Планирование занятий по изобразительной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Для создания системы в планировании в ДОУ используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Решение поставленных программой задач обучения детей изобразительной деятельности и конструированию возможно лишь при четком, последовательном распределении их по занятиям.

Правильное планирование, а следовательно, и освоение детьми разных видов изобразительной деятельности и конструирования зависят от условий, которые необходимо выполнять.

Изобразительную деятельность в детском саду следует рассматривать как один из разделов воспитательно-образовательной работы, в котором, кроме специфических, решаются общие задачи: воспитание самостоятельности, активности, творчества; формирование умений прилагать волевые усилия при выполнении задания, доводить начатое дело до конца, а также некоторых элементов учебной деятельности.

Изобразительная деятельность как один из разделов работы с детьми тесно связана с другими разделами, со всей жизнью детей в дошкольном учреждении: с игрой, умственным воспитанием, развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальными занятиями. Поэтому, составляя план занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструированию, педагог помнит о взаимосвязи всех разделов воспитательной работы.

Приступая к составлению плана занятий на определенный период времени, педагог прежде всего уточняет, какая воспитательная работа будет проводиться с детьми в это же время по другим разделам, какие впечатления получат дети и что еще нужно сделать, чтобы подготовить воспитанников к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В первой младшей группе занятия рисованием и лепкой проводят со всеми детьми 2 раза в неделю в утренние часы.

Во второй младшей и средней группах занятия рисованием и лепкой1 раз в неделю, а занятия аппликацией и конструированием2 раза в месяц. Рисование и лепка по замыслу детей занимают примерно половину занятий. Со второй половины года в средней группе одно занятие в месяц отводят на декоративное рисование.

В старшей группе занятия рисованием проводят 2 раза в неделю, лепкой, аппликацией и конструированием1 раз в неделю. Одно занятие в месяц отводится декоративному рисованию, не менее одного занятия — на рисование по замыслу и одно — на лепку по замыслу детей.

Твердо устанавливать количество занятий в месяц по предметному и сюжетному рисованию не следует, так как оно может меняться.

В подготовительной к школе группе количество занятий в месяц по каждому виду изобразительной деятельности то же, что и в старшей группе.

Занятия по замыслу детей проводят по всем видам, не исключая и аппликацию, примерно один раз в месяц. Декоративному рисованию отводится два занятия в месяц. Желательно одно занятие в месяц уделять рисованию с натуры, время от времени проводить лепку и аппликацию с натуры.

Календарно-тематическое планирование изобразительной деятельности в ДОУ Сентябрь Тематика и виды деятельности "Весёлое лето" (рисование сюжетное) "Наши любимые игрушки" (лепка предметная) "Деревья в нашем парке" (рисование по представлению) "Цветные ладошки"(фантазийные композиции) (Аппликация силуэтное с элементами рисования) Образовательные.

Перспективный план занятий изостудии Перспективный план занятий ИЗО - студии Октябрь Осень, осень - в гости просим! 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1.Тема: Осенний лист (ри-сование ватными палочками) Цель: Учить обводить свою ладонь простым ка-рандашом. Учить наносить краску с помощью ватной палочки тычками.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие планирования. Виды планирования.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Решение поставленных программой задач обучения детей изобразительной деятельности возможно лишь при четком, последовательном распределении их по занятиям.

— календарно-тематическое (на месяц с указанием вида изображения, темы и задач обучения);

— перспективное (квартал, год).

Цель перспективного планирования – определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность. Такой план определяет основное направление в работе воспитателя на ближайшие 3 месяца (учебный год).

Тематический план работы составляется обычно на неделю. В нем отражаются общие требования программы и задачи годового плана детского сада.

Календарно-тематическое планирование составляется на 1 месяц с указанием вида изобразительной деятельности, темы занятия, цели и задач занятия. Также указываются необходимые материалы для занятия.

2. Принципы планирования.

1) Взаимосвязь процесса воспитания и обучения.

Изобразительную деятельность в детском саду следует рассматривать как один из разделов воспитательно- образовательной работы, в котором, кроме специфических, решаются общие задачи: воспитание самостоятельности, активности, развитие творчества, воли, формирование некоторых элементов учебной деятельности. Как один из разделов работы с детьми изобразительная деятельность должна быть связана с другими разделами, со всей жизнью детей в дошкольном учреждении. И прежде всего, с играми детей, с работой по ознакомлению с окружающим, с развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальными занятиями. Разносторонняя воспитательная работа с детьми создает то богатство представлений, ту эмоциональную насыщенность, потребность выразить свои впечатления, без которых невозможно решить задачи изобразительной деятельности. Например, программа по сенсорному воспитанию предусматривает развитие восприятия детей, формирование у них представлений о форме предметов, цвете, величине и т.д. Планируя занятия по изобразительной деятельности, важно помнить, какие представления усвоили дети в дидактических играх, в других видах деятельности, чтобы, опираясь на сенсорный опыт детей, обогащать и уточнять его при обучении рисованию, лепке, аппликации, конструированию и дизайну. Кроме того, с детьми проводят специальные наблюдения отдельных предметов и явлений природы, событий из жизни, рассматривание картин и узоров, чтение литературных произведений для последующего отображения в изобразительной деятельности. Эта разносторонняя работа включается либо в само занятие, либо в содержание прогулки, либо в самостоятельную деятельность детей во второй половине дня, либо в дидактические игры. Например, прежде чем рисовать с детьми снежинки, хорошо пронаблюдать их во время прогулки.

Приступая к составлению плана занятий на определенный период времени, следует прежде всего уточнить, какая воспитательная работа будет проводиться с детьми в этот же период по другим разделам, какие впечатления получат дети и какую работу надо провести специально, чтобы подготовить воспитанников к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием.

2) Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В первой и второй младших группах занятия по изобразительной деятельности проводятся два раза в неделю, в средне и старших группах – три раза в неделю в утренние часы. Продолжительность занятий:

— 1 младшая группа – 10-15 минут;

— 2 младшая группа – 15-20 минут;

— средняя группа – 20-25 минут;

— старшая группа 5-6 лет – 25-30 минут;

— старшая группа 6-7 лет – 25-30 минут.

В младших группах дети рисуют гуашью, карандашами, фломастерами. В старших группах материалы для рисования расширяются: последовательность их использования зависит от содержания изображения и выразительных особенностей материалов.

Разделы программы по изобразительной деятельности осуществляются не все сразу. В первой младшей группе даются первоначальные умения и навыки по технике рисования и лепки. Создание изображений не является еще предметом обучения – к этому дети только подводятся. Во второй младшей группе раздел изобразительных умений начинает занимать центральное место и соединяется с приобретением технических навыков в рисовании, лепке и аппликации. В средней группе, кроме названных разделов, включается декоративное и сюжетное рисование, дизайн. В старшей группе вводится рисование и лепка с натуры. Таким образом, в этой и последующих возрастных группах включаются все виды изображения.

Знания, навыки и умения, указанные в программе, должны усвоить все дети группы, но ход усвоения и уровень его различен: одни дети усваивают легче и скорее, другие медленнее и с большим трудом. Индивидуальные различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые дети усваивают одни умения, а некоторые – другие: одни отчетливее передают форму предметов, другие более чутки к цвету; у одних лучше удается лепка, у других – рисунки, третьи достигают большей ловкости во владении ножницами. Чтобы ребенок развивался равномерно во всех направлениях, планируют индивидуальную работу по изобразительной деятельности в виде игр, упражнений. Исходя из результатов занятий, индивидуальную работу нужно планировать систематически и целенаправленно, она не должна носить случайный характер.

3) Планирование по разделам программы.

4) Планирование по типам занятий.

В детском саду проводятся разные типы занятий соответственно степени усвоения знаний и умений. Каждое новое знание или умение усваивается детьми в течение ряда занятий, а иногда и в течение всего года. Чем сложнее программное требование, тем больше времени требуется для его усвоения. Уже в средней группе такого рода занятия занимают значительное время – не менее 2/3 всех занятий. Остальные занятия отводятся на изображения по замыслу. Выделяя занятия, на которых дети действуют по своему замыслу и желанию, не следует лишать детей возможности проявлять инициативу и самостоятельность на других занятиях. Поставленная воспитателем учебная задача может решаться разными путями. Необходимо предусматривать и такие пути, когда дети могут проявлять инициативу в выборе величины изображения, его цвета, положения в пространстве, в предпочтении одного из моментов сюжета и т.д.

5) Планирование по видам изобразительной деятельности.

Все виды изобразительной деятельности объединяет отражение окружающей действительности во всем ее многообразии. Но каждый вид имеет свою специфику: лепка позволяет отразить предметы и явления окружающей действительности в объеме, рисунок – плоскостно, в цвете, в пространстве, аппликация – в цвете, силуэтно. Передача пропорций может быть решена и в рисовании, и в лепке, ив аппликации. Каждому виду деятельности соответствует и своя техника изображения.

6) Принцип обучения от простого к сложному.

Некоторые авторы предлагают планировать в зависимости от линий обучения. Выделяют три линии в обучении детей рисованию. В каждой из них предполагается целенаправленное и последовательное освоение одного из средств художественной выразительности и в то же время закрепление ранее приобретенных навыков и умений в овладении иными средствами художественной выразительности.

1-я линия – научить детей изображать формы предметов: (предметное рисование) изображение предметов округлой, прямоугольной формы и предметов сложной конфигурации.

2-я линия – группа задач по сюжетному рисованию. Обучение композиционному построению рисунка, то есть пространственному предметов на плоскости листа и величинным соотношениям изображений. Сначала учат рисовать пейзаж, затем сюжет, где взаимодействуют природа и животные, затем – взаимодействуют природа, животные и человек.

3-я линия – задачи декоративного рисования. Обучение цвету и цветовым взаимоотношениям в рисунке: сначала ознакомление со свойствами и возможностями материалов, затем – передача в рисунке образцов народного ДПИ, затем творческое использование цвета.

7) Отбор содержания занятий.

Принципы отбора содержания изобразительной деятельности:

— учет эмоционально-интеллектуального опыта детей;

— формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы типичных, сходных по внешнему виду, форме и строению предметов;

— учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков;

— повторение сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности;

— учет сезонных явлений, событий общественной жизни.

Рабочая программа педагога дополнительного образования по ИЗО в ДОУ

Рекомендуем посмотреть:

План работы кружка для детей младшей группы ДОУ Рабочая программа для средней группе детского сада Рабочая программа по развитию речи для всех групп детского сада Рабочая программа по познавательному развитию для детей подготовительной группы ДОУ

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Решение поставленных программой задач обучения детей изобразительной деятельности возможно лишь при четком, последовательном распределении их по занятиям.

- календарно-тематическое (на месяц с указанием вида изображения, темы и задач обучения);

- перспективное (квартал, год).

Цель перспективного планирования – определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность. Такой план определяет основное направление в работе воспитателя на ближайшие 3 месяца (учебный год).

Тематический план работы составляется обычно на неделю. В нем отражаются общие требования программы и задачи годового плана детского сада.

Календарно-тематическое планирование составляется на 1 месяц с указанием вида изобразительной деятельности, темы занятия, цели и задач занятия. Также указываются необходимые материалы для занятия.

2. Принципы планирования.

1) Взаимосвязь процесса воспитания и обучения.

Изобразительную деятельность в детском саду следует рассматривать как один из разделов воспитательно- образовательной работы, в котором, кроме специфических, решаются общие задачи: воспитание самостоятельности, активности, развитие творчества, воли, формирование некоторых элементов учебной деятельности. Как один из разделов работы с детьми изобразительная деятельность должна быть связана с другими разделами, со всей жизнью детей в дошкольном учреждении. И прежде всего, с играми детей, с работой по ознакомлению с окружающим, с развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальными занятиями. Разносторонняя воспитательная работа с детьми создает то богатство представлений, ту эмоциональную насыщенность, потребность выразить свои впечатления, без которых невозможно решить задачи изобразительной деятельности. Например, программа по сенсорному воспитанию предусматривает развитие восприятия детей, формирование у них представлений о форме предметов, цвете, величине и т.д. Планируя занятия по изобразительной деятельности, важно помнить, какие представления усвоили дети в дидактических играх, в других видах деятельности, чтобы, опираясь на сенсорный опыт детей, обогащать и уточнять его при обучении рисованию, лепке, аппликации, конструированию и дизайну. Кроме того, с детьми проводят специальные наблюдения отдельных предметов и явлений природы, событий из жизни, рассматривание картин и узоров, чтение литературных произведений для последующего отображения в изобразительной деятельности. Эта разносторонняя работа включается либо в само занятие, либо в содержание прогулки, либо в самостоятельную деятельность детей во второй половине дня, либо в дидактические игры. Например, прежде чем рисовать с детьми снежинки, хорошо пронаблюдать их во время прогулки.

Приступая к составлению плана занятий на определенный период времени, следует прежде всего уточнить, какая воспитательная работа будет проводиться с детьми в этот же период по другим разделам, какие впечатления получат дети и какую работу надо провести специально, чтобы подготовить воспитанников к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием.

2) Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В первой и второй младших группах занятия по изобразительной деятельности проводятся два раза в неделю, в средне и старших группах – три раза в неделю в утренние часы. Продолжительность занятий:

- 1 младшая группа – 10-15 минут;

- 2 младшая группа – 15-20 минут;

- средняя группа – 20-25 минут;

- старшая группа 5-6 лет – 25-30 минут;

- старшая группа 6-7 лет – 25-30 минут.

В младших группах дети рисуют гуашью, карандашами, фломастерами. В старших группах материалы для рисования расширяются: последовательность их использования зависит от содержания изображения и выразительных особенностей материалов.

Разделы программы по изобразительной деятельности осуществляются не все сразу. В первой младшей группе даются первоначальные умения и навыки по технике рисования и лепки. Создание изображений не является еще предметом обучения – к этому дети только подводятся. Во второй младшей группе раздел изобразительных умений начинает занимать центральное место и соединяется с приобретением технических навыков в рисовании, лепке и аппликации. В средней группе, кроме названных разделов, включается декоративное и сюжетное рисование, дизайн. В старшей группе вводится рисование и лепка с натуры. Таким образом, в этой и последующих возрастных группах включаются все виды изображения.




Знания, навыки и умения, указанные в программе, должны усвоить все дети группы, но ход усвоения и уровень его различен: одни дети усваивают легче и скорее, другие медленнее и с большим трудом. Индивидуальные различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые дети усваивают одни умения, а некоторые – другие: одни отчетливее передают форму предметов, другие более чутки к цвету; у одних лучше удается лепка, у других – рисунки, третьи достигают большей ловкости во владении ножницами. Чтобы ребенок развивался равномерно во всех направлениях, планируют индивидуальную работу по изобразительной деятельности в виде игр, упражнений. Исходя из результатов занятий, индивидуальную работу нужно планировать систематически и целенаправленно, она не должна носить случайный характер.

3) Планирование по разделам программы.

4) Планирование по типам занятий.

В детском саду проводятся разные типы занятий соответственно степени усвоения знаний и умений. Каждое новое знание или умение усваивается детьми в течение ряда занятий, а иногда и в течение всего года. Чем сложнее программное требование, тем больше времени требуется для его усвоения. Уже в средней группе такого рода занятия занимают значительное время – не менее 2/3 всех занятий. Остальные занятия отводятся на изображения по замыслу. Выделяя занятия, на которых дети действуют по своему замыслу и желанию, не следует лишать детей возможности проявлять инициативу и самостоятельность на других занятиях. Поставленная воспитателем учебная задача может решаться разными путями. Необходимо предусматривать и такие пути, когда дети могут проявлять инициативу в выборе величины изображения, его цвета, положения в пространстве, в предпочтении одного из моментов сюжета и т.д.

5) Планирование по видам изобразительной деятельности.

Все виды изобразительной деятельности объединяет отражение окружающей действительности во всем ее многообразии. Но каждый вид имеет свою специфику: лепка позволяет отразить предметы и явления окружающей действительности в объеме, рисунок – плоскостно, в цвете, в пространстве, аппликация – в цвете, силуэтно. Передача пропорций может быть решена и в рисовании, и в лепке, ив аппликации. Каждому виду деятельности соответствует и своя техника изображения.

6) Принцип обучения от простого к сложному.

Некоторые авторы предлагают планировать в зависимости от линий обучения. Выделяют три линии в обучении детей рисованию. В каждой из них предполагается целенаправленное и последовательное освоение одного из средств художественной выразительности и в то же время закрепление ранее приобретенных навыков и умений в овладении иными средствами художественной выразительности.

1-я линия – научить детей изображать формы предметов: (предметное рисование) изображение предметов округлой, прямоугольной формы и предметов сложной конфигурации.

2-я линия – группа задач по сюжетному рисованию. Обучение композиционному построению рисунка, то есть пространственному предметов на плоскости листа и величинным соотношениям изображений. Сначала учат рисовать пейзаж, затем сюжет, где взаимодействуют природа и животные, затем – взаимодействуют природа, животные и человек.

3-я линия – задачи декоративного рисования. Обучение цвету и цветовым взаимоотношениям в рисунке: сначала ознакомление со свойствами и возможностями материалов, затем – передача в рисунке образцов народного ДПИ, затем творческое использование цвета.

7) Отбор содержания занятий.

Принципы отбора содержания изобразительной деятельности:

- учет эмоционально-интеллектуального опыта детей;

- формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы типичных, сходных по внешнему виду, форме и строению предметов;

- учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков;

- повторение сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности;

- учет сезонных явлений, событий общественной жизни.

1. Понятие планирования. Виды планирования.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Решение поставленных программой задач обучения детей изобразительной деятельности возможно лишь при четком, последовательном распределении их по занятиям.

- календарно-тематическое (на месяц с указанием вида изображения, темы и задач обучения);

- перспективное (квартал, год).

Цель перспективного планирования – определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность. Такой план определяет основное направление в работе воспитателя на ближайшие 3 месяца (учебный год).

Тематический план работы составляется обычно на неделю. В нем отражаются общие требования программы и задачи годового плана детского сада.

Календарно-тематическое планирование составляется на 1 месяц с указанием вида изобразительной деятельности, темы занятия, цели и задач занятия. Также указываются необходимые материалы для занятия.

2. Принципы планирования.

1) Взаимосвязь процесса воспитания и обучения.

Изобразительную деятельность в детском саду следует рассматривать как один из разделов воспитательно- образовательной работы, в котором, кроме специфических, решаются общие задачи: воспитание самостоятельности, активности, развитие творчества, воли, формирование некоторых элементов учебной деятельности. Как один из разделов работы с детьми изобразительная деятельность должна быть связана с другими разделами, со всей жизнью детей в дошкольном учреждении. И прежде всего, с играми детей, с работой по ознакомлению с окружающим, с развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальными занятиями. Разносторонняя воспитательная работа с детьми создает то богатство представлений, ту эмоциональную насыщенность, потребность выразить свои впечатления, без которых невозможно решить задачи изобразительной деятельности. Например, программа по сенсорному воспитанию предусматривает развитие восприятия детей, формирование у них представлений о форме предметов, цвете, величине и т.д. Планируя занятия по изобразительной деятельности, важно помнить, какие представления усвоили дети в дидактических играх, в других видах деятельности, чтобы, опираясь на сенсорный опыт детей, обогащать и уточнять его при обучении рисованию, лепке, аппликации, конструированию и дизайну. Кроме того, с детьми проводят специальные наблюдения отдельных предметов и явлений природы, событий из жизни, рассматривание картин и узоров, чтение литературных произведений для последующего отображения в изобразительной деятельности. Эта разносторонняя работа включается либо в само занятие, либо в содержание прогулки, либо в самостоятельную деятельность детей во второй половине дня, либо в дидактические игры. Например, прежде чем рисовать с детьми снежинки, хорошо пронаблюдать их во время прогулки.

Приступая к составлению плана занятий на определенный период времени, следует прежде всего уточнить, какая воспитательная работа будет проводиться с детьми в этот же период по другим разделам, какие впечатления получат дети и какую работу надо провести специально, чтобы подготовить воспитанников к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием.

2) Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В первой и второй младших группах занятия по изобразительной деятельности проводятся два раза в неделю, в средне и старших группах – три раза в неделю в утренние часы. Продолжительность занятий:

- 1 младшая группа – 10-15 минут;

- 2 младшая группа – 15-20 минут;

- средняя группа – 20-25 минут;

- старшая группа 5-6 лет – 25-30 минут;

- старшая группа 6-7 лет – 25-30 минут.

В младших группах дети рисуют гуашью, карандашами, фломастерами. В старших группах материалы для рисования расширяются: последовательность их использования зависит от содержания изображения и выразительных особенностей материалов.

Разделы программы по изобразительной деятельности осуществляются не все сразу. В первой младшей группе даются первоначальные умения и навыки по технике рисования и лепки. Создание изображений не является еще предметом обучения – к этому дети только подводятся. Во второй младшей группе раздел изобразительных умений начинает занимать центральное место и соединяется с приобретением технических навыков в рисовании, лепке и аппликации. В средней группе, кроме названных разделов, включается декоративное и сюжетное рисование, дизайн. В старшей группе вводится рисование и лепка с натуры. Таким образом, в этой и последующих возрастных группах включаются все виды изображения.

Знания, навыки и умения, указанные в программе, должны усвоить все дети группы, но ход усвоения и уровень его различен: одни дети усваивают легче и скорее, другие медленнее и с большим трудом. Индивидуальные различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые дети усваивают одни умения, а некоторые – другие: одни отчетливее передают форму предметов, другие более чутки к цвету; у одних лучше удается лепка, у других – рисунки, третьи достигают большей ловкости во владении ножницами. Чтобы ребенок развивался равномерно во всех направлениях, планируют индивидуальную работу по изобразительной деятельности в виде игр, упражнений. Исходя из результатов занятий, индивидуальную работу нужно планировать систематически и целенаправленно, она не должна носить случайный характер.

3) Планирование по разделам программы.

4) Планирование по типам занятий.

В детском саду проводятся разные типы занятий соответственно степени усвоения знаний и умений. Каждое новое знание или умение усваивается детьми в течение ряда занятий, а иногда и в течение всего года. Чем сложнее программное требование, тем больше времени требуется для его усвоения. Уже в средней группе такого рода занятия занимают значительное время – не менее 2/3 всех занятий. Остальные занятия отводятся на изображения по замыслу. Выделяя занятия, на которых дети действуют по своему замыслу и желанию, не следует лишать детей возможности проявлять инициативу и самостоятельность на других занятиях. Поставленная воспитателем учебная задача может решаться разными путями. Необходимо предусматривать и такие пути, когда дети могут проявлять инициативу в выборе величины изображения, его цвета, положения в пространстве, в предпочтении одного из моментов сюжета и т.д.

5) Планирование по видам изобразительной деятельности.

Все виды изобразительной деятельности объединяет отражение окружающей действительности во всем ее многообразии. Но каждый вид имеет свою специфику: лепка позволяет отразить предметы и явления окружающей действительности в объеме, рисунок – плоскостно, в цвете, в пространстве, аппликация – в цвете, силуэтно. Передача пропорций может быть решена и в рисовании, и в лепке, ив аппликации. Каждому виду деятельности соответствует и своя техника изображения.

6) Принцип обучения от простого к сложному.

Некоторые авторы предлагают планировать в зависимости от линий обучения. Выделяют три линии в обучении детей рисованию. В каждой из них предполагается целенаправленное и последовательное освоение одного из средств художественной выразительности и в то же время закрепление ранее приобретенных навыков и умений в овладении иными средствами художественной выразительности.

1-я линия – научить детей изображать формы предметов: (предметное рисование) изображение предметов округлой, прямоугольной формы и предметов сложной конфигурации.

2-я линия – группа задач по сюжетному рисованию. Обучение композиционному построению рисунка, то есть пространственному предметов на плоскости листа и величинным соотношениям изображений. Сначала учат рисовать пейзаж, затем сюжет, где взаимодействуют природа и животные, затем – взаимодействуют природа, животные и человек.

3-я линия – задачи декоративного рисования. Обучение цвету и цветовым взаимоотношениям в рисунке: сначала ознакомление со свойствами и возможностями материалов, затем – передача в рисунке образцов народного ДПИ, затем творческое использование цвета.

7) Отбор содержания занятий.

Принципы отбора содержания изобразительной деятельности:

- учет эмоционально-интеллектуального опыта детей;

- формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы типичных, сходных по внешнему виду, форме и строению предметов;

- учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков;

- повторение сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности;

В программе представлены целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел, календарно-тематическое планирование во второй младшей, средней, старшей. подготовительной группах детского сада

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_po_izo.doc 601 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Педагогический совет Заведующая МБДОУ

МБДОУ Темниковский детский сад Темниковский детский сад

комбинированного вида «Золотой комбинированного вида

Протокол № _1_____ ___________________ Мезина И.П.

по изобразительной деятельности для детей 3 -7 лет

на 2019-2020 учебный год

воспитатель Ишеева Л. В.

Темников 2019 г.

Целевой раздел образовательной программы.

Цели и задачи реализации Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Характеристики возрастных особенностей развития детей

Планируемые результаты освоения программы

Система мониторинга достижения детьми общеобразовательной программы

Содержательный раздел программы

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Материально-техническое обеспечение программы

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Организованная образовательная изобразительная деятельность

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Необходимость развития творческих способностей человека и их важность для формирования полноценной личности, способной к самоопределению и саморазвитию, сегодня трудно переоценить.
Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность.

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому.


Программа представляет собой последовательную систему формирования эстетического отношения и художественных способностей детей 3 – 7 лет в изобразительной деятельности и отражает содержательный минимум и требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам дошкольников.

Рабочая программа разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 3-7 лет.

Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Программа построена с учетом специфики методики работы в разных возрастных группах и дидактических принципов.

Методика работы в разных возрастных группах:


Дидактические принципы построения и реализации программы.

Возрастные особенности контингента детей.

Возрастная характеристика контингента детей 3-4 лет.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы.

Возрастная характеристика контингента детей 4-5 лет

Значительное развитие получает изобразительная деятельность . Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.

Возрастная характеристика контингента детей 5-6 лет

В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение.

Возрастная характеристика контингента детей 6-7 лет

В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят , имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие возрастные характеристики возможных достижений ребенка:


К концу года дети 3 – 4 лет могут:

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.


  • Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

  • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета.

  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
  • Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
  • Раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук;

отламывать от большого комка маленькие комочки;

сплющивать комок ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу;

используя названные приемы, изображать в лепке разнообразные предметы;

К концу года дети 4 – 5 лет могут:

Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к мордовским игрушкам и украшению одежды мордовским орнаментом.


  • Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.

  • Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской, мордовской росписи.


К концу года дети 5 – 6 лет могут:

Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).

Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Знать особенности изобразительных материалов.


  • Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
    Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства, в том числе мордовского орнамента.

Уметь лепить знакомые предметы, скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, прищипывать и оттягивать детали;

Развита фантазия, творческое мышление, воображение, тонкая моторика рук.

Проявлен интерес к творчеству.

К концу года дети 6 – 7 лет могут:

Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство.

Называть основные выразительные средства произведений искусства.


  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.

  • Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.

  • Расписывать вылепленные изделия по мотивам мордовского народного искусства.


1.2.2. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы

Мониторинг детского развития проводится три раза в год.

Дети ярко эмоционально реагируют на предлагаемые задания, увлеченно выполняют их.

Дети активны и настойчивы в изучении материалов и инструментов для того, чтобы их применять в своей деятельности. Они самостоятельно пытаются получить новый результат с их помощью.

Дети легко выделяют и называют цвета (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, серый, коричневый, охра, розовый, голубой, сиреневый, сине-зеленый), оттенки: красно-оранжевый, оранжево-желтый, желто-зеленый, зелено-синий, сине-фиолетовый, фиолетово-красный и т.д), свободно экспериментируют с цветом, используя разные способы для смешения, свободно составляют гармоничные композиции из цветов и оттенков и растяжку оттенков (5-7 оттенков) одного цвета. Дети могут передать через цвет различные ощущения и эмоции, создать с помощью цвета абстрактный образ (настроение, сон, характер и т.д.)

Дети свободно выделяют и называют геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед), соотносят фигуры с предметами (объектами), преобразовывают пятно в образ, используя различные инструменты и материалы, применяют точку, линию и пятно в качестве выразительных средств, нанося их разными инструментами, и комбинируя друг с другом для создания образа, изображают плоские геометрические фигуры (круг, треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат, овал, трапеция), пользуются штриховкой, тушевкой, стремясь передать форму предмета (объекта).

Дети создают фон, используя различные выразительные средства, материалы и техники, отображают линию горизонта в процессе создания композиции, уравновешивают композицию, дополняя ее необходимыми деталями, применяют классические художественные техники, владеют различными изобразительными инструментами, приемами (тычка, примакивания, мазка, выщипывания, сминания, скатывания, раскатывания, отщипывания, расплющивания, прищипывания, обрывание, сложение бумаги в разных направлениях, вырезывание, примазывание, скручивание), подбирают неклассические техники в работе.

Дети способны передать содержание образа с помощью выразительных средств.

  • Способность передавать через образ эмоциональное состояние

Дети способны передать с помощью доступных средств настроение и характер образа.

Читайте также: