Что такое мектебе и медресе определение по истории кратко

Обновлено: 08.07.2024

МЕКҘЕБ (араб. мактаб) — название средней общеобразовательной школы у тюркских народов. С 7 века мектеб был начальной мусульманской школой церковноприходского типа. С утверждением ислама и развитием мусульманского миссионерства мектеб получил распространение в странах Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, в Поволжье. Мектеб содержался в основном за счет населения, обучались в нем мальчики; учителями были обычно муллы. В основе обучения лежал арабский алфавит и тексты Корана. В мектебах (куттабах) изучались арабский язык, письменность, арифметика. Позднее в ряде исламских стран были созданы женские мектебы-куттабы. Выпускники мектеба имеют право поступать в медресе.

МЕДРЕјŠ(араб. мадраса, от дараса — изучать) , с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории Российской Федерации (в Грозном, Махачкале, Уфе) , а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре) , Азербайджане (Баку) . 1-2-этажные здания медресе включают расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть, аудиторию, кельи.


Становление и развитие исламского религиозного образования на Волго-Камье в Средние века происходили под воздействием культурного развития исламского мира, прежде всего Средней Азии, После завоевания Казанского ханства в регионе произошли кардинальные изменения в со­циальной структуре местного населения. Лишение государственной под­держки, ослабление татарской феодальной прослойки, вынужденное пере­селение мусульман в сельскую местность и другие факторы способствовали исчезновению учебных заведений, готовящих религиозные кадры.

Лишь появление во второй половине XVIII в. новой национальной элиты в лице купечества сделало возможным возрождение полноценной системы исламского образования у татар. Предприниматели сыграли клю­чевую роль в закреплении в татарских учебных заведениях среднеазиат­ской модели исламского образования - в Волго-Уральском регионе появи­лись выпускники бухарских медресе.

В татарских мектебе и медресе реализовывался важнейший принцип исламского религиозного образования - его доступность для каждого правоверного независимо от его сословного статуса, материального по­ложения и места жительства. Однако длительный срок обучения в медре­се требовал определенных материальных затрат. Поэтому мечтой каждой крестьянской семьи было обучение хотя бы одного из сыновей в медресе и выведение его в муллы - сделать его ученым, авторитетным и уважаемым в татарском сообществе человеком.

Являясь частными или общественными учебными заведениями при мечетях, мектебы и медресе не имели официально утвержденных про­грамм и уставов. За редким исключением в этих школах не было единого определенного курса учения. Каждый мулла-учитель учил тому, что знал сам, и так, как учили его самого. Традиционная программа включала из­учение морфологии (сарф) и синтаксиса (наху) арабского языка, логики (мантыйк), философии (хикмат), догматики (калам) и мусульманскою права (фикх). Показателем продвижения шакирда являлись изучаемые книги: учебный курс заключался в изучении в строгой последователь­ности общепринятых книг, написанных в XI-XVI вв. Основу программы составляло богословие. Общеобразовательных предметов было немного, они носили вспомогательный характер.

Важно отметить, что после присоединения Средней Азии к России авторитет Бухары как центра мусульманской учености резко упал, этало­ном для татар стали учебные заведения Османской империи и Египта.

Здания татарских начальных школ являлись органической частью сельской застройки. Их размеры, рассчитанные на обучение двух десятков мальчиков - детей прихожан, и облик редко выделялись среди крестьян­ских строений. К тому же часть начальных школ располагалась в усадьбе приходского духовенства. По своему облику и строению русские началь­ные школы, строительство которых осуществлялось за казенный счет и регламентировалось привнесенными с запада санитарными нормативами, выгодно отличались от мусульманских учебных заведений.

Крупные медресе существовали благодаря или попечению богатых купцов, или вакфам, которые в сельской местности практически отсут­ствовали. Материальное благосостояние медресе зависело от многих при­чин: учености мударриса, количества учеников, щедрости благотворите­лей и т. д. Постоянного и стабильного источника дохода у большинства из них не было. Приходские начальные школы содержались за счет местных жителей, членов поземельной общины.

В конце XIX в. в Волго-Камье новометодные школы получили рас­пространение главным образом в городах и больших торговых селениях.

Сторонники традиционного обучения считали медресе и мектебе ис­ключительно религиозными школами. Они объявляли ересью не только введение русского языка как учебного предмета, но и замену традицион­ных религиозных дисциплин другими исламскими науками. С точки зре­ния старометодистов денежная, организационная и всякая иная помощь конфессиональным школам со стороны немусульманского населения, хотя бы и общественных учреждений, была неприемлема.

В библиотеках при медресе пытливые шакирды занимались само­образованием, расширяли свои познания. Рукописные книги шакирдов, их конспекты свидетельствуют о том, что они были знакомы с классиче­ской литературой Востока, математикой, астрономией, медициной, рито­рикой, поэтикой, историей, географией. Лучшие медресе обеспечивали высокий уровень подготовки. Из самых крупных и известных медресе Казанской губернии следует назвать Кшкарское медресе в Казанском уез­де, Сатышевское медресе в Мамадышском уезде, Акзегитовское медресе в Цивильском уезде.

Медресе в деревне Сатышево располагалось в специально построен­ном каменном здании. Имелась довольно обширная библиотека, состоя­щая в основном из рукописных книг. Число шакирдов доходило до трех­сот. Медресе в разные годы окончили поэт Миргазиз Забиров (Укмаси), писатель Мухаммед Гали и др.

Медресе в деревне Акзегитово было учреждено в 1870 г. на сред­ства уроженца этой же деревни купца Загидуллы Шафигуллина. Первоначально обучение здесь почти не отличалось от обычных дере­венских школ. Но со временем программа преподавания расширилась, в нее вошли, помимо религиозных, и общеобразовательные предметы. Грамота стала изучаться с применением звукового метода, открылся русский класс. Интересен тот факт, что для пропаганды нового метода обучения Шафигуллин устраивал в своем медресе ежегодные публичные экзамены, на которые приглашал почетных мусульман. Результатом яви­лось открытие нескольких подобных школ в соседних уездах. В медресе обучалось примерно 120 мальчиков. В Акзегитово в также было создано училище для девочек, где преподавались общеобразовательные предметы.

В годы советской власти мектебе и медресе были закрыты, система религиозного образования была предана забвению.

мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ — Мектебов, а также служащих государственного аппарата в странах Ближнего и Среднего Востока и других. М. получили распространение в 9—13 веках в странах, где преобладало население, исповедовавшее Ислам, в том числе в некоторых районах дореволюционной России (Бухара, Самарканд, Казань, Уфа и другие). М. открывались обычно при больших мечетях. В учебной программе М. — арабский язык, теологические, юридические, исторические и некоторые прикладные дисциплины. В средние века М. были не только очагами мусульманского богословия, но и имели определённое культурное значение.

В связи с реорганизацией системы народного образования, проведённой в 60-е годы 20 века во многих странах ислама, сложились два основных типа М.: светского характера, представляющие собой среднюю или высшую общеобразовательную школу, входящую в систему народного образования, и М. — чтения Корана, готовящие служителей культа. Обучение в светских М. раздельное, бесплатное. Кроме государственных и конфессиональных, действует небольшое число частных платных М. Во всех светских М. изучение Корана обязательно. Выпускники М. имеют право поступать в университет.

В СССР действует (1973) М. Мири-Араб в Бухаре, дающее среднее богословское образование. См. также Духовные учебные заведения.

Как тип архитектурного сооружения М. сложилось на востоке мусульманского мира в 10—11 веках [медресе Фарджек в Бухаре (10 век, не сохранилось), Низамие в Харгирде (Иран, 11 век)]. С 12—13 веков М. строились на Ближнем Востоке [медресе ан-Нурия аль-Кубра в Дамаске (12 век), Мустансирия в Багдаде (13 век)], а с 13—14 веков на севере Африки [медресе Саффарин в Фесе (13 век), Хасана в Каире (14 век)]. 1—2-этажное здание М. включает расположенные вокруг прямоугольного двора кельи, мечеть, аудиторию. При общей типологии М. различных областей отличаются друг от друга по планировке и конструкциям. Так, если в Средней Азии мечеть и аудитория расположены в корпусе здания, по обе стороны портала (находящегося на оси главного фасада), то в Сирии и Египте они занимают открытые во двор лоджии. В Малой Азии дворик М. обычно покрывается большим куполом. В Азии перекрытиями служат своды, в Северной Африке — стропильные крыши с черепичными кровлями. М. украшаются резьбой по стуку, камню и дереву, а также резной терракотой и поливными плитками. К числу выдающихся образцов мирового зодчества принадлежат медресе Бу-Инания в Фесе (14 век), Улугбека в Самарканде (15 век), Мири-Араб в Бухаре (16 век).

1) начальная мусульманская школа церковноприходского типа. Возникла при мечетях в арабских странах в 7—8 вв. С утверждением Ислама и развитием мусульманского миссионерства (См. Миссионерство) М. получили распространение во многих странах Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, в Поволжье и некоторых др. районах дореволюционной России, где преобладало население, исповедовавшее ислам. М. содержались в основном за счёт населения, обучались в них главным образом мальчики (М. для девочек очень редки); учителя — служители культа, обычно муллы. В основе обучения — арабский алфавит, тексты Корана. В современных М. (куттабах) изучаются арабский язык, письменность, арифметика и др. светские дисциплины; многие М. реорганизованы в начальные общеобразовательные школы, в которых изучение Корана — лишь один из учебных предметов. В ряде стран ислама созданы женские М.-куттабы, где обучение девочек осуществляют учительницы. Выпускники М.-куттабов имеют право поступать в общеобразовательные начальные и средние школы, в медресе. 2) У народов тюркской языковой группы, проживающих в СССР, М. называется Средняя общеобразовательная школа.

мектеб мектебе Словарь русских синонимов. мектеб сущ., кол-во синонимов: 2 • мектебе (1) • школа (68) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: мектебе, школа

МЕКТЕБ (араб, м а к т а б, букв.- место, где пишут), 1) начальная мусульм. школа церковноприходского типа. Возникла при мечетях в араб, странах в 7-8 вв. С утверждением ислама и развитием мусульм. миссионерства М. получили распространение во мн. странах Бл и Ср. Востока, Ср. Азии, в Поволжье и нек-рых др. р-нах дореволюц. России, где преобладало население, исповедовавшее ислам. М. содержались в основном за счёт населения, обучались в них гл. обр. мальчики (М. для девочек очень редки); учителя - служители культа, обычно муллы. В основе обучения -араб, алфавит, тексты Корана. В совр. М (куттабах) изучаются араб, яз., письменность, арифметика и др. светские дисциплины; мн. М. реорганизованы в нач. общеобразоват. школы, в к-рых изучение Корана-лишь один из уч. предметов. В ряде стран ислама созданы женские М.-куттабы, где обучение девочек осуществляют учительницы. Выпускники М.-куттабов имеют право поступать в общеобразоват. нач. и ср. школы, 2) У народов тюркской языковой группы, проживающих в СССР, М. наз. средняя общеобразовательная школа.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

(тэ), а, м. (араб. maktab букв. место, где пишут).
1. Начальная мусульманская школа для мальчиков.
|| Ср. медресе, семинария, хедер.
2. Название средней общеобразовательной школы у нек-рых тюркских народов.

Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Читайте также: