Что такое мнемотаблица в детском саду

Обновлено: 28.04.2024

Последовательность в работе с мнемотаблицами:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2этап. Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно - образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, ассоциативное мышление повысить внимательность.

Приемы мнемотехники строятся от простого к сложному:

Мнемоквадраты - символическое или образное изображение одного предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и т.д.);

Мнемодорожки - последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.

Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами -понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки - это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура - это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Где можно использовать мнемосхемы?

- пересказ художественной литературы;

- обогащение словарного запаса;

- обучение составлению рассказов;

- отгадывание и загадывание загадок;

- ознакомление с миром природы и т.д.

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.

Рассказы по мнемотаблицам.

Составление рассказа о зиме.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Сидит дед во 100 шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Без рук, без топора, а построена изба. (Гнездо)

Описательные расказы по лексическим темам.

Ожидаемые результаты. У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мнемотаблицы в работе с детьми

Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций. Использов.


Мнемотаблицы в работе с детьми.

Мнемотаблицы в работе с детьми Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделир.

Презентация из опыта работы: "Мнемотаблицы в работе с детьми с ОНР".

Презентация даст возожность воспитателям убедиться в актуальности использования мнемотаблиц в работе с детьми с ОНР.


Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта проблема становится особенно значимой. Главной и о.


Консультация для воспитателей.

Выступление на педсовете«Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста».


Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или театрализованной форме, чем особенно привлекают малышей. В процессе работы с детьми логопедами и педагогами используется множество современных методик, среди которых ярко выделяется мнемотехника, направленная на активное развитие уровня связной речи и памяти у ребят дошкольного возраста.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для повышения уровня развития речи является собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.

При условии системности в проведении занятий мнемотехника для развития речи позволяет:

• улучшать запоминание услышанных текстов в форме рассказов, сказок и др. ;

• превращать зрительно приобретенные данные в абстрактные (а также наоборот);

• создавать закономерные цепочки событий;

• расширять словарный запас;

• стимулировать развитие фантазии и мышления;

• развивать способность детей составлять сложноподчиненные предложения описательного типа, в состав которых входит множество слов.

Мнемотехника, как один из самых эффективных способов запоминания, активно применяется не только логопедами, а и воспитателями в детском саду и других дошкольных учреждениях.

Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.

Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.

Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.

Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали.

Области использования

Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.

С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

• Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.

• Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.

• Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.

• Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.

• Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.

Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.

Как составлять мнемотаблицы

Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:

1. разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);

2. разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);

3. изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);

Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.

При занятиях в форме игры с мнемотаблицами детям предлагается :

1. рассмотреть логопедические карточки;

2. запомнить описанное;

3. рассказать об увиденном, ориентируясь на картинки.

Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми, у них активно осуществляются следующие процессы:

• просмотр схем и осознание увиденного;

• превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;

• составления рассказа, на основе рисунков;

• запоминание сказки, рассказа и др.

Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение мнемотаблицы на тему времен года (лета, зимы и др.) или же по сказкам (лучше всего самым любимым).

Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и малыша время). В этом могут помочь:

• совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;

• регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;

• большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);

• методические рекомендации по развитию связной речи;

иные методы по усмотрению родителей и советам педагогов и логопедов.

Мнемотаблицы для детей с ОНР

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет прямую зависимость с логикой мышления и умением осознавать увиденные образы или услышанные звуки, выражая это последовательной речью, в которой присутствуют логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, находится в зависимости от умения обдумывать информацию и строить высказывания на разнообразные темы.

Особенности этапов развития связной как монологической, так и диалогической речи разняться, но оба вида находятся в тесной взаимосвязи. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.

Мнемодорожка “Два весёлых гуся”.

Использование данной методики во время занятий с детьми с ОНР позволяет:

• повысить внимание и интерес к играм с логическими карточками;

• облегчить восприятие и переработку информационных данных, которые

• сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены при необходимости.

Внедрение и использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи дошкольников разного возраста имеет весомое значение, так как кроме значительного расширения запаса слов, дети могут:

• пополнить багаж знаний об окружающей среде;

• заучивать стишки весело и приятно, особо не задумываясь об этом;

• привыкнуть пересказывать услышанную информацию по разным темам, как своими словами, так и теми, которые были услышаны.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с внедрением методик мнемотехники может показать первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов или мнемодорожек, дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.

Использование мнемотаблицы в детском саду


Использование двигательных физминуток (в детском саду) По данным ученых-физиологов (Павлов И. П., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р.) образовательная деятельность требует от детей большого.

Использование фланелеграфа в театрализованной деятельности в детском саду

Использование фланелеграфа в театрализованной деятельности в детском саду Мастер-класс: "Использование фланелеграфа в театрализованной деятельности в детском саду". Фланелеграфный театр – один из замечательных.

Использование ИКТ на занятиях в детском саду ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ В детском саду можно успешно применять ИКТ в воспитательном процессе. В отличие от обычных.

Использование инновационных технологий в детском саду

Использование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование мнемотаблицы в работе учителя-логопеда

Использование мнемотаблицы в работе учителя-логопеда Развитие устной связной речи – одна из основных задач обучения и развития дошкольника. Для достижения положительных результатов в данном.

Использование психогимнастики в детском саду Психогимнастика помогает детям: адаптироваться в коллективе, заводить знакомства и дружить; разобраться в себе, своих чувствах и чувствах.

Использование театрально-игровой деятельности в детском саду

Использование театрально-игровой деятельности в детском саду Использование театрально – игровой деятельности в детском саду Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре.

Использование элементов песочной терапии в детском саду Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний.

Использование информационно-компьютерные технологии в детском саду Во всех семьях, предприятиях, учебных учреждениях, используют информационно-компьютерные технологии. ИКТ стало частью культуры и необходимой.

Мнемотаблицы: в чем их суть и польза для развития дошкольников?

Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. Мнемотаблицы - это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В этой статье мы расскажем Вам, какие бывают мнемотаблицы и как можно их использовать для развития малыша.

Как работает память у детей дошкольного возраста?

Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо остановиться на том, в чем особенности развития памяти у дошкольников. В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют крохам лучше запомнить необходимый материал.

У детей дошкольного образа наиболее развита образная память, поэтому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы.

Как работает память у детей дошкольного возраста?

Что такое мнемотаблицы?

Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал. Чаще всего мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, обучения пересказу, составления рассказов, а также для запоминания правил и различных последовательностей. Но развитие памяти – это не единственное положительное следствие занятий по мнемотаблицам. У малышей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь.

Знакомство крохи с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному:

Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.

Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.

В работе с мнемотаблицами задействованы оба полушария головного мозга ребенка: левое, которое отвечает за логику и последовательный анализ информации, и правое, отвечающее за образное мышление и воображение.

Что такое мнемотаблицы?

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

В занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:

Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).

Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.

В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.

При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

Примеры мнемотаблиц для дошкольников

Мнемотаблицы для разучивания стихотворений

Чтобы ребенку было легче запомнить стихотворение, можно использовать мнемотаблицы:

С выражением прочитайте ребенку стихотворение.

Затем нужно сказать малышу, что сейчас вы будете вместе учить стих наизусть. После этого прочтите текст еще раз, но при этом обращайте внимание крохи на таблицу.

Обсудите содержание стихотворения, его основную мысль.

Выясните, все ли слова и картинки понятны ребенку, объясните их смысл.

Читайте по строчке и попросите малыша повторять за вами, опираясь на картинки.

Затем кроха может попробовать самостоятельно рассказать стихотворение, глядя на мнемотаблицу.

Пример заучивания стихотворения при помощи мнемотаблиц Вы можете посмотреть на видео:

Обучение пересказу и составлению рассказа с опорой на схему

Дети дошкольного возраста хоть и имеют довольно обширный словарный запас, зачастую испытывают трудности при составлении рассказов. Малыши легко отвлекаются, путаются, теряют логику мыслей. Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке.

Примеры мнемотаблиц для дошкольников

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами мнемотехники, Вы сможете развить у ребенка зрительную память, а также внимание, мышление и связную речь.

Заключение

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель-логопед Рюмина А.Б

ГБДОУ детский сад № 106 Невского района г. Санкт-Петербурга.

Из опыта работы.

Использование мнемотаблиц в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода развития памяти,

речи и других психических процессов.

Без памяти человек не сможет ничего изобрести,

не сможет скомбинировать и двух идей.

Человечество уже давно осознало, насколько важна хорошая память для успешной карьеры, для достижения высоких результатов во многих видах деятельности человека. Однако только в настоящее время развитие процессов памяти получило заслуженное внимание и с каждым годом приобретает все более широкую популярность. Именно совершенствование процессов памяти ставят во главе дальнейшего развития человечества.

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения какой-либо информации. Человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Недаром весь процесс обучения детей должен строиться на интересе, который активизирует внимание и заставляет ребенка непроизвольно запоминать то, что он только что наблюдал. Одним из средств такого наблюдения, построенного на интересе, является мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими словами, мнемотехника – это средство запоминания, направленное на увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Цель обучения с ее использованием – развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности человека. В связи с этим, использование мнемотехнических средств в обучении дошкольников в настоящее время приобретает все большую популярность, т.к. становится актуальным.

Мнемотехника предполагает развитие всей творческой личности в целом, которая невозможна без хорошо развитого воображения.

В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое направлено на создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Именно образы (конкретных людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий) лежат в основе запоминания. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Таким образом, начиная с дошкольного возраста, для наиболее быстрого и эффективного развития памяти необходимо применять наряду с мнемотехническими средствами (основаны на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнические (основанные на конкретно-образном мышлении). Мнемотехнические и эйдотехнические методы используются при работе с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Практика показала, что мнемотаблицы вызывают огромный интерес у детей (а не это ли главное условие результата?!), т.к. они еще живут в мире фантазий и мечтаний.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

· развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, образного и логического мышления, а также речи;

· отработка различных приемов запоминания (сюжет, трансформация);

· развитие воображения, смекалки, фантазии;

· развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Использование на занятиях с дошкольниками мнемотаблиц и мнемосхем заметно облегчает детям овладение связной речью, т.к. наличие зрительного плана-схемы помогает определить последовательность рассказа (сказки, стихотворения), уточнить его связи, ключевые элементы, отдельные образы и связать все это в одно целое.

В мнемотаблицу можно заложить различную информацию. Это могут быть сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных текстов. Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной лексической темы, которая также может быть отражена в мнемотаблице. Путем схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы, различные действия, т.е. все то, что необходимо для достижения конкретных целей мнемотаблицы.

Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:

1 этап . Рассматривание таблицы целиком.

Цели – развитие внимания, зрительной памяти.

Цели – развитие образного восприятия, воображения; расширение словарного запаса, развитие устной речи.

Один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой собственный образ, что зависит от его воображения, образного восприятия.

Цели – развитие образного и логического мышления, воображения, фантазии; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

На этом этапе зрительные образы выстраиваются в определенную последовательность за счет подключения мыслительных операций. Ребенок выстраивает логическую цепочку из предложенных в таблице картинок-значков (образов), связывая их в единый сюжет. Происходит отработка метода запоминания.

4 этап . Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы (для детей 5 – 7 лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной мнемотаблицы (для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти (без зрительного контроля).

Цели – развитие зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук, профилактика дисграфии.

На этом этапе происходит воспроизведение полученной информации без зрительной опоры на мнемотаблицу, т.е. ребенок должен припомнить все картинки-значки и воспроизвести их графически в чистой таблице в той последовательности, которая была в мнемотаблице-образце. И в этом ему очень помогает сюжетная линия, составленная на третьем этапе работы.

Огромную пользу оказывают мнемотаблицы при заучивании различных стихотворений, потешек, загадок, чтении сказок, при беседах по лексическим темам типовой программы детского сада, знакомстве с буквами и цифрами (см. Приложение: мнемотаблицы №2 - №10)

Их можно использовать при проведении пальчиковой гимнастики и даже подвижных игр (см. Приложение: мнемотаблицы №11, №12)

Составляя каждую мнемотаблицу, мы очень хотели, чтобы она была полезна и интересна как для детей, так и для взрослых, которые будут ими пользоваться при обучении дошкольников. Ведь если будет интерес, то будет и результат!

Мнемотаблица №1


Детям предлагается превратить каждый значок в своем воображении в картинку.

1. Горка - спуск с горы на санках

2. Скатерть – стелем на стол

3. Птица – летим по воздуху

4. Машина – едем по дороге

5. Корабль – плаваем в воде

6. Зонт – раскрываем и закрываем

7. Поднимаем штангу

8. Круг – катим колесо, крутим обруч

9. Перелистываем страницу в тетради

Мнемотаблица №2


Мнемотаблица №2

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Мнемотаблица №3


Мнемотаблица №3

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл.

От шума подснежник проснулся

И на проталинке встал.

Запахло, повеяло прелью,

Чуть слышно подснежник твердил:

- Спасибо апрелю за то, что меня разбудил!

Мнемотаблица №4


Мнемотаблица №4

Дети называют, что может обозначать каждая картинка-значок, после чего соединяют полученные картинки-образы в сюжет по заданной теме:

Весной солнышко светит и греет. Становится тепло.

Деревья надевают зеленый наряд из листьев.

Вырастает зеленая травка.

На ней появляются первые весенние цветы.

Над цветами летают бабочки, просыпаются другие насекомые.

Птицы начинают петь песни и спешат вернуться в родные края из теплых стран.

Читайте также: