры. по этим определениям нельзя понять в чем их содержательные различия. Абсурдно пытаться их копировать. Ниже приводится их нестандартное, но более точное описание.

Синтаксис в музыке изучает такие элементы как:

  • мотивы – простейшие музыкальные структуры, содержащие только одну сильную долю метрической пульсации (мотив может быть и крупнее такта, если он дробится на субмотивы, или, наоборот, написан такими крупными длительностями, что пульсация первых долей такта стремительно проносится на их фоне), и потому несущие простое эмоциональное содержание;
  • фразы – музыкальные структуры с содержанием, заключающимся в демонстрации некоей цикличности или изменчивости эмоционального состояния, и потому заключающее в себе более одной сильной доли метра, либо дробящиеся на мотивы (чаще два), либо представляющие собой целостное построение;
  • предложения – развернутые структуры с целостным содержанием все еще не представляющим законченную музыкальную мысль, чаще всего состоящие из двух фраз;
  • периоды – музыкальные структуры, выражающие законченную музыкальную мысль, состоящие из предложений (чаще двух).

Период – самое крупное музыкальное построение, изучаемое музыкальным синтаксисом, и самая мелкая из структур рассматриваемых музыкальной формой. Период может быть как отдельной законченной мыслью в развернутом произведении со сложной структурой, так и единственной мыслью в небольшом произведении.

В простой (чаще танцевальной) музыке распространена так называемая квадратная структура, когда мотив по продолжительности равен такту, фраза – двум тактам, предложение – четырем, а период – восьми. В этом случае структура является продолжением метра. Для простых размеров ( 2 4, 3 4) квадратный период будет иметь следующую структуру:

восьмитактовый квадратный период

Или со смещением, если музыка начинается с неполного такта (затакта):

Восьмитактовый квадратный период с затактом

В сложных размерах (например 4 4), в которых каждый такт кроме сильной первой содержит еще и относительно сильную долю, структура может быть такой же, как и в простых, но встречаются и четырехтактные периоды:

Четырехтактный период

Четырехтактный период с затактом

Четырехтактный период с затактом

Весьма распространен и противоположный случай, когда период составляет 16 и даже 32 такта.

Чем сложнее по содержанию музыка, тем меньше она напоминает указанные схемы:

Часто возникает вопрос, о том, как правильно определить границы между мотивами, фразами и т.п. Для начала следует разобраться, есть ли вообще в данном произведении те структуры, между которыми ведется поиск цезур. Ведь существует музыка, в которой нет ни фраз, ни мотивов, ни, даже тактов и тактового размера. Существует музыка, в которой нет даже звуков.

Разговор о синтаксисе можно будет продолжить после разбора выразительного значения тональностей, ладов и музыкальных функций.

Видеокурс "Музыкальный синтаксис" это бесплатный видеокурс состоящий из 8 уроков.

Основная задача курс - дать базовые знания об основах музыкального языка и научить использованию их в вашем творчестве.

Данный курс избавлен от всех недостатков классических учебников. Вы получаете современные знания, без сложных теорий. Курс нацелен на освоение современного звучания, которое Вы можете использовать в любых современных стилях - роке, поп музыке, электронному музыке и т.д

Что внутри?

Базовая теория

Краткий, но информативный обзор необходимого минимума понятия для изучения элементов музыкального синтаксиса

Мотивы

Подробный обзор одного из главных элементов музыкального языка.

Фразы

Детальный разбор фраз, фразировки. Вы узнаете 3 типа фраз

Ваш e-mail будет в безопасности.

Список уроков

1. Введение

Урок, который познакомит вас с базовыми понятиями музыкальной формы и музыкального синтаксиса.

2. Как образуется форма

Урок-исследование базовых принципов формообразования

3. Мотив

Основы музыкального синтаксиса начинаются с изучения мотива и его особенностей.

4. Интонационность и метрическое положение мотив

В этом уроке Вы углубите ваши знания о мотивах и узнаете базовые принципы интонирования.

5. Фраза

Фраза важнейший элемент современного музыкального языка. Узнайте, как образуется фраза и характерные особенности этого элемента музыкального языка

6. 3 типа фраз

Научитесь управлять музыкальным движением с помощью различных видов окончаний фразы

7. 4 базовых принципа формообразования

В этом уроке рассматриваются универсальные принципы формообразования, которые работают на любом уровне музыкальных построений

8. Резюме по формооразованию

Данные урок покажет метод анализа целой формы. Вы увидите, как отдельные элементы музыкального синтаксиса, работают на создание целой формы.

Характеристика периода:
По структуре
По тематизму
По гармоническому плану
1. Количество предложений
2. Квадратный /
неквадратный.
Квадратный период состоит
из 8 или 16 тактов.
Классический период обычно
делится на 2 предложения.
Повторного строения /
неповторного строения
Однотональный /
модулирующий.
Модулирующий период
начинается в одной
тональности, а оканчивается в
другой

По структуре
По тематизму
По гармоническому плану
1. Период состоит из двух
предложений
2. Период квадратный
Период повторного строения
Период однотональный (Ля
мажор)

По структуре
По тематизму
По гармоническому плану
1. Период состоит из двух
предложений
2. Период квадратный
Период неповторного
строения
Период модулирующий (из Ре
мажора в Ля мажор)

По структуре
По тематизму
По гармоническому плану
1. Период состоит из двух
предложений
2. Период неквадратный
Период повторного строения
Период однотональный (соль
минор)

Синтаксис периода:
Периодичность — последование равновеликих
построений:
1 1 1 1 или 2 2
Дробление – после слитной фразы идут более мелкие
мотивы:
211
Суммирование – после мотива и его повторения следует
слитная мотивная группа из двух разных мотивов:

Читайте также: