Что такое монахи история 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

(от греч. monachos — одинокий, отшельник) — член церковной общины, давший обет вести в монастыре аскетическую жизнь по установленным церковным правилам (отказ от имущества, связей с семьёй, брака и др.).

греч. monachos – живущий уединенно), духовное лицо, давшее обет вести аскетическую жизнь в соответствии с церковными правилами. С 1725 г. пострижение в монашество стало дозволяться только царем.

верующий человек, который рассматривает изоляцию от внешнего мира как идеальную форму служения Богу, ведет обособленный образ жизни, регламентированный церковными предписаниями. Обобщенное название лиц черного духовенства, связавшего себя обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и др.

член особого религиозного объединения, принадлежность к которому рассматривается церковной традицией как идеальная форма служения Богу. Собирающийся стать М. проходит обряд пострижения, символизирующий полное отречение от мира греха и абсолютное повиновение церкви. В буддизме М. становятся только мужчины, в христианстве монашество могут принимать и женщины.

(греч. один) – христианин, отказавшийся от жизни в миру и посвятивший себя Богу через принятие определенных обетов, которые сводятся к трем основным: послушанию, нестяжанию и целомудрию. Принятие обетов сопровождается постригом, означающим безусловное подчинение воле Божией. В православной традиции монашеское отречение от мира – не следствие гнушания миром Божиим и радостями жизни, а стремление освободиться от страстей и грехов. Цель жизни инока – возвращение к состоянию ангельской чистоты и непорочности, изначально свойственных первым людям; преображение своей человеческой природы, поврежденной грехом; сосредоточенная молитва за мир и духовное врачевание мирских недугов с помощью благодатной силы, получаемой от Бога. Православное монашество делится на три группы в соответствии с принятыми обетами: 1) рясофорные М. (греч. рясофор – носящий рясу) образуют группу готовящихся к принятию малой схимы (греч. форма, вид); 2) М. малой схимы – принимают обет послушания, нестяжания и целомудрия; 3) М. великой схимы, или ангельского образа (схимонахи), принимают обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные М. и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Монашество возникло в III в. на христ. Востоке, сначала как несколько скитов удалившихся в пустынные места отшельников, затем в IV в., когда прекратились гонения на христиан, оно стало массовым. Византийские М. заселили пустыни Египта, Сирии, Палестины. Монашество IV–V вв. было трех видов – общежительное (когда М. жили совместно), пустынножительное (когда М. жили отдельно) и полуотшельническое (когда М. жили группами по дватри человека). На Руси основным типом монашеского жития стало общежитие (киновия). Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские.

Монахи, как таковые – это служители Бога, но решившие вести одиночный (уединенный) или скитальческий образ жизни.

от слова моно-один, отшельник от светской жизни, чтобы все время размышлять о жизни и Боге, молиться за всех и за вся

Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене.
(1 Кор. 7, 32-33).

Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.
(Флп. 1, 21).

Келья – гроб, и дверью хлоп!
Русская пословица.

Быть монахом не то есть, чтоб быть вне людей и мира, но то, чтоб, отрекшись от себя, быть вне пожеланий плоти и уйти в пустыню страстей (т. е. в бесстрастие) .
Преподобный Никита Стифат (XI век) .

Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте и деле.
Преподобный Иоанн Лествичник († 649).

Монах - это не тот, кто заключает себя в четыре стены, ничего не ест и не спит. Монах - это совершенный христианин, а христианство есть любовь к ближнему и любовь к Богу.
Иеромонах Сергий (Рыбко) (XX-XXI вв.) .

Монах тот, кто во всем делает себе принуждение.
Авва Захария.

Некоторые думают, что, воздержавшись от общения с женою и от всего видимого, они уже святы. Но на деле не так, потому что порок пребывает в уме, живет и возносится в сердце. Свят же тот, кто очистился и освятился по внутреннему человеку.
Преподобный Макарий Великий (IV век) .

Понуждение себя на всякую заповедь Божию составляет отличительную черту инока. Жительствующий так – инок.
Преподобный Иоанн Колов (V век).

См. раздел МОНАШЕСТВО

Монашество (монах от греч. μοναχός - одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к μόνος - один, одинокий) - образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию молитвой, аскетическим подвигам.

Монахи в России названы иноками, а монашество - иночеством (от "иной").

"Монахи сути те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою, – добродетелью, высшею всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться во едино с Богом.. .

Монашество - путь к совершенству

Кто такой монах?
иеромонах Сергий (Рыбко)
Административное устройство монастыря.
К тихому пристанищу
игумен Борис (Долженко)
О монашестве
прот. В. Свенцицкий
Граждане неба
прот. В. Свенцицкий
О монашестве
архимандрит Лазарь
Отцы-святогорцы и святогорские истории
старец Паисий
По святым местам. Встречи и судьбы
В. Н. Лялин
О монашестве
игум. Иларион (Алфеев)
Монашество
игум. Иларион (Алфеев)
Белое иночество
архиепископ Иоанн (Шаховской)
Очерки об Афоне
А. Дворкин
Сокровенный Афон
Игумен N
Монашество
радиостанция Град Петров
Единство идеала Христова
свмч. Иларион
Молодым людям, хотящим стать монахами
старец Паисий Святогорец
Лествица или Скрижали духовные
прп. Иоанн
Что такое монашество
архим. Рафаил (Карелин)
Брак, Монашество, Церковь
митрополит Антоний
Настольная книга для монашествующих и мирян
архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Приношение современному монашеству
святитель Игнатий Брянчанинов

Монах это воин. Его врагу тысячелетия. Если смотреть на бытие с духовной точки, то абсолютно все процессы бытия двояки: происходящее событие в физическом мире происходят в духовном. За всей неправдой, злобой, действием по страсти и прочими деструктивными косяками - стоит сатана. Он если можно так выразится питается ими, порождая иные деструктивные процессы и усиливаясь. А за правдой, добротой, любовью (совокупностью всего позитивного), подвигами и самоотверженностью стоит Бог. Монахи исполняя заповеди и молясь принимают на себя многие удары от сатаны (искушения), тем самым уменьшая его злые действия в бытии. Если-бы не было монахов, зла в мире было больше (хотя куда уж его больше) Монашество устроено Божьим промыслом, некоторые монахи могут видеть процессы бытия в духовном мире, поднимаясь по ступеням совершенства им открываются многие тайны.
Монах всю жизнь на войне, вся его жизнь это бой, и если воин рискует потерять жизнь, то монах не только жизнь но и душу, так как при искушении нападают мысли о самоубийстве. Монахи достигшие некоей степени совершенства в терпении бесячих атак, рискуют прельстится от гордости, но это уже тема другого разговора.

2. Один из фиваидских старцев рассказывал: «Я был сыном эллинского жреца. Так вот, еще будучи отроком, я увидел однажды, как мой отец идет, как обычно, в храм для принесения жертвы. Я пошел следом. И увидел я сатану, который сидел на троне, и все его воинство было вокруг него. Тут один из его князей стал посредине и поклонился ему. Сатана спросил его:
– Откуда пришел ты?
– Я был в такой-то стране, — отвечал тот, — поднял там войну, пролил много крови и теперь пришел доложить тебе.
– Сколько у тебя ушло времени на это? — спросил его диавол.
– Тридцать дней, — ответил тот.
Услышав это, сатана сказал:
– За такое время ты только это и сделал! — и велел бить его бичами.
Вышел точно так же еще один и сказал:
– Я был на море, поднял там ветер, потопил корабли, погубил много народу и теперь пришел доложить тебе.
Сатана опять спросил его, сколько времени у него на это ушло. Когда же узнал, что двадцать дней, приказал бить его бичами, как и первого, за то, что тот больше ничего не сделал. Затем подошел еще один. Он был в одном городе на свадьбе, вызвал распрю и устроил большое кровопролитие, причем даже жених и невеста были убиты. Он сказал, что смог это сделать за десять дней. Но его тоже обвинили в бесполезной трате времени, и он был наказан бичами. И тут после них всех вышел на середину еще один. Диавол спросил его:
– А ты откуда пришел?
– Я был в пустыне, — ответил тот, — где я уже сорок лет боролся с одним монахом, и в эту ночь я ввел его в блуд.
Сатана, как только это услышал, сразу встал, расцеловал его, снял с себя венец, который носил, и возложил на него, затем принесли еще один трон и поставили рядом, и диавол усадил его рядом с собой. При этом он хвалил его: дескать, смог ты сделать большое дело.
– Так вот, — рассказывал старец, — я увидел все это и понял, сколь велико монашество и как оно страшно для бесов. И, благодатью Божией, я ушел оттуда и стал монахом.

— Должны ли люди быть благодарны за то, что мы для них делаем? — спросили раз монахи авву Макария.
— Вовсе нет, — отвечал старец. — Дайте слепому глаза, и он тотчас потребует бровей.

В процессе исторического развития в монастырях появлялись свои правила – нормы поведения и образа жизни. Свод правил для монахов российских монастырей, был схож с порядками, существовавшими в монастырях Византии. Чтобы стать монахом, мирянин проходил послушание.

Послушание, это временной отрезок, в течение которого мирянин, стремящийся стать монахом беспрекословно выполнял все просьбы и поручения братьев, живших в обители. Послушник (мирянин, желающий стать монахом), проверял свои духовные и физические силы. Если ему удавалось преодолеть все трудности, то мирянин сможет безболезненно распрощается с прежним укладом мирской жизни.

Монахи

Обряд посвящения мирянина в монахи начинается с пострига. Постриг, это символический обряд. Мирянину, желающему принять монашество, выстригают на голове крест. Потом мирянин меняет одежду. Вместо мирской рубашки, он надевает монашеское платье – рясу.

Человек только что постриженный в монахи, получает новое имя в знак полного разрыва с прежним своим миром. Далее монах может принять большую или малую схиму. Схима обязывает к неким нормам поведения.

Некоторые монахи становятся монахами – столпниками. Монахи – столпники, могли подолгу стоять на возвышении, читать молитвы. Другие же решали уйти из монастырских стен и начинали одиночную жизнь. Домом для такого монаха-отшельника, становилась небольшая избушка или землянка, именуемая скитом.

Как же проходит день монаха? Попробуем рассказать поподробней. Монашеское утро начинается в полночь. Звенят колокола, которые сигнализируют о том, что начались новые сутки. Монахи собираются в храме, и начинается церковная служба. По окончании службы настоятель делает поучение. Когда настоятель монастыря заканчивает речь, монахи расходятся по своим кельям. Нет, монахи не идут спать. Каждый монах, обязан сделать определенное число поклонов перед образами и прочитать определенное число молитв.

Монах

В пять утра в монастырских стенах снова звонит колокол. Он снова созывает братию на молитву в храм. После службы монахи идут завтракать. Трапезничают они скромно: едят хлеб, пьют чай или квас. Теперь до обеда монахи опять расходятся по кельям, выполняя различные послушания.

После обеда, еще пару-тройку часов труда. И опять на службу в храм. Вечерняя служба обычно идет полтора часа. По ее окончанию монахи идут ужинать. После ужина еще одна служба. День монаха подходит к концу. В 7 часов можно лечь спать.

Не все монахи занимаются только молитвами и поклонами. Есть часть монастырской братии, которая занимается трудом. Кто-то льет пот в мастерских, а кто- то на полях, выращивая хлеб.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Жизнь и быт монахов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жизнь и быт монахов.

Жизнь и быт монахов.

Монашеский бытВ тот момент, когда мирской человек решает сменить обычную одеж.

Монашеский быт
В тот момент, когда мирской человек решает сменить обычную одежду на
монашескую рясу, жизнь его превращается в путь, по которому шаг за шагом
он старается приблизиться к Богу.
Между тем эти пути могут быть разнообразными. За тысячи лет
существования монастырского Афона, организация монашеской жизни приобрела различные формы.

Сегодня на Афоне помимо двадцати
крупных общежительных монастырей,
Существуют также скиты, кельи, и ещё
несколько отшельников.

Монастырская гостиница - АрходарикиПо приезду в монастырь вы направляйтесь в.

Монастырская гостиница - Арходарики
По приезду в монастырь вы направляйтесь в монастырскую гостиницу,
организованную специально для принятия паломников со всего света.
Убранство такой гостиницы полностью соответствует убранству самого
монастыря: простые, чистые и одновременно уютные комнаты.
В Арходарики вас встречает архондарис – монах, на которого возло-
жена эта обязанность (обычно на один год). Он проверяет законность
вашего пребывания на Афоне (наличие разрешения) и записывает
вас в книгу паломников.

Время на АфонеПосле того, как вы устроитесь в своей комнате, архондарис введё.

Время на Афоне
После того, как вы устроитесь в своей комнате, архондарис введёт
вас в курс порядков монастыря, которым вы также должны будете
подчиняться.

С этого момента вы становитесь настоящим официальным палом-
ником и попадаете в пространство и время монастырского Афона.

Первое, о чём должен забыть попадающий в любой из афонских
монастырей – это наручные часы. Абсолютное большинство монахов
считают началом нового дня тот час, когда заходит солнце.

Обычный монастырский деньВ тот час, когда солнце садится, монахи удаляются в.

Обычный монастырский день
В тот час, когда солнце садится, монахи удаляются в свои кельи, где нем-
ного отдыхают, после чего начинают чтения и молитвы.

Старые монахи, повторяя нечётное количество раз одну и ту же молитву,
выходят на некий метафизический уровень, где молитва повторяется с
каждым дыханием. Каждый вдох – одна просьба.

Примерно в два часа ночи (по светскому времени), один из монахов об-
ходит монастырь и совершает обряд борьбы с тёмными силами, постукивая
деревянным молоточком по таланту – деревянной доске.

4. В тускло освещённом уголке, один из монахов – чтецов читает шёпотом п.


4. В тускло освещённом уголке, один из монахов – чтецов читает шёпотом
последование полуночи (ночную службу). Атмосфера невероятно впечатляющая: в приглушённом свете двух – трёх лампад, освещающих древние настенные фрески (иконы), беззвучно появляются одетые в чёрное фигуры монахов, читающих молитвы.

Монахи и паломники, опираясь на твёрдую церковную скамью, сосредоточенно внимают мелодичным песнопениям монастырского хора, участники которого, разделённые на две половины поют, приклонив головы.

Монахи едят мало, поскольку еда для них второстепенна и, конечно, никогда не.

Монахи едят мало, поскольку еда для них второстепенна и, конечно,
никогда не едят ради удовольствия. Когда трапеза закончена, монахи
удаляются на некоторое время, после чего идут на ежедневные работы.

Сон занимает в монастырской жизни ровно такое же место, как и приём
пищи: монахи спят столько, сколько нужно, чтобы не умереть и не утра-
тить здравый рассудок. Однако потребность во сне, как и другие
основные желания человека, для афонского монаха – лишь искушения
и страсти, которые он старается победить своей молитвой.
Сразу по завершению песнопений, обычно около 6 утра (по светскому времени) следует трапеза, то есть первый прием пищи в этот день. Трапезничают в специальном месте – трапезной, которая находится рядом с храмом.

Отец Феодосий рассказывает, что в подворье при Свято - Троице - Владимирском.

Отец Феодосий рассказывает, что в подворье при Свято -
Троице - Владимирском
соборе сейчас живут 20 монахов и трое послушников.
Послушник - это тот, кто только встал на путь
монашества.
Священники и служители будут испытывать его веру и волю
не меньше трёх лет, прежде чем проведут ритуал пострига.
Ритуал включает в себя три обета -
безбрачия, нестяжания и послушания. Отказаться от личной
жизни, имени и имущества проще, чем от собственной воли
- отдать себя в руки церкви и настоятеля.
Новое имя постриженного означает,
что на небесах о его спасении перед богом
будет просить одноименный святой.

Читайте также: