Управленческая деятельность как специфический вид общения доу

Обновлено: 15.05.2024

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики
возникло до того, как оно стало предметом социальных исследований.
Присуще людям потребность и способность работать вместе требуют координации индивидуальных действий, их согласия, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

Проблемами управления занимаются многие науки. Вопросы управления в системе образования в целом находят широкое отражение в научно-педагогической литературе: И.Г. Асперов, В.Г. Афанасьев, Т.Г. Бадешко, К.Я. Вазина, Ю.В. Васильев, О.С. Виханский, Г.Я. Гольдштейн, В.И. Кочетков, В.С., Э.М. Коротков, В.Ю. Кричевский, Т.Ф. Лошакова, М.М. Поташник, В.А. Розанова, В.П. Симонов, Т.И. Шамова и др.

Понятие управление используется в различных науках. Существует большое количество определений этого понятия. Каждый из авторов подчеркивает ту или иную сторону данного понятия.

Попробуем привести несколько классических определений.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой трактует управление как деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти.

В философском словаре под ред. И.Т. Фролова это понятие определяется как совокупность действий субъекта на изменение и манипуляцию реальными объектами и субъектами по заранее задуманной программе.

В кибернетике управление - это целенаправленный процесс, призванный обеспечить функционирование управляемого объекта в соответствии с заданным критерием; аналогичные принципы заложены в процессы регуляции физиологических функций организма.

Экономическая же наука трактует управление как процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности [7].

В социологии управление - это организация совместной деятельности людей [11].

Итак, управление - это:

В системе образования понятие управление применяется на двух основных уровнях - это руководство образовательным учреждением как организацией и управленческой деятельности педагога.

В теории управления управленческая деятельность понимается как вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. Управленческий труд рассматривается как разновидность профессионального умственного труда, направленного на обеспечение единства, согласованности, координации целесообразной деятельности людей, объединенных в трудовые ассоциации.

Содержание управленческой деятельности применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления, к числу которых можно отнести: определение целей, планирование, организацию выполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая из функций отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующие стиль и методы управления [10, 12].

Управленческая деятельность - неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций.

Управленческая деятельность представляет собой тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей - необходимостью организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Прогресс, 1997. – С.171.

3. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 1996. - 896 с.

6. Кочетков В. И. Педагогический менеджмент как основа реализации иного уровня образования в профессиональном лицее: Дис. канд. пед. наук. - СПб., 2002.

7. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Словарь-справочник по экономике. – Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 1999. – 459 с.

8. Поташник М. М. Управление современной школой: (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

9. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.

10. Филиппов А. В. Признаки управленческой деятельности: Организационная психология / Под ред. Л. В. Винокурова, И. С. Скрипюка. - СП6.: Питер, 2000. - 512 с.

12. Шамова Т. И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. - М.: Педагогика, 1991. -192 с.

Управление касается всех видов производительной и общественной деятельности человека. Он управляет прежде всего собой, своими действиями, поведением и т.д. В быту и производстве человек управляет различными приборами и механизмами, а также деятельностью других людей. Однако он в то же самое время сам является объектом управления. В результате возникает сложная система управления, основанная на подчинении низших звеньев управления средним, а средних – высшим.
Управленческая деятельность очень разнообразна, все ее виды перечислить невозможно. Они различаются по степени сложности и их можно разделить на несколько групп, в каждой из которых есть общие направления управленческой деятельности.

Содержание

Введение.
Механизмы процесса восприятия:
социальная стереотипизация;
идентификация;
эмпатия;
рефлексия;
факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать человека;
Виды слушания:
рефлексивное слушание;
нерефлексивное слушание;
эмпатическое слушание;
типичные ошибки при слушании;
Манера общения, взаимодействия с людьми;
Этапы общения;
Деловая беседа;
Деловые переговоры;
Деловые совещания;
Деловые дискуссии.
Заключение.

Работа состоит из 1 файл

Управленческая деятельность как специфический вид общения.doc

    1. Механизмы процесса восприятия:
    • социальная стереотипизация;
      • идентификация;
      • эмпатия;
      • рефлексия;
      • факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать человека;
        1. Виды слушания:
          • рефлексивное слушание;
            • нерефлексивное слушание;
            • эмпатическое слушание;
            • типичные ошибки при слушании;
              1. Манера общения, взаимодействия с людьми;
              2. Этапы общения;
              3. Деловая беседа;
              4. Деловые переговоры;
              5. Деловые совещания;
              6. Деловые дискуссии.

            Управление касается всех видов производительной и общественной деятельности человека. Он управляет прежде всего собой, своими действиями, поведением и т.д. В быту и производстве человек управляет различными приборами и механизмами, а также деятельностью других людей. Однако он в то же самое время сам является объектом управления. В результате возникает сложная система управления, основанная на подчинении низших звеньев управления средним, а средних – высшим.

            Управленческая деятельность очень разнообразна, все ее виды перечислить невозможно. Они различаются по степени сложности и их можно разделить на несколько групп, в каждой из которых есть общие направления управленческой деятельности.

            Одним из таких видов является хозяйственное управление. Оно включает управление производственной, маркетинговой, финансовой и кадровой службами организации. Тесно связано с ним техническое управление. В него входят управление техникой и технологиями, обучение персонала приемам и методам работы и др.

            Во всех организациях, где имеет место коллективный труд, возникает необходимость еще одного вида управленческой деятельности – управление социально-психологическими вопросами совместной деятельности людей, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, повышение культурного уровня трудящихся, организация отдыха и т.п. Этот вид тесно связан с управлением кадрами, включающим в себя решение вопросов подбора, расстановки и обучения работников, улучшение условий их труда и отдыха.

            Управление производством, помимо организации технологических процессов, включает в себя правильную расстановку людей; управление снабжением и сбытом напрямую связано с взаимодействием с самыми разнообразными людьми, умением воздействовать на них; в управление финансовой деятельностью входит работа с кредиторами, инвесторами, дебиторами.

            Управление эккаутингом – сбором и обработкой информации, анализом хозяйственной деятельности предприятия – напрямую зависит от организации коммуникационного процесса. Руководитель от 50 до 90 % времени тратит на коммуникацию, так как он должен довести информацию до подчиненных и получить них требуемую реакцию, а также осуществлять взаимодействие с коллегами и вышестоящими руководителями.

            Управленческая деятельность реализуется и проявляется в своих функциях – планировании, организации, координации, мотивации и контроле. Планирование подразумевает определение целей и задач организации, необходимые для решения резервы, ответственных за исполнение поставленных целей и самих исполнителей; организация включает создание структур управления и коммуникации, обеспечение работающих всем необходимым; основная задача координации – корректировка работы людей, направление их усилий. Управленец должен мотивировать деятельность людей, контролировать ее, поправлять и исправлять работников.

            Таким образом, неотъемлемой составляющей управленческой деятельности является общение.

            Механизмы процесса восприятия

            Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть любого общения. Впечатления, возникающие при этом, играют важную регулятивную роль в данном процессе.

            Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на оценке его внешнего вида или поведения.

            В деловом общении приходиться взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые достаточно хорошо знакомы. Психологические исследования доказали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей лежат психологические механизмы межгруппового общения, а знакомые люди воспринимаются с помощью механизмов межличностного общения.

            Социальная стереотипизация. К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесса социальной стереотипизации. Суть этого процесса заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем.

            Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы – представление о членах одной национальной группы с точки зрения других (например, о вежливости англичан, загадочности славянской души и т.п.).

            Формирование образа другого человека тоже осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько верно первое впечатление, не совсем прост.

            Действие фактора привлекательности при восприятии заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими. Ошибка здесь кроется в том, что если человек нам нравиться, то мы склонны переоценивать многие его личностные характеристики. Причем привлекательность носит скорее социальный характер, т.к. в разные времена господствовали разные представления о привлекательности, у каждого народа свои каноны красоты. Привлекательность – это не что иное, как степень приближения к тому типу личности, который максимально одобрен группой, к которой мы принадлежим.

            Фактор отношения к нам действует так, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые относятся к нам плохо. Все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами, запускает данную схему восприятия. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего его человека. Это правило имеет и обратную силу: чем выше оценивается человек, тем большее сходство во взглядах с собственными от него ожидается.

            Идентификация. В постоянном общении становиться важным более объективное и глубокое понимание партнера. Здесь восприятие и понимание партнера происходит на другой основе. Идентификация – уподобление себя другому человеку - является наиболее простым способом решения этой задачи. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как он действовал в подобной ситуации.

            Эмпатия очень близка к иднтификации, при ней ситуация не столько продумывается, сколько прочувствуется.

            Эмпатия – это способность проникнуть во внутренний мир человека, эмоционально воспринять его и принять со всеми его чувствами и мыслями. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень - низший, когда человек не замечает переживаний, состояния и намерений собеседника; второй уровень, когда по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о состоянии другого человека; третий уровень – умение сразу войти в состояние другого человека на протяжении всего периода взаимодействия.

            Рефлексия. Рефлексия - это логическая форма познания личностных особенностей себя и других. Она предполагает попытку логически проанализировать некоторые признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодействия, однако зачастую эти выводы являются ошибочными.

            В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто понимание знание другого, а знание того, как другой воспринимает меня. Это своеобразный процесс зеркального отражения друг друга.

            Существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей:

              1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.

            Предубеждение – это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

            Установки – это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

            Установки имеют три измерения: конгитивное (мнения, убеждения относительно чего-либо, кого-либо), аффективное (положительные или отрицательн ые эмоции), поведенческое (готовность к определенным реакциям поведения).

            Установки формируются под действием других людей и СМИ, закрепляются между 20 и 30 годами, меняясь затем с трудом, а также на основе личного опыта. Предвзятое мнение влияет на то, как человек воспринимает информацию. Например, лицо человека может восприниматься совершенно по-разному, в зависимости от того, что о нем известно. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную информацию, идею, неправду, если человек логически обосновал ее.

            I. Общение и управление. Виды управленческого общения.

            II.Информационные потоки и их психологические особенности.

            И все-таки, что же такое управленческое общение? Условие, обеспечивающее эффективность и даже саму возможность управленческих действий или же компонент этой самой деятельности, специфическое управленческое действие? В современной психологии нет единого ответа на этот Вопрос. Проблема соотношения управленческой деятельности и управленческого общения является отражением более общей проблемы — соотношения деятельности и общения. Одни исследователи считают, что общение есть специфический вид деятельности, другие исходят из того, что оно возникает на основе совместной деятельности и поэтому является чем-то производным от нее.

            Во-вторых, зададимся вопросом, существуют ли разлив чия между управленческим общением и управленческими! коммуникациями? Да, существуют. Известно, что управленческое общение, как и любое другое, имеет три стороны:!

            1) коммуникативную (обмен информацией);

            2) перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения);

            3) интерактивную (совместная деятельность или обмен действиями в процессе общения).

            Понятно, что в реальном процессе общения все они переплетены и взаимно обусловливают друг друга. Уже поэтому общение нельзя считать компонентом управленческой деятельности. Управленческое общение имеет специфическую структуру и как бы вплетено в ткань любого управленческого действия.

            В-третьих, ответим на вопрос, какова степень важности управленческого общения в работе менеджера? Она огромна. Об этом свидетельствуют по меньшей мере два факта:

            1)В результате исследований было установлено, что практически от 2/3 до 3/4 рабочего времени менеджера тратится на различные виды общения.

            2)Недостаток информации в процессе деятельности - один из самых мощных стрессов не только для менеджера, но и для подчиненных (впрочем, и избыток информации тоже).

            Правильно организованное управленческое общение является катализатором управленческой деятельности. И, наоборот, отсутствие умений и навыков управленческого общения, недостаток коммуникативной культуры руководителя ставят под вопрос успешную работу и его самого, и подчиненных. Овладеть приемами, умениями и навыками управленческого общения, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями.

            В-четвертых, всегда ли управленческое общение есть одновременно и управляющее общение? Нет, не всегда. Проблема здесь в различиях между формой и содержанием. Общение, управленческое по форме, может быть неуправляющим по существу.

            Вот почему наше определение управленческого общения можно дополнить следующим образом.

            Управленческое общение — это особый, специфический вид общения, в ходе и в результате которого:

            а) решаются управленческие задачи;

            б) его участники получают возможности для самореализации, самосовершенствования, достижения успеха.

            Только при выполнении этих двух условий управленческое общение будет эффективным по существу.

            Вторая классификация подразделяет виды управленческого общения на индивидуальные и групповые. К индивидуальным видам относятся беседы (при приеме на работу, при увольнении, при делегировании, при контроле и т. д.). К групповым — совещания, переговоры, публичные выступления и т. д. Индивидуальные и групповые виды отличаются друг от друга количеством участников, формой организации и проведения и целями.

            Третья классификация есть своего рода гибрид двух первых. Ее сторонники выделяют следующие группы управленческого общения:

            4)групповые неформальные. Итак, подведем итог:

            1. С точки зрения и структурного подхода, и функционального, управленческое общение считается исключительно важным.

            2. Управленческое общение имеет свою специфику и структуру

            3. Управленческое общение становится полноценным, если оно ориентировано не только на решении управленческой задачи, но и на человека, на реализацию его возможностей.

            4. Существует три классификации видов управленческого общения.

            Существует два вида информационных потоков:

            1) горизонтальные (между равными по служебному положению и статусу работниками или группами работников, например, между начальниками отделов);

            2) вертикальные (между работниками или группами работников, находящимися на различных уровнях иерархии, например, между начальником и подчиненным).

            В свою очередь, вертикальные информационные потоки подразделяются на нисходящие (от руководства к рядовым работникам по иерархии) и восходящие (от нижестоящих работников к вышестоящим).

            Каждый вид информационных потоков имеет свои психологические особенности.

            1. Горизонтальные информационные потоки.

            Чаще всего они имеют неформальный характер. Горизонтальные информационные потоки являются самыми эффективными, с коммуникативной точки зрения. В них сохраняется примерно 90% сведений. То есть потеря информации при передаче таким путем минимальна. Объясняется это тем, что людям, находящимся на одном уровне служебной иерархии, психологически легче понять друг друга, ведь они решают однотипные задачи и сталкиваются со сходными проблемами.

            2. Нисходящие информационные потоки.

            К каким психологическим последствиям могут привести неорганизованные, неэффективно налаженные нисходящие информационные потоки?

            2)Породить слухи (ими всегда заполняется информационный вакуум).

            3)Вызвать чувство страха, неуверенности в завтрашнем дне.

            4)Привести к падению мотивации к работе.

            И, наоборот, полная, своевременная и точная информация, то есть хорошо отлаженный и организованный информационный поток, повышает производительность? труда на 10—30%. Не следует пренебрегать таким резервом. Как это сделать, мы поговорим, когда будем обсуждать коммуникативные умения менеджера. А сейчас несколько слов о восходящих информационных потоках.

            3. Восходящие информационные потоки.

            Они крайне редко бывают неформальными, это не нуждается в разъяснении. Искажение информации в таком потоке может достигать 90%! И, самое интересное, информация, которая в нем содержится, меньше всего анализируется! Если на предприятии, в фирме или учреждении не организован приток идей снизу, значит, возможности для его инновационного развития значительно ограничены. И, наоборот, хорошо налаженный процесс поступления идей от подчиненных в значительной степени повышает эффективность работы предприятия. Как же организовать восходящий информационный поток, как наладить приток идей снизу? Для этого существует несколько способов! Однако главное стратегическое направление состоит не в усилении интенсивности, а в установлении конфиденциальности. (Неформальная, конфиденциальная, информация меньше всего искажается!) Итак, для улучшения восходящих потоков можно использовать:

            3) Оценивайте и поощряйте конкретные деловые предложения (О'кей! В этом есть смысл, но что вы предлагаете конкретно?).

            При использовании этих двух тактик эффективность восходящих информационных потоков возрастает до 40%, а это — хороший резерв не только для совершенствования стиля управления, но и для повышения качества работы предприятия в целом.

            Давайте в заключение обобщим сказанное.

            Для того чтобы сделать управленческое общение полноценным и эффективным и превратить его в фактор успешного управления, необходимо соблюдать два условия:

            1)организовать информационные потоки;

            Литература

            1.Гришина Я. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990.

            2.ПанасюкА. Ю. Управленческое общение: практические советы. М., 1990.

            3.Кричевскш Р. Л. Если вы — руководитель. — М., 1993.

            4.Ксенчук Е. В., Киянова М. К. Технология успеха. — М., 1993.

            Лекция 14.

            Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики
            возникло до того, как оно стало предметом социальных исследований.
            Присуще людям потребность и способность работать вместе требуют координации индивидуальных действий, их согласия, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью.

            В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

            Проблемами управления занимаются многие науки. Вопросы управления в системе образования в целом находят широкое отражение в научно-педагогической литературе: И.Г. Асперов, В.Г. Афанасьев, Т.Г. Бадешко, К.Я. Вазина, Ю.В. Васильев, О.С. Виханский, Г.Я. Гольдштейн, В.И. Кочетков, В.С., Э.М. Коротков, В.Ю. Кричевский, Т.Ф. Лошакова, М.М. Поташник, В.А. Розанова, В.П. Симонов, Т.И. Шамова и др.

            Понятие управление используется в различных науках. Существует большое количество определений этого понятия. Каждый из авторов подчеркивает ту или иную сторону данного понятия.

            Попробуем привести несколько классических определений.

            Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой трактует управление как деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти.

            В философском словаре под ред. И.Т. Фролова это понятие определяется как совокупность действий субъекта на изменение и манипуляцию реальными объектами и субъектами по заранее задуманной программе.

            В кибернетике управление - это целенаправленный процесс, призванный обеспечить функционирование управляемого объекта в соответствии с заданным критерием; аналогичные принципы заложены в процессы регуляции физиологических функций организма.

            Экономическая же наука трактует управление как процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности [7].

            В социологии управление - это организация совместной деятельности людей [11].

            Итак, управление - это:

            В системе образования понятие управление применяется на двух основных уровнях - это руководство образовательным учреждением как организацией и управленческой деятельности педагога.

            В теории управления управленческая деятельность понимается как вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. Управленческий труд рассматривается как разновидность профессионального умственного труда, направленного на обеспечение единства, согласованности, координации целесообразной деятельности людей, объединенных в трудовые ассоциации.

            Содержание управленческой деятельности применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления, к числу которых можно отнести: определение целей, планирование, организацию выполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая из функций отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующие стиль и методы управления [10, 12].

            Управленческая деятельность - неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций.

            Управленческая деятельность представляет собой тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей - необходимостью организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

            2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Прогресс, 1997. – С.171.

            3. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

            5. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 1996. - 896 с.

            6. Кочетков В. И. Педагогический менеджмент как основа реализации иного уровня образования в профессиональном лицее: Дис. канд. пед. наук. - СПб., 2002.

            7. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Словарь-справочник по экономике. – Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 1999. – 459 с.

            8. Поташник М. М. Управление современной школой: (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

            9. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.

            10. Филиппов А. В. Признаки управленческой деятельности: Организационная психология / Под ред. Л. В. Винокурова, И. С. Скрипюка. - СП6.: Питер, 2000. - 512 с.

            12. Шамова Т. И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. - М.: Педагогика, 1991. -192 с.

            Читайте также: