Что такое линия сталина кратко

Обновлено: 05.07.2024

80 лет назад в структуре народного комиссариата обороны СССР было создано самостоятельное Управление оборонительного строительства (УОС). Соответствующий приказ №0122 был утверждён главой военного ведомства маршалом Семёном Тимошенко.

Ранее эта структура подчинялась Главному военно-инженерному управлению Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Как отмечают историки, с помощью реформирования в Москве рассчитывали ускорить процесс сооружения фортификаций и повысить качество данных строений.

По заданию Генерального штаба Красной армии УОС был обязан решать вопросы сооружения новых укреплённых районов, а также достройки заложенных ранее фортификаций.

Также на Управление оборонительного строительства возлагалась задача составления инструкций по эксплуатации инженерных сооружений, разработке типовых технических проектов, смет, материалов, механизмов и внутреннего оборудования.

Как отметил в беседе с RT доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Дмитрий Суржик, появление Управления оборонительного строительства было продиктовано необходимостью форсировать решение вопросов, связанных с инженерным оборудованием западных рубежей СССР. По его мнению, в Москве осознавали неизбежность крупномасштабной войны.

По словам эксперта, перед Советским Союзом стояла намного более масштабная задача по укреплению рубежей, чем перед Францией, построившей ранее линию Мажино, Германией — с линией Зигфрида и Финляндией — с линией Маннергейма.

Как отметил Суржик, фортификации на западной границе СССР создавались с учётом общемирового опыта. В частности, советские инженеры старались возводить протяжённые укреплённые линии таким образом, чтобы это не были изолированные сооружения.

Советский лётчик ведёт стрельбу из авиационного орудия

От пулемётов — к пушкам: какую роль сыграли авиационные орудия в успехах ВВС Красной армии

9 февраля 1931 года руководство СССР поручило отечественным оружейникам создать крупнокалиберный авиационный пулемёт. В результате.

Новые инженерные системы с широким применением железобетонных конструкций строились с целью интеграции в гражданскую и военную инфраструктуру региона размещения. Подобный подход позволял более эффективно решать вопросы обеспечения продовольствием, водой, боеприпасами, вооружением и личным составом.

По словам историков, укрепрайоны позволили Красной армии оказывать ожесточённое и продолжительное сопротивление вторгшимся в центральную часть Украины нацистским соединениям.

Как свидетельствуют документы, первая попытка гитлеровцев прорваться к Киеву 13 июля 1941 года закончилась провалом. Наступавшие части 3-го моторизованного корпуса вермахта попали под плотный огонь пулемётов из ДОТов Киевского укрепрайона. Также противник подвергся чувствительным контрударам во фланг и был вынужден перейти к обороне.

В результате сражение за Киев приняло затяжной характер: в целом эффективно обороняясь, Красная армия периодически переходила в контратаки, деблокировала окружённые врагом ДОТы и даже смогла освободить несколько населённых пунктов.

Успешные оборонительные действия в июле — августе 1941 года позволили подтянуть к городу столь необходимые для продолжения сопротивления резервы.

Ситуация для полумиллионного Киевского гарнизона резко изменилась в середине сентября 1941 года по причине поражений РККА на Юго-Западном фронте. Это позволило гитлеровцам практически полностью окружить столицу Украины. Чтобы не оказаться в котле, защищавшая город 37-я армия была вынуждена отступить на восточный берег Днепра, взорвав за собой мосты.

В своих воспоминаниях офицеры вермахта рассказывали, что ДОТы Минского укрепрайона были хорошо замаскированы. Чтобы обнаружить все огневые точки, немцам приходилась подставлять свои танковые колонны под обстрел советских войск.

3 сентября 1939 года Франция и Великобритания стали первыми государствами, которые объявили войну нацистской Германии. На тот момент.

Штурм ДОТов Минского УР со стороны немцев был поэтапным. После выявления огневых точек противник открывал навесную стрельбу из 105-мм орудий. После этого гитлеровцы бросали в бой расчёты 37-мм противотанковых пушек и 20-мм зенитных установок.

Затем на разгромленные ДОТы направлялись штурмовые группы на танках Panzer IV, но и они встречали упорное сопротивление красноармейцев. Сражения были настолько интенсивными, что нередко у защитников Минского УРа заканчивались снаряды. В таких ситуациях советские военнослужащие покидали позиции и продолжали вести боевые действия на других рубежах.

Однако, как отметил в комментарии RT заместитель директора Музея отечественной военной истории Вадим Антонов, Советскому Союзу не удалось в полной мере воспользоваться потенциалом сооружённых в 1928—1939 годы укрепрайонов.

По мнению эксперта, одна из причин заключалась в том, что СССР не успел возвести фортификации в Прибалтике, Западной Белоруссии и на Украине, которые отошли советскому государству по пакту Молотова — Риббентропа.

29 декабря 1940 года состоялся первый полёт легендарного советского штурмовика Ил-2 под управлением лётчика-испытателя Владимира.

Неготовность линии Молотова, как считает эксперт, послужила важным фактором, который способствовал быстрому продвижению вермахта через территорию Прибалтики. По мнению Антонова, в целом укрепрайоны в западных регионах СССР не выполнили возложенной на них функции, хотя в ряде эпизодов гарнизонам УРов удавалось оказывать продолжительное сопротивление превосходящим силам гитлеровцев.

Как пояснил эксперт, стратегия немецкого блицкрига заключалась в том, чтобы взять в клещи крупнейшие силы РККА и решительными ударами сломить их сопротивление. Но героизм и успешные оборонительные действия, в том числе с применением УРов, позволили Советскому Союзу сорвать вражеские планы.

Кроме того, СССР выиграл драгоценное время на мобилизацию войск, эвакуацию мирных граждан и промышленных предприятий, что впоследствии помогло создать рубежи обороны, на которых неприятель был остановлен, а затем начал терпеть сокрушительные поражения, отмечает Суржик.

В самом Советском Союзе серию укрепрайонов на западной границе никогда не называли Линией Сталина. Так их окрестили немецкая пропаганда и западная пресса. Использовали это название в своих мемуарах и бывшие военачальники вермахта. Оттуда оно распространилось в отечественную литературу и исторические исследования постсоветского периода.

Оборонительная линия эта была масштабной: серия укрепрайонов тянулась от Карельского перешейка до берегов Чёрного моря. Строительство было начато ещё в 1928 году и велось до осени 1939 г. – вплоть до введения Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.

Но почему Линия Сталина не стала преградой для немецкого блицкрига 1941 года?

Насколько грозной была "Линия Сталина"?

Самая мощная и знаменитая французская Линия Мажино в 1940 году тоже не стала преградой для Вермахта. Германские войска просто обошли её через территорию Бельгии.

Линия Сталина сильно отличалась от линии Мажино (или линии Маннергейма). Те были сплошными. Но западная граница СССР тянулась почти на 2 тыс. километров. На таком протяжении не построишь непрерывную линию обороны.

Решили возвести отдельные укреплённые районы (УРы), и закрыть ими важнейшие узлы коммуникаций. В промежутках между УРами противнику будет трудно наступать из-за отсутствия нормальных дорог, поэтому ему всё равно придётся штурмовать УР – решили кремлёвские стратеги.

К тому же, главной задачей линии было сдерживание врага до мобилизации основных сил, а не полная его остановка и разгром.

Было построено 13 укрепрайонов, каждый протяжённостью от 50 до 150 км: передовые позиции и препятствия глубиной до 12 км + основные позиции глубиной около 4 км. Правда, средств для того, чтобы как следует насытить каждый УР фортификациями и вооружением, не хватило.

Тем не менее, что в 1938 году начали строить ещё 8 УРов, в промежутках между почти законченными 13-ти.

По немецким подсчётам, сделанным после захвата Линии Сталина в 1941 году, на ней (не считая не взятого финнами Карельского УРа) было 142 каземата для полевой артиллерии, 248 казематов и бункеров для противотанковых орудий, 2572 казематов и бункеров для пулемётов.

Зачем Сталин разорил этот оборонительный рубеж?

В сентябре 1939-го западная граница СССР ушла далеко на запад: к Союзу присоединили Западную Украину и Западную Белоруссию.

В связи с переносом границы, а также под впечатлением от тяжёлого прорыва Линии Маннергейма в советско-финскую, нарком обороны Ворошилов и начальник Генштаба Шапошников в январе 1940 г. предложили Сталину развернуть строительство новой линии УРов, вдоль новой границы.

Для начала было намечено построить 9 УРов на западных рубежах Украины и Белоруссии, а после присоединения Прибалтики – ещё 4 УРа в Литве. На юге эта новая линия должна была упереться в Карпаты. Далее, на новой границе с Венгрией и Румынией, никаких укреплений строить не предполагалось.

Но эти грандиозные планы не осуществились: к 22 июня 1941 года новые УРы были готовы лишь на 15-20% (и то, по бумажным отчётам).

Г. К. Жуков в своих мемуарах объясняет это ещё и общей нехваткой пулемётного и артиллерийского вооружения в войсках.

Как проходили на Линии Сталина?

Наступление вермахта развивалось так стремительно, что разместить войска и вооружение удалось лишь в отдельных пунктах Линии Сталина.

Минский УР сдерживал врага с 26 по 29 июня, причём вывел из строя, по немецким данным, 210 танков (треть списочного состава наступавших на Минск танков, или целую дивизию).

Киевский УР успешно оборонял столицу УССР от фронтального наступления немцев. Он пал только после того, как противник глубоко обошёл Киев с востока.

Серьёзный урон врагу нанесли укрепрайоны: Мозырский, Коростенский, Новоград-Волынский, Кингисеппский (на старой границе с Эстонией).

Карельский УР (на старой границе с Финляндией, севернее Ленинграда) финны вообще преодолеть не смогли.

Но в целом, из-за разоружения и консервации, неожиданно стремительного наступления немцев и общего хаоса, царившего в первые месяцы войны в войсках, Линия Сталина не стала серьёзной преградой для агрессоров.

Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники , и канал 📍 YouTube . Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, насколько эффективной была эта оборонительная линия?

Единственный человек в руководстве Третьего Рейха, который был против войны с СССР:

Строительство оборонительной линии началось в 1928 году на западной границе СССР (с Финляндией, Прибалтийскими странами, Польшей и Румынией), изначально создавалось 13 укрепрайонов: Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростеньский, Новоград-Волынский, Киевский, Летичевский, Могилев-Подольский, Рыбницкий, Тираспольский. Данные укрепрайоны имели протяженность по фронту от 50 до 150 км, по возможности фланги УРов были прикрыты естественными препятствиями. Укрепрайоны строились с таким расчетом, чтобы каждый из них обеспечивал контроль над каким-либо важным маршрутом. Всего к 1938 году в 13 УРах было возведено 3196 различных оборонительных сооружений.

Железобетонные огневые точки обеспечивали возможность кругового огня с преобладанием фронтального огня. Наиболее распространенным сооружением был ДОТ с тремя пулеметными амбразурами. Среди артиллерийских наибольшее распространение получили двухорудийные полукапониры, в которых устанавливались 76,2-мм полевые орудия. Помимо этого создавались противотанковые ДОТы и небольшие пулеметные, с 1-2 пулеметными амбразурами. Уровень защиты ДОТов позволял им выдерживать 1-2 попадания 152-мм снарядов. Поскольку ДОТы обладали возможностью прикрытия друг друга огнем, расстояние между ними обычно составляло 500-600 метров. Общей чертой УРов можно назвать относительно низкое число артиллерийских огневых точек.


Минский укрепрайон

Протяженность Минского УРа составляла 140 км. Всего он насчитывал около 327 ДОТов. Глубина его линии обороны на главных направлениях достигала 6 км, на периферийных направлениях до 2-3 км. Укрепрайон включал в свою структуру не только ДОТы, но и развитую сеть различных инженерных заграждений, окопов полного профиля, воздушных и подземных линий связи, а также развитую сеть дорог.


Железобетонные стены ДОТов имели в толщину до 1,5 метров, а перекрытия до 1,1 метра и могли выдержать попадание тяжелых артиллерийских снарядов калибра до 152 мм. Каждый ДОТ оснащался газовым фильтром-поглотителем, вентилятором для отвода из ДОТа пороховых газов и притока свежего воздуха, перископом, электросигнализацией, переговорными трубами, а также телефонной связью.


Однако полностью занять полосу укреплений части просто не успели, при этом северо-западные подступы к Минску оказались фактически неприкрытыми. Советское командование рассредоточило имеющиеся силы на широком фронте, предопределив тем самым их дальнейший разгром. В среднем на одну дивизию приходилось до 50 км по фронту. При такой плотности обороны многие ДОТы просто не были заняты войсками, что отрицательно сказалось на возможности удержания УРа.

В конечном итоге все укрепрайоны были прорваны на всю глубину, а немцы к декабрю 1941 года стояли у ворот Москвы. Но даже те сутки, где-то недели, а под Киевом и месяцы, в течение которых построенные УРы помогали частям Красной Армии сдерживать продвижение гитлеровцев на Восток, внесли свой вклад в победу 1945 года.

Использованы источники:

Первоначально (начиная с 1928 года) строили 13 укрепленных районов (УРов): Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростенский, Киевский, Новоград-Волынский, Летичевский, Могилёв-Подольский, Рыбницкий, Тираспольский. Они были размещены там, где тогда ожидалось наступление врага.

В 1938 году было начато строительство еще 8 укрепрайонов: Изяславского, Каменец-Подольского, Островского, Остропольского, Себежского, Слуцкого, Староконстантиновского, Шепетовского.

Вначале врага встречали укрепления предполья, передовые позиции и инженерные заграждения, глубиной около 12 км. Затем уже шли укрепления глубиной 4 км, состоявшие из пулеметных и пушечных ДОТов. Тактически УРы делились на Батальонные Районы Обороны (БРО), которые имели между собой огневую связь. Размеры одного БРО были километр на километр (вплоть до 2×2 км).

Батумский УР не воевал, Турция в войну не вступила.

Увы, в реальном ходе войны получилось совершенно по-другому. Большая часть УРов была пройдена немцами без потерь — укрепления были законсервированы, вооружение из них было частично снято, войска выведены. Так что большую часть УРов немцы даже не заметили.

Хотя были и исключения.

Часть укреплений УРа вовсе не была занята войсками, а если где-то нашим войскам удалось добраться до них, опередив Вермахт, обнаружилось, что ДОТы обезоружены. Уже 26.06 через северную часть УРа, не занятую нашими войсками, беспрепятственно прошла немецкая 7-я танковая дивизия, а 27.06 центральная часть УРа была прорвана 12-й танковой дивизией Вермахта. Войска, оборонявшие УР, оказались в кольце и вскоре были разгромлены.

Себежский УР был прорван после трехдневных боев (с 04.07 по 07.07).

Новоград-Волынский УР прикрывал дорогу на Житомир и Киев. Держался три дня (с 5 по 8 июля), после чего был прорван и разгромлен.

Полоцкий УР оборонялся 12 дней, с 04.07 по 16.07. После чего был прорван немецкими войсками.

Киевский укреплённый район

Коростеньский УР прикрывал дорогу на Киев. Бои на нем длились 9 дней. 22.07 немцы начали бои на этом УРе, а 31.07 он был прорван. Киевский укреплённый район
Фото: Источник

Киевский УР начал оборону 11.07. Только в августе были прорваны укрепления в южной части УРа, но контрнаступление РККА отбросило врага, позволив восстановить линию обороны Киева. В сентябре 1941 немцы окружили и УР, и весь Юго-Западный фронт.

Тираспольский УР воевал 5 дней, с 03.08 по 08.08, после чего был прорван и захвачен врагом.

Так в чем же дело было? Наверное, в том, что генералы всегда готовят войска к той войне, которая уже была, используя знания военной истории. В Первую мировую пулеметы на большом расстоянии уничтожали наступающую пехоту. Ко Второй мировой появились мощные и быстроходные танки, боеспособная авиация и сильная артиллерия. А укрепления УРов строили для боев со старыми армиями.

Вермахт посредством мощных авианалетов и артподготовки просто сносил ДОТы и защищавшие их части, а потом прорывался на узком участке, где были уничтожены все силы обороняющихся.

Если после Первой мировой страны Европы активно строили линии укреплений (линия Мажино, линия Маннергейма, линия Зигфрида и пр.), то после Второй мировой укрепленные районы уже не строили — было найдено средство их разрушить или обойти.

Читайте также: