Что такое метод каковы основные методы изучения природы 5 класс биология ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Природа - это окружающий нас мир со своими правилами и законами. Чтобы изучать ее и исследовать применяют такие методы:
1. Наблюдение - познание тел и явлений при помощи органов чувств.
2. Эксперимент - изучение природы при разных, искусственно созданных, условиях.
3. Сравнение, измерение - для более точного наблюдения или сопоставления.
4. Описание - систематизация данных.
5. Моделирование - построение и исследование моделей, с целью получения новой информации.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Что такое метод? Каковы основные методы изучения природы?

Метод – это совокупность приемов и способов теоретической и практически преобразующие деятельности людей. К основным методам изучения природы относят: наблюдение, эксперимент, измерение.

Ещё по теме

Почему бактерии, грибы и животных относят к разным царствам, хотя все они питаются готовыми органическими веществами?

Почему растения и животные Африки отличаются от растений и животных Австралии?

Какие условия благоприятны для роста дрожжей в тесте?

Перечислите основные природные зоны Земли.

Чем отличались условия контрольной и экспериментальной групп? Что предположил Пристли? Что он наблюдал? К какому выводу пришёл учёный? Объясни, какие газы выделяют животные и растения. В любых ли условиях этот опыт будет давать такой результат?

В чём заключается роль белков в организме?

Что вы знаете о растениях?

Составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.

Что служит основной частью тубуса?

Как выглядит спорофит мхов?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

1. Перечислите основные методы изучения природы.
К основным относят – наблюдение, эксперимент, измерение.

2. Чем различаются наблюдение и эксперимент?

Разница в задачах. Эксперимент используют для того, чтобы воспроизвести какое-то явление в каких-то особых условиях. И произвести исследование, какие изменения будут происходить. Наблюдение же – это просто действие слежения. При этом не выполняется никаких других действий.

3. Какие увеличительные приборы вы знаете? Что в них общего?

Это лупа, телескоп, бинокль и микроскоп. Общее то, что функция у всех одинаковая – увеличивать. У всех есть линзы, но у каждого их строение разное.

4. Ученые каких специальностей используют для своих наблюдений телескоп? А кто пользуется лупой?

Телескопом пользуются астрономы. Лупу используют ботаники или зоологи.

5. Приведите примеры наблюдений, которые вы проводили, изучая природу в начальной школе.

Мы наблюдали за ростом бобов(записывали поэтапно дома их рост, а потом, когда он вырастал приносили его в класс. Также наблюдали за ростом растений в классе

Проводили опыты с листочками, рассматривали засохшие листочки и т.д.

7. Какие измерения проводят при изучении природы?

Измеряют размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определённых явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер и часы. Чтобы биологам определить численность животных в том или ином месте, они подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнёзда на определённом участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.

8. Назовите известные вам измерительные приборы. Что можно измерить при помощи секундомера? А с помощью весов?

1. секундомер, весы, термометр
секундомер - время, весы - масса тела
2. длина - метры, масса - килограммы, температура - градусы Цельсия, время - секунды, скорость - метры в секунду

9. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике?

Длина градус Цельсия (°С)
Масса метр в секунду (м/с)
Температура секунда (с)
Время килограмм (кг)
Скорость метр (м)

Длина - метр (м)
Масса - килограмм (кг)
Температура - градус Цельсия (°С)
Время - секунда (с)
Скорость - метр в секунду (м/с)


Для познания природных явлений большое значение имеет метод, которым пользуются учёные. Основными методами изучения естественных наук являются: наблюдение, эксперимент, измерение, о которых и пойдёт речь в нашем уроке.

Метод наблюдения является одним из самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо желание, терпение, и умение.

Французский энтомолог Жан Анри Фабр пользовался этим методом при изучении окружающих организмов, в частности насекомых.

Фабра часто замечали на природе, когда он неподвижно сидел и что-то рассматривал. Многим это занятие казалось странным. Проходящие мимо не могли понять, чем на самом деле занимался этот человек.

Однако, то, чем занимался Фабр, внесло большой вклад в науку. Его работы были не только оригинальны, но ещё и соответствовали высочайшим стандартам. Наблюдение за окружающими организмами на первый взгляд кажется простой работой. Иногда для того, чтобы понять те или иные явления, необходимы годы.

Например, некоторые исследования Фабра длились десятилетиями. Он изучал поведение жуков скарабеев почти 40 лет.

Жан Фабр писал о жуках, о гусеницах бабочек, о кузнечиках, однако его наибольшие симпатии были на стороне ос. Разгадывание их нравов стало делом жизни Фабра.

Благодаря своей наблюдательности он стал одним из лучших в мире знатоков насекомых.

Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.

Методом наблюдения пользуются не только биологи, но и учёные самых разных специальностей.

Зажжём свечу и понаблюдаем за пламенем, изучим его строение. Мы видим, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны.


Тёмная зона находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Тёмную зону окаймляет самая яркая часть пламени. Температура здесь выше, чем в темной зоне. Наиболее высокая температура в верхней части пламени.

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместим лучинку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Лучинка сильнее обуглилась там, где попала в зоны с ярким и менее ярким пламенем. Значит, пламя там более горячее. Средняя часть пламени не самая горячая. Такое же строение пламени не только у свечи, но и у других горящих предметов.

Методом наблюдения пользуются при изучении физических явлений в атмосфере (газовой оболочке, окружающей нашу планету) и гидросфере (водной оболочке Земли).

Учёными ведутся наблюдения за землетрясениями, лавинами и другими природными явлениями.

Издавна основным методом астрономических исследований было визуальное наблюдение за небесными телами. Основным инструментом при этом является оптический телескоп.

В телескоп можно наблюдать за различными небесными телами: планетами, кометами, звёздами.

Все звёзды Вселенной имеют разный диаметр. И даже наше Солнце не самая огромная звезда, впрочем, и не маленькая.

Наблюдение за астероидами позволит подготовить и осуществить план по предотвращению столкновения. Известна масса случаев падения метеоритов на землю.

На территории ЮАР есть кратер Вредефорт, который оставил на память посетивший планету метеорит. Недалеко от места его падения сейчас находится город Вредефорт. Кратер занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Падение объектов размером в десятки километров может причинить общемировой ущерб, вплоть до гибели человечества.

Защита от астероидов включает в себя ряд методов, с помощью которых можно изменить траекторию околоземных объектов и предотвратить столкновение.

С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, приводит её в систему и ищет в этой информации какие-то закономерности.

Ещё один метод изучения естественных наук — эксперимент.

Немецкий биолог Густав Крамер экспериментально установил, что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам.

Отловленных перелётных птиц Крамер посадил в клетку, стоявшую под открытым небом, и с наступлением прохладных осенних дней установил за ними постоянное наблюдение. Как только наступила пора перелётов, птицы стали вести себя беспокойно. Они безостановочно перепархивали в клетке с места на место, но при этом сохраняли определённое направление. В ненастную погоду такого предпочтительного направления не было, но стоило показаться солнцу, как птицы (а это были дневные мигранты) возобновляли попытки лететь в направлении своих обычных миграций.


Крамеру удалось убедительно доказать роль солнца и биологических часов в ориентации птиц.

С помощью опытов изучают поведение животных. Все вы видели, как маленькие утята следуют за мамой уткой, куда бы она ни шла.

Эта связь между мамой уткой и утёнком осуществляется в момент насиживания и вылупления птенца.

Такая связь называется запечатлением. Самка во время насиживания яиц издаёт характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась крякающая мать.

Утята запечатляются не только на голос, но и на образ (внешность) матери.

Однако если в момент вылупления утки не оказывается рядом, утята могут запечатлиться с любым движущимся предметом. Это было доказано экспериментально.

Выведенных из яиц утят помещали вблизи модели утки. Искусственную утку перемещали по кругу. Увидев её, утята начинали следовать за ней.

Запечатление может произойти и с человеком. Если утята первым увидят его, они будут реагировать на него, как на свою мать, и всюду за ним следовать.

Немецкий этолог Карл фон Фpишем изучал способность медоносных пчёл различать цвета.

Приманку (сладкий нектар) помещали на квадрат определённого цвета, и вскоре насекомые садились на него и без приманки, безошибочно находя среди квадратов других цветов, даже если их меняли местами.

Очень часто при изучении природы применяют метод измерения. При помощи весов, к примеру, можно определить массу тела.


Методом измерения было установлено, что лягушки впитывают воду через кожу. Древесную лягушку взвесили на весах и установили, что её вес равняется 95 граммам. После этого лягушку обернули мокрой тряпкой, и через час она весила уже 152 грамма.

Ни одна амфибия не пьёт воды обыкновенным способом, а всасывает её исключительно через кожу. Вот почему для них необходима близость воды или сырость.

Метод измерения также применяют для того, чтобы узнать, например, численность животных.

Учитывают общее количество и плотность зверей или птиц, рыб, имеющихся на конкретной территории.

Объектом учёта могут быть сами животные (учёт по встречам), норы и хатки. А также следы животных, заметные на снегу, а в определённых условиях и по чернотропу.

Численность птиц определяют весной по их голосам и гнездовьям.

Для постановки эксперимента часто необходимо специальное оборудование.

Физики при изучении электрических цепей применяют приборы для измерения напряжения, силы тока и электрического сопротивления.

Географы использую компасы — устройства, которые облегчают ориентирование на местности. С помощью компаса можно точно определить стороны света. В центре компаса располагается намагниченная стрелка (синий цвет которой показывает на север, а красный — на юг).

По окружности — циферблат с обозначенными сторонами горизонта. Сбоку — арретир. Это приспособление необходимое для закрепления подвижности стрелки.

Чтобы определить по компасу стороны горизонта, нужно отпустить арретир и установить компас горизонтально, как можно дальше от магнитов и металлических предметов, далее дождаться, пока указательная стрелка остановится и покажет сторону света. Синяя стрелка укажет на север, красная — на юг, слева будет запад, а справа — восток.

Химики в своих исследованиях также используют специальное оборудование. Простейшее из них — это, например, уже знакомый вам нагревательный прибор спиртовка и различная химическая посуда, в которой проводят и изучают превращения веществ, то есть химические реакции.

В биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта (увеличительное стекло, лупа) и микроскопы, позволяющие увидеть объекты, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проверка знаний. Строение растений изучает наука: анатомия; 2) бактериология;.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверка знаний. Строение растений изучает наука: анатомия; 2) бактериология;.

Проверка знаний. Строение растений изучает наука: анатомия; 2) бактериология; ботаника; 4) зоология. Живую природу изучает наука: геология; 2) биология; математика; 4) история.

Выберите три правильных ответа. К биологическим наукам относятся: Ботаника Ас.

Выберите три правильных ответа. К биологическим наукам относятся: Ботаника Астрономия Физика Физиология Химия Микология


В одной секунде видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой капле.

В одной секунде видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой капле – бесконечность. И небо – в чашечке цветка. (Уильям Блейк)


Задача Перед вами стоит задача: определить какие насекомые опыляют цветки кле.

Задача Перед вами стоит задача: определить какие насекомые опыляют цветки клевера? Предложите план своих действий.

Шмель – опылитель клевера

Шмель – опылитель клевера

Методы изучения природы 1. Наблюдение 3.Эксперимент 4.Измерение 2.Описание 5.

Методы изучения природы 1. Наблюдение 3.Эксперимент 4.Измерение 2.Описание 5.Сравнение 6.Моделирование

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результат.

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Поведение зайца в природе

Поведение зайца в природе

Препарат кожицы лука

Препарат кожицы лука

Влияние Солнца на рост растений

Влияние Солнца на рост растений



Наблюдения позволяют: Узнать сроки отлета и прилета перелетных птиц. Сотрудни.

Наблюдения позволяют: Узнать сроки отлета и прилета перелетных птиц. Сотрудникам ГБДД – предупреждать дорожно-транспортные происшествия. Грамотно ухаживать за растениями и животными. Определить закономерности роста и развития живых организмов. Оказать помощь заболевшему животному. Спрогнозировать природные катаклизмы. Контролировать качество выпускаемой продукции.

Описание – запись наблюдений в полевом дневнике

Описание – запись наблюдений в полевом дневнике

Задача Перед вами вещества: соль, мука, крахмал, песок речной, глина. Определ.

Задача Перед вами вещества: соль, мука, крахмал, песок речной, глина. Определите: какие из них нерастворимы в воде. Ваши действия.

Эксперимент - общенаучный метод исследовательской деятельности, предназначен.

Эксперимент - общенаучный метод исследовательской деятельности, предназначенный для проверки выдвинутой гипотезы.

Действие силы тяжести на погружённое в воду тело

Действие силы тяжести на погружённое в воду тело

Эксперимент (опыт)

Для приготовления растворов и проведения химических реакций часто используют.

Для приготовления растворов и проведения химических реакций часто используют специальные емкости — колбы. Их форма и объем очень разнообразны.

Химические опыты

Проводя эксперимент можно: Узнать о влиянии частоты полива на рост и развитие.

Проводя эксперимент можно: Узнать о влиянии частоты полива на рост и развитие растений. Обнаружить железо в руде при помощи магнита. Определить качество продуктов питания . Создать новые лекарственные препараты. Разработать новые кормовые добавки для увеличения массы крупного рогатого скота. Изучить влияние рентгеновских лучей на человека. Выяснить причины вызвавшие разрушение нового дорожного покрытия.

Вопрос Проснувшись утром, дочка сказала папе, что она заболела. Что делает па.

Вопрос Проснувшись утром, дочка сказала папе, что она заболела. Что делает папа, чтобы убедиться в болезни дочери?

Измерение — фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью.

Измерение — фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

Измерение артериального давления

Измерение артериального давления

Массы тела

Скорости движения человека

Скорости движения человека

Что можно измерять: Температуру тела или окружающей среды. Массу вещества. Ра.

Что можно измерять: Температуру тела или окружающей среды. Массу вещества. Размеры (высоту, длину, ширину). Скорость движения. Силу тока. Время протекания какого либо явления. Артериальное давление. Содержание сахара в крови. Численность животных на определенной территории.

Начало опыта 5 дней 8 дней 10 дней Придумайте название опыта. Есть ли здесь н.

Начало опыта 5 дней 8 дней 10 дней Придумайте название опыта. Есть ли здесь наблюдение, измерение?

Сравнение – это сопоставление двух предметов или состояний, имеющих общий при.

Сравнение – это сопоставление двух предметов или состояний, имеющих общий признак.


Моделирование – это главный метод познания, который состоит из создания и исс.

Моделирование – это главный метод познания, который состоит из создания и исследования объектов.


Какие методы исследования потребуются для того, чтобы… Определить время прили.

Какие методы исследования потребуются для того, чтобы… Определить время прилива и отлива? Узнать скорость движения велосипедиста? Определить массу выращенного урожая картофеля? Выяснить содержание жира в молоке? Узнать расстояние от дома до школы? Определить качество бензина? Выяснить время прихода животных на водопой? Определить температуру тела у больного? Узнать время откладки яиц морскими черепахами?

Домашнее задание §3 учебник и рабочая тетрадь. Исследовательская работа «Рост.


Жан Анри Фабр Жан Анри Фабр французский энтомолог и писатель. В 1852 стал пре.

Жан Анри Фабр Жан Анри Фабр французский энтомолог и писатель. В 1852 стал преподавателем физики и химии в Авиньонском лицее. В 1871 был отстранен от преподавания и поселился в маленьком домике на окраине Оранжа. Когда Фабру было уже 55 лет, он приобрел участок земли в небольшой деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе. Фабр превратил эту землю в настоящую полевую лабораторию для изучения жизни насекомых. В 1878 ученый начал публиковать результаты исследований пчел-каменщиц, роющих ос, гусениц соснового походного шелкопряда, богомолов, бабочки психеи и многих других насекомых. В том же году вышел из печати первый том Энтомологических воспоминаний. Прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, прошло почти тридцать лет. Некоторые его исследования, например жуков скарабеев, продолжались около 40 лет. Поначалу книги Фабра не привлекали широкого внимания публики. Только с выходом последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание в научном мире. Энтомологические воспоминания были удостоены специальной премии Института Франции. Жан Анри Фабр

Карл Линне́й — шведский врач и натуралист, создатель единой системы растител.

Карл Линне́й — шведский врач и натуралист, создатель единой системы растительного и животного мира. Автор наиболее удачной искусственной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Описал около полутора тысяч новых видов растений (общее число описанных им видов растений — более десяти тысяч) и большое число видов животных. Член Королевской академии наук Швеции (с 1739, один из основателей академии), Парижской академии наук (с 1762) и ряда других научных обществ и академий.

Чарлз Ро́берт Да́рвин (1809—1882) — английский натуралист и путешественник, о.

Вернадский Влади́мир Ива́нович — выдающийся русский учёный XX века, естество.

Вернадский Влади́мир Ива́нович — выдающийся русский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма. В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени.

Соотнесите единицы измерения из правого столбика с названием физических велич.

Соотнесите единицы измерения из правого столбика с названием физических величин из левого столбика. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ 1. Масса 2. Длина 3. Время 4. Скорость 5. Температура ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ А. Сантиметр (см) Б. Час (ч) В. Градус Цельсия (0С) Г. Грамм (г) Д. Километров в час (км/ч)

Соотнесите методы изучения природы, обозначенные в левом столбике, с их приме.

Соотнесите методы изучения природы, обозначенные в левом столбике, с их примерами из правого столбика и соедините их стрелками. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Эксперимент 2. Наблюдение 3. Измерение ПРИМЕРЫ А. определение температуры кипения подсолнечного масла Б. голый слизень (моллюск) медленно ползёт по листу капусты В. для получения высокого урожая капусты в почву вносят азотные удобрения

Читайте также: